Программа внеурочной деятельности Звонкие голоса
рабочая программа по музыке на тему
вокальная студия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности Ритмическая мозаика | 85.97 КБ |
программа внеурочной деятельности звонкие голоса | 53.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Исаковская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Рекомендована к использованию Протокол заседания МС МБОУ Исаковской СОШ от 30.08.2018 | Принята Протокол заседания ПС МБОУ Исаковской СОШ от 30.08.2018 | Согласована Зам директора по ВР МБОУ Исаковской СОШ _______________ Е.В.Платонова | Утверждаю Директор МБОУ Исаковской СОШ ________________ М.А. Николаева приказ от 30.08.2018 № 01-01-136 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
секция «Ритмическая мозаика»
для обучающихся 4 класса
Платонова Елена Васильевна
(высшая категория)
Возраст детей 10 лет
Срок реализации 1 год
2018
Пояснительная записка.
Программа «Ритмика» предназначена для преподавания основ хореографии в 4 классе. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение.
Изучение ритмики в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи:
- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;
- способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;
- привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;
- гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;
- дать представление о танцевальном образе;
- развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;
- воспитание культуры поведения и общения;
- развитие творческих способностей;
- воспитание умений работать в коллективе;
- развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
- организация здорового и содержательного досуга.
Общая характеристика учебного курса
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
. Отличительными особенностями являются: Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Программа "Ритмическая мозаика" нацелена на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных). Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных, но и в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца и предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 6-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Занятия включают чередование различных видов деятельности:
- музыкально - ритмические упражнения и игры,
- слушание музыки,
- тренировочные упражнения у станка и в партере,
- танцевальные элементы и движения,
творческие и самостоятельные задания
Ценность искусства танца - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.
Место учебного предмета «Ритмическая мозаика» в учебном плане
в 4 классе 1 час в неделю, 34 часа в год.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с ритмикой и хореографией.
- развитие мотивов танцевальной - учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) творчества.
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе танцевальных.
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- овладение способностью к творческой реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам танцевального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к танцевальному искусству и различным видам танцевально - творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов хореографических искусств, размышлять о танце и ритмике как о способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли ритмики в жизни ребенка и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей хореографического искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, религиозной самобытности танцевального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания танцевальных произведений в различных видах хореографической и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
- участие в создании театрализованных и танцевально-пластических композиций, импровизаций, театральных спектаклей, танцевальных фестивалей, концертов, конкурсов и др.
Учебно-тематический план, включающий содержание тем учебного предмета «Ритмическая мозаика».
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Контроль, инструментарий | Характеристика деятельности учащихся. | ||||
план | факт | ||||||||||
| |||||||||||
1 | . | Вводный урок. Ритмика, элементы музыкальной грамоты. | 1 | Роль ритмики в повседневной жизни человека. Техника безопасности. | Личностные УУД: воспитывать интерес и любовь к танцу, развивать чувство прекрасного, на основе знакомства с ритмикой и музыкальной грамотой, соблюдая технику безопасности. Предметные результаты: чувствовать настроение и характер музыки и понимать ее содержание; развивать умение воспринимать музыку и музыкальный слух. уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка; | Коллективное и индивидуальное исполнение по музыкальной деятельности.
| -беседа о танце и ритмике; -исполнение танцевальной разминки на середине зала; -построение в шахматном порядке; -партерная работа.
