Дополнительная образовательная программа изостудия "Юный художник"
рабочая программа на тему
Дополнительная образовательная программа «ИЗО – студия» имеет художественную направленность. Уровень освоения программы общекультурный. Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, овладение культурным национальным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства, а занятия в объединении «ИЗО – студия» дают возможность детям изучить предмет глубже, раскрыть свои творческие способности, овладеть различными способами и видами изобразительного искусства, развить мышление и фантазию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_odod.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
- Дополнительная образовательная программа «ИЗО – студия» имеет художественную направленность. Уровень освоения программы общекультурный.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, овладение культурным национальным наследием. Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и форме самого искусства, а занятия в объединении «ИЗО – студия» дают возможность детям изучить предмет глубже, раскрыть свои творческие способности, овладеть различными способами и видами изобразительного искусства, развить мышление и фантазию.
Программа рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, с учетом возрастных особенностей учащихся, особенностей времен года и интересов школьников.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
познакомить с элементарными знаниями основ реалистического рисунка;
формировать навыки рисования с натуры, по памяти и представлению;
познакомить с особенностями работы в области декоративно–прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
Развивающие:
развивать изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетическое чутьё и понимание прекрасного;
прививать интерес к процессу творчества;
способствовать развитию эстетического восприятия;
способствовать развитию мелкой моторики рук;
способствовать адаптации учащихся к условиям современного мира;
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к искусству;
воспитывать уважение к народным традициям;
воспитывать коммуникативные навыки;
воспитывать аккуратность, прилежание, терпение, усидчивость, умение доводить начатое до конца;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать бережное отношение к материалам и инструментам.
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок и живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
В основу программы положены:
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
единство воспитания и образования школьников, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
система творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
система межпредметных связей (изобразительное искусство, чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность занятий объединения, их связь с жизнью;
соблюдение преемственности в изобразительном искусстве младших школьников и дошкольников;
направленность содержания программы объединения на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др..
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что рисование полезно детям. Изучая приемы и элементы изобразительного искусства, учащиеся знакомятся с основами декоративно-прикладного искусства, а также традиционной народной культурой. Школьники совершенствуют свои графические навыки, развивают вкус, воображение, мелкую моторику рук. Дети становятся более самостоятельными. Они учатся анализировать и оценивать свою работу, реализуют свое право на выбор. Программа также способствует формированию социальных навыков, расширяет возможности общения.
Новизна программы состоит в использовании разноуровневого подхода в обучении.
В практической части содержания изучаемого курса вводятся три уровня заданий. Каждому учащемуся предлагается выполнить практическую работу в соответствии с уровнем развития мелкой моторики рук, темпом рисования, способностями к репродуктивному и творческому выполнению работ, личностными качествами учащихся. Выделены три уровня выполнения практических работ:
повтор (копирование, овладение навыками, приемами изображения);
вариации (составление своей композиции, рисунка, орнамента);
импровизация (создание творческой работы, проявление фантазии и мышления).
Деление на уровни не является постоянным до конца обучения. В зависимости от сформированных умений и навыков учащихся педагог корректирует эту работу.
Цель программы:
- создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе овладения различными приемами и способами изобразительного искусства.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих:
Дети не только учатся приемам и элементам изобразительного искусства, но и знакомятся с традиционными особенностями русской художественной культуры, декоративно-прикладного творчества, изучают скульптуру, живопись, раскрывая их красоту, многообразие и самобытность.
В процессе работы у ребёнка всегда есть выбор вариантов заданий в меру своих возможностей, способностей и желаний, что способствует творческому подходу к процессу создания работ.
Любой работе ребенка необходимо находить практическое применение. Даже образец может стать законченной работой. Это позволяет сохранить дух творчества в процессе работы и интерес учащихся к процессу обучения.
Возраст детей участвующих в реализации программы –7-10 лет
Программа объединения «ИЗО - студия» рассчитана на 4 года обучения:
1-й год обучения – 144 часа,
2-й год обучения – 144 часа;
3-й год обучения – 144 часа,
4-й год обучения – 144 часа.
