Дополнительная общеобразовательная программа "Бисероплетение"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Обоснование необходимости разработки.
Данная программа направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира и развитие художественно-творческого потенциала личности.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
В связи с быстрым объемом знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности обучающихся, возникает потребность в создании образовательных программ дополнительного образования детей декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда».
На современном этапе развития образования и воспитания очень важно не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, то есть актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся.
Образовательная программа «Бисероплетение», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия. Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие. Таким образом, знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.
Занятия в детском объединении имеют большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, а также для профессиональной ориентации.
Образовательная программа разработана на основе типовых программ с учетом учебных стандартов и требований следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования Сан-ПиН 2.4.4.1251-03» (Утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 01.04.2003 г.);
- Устава МКОУ ДОД «Центр детского творчества» Дмитриевского района Курской области (утвержденного приказом Управления образования, опеки и попечительства Администрации Дмитриевского района Курской области № 1- 225 от 15 ноября 2011 г.);
- Программы деятельности учреждения;
- Романова Л.А. Магия бисера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005;
- Виноградова Е.Г. Большая книга бисера. – «Кристалл», 2000.
Новизна данной программы заключается в том, что она дает возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера, но и применить их комплексно на предметах одежды, в предметном дизайне и интерьере.
Программа нацелена не только на обучение азам бисероплетения, но и на достижение ребенком такого уровня, который позволит ему создавать изделия самостоятельно. На первоначальном уровне обучения не используется трудоемкая техника бисероплетения, а применяются методы плетения, доступные детям младшего школьного возраста. В этом и заключается новизна программы.
Актуальность программы
Бисероплетение тесно связано с жизнью человека. Украшая себя и предметы быта, человек рассказывает тем самым о себе – о своем характере, привычках, вкусах, навыках и предпочтениях. Поэтому главным смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека.
Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта ребенка и примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения обучающимися программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления обучающихся.
Процесс обучения тесно связан с изучением не только народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа, но и современных направлений развития искусства бисероплетения. Систематическое освоение художественного наследия помогает обучающимся осознать искусство как духовную летопись человечества, а современная направленность дает ребенку быть в курсе происходящих изменений в мире искусства.
В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности, такие как:
- трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, так как занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся;
- оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой;
- эмоциональность, поскольку на занятиях обучающиеся развивают способность радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей;
- общительность, так как дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить чувство радости от общения друг с другом и интерес к жизни других людей;
- внимательность, потому что, занимаясь бисероплетением, обучающимся необходимо большое усердие и внимание при работе;
- хорошая память, поскольку занятия с мелкими предметами развивают психомоторику ребенка, а это, в свою очередь, напрямую влияет на развитие интеллекта.
Педагогическая целесообразность программы
Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в то же время захватывающий процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок является для них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.
Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по бисероплетению, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности обучающегося.
За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у обучающихся художественного вкуса, чувств радости и удовольствия от эстетически красивого.
Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности, мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом.
Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми «перспективными» (английский язык, информатика, пение, танцы и т.п.), а вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, то есть профессионалов, творящих руками. Поэтому воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь, является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни.
На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.
1.2. Цель и задачи программы.
Целью данной программы является создание условий для самореализации личности ребенка, раскрытия творческого потенциала посредством создания уникальных изделий из бисера.
Задачи программы
Образовательные:
- овладеть основами бисероплетения;
- овладеть практическими навыками и приемами изготовления и декорирования изделий из бисера;
- расширить знания об истории возникновения и развития бисероплетения;
- обучиться различным техникам бисероплетения;
- сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения.
Развивающие:
- развивать моторные навыки;
- сформировать эстетический и художественный вкус;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание;
- повышать общий интеллектуальный уровень;
- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;
- способствовать расширению кругозора;
- содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе.
Воспитательные:
- привить интерес к культуре, истокам народного творчества;
- обеспечить доведение начатого дела до конца;
- способствовать взаимопомощи при выполнении работы;
- воспитать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность;
- формировать общую культуру обучающихся;
- содействовать организации содержательного досуга;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- воспитание духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей обучающихся.
1.3. Особенности программы.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих.
Образовательная программа разработана на основе типовых программ с учетом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология», в которых либо совсем не изучается, либо изучается значительно меньше такой вид декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение.
Следующим отличием является содержание обучения, а точнее выбор техники плетения, материала и тематики работ. В данной программе первый год обучения отводится на изготовление поделок из бисера на проволоке. Выбор проволоки, как основного материала для низания бисера, обусловлен психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, а именно их мотивацией на результат, причем быстрый, а не на сам процесс. Первоначально работа с проволокой позволяет за одно занятие выполнить работу от начала до конца. Интерес к данному виду творчества у детей не иссякает, так как по тематике, технике выполнения, назначению поделок «проволока очень разнообразна».
Второй год обучения по данной программе предполагает изготовление более сложных работ и композиций из бисера. Стремление создать неповторимую вещь вызывает у школьников желание расширять знания о бисероплетении и повышать уровень уже полученных практических умений и навыков.
Используя знания и умения, приобретенные на 1-м и 2-м году обучения обучающиеся третьего года самостоятельно выбирают для себя изделие. Так же третий год обучения предусматривает работу с проектами. Твоческий проект для воспитанников – это возможность делать что-то интересное самостоятельно в группе или самому, максимально используя свои возможности. Деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат этой деятельности, – найденный способ решения проблемы. Он носит практический характер, и что важно, интересен и значим для самих открывателей. Таким образом, при выполнении проекта обучающиеся занимаются мыслительной, коммуникативной (если работают с группой) и практической деятельностью.
Данная программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ по содержанию. Еще одной ее отличительной особенностью является расширение разнообразия видов работ с бисером (начиная с простых плоских фигурок животных и заканчивая сложными изделиями), материала (от крупного бисера на первом году обучения до мелкого – на втором и третьем), техники плетения (начиная с плоского параллельного плетения и заканчивая дуговым и петельным).
Отличает данную программу еще и то, что по ней могут заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 15 лет.
Особенность курса обучения по программе заключается в том, что программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей: для детей младшего школьного возраста предусматриваются более легкие и не слишком трудоемкие работы. Дети среднего школьного возраста выполняют более усложненные работы, требующие большей усидчивости и внимательности.
В группы первого года обучения принимаются дети, не имеющие специальных навыков. Программа первого года обучения разработана для детей младшего школьного возраста. Обучение начинается с изготовления простейших аппликаций и плоских игрушек на проволоке из крупного бисера (бусин). Техника плетения постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области бисероплетения, формируются умения выполнять изделия различными способами и методами.
Уровень подготовки обучающихся, поступающих в группы второго и третьего года обучения, определяется собеседованием.
Психологические особенности младших школьников (8-9 лет)
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.
Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Постепенно у ребенка увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании и учете психологических особенностей младших школьников в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.
Психологические особенности средних школьников (10-15 лет)
Средний школьный возраст рассматривается как весьма важный этап развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются существенными для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде.
В рассматриваемый период интенсивно происходит развитие самосознания. Это выражается, прежде всего, в возникновении чувства взрослости. Сущность его состоит в том, что подросток испытывает огромное стремление к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Ощущая себя взрослым, школьник стремится отмежеваться от всего, что кажется ему детским.
