"Роль факультативных занятий в развитии творческих способностей у учащихся с особыми образовательными потребностями"
материал по естествознанию по теме
В докладе описывается опыт работы факультатива "Природа и фантазия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachatki_tvorcheskoy_sily_doklad_koferenciya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ Тарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
Доклад.
« Роль факультативных занятий в развитии творческих способностей у учащихся с особыми образовательными потребностями».
Составила: Бритун Е. К.
Зачатки творческой силы есть почти у всех…надо лишь создать для её проявления подходящие условия. (Шацкий С. Т.)
Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники, а специалисты выполняющие работу быстро, качественно, красиво, творчески.
Доказано, что дети с особыми образовательными потребностями развиваются по тем же самым закономерностям, что и их нормальные сверстники. Это относится как к закономерностям познавательной деятель-
ности, так и к развитию ребёнка в целом.
Анализ имеющихся исследовании личности ребёнка с отклонениями в интеллектуальном развитии позволяет констатировать, что в условиях специально организованного обу-
чения и воспитания у него накапливается определённый жизнен-
ный опыт, включающий элементы художественного и эстетическо-
го развития. Эти эмоционально – эстетические впечатления могут стимулировать ребёнка заниматься творчеством. Общение с приро-
дой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народ-
ных промыслов и ремёсел положительно влияют на формирую-
щуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассив-
ными наблюдателями, но и творцами, учавствующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Природный материал – кладовая для развития фантазии, творче-
ства, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств,
пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьёт моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Создание поделок из природного материала даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потреби-
теля. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они прине-
сут много радости и творческое удовлетворение детям с отклоне-
ниями в интеллектуальном развитии. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности но и
ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Коррекционное развитие – это исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально-трудовой ориентировки.
Актуальность проблемы указывает на необходимость изучения роли факультативной работы с природным материалом на развитие творческих способностей учащихся специальной – коррекционной школы VIII вида.
Никто не будет отрицать, какое огромное значение для всей жизни человека имеет сохранение его прежнего опыта, насколько оно облегчает его приспособление к окружающему миру, создавая и вырабатывая постоянные привычки, повторяющиеся в одинаковых условиях.
И как прав Л.С. Выготский, который возражает против того, что творчество- удел избранных. Именно из этого вывода, сделанного замечательным психологом, происходит возвышенная оптимистическая, педагогическая идея, связанная с воспитанием творческих способностей не только у нормальных детей, но и у детей с особыми образовательными потребностями.
Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно , что эта деятельность не может быть одинакова у ребёнка и у взрослого, потому что все факторы принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития. творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребёнок.
Воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка складывается и растёт постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка опять совсем другое. Интересы ребёнка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребёнка работает иначе, чем у взрослого.
Чем же отличается воображение ребёнка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте? До сих пор существует мнение, что у ребёнка воображение богаче, ,чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать всё, говорил Гёте.
Таким образом, с раннего детства мы должны создать такие условия, при которых каждый ребёнок накопил бы богатый опыт,
что даст возможность повысить уровень его воображения и творческих способностей.
Исследования учёных(Л С. Выготский, А. Р. Лурия, М. С. Певз-
нер, Г. Е. Сухарёва и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния , при которых отмечается стойкое
.
необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим поражением коры головного мозга.
Исследования вышеуказанных учёных показали, что у детей с особыми образовательными потребностями имеются грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансиро-
ванность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Всё это является физиологи-
ческой основной для аномального психического развития ребёнка,
включающая процессы познания, эмоции, волю и личность в це-
лом.
Для некоторых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные , возможно, искаженные представление об окружающем мире.
Восприятие школьников с особыми образовательными потребностями характеризуется: замедленной, сниженной подвижностью нервных процессов, сужением объема воспринимаемого материала. Узость, ограниченность восприятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке, долго не могут уловить смысл происходящего и зачастую оказываются дезориентированными.
Глядя на какой либо объект, аномальные дети не стремятся основательно разобраться в его свойствах и особенностях; у них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с друг-ми объектами; они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и искаженными.
