Программа внеурочной деятельности "Чистый голос"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для 5-8 классов «Чистый голос» разработана в соответствии с ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_chistyy_golos.doc | 556 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с. ВИЗИНГА
(МБОУ «СОШ» с. ВИЗИНГА)
«ШӦР ШКОЛА» ВИЗИН СИКТСА
МУНИЦИПАЛЬНӦЙ ВЕЛӦДАН СЬӦМКУД УЧРЕЖДЕНИЕ
Просмотрена ____________________
«_______» 201 г. Рекомендована от «_______» ________________ 201 г. | Утверждаю Директор школы С.В.Унгефуг |
Программа курса внеурочной деятельности
«Чистый голос»
НАПРАВЛЕННОСТЬ | общекультурная |
ВОЗРАСТ | 10-16 лет |
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ | 1 год |
СОСТАВИТЕЛЬ | Гурьева Оксана Александровна |
ДОЛЖНОСТЬ | Учитель музыки |
Визинга, 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для 5-8 классов «Чистый голос» разработана в соответствии с ФГОС ООО.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Средства массовой информации способствуют тому, что ребенок подвергается самым разнообразным эмоционально-художественным воздействиям, среди которых нередко отрицательные.
Надо помочь ученикам разобраться в потоке информации, развивать у них хороший вкус.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом вокальное искусство является средством художественно - творческого развития учащихся, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.
Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в хоре пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочное время. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит пению.
Ребенок, изучая и исполняя вокальные произведения, знакомится с сокровищницей мирового музыкального искусства, формирует определенный объем певческих умений, навыков, развивает речь, память, мышление, эмоциональный отклик на различные явления жизни, умения и навыки коллективной деятельности, позитивное отношение к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения, через личностную оценку исполняемой музыки.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение концертов, творческих вечеров) способствуют расширению кругозора учащихся. Занятия вокалом развивают такие качества, как стремление к самосовершенствованию, стремление показать свой творческий потенциал.
Цель программы:
Приобщение детей к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.
Задачи:
- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
- формирование устойчивого интереса к музыке и ее различным формам;
- разностороннее развитие вокально-хорового слуха, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;
- развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности;
- овладение умениями и навыками самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, игра на музыкальных инструментах, импровизация).
Программа предусматривает связь музыки с литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.
Музыкальную основу программы составляют разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.
Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, движениям под музыку, поведению на сцене.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, песни из мультфильмов и детских кинофильмов. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Описание места курса в учебном плане
Данный курс внеурочной деятельности рассчитана на школьный возраст (10-16 лет). 70 часов в год (1 раз в неделю по 2 академических часа).
Программа предполагает индивидуальную и групповую форму обучения.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты проявляются в индивидуальных особенностях, которые развиваются в процессе художественно-творческой и учебной деятельности обучающихся и отражают:
- сформированность чувства гордости за свою Родину, российскую культуру и искусство;
- ответственное отношение к учению, инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- наличие художественных предпочтений, эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к миру и искусству;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных особенностей;
- навыки проектирования индивидуальной художественно-творческой деятельности и понимание своей роли в разработке и воплощении коллективных проектов на основе уважения к художественным интересам сверстников.
Предметные результаты включают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность в потребности общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства в рамках изучаемого курса;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной практической деятельности учащихся, и отражают умения:
- умение самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение;
- понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума;
- эстетически относиться к окружающему миру (преобразовывать действительность, привносить красоту в окружающую среду, человеческие взаимоотношения); самостоятельно организовывать свой культурный досуг.
Программа предполагает следующие методы:
Концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
Содержание курса внеурочной деятельности
указанием форм организации и видов деятельности
Основной формой организации является занятий (индивидуальное или групповое). На занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия и подбор песенного репертуара планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- вокально-хоровая работа;
- основы музыкальной грамоты;
- музыкально-дидактические игры;
- музыкально-ритмические упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- сценическое движение
Режим и содержание занятия
Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).
Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы.
В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий.
После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу.
В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке. Вежливость, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность.
В конце учебного года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год.
Для образовательного процесса необходимы наглядные пособия, дидактические материалы, аудио, видео материалы.
Содержание программы.
1.Вводное занятие.
Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста. Слушание песен. Выбор репертуара.
2.Охрана голоса.
Строение голосового аппарата певца. Артикуляционный аппарат и его составляющие.
Гимнастика голоса.
3.Певческая установка.
Понятие опоры, диафрагмы. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений. Пение упражнений на точное интонирование тона и полутона, на активизацию артикулярного аппарата. Пение с сопровождением и без него.