Характерной чертой ребенка данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные занятия являются очень увлекательными для ребят, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном. Организация процесса учебы и воспитания должна быть таковой, чтобы у подростка не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать.
У других детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми. При воспитании такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья представления об окружающем крайне ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять кругозор ребенка, знакомить его с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений.
Дети данной категории, как и все дети, начиная с раннего возраста прежде всего должны научиться некоторым общим правилам поведения. Доброе отношение близких людей в сочетании с требовательностью помогут ему в этом. Необходимо также, чтобы ребенок начинал принимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям.
Сроки реализации программы
Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 3-х лет детьми разных возрастных групп:
8-9 лет – 1-й год обучения;
10-13 лет – 2-й год обучения;
14-15 лет – 3-й год обучения.
Программа «Бисероплетение» реализуется в объёме часов, из которых:
1 год обучения – 144 ч.; 2 раза в неделю по 2 академических часа;
2 год обучения – 216 ч.; 3 раза в неделю по 2 академических часа;
3 год обучения – 216 ч.; 3 раза в неделю по 2 академических часа.
Содержание программы разделено на II этапа обучения:
I этап (1-й год обучения)
Подразумевает обучение детей без базовой подготовки по предмету. Возраст воспитанников 8-9 лет. Начальный этап обучения, где закладываются основы и формируются начальные знания, умения и навыки, происходит ознакомление обучающихся с материалом, цветом; обучение чтению схем плетения; изучение основных методов и техник работы с бисером; формирование основных навыков работы; определяются перспективы педагогической деятельности, пути раскрытия индивидуальных особенностей воспитанников и развития их творческих способностей. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Занятия проходят в игровой и занимательной форме.
II этап (2-й год обучения)
Данный этап предназначен для обучения детей, успешно овладевших предыдущим учебным материалом. Возраст воспитанников 10-13 лет. На втором этапе осуществляется отработка полученных практических навыков, осуществляется изготовление изделий по готовым схемам, происходит развитие вкуса, активизация творческого мышления, повышается уровень мастерства, навык самоконтроля и самовыражения в работе. Оформление детьми более сложных работ. В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство.
III этап (3-й год обучения)
Данный этап предназначен для детей, успешно овладевших предыдущим учебным материалом. Возраст воспитанников 14-15 лет. На третьем году обучения воспитанникам предлагается творческая проектная деятельность, предполагающая вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, творчески развивающая, формирующая навыки исследовательской и поисковой работы.
Детям подросткового возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. У них явно отсутствует или недостаточно сформированы навыки самостоятельной деятельности. Отработать этот навык позволяет творческая проектная деятельность, предусматривающая планирование собственной деятельности, определение цели, постановку задач, оценку действенности избранных средств и результатов.
Творческий проект – это самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественного полезного продукта (изделия), обладающее субъективной или объективной новизной.
1.4. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
К концу первого года обучения обучающийся будет знать:
- что такое «декоративно-прикладное искусство»;
- несколько видов декоративно-прикладного искусства;
- о роли народных промыслов в современной жизни;
- основные виды и свойства материалов для бисерного рукоделия;
- терминологию и технологию выполнения изделий из бисера;
- правила безопасности при работе с инструментами;
- основные правила при работе с бисером;
- законы композиции;
- законы цветоведения;
- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения;
- о цветовом круге.
Обучающийся будет уметь:
- правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;
- отличать теплые и холодные цвета;
- находить цветовой контраст;
- пользоваться основными законами композиции;
- закреплять и наращивать проволоку;
- читать схемы изделий;
- отличать по схемам технику плетения;
- выполнять работы в разных техниках плетения.
К концу второго года обучения обучающийся будет знать:
- инструкцию по технике безопасности при работе с инструментами;
- гармонию цвета, гармоничное сочетание цветов;
- законы композиции;
- особенности различных техник плетения изделий;
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- правила ухода и хранения изделий из бисера.
Обучающийся будет уметь:
- пользоваться материалами и инструментами для бисероплетения;
- подбирать гармоничные сочетания цветов для бисерных работ;
- составлять композиции и схемы изделий из бисера;
- выполнять работы в разных техниках плетения изделий;
- передавать единство формы и декора в работе;
- владеть навыком работы в бисероплетении.
К концу третьего года обучения обучающийся будет знать:
- особенности различных техник плетения изделий;
- специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- виды бисера;
- этапы творческого проекта;
- правила по технике безопасности при работе с материалами и инструментами;
- гармонию цвета, гармоничное сочетание цветов.
Обучающийся будет уметь:
- пользоваться материалами и инструментами для бисероплетения;
- самостоятельно подбирать гармоничные сочетания цветов для бисерных работ;
- самостоятельно составлять композиции и схемы изделий из бисера;
- самостоятельно выполнять работы в разных техниках плетения изделий;
- самостоятельно подбирать единство формы и декора в работе;
- оформлять папку с творческим проектом;
- владеть навыком работы в бисероплетении.
1.5. Мониторинг личностного развития обучающихся в процессе
освоения программы «Бисероплетение».
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Используемые методы |
1.Развитие волевых качеств личности: 1.1.Терпение. | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевая трудности. | - терпения хватает меньше чем на ½ занятия; - терпения хватает больше чем на ½ занятия; - терпения хватает на все занятие. | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Наблюдение |
1.2.Воля. | Способность активно побуждать себя к практическим действиям. | - волевые усилия ребенка побуждаются извне; - иногда – самим ребенком; - всегда – самим ребенком. | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Наблюдение |
1.3.Самоконтроль. | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | - ребенок постоянно находится под воздействием контроля извне (низкий уровень самоконтроля); - периодически контролирует себя сам (средний уровень самоконтроля); - постоянно контролирует себя сам (высокий уровень самоконтроля). | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Наблюдение |
2.Поведенческие качества: 2.1.Поведение ребенка на занятиях. | Умение слушать внимательно, выполнять задания, работать быстро, увлеченно и старательно, успевать все сделать. | - ребенок часто отвлекается, рассеян, несамостоятелен, работает медленно и не увлеченно; - ребенок не совсем сосредоточен на своей работе, подражает другим и часто обращается за помощью; - ребенок слушает внимательно, самостоятелен до конца, работает увлеченно и быстро, успевает закончить свою работу вовремя. | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Наблюдение |
2.2.Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия). | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации. | - периодически провоцирует конфликты; - сам в конфликтах не участвует, старается их избежать; - пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты. | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Тестирование: метод незаконченного предложения |
2.3.Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела, как свои собственные. | - избегает участия в общих делах; - участвует при побуждении извне; - проявляет инициативу в общих делах. | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Наблюдение |
3.Развитие познавательного интереса (ориентационные качества): 3.1.Мотивация учебно-познавательной деятельности. | Уровень внутреннего побуждения личности к тому или иному виду деятельности, связанного с удовлетворением определенной потребности. | - низкий уровень мотивации (общий интерес к тому или иному занятию или интерес связан извне); - средний уровень мотивации (конкретный интерес к занятию, интерес периодически стимулируется извне); - высокий уровень внутренней мотивации (конкретный интерес, связанный с желанием глубже и полнее освоить избранный вид деятельности, интерес поддерживается самостоятельно). | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Анкета «Мои интересы» |
3.2.Отношение к трудовой деятельности. | Умение преодолевать трудности. | - трудности преодолевает без всякой настойчивости или с чьей-либо помощью, так как сам неуверен; - трудности преодолевает сам, но только с целью самоутвердиться или порадовать других; - настойчив в борьбе с трудностями, не боится их, стремиться совершенствовать свои знания и умения. | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Наблюдение, анкетирование |
3.3.Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. | - завышенная; - заниженная; - нормальная. | 1 – 3 4 – 7 8 – 10 | Анкетирование |
1.6. Мониторинг образовательной деятельности в детском объединении.
