Рабочая программа внеурочной деятельности "Жизнь без опасности" 6 класс
рабочая программа (6 класс)
Предварительный просмотр:
Нижнеждановский филиал МКОУ «Рышковская СОШ»
.
ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Жизнь без опасностей»
Направленность: охраны жизни и здоровья детей
Возраст учащихся: 6 класс
Срок реализации: 1 год
Учитель: Басов Николай Александрович
2024 г.
Пояснительная записка.
Программа факультативного курса: «Жизнь без опасностей»
Направленность: охраны жизни и здоровья детей
Возраст обучающихся: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: учитель физической культуры Григорьева Рита Николаевна (высшая категория),
Программа разработана на основе:
- примерной программы для основного общего образования по ОБЖ 7класс - федерального базисного учебного плана (Приказ Мо РФ от 01.01.2001 г.) Сборник нормативных документов. ОБЖ/ составитель Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2012.
Актуальность программы:
В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в нашей стране, с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отсутствием навыков разумного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
В деле защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.
Программа факультатива рассчитана на учащихся 13-14 лет. На занятиях факультатива школьники должны приобрести знания и умения в объеме основ безопасности жизнедеятельности.
Основные цели и задачи изучения предмета
Цель факультативного курса - формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, умение оказывать само и взаимопомощь.
Главными задачами обучения по данной программе является освоение обучающимися определенного уровня знаний, умений и навыков для осознания и содействия в обеспечении:
- личной безопасности при опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного характера;
- безопасности общества от воздействия негативных факторов социально-криминального характера;
В результате изучения « Жизнь без опасностей» ученик должен
ЗНАТЬ:
- значение здорового образа жизни для гармоничного развития личности;
- приёмы и правила оказания медицинской помощи, правила оказания первой медицинской помощи при незначительных ранах;
- требования дорожных знаков и методику регулирования дорожного движения, правила перехода перекрестков, движения на велосипеде;
УМЕТЬ:
- перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
- доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности подростка при его взаимоотношениях с другими людьми;
- наложить стерильную повязку на рану, кровоостанавливающий жгут;
- выполнять требования дорожных знаков дорожной разметки, светофоров и регулировщика, правил езды на велосипеде
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера;
- активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- соблюдения норм здорового образа жизни.
Место предмета в учебном плане
На прохождение факультативного курса в 7 классе отводится 34 часав год (т.е. по 1 часу в неделю)
Требования к результатам освоения учащимися программы по предмету основы безопасности жизнедеятельности.
Результаты изучения факультативного курса.
Личностными результатами освоения является формирование у обучающихся:
- осознание своей сопричастности к стране, в которой он живет, и, как следствие, воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной;
- целостного мировоззрения по вопросам безопасности личности, общества и государства;
- социальных норм, правил поведения в современном обществе с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- умение правильно оценивать себя и свои поступки;
- морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- понимания здорового и безопасного образа жизни;
- умения противостоять пагубному воздействию вредных привычек, курению, алкоголизму и наркомании;
- правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в транспорте и на дорогах;
- антиэкстремисткой и антитеррористической личной позиции;
- основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- четкое осознание роли семьи в жизни человека и общества, ценностей семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи и окружающим.
Предметными результатами является овладение обучающимися:
- основами современной культуры безопасности жизнедеятельности для формирования безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного и социального характера;
- умениями предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявлениям и проявлять осторожность в случае неопределенности их развития;
- знаниями о причинах, последствиях опасных ситуаций, возникающих в повседневной жизни и быту, и правилах безопасной эксплуатации бытовых приборов и оборудования;
- правилами безопасного поведения на улице, дороге и в транспорте;
- правилами пожарной безопасности и поведения при пожаре;
- умениями и навыками использования средств пожаротушения при возникновении пожара;
- умения принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- пониманием ценностей экологического качества окружающей среды как естественной основы безопасности жизни;
- правилами поведения при нарушении экологического равновесия и информацией о последствиях для жизнедеятельности человека в случае нарушения;
- знаниями о профессии пожарного, спасателя и особенностями их работы;
- знаниями об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, характера, и их последствий для личности, общества и государства;
- знаниями о порядке оповещения населения о чрезвычайных и экстремальных ситуациях, умениями действовать по сигналу оповещения;
- знаниями и умениями применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях;
- знаниями об особенностях природных чрезвычайных ситуаций для данного района проживания;
- знаниями о причинах возникновения, предвестниках наступления чрезвычайных ситуаций природного характера и умениями правильно действовать с целью снижения последствий их воздействия;
- знаниями об организации эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, правилами поведения при ее проведении;
- умениями проявлять предосторожность при соприкосновении с опасными социальными ситуациями и предвидеть возможные последствия их возникновения;
- нормативными правовыми основами оказания первой помощи;
- знаниями о правилах оказания первой помощи;
- знаниями правил и способов транспортировки, иммобилизации пострадавшего и умениями их выполнять;
- умениями оказывать первую помощь пострадавшим;
- знаниями о средствах, используемых при оказании первой помощи пострадавшим и умениями их использования;
- основами здорового образа жизни, исключающими употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- умение вести здоровый образ жизни;
- знаниями об инфекциях, передаваемых половым путем, особенностях ВИЧ-инфекциях, последствиях и их профилактике;
- умениями формировать личностные качества, дающие возможность стать активным членом современного общества.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами изучения курса «Жизнь без опасности» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- осознание своей сопричастности к стране, в которой он живет, и, как следствие, воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности и долга перед Родиной;
- целостного мировоззрения по вопросам безопасности личности, общества и государства;
- умения правильно оценивать себя и свои поступки;
- морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- понимания здорового и безопасного образа жизни;
- умения противостоять пагубному воздействию вредных привычек, курению, алкоголизму и наркомании;
- правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в транспорте и на дорогах;
- основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- четкого осознания роли семьи в жизни человека и общества, ценностей семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи и окружающим;
- умения сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к окружающим.
Регулятивные УУД:
- уметь самостоятельно ставить себе цель обучения, формулировать задачи в области изучения вопросов безопасности и здорового образа жизни;
- планировать свою жизнь, выбирать пути достижения и средства реализации поставленных целей с учетом требований безопасности и сохранения здоровья;
- анализировать причины возникновения опасных ситуаций, прогнозировать возможность их наступления;
- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность по изучению вопросов безопасности;
- активно оценивать уровень своих знаний, умений и результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- находить наиболее простой и эффективный способ решения жизненной задачи, проблемы с учетом требований личной безопасности;
- уметь учиться, приобретать новые знания для нормальной адаптации в обществе и дальнейшего профессионального роста.
Познавательные УУД:
- уметь познавать и исследовать опасности окружающего мира, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- обобщать и сравнивать последствия опасных событий и чрезвычайных ситуаций;
- уметь воспринимать и перерабатывать информацию, самостоятельно собирать нужные сведения, проводить наблюдения, делать выводы, моделировать развитие ситуации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и современных информационных коммуникационных технологий, а также объективно оценивать результат своей деятельности;
- овладевать логическими операциями: анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство, выдвижение гипотез, выявление причинно-следственных связей опасных ситуаций и их влияния на безопасность жизнедеятельности человека.
Коммуникативные УУД:
- уметь взаимодействовать в социуме, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей и признавать право другого человека на иное мнение;
- выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками;
- уметь находить компромиссы и договариваться друг с другом при разрешении различных ситуаций, в том числе конфликтных.
Основные формы и методы обучения.
Формы обучения:
- Фронтальные
- Групповые
- индивидуальные
Методы обучения
- Словесные
- беседа;
- рассказ;
- объяснение,
- дискуссия,
- лекция
- Наглядные
- (демонстрации)
- (предпочтение)
- Технические средства обучения: (фильмы, презентации и т.д.);
натуральные объекты;натуральные изобразительные средства (схемы, графики, карты).
Содержание программывключает теорию и практику защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи, психологическую подготовку юных спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Изучение курса позволяет учащимся получить систематизированное представление об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и о выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Учебные вопросы распределяются с учетом возраста и психологических особенностей обучающихся.
Содержание программы « Жизнь без опасностей»
Раздел 1. Город как источник опасности.
1.1. Особенности города как среды обитания человека.
1.2.Системы обеспечения безопасности города.
Раздел 2.Опасные ситуации в доме (квартире).
2.1.Пожар.
2.2. Электричество.
2.3. Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялся ключ).
Раздел 3.Опасные ситуации на улице.
3.1. Собака бывает кусачей.
Раздел 4.Чрезвычайные ситуации на транспорте.
4.1. Общественный и городской транспорт.
Раздел 5. Ситуации криминогенного характера.
5.1. Психологические основы самозащиты.
5.2. Как избежать опасных домогательств и насилия.
Раздел 6. Изменение среды обитания человека в городе.
6.1.Загрязнение воздуха.
Раздел 7.Защита населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
7.1. Фильтрующие гражданские противогазы.
7.2. Пользование противогазом.
Раздел 8. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи пострадавшему.
8.1. Различные виды ранений и их причины.
8.2. Оказание первой помощи пострадавшему при некоторых видах повреждений.
8.3. Оказание первой помощи при различных видах кровотечений.
Раздел 9. Основы здорового образа жизни.
9.1. Движение и здоровье.
9.2. Телевизор и компьютер- ваши друзья и враги.