| ||||
2 | . | Что такое характер музыки? | 1 | Понятие о характере музыки и его разнообразие. | Личностные УУД: Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности. Познавательные УУД: выполнять общеразвивающие упражнения в определенном музыкальном характере и самостоятельно определять нужное направление движения. Предметные результаты: Уметь анализировать предлагаемую музыку и определять характер. | Проверка полученных умений и навыков. | -ритмично исполнять характер различных мелодий; -исполнение танцевальных этюдов: под веселую музыку; - игры на определение характера. | ||||
3. | Что такое характер музыки? | 1 | Исполнение этюдов «Весело и грустно» | Личностные: Развитие эстетического вкуса, культуры поведения в движениях. Метапредметные результаты: коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе: роль лидера и роль исполнителя. Предметные результаты: общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии. | Музыкально-ритмическая импровизация (групповая). Игра «Упражнения с обручами». | -исполнять основные танцевальные правила, приветствия; -танцевальное исполнение под веселым и грустным характером музыки; -исполнение игры «Упражнение с обручами»; -роль ведущих подгрупп в организацию игры. | |||||
4. | Развитие музыкальности. | 1 | Основные позиции ног и рук в классическом стиле. | Личностные УУД: начать формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Метапредметные результаты: коммуникативные УУД: начать учить договариваться и приходить к совместному решению в коммуникативной деятельности. Предметные результаты: знать основные понятия позиций ног и рук в классическом стиле. | Экзерсис у станка, коллективное исполнение. | -исполнение игре - «Угадай танцевальную точку»; -экзерсис у станка; - парное исполнение «Вальс» (квадрат) соблюдая музыкальные средства выразительности. -позиции рук и ног по позициям; - крест по точкам индивидуально. | |||||
5. | Развитие музыкальности. | 1 | Танцевальные термины и точки. | Личностные УУД: вызвать интерес к ритмико-танцевальным, гимнастическим упражнениям. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: ритмично выполнять несложные движения руками и ногами у станка. Предметные результаты: знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений; а также танцевальные элементы: подскоки вперед, назад, галоп. | Исполнение танцевальных движений индивидуально и коллективно. | -исполнение простейших танцевальных элементов; -танцевальные шаги, подскоки вперед, назад, боковой и прямой галоп; -исполнение танцевальной комбинации "Кукляндия"; -работа в партере; - скрестный шаг по точкам. | |||||
6. | Развитие музыкальности. | 1 | Основные позиции ног и рук в народном стиле. | Личностные результаты: правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций. Предметные результаты: освоить технику исполненных упражнений в более быстром темпе, различая характер и передавать его с концом музыкального произведения. учить реализовывать творческий потенциал индивидуально и в паре, уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4; | Опрос: Значение Ритмике в развития личности. Проверка полученных умений и навыков индивидуально. | -исполнение танцевальных этюдов; -исполнять движения, под музыкальными фразами акцентируя ритмический рисунок и постановку корпуса; -исполнять работу индивидуально, и в коллективе; -основы и позиции народного экзерсиса. | |||||
| |||||||||||
7. | Танцевальная азбука. | 1 | Значение общеразвивающих упражнений в танцевальном искусстве. | Личностные результаты: начать формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: начать учить принимать и сохранять учебную задачу. Предметные результаты: разучивать танцевальные точки и термины: ходьба — бодрая, спокойная, ход на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом. | Коллективное исполнение в партере и по диагонали. | -исполнение и разучивание танцевальных шагов; -упражнения на развитие гибкости и пластичности; -точности и ловкости движений; -партерный экзерсис. | |||||
8. | Танцевальная азбука | 1 | Значение диагональной работе.
| Личностные УУД: начать формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: решение творческих задач и их исполнение. Предметные результаты: знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки. | Проверка полученных умений и навыков индивидуально и диагональная. | -разучивание и исполнение танцевальных шагов по диагонали; -подготовка танцевальных элементов для танцевальных комбинаций; -крестное исполнение парами по прямой; -соблюдать расстояние между парами. | |||||
9. | Бальные танцы. | 1 | Разнообразие бальных танцев. | Личностные УУД: эмоционально - ценностного отношения к искусству, к бальным танцам. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: знать о ценностном отношении к искусству танца. Предметные результаты: элементы и основные движения и ходы в вальсе. | Исполнение движений на середине индивидуально и в паре. | -исполнение и разучивание танца в комбинациях; -партерное парное исполнение; -классический экзерсис; -разучивание: волна, окошечка, крест. | |||||
10 | Основы бального танца.
| 1 | Правила поведение в паре. | Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: начать учить договариваться и приходить к совместному решению в коммуникативной деятельности. учиться выполнять различные роли в качестве партнера и партнерши. Предметные результаты: знать правила поведения в паре и правила постановки корпуса в исполнение вальса. исполнение движений (окошко, волна, квадрат , крест). | Исполнение комбинаций вальса на середине, соблюдая шахматный порядок. | -различать настроения, чувства человека, выраженные в музыке; -проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений; -синхронное исполнение вальса.
