Актуализация деятельностно-практического компонента процесса формирования экологической культуры личности школьника
статья (экология) по теме

Божко Наталья Владимировна

Методическая статья с обобщением опыта экологического воспитания подростков 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуализация деятельностно-практического компонента процесса формирования экологической культуры личности школьника

Божко Наталья Владимировна,

кандидат педагогических наук,

Заслуженный учитель РФ,

учитель биологии, химии и экологии

          Одним из главных компонентов содержания образования в новом столетии становится экология как система научных знаний об окружающем мире и месте в нем человека. Экологическое образование нужно рассматривать как системообразующий фактор устойчивого развития цивилизации. Экологические знания, экологическое мышление и сознание в третьем тысячелетии становятся необходимой, обязательной, атрибутивной составляющей культуры, что придает новый смысл понятию духовности и образованности. В данном контексте значимость экологии как вершины мировоззрения осознана и признана мировым сообществом, о чем свидетельствует его решимость принять ответственность перед будущими поколениями за сохранение природы и ее богатств, обеспечить право каждого члена общества на жизнь, народов – на свою культуру. Очевидно, что надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья природной среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения.

     Экологическая культура, являясь частью общечеловеческой культуры, определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социоприродной средой, проявляется в системе ценностных ориентаций, мотивирующих экологически обоснованную (экологически сообразную) деятельность, и реализуется во всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием, использованием и научно обоснованным преобразованием природы и общества.

       Особое место в экологообразовательном процессе занимает организация практической исследовательской и природоохранной  деятельности учащихся. «Сухая» теория никогда не станет истинным знанием без подтверждения действием. Любовь к природе так и останется пустым лозунгом без реальных дел по спасению конкретных природных объектов. Практическая деятельность позволит активизировать познавательный интерес ребенка, сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности его в процессе обучения, поможет найти способы, пути развития самостоятельного мышления, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Реализация системно-деятельностного личностного подхода к формированию экологической культуры школьников наиболее успешна при использовании проектного метода, который предполагает наряду с достижением проектных целей – научных или природоохранных – связь обучения с жизнью, развитие самостоятельной познавательной активности детей, формирование информационной компетенции, развитие умения адаптироваться к меняющейся действительности, умения общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.    

     К сожалению, практическая деятельность учащихся в школьных программах обозначена весьма условно. Того учебного времени, которое отведено на изучение биологии, химии, географии (т. е. дисциплин, в процессе изучения которых прикладной аспект весьма актуален, мало того, подчас, от наличия тех или иных навыков у человека – умения ориентироваться на местности, оказывать первую доврачебную помощь, очищать воду и др. – может зависеть здоровье, а то и жизнь его самого и других людей) едва хватает для того, чтобы «пройти» весь теоретический курс, предусмотренный базовыми учебными программами и учебниками. На изучение экологии времени отводится в два раза меньше. Даже теоретические основы за это время усваиваются детьми весьма поверхностно. Практическая деятельность учащихся на уроках экологии не предусмотрена ни программами, ни учебниками. Экологические практикумы выпускаются как пособия для дополнительного образования. Таким образом школьный учитель – преподаватель экологии – стоит перед дилеммой: либо проводить практические занятия во внеурочное время,  либо не проводить их вообще. Нынешняя ситуация в системе образования вообще и в общеобразовательной школе в частности вынуждает учителя все больше склоняться ко второму варианту решения данной дилеммы. Решение данной проблемы является целью автора настоящей программы, предпринявшего попытку раскрытия широкого спектра возможностей учителя в процессе формирования экологической культуры личности учащихся при превалирующем использовании деятельностно-практического компонента экологообразовательной парадигмы.

        Таким образом,  целью данной программы является создание условий для актуализации деятельностно-практического компонента процесса формирования экологической культуры школьников 6-11 классов.    

     Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: 

   - провести диагностику уровня сформированности экологической культуры 6-классников в начале учебного года;

  - разработать экологизированные практикоориентированные курсы биологии (6-11 кл.), химии (8-11 кл.), экологии (10-11 кл.), элективные курсы;

- оптимизировать экологообразовательный процесс путем привлечения учащихся к научно-исследовательской работе, создать научно-исследовательский сектор (НИС) с образовательно-коммуникативными функциями;

- организовать опытническо-экспериментальную деятельность в школьной теплице и на пришкольном участке;

- организовать  экологические исследования в летнем пришкольном экологическом лагере;

- организовать летние выездные экологические экспедиции;

  - организовать систему практической природоохранной деятельности школьников;

   -   организовать деятельность Союза охраны окружающей среды – детского  школьного общественного экологического объединения;

- создать информационно-методическую базу программы;

- организовать участие школьников в экологических программах и конкурсах, научно-практических конференциях на различных уровнях;

- установить связи с экологическими организациями и комитетами города и района, ВУЗами, общественными экологическими объединениями, промышленными предприятиями, СМИ с целью оказания ими содействия в реализации программы;

- укрепить экологические приоритеты в сознании учащихся и педколлектива;

- привлечь помощь родителей учащихся в процессе реализации программы;

- повышать собственный методический уровень, обучаясь новым формам эколого-исследовательской работы;

- проводить диагностику результатов реализации программы на всех этапах.

     Таким образом, при составлении данной программы была выдвинута следующая  гипотеза: достижение высокого уровня сформированности экологической культуры школьников в процессе экологического образования возможно лишь при достаточном развитии деятельностно-практического компонента данного процесса. Объектом проводимой в ходе реализации программы деятельности является уровень сформированности экологической культуры школьников. Предметом исследования является влияние деятельностно-практического компонента экологообразовательной деятельности на повышение уровня сформированности экологической культуры школьников.

     

Ожидаемые результаты:

-      формирование у школьников высокого уровня экологической культуры (результаты диагностики);

-   внедрение экологизированных практикоориентированных курсов биологии (6-11 кл.), химии (8-11 кл.), экологии (10-11 кл.), элективных курсов;

- активный и устойчивый интерес учащихся к научно-исследовательской работе, эффективная деятельность научно-исследовательского сектора (НИС) с образовательно-коммуникативными функциями;

- активная работа детей на учебно-опытном участке, в школьной теплице и на пришкольном участке;

- результаты экологических исследований в летнем пришкольном экологическом лагере и летних выездных экологических экспедициях;

  -    практические результаты природоохранной деятельности школьников: высаженные кедры, очищенный от валежника и мусора лес, искусственные гнездовья и кормушки птиц, озелененные помещения школы и др.;

   -  систематическая эффективная деятельность Союза охраны окружающей среды;

- информационно-методическая база, дидактическая база программы;

- результаты участия школьников в экологических программах и конкурсах, научно-практических конференциях на различных уровнях – дипломы, грамоты, свидетельства и др.;

- конкретная адресная помощь экологических организаций и комитетов города и района, ВУЗов, общественных экологических объединений, промышленных предприятий;

- газетно-журнальные материалы, новостные материалы по ТВ как результат работы со СМИ;  

- результаты работы в рамках школьного эксперимента – школьная программа, программы учителей, социально-экологические проекты учащихся;

- конкретная адресная помощь родителей учащихся в процессе реализации программы;

- прохождение курсов повышения квалификации, участие в научных конференциях, дистанционном и заочном обучении в сети Интернет – сертификаты, свидетельства.

     Процесс реализации Программы предполагает наличие в ней трех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (блоков):

1) теоретического;

2) исследовательского;

3) природоохранного.

     Данные компоненты связаны рядом причинно-следственных категорий и чередуются в определенной логической последовательности, не всегда в хронологическом порядке. Так, овладение теорией предшествует началу экологических исследований и продолжается параллельно с ними, т. к. научные исследования требуют все более глубокого знания объекта исследования. А первые результаты (проекты) становятся начальным звеном в цепи длительных  более глубоких – мониторинговых – исследований. Результаты наблюдений, проведенных в природной среде и опубликованные в СМИ, становятся поводом для проведения широких природоохранительных мероприятий.

