ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
статья по биологии (5, 6, 7 класс)
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического образования и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kupriyanova_s.g_formirovanie_ekologicheskoy.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 372.8
Куприянова С.Г.,
Учитель биологии высшей категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области общеобразовательной школы-интерната среднего общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр Лидер» города Кинеля городского округа Кинель Самарской области
г. Кинель, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
В статье рассматриваются вопросы формирования экологической культуры обучающихся средней школы через реализацию программы внеурочной деятельности эколого-биологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». Обоснована необходимость экологического образования и воспитания.
Ключевые слова: экологическая культура, внеурочная деятельность, личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Экоклуб «Здоровая среда»
Головокружительный рывок совершили люди в век научно – технического прогресса. Но стало ли человечество счастливее, наша планета краше, а условия жизни на ней благоприятнее для ее обитателей? [1]
Необходимость экологического образования и воспитания обусловлена глобальными катастрофическими изменениями в окружающем мире. За последние полвека деятельность человека настолько преобразила большинство районов нашей планеты, что истощение природных ресурсов и загрязнение биологической среды отходами хозяйственной деятельности стало очевидностью: от заброшенных шахт до окурков на газонах и десятков тонн отравляющих веществ, извергаемых химическими комбинатами. Нет числа свалкам промышленных и бытовых отходов.[2]
Проблемы экологии волнуют каждого. Особенно острыми они стали в последние годы, когда стала доступной информация о состоянии окружающей среды. Однако правильно распорядиться полученной информацией мы, зачастую, не можем – не хватает знаний.
Экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения в современных условиях просто необходима. При этом для учителя биологии и экологии становятся основными следующие задачи:
- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения;
- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды;
- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни.
Основными направлениями работы по формированию экологической культуры школьников являются: эколого – просветительская деятельность, организация школьного экологического объединения учащихся, исследовательская работа и формирование здорового образа жизни. В ряде школ в настоящее время уделяется много внимания преподаванию экологии и введению элементов экологии в другие предметы – биологию, географию, химию, физику, естествознание. К внеурочным формам деятельности относятся научные общества учащихся, элективные курсы, экологические акции, экскурсии, конкурсы, научно – практические конференции, олимпиады.
В настоящее время очень остро стоит вопрос о дополнительном образовании школьников. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным организациям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Согласно новым образовательным стандартам, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс.
С целью удовлетворения потребностей учащихся автором статьи была разработана программа внеурочной деятельности биолого – экологической направленности «Экоклуб «Здоровая среда». В ходе реализации данной программы решаются следующие вопросы: изучение природных сообществ; наблюдение и уход за комнатными растениями; повышение интереса школьников к решению экологических проблем, вовлечение их в активную деятельность по защите окружающей среды.
Цели программы:
-сформировать знания о взаимоотношениях живых организмов в природе, нормах и правилах поведения в природе
-развивать творческие способности
- привлечь учащихся к участию в научных конференциях, конкурсах, олимпиадах биологической направленности;
Задачи:
- формирование знаний о системе органического мира и роли человека в сохранении и преумножении природных богатств;
- формирование учебно-практических умений (наблюдение, постановка опытов с использованием оборудования цифровой лаборатории «Архимед», навыки выращивания растений и ухода за ними и т.п.)
-развитие творческих умений детей, интереса к изучению биологии и экологии посредством проведения лабораторных, практических занятий, викторин, праздников и использования информационных технологий.
-воспитание чувства бережного отношения к природе, ответственности за свое поведение в природе.
Настоящая программа является годичной программой внеурочной деятельности для учащихся 6 класса. Программа реализуется в рамках образовательной программы школы и программы естественнонаучной направленности. Реализация программы «Экоклуб «Здоровая среда» планируется в режиме практико-ориентированных занятий. На реализацию программы отведено 35 часов в год.
Ожидаемые результаты:
Получение практических знаний о взаимоотношениях живых организмов в природе, о системе органического мира.
Приобретение навыков организации наблюдений за объектами природы.
Приобретение умений проведения опытов и исследований с использованием цифрового оборудования.
Усвоение ценностных основ нравственности, норм поведения в природе.
Данная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир природы в его органичном единстве и разнообразии;
Бережное отношение к природе;
Компетентность в решении экологических проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
Овладения навыками сотрудничества с педагогом и сверстниками;
Метапредметными результатами являются:
Умение самостоятельно ставить новые задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации;
Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом, сверстниками, старшими и младшими школьниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и работать в группе;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметными результатами являются:
Овладение знаниями о формах взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой;
Развитие практических умений и навыков проведения естественнонаучных опытов и исследований ;
Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной деятельности по охране природы;
Продуктивное сотрудничество с участниками объединения при решении различных творческих задач.
В программе используется системно - деятельностный подход, а формы – деятельности это: занятия – практикумы, лабораторные работы, экскурсии, семинары, викторины.
Список литературы.
- Болгова И. В. Практические технологии в школе // Биология. 2008. №13. С.29 – 33.
- Марфенин Н. Н., Попова Л. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы // Экологическое образование. 2006. №2. С. 16 – 27.
- Козлова Ю.В., Ярошенко В. В. Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 125 с.
- Чердымова З. И., Астафьев В. М. Программа и методические основы курса «Экология и общество». Самара, 1995. – 120 с.
- Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. М.: Мысль, 2004.
[1] Яншин А. Л., Мелуа А. И. Уроки экологических просчетов. М., 2004. С. 7.
[2] Марфенин Н. Н., Попова Л. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы // Экологическое образование. 2006. №2. С. 16 – 27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры школьников в процессе изучения биологии
Экологическая культура...
Уважаемые коллеги, разрешите представить вам свой опыт по теме «Научно-исследовательская работа на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство формирования экологической культуры школьников».
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск и...
"Исследовательская и общественно-полезная деятельность по охране природы, как условие формирования экологической культуры школьника во внеурочное время"
Обобщение педагогического опыта учителя географии и руководителя школьного лесничества "СОКОЛ"...
Мастер-класс по теме "Бинарное внеклассное мероприятие – один из педагогических путей формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации внеурочной деятельности как требование ФГОС"
Данный мастер-класс был проведен в рамках районного семинара по теме "Пути формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации урочной и внеурочной деятельности как требование Ф...
Формирование правовой культуры школьников в рамках предметной внеурочной деятельности
Методическая разработка недели правовых знаний...
Формирование экологической культуры на уроках географии и внеурочной деятельности через проектно- исследовательскую деятельность.
Из опыта работы...
«Формирование экологической культуры школьников посредством технологии проектной деятельности обучающихся на уроках химии и внеурочной деятельности».
Cовременная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения....