Открытое занятие по развитию творческих способностей.
план-конспект занятия на тему

Хамдамов Рустам Азамович

Данное занятие одно из, которое я использую в реализации образовательной рпограммы "Лидер". В данном случае, тема посвящена развитию креативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_tvorcheskikh_sposobnostey.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: развитие творческого мышления

Цель занятия: осознание и преодоление границ своего мышления, использование всего мыслительного потенциала для работы над задачами, требующими творческого решения.

Задачи:

Развивающие:

  1. развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления;

Воспитательные:

  1. демонстрация возможностей креативности и предоставление возможности потренировать их;

Обучающие:

  1. обучение базовым знаниям, влияющим на успешность творческой деятельности.

Основные содержательные блоки занятия:

  1. Организационный этап
  2. Подготовительный этап
  3. Основной этап
  4. Контролирующий этап
  5. Итоговый

Педагогическая целесообразность:

  1. Увеличение знаний о мире профессий
  2. Появляется знание о свих профессиональных предпочтениях

Ожидаемые результаты:

Обучающие получать возможность потренировать навыки креативности, закрепят умения использовать весь потенциал.

Материал к занятию:

  1. Игрушки
  2. Спички
  3. Бумага
  4. Фотографии

Содержание занятия:

  1. Организационный этап

Организационный момент, приветствие, концентрация внимания через упражнение.

  1. Подготовительный этап

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем развитие своих творческих способностей. Нашими задачами будет познакомиться с такими понятиями как беглость, гибкость и оригинальность мышления.

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Готовы начать?

Ответы детей: да, конечно…

Педагог: отлично! Начнём с разминки-упражнения «Что?», «Откуда?», «Как?»

Я буду показывать картинки, а каждый должен будет ответить на три вопроса:

  • Что это?
  • Откуда это взялось?
  • Как это использовать?

Обсуждение. Что больше запомнилось?

  1. Основной этап

а) Упражнение «Оригинальное использование» (наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления – беглости, оригинальности, гибкости, тренировка, уход от шаблонности. Акцентирование на распределении ролей в группе при решении креативной задачи)

Придумать как можно больше разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов:

-бумажных листов, старых газет;

Работа в подгруппе 4-5 человек, 10 минут. Представление: 1 балл за принципиально осуществимую идею, 2 балла – за демонстрацию. Повторятся нельзя. Выигрывает та подгруппа, что больше баллов набрала.

Обсуждение: как распределились роли в подгруппе? Кто выдвигал идеи, кто воплощал, кто был лидером, кто ведомым? С какими качествами личности связано именно такое распределение? Как ведут участники себя в жизни?

После обсуждение пару слов о принятых в психологии критериях оценки эффективности выполнения подобных творческих заданий:

Беглость: число идей, выдвинутых каждым участником

Оригинальность: количество идей, не повторяющихся в других подгруппах

Гибкость: разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи. Например, из бумаги можно сделать игрушечный кораблик и самолётик. С позиции беглости это всё разные идеи, но с позиции гибкости – одна категория – оригами.

Затем участники самостоятельно оценивают эффективность работы своих подгрупп согласно этим параметрам, при необходимости советуясь.

б) Упражнение «Усовершенствованные игрушки» (тренировка навыка генерации идей в условиях командной работы)

Демонстрируется мягкая игрушка и даётся задание: предложить, как модно больше принципиально осуществимых способов её усовершенствования – что можно сделать, чтобы детям стало интереснее с ней играть?

В подгруппах по 4-5 человек, 8-10 минут. После – представители излагают идеи.

Обсуждение. Что, с точки зрения участников, способствовало появлению новых идей при выполнении упражнения, а что препятствовало? Какие идеи представляются наиболее творческими? Как можно классифицировать высказанные идеи, к каким категориям они относятся? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?

в) Упражнение «Логические задачки» (выход за пределы непосредственно данной, очевидной на первый взгляд ситуации, отказаться от поиска в очевидном направлении, тренировка наблюдения и самонаблюдения за решением задач такого рода)

Необходимо решить несколько логических задачек:

-сложить четыре равносторонних треугольника из шести спичек (индивидуально)

-соединить девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаш от бумаги (индивидуально)

После групповое (3-4 человека):

Крестьянину нужно переправить на лодке через реку волка, козу и капусту. В лодку одновременно с ним помещается только что-то одно из перечисленного. Нельзя оставлять на берегу без присмотра волка с козой или козу с капустой (съедят) или отправлять лодку в «самостоятельное плавание» без крестьянина. Как организовать перевозку, чтобы все остались целы?

Обсуждение: участников просят поделиться своими наблюдениями и самонаблюдением: что удалось заметить относительно того, как возникали идеи у самих, и как складывалось командное взаимодействие? Возникали в сознании какие-то связанные с задачей ограничения, которые мешали решению? А что способствовало нахождению решения?

г) Упражнение «Фотозагадки» (обучение восприятию в новых, необычных ракурсах материалов, оставляющих простор для воображения, допускающих неоднозначную трактовку. Тренировка генерации идей о способах этой трактовки, поиск неожиданных ассоциаций)

В подгруппе по 3-5 человек, получают по 2-3 фотозагадки. В течение 6-8 минут дать как можно больше вариантов ответов на следующие вопросы:

  1. Что изображено?
  2. Какую идею хотел выразить фотограф с помощью снимка?
  3. Как можно озаглавить снимок, если бы он выставлялся на конкурс художественной фотографии?

