Программа кружка "Юный художник"
рабочая программа на тему
Программа кружка "Юный художник" для 5-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_khudozhnik-kruzhok_5-9_kl._14-15_god.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ СУЗДАЛЬСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Боголюбовская средняя общеобразовательная школа» ____________ А.И.Решетов «28» 08 2014 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ___________ С.Н. Сысенко «28» 08 2014 г. |
|
Программа дополнительного образования
детей и взрослых
художественно – эстетической направленности
«Юный художник»
Срок освоения программы –1год
возраст обучающихся 10-15лет
Составитель: Григорьянская Галина Гургеновна
Педагог дополнительного образования
Боголюбово 2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
Современное развитие общества требует значительного улучшения эстетического воспитания школьников.
Сельские дети лишены возможности посещать галереи, выставочные залы, знакомиться с произведениями искусства.
Одного часа в неделю изобразительного искусства в 1-8 классах недостаточно, чтобы развить в ребенке творческое и пространственное
воображение, познакомиться с различными художественными материалами и разнообразием техник.
Этой задаче соответствует настоящая программа, которая является комплексной, поскольку включает в себя все основные виды художественно-творческой деятельности по изобразительному искусству – тематическую композицию и иллюстрирование, декоративно-прикладную работу, рисование с натуры.
На занятиях по программе «Юный художник» дети получат возможность расширить свои знания, овладеть новыми способами и приемами, познакомиться с новыми художественными средствами. Полученные знания, умения, навыки помогут ребенку расширить кругозор, расширить интеллект, стать более творчески развитой личностью, воспитать вкус и интерес к искусству, кому-то определить свой профессиональный выбор.
Направленность программы «Юный художник» является программой художественно-творческой направленности, предполагает повышение развития уровня освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, рассчитанной на 1 год.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о классических закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, приёмах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Развивают чувство патриотизма. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, организуя выставки своих работ.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству, развивать чувство отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни.
Основная цель программы:
Создать условия для формирования творческой личности ребенка, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы дети понимали и принимали, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в России.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
- Обучающие:
- нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
- основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками;
- живописной грамоте;
- навыкам передачи цветом с натуры, по памяти, представлению предметов, природы, людей;
- Развивающие:
- развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями;
- развитие эстетического вкуса, чувств школьников, духовной культуры;
- развитие постоянного общения с искусством;
- развитие художественно- творческих способностей и склонностей обучающихся, их творческую индивидуальность, самостоятельность, инициативность;
- развитие навыка работы со справочной литературой.
- Познавательные:
- вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;
- развитие интереса к изучению истории художественной культуры своей Родины;
- интереса к народным промыслам;
- приобщение к наследию мирового искусства.
- Воспитательные:
- создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответствующие коммуникативные умения;
- формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
- организация диалога обучающихся со сверстниками, взрослыми;
- формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.
- Практико-деятельностные:
- развитие навыков самовыражения, самореализации, общения, сотрудничества;
- Мотивационные:
- создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности;
- создание условий для развития интереса к саморазвитию, самооценке своих достижений.
Социально-педагогические:
- формирование у обучающихся интереса к изобразительному искусству;
- развитие ученического самоуправления;
- формирование активной личности.
- Практико-деятельностные – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Мотивационные:
- создание условий формирования полноценной, всесторонне развитой личности;
- создание условий для развития интереса к саморазвитию, самооценке своих достижений
- раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Социально-педагогические:
- формирование у обучающихся стойкого интереса к изобразительному искусству;
- развитие ученического самоуправления;
- формирование активной личности
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-15 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
- ознакомительный
- развивающий
- исследовательский
Основные дидактические принципы программы:
- доступность и наглядность,
- последовательность и систематичность обучения и воспитания,
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Основываясь на возрастных и индивидуальных особенностях детей подбирается сложность на творческом и техническом уровне. Обучающиеся, оттачивая свое мастерство исправляют ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание следующих форм занятий:
- коллективных,
- групповых,
- индивидуальных.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования коммуникативности. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Ведущие положения программы дополнительного образования
- Область обучения:
- формирование творческих качеств личности;
- развитие креативного мышления.