Контрольно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание материала | Дата проведения |
Раздел 1. Город как источник опасности. | ||
1.1 | Особенности города как среды обитания человека. | |
1.2 | Системы обеспечения безопасности города. | |
Раздел 2.Опасные ситуации в доме (квартире). | ||
2.1 | Пожар. | |
2.2. | Электричество. | |
2.3. | Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялся ключ). | |
Раздел 3.Опасные ситуации на улице. | ||
3.1. | Собака бывает кусачей. | |
Раздел 4.Чрезвычайные ситуации на транспорте | ||
4.1. | Общественный и городской транспорт. | |
Раздел 5. Ситуации криминогенного характера. | ||
5.1. | Психологические основы самозащиты. | |
5.2. | Как избежать опасных домогательств и насилия. | |
Раздел 6. Изменение среды обитания человека в городе. | ||
6.1. | Загрязнение воздуха. | |
Раздел 7.Защита населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | ||
7.1. | Фильтрующие гражданские противогазы. | |
7.2. | Пользование противогазом. | |
Раздел 8. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи пострадавшему. | ||
8.1. | Различные виды ранений и их причины. | |
8.2. | Оказание первой помощи пострадавшему при некоторых видах повреждений. | |
8.3. | Оказание первой помощи при различных видах кровотечений. | |
Раздел 9. Основы здорового образа жизни. | ||
9.1. | Движение и здоровье. | |
9.2. | Телевизор и компьютер - ваши друзья и враги. |
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Учебно-методическая литература:
- Конституция Российской Федерации
- Правила дорожного движения Российской Федерации
- Федеральный закон «О гражданской обороне»
- Закон «Об образовании»
- Федеральный закон «О пожарной безопасности»
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон «О противодействии терроризму»
2. Технические средства обучения
- Мультимедийный компьютер -1 шт.
- Мультимедиапроектор- 1шт.
- Экран настенный- 1шт.
3. Средства программного обучения и контроля знаний
- Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
- Электронное приложения учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класс.под ред. А.Т Смирнова.
4. Макеты, муляжи, модели
- Макеты фильтрующих, противогазов, респираторов в разрезе
- Муляж тела человека
5. Стенды, плакаты
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
- Пожары, взрывы
- Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
- Дорожные знаки
- Пожарная безопасность
- Безопасность в быту
- Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
- Активный отдых на природе
- Опасные ситуации в природных условиях
- Безопасность на воде
- Правила транспортировки пострадавших
- Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
- Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
6. Средства индивидуальной защиты
Средства защиты дыхания
- Ватно-марлевые повязки
- Противопылевые тканевые маски
- Противогазы (типа ГП-7,) Средства защиты кожи
- Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
- Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см
- Жгут кровоостанавливающий эластичный
7. Аудиовизуальные пособия
Учебные видеофильмы на цифровых носителях
- Действия учащихся по сигналам ГО
- Средства индивидуальной защиты
- Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)
- Автономное существование человека в природных условиях
- Оползни, сели, обвалы
- Ураганы, бури, смерчи
- Наводнения
- Лесные и торфяные пожары
- Безопасность на улицах и дорогах
- Безопасность на воде
- Безопасность на природе
- Правила безопасного поведения при землетрясениях
Ожидаемый результат:
В ходе реализации содержания программы учащиеся 7 класса должны
уметь:
владеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях: предотвращать опасные ситуации в доме (квартире); ситуации на улице;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему при некоторых видах повреждений и при различных видах кровотечений;
пользоваться противогазом
знать:
- о ситуациях криминогенного характера
- об особенностях города как среды обитания человека
- о системах обеспечения безопасности города
- об изменениях среды обитания человека в городе
- защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
∙как избежать опасных домогательств и насилия;
∙ психологические основы самозащиты;
∙о защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
виды фильтрующих гражданских противогазов;
∙основы здорового образа жизни;
Работа с родителями
Цель: создать условия для сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи
педагога и родителей, направленные на безопасное поведение детей, поддержку и развитие их физического, психологического и нравственного здоровья, выработке стремления вести здоровый образ жизни
Задачи:
-определить системный гибкий подход к работе с родителями
-привлечь родителей к управлению и поддержке воспитательного процесса
-выработке совместной деятельности и путей ее достижения.
Принципы работы:
-открытость, информативность
-добровольность
-сотрудничество
мероприятия | организация |
организация работы с родителями | изучение способов организации и проведения совместной деятельности и общение с родителями |
оказание консультативных услуг | индивидуальные консультации, беседы |
Литература:
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 класс: учебник .для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2012. |
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий.5-9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников, М.Б. Маслов; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.
