Методика проведения занятий для развития творческих способностей младших дошкольников
статья
Рассматривая процесс изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, очевидно, что проявление творчества – процесс сложный, требующий активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного его развития у детей. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения занятий для развития творческих способностей младших дошкольников
Рассматривая процесс изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, очевидно, что проявление творчества – процесс сложный, требующий активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного его развития у детей. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Успех во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Для этого в процессе обучения детей нетрадиционным техникам рисования следует опираться на следующие принципы:
1. От простого к сложному: предусмотрен переход от простых техник к более сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Методическая особенность использования нетрадиционных техник рисования на занятии ИЗО: в его начале педагог знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, объясняя и анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрируя применение данной техники на практике. Применительно к некоторым сложным по выполнению нетрадиционным техникам рисования (граттаж, монотипия, «цветные ниточки») необходимо совместно с детьми вывести памятку поэтапного выполнения практической работы, что обеспечит осознанное отношение к заданию.
Такие техники, как «пальчики-палитра» и оттиск печатками из картофеля, могут быть использованы на занятиях декоративного рисования с целью отработки понятия «ритм», на занятиях тематического рисования и рисования по памяти и представлению – с целью выполнения отдельных элементов изображения, а также фонирования. Оттиск смятой бумагой, кляксография различных видов, набрызг, отпечатки листьев могут быть использованы с целью подготовки листа бумаги к дальнейшему изображению (трава, снежный покров).
В качестве самостоятельных техник, организующих целостную композицию, могут рассматриваться монотипия, граттаж, кляксография, работа восковыми мелками, рисование свечой. Несомненно, использование в структуре одной работы нескольких нетрадиционных техник рисования, с условием соблюдения композиционной целостности, позволяет добиться ее содержательного и технического богатства. Данный вид практической деятельности можно реализовывать на обобщающих занятиях рисования. Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют педагогу возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению задачи конкретного занятия изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов детей, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным. С другой стороны, дети получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения, учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, оформлять их до узнаваемых и погрузиться в удивительный мир творчества.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Педагог постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт - рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования. У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям—осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.
Выделяют следующие методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы.
6. Педагогическая диагностика.
При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Таким образом, обучение рисованию с нетрадиционных техник необходимо проводить в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию у ребенка многих психических функций: восприятия, воображения, мышления…
Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей.
Необычность занятий, использование различных материалов вызывает у детей положительные эмоции, что способствует их физическому и психическому здоровью.
Дети начинают понимать многообразие и красоту окружающего мира.
С помощью занятий у детей воспитывают чувство прекрасного, доброго, удивительного.
Однако все это требует вдумчивого, грамотного и планомерного руководства со стороны взрослого, направляющего деятельность детей в нужное русло, которое будет идти по путям их развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у дошкольников с ОВЗ (недоразвитие речи).
Отсутствие изобразительного замысла у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,ведёт к низкому уровню развития графических навыков и функций речи у детей....

«Занятия модульным оригами как средство развития творческих способностей младших школьников»
Пояснительная запискаТворческая деятельность человека характеризуется созданием качественно нового, ранее не существующего продукта. Предпосылками творческой деятельности являются: потребность в...

Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников на занятии по флористике в студии флористики "Солнечный мир"
Для того чтобы процесс развития творческих способностей младших школьников осуществлялся успешно, необходимы знания об уровнях развития творческих способностей учащихся, поскольку выбор видов творчест...

Техника «бумагопластика» для развития творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительной деятельностью
Техника «бумагопластика» для развития творческих способностей младших школьников на занятиях изобразительной деятельностью.Журнал «Коррекционное, дополнительное и профессиональное об...

Психолого – педагогический проект «РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ младших дошкольников через использование ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Актуальность проектаобусловлена построением новой модели ДОУ:• Разработка и внедрение новых подходов к развитию умственных способностей детей;• Желание родителей поднять уровень...

Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников
Игры и упражнения для развития творческих способностей у дошкольников...