ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСТНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
статья по физкультуре на тему
Статья посвящена проблеме формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_ekologicheskoy_kultury2.docx | 102.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Глазова Марина Александровна
учитель физической культуры МБОУ «Излучинская ОСШ УИОП №2»
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСТНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Данная статья посвящена различным аспектам решения проблем, связанных с формированием экологической культуры, мотивации ценностного отношения к здоровому образу жизни детей. Автор представляет личный опыт построения работы по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа детей.
Ключевые слова: экологическая культура, личностные универсальные учебные действия, педагогическая поддержка, здоровый образ жизни.
Актуальность темы обусловлена тем, что наблюдается низкая физическая активность школьников, ухудшение физической подготовленности, что приводит к росту заболеваемости детей.
В связи с этим федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет серьезные требования к комплексному формированию у обучающихся знаний, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.
Интерес к данной теме вызван несколькими аспектами: формированием личностных качеств человека, способного вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье на протяжении всей жизни; необходимостью разработки мониторинга сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. На основании выше сказанного сформулирована следующая гипотеза: если на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности организовать педагогическую поддержку обучающимся в формировании навыков сохранения и укрепления здоровья, то в школьной среде будут созданы более качественные условия для формирования у воспитанников нравственного отношения к своему здоровью, которое выразится в ценностном отношении к проблемам экологии. Главный акцент в развитии личности автор делает, во-первых, на овладение обучающихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности универсальными способами деятельности, обеспечивающими формирование опыта школьников по здоровьесбережению, а также ценностными ориентациями, оценочными умениями, социальными нормами поведения, во- вторых, организацию просветительской работы с обучающимися, направленную на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Автор ставит в приоритет показатели эффективности в развитии личностных универсальных учебных действий школьников, посредствам формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни через реализацию приемов самоанализа и самоконтроля в соответствии с ФГОС. Автором определены 4 основных критерия личностных качеств, которые позволяют говорить об эффективности данного опыта: 1) мотивация на здравоохранительное поведение (график1); 2) самооценка своего здоровья (график 2); 4) уровень сформированности личного опыта здоровьесберегающей деятельности (график 3); 5) сформированность личностных качеств ученика с учетом ФГОС (график 4). Результаты мониторинга представлены графически. Кроме того, повысилось число желающих детей участвовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в частности в фестивале ГТО, что также свидетельствует о положительной динамике в развитии личностных качеств (график 5).
График 1
График 2
График 3
График 4
График 5
Таким образом, можно утверждать, что организация целенаправленной педагогической поддержки обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, способствует формированию мотивации ценностного отношения к собственному здоровью, и, тем самым, предпосылок формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.
Список использованной литературы:
1. Баханов К. Организация личностно-ориентированного обучения. – Х.: Изд.гр. «Образование», 2008. – 159 с.
2. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. – М.: Наука, 2007. – 160 с.
3. Пометун О., Пироженко Л. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: Науч.-метод. пособие. – К.: Изд-во «А.С.К.», 2003. – 192 с.
4. Советова Е.В. Оздоровительные технологи в школе / Е.В.Советова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.
5. Педагогика в схемах и таблицах /Руденко А.М.-Ростов-н/Д: Феникс 2016.-172с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)
Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...
Формирование экологической компетентности учащихся в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.
Описание опыта работы по формированию экологической компетентности учащихся в поцессе изучения естественно научных дисциплин....
Формирование экологической культуры школьников в процессе изучения биологии
Экологическая культура...
Статья на тему «Формирование экологических знаний в процессе изучения географии и биологии»
Данный материал будет полезен учителям географии и биологии, использующих экологические вопросы на уроках и во внеурочное время. ...
Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...