Через 6-8 минут представители подгрупп демонстрируют фото и делятся соображениями.

Обсуждение. Какие варианты запомнились, показались интересными? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить упражнение? Какие психологические качества важнее всего, чтобы продуктивно действовать в подобных ситуациях?

д) Упражнение «Невероятная ситуация» (тренировка генерации необычных идей, в том числе к ситуациям, которые выходят за рамки обыденных представлений).

Предлагается поразмыслить над маловероятной воображаемой ситуацией. Задача – представить, что такая ситуация произошла, и предложить максимум последствий для человечества, к которым может привести её наступление.

В подгруппах по 3-5 человек, 5-6 минут на ситуацию.

- Увеличилась сила тяжести на Земле

-У всех людей выросли хвосты

-Коэффициенты трения у всех веществ уменьшатся в 20 раз

Два варианта проведения: подгруппам даются одинаковые ситуации и тогда побеждают те, что предложат как можно больше идей, не повторяясь.

Либо без соревнования, каждой подгруппе своё. Всего по 3-5 идей.

Обсуждение. Какие идеи запомнились, показались наиболее творческими? Чем именно интересны идеи? Что помогало, а что мешало выполнению упражнения? В каких жизненных ситуациях приходится размышлять о «невероятных ситуациях»? Можете ли привести примеры, когда невероятная ситуация станвоилась реальной?

е) Упражнение «Ватрушка» (моделирование ситуации, выход на обсуждение проблемы отношения к риску)

Описание «ватрушки». Представьте, что вы забрались с ватрушкой на горку, намереваясь съехать оттуда, но вдруг понимаете, что горка слишком крутая и покрыта кочками. Ехать страшно, можно ушибиться. Какое решение вы примете – поехать, несмотря на боязнь, или отказаться?

Дальнейшие инструкции:

Для отказавшихся: «что ж, вы благоразумны. А теперь придумайте как можно больше способов скатить эту ватрушку другу, оставшемуся внизу, так, чтобы она не опрокинулась и не укатилась со склона в сторону»

Для поехавших: «молодцы, вы смелые люди! Тем не менее, горка действительно крутая и опасная, а шею свернуть никому не хочется. Придумайте как можно больше способов съехать с горки на этой ватрушке таким способом, чтобы у вас была возможность притормаживать, контролируя скорость».

Обсуждение. Сначала просят поделиться тем, что они придумали, затем, какие способы они выбрали, а также соображениями, почему они приняли это решение? Рассуждают ли они подобным образом в реальной жизненной ситуации, связанной с потенциальным риском? И к каким последствиям это обычно приводит? Потом идеи обсуждаются с точки зрения того, как в них проявились качества творческого мышления участников.

ж) Упражнение «Гулливер» (приём гиперболизации, что способствует появлению новых ассоциаций, развитию умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на свойства, которые в обеденной жизни не встречаются)

Представьте себя на месте Гулливера, который оказывается в стране лилипутов (его рост с трёхэтажный дом) и в страну великанов (его рост с карандаш). Выдвиньте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в каждой из этих стран в качестве:

-шляпы

-дома

-кровати

-постельного белья

-машины

-домашнего животного

-записной книжки

Обсуждение. Где было проще представить себя в роли Гулливера? С чем это связано? Какие идеи показались наиболее интересными? Какие неожиданные свойства предметов в них использованы?

  1. Контролирующий этап

Производится подсчёт баллов для определения команд-победителя. Независимо от количества набранных баллов, побеждённых нет – все получили знания о способах тренировки креативных навыков. На каждое упражнение приходится заключительная фаза обсуждения, где обучающиеся отвечают на контрольные вопросы.

  1. Итоговый этап. Педагог подводит итог всего занятия

Сегодня мы познакомились с вами узнали о способах тренировки наших творческих способностей, узнали о том, по каким критериям оценивается результативность творческого процесса и, конечно же, получили удовольствие! Удачи, увидимся в следующий раз!

Список литературы

  1. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб:Питер, 2011. – 416 с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Занятие по развитию творческих способностей "Встреча олимпийского огня в Ярославле"

Автором предлагается опыт работы по созданию условий для социальных проб учащихся МОУ гимназии №1 г. Ярославля. Рассматриваются направления волонтерской деятельности, осуществляемой в рамках Олимпиады...

Конспект открытого занятия по развитию творческого развития " Красавица Весна"

На данном занятии дети рисуют весну в технике изонить. На занятии использовалась презентация о весне с музыкой,   использовалась презентация по технике изонить , была веселая    музыкал...

Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация» «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация»«Внимание, восприятие – как вспомогательные      средства актера для развития творческих способностей»...

Методика проведения занятий для развития творческих способностей младших дошкольников

Рассматривая процесс   изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста,   очевидно, что   проявление творчества – процесс сложный, требующий активного нап...

Тематическое занятие по развитию творческих способностей «В гостях Гном Дремушка

продолжать знакомить детей со средствами музыкальной выразительности, различать жанр колыбельной в инструментальной и вокальной музыке, создать эмоционально – творческую обстановку, развивать фа...