Для 1-го года обучения:
№ п/п | Разделы программы | Форма проведения | Время проведения |
1. | Вводное занятие | - Собеседование; - диагностическая беседа. | Сентябрь |
2. | Бисерная азбука | - Теоретический диалог; - викторина «Волшебный бисер». | Сентябрь- октябрь |
3. | Плоское параллельное плетение | - Теоретический диалог; - практическая работа; - самостоятельная работа; - тестирование (тест «Мои первые игрушки»). | Октябрь-ноябрь |
4. | Объемное параллельное плетение | - Теоретический диалог; - практическая работа; - самостоятельная работа; - тестирование (тест «Объемные игрушки»). | Ноябрь |
5. | Петельное низание | - Теоретический диалог; - фронтальный опрос; - практическая работа; - самостоятельная работа; - тестирование (тест «Бисерные деревья»). | Декабрь- апрель |
6. | Промежуточная аттестация | - Контрольная работа (карточки-задания); - практическая самостоятельная работа. | Апрель |
7. | Игольное (игольчатое) плетение | - Теоретический диалог; - фронтальный опрос; - практическая работа. | Май |
8. | Краеведческая работа | - Теоретический диалог. | В течение учебного года |
9. | Массовая работа (подготовка к выставкам и конкурсам) | - Практическая работа. | В течение учебного года |
10. | Познавательно-досуговая деятельность | - Устный опрос. | В течение учебного года |
11. | Повторение пройденного материала | - Тестирование (тест «Поделки из бисера»); - практическая самостоятельная работа. | Май |
12. | Итоговое занятие (итоговая выставка к концу учебного года) | - Устный опрос. | Май |
Для 2-го года обучения:
№ п/п | Разделы программы | Форма проведения | Время проведения |
1. | Вводное занятие | - Собеседование; - диагностическая беседа. | Сентябрь |
2. | Бисерная азбука | - Теоретический диалог; - викторина «Волшебство бисера». | Сентябрь |
3. | Петельное низание | - Диагностическая беседа; - практическая работа; - самостоятельная работа; - тестирование (тест «Деревья из бисера»). | Октябрь- декабрь |
4. | Дуговое низание (французское плетение) | - Теоретический диалог; - практическая работа; - самостоятельная работа; - тестирование (тест «Цветы из бисера»). | Январь- апрель |
5. | Промежуточная аттестация | - Контрольная работа (карточки-задания); - практическая самостоятельная работа. | Апрель |
6. | Краеведческая работа | - Теоретический диалог. | В течение учебного года |
7. | Массовая работа (подготовка к выставкам и конкурсам) | - Практическая работа. | В течение учебного года |
8. | Познавательно-досуговая деятельность | - Устный опрос. | В течение учебного года |
9. | Повторение пройденного материала | - Тестирование (тест «Изделия из бисера»); - практическая самостоятельная работа. | Май |
10. | Итоговое занятие (итоговая выставка к концу учебного года) | - Устный опрос. | Май |
Для 3-го года обучения:
№ п/п | Разделы программы | Форма проведения | Время проведения |
1. | Вводное занятие | - Собеседование; - диагностическая беседа. | Сентябрь |
2. | Бисерная азбука | - Теоретический диалог; - тестирование «Волшебство бисера». | Сентябрь |
3. | Проектная деятельность | - Диагностическая беседа; - практическая работа; - самостоятельная работа; - тестирование (тесты «Деревья из бисера», «Цветы из бисера», «Творческий проект»). | Октябрь- май |
4. | Итоговая аттестация | - Контрольная работа (карточки-задания); - практическая самостоятельная работа. | Апрель |
5. | Краеведческая работа | - Теоретический диалог. | В течение учебного года |
6. | Массовая работа (подготовка к выставкам и конкурсам) | - Практическая работа. | В течение учебного года |
7. | Познавательно-досуговая деятельность | - Устный опрос. | В течение учебного года |
8. | Повторение пройденного материала | - Тестирование (тест «Изделия из бисера»); - практическая самостоятельная работа. | Май |
1.6. Характеристика системы отслеживания результатов.
Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды и формы контроля:
Вводный контроль дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос, практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий.
Промежуточный контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям. Здесь используются следующие формы – тестирование и контрольная работа (карточки-задания и выполнение изделий по предложенным схемам). Данный вид контроля также предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года по сумме показателей за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам. К формам данного контроля относят: открытое занятие для родителей, презентацию творческих работ, самоанализ.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
Раздел 1. Вводное занятие. | 2 | 2 | - | |
Раздел 2. Бисерная азбука. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 3. Плоское параллельное плетение. | 30 | 7 | 23 | |
3.1. | Насекомые. | 10 | 3 | 7 |
3.1.1. | Мотылек. | 2 | 1 | 1 |
3.1.2. | Стрекоза. | 4 | 1 | 3 |
3.1.3. | Бабочка. | 4 | 1 | 3 |
3.2. | Цветы. | 10 | 2 | 8 |
3.2.1. | Незабудки. | 4 | 1 | 3 |
3.2.2. | Ромашка. | 4 | - | 4 |
3.2.3. | Панно «Цветочная поляна». | 2 | 1 | 1 |
3.3. | Подводный мир. | 10 | 2 | 8 |
3.3.1. | Золотая рыбка и ее друзья. | 4 | 1 | 3 |
3.2.2. | Морские жители. | 4 | - | 4 |
3.3.3. | Панно «Аквариум». | 2 | 1 | 1 |
Раздел 4. Объемное параллельное плетение. | 12 | 2 | 10 | |
4.1. | Мышка. | 2 | 1 | 1 |
4.2. | Паучок. | 2 | 1 | 1 |
4.3. | Змейка. | 4 | - | 4 |
4.4. | В мире животных. | 4 | - | 4 |
Раздел 5. Петельное низание. | 58 | 7 | 51 | |
5.1. | Березка. | 18 | 3 | 15 |
5.1.1. | Веточки. | 14 | 1 | 13 |
5.1.2. | Сборка. | 2 | 1 | 1 |
5.1.3. | Декорирование. | 2 | 1 | 1 |
5.2. | Сакура. | 20 | 3 | 17 |
5.2.1. | Веточки. | 16 | 1 | 15 |
5.2.2. | Сборка. | 2 | 1 | 1 |
5.2.3. | Декорирование. | 2 | 1 | 1 |
5.3. | Сказочное деревце. | 20 | 1 | 15 |
5.3.1. | Веточки. | 12 | - | 12 |
5.3.2. | Сборка. | 2 | - | 2 |