- Область воспитания:
- развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;
- формирование умений самовоспитания и самообразования;
- создание условий для самореализации;
- формирование веры в себя, в свои возможности и силы;
- создание воспитательно-образовательной среды, формирующей у учащихся потребность в самосовершенствовании.
- Область социализации:
- формирование высоконравственного отношения личности к себе, самоуважения, адекватной самооценки;
- формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру;
- развитие гуманистического, демократического, диалектического, экологического мышления;
- осуществление деятельностного подхода в обучении;
- формирование социальной активности учащихся;
- формирование и развитие интегративного качества самостоятельной личности – социальной автономизации;
- обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;
- подготовка учащихся к профессиональному и жизненному самоопределению, выбору профессии.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Два часа в неделю итого-80часов в год.
Содержание программы
- Введение (2 часа)
Определение «Художественный образ»
- Графика(20часов)
Воздушная перспектива, линия горизонта, разнохарактерные линии, рисунки с натуры отдельных предметов и натюрморта.
- Живопись (20 часа)
Цветовой круг, работа над тематической композицией, иллюстрирование литературных произведений.
- Декоративно-прикладная работа (20 часов)
Создание вещи в различных материалах (пластилин, тесто).
Линия, силуэт, декор, вышивка.
- Рисование с натуры (18 часов)
Формы и пропорции, композиция, цветовое решение.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок. В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться с интересной профессией художника.
Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.
Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии, работать различными художественными материалами, самостоятельно выбирать тему и сюжет композиции, выделять планы, работать с натуры, выполнять работы в объёме.
Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.
Воспитанники, в процессе усвоения программных требований, получают до профессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
Учебно-тематический план
Темы | Количество часов по теме | Из них практические занятия |
Введение | 2 | - |
Графика. | 20 | 16 |
Живопись. | 20 | 16 |
Декоративно-прикладная работа | 20 | 14 |
Рисование с натуры | 18 | 14 |
Всего | 80 | 60 |
Тематическое планирование
№ | №темы в разделе | Тема занятий | Кол.часов | Теория | Практика |
1 | 1 | Условия безопасной работы. Знакомство с графическими материалами. Разнохарактерные линии. | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | 2 | Разнохарактерные линии, штриховка, растяжка. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | 3 | Воздушная перспектива. Линия горизонта. Рисунок с натуры - призма. | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | 4 | Воздушная перспектива. Линия горизонта. Рисунок с натуры – усеченный конус. | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | 5 | Натюрморт – набросочный характер, положение тел в пространстве. | 2 | 0.5 | 1.5 |
6 | 6-7 | Натюрморт – построение. Свет и тень – падающая и собственная. | 4 | 0.5 | 3,5 |
7 | 8-9 | Натюрморт работа в графике. | 4 | 0.5 | 3.5 |
8 | 10 | Натюрморт работа в графике завершение. | 2 | 2 | |
9 | 11 | Цветовой круг, дополнительные цвета, цветовой фон. | 2 | 0.5 | 1.5 |
10 | 12 | Цвет как выразитель настроения «Город» | 2 | 2 | |
11 | 13 | Творческая работа «Небо». Иллюстрация прочитанных произведений, личный опыт. | 2 | 0.5 | 1.5 |
12 | 14 | Творческая работа «Небо». Иллюстрация прочитанных произведений, личный опыт. | 2 | 2 | |
13 | 15-16 | Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. Натюрморт. | 2 | 0.5 | 1,5 |