| |||||
11. | . | Плясовые движения. | 1 | Элементы народных плясок. | Личностные УУД: начать развивать чувство прекрасного на основе знакомства и исполнение в паре. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз. Предметные результаты: иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска. Исполнять прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок. | Определить характер произведений и исполнять подгруппами танцевальные комбинации по желанию. | -исполнить танцевальные комбинаций пляски: Плясовая, Матросский, Светит месяц. -участвовать в совместной игровой деятельности; -коллективное исполнение и разучивание танцевальных элементов; - работа по кругу и по диагонали. -отработка движений по линиям. | ||||
12. | Музыкальные игры. | 1 | Правила игры и техника безопасности. | Личностные УУД: начать формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: начать развивать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Предметные результаты: исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно; Игра - Цирковые лошадки". | Коллективное исполнение, соблюдая правила игры. | -участвовать в совместной деятельности (драматизация); -проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении игры; -исполнять игру выразительно не толкаясь и не, опережая друг друга; -вращения через точку. | |||||
| |||||||||||
13. | . | Построения и перестроения. | 1 | Исполнять и разучить основные линии в танце. | Личностные УУД: Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: организованно строиться (быстро, точно); Предметные результаты: уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка с левой ноги. и танцевальные композиции: змейка, воротики, спираль. | Проверка полученных умений и навыков индивидуально. | -бодрый шаг и повороты через правую и левую руку; -партерный экзерсис - силовые упражнения; -основные позиции рук и ног, перестроение парами, воротики; -вращение через правую сторону и через левую. | ||||
14. | Перестроения по линиям и по точкам. | 1 | Понятия о танцевальных точках. | Личностные результаты: развивать умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: начать развивать умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей. Предметные результаты: чувствовать характер музыки и передавать его со сменой перестроений: круг, диагональ, шеренга, колонна | Групповое исполнение с ведущими.(круг большой и четыре маленьких). | -исполнение движений в круг, по диагонали, в шеренге и в колонне; -показать высоту шага и научить равномерно, распределять повороты в точках; -исполнение танцевальных комбинаций с характером музыки: перестраиваться в круг, в пары , в шеренгу, в колонну, в несколько кругов. | |||||
15. | Развитие музыкальности и ориентировке. | 1 | Правила игры. "Кот Леопольд". | Личностные результаты: естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения. Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: начать формировать умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Предметные результаты: уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений по характеру игры; | Индивидуальный контроль ведущего, соблюдая технику безопасности. | -исполнять игру «Кот Леопольд" коллективно с участием ведущего; -коллективный выбор лучшего ведущего; -работа в партере, самостоятельно находить свободное место в зале, не толкаясь во время игры. | |||||
16 | Обобщающий урок
| 1 | Проверка полученных знаний. | Личностные результаты: формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: продолжить развивать умение адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задач. Предметные результаты: Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении танцевальных перестроений. . | Промежуточный контроль и исполнение движений: у станка, в партере и диагонально.
| -исполнять танцевальные этюды коллективно; -исполнение танцевальных и гимнастических комбинаций на середине в шахматном порядке. - исполнение по линиям: танцевальные позиции, основные понятия и танцевальные термины; -исполнение комбинаций, различая динамику, темп, ритм, музыкальную фразу, акцент. -исполнять следующие перестроения – линия, шеренга, колона, шахматный порядок, круг, квадрат. | |||||
| |||||||||||
17 | Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха. | 1 | Инсценирование героев сказок и героев мультфильмов. | Личностные УУД: стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; продолжить развивать чувство прекрасного. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: понимать и принимать правильное образное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; Игры: "Месяц и звезды", "Два Барана", «Волк и семеро козлят». | Индивидуальное и коллективное исполнение. | -исполнять танцевальные комбинации на запоминания; -участвовать в совместной деятельности; - образное исполнение; - партерная работа; импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая данный образ. | |||||
18 | . | Импровизация. | 1 | Основные понятия импровизации. | Личностные УУД: стремление к танцевальному искусству и развитие эстетического вкуса. Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); Предметные результаты: распознать характер танцевальной музыки; умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки и исполнение этюда. | Импровизационная работа индивидуальная и в группе. | -участвовать в совместной деятельности; -сочинять и импровизировать без подготовки танцевальный этюд; -сочетание музыки и движений; - исполнение на середине зала. | ||||
19 | Сочини свой танец. | 1 | Самостоятельная работа и правила поведения. | Личностные УУД: отношения к искусству, к физическим упражнениям и желанием растягиваться. Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Предметные результаты: исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно; | Контроль за самостоятельностью работы. | -развитие способности к самостоятельному творчеству; -проявлять эмоциональную отзывчивость при сочинении и исполнении танцевальных комбинаций; -исполнять свои групповые танцы с нужным настроением; -самостоятельная работа и правила поведения в группах; -умение сочинять танцевальную комбинацию с наименьшими повторами. | |||||
20 | Образные танцы. | 1 | Значение образа в танце. | Личностные УУД: развивать способность к импровизации с использованием разнообразных движений, сочинение танцев. Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Предметные результаты: уметь давать характеристику образному танцу через различные формы танцевальной деятельности. | Проверка полученных умений и навыков индивидуально и по линиям. | -участвовать в совместной деятельности, создание образа; -выявлять сходство и различия музыкальных, поэтических и живописных образов; -различать настроения; -выбрать образ по желанию и сочинить свой танец; Два Барана", "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки", | |||||
21 | Раскрытие творческих способностей. | 1 | Театрализация мультфильма «Трое из Простоквашино».