4.Звукообразование.
Процесс звукообразования и звуковедения. Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыка правильного звукообразования. Упражнения по системе В.В.Емельянова. Упражнение на расширение диапазона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосья.
5.Дыхание.
Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха. Упражнения на выработку рефлекторного певческого дыхания.
6.Дикция и артикуляция.
Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков. Сонорные и несонорные согласные звуки.
7.Ансамбль.
Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Работа над чистотой строя. Пение каноном. Элементы простого двухголосия
8.Музыкально – исполнительская работа.
Развитие навыков уверенного пения в различных ньюансах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «нонлегато», «стаккато»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо».
9.Ритм и ритмический рисунок.
Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игры на ритмическое моделирование. Музыкально – ритмические скороговорки. Ритмические каноны.
10.Сценическое движение.
Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение. Работа с микрофоном.
11.Работа над репертуаром.
Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
12.Концертная деятельность.
Выбор и разучивание репертуара. Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Просмотр видеоклипов, прослушивание СД-дисков. Формирование умения применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.
13.Итоговое занятие, творческий отчет.
Анализ выступлений
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Кол. часов | Групповые занятия | |
теория | практика | |||
Вводное занятие. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Охрана голоса. | 1 | 0.5 | 0,5 | |
Певческая установка. | 4 | 1 | 3 | |
Звукообразование. Музыкальные штрихи. | 4 | 1 | 3 | |
Дыхание. | 6 | 1 | 5 | |
Дикция и артикуляция. | 6 | 1 | 5 | |
Ансамбль. | 8 | 1 | 7 | |
Музыкально-исполнительская работа. | 8 | 1 | 7 | |
Ритм. | 3 | 1 | 2 | |
Сценическое движение. | 8 | 1 | 7 | |
Работа над репертуаром. | 10 | 1 | 9 | |
Концертная деятельность. | 8 | 1 | 7 | |
Итоговое занятие. Творческий отчёт. | 2 | 2 | ||
Всего 70 часов. | 70 | 11 | 59 |
Примерный репертуар
- «Семь нот» сл. и муз. Ю Вережникова
- «Осенний блюз»
- «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова
- «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников
- «Новый год» Ал. Ермолов
- «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
- «Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов
- «Песня о волшебном цветке» Муз.Чичкова Ю., сл. Пляцковского М.
- «Главный праздник» Найля Мухамеджанова
- «Дети Земли» сл. и муз. Виктор Ударцев
- «Детство» сл. и муз. Татьяна Пархоменко
- «Журавли» сл. и муз. Людмилы Фадеевой-Мокалёвой
- «Новый день» сл. и муз. Александра Ермолова
- «Крылатые качели», Е. Крылатов
- «Прекрасное далёко»
- «Волшебник – недоучка» А. Зацепин
- «Цветные сны», «Ветер перемен», М. Дунаевский
- «Старый рояль» М. Минков
Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога. Это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения «подгонять» под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального ансамбля. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения параллельно с изучением нового песенного материала. Песенный репертуар подбирается в течение года и может изменяться.
Формы и виды контроля
Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:
- беседа по пройденному материалу;
- самостоятельная работа;
- выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.
- анализ проделанной работы;
- участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год
- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
- участие в итоговом отчетном концерте.
Планируемый результат изучения курса внеурочной деятельности «Чмитыйголос»
- наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению;
- владение некоторыми основами нотной грамоты;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
- умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к «трем китам» (песне, танцу, маршу);
- двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе;
- умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
- умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Список литературы
- Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М.: Владос, 2000.
- Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
- Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-на-Дону, 2002.
- Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
- В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».
- В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».
- О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».
- Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших
школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Москва «Просвещение», 1989. - Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение», 1989.
- Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре». Москва «Музыка», 1967.
- Урбанович Г. «Певческий голос учителя музыки» в кн. «Музыкальное воспитание в школе» выпуск 12,Москва, 1977.
- Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988.
«Музыка в школе». Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. Москва, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по ФГОС Звонкие голоса
Программа кружка с учащимися начальной школы...
Образовательная программа по постановке голоса.
Для педагогов вокалистов и преподавателей хоровых дисциплин....
Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Палитра детских голосов»
Весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания является хоровое искусство. В процессе изучения курса музыкального искусства школьники осваивают основы индивидуальн...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа внеурочной деятельности Звонкие голоса
вокальная студия...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Программа кружка "Свой голос"
Очень важно для человека выразить все, что ему захочется, верно сформулировать мысль, найти нужные слова для передачи мысли....