ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по экологии на тему

Закурдаева Регина Искандеровна

В статье раскрываются возможность и эффективность использования различных активных методов и форм учебно-воспитательной работы в школе с целью формирования экологической культуры младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologtcheskaya_kultura_statya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.01

Шарапова Т.В., Закурдаева Р.И.

Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, г. Димитровград

Sharapova T.V., Zakurdaeva R.I.

Dimitrovgrad engineering and technological Institute -branch of the National Research

Nuclear University (Moscow Engineering Physics Institute), Russia, Dimitrovgrad

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

THE USE OF ACTIVE LEARNING METHODS IN THE PROCESS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация: В статье раскрываются возможность и эффективность использования различных активных методов и форм учебно-воспитательной работы в школе с целью формирования экологической культуры младших школьников.

Abstract: In article describes the possibility and effectiveness of various active methods and forms of educational work in school with the purpose of formation of ecological culture of Junior schoolchildren.

Ключевые слова: экологическая культура, проектная деятельность, эвристический метод, медиа-образовательные технологии, познавательная задача.

Экологическое образование в нашей стране прошло практически полувековой путь становления  и развития от природоохранного просвещения до современной модели общекультурной направленности.

 Ученые и философы утверждают, что достижение нового типа экологического сознания необходимо для поднятия цивилизации на качественно новый уровень жизни, формирование которого возможно при наличии массовой экологической культуры.

Формирование экологической культуры младших школьников - процесс многоплановый, имеющий целью овладение системой понятий и основных закономерностей в области взаимодействия человека и природы, формирование навыков взаимодействия с природой и способов природосообразного поведения, а так же развитие комплекса ценностных ориентаций в области отношений общества и природы.

В понятии экологическая культура младших школьников условно можно выделить три основных компонента: экологические знания, экологическисообразное поведение в быту и эмоционально-ценностное отношение к природе, осознание ценности жизни как таковой [2, с. 25].

Выбор методов обучения должен опираться на ряд требований, соблюдение которых будет влиять на результативность образовательного процесса.

Среди таких требований Н.Ф. Виноградова выделяет:

- природосообразность, учет психологических особенностей восприятия окружающего мира детьми младшего школьного возраста;

- педагогическая целесообразность, соотнесение методов с целью и этапом обучения, содержанием учебного материала;

- учет роли конкретного метода с особенностями организуемой деятельности (восприятие, воспроизведение, исследование и др.);

- учет возникающей в процессе обучения ситуации, связанной с особенностями восприятия материала, уровнем развития учащихся, наличием или отсутствием интереса к поставленным учебным задачам [4, с. 68].

Под активными методами принято понимать методы, которые стимулируют познавательную деятельности обучающихся. Следовательно, в процессе формирования экологической культуры младших школьников необходимо использовать приемы активизации познавательной деятельности учащихся.

В логике деятельностного подхода эффективным методом работы в начальной школе является проектная деятельность, представляющая собой образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реального жизненного опыта, формирование у младших школьников умений посредством организации проблемной ситуации, ситуации поиска. Метод проектов способствует решению задач экологического образования младших школьников, направленного на формирование деятельностного, аксиологического и когнитивного компонентов культуры, так как в этом случае учащийся включен в активный познавательный процесс, он самостоятельно формулирует учебную проблему природоведческого характера, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя при этом систему новых знаний и приобретая новый опыт.

Частично-поисковый (эвристический) метод так же относится к активным методам обучения в процессе формирования экологической культуры младших школьников. Суть метода заключается в приближении учащихся к самостоятельному решению проблемы. Учитель строит процесс познания таким образом, что ответ дети находят лишь путем решения промежуточных задач, выполнения соответствующих опытов и практических работ [3, с. 149]. Проблемное обучение включает в себя несколько этапов: осознание проблемной ситуации, формулировку проблемы на основе анализа ситуации, решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез, проверку решения. Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом [1, с. 86].

Одним из эффективных методов, обеспечивающих формирование естественнонаучных знаний, является решение познавательных задач. В узком смысле задача понимается как внешняя форма предъявления задания обучающемуся, которая имеет специфическую структуру (данные, условия и требования, цель действий) и выражается в материальной форме (словах, знаках).  Для решения и составления задач младшие школьники должны овладеть определенными обобщениями, знаниями и умениями (последовательностью действий по составлению и решению задачи, навыками решения, точностью выражения мысли, логикой мышления, умением делать обобщения и выводы). По мнению Тимошкиной Н.В., это не только стимулирует познавательную деятельность младших школьников, но и способствует проявлению чуткости и заботы о состоянии природы. В процессе решения познавательных задач младшие школьники учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, что способствует осмыслению ими окружающего мира [4, с. 71].

Значительное место в формировании экологической культуры младших школьников принадлежит средствам массовой информации. Существует масса журналов, газет, официальных сайтов экологической направленности для детей. И использование детской периодической печати в данных видах СМИ является эффективным способом формирования экологической культуры младших школьников.

Приоритетным направлением совершенствования образовательного процесса является применение медиа-образовательных технологий, которые формируют медиа-образовательную среду школы. Под медиа-образовательной средой принято понимать современную педагогическую систему, цель которой – организация условий для гуманного целенаправленного воздействия индивидов с электронными информационно-образовательными ресурсами в интересах личностно-культурного развития и положительной социализации. Созданию подобной среды в процессе экологического образования младших школьников способствует разработка и использование в учебном процессе электронных образовательных ресурсов.

Методов обучения, способствующих  формированию экологической культуры младших школьников, множество. Выбор методов зависит от: содержания образования, от индивидуальных особенностей педагога и учащихся, от имеющихся в распоряжении учителя средств образования. Но, как показывает многолетний практический опыт, наиболее эффективными и действенными оказываются активные, деятельностные методы, включающие учащихся в активный познавательный процесс.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Экологическое образование для устойчивого развития в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: Материалы Международной научно-практической конференции (11-12 октября 2011г.) / под ред. Е.А. Гриневой. Ульяновск: УлГПУ, 2011. – 498 с.

2. Нестерова А.А. Экологизация современного образования. Учебное пособие. / А.А. Нестерова. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2013. – 76 с.

3. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 360 с.

4. Нестерова А.А. Основы эколого-педагогической компетентности педагога начального образования: учебное пособие. – Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2015. – 96 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 2

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 3

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

Доклад "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"

В докладе говорится о том,что для формирования этой компетенции и тех частных элементов, которые определяют её содержание, необходимо по - новому взглянуть на систему методов и приемов, организующих д...

Программа формирования экологической культуры младших школьников

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией  и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание школьников  в духе бер...

Использование современных технологий при формировании экологической культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Современое общество находится на стадии переосмысления достижений цивилизации. В концепции духовно-нр...