Программа МБОУ ДОД ЦДТ "Мир без опасности"
проект на тему
Программа работу учреждения по профилактике ПДД, по гражданско-патриотическому воспитанию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_bez.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Введение.
Мы Отечество не выбираем,
потому что Отечество в нас.
Проект «Мир без опасности» гражданско – патриотического воспитания детей и подростков Зарайского муниципального района на 2012 – 2013 годы (далее проект) разработан в соответствии с программой Федерального агентства по образованию, реализуемая в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Конвенции о правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Национального проекта «Образование».
Проект определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания детей и подростков Зарайского муниципального района и направлена на дальнейшее формирование гражданско – патриотического сознания подрастающего поколения.
Проект представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области гражданско – патриотического воспитания.
II. Содержание проблемы гражданско – патриотического воспитания и обоснование необходимости её решения программными методами.
Важнейшей составной частью нравственного воспитания подрастающего поколения является формирование патриотизма и гражданственности. Только на основе этих чувств укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Воспитание ставит, а самое главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания гражданственности и патриотизма. Воспитание этих двух качеств и является важнейшими составными в процессе воспитания, поскольку формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельности молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.
Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный выбор. Всё это требует наличия морально – психологических качеств, таких как: мужество, смелость, честность, порядочность, а также убеждённости и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации общества приобретают большую значимость такие свойства личности как толерантное отношение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.
Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. И эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными наклонностями».
Система мероприятий по гражданско – патриотическому воспитанию детей и подростков направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Она должна включать в себя соответствующую методическую базу воспитательной деятельности и комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания молодых граждан Российской Федерации. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации гражданско – патриотического воспитания детей и подростков является актуальной задачей.
Этим и определяется необходимость создания проекта гражданско – патриотического воспитания «Мир без опасности». Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания детей и подростков. Принципиально новым является подход к воспитанию: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому создаётся система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения ребёнка, развития гражданско – патриотической позиции
Наша модель ориентирована на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Так как стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, то в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Принципиально новым является подход к воспитанию: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому создаётся система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения ребёнка, развития гражданско – патриотической позиции. Поэтому всё содержание обучения и воспитания детей и подростков в Зарайском муниципальном районе направлено на создание условий гражданско – патриотического воспитания с учётом возрастных особенностей учащихся.
Система гражданско- патриотического образования и воспитания в районе предусматривает:
- деятельность образовательных учреждений всех видов и типов;
- взаимодействие муниципальных органов власти, образовательных учреждений, общественных объединений, отдельных лиц и групп по решению комплекса проблем гражданского образования на основе программных методов;
- освещение проблем гражданского образования в средствах массовой информации;
- широкое использование и внедрение разнообразных подходов, форм, моделей и методик гражданского образования.
III. Концептуальные основы.
- формирование ведущих качеств личности;
- практическая деятельность педагогов и воспитанников;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
- неразрывная связь с воспитательными факторами среды
IV. Цели и задачи.
Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи гражданско — патриотического воспитания.
Цель проекта: формирование отношения к «миру без опасности» как ценности жизни,создание системы патриотического воспитания подрастающего поколения для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу и готовностью к защите и выполнению конституционных обязанностей.
Основные задачи проекта:
- расширение представления детей и подростков о многообразии понятия «Мир без опасности»;
- воспитать личность гражданина — патриота Родины, способного встать на государственных интересов страны;
- формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну;
- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, а также подростковой преступности;
- пропаганда безопасности дорожного движения среди детей и подростков, воспитания законопослушного участника дорожного движения;
- пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, совершенствование подготовки обучающихся к военной службе;
- развитие сотрудничества со службами МЧС, работниками ГИБДД, сотрудниками внутренних дел, общественной организацией ветеранов «Боевое братство»;
- развивать самостоятельность и ответственность детей и подростков в ходе планирования и проведения дел на пользу себе и другим;
- возрождать интерес подрастающего поколения к героическим подвигам воинов — защитников, героям боевых действий;
- формировать российского национального самосознания, патриотических чувств и настроений у подрастающего поколения, как мотивов деятельности;
- сохранять связь поколений через ряд мероприятий и акций патриотической направленности.
V. Механизм реализации Проекта.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет управление образование администрации Зарайского муниципального района и муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества (далее МБОУ ДОД ЦДТ) во взаимодействии с образовательными учреждениями.
