Формирование экологической культуры школьников в процессе изучения биологии
методическая разработка по биологии по теме
Экологическая культура
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование экологической культуры школьников | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры школьников в процессе изучения биологии
Голованова Г.М., Чекашкина О.В.,
учителя МБОУ Инсарского района
На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. В этих условиях проблема экологического воспитания и обучения подрастающего поколения обретает особую значимость. Исследования показывают, что выпускники школ, владея теоретическими знаниями, не осознают собственной роли в устранении экологических проблем, возлагая их решение на государственные органы. Все это обусловливает необходимость формирования экологической культуры учащихся как личностно-целостного феномена и разработку педагогических условий ее развития. В широком смысле экологическая культура есть новое содержание общечеловеческой культуры. Базис ее составляют универсальные, духовные ценности, экологические и нравственные приоритеты.
Широта взглядов на природу, комплексная оценка её возможностей, понимание её целостности формируется только в школе. Школьный предмет биологии, занимает особое место в воспитании экологической культуры школьников, т.к. включает: систему знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологические ориентации; систему норм и правил по отношению к природе; умения и навыки по изучению природы и ее охране.
Важнейшая задача учителя биологии в реализации данных аспектов – сформировать у учащихся ответственное и бережное отношение к природе.
Практически во всех разделах программы по биологии затрагиваются вопросы экологического плана: взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания. На уроках биологии формируется убеждение о том, что природа – целостная и саморегулирующаяся система. Важно при этом дать наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и образования биологических систем всех уровней. Включение в содержание уроков биологии знаний о природных богатствах родной страны, достижениях науки и сельского хозяйства, о национальных традициях и культурно-исторических ценностях россиян, также играет существенную роль в учебно-воспитательном процессе.
В урочной деятельности практикуются уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», практические и лабораторные работы; анализ научной литературы, дискуссии, экскурсии. Формированию экологической культуры учащихся способствует применение различных средств обучения - таблиц, картин, микропрепаратов, влажных препаратов, ИКТ средств. В учебный план школ включены элективные курсы - «Экологический практикум в сельской школе», «Среда и здоровье человека», «Мир в котором я живу».
Особым фактором экологического обучения и воспитания сельских школьников является воздействие на них социальной природной среды. Сельские ребята близки к природе, их представления более разнообразны и конкретны, чем у городских ребят. Вырастая в селе, дети повседневно наблюдают труд взрослых, работают на полях и огородах, ухаживают за домашними животными. Учитель биологии должен понимать: практические знания сельских школьников, полученные в повседневной жизни, необходимо дополнять социально-ценностными аспектами более высокого уровня. При изучении биологии следует обращать внимание не только на красоту природы и бережное отношения к ней. Важнейшая задача учителя - заложить в детях потребность к сохранению природы и ее богатств.
На уроках биологии школьники усваивают знания о моральных и правовых принципах, нормах и правилах, предписаниях и запретах при взаимодействии с природными объектами – водой, почвой, воздухом, животными, растениями и различными сообществами. Внимание школьников обращается на знакомство с нормативными особенностями региона: традициями рационального использования ресурсов, сохранения экосистем и их компонентов. Усвоение данных ценностей осуществляется в учебной и внеучебной деятельности учащихся в совместной работе, которая обеспечивает эмоциональный контакт в процессе межличностного общения с живой природой.
Широкими возможностями формирования экологической культуры являются предметные недели. К предметной неделе привлекаются все ученики, каждому из них предлагается несколько вариантов участия. Здесь раскрывается творчество ребенка, свое видение прекрасного, значимого и полезного. Во время таких недель ребята принимают активное участие в творческих делах - «День Птиц», «Праздник весны», игры, конкурсы, викторины, экскурсии, проекты.
Экологическое воспитание школьников опирается на методы учебной деятельности: проблемные, частично-поисковые, исследовательские, метод проектов. Продуктивным приемом является участие школьников в посадке цветов, деревьев, озеленении школьных классов и коридоров. В исследовательской деятельности практикуется работа по составлению паспорта школы, выпуск экологической газеты, изучение состава воздуха, состава воды, почвы. Школьники, участвуя в исследованиях и проектах, как правило, становятся участниками конкурсов в районе, республике.
Изучение собственной истории, истории «малой родины» и своего Отечества, знакомство с природными объектами и правилами их сохранения включает школьника в деятельность по отношению к обществу, людям и к природе, развивает потребность принимать личное участие в охране окружающей среды и в решении экологических проблем на уровне класса, школы, села, района.
Главным результатом такой деятельности становится усвоение ценностей экологической культуры на личностной основе. В этом процессе школа должна стать местом встреч ребёнка с природой и её образами, средой соединения культуры человека и природного мира. Показателем освоения норм экологической культуры должно стать осознание и выполнение нашими учениками норм совместного сосуществования природы и человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.
Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....
Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...
Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные на уроках технологии,находят свое применен...
Выступление на ШМО. «Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии».
laquo;Природа- это уникальная книга....
экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...
"Формирование экологической культуры школьников на уроках биологии"
В статье указывается, какими методами можно сформировать экологическую культуру у школьников на уроках биологии....
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб &l...