Промежуточное тестирование
1. Экстремальная ситуация – это:
а) ситуация, которая помогает найти выход из трудного положения;
б) ситуация, в которой человек побеждает страх и трусость;
в) ситуация, которая содержит угрозу жизни, здоровью и имуществу человека;
г) ситуация, когда человек не умеет предвидеть опасности.
2. Причина затопления в квартире:
А) засорение канализации;
Б) сломанные краны;
В) полив цветов;
Г) отключение электричества;
Д) игры в прятки.
3. Что делать при ожоге в домашних условиях?
А) убрать с повреждённого участка тела горячий предмет;
Б) проколоть появившийся волдырь иглой;
В) обработать сам ожог зеленкой;
Г) смазать обожженную кожу маслом;
Д) вызвать пожарных.
4. Как вести себя, если начался пожар:
А) немедленно уйти, вызвать пожарную службу;
Б) позвонить друзьям;
В) открыть окно;
Г) спрятаться;
Д) попытаться потушить огонь.
5. Твои действия при оповещении о наводнении:
А) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;
Б) ждать на улице;
В) выкидывать из окна ценные вещи;
Г) залезть на крышу;
Д) начать панику.
6. Что делать, если пристаёт незнакомый человек?
А) кричать: «Я вас не знаю! Я никуда с вами не пойду!»;
Б) сесть в машину к незнакомому человеку;
В) пойти с ним за гаражи, в подвал;
Г) позовёте его играть;
Д) поведёте его к себе домой.
7.. Ты получил ушиб. При этом:
А) появилась боль;
Б) появилась сыпь на коже;
В) видны кости на месте повреждения;
Г) продолжаешь активно двигаться;
Д) ничего не происходит.
8. На улице дождь. На мокрой земле лежит оголённый электропровод. Можно подходить к нему?
А) не ближе, чем на 5 метров подходить нельзя;
Б) не ближе, чем на 3 метра подходить нельзя;
В) не ближе, чем на 10 метров подходить нельзя;
Г) можно по нему прыгать;
Д) можно подходить.
9. В целях безопасности во время грозы НЕ следует:
а) находиться у открытого огня (костра);
б) находиться у железнодорожного полотна;
в) находиться у водоемов;
г) находиться в яме или овраге.
10. Чтобы остановить кровь и для обеззараживания раны на улице можно использовать:
А) подорожник;
Б) листья тополя;
В) листья берёзы;
Г) плоды яблони;
Д) плоды рябины.
11. На каком расстоянии от глаз, должен располагаться монитор компьютера?
а) 25-50 см
б) 45-70 см
в) 55-80 см
Итоговое тестирование
1. Что делать при укусах насекомых:
А) дать таблетку от аллергии и промыть ранку раствором марганцовки;
Б) позвонить родителям;
В) громко кричать;
Г) ничего не делать;
Д) позвонить в службу спасения.
2. Что делать если укусил клещ?
А) аккуратно расшатать и потянуть насекомое против часовой стрелки;
Б) раздавить насекомое;
В) залить кипятком;
Г) приложить бинт с бензином;
Д) смазать клеща вареньем.
3. Повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры, называется ...
А) ожогом;
Б) отморожением;
В) тепловым ударом;
Г) ушибом;
Д) разрывом связок.
4. При наличии велосипедной дорожки…
А) нужно ехать только по ней;
Б) ехать только по тротуару;
В) ехать по проезжей части;
Г) ехать в крайнем левом ряду вместе с автомобилями;
Д) верно все вышеуказанное.
5. Действия в случае аварии легкового автомобиля.
А) не покидать машину до её остановки;
Б) выпрыгнуть из машины на ходу;
В) в машине не пристёгивать ремень безопасности;
Г) выкидывать вещи из машины;
Д) петь песни.
6. Водоемы являются опасными:
а) весной, при таянии льда;
б) в любое время года;
в) зимой, из-за очень низкой температуры воды;
г) летом, по причине большого скопления людей.
7. Какое направление указывает Полярная звезда?
А) север;
Б) восток;
В) юг;
Г) запад.
8. Болезненное состояние, связанное с общим понижением температуры тела, под воздействием холода – это…
а) отморожение;
б) болевой шок;
в) переохлаждение; г) обморок.
9. Определите правильную очередность действий при ожогах:
а) дать обильное питье пострадавшему;
б) снять одежду и обувь с пораженного участка;
в) наложить сухую стерильную повязку на обожженный участок;
г) охладить место ожога водой (льдом, снегом);
д) обеспечить покой пострадавшему.
10. Какова безопасная дневная продолжительность нахождения перед монитором компьютера школьника подросткового возраста?
а) 60 мин;
б) 3 часа;
в) 30 мин;
г) 6 часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа внеурочного занятия во 2 классе "Занимательная информатика" ФГОС .
«Рассмотренно»...
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба" Социальное направление...
Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов
В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"
Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...