| Личностные УУД: развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: продолжить развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Предметные результаты: раскрытие творческих способностей; давать характеристику персонажам и каждому по выбору дать и показать свой образ, использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкально - творческой деятельности. | Театрализованная работа, индивидуально. | -сравнивать музыкальные и речевые интонации; -участвовать в совместной деятельности, создание образа; -выявлять сходство и различия данных образов; -различать и дать каждому персонажу свое музыкально – ритмическое настроение. | |||||
22 | Разыграй сказку. | 1 | Танцевальная сказка. «Репка». | Личностные УУД: сочинять несложные плясовые движения к сказке. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: продолжить развивать умение адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей. Предметные результаты: продолжить развивать навыки актёрской выразительности и актерского мастерства. . | Групповая работа «Разыграй сказку». | -сравнивать музыкальные и танцевальные интонации; -участвовать в совместной деятельности, создание образа; -групповая драматизация; -различать настроения; -работа над артистичностью; -умение быстро и самостоятельно работать над выбранным образом. | |||||
| |||||||||||
23 | . | Танцевальные игры для развития музыкальности и слуха. | 1 | Восприятие и исполнение танцевальных игр. | Личностные УУД: естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: продолжить развивать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Предметные результаты: умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам; передавать динамику настроения,-«обида-прощение-радость", настроение или состояние."веселый" или "трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый солдат. | Разыгрывание игры. Коллективное исполнение. | -осуществлять первый опыт в сочинении игры в ритмическом исполнении; -участвовать в совместной деятельности при воплощении музыкальных образов; -исполнять образно-игровые движения, раскрывающие образ, настроение или состояние. | ||||
24 | Мимика и пантомимика. | 1 | Понятия «мимика» и «пантомима». | Личностные УУД: умения выражать свои эмоции в мимике. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: продолжить развивать умение устанавливать аналогии, развивать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Предметные результаты развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть. | Исполнение образа индивидуально, по ролям.