Теоретический блок представляет собой систему образовательных курсов, предназначенных для усвоения школьниками теоретических основ экологических наук.

Задачи:

  -    формирование знаниевого компонента;

  -    освоение экологизированных курсов биологии, химии;

  -    овладение основами экологических знаний на уроках экологии.

Содержание:

- образовательные технологии: традиционное обучение, личностно-ориентированное индивидуальное обучение, дифференцированное обучение, работа в группах;

- организационно-педагогические формы: классные уроки и занятия, игры, дискуссии, беседы, лекции.

Результаты:

-   укрепление экоцентристских позиций в сознании детей; 

-   качественное усвоение базовых экологических знаний;

-   появление устойчивой внутренней мотивации к дальнейшему обучению;

-  достижение высокого уровня освоения специальной научной информации.

Исследовательский блок включает в себя многообразие исследовательских программ и технологий, реализуемых и применяемых школьниками в природе, в урбанизированных экосистемах, помещениях школы и др.

Задачи:

- формирование когнитивного компонента экологической личности;

- выявление и развитие творческих способностей детей;

- овладение навыками полевых исследований и камеральной обработки;

- развитие различных типов мышления;

- освоение навыков обработки результатов исследований и оформления научных работ;

- выработка навыков представления и защиты научных работ;

- приобретение навыков общения со СМИ.

Содержание:

- образовательные технологии: исследовательское обучение, проблемное   обучение, педагогика сотрудничества, развивающее обучение, технология педагогических мастерских, личностно-ориентированное обучение, индивидуализация обучения; создание ситуации успеха.

- организационно-педагогические формы: проведение исследований в природе, практические занятия в теплице, на пришкольном участке, экскурсии, походы, экспедиции, лабораторные и камеральные занятия; научно-практические конференции, Всероссийские и региональные конкурсы и олимпиады, выставки, семинары.

Результаты:

- овладение навыками научного исследования;

- установление стойкой мотивации детей к дальнейшему продолжению занятий наукой;

- достижение высокого уровня научного познания в определенной области;

- практическое применение знаний и умений при оценке и улучшении состояния окружающей среды;

- организация экологического мониторинга прилежащих территорий;

- выявление зон экологического неблагополучия и принятие адекватных мер.

Природоохранный блок является самой объемной, продолжительной и трудоемкой частью программы. Он включает в себя всю практическую природоохранную деятельность школьников, основанную на экологических знаниях и результатах научных исследований.

Задачи:

- формирование деятельностно-практического и морально-нравственного компонентов экологической личности;

- овладение навыками выживания в полевых условиях;

- усвоение основных принципов природосберегающей деятельности;

- улучшение экологического состояния школы, жилищ;

- экологосообразная профориентация старших школьников;

- подготовка к учебе в ВУЗе старшеклассников.

Содержание:

- организационно-педагогические формы: эколого-просветительские и природоохранные мероприятия (акции), выступления в СМИ.

 Результаты:

- реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности (экологическая культура);

- самореализация ребенка посредством самостоятельной экологической деятельности как важного элемента природной среды.

- улучшение состояния окружающей природной среды;

- профессиональное самоопределение.

     Диагностика уровня сформированности экологической культуры школьников проводилась на всех этапах реализации программы. Выбор методов и методик диагностики данного личностного качества определялся задачами исследования. Так, методики определения состояния экологического сознания населения, разработанные в Институте социальных исследований РАН (В. Э. Бойков, С. П. Малахов) мы сочли в должной степени валидными для определения уровня сформированности ценностно-нормативного и морально-нравственного компонентов экологического мировоззрения школьников.  Применение в данном исследовании методики «Натурафил» (С. Д. Дерябо) обусловлено ее универсальностью: она применима для диагностики интенсивности субъективного отношения к природе в процессе формирования экологической культуры личности, что в нашем исследовании является одним из показателей сформированности психологической готовности к экологосообразной  активной гражданской деятельности личности. Автором разработан ряд диагностических средств, составленных на основе методов аналитического наблюдения, беседы (интервьюирования), анкетирования, ролевых игр, тестирования в соответствии с критериями сформированности экологической культуры личности. Их содержание, объем и уровень сложности определялись целями и задачами воспитательно-образовательных, природоохранных и исследовательских экологических программ, отражали всю совокупность изученного материала.