В изобразительном искусстве для художественного облика работы техника исполнения имеет главенствующее значение. Овладев основами изображения за 1-й год обучения, учащиеся продолжат совершенствовать свои умения и навыки на 2-м, 3-м и 4-м годах обучения.
Освоив базовый курс, ребенок может и в дальнейшем посещать объединение, углубляя свои познания в различных видах изобразительного искусства, раскрывая творческие возможности, воспитывая эстетический вкус, создавая творческие работы.
Формы организации занятий:
Используются различные формы организации занятий:
фронтальная;
групповая;
коллективная.
Особое внимание уделяется индивидуальной форме как наилучшей возможности сохранения и поддержки индивидуальности ребенка.
Режим занятий:
В 1-й, 2-й, 3-й и 4-й год обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
К концу первого года обучения дети должны
знать:
названия главных цветов (радуга);
элементарные правила смешения цветов;
уметь:
передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
работать акварельными красками;
выполнять простейшие узоры в полосе;
пользоваться простейшими приёмами лепки.
К концу второго года обучения дети должны
получить знания:
о деятельности художника;
о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
о художественной росписи по дереву;
об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками;
об основных цветах солнечного спектра; о главных красках;
уметь:
передавать форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;
определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек;
составлять простейшие аппликационные композиции.
К концу третьего года обучения дети должны
усвоить:
понятия «живописец», «график», «графика», «архитектор», «архитектура», «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет»;
простейшие правила смешения холодного и тёплого оттенков;
уметь:
выражать своё отношение к произведениям искусства;
чувствовать сочетание цветов;
использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
использовать особенности силуэта, ритма элементов, в полосе, прямоугольнике, круге;
творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
расписывать готовые изделия согласно эскизу;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.
К концу четвёртого года обучения дети должны
усвоить:
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
простейшие сведения о наглядной перспективе, о линии горизонта, точке схода и т. д.;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов —смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
уметь:
рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
использовать цветовой контраст и гармоничных оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликациях и мозаичных коллективных панно;
передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
К концу изучения данного курса у учащихся сформируются коммуникативные навыки. При выполнении работ дети проявят аккуратность, прилежание, терпение, усидчивость, умение доводить начатое до конца, бережное отношение к материалам и инструментам. При создании творческих работ учащиеся выразят свое уважение к народным традициям, проявят самостоятельность.
Результативность освоения данной программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса (индивидуального и группового);
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы;
самоконтроль.
Основными критериями оценки работ учащихся являются: правильное использование цвета, композиции; точные пропорции, применение перспективы, фантазии. У творческих работ оценивается основная тема, оригинальность композиционного и цветового решения.
Формы подведения итогов реализации программы
Работы детей, соответствующие основным требованиям, представляются на выставках декоративно-прикладного искусства, используются в оформлении кабинетов, участвуют в конкурсах, фестивалях различных уровней.
