ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСТНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
статья по физкультуре на тему

Глазова Марина Александровна

Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_ekologicheskoy_kultury2.docx102.32 КБ

Предварительный просмотр:

Глазова Марина Александровна

учитель физической культуры МБОУ «Излучинская ОСШ УИОП №2»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСТНОГО  ОБРАЗА ЖИЗНИ  В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ШКОЛЬНИКОВ

   Данная статья посвящена различным аспектам решения проблем, связанных с формированием  экологической культуры, мотивации ценностного отношения к здоровому  образу  жизни детей. Автор представляет личный опыт построения работы по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа детей.

Ключевые слова: экологическая культура, личностные универсальные учебные действия, педагогическая поддержка, здоровый образ жизни.

    Актуальность темы обусловлена тем, что наблюдается низкая физическая активность школьников,  ухудшение физической подготовленности, что приводит к росту заболеваемости детей.

 В связи с этим федеральный государственный образовательный  стандарт предъявляет серьезные требования к комплексному формированию у обучающихся знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.

  Интерес к данной  теме вызван несколькими аспектами: формированием личностных качеств человека, способного вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье на протяжении всей жизни; необходимостью разработки мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.                                                                                    На основании выше сказанного сформулирована следующая  гипотеза: если на уроках  физической культуры  и во внеурочной деятельности  организовать педагогическую поддержку обучающимся в формировании навыков сохранения и укрепления  здоровья, то в школьной среде будут созданы более качественные условия для формирования у воспитанников нравственного  отношения к своему здоровью, которое  выразится  в ценностном отношении к проблемам экологии.                                                 Главный акцент в развитии личности автор делает, во-первых,  на овладение обучающихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности универсальными способами деятельности, обеспечивающими формирование опыта школьников по здоровьесбережению, а также ценностными ориентациями, оценочными умениями, социальными нормами поведения,  во- вторых, организацию просветительской  работы с обучающимися, направленную на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

            Автор ставит в приоритет показатели эффективности в развитии личностных универсальных учебных действий  школьников,  посредствам формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни  через реализацию приемов самоанализа и самоконтроля в соответствии с ФГОС.  Автором определены  4 основных критерия  личностных качеств,  которые позволяют говорить об эффективности данного опыта: 1) мотивация на здравоохранительное поведение (график1); 2) самооценка своего  здоровья (график 2); 4) уровень сформированности личного опыта здоровьесберегающей деятельности  (график 3); 5) сформированность личностных качеств ученика с учетом ФГОС (график 4). Результаты мониторинга представлены графически. Кроме того, повысилось  число желающих  детей участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в частности  в фестивале ГТО, что также свидетельствует о положительной динамике в развитии личностных качеств (график 5).

                                                                                                                  График 1

                                                     

                                                     График 2

                                     

                                                                                                             График 3

                                                                                                        График 4

        

                                                                                                               

                                                                                                                                График 5

  Таким образом, можно  утверждать, что организация целенаправленной  педагогической поддержки  обучающимся на уроках  физической культуры  и во внеурочной деятельности,  способствует  формированию мотивации   ценностного отношения  к собственному здоровью, и, тем самым, предпосылок формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.

Список использованной литературы:

1.  Баханов К. Организация  личностно-ориентированного обучения. – Х.: Изд.гр. «Образование», 2008. – 159 с.

2. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. – М.: Наука, 2007. – 160 с.

3. Пометун О., Пироженко Л. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: Науч.-метод. пособие. – К.: Изд-во «А.С.К.», 2003. – 192 с.

4. Советова Е.В. Оздоровительные технологи в школе / Е.В.Советова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.

5.  Педагогика в схемах  и таблицах /Руденко А.М.-Ростов-н/Д: Феникс 2016.-172с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.

Описание опыта работы по формированию экологической компетентности учащихся в поцессе изучения естественно научных дисциплин....

Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»

Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...

Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Программа формирования экологической  культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...