В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стиму-лирующих вопросов педагога не могут выполнить задание.
Для того чтобы школьники с отклонениями в интеллектуальном развитии восприняли объяснение учителя, нужны убедительные обоснования. Педагогу приходится постоянно помнить, что внимание учащихся надо стимулировать.
В ходе факультативной работы стараюсь решить следующие задачи:
1. развитие творческих способностей учащихся;
2. расширение художественного кругозора;
3. развитие и углубление интересов учащихся;
4. развитие коммуникативных навыков на основе совместной
творческой деятельности;
5. развитие мелкой моторики;
6. развитие речи учащихся, обогащение активного словаря;
7. организация досуга учащихся;
8. укрепление физического и психического здоровья.
Все эти и многие другие задачи успешно решаются при организации факультатива на основе работы с природным материалом.
Сказочна и разнообразна природа. Какие богатые чувства переполняют при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в ребёнке.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Факультативные занятия не просто трудовой процесс, а создание художественных произведений, имеющих глубокое смысловое содержание.
Нужно стремиться воспитать тонкую и чувствительную душу ребёнка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном.
Задача состоит в том, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а однажды войдя в неё, больше с ней не расставались.
Факультатив- это центр детского творчества. Именно на факультативе возможно учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, развивать личность, воспитывать любовь к природе, искусству, творческому процессу. Содержание работы факультатива может быть разнообразным, важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы программ трудового обучения.
Во многом интерес учащихся к работе на факультативе поддерживается и развивается в ходе занятий. Поэтому занятия нужно планировать и проводить так, чтобы учащиеся узнавали новое, успевали выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно были красивы и нравились всем, обстановка была спокойной и доброжелательной, обеспечивалась свобода общения друг с другом и с руководителем.
Очень важно, чтобы руководитель факультатива совместно с учащимися составлял план работы. При его составлении педагог должен увлечь детей перспективой изготовления изделий. В плане так же предусматривается сбор природного материала, экскурсии на различные выставки, парк, лес, луг.
Сочетать глубокую идейность с увлекательной формой такова главная задача руководителя факультатива, рекомендующего ту или иную тему поделки. В детских поделках эта идейность может выражаться примитивно, но такая примитивность наиболее доходчива до детского сердца.
Поиск творческой идеи, замысла исключительно важный путь в развитии у детей с особыми образовательными потребностями: наблюдательности, смекалки, фантазии и творческого мышления, это не случайное обретение удачной мысли, а сложный творческий процесс, обусловленный требованиями воспитательного процесса в работе факультатива.
Поход за природным материалом – это не просто увлекательная прогулка, в которой дети идут при руководителе гурьбой и бездум-
но созерцают окружающую их природу. Подготавливая экскурсию, руководитель чётко формулирует её задачи, цели, маршрут.
Во время сбора природного материала руководитель побуждает ребят внимательно вглядываться в окружающую их природу.
Постоянно должны звучать вопросы: «На что похоже? Что напо-
минает?», которые могут помочь натолкнуть детей на мысль. Орга-
низованный таким образом сбор материала даёт возможность детям активно воспринимать его форму, цвет, запахи, развивает у ребят любознательность, наблюдательность, любовь к родной природе.
Обязательно ребятам надо напоминать правила сбора материала и бережного отношения к родной природе.
Материал собран, начинаем работу по изготовлению поделок. Её следует начинать с напоминания техники безопасности. Затем ребя-
та получают инструменты и рабочие материалы. После этого руко-
водитель обсуждает план работы на это занятие. Образцы, которые ребята будут делать, он предварительно изготавливает сам, чтобы дети смогли их внимательно рассмотреть. Одновременно он рас-
сказывает, из каких деталей состоит та или иная поделка, из каких материалов их надо делать.
На факультативе имеются широкие возможности формирования творческих навыков учащихся путём внимательного и всесторон-
него обсуждения их поделок. Дети есть дети и поэтому каждый член факультатива хочет, чтобы его работа привлекла внимание то-
варищей, чтобы она им понравилась. Поэтому надо каждой работе уделять внимание, обсудить её. Такое внимание к работам детей особенно важно в нашем случае и имеет большое воспитательное значение.