5.3.3. | Декорирование. | 2 | - | 2 |
Раздел 6. Игольное (игольчатое) плетение. | 6 | 1 | 5 | |
6.1. | Хризантема. | 4 | 1 | 3 |
6.2. | Нежный букет. | 2 | - | 2 |
Краеведческая работа Экскурсии в краеведческий музей, походы к культурно-историческим памятникам города, посещение выставок декоративно-прикладного искусства. | 8 | 8 | - | |
Массовая работа (подготовка к выставкам и конкурсам) | 14 | - | 14 | |
Познавательно-досуговая деятельность | 6 | 6 | - | |
Повторение пройденного материала | 4 | - | 4 | |
Итоговое занятие (итоговая выставка к концу учебного года) | 2 | 2 | - | |
Итого: | 144 | 36 | 108 |
2 год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
Раздел 1. Вводное занятие. | 2 | 2 | - | |
Раздел 2. Бисерная азбука. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 3. Петельное низание. | 84 | 15 | 69 | |
3.1. | Рябина. | 24 | 5 | 19 |
3.1.1. | Веточки. | 20 | 3 | 17 |
3.1.2. | Сборка. | 2 | 1 | 1 |
3.1.3. | Декорирование. | 2 | 1 | 1 |
3.2. | Инь-янь. | 24 | 4 | 20 |
3.2.1. | Веточки. | 20 | 2 | 18 |
3.2.2. | Сборка. | 2 | 1 | 1 |
3.2.3. | Декорирование. | 2 | 1 | 1 |
3.3. | Фантастическое дерево. | 36 | 6 | 30 |
3.3.1. | Веточки. | 30 | 3 | 27 |
3.3.2. | Сборка. | 4 | 2 | 2 |
3.3.3. | Декорирование. | 2 | 1 | 1 |
Раздел 4. Дуговое низание (французское плетение). | 94 | 18 | 76 | |
4.1. | Орхидея. | 20 | 5 | 15 |
4.1.1. | Лепестки. | 10 | 2 | 8 |
4.1.2. | Листочки. | 6 | 1 | 5 |
4.1.3. | Сборка. | 2 | 1 | 1 |
4.1.4. | Декорирование. | 2 | 1 | 1 |
4.2. | Лилия. | 20 | 5 | 15 |
4.2.1. | Лепестки. | 10 | 2 | 8 |
4.2.2. | Листочки. | 6 | 1 | 5 |
4.2.3. | Сборка. | 2 | 1 | 1 |
4.2.4. | Декорирование. | 2 | 1 | 1 |
4.3. | Цветочная композиция. | 54 | 8 | 46 |
4.3.1. | Великолепие цветов. | 2 | 1 | 1 |
4.3.2. | Волшебные цветы. | 30 | 3 | 27 |
4.3.3. | Разнообразие листочков. | 18 | 2 | 16 |
4.3.4. | Декорирование букета. | 4 | 2 | 2 |
Краеведческая работа Экскурсии в краеведческий музей, походы к культурно-историческим памятникам города, посещение выставок декоративно-прикладного искусства. | 8 | 8 | - | |
Массовая работа (подготовка к выставкам и конкурсам) | 12 | - | 12 | |
Познавательно-досуговая деятельность | 8 | 8 | - | |
Повторение пройденного материала | 4 | - | 4 | |
Итоговое занятие (итоговая выставка к концу учебного года) | 2 | 2 | - | |
Итого: | 216 | 54 | 162 |
3 год обучения
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Теория | Практика |
Раздел 1. Вводное занятие. | 2 | 2 | - | |
Раздел 2. Бисерная азбука. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 3. Проектная деятельность. | 178 | 33 | 145 | |
3.1. | Творческий проект «Цветочная композиция». | 56 | 13 | 43 |
3.1.1. | Подготовительный этап. | 2 | 1 | 1 |
3.1.2. | Планирование. | 2 | 1 | 1 |
3.1.3. | Исследование. | 2 | 2 | - |
3.1.4. | Технологический этап: - лепестки; - листочки; - сборка; - декорирование. | 48 | 7 | 41 |
3.1.5. | Защита проекта. | 2 | 2 | - |
3.2. | Творческий проект «Дерево». | 56 | 13 | 43 |
3.2.1. | Подготовительный этап. | 2 | 1 | 1 |
3.2.2. | Планирование. | 2 | 1 | 1 |
3.2.3. | Исследование. | 2 | 2 | - |
3.2.4. | Технологический этап: - веточки; - сборка; - декорирование. | 48 | 7 | 41 |
3.2.5. | Защита проекта. | 2 | 2 | - |
3.3. | Творческий проект «Мое искусство». | 66 | 7 | 59 |
3.3.1. | Подготовительный этап. | 2 | 1 | 1 |
3.3.2. | Планирование. | 2 | 1 | 1 |
3.3.3. | Исследование. | 2 | 2 | - |
3.3.4. | Технологический этап. | 58 | 1 | 57 |
3.3.5. | Защита проекта. | 2 | 2 | - |
Краеведческая работа Экскурсии в краеведческий музей, походы к культурно-историческим памятникам города, посещение выставок декоративно-прикладного искусства. | 8 | 8 | - | |
Массовая работа (подготовка к выставкам и конкурсам) | 12 | - | 12 | |
Познавательно-досуговая деятельность | 8 | 8 | - | |
Повторение пройденного материала | 4 | - | 4 | |
Итоговое занятие (выпускной бал) | 2 | 2 | - | |
Итого: | 216 | 54 | 162 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 года обучения
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа).
Задачи:
- ознакомить с программой обучения;
- вызвать интерес к искусству бисероплетения и желание заниматься этим рукоделием;
- сформировать первоначальные знания о материалах и инструментах, с которыми необходимо будет работать;
- провести инструктаж по технике безопасности.
Содержание: Знакомство с программой обучения. Беседа на тему «История возникновения бисероплетения». Ознакомление с материалами и инструментами, необходимыми для работы. Их основные свойства и качества. Организация рабочего места. Правильное положение тела во время работы. Инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой, ножницами и иглами. Правила дорожного движения и пожарной безопасности. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению.
Диагностическая беседа с целью выявления первоначальных знаний, умений и навыков.
Раздел 2. Бисерная азбука (2 часа).
Теория: Общие сведения о бисере (размер, форма, цвет, материал, из которого изготовлен, хранение). Виды работ из бисера. Техники плетения бисером. Цветоведение и композиция. Композиция декоративного произведения. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст. Основные правила при работе с бисером.
Викторина «Волшебный бисер».
Практика: Выполнение божьей коровки в технике плоского параллельного плетения.
Материалы: бисер, проволока.
Раздел 3. Плоское параллельное плетение (30 часов).
3.1. Тема «Насекомые».
Теория: Знакомство с плоским параллельным плетением с использованием проволоки. Обучение плетению с использованием схемы выполнения работы. Беседа на тему «Способы закрепления и наращивания проволоки». Повторение общих сведений о бисере (размере, форме, цвета, материал).
Практика: Выполнение насекомых (мотылек, стрекоза, бабочка) в технике плоского параллельного плетения.