Разработка и реализация программ теоретического блока

     Преподавание курса «Основы экологии» в 10 кл. (1 ч./нед., всего 34 ч.) ведется по программе Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника, А. П. Сидорина.

     Курс экологии в 11 кл. составлен из трех разделов:

- «Практическая экология» на основе учебно-методического пособия Ашихминой Т. Я. «Школьный экологический мониторинг»  с использованием исследовательских методик С. В. Алексеева, А. С. Боголюбова, И. Д. Зверева и др. Ознакомившись с сущностью метода проектов, учащиеся выбирают тему исследовательского проекта, изучают методики, проводят исследования, в соответствии с общепринятыми требованиями оформляют отчет о работе над проектом. Презентация (защита) проектов проходит на школьной научно-практической конференции в конце I полугодия;

- «Глобальная экология» на основе разработок лаборатории экологического моделирования Центра биологических исследований РАН в г. Пущино (автор – А. А. Суринов). Изучение основных глобальных экологических проблем, определенных в докладе «Римского клуба», учащиеся сопровождают сбором фактического материала, отражающего состояние данной проблемы на современном этапе в мире, в России, в ХМАО, в Сургутском районе. Собранный материал, оформляется учащимися в форме экологического бюллетеня;

- «Социальная экология» на основе учебного пособия для ВУЗов А. В. Лосева, Г. Г. Провадкина. Применяя практически знания в вопросах социальной экологии учащиеся  разрабатывают собственные социальные проекты (экологические игры, природоохранные мероприятия, просветительские проекты и др.) и реализуют их в школе, поселке в течение II полугодия.  Информацию о реализованном проекте школьники отправляют в СМИ, пишут статьи в школьную и районные газеты.

    В 2003-04 уч. году автором разработан экологизированный курс биологии. С 2006-07 уч. года ведется авторский элективный курс для 9 класса «Эколого-биологические исследования». В 2007-08 разработаны курсы биологии, химии, экологии для эколого-биологического профиля. В 2007 году сформирована профильная группа; в 2009 году ЕГЭ по биологии успешно сдала вся группа – 72% - больше 60 баллов)

Разработка и реализация программ  исследовательского блока

     Для работы НИС собран обширный теоретический материал, имеется большое количество различных исследовательских методик, а также разработок экологических игр и мероприятий. Тематика исследований определяется учащимися самостоятельно с учетом рекомендаций руководителя НИС и экологических  особенностей региона

     Проведение научных исследований является одним из наиболее творческих и увлекательных видов образовательной деятельности. В процессе исследования определенного объекта  участники процесса увеличивают багаж своих знаний, расширяют кругозор, осваивают общенаучные методики исследований, развивают логическое мышление, учатся научно формулировать цели и задачи, оформлять и анализировать результаты исследований, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, выявляют конкретные экологические проблемы и ищут способы их решения. Поэтому прежде чем приступить к конкретным исследованиям ребенок должен овладеть определенным багажом знаний и приобрести определенные навыки исследовательской деятельности.  

     Школьники обучаются навыкам исследовательской деятельности разносторонне и многопланово. Необходимые знания приобретаются ими, в первую очередь, на уроках экологии в 11 классе, а в классе с углубленным изучением экологизированного курса биологии – с 7 класса. Тогда же ребята знакомятся с методом проектов и начинают использовать его в своих исследованиях. Все желающие могут ознакомиться с этой областью знаний на занятиях НИСа.