Управление образование совместно с МБОУ ДОД ЦДТ :
- разрабатывает план мероприятий и организует их выполнение;
- обеспечивает контроль за реализацией Проекта и плана мероприятий;
- обеспечивает финансирование мероприятий проекта и плана мероприятий за счет бюджетных средств;
- обсуждает представленные предложения по уточнению перечня мероприятий Проекта и сроков их реализации.
Исполнителями мероприятий Проекта являются муниципальные бюджетные образовательные учреждения района:
- разрабатывают программы с определением конкретных работ;
- представляют в управление образования программы;
- обеспечивают реализацию указанных программ.
VI. Оценка эффективности реализации проекта.
В результате осуществления Проекта ожидается:
- создание постоянно действующей системы гражданско-патриотического образования, включающей в себя соответствующие муниципальные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий по формированию у школьников определенного мировоззрения, основанного на демократических ценностях, ответственности на основе разработанной нормативной базы;
- закрепление в содержании образования таких ценностей, как права и свободы человека, мир, демократическое участие в жизни общества, уважение к истории Российской Федерации и ее народов, ответственность, толерантность, отказ от насилия, межкультурный диалог и т. д.
В ходе реализации Проекта будут собраны информационные материалы, видеопродукция; созданы условия для участия в конференциях, конкурсах, олимпиадах,соревнованиях и др.
Конечным результатом реализации Проекта должно стать обеспечение формирования гражданственности общими усилиями социума, полного и всестороннего развития человеческой личности, ее социализации, воспитания людей в духе демократических ценностей, выработки и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства, формирования высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека у населения страны.
План мероприятий по
гражданско - патриотическому воспитанию.
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственны |
Организационная работа. | |||
1 | Создание координационного совета по реализации проекта гражданско- патриотического воспитания «Мир без опасности» 2012-2013 г | Август | Управление образования |
2 | Разработка школьных программ по гражданско-патриотическому воспитанию. | Сентябрь | Образовательные учреждения |
3 | Организация работы учащихся образовательных учреждений. | В течение года | Образовательные учреждения |
4 | Организация сотрудничества с общественными организациями. | Управление образования МБОУ ДОД ЦДТ | |
5 | Организация встреч с представителями Совета ветеранов Вов, тружеников тыла и правоохранительных органов,МЧС, работниками ГИБДД, сотрудниками внутренних дел, общественной организацией ветеранов «Боевое братство». | В течение года | МБОУ ДОД ЦДТ Образовательные учреждения |
6 | Разработка положений конкурсов, слетов- соревнований | В течение года | Управление образования МБОУ ДОД ЦДТ |
7 | Организация и проведение районных выставок детских творческих работ. | В течение года | МБОУ ДОД ЦДТ |
8 | Консультации с представителями образовательных учреждений | По мере необходимости | МБОУ ДОД ЦДТ |
9 | Проведение массовых мероприятий. | МБОУ ДОД ЦДТ ЗРДОО «Радуга» | |
Массовые мероприятия | |||
10 | Единый день профилактики безопасности дорожного движения | 3 сентября | ОУ |
11 | Районный слет-соревнование «Безопасное колесо» | сентября | МБОУ ДОД ЦДТ |
12 | Уборка территории около памятников воинам Великой Отечественной войны. Благоустройство мест воинских захоронений. | Октябрь- ноябрь | МБОУ ДОД ЦДТ ЗРДОО «Радуга» |
13 | Районный марафон творческих программ по пропаганде безопасного поведения детей на дорогах. | ноября | МБОУ ДОД ЦДТ |