Материалы: бисер, проволока.
3.2. Тема «Цветы».
Теория: Продолжение обучению параллельному плетению. Выполнение работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Декоративное панно». Повторение основ цветоведения.
Практика: Выполнение цветов (незабудки, ромашка) в технике плоского параллельного плетения. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление панно «Цветочная поляна» из выполненных в технике параллельного плетения изделий. Прикрепление элементов композиции к основе.
Материалы: бисер, проволока, цветной картон, лоскуты ткани, нитки.
3.3. Тема «Подводный мир».
Теория: Изучение особенностей плоского параллельного плетения. Продолжение выполнения работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Панно в интерьере». Повторение законов композиции.
Тест «Мои первые игрушки».
Практика: Выполнение золотой рыбки, краба, дельфина в технике плоского параллельного плетения. Подготовка основы декоративного панно. Составление панно «Аквариум» из выполненных в технике параллельного плетения изделий. Прикрепление элементов композиции к основе.
Материалы: бисер, проволока, цветной картон, лоскуты ткани, нитки.
Раздел 4. Объемное параллельное плетение (12 часов).
4.1. Тема «Мышка».
Теория: Продолжение обучению параллельному плетению с приданием объема изделию из бисера. Техника двойного соединения. Правила выполнения объемных миниатюр на проволоке. Продолжение выполнения работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Изделия из бисера». Повторение основных свойств материалов и инструментов, необходимых для работы.
Практика: Выполнение мышки в технике объемного параллельного плетения. Изготовление брелка из выполненного изделия.
Материалы: бисер, проволока.
4.2. Тема «Паучок».
Теория: Изучение особенностей объемного параллельного плетения. Продолжение выполнения работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Игрушки из бисера». Повторение сведений о цветовом круге.
Практика: Выполнение паучка в технике объемного параллельного плетения. Изготовление брелка из выполненного изделия.
Материалы: бисер, проволока.
4.3. Тема «Змейка».
Теория: Изучение особенностей объемного параллельного плетения. Самостоятельное выполнение работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Украшения из бисера». Повторение материала о теплых и холодных цветах.
Практика: Выполнение змейки в технике объемного параллельного плетения. Изготовление брелка из выполненного изделия.
Материалы: бисер, проволока.
4.4. Тема «В мире животных».
Теория: Схема любого животного на выбор обучающегося. Повторение материала о цветовом контрасте.
Тест «Объемные игрушки».
Практика: Самостоятельное выполнение изделия в технике объемного параллельного плетения. Изготовление брелка из выполненного изделия.
Материалы: бисер, проволока.
Раздел 5. Петельное низание (58 часов).
5.1. Тема «Березка».
Теория: Знакомство с петельным низанием. Демонстрация готовых деревьев из бисера. Выполнение работы новым способом плетения с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Последовательность выполнения деревьев из бисера». Повторение сведений о насыщенности и светлости цвета.
Практика: Выполнение элементов (веточек) березки петельным низанием. Сбор элементов дерева в готовое изделие. Укрепление березки на подставке. Декорирование ствола (покраска).
Материалы: бисер, проволока, краски, кисть, подставка.
5.2. Тема «Сакура».
Теория: Продолжение обучению петельному низанию. Демонстрация фотографий деревьев из бисера, выполненных методом низания петлями. Понятие «сакура». Выполнение работы новым способом плетения с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Декорирование деревьев из бисера». Новый способ декорирования ствола – шпаклевание, лакирование. Шпатлевка, ее виды. Лак, его виды.
Практика: Выполнение элементов (веточек) сакуры методом низания петлями. Сбор элементов дерева в готовое изделие. Укрепление сакуры на подставке. Формирование ствола (шпаклевание, покраска, покрытие лаком).
Материалы: бисер, проволока, шпаклевка, краски, лак.
5.3. Тема «Сказочное деревце».
Теория: Изучение особенностей петельного низания. Демонстрация фотографий деревьев из бисера. Самостоятельная работа данным способом плетения с опорой на схему. Беседа на тему «Оформление интерьера при помощи изделий из бисера».
Тест «Бисерные деревья».
Практика: Самостоятельное выполнение элементов (веточек) дерева методом низания петлями. Сбор элементов деревца в готовое изделие. Укрепление на подставке. Формирование ствола (шпаклевание, покраска, покрытие лаком).
Материалы: бисер, проволока, шпаклевка, краски, лак.
Раздел 6. Игольное (игольчатое) плетение (6 часов).
6.1. Тема «Хризантема».
Теория: Знакомство с игольным (игольчатым) плетением. Схемы. Беседа на тему «Использование игольчатого плетения с другими техниками».
Практика: Выполнение элементов цветка (хризантемы) в технике игольного плетения. Сбор элементов хризантемы в готовое изделие.
Материалы: бисер, проволока, зеленые нитки.
6.2. Тема «Нежный букет».
Теория: Изучение особенностей игольчатого плетения.
Практика: Выполнение нескольких цветков хризантемы и их сбор в букет.
Материалы: бисер, проволока, зеленые нитки.
Раздел 7. Краеведческая работа (8 часов).
Задачи:
- ознакомить обучающихся с видами декоративно-прикладного искусства;
- приобщить к народной культуре, художественным традициям;
- сформировать художественный и эстетический вкус, культуру поведения.
Содержание: Экскурсии в краеведческий музей, походы к культурно-историческим памятникам города, посещение выставок декоративно-прикладного искусства.
Раздел 8. Массовая работа (подготовка к выставкам и конкурсам) (14 часов).
Задачи:
- развить творческий потенциал обучающихся, направленный на формирование любви к родному краю, гордости к культурному наследию России;
- повысить мотивацию к пониманию духовно-нравственных аспектов в жизни человека;
- ориентировать на осмысление взаимосвязи духовной и физической сфер деятельности человека;
- приобщить юных мастеров к лучшим образцам отечественной культуры и искусства.
Содержание: подготовка экспонатов и творческих работ для участия в выставках и конкурсах различного уровня.
Раздел 9. Познавательно-досуговая деятельность (6 часов).
Задачи:
- сформировать у обучающихся познавательный интерес, положительную мотивацию к обучению, совершенствование навыков и умений;
- организовать полноценный отдых детей;
- создать положительные эмоции, теплую и дружескую атмосферу в коллективе.
Содержание:
Проведение дней именинника, внутрикружковых досуговых мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий, организация походов на художественные выставки.
Раздел 10. Повторение пройденного материала (4 часа).
Задачи:
- повторить знания, умения и навыки, приобретенные обучающимися за время обучения по данной программе.
Раздел 11. Итоговое занятие (итоговая выставка к концу учебного года) (2 часа).
Задачи:
- подвести итоги обучения за год;
- активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся;
- выявление одаренных детей и талантливой молодежи в искусстве бисероплетения, содействие им в дальнейшей профессиональной ориентации.
Содержание:
Подведение итогов работы за год. Выставка выполненных игрушек, панно, изделий декора интерьера для дома, букетов цветов, деревьев, украшений, картин и др. Выдача грамот лучшим обучающимся.
2 года обучения
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа).
Задачи:
- ознакомить с программой обучения;
- обсудить творческие планы на год;
- повторить сведения о материалах и инструментах для работы;
- провести инструктаж по технике безопасности. .