     Ребят, наиболее активно интересующихся экологической наукой,  ежегодно собирают в летний экологический лагерь. Ежегодно на базе Сайгатинской школы проходят летние полевые практики по ботанике и зоологии студентов 1 и 2 курсов биологического факультета СурГУ, в которых принимают участие и сайгатинские школьники. Они знакомятся с исследовательскими методиками под руководством специалистов университета, а также проводят и собственные исследования.

     Результаты своих исследований юные экологи представляют на научно-практических конференциях. Официальная защита проектов происходит на конференции, проводимой в школе по окончании полевого сезона по мере окончания обработки результатов и оформления проектов. Законченные проекты выдвигаются на районную научно-практическую экологическую конференцию «Молодежь исследует окружающую среду».

Разработка и реализация программ природоохранного блока

     Природоохранные и экологопросветительские  мероприятия проводятся  в течение всего года. Их инициатором и организатором является Союз охраны окружающей среды, который работает в школе с 1997 года. В августе- сентябре ребята участвуют в экспедициях в Юганский заповедник, экспедиции «Малые реки Югры», в районном и окружном слетах детских экологических объединений и школьных лесничеств. Весь сентябрь проходит под девизом общешкольного экологического месячника «Сбереги лес Родины!». Юные исследователи участвуют в подготовке научных работ и экологических проектов для участия в окружном этапе программы «Шаг в будущее», областной конференции «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой», Всероссийском конкурсе «Человек на Земле». Для младших школьников проводится кустовая экологическая олимпиада. В ноябре начинается подготовка к зимней акции «Покорми птиц», проводится цикл лекций  о СПИДе. Под Новый год проводится рейд  «Живи, елочка!». На зимних каникулах – экологические игры и викторины «Нефтяные короли», «Экологическая карусель», «Биржа экологических знаний», «Счастливый случай» и др. Весной широко отмечаются Всемирный День Земли, Международный день птиц, День космонавтики, Всемирный День воды, проводится  конкурс «Птичий базар». Учащиеся всех возрастов  принимают участие конкурсах Всероссийского фестиваля «Зеленая планета», окружном конкурсе «Благословляю вас, леса!», в Международной акции «Спасти и сохранить», в Окружном молодежном форуме «Сохраним цветущий мир Югры». В апреле мы чтим память погибших в радиационных авариях и катастрофах, проводим акции «Не губите первоцвет!», «Наш чистый двор». С 2004 года выращиваем кедры, с 2007 года участвуем в Окружной программе «Кедровые сады Югры». Помогали в закладке кедросадов в пос. Высокий Мыс, дер. Юган. В 2011 году заложили кедросад в окр. дер. Сайгатиной. Кроме всего перечисленного в школе в течение года работает школьное лесничество  «Лесной дозор», экологическое объединение младших школьников «Зеленые дружины», выступает экологическая агитбригада.

     Активное участие сайгатинских школьников в экологообразовательной, исследовательской и природоохранной деятельности, реализация авторских программ по экологическому образованию, воспитанию и природосберегающей деятельности создают условия  социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности; обеспечивают активную учебно-познавательную деятельность обучающихся с учётом их индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей; позволяют  освоить обучающимся межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и использовать их в учебной, познавательной и социальной практике. В процессе реализации данной программы происходит формирование основ экологической культуры школьников соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Озвучены основные проблемы процесса формирования экологической культуры подрастающего поколения на региональном уровне...

статья "Формирование музыкальной культуры личности школьников во внеурочной деятельности"

Внеурочные занятия в школьных вокальных или хоровых кружках являются эффективным средством формирования музыкальной культуры личности учащихся....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрываются возможность и эффективность использования различных активных методов и форм учебно-воспитательной работы в школе с целью формирования экологической культуры младших школьников....

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Научно-теоретическое обоснование путейсовершенствования управления физкультурно-спортивной работы с детьми имолодежью на основе использования инновационных форм этой работы....

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Для последних десятилетий характерно осознаниеучеными и специалистами двух важных факторов, касающихся управленияфизкультурно-спортивной деятельностью и ее значение для детей имолодежи.С одной стороны...