|
-выявлять сходство и различия между мимики и пантомимы; -применять знания основных средств музыкальной выразительности при умении выражать различные эмоции; -работа по диагонали. | |||||
25 | Этюдная работа. | 1 | Характер исполнения и импровизации образов с помощью мимических движений. | Личностные УУД: продолжить формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: продолжить развивать умение устанавливать аналогии, развивать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Предметные результаты развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть.). "Веселые путешественники", Игра «Буратино». | Коллективная групповая и индивидуальная работа. | - применять знания на средства музыкальной выразительности; -сравнивать упражнения на растяжку и на пластику, а также разминка «Буратино» - веселый, грустный, плачущий Буратино. | |||||
26 | Тренировка подвижности нервных процессов. | 1 | Умения быстро менять направление и характер движения. | Личностные УУД: наличие эмоционального отношения к искусству. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавать в движении разнообразный ритмический рисунок. Предметные результаты: умения быстро менять направление и характер движения, | Исполнять танцевальные комбинации, ориентируясь на музыкально творческую деятельность. | -двигаться в соответствии с характером музыки и без; -быстро менять направление и характер движения; Быстро - медленно, весело – грустно, тихо – медленно. -партерное исполнение;
| |||||
27 | Синхронность и координация движений. | 1 | Понятие о координации. | Личностные УУД: естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения Метапредметные результаты: Познавательные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Предметные результаты: использование элементарных умений и навыков при воплощении танцевальных элементов и этюдов, в различных видах танцевальной творческой деятельности; | Коллективное исполнение на четкость, равновесие и артистичность. | -исполнять выразительные танцевальные шаги: -анализировать понятие маленьких и больших прыжков по разным длительностям; -выражать себя в доступных видах творчества: игра, танец; -добиться четкого и синхронного исполнения в различных танцевальных жанрах; -проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении танцевальных комбинаций. | |||||
28 | Этюдная работа. | 1 | Понятие о мышечном тонусе. | Личностные УУД: развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок; Предметные результаты: развитие художественного вкуса и устойчивый интерес к танцевальному искусству | Коллективная соревновательная партерная работа. | -исполнять работу по классическому экзерсису на полу с помощью учителя и самостоятельно; -исполнять самостоятельно работу в партере; -распознавать применение навыков расслабления и напряжения в танце; -анализировать результат дыхательных упражнений во время растяжения и расслабления; -партерная работа, упражнения на пресс. | |||||
| |||||||||||
29 | Правила танцевального этикета. | 1 | Терминология бального экзерсиса. | Личностные УУД: развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности. Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: продолжить развивать умение контролировать действия партнера. умение координировать свои усилия с усилиями других; Предметные результаты: продолжить развивать умение вести себя в группе и в паре во время занятий (находить себе место, не толкаясь; | Правила исполнения, в паре соблюдая этикет. | -сравнивать исполнение девочек и мальчиков; -двигаться красиво и правильно исполнять танцевальные элементы польки; - уметь красиво, правильно и четко, двигаться в паре, как средство полноценного общения. | |||||
30 | Правила танцевального этикета | 1 | Работа в паре. | Личностные УУД: развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности. Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: продолжить развивать умение контролировать действия партнера. умение координировать свои усилия с усилиями других; Предметные результаты: продолжить развивать умение вести себя в группе и в паре во время занятий (находить себе место, не толкаясь; | Коллективная парная работа в квадрате. Работа по точкам. | -воспитание умения чувствовать настроение музыки; -понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике; -контрастные эмоции, "грустный Чебурашка" — "веселый Чебурашка" и др.); . | |||||
31 | Настроение и характер исполнения. | 1 | Положение фигуры по отношению к зрителю. | Личностные УУД: формировать способность к самооценке, на основе критериев успешного исполнения. умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; Предметные результаты: продолжить развивать умение не шуметь в помещении во время самостоятельной работы; развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к хореографическому искусству; | Линейное исполнение и работа в подгруппе. | -исполнять танцевальные движения по показу учителя; -понимать, что контраст эмоциональных состояний влечет за собой контраст средств музыкальной выразительности; -находить выразительные, оттенки в танце; -разучивание «Мы танцуем»; -работа над артистичностью и умение работать самостоятельно. | |||||
32 | Музыка, движение, исполнители. | 1 | Коллективная работа. | Личностные УУД: развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности. Метапредметные результаты: Предметные результаты. развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к хореографическому искусству; освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру. | Работа над ошибками. Коллективное исполнение. | -подготовить и четко исполнять знакомые танцевальные этюды; -исполнение танцевальных номеров по желанию; -классический экзерсис; -освоение большого объема разнообразных композиций и основные танцевальные правила. | |||||
33 | Подготовка к заключительному уроку. | 1 | Репетиционная работа. | Личностные УУД: продолжить формировать ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. Метапредметные результаты: Предметные результаты. развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к хореографическому искусству; освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру. | Подготовка и проверка полученных умений и навыков учащихся. | -исполнять знакомые танцевальные этюды; -исполнение и разучивание концертной программы по желанию; -классический экзерсис гран батманы; -освоение большого объема разнообразных композиций и основные танцевальные правила. | |||||
34 | Открытый – зачетный урок. | 1 | Концертная работа | Личностные УУД: развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно творческой и танцевальной способности. Метапредметные результаты: Предметные результаты. развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к хореографическому искусству; освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру | Зачетное задание основные танцевальные термины и позиции, индивидуально. Исполнение танцевальных номеров, в конкурсе «Розовая пантера». | -освоение сложных видов движений: шаг на пропадании, переменный шаг, шаг польки, различные виды галопа, вальсовый шаг, элементы движений из современных детских бальных танцев; -освоение навыков актерского мастерства; -освоение азы классического экзерсиса, партерного экзерсиса; -умение соревноваться и добиваться желаемого результата. -работа над артистичностью и выразительностью. |
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
Телевизор, компьютер (моноблок), хореографический класс, зеркала, хореографический станок.