Содержание: Знакомство с программой обучения. Обсуждение творческих планов на год. Повторение свойств и характеристик материалов и инструментов. Организация рабочего места. Повторение техники безопасности при работе с проволокой, ножницами и иглами. Правила дорожного движения и пожарной безопасности. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению.
Раздел 2. Бисерная азбука (2 часа).
Теория: Повторение общих сведений о бисере (размер, форма, цвет, материал, из которого изготовлен, хранение). Разнообразие изделий из бисера. Повторение материала о цветоведении и композиции. Гармония цвета. Законы композиции. Закон цельности и соразмерности. Гармоничное сочетание цветов. Эскиз. Схема. Основные правила при работе с бисером.
Практика: Выполнение поделки на выбор обучающегося объемным параллельным плетением.
Материалы: бисер, проволока.
Раздел 3. Петельное низание (84 часа).
3.1. Тема «Рябина».
Теория: Повторение материала о петельном низании. Демонстрация готовых деревьев из бисера. Выполнение работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Бисероплетение в России. История и современность». Повторение материала о цветоведении и композиции.
Практика: Выполнение элементов (веточек, гроздьев) рябины петельным низанием. Сбор элементов дерева в готовое изделие. Укрепление рябины на подставке. Декорирование ствола любым методом.
Материалы: бисер, проволока, краски, кисть, подставка, шпатлевка.
3.2. Тема «Инь-янь».
Теория: Продолжение обучению петельному низанию. Понятие «инь-янь». Выполнение работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Сувениры из бисера».
Тест «Деревья из бисера».
Практика: Выполнение элементов (веточек) дерева методом низания петлями. Сбор элементов в готовое изделие. Укрепление дерева на подставке. Формирование ствола (шпаклевание, покраска, покрытие лаком).
Материалы: бисер, проволока, шпаклевка, краски, лак, кисть, подставка.
3.3. Тема «Фантастическое дерево».
Теория: Изучение особенностей петельного низания. Самостоятельная работа данным способом плетения с опорой на схему. Беседа на тему «Бисер в народном костюме».
Практика: Самостоятельное выполнение элементов (веточек) дерева методом низания петлями. Сбор элементов дерева в готовое изделие. Укрепление на подставке. Формирование ствола (шпаклевание, покраска, покрытие лаком).
Материалы: бисер, проволока, шпаклевка, краски, лак, кисть, подставка.
Раздел 4. Дуговое низание (французское плетения) (94 часа).
4.1. Тема «Орхидея».
Теория: Знакомство с методом низания дугами. Демонстрация готовых цветов из бисера, выполненных дуговым низанием. Продолжение работы со схемами плетения. Беседа на тему «Цветы в интерьере». Повторение законов цельности и соразмерности.
Практика: Выполнение элементов (лепестков, листочков, веточек) орхидеи методом низания дугами. Сбор элементов цветка в готовое изделие. Декорирование стебля.
Материалы: бисер, проволока, нитки «Ирис», горшок.
4.2. Тема «Лилия».
Теория: Продолжение изучения плетения методом низания дугами. Демонстрация фотографий готовых цветов и букетов из бисера, выполненных методом низания дугами. Продолжение работы со схемами плетения. Беседа на тему «Букеты из бисерных цветов». Повторение материала о гармоничном сочетании цветов.
Практика: Выполнение элементов (лепестков, листочков, веточек) лилии методом низания дугами. Сбор элементов цветка в готовое изделие. Декорирование стебля.
Материалы: бисер, проволока, нитки «Ирис», горшок.
4.3. Тема «Цветочная композиция».
Теория: Продолжение работы в технике низания дугами. Демонстрация фотографий букетов и композиций из бисера, выполненных методом низания дугами. Продолжение работы со схемами плетения. Беседа на тему «Составление цветочных композиций». Повторение законов композиции.
Тест «Цветы из бисера».
Практика: Выполнение элементов (лепестков, листочков, веточек) цветов методом низания дугами. Сбор элементов композиции в готовое изделие. Декорирование букета.
Материалы: бисер, проволока, нитки «Ирис», горшок.
Раздел 5. Краеведческая работа (8 часов).
Задачи:
- ознакомить обучающихся с видами декоративно-прикладного искусства;
- приобщить к народной культуре, художественным традициям;
- сформировать художественный и эстетический вкус, культуру поведения.
Содержание: Экскурсии в краеведческий музей, походы к культурно-историческим памятникам города, посещение выставок декоративно-прикладного искусства.
Раздел 6. Массовая работа (подготовка к выставкам и конкурсам) (12 часов).
Задачи:
- развить творческий потенциал обучающихся, направленный на формирование любви к родному краю, гордости к культурному наследию России;
- повысить мотивацию к пониманию духовно-нравственных аспектов в жизни человека;
- ориентировать на осмысление взаимосвязи духовной и физической сфер деятельности человека;
- приобщить юных мастеров к лучшим образцам отечественной культуры и искусства.
Содержание: подготовка экспонатов и творческих работ для участия в выставках и конкурсах различного уровня.
Раздел 7. Познавательно-досуговая деятельность (8 часов).
Задачи:
- сформировать у обучающихся познавательный интерес, положительную мотивацию к обучению, совершенствование навыков и умений;
- организовать полноценный отдых детей;
- создать положительные эмоции, теплую и дружескую атмосферу в коллективе.
Содержание:
Проведение дней именинника, внутрикружковых досуговых мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий, организация походов на художественные выставки.
Раздел 8. Повторение пройденного материала (4 часа).
Задачи:
- повторить знания, умения и навыки, приобретенные обучающимися за время обучения по данной программе.
Раздел 9. Итоговое занятие (итоговая выставка к концу учебного года) (2 часа).
Задачи:
- подвести итоги обучения за год;
- активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся;
- выявление одаренных детей и талантливой молодежи в искусстве бисероплетения, содействие им в дальнейшей профессиональной ориентации.
Содержание:
Подведение итогов работы за год. Выставка выполненных игрушек, панно, изделий декора интерьера для дома, букетов цветов, деревьев, украшений, картин и др. Выдача грамот лучшим обучающимся.
3 года обучения
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа).
Задачи:
- ознакомить с программой обучения;
- обсудить творческие планы на год;
- повторить сведения о материалах и инструментах для работы;
- провести инструктаж по технике безопасности. .
Содержание: Знакомство с программой обучения. Обсуждение творческих планов на год. Повторение свойств и характеристик материалов и инструментов. Организация рабочего места. Повторение техники безопасности при работе с проволокой, ножницами и иглами. Правила дорожного движения и пожарной безопасности. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению.
Раздел 2. Бисерная азбука (2 часа).
Теория: Повторение общих сведений о бисере (размер, форма, цвет, материал, из которого изготовлен, хранение). Разнообразие изделий из бисера. Повторение материала о цветоведении и композиции. Гармония цвета. Законы композиции. Закон цельности и соразмерности. Гармоничное сочетание цветов. Эскиз. Схема. Основные правила при работе с бисером.
Практика: Выполнение поделки на выбор обучающегося объемным параллельным плетением.
Материалы: бисер, проволока.