14 | Старт районного слета-соревнования «Школа безопасности». Мастер-класс, практикум. Старшая возрастная группа. | Октябрь | МБОУ ДОД ЦДТ |
15 | Слет Зарайской районной детской общественной организации «Радуга» с участием ветеранов Великой Отечественной войны. | Ноябрь | МБОУ ДОД ЦДТ ЗРДОО «Радуга» |
16 | Поисковая работа. Сбор материалов по теме «Дети войны». | Ноябрь- март | ЗРДОО «Радуга» |
17 | Организация встреч детей и подростков с ветеранами ВОв. | Ноябрь- декабрь | МБОУ ДОД ЦДТ ЗРДОО «Радуга» |
18 | День доблестной славы. Праздник, посвященный разгрому фашистских войск под Москвой. | Декабрь | МБОУ ДОД ЦДТ |
19 | Митинг «Этих дней не смолкнет слава», посвященный годовщине битвы под Москвой у памятника воина-освободителя | Декабрь | ЗРДОО «Радуга» |
20 | «Мир безопасности» Мастер-класс, практикум. Младшая возрастная группа. | Январь | МБОУ ДОД ЦДТ ЗРДОО «Радуга» |
21 | 1 этап районного слета- соревнования «Школа безопасности». Стрельба из пневматической винтовки. | Январь | МБОУ ДОД ЦДТ |
22 | Программа «100 вопросов взрослому» Встречи с воинами локальных войн. | Февраль | МБОУ ДОД ЦДТ |
23 | Концертная программа для военнослужащих в военном госпитале г Рязань, посвященная Дню защитника Отечества | Февраль | МБОУ ДОД ЦДТ |
24 | 2 этап районного слета-соревнование «Школа безопасности».ОФП. | Февраль | МБОУ ДОД ЦДТ |
25 | Посещение школьных музеев и комнат боевой славы | В течение года | МБОУ ДОД ЦДТ ЗРДОО «Радуга» |
Районный слет правохранительных отрядов | Март | МБОУ ДОД ЦДТ | |
26 | Праздник «Встреча поколений». Тема «Дети войны».Итоги поисковой работы. Встреча с детьми Великой Отечественной войны. | Март | ЗРДОО «Радуга» |
27 | 3 этап «Школы безопасности». Олимпиада по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». | Март | МБОУ ДОД ЦДТ |
28 | Акция «Ветеран живет рядом» | В течение года | МБОУ ДОД ЦДТ ЗРДОО «Радуга» |
29 | Акция «Подарки ветеранам — своими руками!» Адресные поздравления ветеранов. | В течение года | МБОУ ДОД ЦДТ ЗРДОО «Радуга» |
30 | Единый день профилактики безопасности дорожного движения | Апрель | УО |
31 | Благоустройство мест воинских захоронений. | Апрель - май | МБОУ ДОД ЦДТ ЗРДОО «Радуга» |
32 | Праздничный концерт для ветеранов ВОВ и тружеников тыла | Май | МБОУ ДОД ЦДТ ЗРДОО «Радуга» |
33 | Вахта памяти. Пост №1 у памятников воинам. | Май | ЗРДОО «Радуга» |
34 | Возложение цветов и венков к памятникам воинов. | Май | ЗРДОО «Радуга» |
33 | 4 этап районного слета- соревнование « Школа безопасности». «Маршрут выживания». | Май | МБОУ ДОД ЦДТ |
34 | Районный конкурс изобразительного творчества по безопасности дорожного. | Апрель-Май | МБОУ ДОД ЦДТ |
35 | Организация участия в областном в слете-соревновании «Школа безопасности». | Май | МБОУ ДОД ЦДТ |
36 | Районный праздник-конкурс «Город ГАИ», посвященный 40-летию образования отрядов ЮИД и Дню защиты детей. | Май | МБОУ ДОД ЦДТ |
37 | Прием в ЗРДОО «Радуга». | Май | ЗРДОО «Радуга» |
38 | Районная игра-соревнование «ФОРД-ГАИ» | Июнь | МБОУ ДОД ЦДТ |
39 | Проведение районных конкурсов декоративно- прикладного и художественного творчества. | В течение года | МБОУ ДОД ЦДТ |
VII Заключение.
На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации нравственно- патриотического воспитания детей и юношество, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.
Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы в формировании нравственно-патриотических качеств воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях. Центр детского творчества является центром воспитательной работы всего образовательного пространства Зарайского муниципального района. Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Мир без опасности», цель которого создание системы патриотического воспитания подрастающего поколения для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.
