Открытое занятие по развитию творческих способностей.
план-конспект занятия на тему
Данное занятие одно из, которое я использую в реализации образовательной рпограммы "Лидер". В данном случае, тема посвящена развитию креативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_tvorcheskikh_sposobnostey.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: развитие творческого мышления
Цель занятия: осознание и преодоление границ своего мышления, использование всего мыслительного потенциала для работы над задачами, требующими творческого решения.
Задачи:
Развивающие:
- развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления;
Воспитательные:
- демонстрация возможностей креативности и предоставление возможности потренировать их;
Обучающие:
- обучение базовым знаниям, влияющим на успешность творческой деятельности.
Основные содержательные блоки занятия:
- Организационный этап
- Подготовительный этап
- Основной этап
- Контролирующий этап
- Итоговый
Педагогическая целесообразность:
- Увеличение знаний о мире профессий
- Появляется знание о свих профессиональных предпочтениях
Ожидаемые результаты:
Обучающие получать возможность потренировать навыки креативности, закрепят умения использовать весь потенциал.
Материал к занятию:
- Игрушки
- Спички
- Бумага
- Фотографии
Содержание занятия:
- Организационный этап
Организационный момент, приветствие, концентрация внимания через упражнение.
- Подготовительный этап
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем развитие своих творческих способностей. Нашими задачами будет познакомиться с такими понятиями как беглость, гибкость и оригинальность мышления.
Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Готовы начать?
Ответы детей: да, конечно…
Педагог: отлично! Начнём с разминки-упражнения «Что?», «Откуда?», «Как?»
Я буду показывать картинки, а каждый должен будет ответить на три вопроса:
- Что это?
- Откуда это взялось?
- Как это использовать?
Обсуждение. Что больше запомнилось?
- Основной этап
а) Упражнение «Оригинальное использование» (наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления – беглости, оригинальности, гибкости, тренировка, уход от шаблонности. Акцентирование на распределении ролей в группе при решении креативной задачи)
Придумать как можно больше разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов:
-бумажных листов, старых газет;
Работа в подгруппе 4-5 человек, 10 минут. Представление: 1 балл за принципиально осуществимую идею, 2 балла – за демонстрацию. Повторятся нельзя. Выигрывает та подгруппа, что больше баллов набрала.
Обсуждение: как распределились роли в подгруппе? Кто выдвигал идеи, кто воплощал, кто был лидером, кто ведомым? С какими качествами личности связано именно такое распределение? Как ведут участники себя в жизни?
После обсуждение пару слов о принятых в психологии критериях оценки эффективности выполнения подобных творческих заданий:
Беглость: число идей, выдвинутых каждым участником
Оригинальность: количество идей, не повторяющихся в других подгруппах
Гибкость: разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи. Например, из бумаги можно сделать игрушечный кораблик и самолётик. С позиции беглости это всё разные идеи, но с позиции гибкости – одна категория – оригами.
Затем участники самостоятельно оценивают эффективность работы своих подгрупп согласно этим параметрам, при необходимости советуясь.
б) Упражнение «Усовершенствованные игрушки» (тренировка навыка генерации идей в условиях командной работы)
Демонстрируется мягкая игрушка и даётся задание: предложить, как модно больше принципиально осуществимых способов её усовершенствования – что можно сделать, чтобы детям стало интереснее с ней играть?
В подгруппах по 4-5 человек, 8-10 минут. После – представители излагают идеи.
Обсуждение. Что, с точки зрения участников, способствовало появлению новых идей при выполнении упражнения, а что препятствовало? Какие идеи представляются наиболее творческими? Как можно классифицировать высказанные идеи, к каким категориям они относятся? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?
в) Упражнение «Логические задачки» (выход за пределы непосредственно данной, очевидной на первый взгляд ситуации, отказаться от поиска в очевидном направлении, тренировка наблюдения и самонаблюдения за решением задач такого рода)
Необходимо решить несколько логических задачек:
-сложить четыре равносторонних треугольника из шести спичек (индивидуально)
-соединить девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаш от бумаги (индивидуально)
После групповое (3-4 человека):
Крестьянину нужно переправить на лодке через реку волка, козу и капусту. В лодку одновременно с ним помещается только что-то одно из перечисленного. Нельзя оставлять на берегу без присмотра волка с козой или козу с капустой (съедят) или отправлять лодку в «самостоятельное плавание» без крестьянина. Как организовать перевозку, чтобы все остались целы?
Обсуждение: участников просят поделиться своими наблюдениями и самонаблюдением: что удалось заметить относительно того, как возникали идеи у самих, и как складывалось командное взаимодействие? Возникали в сознании какие-то связанные с задачей ограничения, которые мешали решению? А что способствовало нахождению решения?
г) Упражнение «Фотозагадки» (обучение восприятию в новых, необычных ракурсах материалов, оставляющих простор для воображения, допускающих неоднозначную трактовку. Тренировка генерации идей о способах этой трактовки, поиск неожиданных ассоциаций)
В подгруппе по 3-5 человек, получают по 2-3 фотозагадки. В течение 6-8 минут дать как можно больше вариантов ответов на следующие вопросы:
- Что изображено?
- Какую идею хотел выразить фотограф с помощью снимка?