Раздел 3. Проектная деятельность (178 часа).
3.1. Тема «Творческий проект «Цветочная композиция».
Теория: Понятие «творческий проект». Этапы творческого проекта. Повторение теории по технике низания дугами. Демонстрация фотографий букетов и композиций из бисера, выполненных методом низания дугами. Продолжение работы со схемами плетения. Выбор темы проекта. Разработка технологического процесса. Планирование работы. Исследование по теме проекта. Беседа на тему «Составление цветочных композиций». Повторение законов композиции. Оформление папки с творческим проектом. Защита творческого проекта.
Тест «Цветы из бисера».
Практика: Технологический этап - выполнение элементов (лепестков, листочков, веточек) цветов методом низания дугами. Сбор элементов композиции в готовое изделие. Декорирование композиции.
Материалы: бисер, проволока, нитки «Ирис», горшок, флор лента.
3.2. Тема «Творческий проект «Дерево».
Теория: Повторение особенностей петельного низания. Демонстрация фотографий деревьев из бисера, выполненных петельным методом низания. Выбор темы проекта. Разработка технологического процесса. Планирование работы. Исследование по теме проекта. Беседа на тему «Декорирование деревьев из бисера». Повторение законов гармоничного сочетания цветов. Оформление папки с творческим проектом. Защита творческого проекта.
Тест «Деревья из бисера».
Практика: Технологический этап - самостоятельное выполнение элементов (веточек) дерева методом низания петлями. Сбор элементов дерева в готовое изделие. Укрепление на подставке. Формирование ствола (шпаклевание, покраска, покрытие лаком).
Материалы: бисер, проволока, шпаклевка, краски, лак, кисть, подставка.
3.3. Тема «Творческий проект «Мое искусство».
Теория: Повторение особенностей петельного низания и французского плетения. Демонстрация фотографий деревьев и цветов из бисера, выполненных различными методами низания. Выбор темы проекта. Разработка технологического процесса. Планирование работы. Исследование по теме проекта. Оформление папки с творческим проектом. Защита творческого проекта.
Тест «Творческий проект».
Практика: Технологический этап - самостоятельное выполнение элементов изделия. Сбор элементов изделия в готовое изделие. Декорирование изделия.
Материалы: бисер, проволока, шпаклевка, краски, лак, кисть, подставка, нитки «Ирис», горшок, флор лента.
Раздел 4. Краеведческая работа (8 часов).
Задачи:
- ознакомить обучающихся с видами декоративно-прикладного искусства;
- приобщить к народной культуре, художественным традициям;
- сформировать художественный и эстетический вкус, культуру поведения.
Содержание: Экскурсии в краеведческий музей, походы к культурно-историческим памятникам города, посещение выставок декоративно-прикладного искусства.
Раздел 5. Массовая работа (подготовка к выставкам и конкурсам) (12 часов).
Задачи:
- развить творческий потенциал обучающихся, направленный на формирование любви к родному краю, гордости к культурному наследию России;
- повысить мотивацию к пониманию духовно-нравственных аспектов в жизни человека;
- ориентировать на осмысление взаимосвязи духовной и физической сфер деятельности человека;
- приобщить юных мастеров к лучшим образцам отечественной культуры и искусства.
Содержание: подготовка экспонатов и творческих работ для участия в выставках и конкурсах различного уровня.
Раздел 5. Познавательно-досуговая деятельность (8 часов).
Задачи:
- сформировать у обучающихся познавательный интерес, положительную мотивацию к обучению, совершенствование навыков и умений;
- организовать полноценный отдых детей;
- создать положительные эмоции, теплую и дружескую атмосферу в коллективе.
Содержание:
Проведение дней именинника, внутрикружковых досуговых мероприятий, познавательно-развлекательных мероприятий, организация походов на художественные выставки.
Раздел 7. Повторение пройденного материала (4 часа).
Задачи:
- повторить знания, умения и навыки, приобретенные обучающимися за время обучения по данной программе.
Раздел 8. Итоговое занятие (выпускной бал) (2 часа).
Задачи:
- подвести итоги обучения за год;
- организовать праздничное мероприятие.
Содержание:
Подведение итогов работы за год. Организация выставки творческих проектов. Поощрение наиболее трудолюбивых обучающихся грамотами и призами. Организация праздничного выпускного бала.
ΙV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
4.1. Основные педагогические приёмы, принципы и технологии, используемые в образовательном процессе.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);
- связи теории с практикой (практике отводится 75% учебного времени);
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности (с учетом возрастных и психологических особенностей);
- комплексности, системности и последовательности (образовательный процесс тесно связан с воспитательной работой);
- сознательности и активности (заинтересованность детей);
- наглядности (мышление опирается на восприятие);
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление деятельности, педагога, степень сложности задания и т.п.
На занятиях используются следующие педагогические технологии:
Технология проблемного обучения, которая ставит своей целью развитие познавательной активности и творческой самостоятельности обучающихся.
Технология дифференцированного обучения, которая включает в себя учёт индивидуальных особенностей, группирование на основе этих особенностей, вариативность учебного процесса в группе.
Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей.
Технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности.
Технология развивающего обучения, которая способствует развитию образного мышления, формированию потребности в самоопределении и самоанализе личности воспитанника.
Технология мастерских, при помощи которой формируются основы художественных представлений и художественных знаний обучающихся и способствует эффективному развитию практических умений в работе с материалом. Центральное место на занятиях отводится практической индивидуальной и самостоятельной работе, а также взаимопомощи воспитанников с разным уровнем обучения.
Игровые технологии, основной целью которых является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным механизмом реализации этого вида технологий являются игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность (работа с карточками, загадки, тематические игры, конкурсы).
Здоровьесберегающие технологии, предусматривающие создание оптимальной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического, психического и нравственного здоровья воспитанников. В основе данных технологий лежит организация образовательного процесса (длительность занятий и перерывов), методы и формы работы, стимулирующие познавательную активность, психологический фон занятий (доброжелательность и тактичность педагога), санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота), двигательный режим обучающихся (с учётом их возрастной динамики).
Проектное обучение - это исследовательский метод, ориентированный на выявление новых коллективных форм образовательной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление или отчёт, оценка результата и процесса. Педагог выступает в роли куратора или консультанта: помогает обучающимся в поиске источников, сам является источником информации, поддерживает и поощряет обучающихся, координирует и корректирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь.
Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио, видео, телевизионные средства обучения.
4.2. Формы организации и формы проведения занятия.
Основной формой работы в детском объединении является учебно-практическая деятельность (75% - практические занятия, 25% - теоретические).
Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы организации детей на занятии:
Фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуальная – самостоятельное выполнение заданий;
индивидуализированная – где учитываются учебные и индивидуальные возможности обучающихся;
индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм;
коллективная – организация творческого взаимодействия между детьми.
По дидактическим целям и задачам обучения формы проведения занятия бывают следующими:
Занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала – знакомство с теоретической частью, беседа;
занятие освоения практических знаний и умений – практическая работа, задание, упражнение, мастерская;
занятие контроля и оценки полученных знаний, умений и навыков – викторина, конкурс, смотр, выставка;
занятия решения воспитательных задач – беседа, диспут, игра, экскурсия, посещение выставок, творческая встреча;
занятие-повторение – определяет качество усвоения материала и овладение умениями и навыками; подобное занятие является заключительным.