Одним из направлений нравственно-патриотического воспитания является движение учащихся «Школа безопасности», которое объединяет детей и юношество на основе общих интересов в вопросах личной и коллективной безопасности, желание овладеть необходимыми навыками и знаниями, которые помогут сориентироваться в любой жизненной ситуации, даже если она оказалась чрезвычайной. Соревнования учащихся «школа безопасности» в нашем района проводятся уже 15 лет. На протяжении всего времени они изменяются, совершенствуются. Так ШБ начиналась с одного этапа - «Маршрута выживания» и охватывал только учащихся 10 классов. Затем был введен второй этап, включавший в себя виды физической подготовки. Менялся и «Маршрут выживания», усложнялись этапы, вводились новые. Сейчас районные соревнования по ШБ проводятся в рамках проекта «Мир без опасности» и включая в себя 4 основных этапа:
1 этап (январь) — соревнования по пулевой стрельбе из пневматической винтовке, которые проходят на родине Маршала Советского Союза, Героя Советского Союза Кирилла Афанасьевича Мерецкова в Алферьевской ООШ
2 этап (февраль) - традиционно проводятся накануне Дня защитника Отечества и включают в себя соревнования по строевой подготовке, плаванию, подтягиванию, вязанию узлов, топографии и конкурсы медицинской подготовки, силовых упражнений, разборки и сборки автомата, комбинированная эстафета. С 2008 года этот этап проходит на базе Дворца спорта «Зарайск», что позволило усложнить и добавить новые этапы. Почетные гости и судьи соревнований — ветераны Великой Отечественной войны, представители Зарайского отделения Всероссийской организации «Боевое братство».
3 этап (март)— олимпиада по ОБЖ, по итогам которой определяется уровень теоретических знания участников ШБ.
4 этап (апрель) «Маршрут выживания» - самый сложный. Командам в течение нескольких часов необходимо выполнить более 20 различных заданий, расположенных в лесу. Участникам приходится слаженно действовать в необычных условиях: преодолевать подъемы, спуски, болота, зараженные опасными веществами участки, помогать «пострадавшему». Здесь и выявляется сильнейшая команда, которая защищает честь района на соревнованиях более высокого уровня.
Участниками районного слета-соревнования последние 5 лет являются и учащиеся 7-8 классов, младшая возрастная категория, и учащиеся 10 классов, старшая возрастная категория. Всего в слете-соревнованиях принимают участие 19 команд образовательных учреждений. С 1998 года количество участников выросло на 52%.
В рамках движения «Школа безопасности» проводятся занятия-практикумы, мастер-классы для учащихся и учителей «Вязание узлов», «Полоса препятствий», «Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему» и др. Важно отметить, что в их проведении участвуют также подростки, которые являются победителями и призерами соревнований в личных зачетах.
Осуществлять патриотическое воспитание обучающихся в новых социально-экономических условиях России – сложная задача. Наиболее благоприятные условия для формирования нравственно-патриотических качеств в современной системе образования существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует творческому развитию каждого обучающегося.
Конечно роль дополнительного образования в формировании нравственно-патриотических качеств подрастающего поколения велика, но только многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, образовательных учреждений даст положительный результат в формировании у детей и подростков высокого нравственно-патриотического сознания.
VIII Список литературы.
1. Агапова И.И., Давыдова М.Р. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-Пресс, 2002.
2.Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006.
3.Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова - СПб: КАРО, 2004.
4.Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2006.
5.Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен/ Знание. Понимание. Умение" 6 — 2008.
6.Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005.
7. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург, 1999.
8.Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей. // Начальная школа 7. - 2011.
9.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006.
10.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2010. – № 7.
11.Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа МБОУ "СОШ с.Поды" . Срок реализации 2012 - 2017г.
Это воспитательная программа для школы, по которой я писала в этом году воспитательный план. Расчитана она на 5лет....
Образовательная программа МБОУ ВСОШ № 9
Раздел I Аннотация (паспорт ) Программы. Паспорт программы Раздел II Информационно-аналитическая справка об образовательном учреждении и особенностях обучения осуждённых к лишению свободы. Спец...
Программа дополнительного образования "Дорога без опасности"
Программа дополнительного образования "Дорога без опасности" ориентирована на учащихся 5-х и 6-х классов и рассчитана на два учебных года. Результатом реализации Программы является восприятие учащимис...
Календарно-тематическое планирование занятий по программе дополнительного образования «ДОРОГА БЕЗ ОПАСНОСТИ»
Календарно-тематическое планирование занятий по программе дополнительного образования «ДОРОГА БЕЗ ОПАСНОСТИ»...
Программа внеурочной деятельности " Жизнь без опасности" 6 класс.
Программа внеурочной деятельности " Жизнь без опасности" предназначена для учеников 6 класса и рассчитана на 1 год обучения (34 часа), включает в себя 9 разделов по безопасной жизнедеятельности....
Программа "Формы работы с социально-опасными семьями"
Рабочая программа...