ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
статья на тему
Озвучены основные проблемы процесса формирования экологической культуры подрастающего поколения на региональном уровне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Смолик Е.В., г. Котельники Московской области.
«…Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак. Порча человека - есть или огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим драгоценнейшим материалом нужно работать совершенно четко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него» [1].
Формирование экологически развитого и экологически культурного человека – это действительно сложный процесс, который обеспечивается согласованными влияниями политики и права, науки, производства и искусства, образования и просвещения. Поэтому решить вопросы экологического воспитания даже целой системе образования, я считаю, невозможно. И хотя стратегия устойчивого развития общества нацеливает на формирование новой культуры отношений учащихся к природе, ситуация в целом достаточно тревожная.
Еще в прошлом столетии была создана обширная учебно-методическая литература по организации наблюдений в природе, проведению экскурсий, постановке опытов в «зеленой лаборатории под открытым небом», в уголках живой природы и т.п. Годы перестройки отбросили наше общество в вопросах экологического воспитания на несколько десятилетий назад.
Сегодня необходимость разработки нового аспекта школьного экологического образования выражается через федеральные государственные образовательные стандарты, которые предоставляют возможность для формирования экологической культуры подрастающего поколения через внеурочную деятельность.
Но можно ли сказать, что школа и педагогическая наука сегодня делают все, чтобы обеспечить подготовку экологически образованных молодых людей? Я думаю, что пока нельзя ответить на этот вопрос утвердительно, особенно нельзя говорить о системе экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Ее в целом нет. Есть проблемы с учебно-методическим обеспечением, с профессиональной подготовкой самих педагогов, да и с финансированием, в конце концов.
Только отдельные энтузиасты-педагоги смело вводят в учебно-воспитательный процесс содержательную трактовку современных комплексных проблем экологии. Вот здесь, как мне кажется, уместно говорить о том, что учащиеся овладевают экологическими знаниями и практическими умениями и навыками и становятся экологически воспитанными людьми.
Но далеко не во всех образовательных учреждениях, а точнее, лишь в некоторых из них, есть возможность проведения уроков, кружков или факультативов по экологии (несмотря на распоряжение бывшего Президента РФ Д. А. Медведева о введении предмета «экология» как обязательного в цикл общеобразовательных дисциплин). Многие их тех, кто хочет охранять природу, не знают, как это делать, и… не могут этому научиться. Желание защитить природу без должного знания ее закономерностей, как мы понимаем, не дает положительного эффекта или даже причиняет вред. Не поднимая тему финансирования этого вопроса, реализовать основные направления стратегии устойчивого развития в таких регионах, с моей точки зрения, крайне затруднительно.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, также являются значительным препятствием в деле формирования экологической культуры детей. Исходя из моего собственного опыта, чаще всего именно они и предопределяют жизненный путь ученика.
Одним из решающих условий формирования экологической культуры подрастающего поколения я считаю участие всех школьников в охране окружающей среды. Поэтому любой вид деятельности, например, борьба с загрязнениями, посадки деревьев и кустарников или благоустройство территории школы, организуется именно как коллективная деятельность. С грустью можно констатировать тот факт, что далеко не все школьники (в связи с обозначенными проблемами) будут причастны к таким мероприятиям.
Можно вдохновлять и своим личным примером, но, «труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом»[2]. Из воспоминаний учеников: «…я мало что сделал, но я не причиняю вреда природе» [3]; «…когда мне пришлось задуматься и подвести итог моей природоохранительной деятельности, я поняла, насколько она была ничтожна и незначительна» [4]. В последнее время наметилась и еще одна печальная тенденция: урбанизация городов обезоружила педагогов в воспитательных методах и формах воздействия на обучающихся, заменив труд детей, на услуги управляющих компаний и коммунальных служб. Из воспоминаний организаторов Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета»: «…все, чем могут массово заниматься дети в нашем городе, сводится к традиционной уборке пришкольной территории, все остальные мероприятия теперь выполняют службы ЖКХ». К слову сказать, количество сельских школ по нашему региону составляет 182 единицы, а городских школ – 1338. Это еще одна ремарка к вопросу о вышеуказанных проблемах и реальном уровне экологической культуры подрастающего поколения в целом.
Размышляя об этих проблемах, мне вспоминаются строки из повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»: «Все мы в одном доме живем, да не все хозяева. Почему такое положение? А путают. С одной стороны, вроде учат: природа – дом родной. А что с другой стороны имеем? А имеем покорение природы. А природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царем-то зваться. Сын он ей, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку»[5].
А для этого всем необходимо понять и принять, что культура поведения людей по отношению к природе может повыситься, только при повышении общего уровня разносторонней культуры человека и его научных знаний о природе. Я убеждена, человек, овладевший экологической культурой, будет стремиться подчинять все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды и не допускать ее разрушения и загрязнения. Такой человек нужен всем!
Мы можем сколь угодно полемизировать на тему экологической культуры человека в целом, возлагать надежды на ФГОСы, уповать на энтузиастов - учителей и взывать к совести, но я уверена в том, что до тех пор, пока государство не станет жестко контролировать исполнение собственных решений, нам остается надеяться только на лучшее и помнить: «Безнравственный человек не уважает природу, а значит и не уважает себя»[6].
Источники информации
[1] - Луначарский А.В. Воспитательные задачи советской школы//О воспитании и образовании. М., 1976. С. 304-305, 306.
[2] – Макаренко А.С. Соч. в 7-ми т. Т.V. М., 1958, с. 116.
[3] - Школьные сочинения, Костя Б., школа № 315, г. Москва.
[4] - Школьные сочинения, Ирина Т., школа № 620, г. Москва.
[5] – http://www.fidel-kastro.ru/b_vasiljev/lebedi.htm; Изд. «А зори здесь тихие»; «Не стреляйте в белых лебедей»; «В списках не значился»; М., «Правда», 1978, стр. 20. ОCR: Александр Белоусенко.
[6] – Школьные сочинения, Геннадий Л., школа №315, г. Москва.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры школьников в процессе изучения биологии
Экологическая культура...
Актуализация деятельностно-практического компонента процесса формирования экологической культуры личности школьника
Методическая статья с обобщением опыта экологического воспитания подростков...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье раскрываются возможность и эффективность использования различных активных методов и форм учебно-воспитательной работы в школе с целью формирования экологической культуры младших школьников....
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСТНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни школьников...
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб &l...
Презентация "Инновационные формы формирования экологической культуры средствами взаимодействия участников образовательного процесса ОО"
Отчет руководителя МО КРО Арьяновой Н.Б.по работе классов КРО в период общешкольной методической недели"Инновационные формы экологической культуры средствами взаимодействия участников образовател...