14 | 17 | Предметы и пространство. Живая и статическая композиция. Натюрморт. | 2 | 2 | |
15 | 18 | Открытка – поздравление с Новым годом | 2 | 0.5 | 1.5 |
16 | 19 | Открытка – поздравление с Новым годом | 2 | 2 | |
17 | 20 | О декоративно-прикладном искусстве. Введение в тему занятий. | 2 | 2 | |
18 | 21 | Создание декоративно – прикладной композиции к празднику 8 марта. Вышивка лентами. | 2 | 0.5 | 1.5 |
19 | 22 | Создание декоративно – прикладной композиции к празднику 8 марта. Вышивка лентами. | 2 | 2 | |
20 | 23 | Создание декоративно – прикладной композиции к празднику 8 марта. Вышивка лентами. | 2 | 2 | |
21 | 24 | Поздравительная открытка с днем Защитника Отечества. Аппликация. | 2 | 0.5 | 1.5 |
22 | 25 | Поздравительная открытка с днем Защитника Отечества. Аппликация. | 2 | 2 | |
23 | 26-27 | Цветы как носитель настроения. Несложные цветы. | 4 | 0.5 | 3,5 |
24 | 28 | Объемная аппликационная композиция. | 2 | 0.5 | 1.5 |
25 | 29-30 | Объемная аппликационная композиция. | 4 | 4 | |
26 | 31-32 | Народные промыслы их современное звучание. | 4 | 0.5 | 3,5 |
27 | 33 | Зарисовки растений с натуры «Посмотри в окно». Графика. | 2 | 2 | |
28 | 34 | Зарисовки растений с натуры «Посмотри в окно». Живопись. | 2 | 0.5 | 1.5 |
29 | 35 | Пластика природных форм и линий. Человек и животные. Графика. | 2 | 0.5 | 1.5 |
30 | 36 | Пластика природных форм и линий. Человек и животные. Живопись. | 2 | 2 | |
31 | 37 | Творческая работа «Я и мои друзья». | 2 | 2 | |
32 | 38-39 | Наброски домов, дорог, тротуаров, машин с натуры. | 4 | 0,5 | 3,5 |
33 | 40 | Линейная перспектива. Творческая работа по предварительным рисункам «Улицы моего поселка». | 2 | 0,5 | 1,5 |
ИТОГО | 80 | 20 | 60 |
Литература
- Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Дрофа» 1996 г.
- Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 1987 г.
- Краткий словарь худ. терминов. Сокольникова И.М. «Титул» Обнинск. 1996 г.
- Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе «Академия», 1999 г.
- Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение» 1991 г.
- Журналы «Юный художник»
- Энциклопедический словарь юного художника. «Педагогика». 1983 г.
8. Изобразительное искусство 4 класс Фёдоров С.А. Семёнова М.Н. «Просвещение» 1970 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа к программе "Юный художник" для детей 7-12 лет, з года обучения.
В нашей школе ГБОУСОШ № 520 Колпинского района СПб существует программа "Юный художник" созданная моими коллегами Аккуратовой Натальей Васильевной и Прокопович Антониной Ивановной по обучению де...
Дополнительная образовательная программа "Юный художник" (на 2012-13 учеб. год)
Программа по изобразительной деятельности для детей 7-17 лет....
Авторская программа "Юный художник"
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в начальном образовании относятся развитие творческих способностей детей. Данная программа направлена на художественно-эстетическое развити...
Авторская программа "Юный художник"
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в начальном образовании относятся развитие творческих способностей детей. Данная программа направлена на художественно-эстетическое развити...
Рабочая программа «Начинающий художник»
Программам художественной направленности «Начинающий художник» предоставляет возможность для развития у учащихся творческих способностей, художественного вкуса, эстетического вос...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный художник"
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана на основе федерального закона (утв. приказом Минобрнауки РФ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Фе...
Краткосрочная образовательная программа "Юный художник"
Знакомство с жанром "пейзаж", при этом используя разные техники, способы, направления. Краткосрочная образовательная программа, расчитана на 1 месяц обучения. Может использоваться как курсы ...