Эффективное развитие возможно только в таком труде, который специально организован для решения коррекционных задач.
Все три процесса – воспитание, обучение и развитие выступают в факультативной работе воедино, органично связаны друг с дру-
гом, перестраиваются психические и физические функции, форми-
руются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер, развиваются умственная, физическая, нравственная само-
регуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально-трудовой ориентировки.
Таким образом, огромным потенциалом для развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта обладает факульта-
тивная работа на основе природного материала, так как на этих занятиях у детей развиваются творческое воображение, фантазия, мелкая моторика, речь, мышление, память, наблюдательность и другие психические функции.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, по развитию творческих способно-
стей при факультативной работе на основе природного материала строится в соответствии со следующими основными положениями:
- Активизация наглядно-образного мышления путём введения в
систему коррекционоо-развивающих занятий заданий на выполнение работ по образцу и представлению.
- Развитие объёма, устойчивости и произвольности внимания
происходит на занятии по аппликационным работам, констру-
ированию, лепке, а также при посещении выставок и прове-
дении экскурсий.
- Повышение уровня развития памяти, наблюдательности и вос-
приятия достигается на занятиях с использованием образцов, рисунков, схем.
- Так как на каждом занятии используются пословицы о труде,
это ведёт к развитию речи учащихся и обогащению их актив-
ного словарного запаса.
- Работа с любимым природным материалом направлена на со-
вершенствование и развития мелкой моторики рук, точности и координации движений, аккуратнасти.
- Творческие задания и работы по представлению способствуют развитию фантазии, творческого воображения, инициативности.
7. Коллективная работа факультатива закрепляет коммуникатив-
ные навыки.
8. Путём проведения выставки лучших работ в конце занятия,
формируется адекватная самооценка детей и оценка ими работ
товарищей.
9. Дифференцированный подход к детям – с учётом сформиро-
ванности знаний, умений и навыков, осуществляемый при
работе с природным материалом.
10. Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков активи-
зация познавательной деятельности: развитие зрительного и
слухового восприятия, формирование мыслительных опера-
ций.
Данная система творческих заданий разной сложности- это средство формирования опыта творческой деятельности. Здесь действует принцип педагогики: от простого к сложному. Но темпы усложнения зависят от индивидуальных особенностей наших детей. Также в этой программе осуществляется дифферинцированный подход, как один из важнейших педагогических принципов.
В результате занятий по разработанной программе у детей развивается творчество, связанное с умениями, навыками работы с природным материалом, расширяется их опыт, создаются прочные основы для творческой деятельности. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее будет его деятельность воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме : «Разностороннее развитие личностей учащихся с особыми образовательными потребностями на основе индивидуального и дифференцированного подходов с целью успешной социализации в дальнейшей жизни»
Применение индивидуального и дифференцированного подходов на уроках СБО в коррекционой школе VIII вида...
Доклад"Роль кружковых занятий в формировании творческих способностей учащихся"
Современный учитель должен уметь организовать учебную деятельность, развивая творческую способность учащихся, которая будет способствовать качественному овладению башкирским языком. Ведь в РБ башкирск...
Первые шаги по интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями в общество с применением математических познаний
Материал о работе педагога по формированию ответственного отношения к трудовой деятельности, оценке учениками качества проделанной ими работы с помощью математических методов, совместной деятельности ...
Развитие познаватльных процессов у учащихся с особыми образовательными потребностями
Доклад по теме самообразования и презентация по развитию познавательных процессов....
Выступление на региональном семинаре "Особенности социализации учащихся с особыми образовательными потребностями"
Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, посте...
Опыт педагогической работы по теме: «Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с особыми образовательными потребностями».
Цель: формирование навыка самостоятельной трудовой деятельности и положительного отношения к труду; накопление положительного социального опыта....
«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ».
В данной статье освещена внеурочная деятельность педагога, направленная на развитие творческих способностей обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития с учётом инд...