Методическое обеспечение образовательного процесса.
Разработка занятий «Ритмика для малышей», «В гостях у феи», «Акробатика на уроке ритмике», «Урок джазового танца», «Лесная сказка», «В гостях у королевы танца».
Сценарии конкурса к международному дню танца «Путешествие к танцу», «Розовая пантера».
Альбом и наглядная выставка «Выдающиеся танцоры, хореографы и балетмейстеры».
Атрибуты к уроку: (скакалки, мячики, обручи, коврики)
Показательный материал «Национальные костюмы для хореографии». «Наши достижения».
Видео материалы.
Мультимедийная программа «Школа танцев» Медиа Арт Паблишер», Москва, 2005г.
Мультимедийная программа «Учимся танцевать» часть 1 Москва, 2005г.
Мультимедийная программа «Учимся танцевать» часть 2 Москва, 2005г.
Мультимедийная программа «Учимся танцевать» часть 3 Москва, 2005г.
Уроки латино-американских танцев. Медиа Арт Паблишер», Москва, 2007г.
«Школа Брейк-данса» - Специальное издание Домашнее DYD
Отчетный концерт 2007-2008г, 2004, 20011,2012г.
«Улыбка и кадеты». 2004 год п.Уренгой.
Презентация «Сердце отдаю детям» 2009г.
Аудиоматериалы.
«Ритмическая мозаика» (1 часть) Музыкальная палитра 2009г.
«Ритмическая мозаика» (2 часть) Музыкальная палитра 2009г.
«Ритмическая мозаика» (3 часть) Музыкальная палитра 2009г/
«Ритмическая мозаика» (4 часть) Музыкальная палитра 2009г.
Музыка для бальных танцев. ALL TIMES/
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Исаковская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
Рекомендована к использованию Протокол заседания МС МБОУ Исаковской СОШ от 30.08.2018 № 1 | Принята Протокол заседания ПС МБОУ Исаковской СОШ от 30.08.2018 № 1 | Согласована Зам. директора по УВР МБОУ Исаковской СОШ_______________
| Утверждаю Директор МБОУ М.А. Николаева приказ от 30.08.2018 № 01-01-136 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общекультурного направления
вокальная студия "Звонкие голоса"
для обучающихся 1-4 классов
Платоновой Елены Васильевны
(учитель высшей категории)
Возраст детей 7-10 лет
Срок реализации 1 год
2018
Содержание
1.Пояснительная записка
1.1 Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе
1.2 Цель и задачи учебного предмета
1.3 Срок реализации учебного предмета
1.4 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
1.5 Форма проведения аудиторных занятий
1.6 Методы и подходы обучения
1.7 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета 8
II. Содержание учебного предмета
2.1 Учебно-тематический план
2.2 Содержание программы
2.3 Тематическое, поурочное планирование с определением
основных видов деятельности обучающихся.
2.4 Годовые требования
III. Формы и методы контроля, критерии оценок
IV. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Пояснительная записка
Данная рабочая программа для вокальной студии «Звонкие голоса» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Курс проводится в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности.
Программа базируется на основных нормативных документах:
• Письмо Минобрнауки РФ т 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 № 27 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03» (вместе с "СанПиН 2.4.4.1251-03. 2.4.4. Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования)
• Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
- Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе
Песня, современная песня в школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
В кружке вокального пения органически сочетаются воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду.
Программа двух уровневая. В ней предусмотрены занятия с учениками начальной, средней и старшей школы. Требования к каждому уровню индивидуальны. Набор в вокальный кружок «Звонкие голоса» осуществляется на базе учащихся общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 1 год и в ходе ее реализации происходит постепенное усложнение музыкально - творческой деятельности детей. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.