4.3. Методы организации образовательного процесса.
В объединении используются следующие методы организации образовательного процесса:
1. По признаку получения знаний:
- словесные (беседа, диалог, дискуссия, лекция, чтение, объяснение, рассказ);
- наглядные (методы иллюстрации: показ плакатов, пособий, таблиц, фотографий, картин, работа по образцу);
- практические (практические работы, исследования и наблюдения, изготовление поделок).
2. По способам организации деятельности:
- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных источников знаний (книг, журналов, компьютера);
- репродуктивные (изготовление наглядных пособий, оформление выставок, работа по образцу);
- проблемного изложения материала;
- исследовательские (творческие работы, реферативные работы, эксперименты).
3. По управлению учебно-познавательной деятельностью:
- методы формирования познавательных интересов;
- методы формирования патриотических чувств.
4. Методы формирования устойчивой мотивации:
- создания ситуации успеха;
- познавательные игры, конкурсы, викторины, олимпиады, КВНы и др.;
- учебные дискуссии, беседы.
Условия, способствующие формированию
позитивных мотивов обучающихся:
1. Осознание ближайших и конечных целей.
2. Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.
3. Наличие любознательности.
4. Положительный психологический климат в группе.
5. Профессиональная направленность в деятельности.
Организация поэтапной деятельности, способствующей формированию устойчивой, положительной мотивации.
1. Мотивационный этап:
- создание учебно-проблемной ситуации;
- формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации;
- рассмотрение вопросов самооценки и самоконтроля.
2. Операционно-познавательный этап:
- усвоение темы, овладение знаниями и умениями в связи с ее содержанием;
- положительные эмоции, достижение конкретного результата.
3. Рефлексивно-оценочный этап:
- анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей;
- подведение итогов, подкрепление мотивации.
4.4. Структура учебного занятия.
1) Инструктаж:
- вводный – проводится перед началом практической работы;
- текущий – проводится во время практической работы;
- заключительный.
2) Практическая работа (75 % урочного времени).
3) Физкультминутки у детей младшего школьного возраста, динамические паузы у детей среднего.
4) Подведение итогов, анализ и оценка работ. Оно предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка.
5) Приведение в порядок рабочего места.
4.5. Условия реализации программы.
Обеспечение учебным помещением. Занятия проводятся в кабинете площадью 35 кв.м. Кабинет подготовлен к занятиям и отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения. Кабинет оформлен эстетически в соответствии со спецификой данного вида деятельности, что способствует формированию хорошего вкуса воспитанников. Количество оборудованных мест для работы соответствует количеству обучающихся. В кабинете имеются инструкции по технике безопасности и охране труда.
Кадровое обеспечение программы. Занятие проводит педагог дополнительного образования Салова Елена Викторовна.
Обеспечение программы методическим,
дидактическим и лекционным материалом
Для каждого года обучения собран весь необходимый обучающий материал, как для педагога, так и для обучающихся, а именно:
- информационная и справочная литература по технике выполнения различных методов низания и плетения из бисера;
- наглядные пособия по темам;
- образцы схем выполнения различных изделий из бисера;
- образцы изделий с различными видами низания и способами плетения из бисера;
- образцы изделий различного направления: игрушки, панно, украшения, сувениры, цветы, вышивка и пр.;
- инструкции по технике безопасности;
- индивидуальный раздаточный материал по каждой теме (схемы, иллюстрации).
Материально-техническое обеспечение программы
В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками воспитанникам помогают средства обучения. Для непрерывного и успешного учебного процесса в наличии имеются оборудование и материалы:
- помещение (кабинет) 35 кв.м.;
- качественное электроосвещение;
- столы и стулья;
- шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;
- канцелярские принадлежности.
Для реализации данной программы имеются инструменты и материалы для бисероплетения, а именно:
- бисер, бусины, рубка, стеклярус разных цветов и размеров;
- проволока для бисероплетения (0,2–0,4 мм) разных цветов;
- леска или мононить для бисероплетения (0,2–0,4 мм);
- ножницы;
- линейка;
- лоскуты однотонной ткани разных цветов;
- цветной картон или бархатная бумага;
- иглы для бисера (№10);
- нитки капроновые разных цветов;
- нитки «Ирис» разных цветов;
- фурнитура для бижутерии (швензы, застежки, пуссеты);
- клей ПВА;
- шпатлевка;
- краски;
- кисточки;
- тетрадь в клетку (для зарисовок схем);
- цветные карандаши или фломастеры.
Партнёры по осуществлению образовательного процесса
№ п/п | Наименование партнёра | Суть и содержание партнёрских отношений |
1. | Образовательное учреждение «Речевая школа-интернат» | Индивидуальные консультации по вопросам личностных качеств и психофизических особенностей обучающихся, помощь в комплектовании учебных групп, отслеживание посещаемости воспитанников. |
2. | Родители | Спонсорская помощь, индивидуальные консультации по вопросам личностных особенностей и поведенческого процесса обучающихся. |
3. | Администрация города и района, отдел по делам молодёжи | Организация и проведение совместных районных мероприятий, софинансирование. |
4. | Городская, районная, детские библиотеки | Информационная и консультационная поддержка. |
5. | Учреждения культуры (РДК, краеведческий музей) | Совместное проведение различных выставок и мероприятий на базе районного Дома культуры, районного краеведческого музея. |
6. | СОШ №2 г. Дмитриева | Помощь в комплектовании учебных групп, отслеживание посещаемости воспитанников, консультации. |
7. | ЦРБ г. Дмитриева. | Консультации по формированию навыков здорового образа жизни, медицинское обслуживание обучающихся детского объединения, обеспечение лечебно – профилактических мероприятий. |
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1.Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. – Культура и традиции, 1999.
2.Бенсон Э. Бисероплетение. – АСТ, 2011.
3.Виноградова Е.Г. Большая книга бисера. – «Кристалл», 2000.
4.Дикт Д. Цветы из бисера в вашем доме. – М.: Мартин, 2007.
5.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
6.Крочли К. Бисер. Энциклопедия. – АРТ-РОДНИК, 2005.
7.Ликсо Н.Л. Бисер. – Минск: Харвест, 2006.
8.Ляукина М.В. Бисер: Браслеты, "кружево" из бисера, вышитые брошки, пасхальные яйца. – АСТ-ПРЕСС, 1999.
9.Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
10.Романова Л.А. Магия бисера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
11.Тейлор К. Бисер. – Эксмо-пресс, 2000.
12.Чиотти Д. Бисер. – Никола-пресс, 2008.
13.Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа.// Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции. – Смоленск, 1996.
Для обучающихся:
1.Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2007.
2.Божко Л. Бисер. - М.: Мартин, 2000.
3.Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2003.
4.Лындина Ю. Игрушечки из бисера. – Культура и традиции, 2006.
5.Лындина Ю. Фигурки из бисера. – Культура и традиции, 2001.
6.Морас И. Животные из бисера. Новые идеи для вашего творчества. – АРТ-Родник, 2008.
7.Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Бисер, драгоценные камни и Фен-шуй. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...