- Как можно озаглавить снимок, если бы он выставлялся на конкурс художественной фотографии?
Через 6-8 минут представители подгрупп демонстрируют фото и делятся соображениями.
Обсуждение. Какие варианты запомнились, показались интересными? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить упражнение? Какие психологические качества важнее всего, чтобы продуктивно действовать в подобных ситуациях?
д) Упражнение «Невероятная ситуация» (тренировка генерации необычных идей, в том числе к ситуациям, которые выходят за рамки обыденных представлений).
Предлагается поразмыслить над маловероятной воображаемой ситуацией. Задача – представить, что такая ситуация произошла, и предложить максимум последствий для человечества, к которым может привести её наступление.
В подгруппах по 3-5 человек, 5-6 минут на ситуацию.
- Увеличилась сила тяжести на Земле
-У всех людей выросли хвосты
-Коэффициенты трения у всех веществ уменьшатся в 20 раз
Два варианта проведения: подгруппам даются одинаковые ситуации и тогда побеждают те, что предложат как можно больше идей, не повторяясь.
Либо без соревнования, каждой подгруппе своё. Всего по 3-5 идей.
Обсуждение. Какие идеи запомнились, показались наиболее творческими? Чем именно интересны идеи? Что помогало, а что мешало выполнению упражнения? В каких жизненных ситуациях приходится размышлять о «невероятных ситуациях»? Можете ли привести примеры, когда невероятная ситуация станвоилась реальной?
е) Упражнение «Ватрушка» (моделирование ситуации, выход на обсуждение проблемы отношения к риску)
Описание «ватрушки». Представьте, что вы забрались с ватрушкой на горку, намереваясь съехать оттуда, но вдруг понимаете, что горка слишком крутая и покрыта кочками. Ехать страшно, можно ушибиться. Какое решение вы примете – поехать, несмотря на боязнь, или отказаться?
Дальнейшие инструкции:
Для отказавшихся: «что ж, вы благоразумны. А теперь придумайте как можно больше способов скатить эту ватрушку другу, оставшемуся внизу, так, чтобы она не опрокинулась и не укатилась со склона в сторону»
Для поехавших: «молодцы, вы смелые люди! Тем не менее, горка действительно крутая и опасная, а шею свернуть никому не хочется. Придумайте как можно больше способов съехать с горки на этой ватрушке таким способом, чтобы у вас была возможность притормаживать, контролируя скорость».
Обсуждение. Сначала просят поделиться тем, что они придумали, затем, какие способы они выбрали, а также соображениями, почему они приняли это решение? Рассуждают ли они подобным образом в реальной жизненной ситуации, связанной с потенциальным риском? И к каким последствиям это обычно приводит? Потом идеи обсуждаются с точки зрения того, как в них проявились качества творческого мышления участников.
ж) Упражнение «Гулливер» (приём гиперболизации, что способствует появлению новых ассоциаций, развитию умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на свойства, которые в обеденной жизни не встречаются)
Представьте себя на месте Гулливера, который оказывается в стране лилипутов (его рост с трёхэтажный дом) и в страну великанов (его рост с карандаш). Выдвиньте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в каждой из этих стран в качестве:
-шляпы
-дома
-кровати
-постельного белья
-машины
-домашнего животного
-записной книжки
Обсуждение. Где было проще представить себя в роли Гулливера? С чем это связано? Какие идеи показались наиболее интересными? Какие неожиданные свойства предметов в них использованы?
- Контролирующий этап
Производится подсчёт баллов для определения команд-победителя. Независимо от количества набранных баллов, побеждённых нет – все получили знания о способах тренировки креативных навыков. На каждое упражнение приходится заключительная фаза обсуждения, где обучающиеся отвечают на контрольные вопросы.
- Итоговый этап. Педагог подводит итог всего занятия
Сегодня мы познакомились с вами узнали о способах тренировки наших творческих способностей, узнали о том, по каким критериям оценивается результативность творческого процесса и, конечно же, получили удовольствие! Удачи, увидимся в следующий раз!
Список литературы
- Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб:Питер, 2011. – 416 с.:ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль факультативных занятий в развитии творческих способностей у учащихся с особыми образовательными потребностями"
В докладе описывается опыт работы факультатива "Природа и фантазия"...
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
Занятие по развитию творческих способностей "Встреча олимпийского огня в Ярославле"
Автором предлагается опыт работы по созданию условий для социальных проб учащихся МОУ гимназии №1 г. Ярославля. Рассматриваются направления волонтерской деятельности, осуществляемой в рамках Олимпиады...
Конспект открытого занятия по развитию творческого развития " Красавица Весна"
На данном занятии дети рисуют весну в технике изонить. На занятии использовалась презентация о весне с музыкой, использовалась презентация по технике изонить , была веселая музыкал...
Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация» «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»
Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация»«Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»...
Методика проведения занятий для развития творческих способностей младших дошкольников
Рассматривая процесс изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, очевидно, что проявление творчества – процесс сложный, требующий активного нап...
Тематическое занятие по развитию творческих способностей «В гостях Гном Дремушка
продолжать знакомить детей со средствами музыкальной выразительности, различать жанр колыбельной в инструментальной и вокальной музыке, создать эмоционально – творческую обстановку, развивать фа...