Голос - самый естественный музыкальный инструмент, данный человеку от рождения. Как и любым другим инструментом, им надо учиться пользоваться.
Пение – это продленная за счет удлиненного звучания гласных речь.
От природы каждому человеку даны способности к пению и уже от самого человека зависит, захочет ли он развивать их. Что бы повысить своё вокальное мастерство, крайне важно научиться правильно и выразительно говорить. Правильная речь – это основа основ вокальной музыки.
Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.
Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.
Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.
Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы – носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.
Ансамбль – согласованность, стройность исполнения при коллективном пении и игре на музыкальных инструментах.
Эстрадный вокал – эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом.
Детские голоса имеют высокое головное звучание по содержанию обертонов они беднее голосов взрослых особенно в младшем школьном возрасте, но обладают особой серебристостью и лёгкостью. Детский организм имеет свойство ослабленности, частым инфекционным заболеваниям.
Музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.
Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их лёгкие, дыхание, голосовой аппарат. Приёмы свободного движения под музыку песни развивают музыкально – творческие способности детей. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию организма.
1.2 Цель и задачи учебного предмета
Цель программы
Формирование музыкально - певческих навыков и основ сценического поведения обучающихся. Учить детей правильно и красиво петь, чувствовать в этом радость творчества и желание поделиться этой радостью со своими слушателями; воспитывать не только послушных исполнителей, но и ценителей услышанного.
Задачи:
Образовательные:
- Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
- Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
- Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- Привить навыки сценического поведения;
- Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
- Развить музыкально-эстетический вкус;
- Развить музыкальные способности детей;
Коррекционные
- Создать условия для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации обучающихся.
1.3 Срок реализации учебного предмета
Рабочая программа для вокальной студии «Звонкие голоса» предусмотрена на 1 года, продолжительность учебных занятий составляет: в начальных классах – 68 часов в год.
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Учебный план вокальной студии «Звонкие голоса» составляет 68 часа аудиторных занятий из расчета: один час в неделю для учащихся начальной школы, и один час в неделю для учащихся средних и старших классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 40 мин. Количество обучающихся в группе от 2 до 16 человек.
- Форма проведения аудиторных занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам или индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.
Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.
Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, концертов, праздников, фестивалей.
Участники вокального кружка – постоянно действующий коллектив, «артисты» нашей школы, которые принимают участие во всей музыкальной школьной деятельности и создают поистине творческую атмосферу.
Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1. Личностные результаты:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
- коммуникативное развитие.
2. Предметные результаты:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно творческой деятельности.
3. Метапредметные результаты:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.
- Методы и подходы обучения
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
1. Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
2. Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
3. Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
4. Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
А также и другие методы:
Методы формирования сознания учащегося:
Показ;
Объяснение;
Инструктаж;
Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
Самостоятельная работа;
Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение;
Контроль;
Самоконтроль;
Оценка;
Самооценка;
Вручение подарка;
Одобрение словом;
Методы поощрения:
Благодарность;
Благодарственное письмо родителям;
Устное одобрение.
Коррекционные методы:
Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;
Работа над дикцией, ударением.
1.7 Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Основу школьного вокального кружка составляют:
- специализированный кабинет;
- Компьютер
- фортепиано;
- аккордеон;
- музыкальные произведения в СД и DVD записях;
- таблицы, плакаты с текстами песен;
- портреты композиторов;
- детские музыкальные инструменты
(бубен, барабан, ложки, металлофон, треугольник, маракасы, румба, колокольчик.)
II. Содержание учебного предмета
2.1 Учебно-тематический план
№ | Наименование (разделов, модулей) темы | Количество часов | ||||||
1 | «Пение как вид музыкальной деятельности» | 20 | ||||||
2 | «Формирование детского голоса» | 20 | ||||||
3 | «Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен» | 16 | ||||||
4 | «Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры» | 12 | ||||||
Итого | 68 | |||||||
2.2 Содержание программы 1. Пение как вид музыкальной деятельности (20 часов). Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. 2. Формирование детского голоса (20 часов). Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука 3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен (16 часов). Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности. 4. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (12 часов). Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. 2.3 Тематическое, поурочное планирование с определением основных видов деятельности обучающихся. | ||||||||
№ | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Хар-ка деятельности учащихся | ||||
«Пение как вид музыкальной деятельности» (20 часов) | ||||||||
1-4 | Понятие о сольном и ансамблевом пении. | 4 | Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении | Ученик научится Понимать: правила пения. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками, Ученик получит возможность научиться Участвовать в коллективном пении. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в ин-формационном материале. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | ||||
5-8 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 4 | Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. | |||||
9-12 | Строение голосового аппарата. | 4 | Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. | |||||
13-16 | Правила охраны детского голоса. | 4 | Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. | |||||
17-20 | Вокально-певческая установка. | 4 | Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. | |||||
Формирование детского голоса (20 часов). | ||||||||
21-24 | Звукообразование. | 44 | Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. | Ученик научится использовать упражнения на укрепление певческого дыхания Ученик получит возможность научиться Раскрыть творческое воображение фантазии, Формировать высокой певческой форман дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе | ||||
25-28 | Певческое дыхание. | Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. | ||||||
29-32 | Дикция и артикуляция. | 4 | Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии | |||||
33-36 | Речевые игры и упражнения. | 4 | (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия | |||||
37-40 | Вокальные упражнения. | 4 | Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука | |||||
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен (16 часов). | ||||||||
41-44 | Народная песня. | 4 | Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. | Ученик научится Освоение жанра народной песни, её особенностей Ученик получит возможность научиться Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем Освоение классического вокального репертуара. Регулятивные: ставить новые вокальные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе | ||||
45-48 | Произведениями русских композиторов классиков. | 4 | Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д | |||||
49-52 | Произведения современных отечественных композиторов. | 4 | Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. | |||||
53-56 | Сольное пение. | 4 | Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности | |||||
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (12 часов). | ||||||||
57-62 | Путь к успеху | 6 | Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей | Ученик научится Формировать вокальный слух, способность слышать достоинства и недостатки звучания голоса Ученик получит возможность научиться Анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей Регулятивные: формировать и удерживать музыкальную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | ||||
63-68 | Интерактивное посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 6 | Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. |
Итого 68
2.4 Годовые требования
1.Овладение основами техники нижнереберно-диафрагмального дыхания.
2.Овладение основной громкостной динамикой (Р,F).
3.Овладение (посильное) правильной дикцией, артикуляцией.
4.Начало овладения основами музыкальной грамоты и сольфеджио.
5.Овладение основами культуры поведения на сцене.
6.Исполнение песен в унисон (вокальной группой) и индивидуальное.
7.Умение анализировать исполнение вокального произведения.
8.Воспитывать чувство прекрасного, музыкальный вкус, сопереживание выбранному образу.
9.Воспитывать активного участника в творческой жизни коллектива(концерты, фестивали, конкурсы и т.д.)
Содержание знаний, умений, навыков детей 1-го года обучения:
• наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);
• владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
• проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
• уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
• верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
• быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
• петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
• соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
• исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
III. Формы и методы контроля, критерии оценок.
Основными критериями определения оценки учащихся являются:
• уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
• степень выразительности исполнения;
• проявление творческой активности;
• учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
IV. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Музыкальный центр
- Акустическая система (колонки, микрофоны, микшерный пульт)
- Ноутбук
- Экран
- Мультимедиа проектор
- Синтезатор
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
2. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
3. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
4. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
5. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
6. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов.
Аудиоматериалы.
1. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Здравствуй, осень золотая».
2. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Мамочка моя».
3. «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Новый год».
4. «Игрушечные песенки» - Лидия Раздобарина.
Электронные ресурсы
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности по ФГОС Звонкие голоса
Программа кружка с учащимися начальной школы...
Программа внеурочной деятельности "Чистый голос"
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для 5-8 классов «Чистый голос» разработана в соответствии с ФГОС ООО...
Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Палитра детских голосов»
Весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания является хоровое искусство. В процессе изучения курса музыкального искусства школьники осваивают основы индивидуальн...
Рабочая программа кружка ОДОД "Звонкие голоса"
Общеобразовательная рабочая программа кружка ОДОД "Звонкие голоса".1 год обучения....
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности, "Звонкие голоса" для 7х классов.
Воспитание духовности является одной из наибо Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие учащихся должны ид...
Программа вокального кружка "Звонкие голоса"
Программа вокального кружка "Звонкие голоса" для детей дошкольного возраста (3-7лет)...
Рабочая программа фольклорного коллектива "Звонкие голоса"
Фольклорный коллектив...