На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу, их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы:
оценка педагога;
совместная оценка учащегося и педагога;
самооценка;
- участие в выставках и конкурсах рисунков.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
(144часа)
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Тео-рия (час.) | Прак-тика (час.) |
1 | Введение в предмет | 1 | 1 | - |
2 | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 36 | 5 | 31 |
3 | Тематическое рисование | 24 | 4 | 20 |
4 | Декоративно-прикладное рисование | 42 | 6 | 36 |
5 | Лепка | 22 | 2 | 20 |
6 | Аппликация | 17 | 2 | 15 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 144 | 22 | 122 |
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й год обучения
(144часа)
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Тео-рия (час.) | Прак-тика (час.) |
1 | Введение в предмет | 2 | 2 | - |
2 | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 40 | 6 | 34 |
3 | Тематическое рисование | 24 | 4 | 20 |
4 | Декоративно-прикладное рисование | 36 | 5 | 31 |
5 | Лепка | 18 | 2 | 16 |
6 | Аппликация | 18 | 3 | 15 |
7 | Беседы об изобразительном искусстве | 4 | 4 | - |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 144 | 28 | 116 |
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-й год обучения
(144часа)
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Тео-рия (час.) | Прак- Тика (час.) |
1 | Введение в предмет | 3 | 3 | - |
2 | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 46 | 8 | 38 |
3 | Тематическое рисование | 22 | 4 | 18 |
4 | Декоративно-прикладное рисование | 23 | 4 | 19 |
5 | Лепка | 18 | 2 | 16 |
6 | Аппликация | 20 | 3 | 17 |
7 | Беседы об изобразительном искусстве | 10 | 10 | - |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 144 | 36 | 108 |
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4-й год обучения
(144часа)
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Тео-рия (час.) | Прак-тика (час.) |
1 | Введение в предмет | 4 | 4 | - |
2 | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 48 | 8 | 40 |
3 | Тематическое рисование | 26 | 5 | 21 |
4 | Декоративно-прикладное рисование | 26 | 5 | 21 |
5 | Лепка | 12 | 2 | 10 |
6 | Аппликация | 16 | 2 | 14 |
7 | Беседы об изобразительном искусстве | 10 | 10 | - |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 144 | 16 | 128 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Первый год обучения
(144 часа)
- Введение в предмет – 1 час
Беседа «Что мы будем делать на занятиях?»- ознакомление с акварельными красками.
Кто такой художник, чем он занимается?
Организация рабочего места учащегося.
- Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 36 часов
Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов доступными средствами. Выполнение набросков по памяти и представлению различных объектов действительности.
Примерные задания:
Рисование с натуры:
флажка, детского мяча, воздушных шаров, яблока, помидора, комнатного растения;
простых по форме листьев деревьев (липы, тополя, березы, яблони) и цветов (тюльпана, ромашки и др.)
елочных игрушек (шаров, бус, рыбок),
детских игрушек (грузовика, троллейбуса, автобуса).
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Рисование простых по форме предметов | Рисование простых по форме предметов | Рисование сложных по форме предметов |
Рисование по образцу | Рисование по памяти и представлению | Рисование по памяти и представлению |
- Тематическое рисование – 24 часа
Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.
Примерные задания:
рисунки на темы «Дождик идет», «Красавица – зима», «Новогодняя елка», «Весенний день», «Праздничный салют», «Сказочный дворец», «Солнечный день», «Звери выступают в цирке», «Я помогаю маме», «Первый снег», «Пейзаж с радугой», «Золотая осень», «Поздняя осень», «Наши друзья - животные», «Путешествие на воздушном шаре»;
иллюстрирование русских народных сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух», «Теремок».
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Рисование по образцу | Рисование по памяти и представлению | Рисование по памяти и представлению |
- Декоративно- прикладное рисование - 42 часа
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.
Примерные задания:
рисование в полосе, круге узоров из форм растительного мира, а также из геометрических форм на белой или цветной бумаге, а также по образцам и самостоятельно;
упражнения в приемах рисования кистью простейших элементов растительного и геометрического узоров на примерах народной росписи (ягоды, листья, круги, полосы);
самостоятельное составление декоративной росписи «Красивые цепочки», «Чудо-платье», «Сказочный букет» (в холодных тонах), «Золотые рыбки» (в теплых тонах), «Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками» и др.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Рисование узоров и декоративных элементов по образцу | Рисование узоров и декоративных элементов по памяти и представлению | Рисование узоров и декоративных элементов по памяти и представлению |
Рисование простых по форме элементов орнамента | Рисование сложных по форме элементов орнамента | Самостоятельное составление орнамента из сложных по форме элементов |
- Лепка – 22 часа.
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и представлению. Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, правилами лепки.
лепка птиц и животных (курицы, вороны, собаки, кошки и др.) по памяти и представлению.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Лепка по образцу | Лепка по памяти и представлению | Лепка по памяти и представлению |
Лепка простых по форме предметов | Лепка сложных по форме предметов, лепка птиц и животных. | Самостоятельное составление композиции из сложных по форме предметов, лепка птиц и животных. |
- Аппликация – 17 часов.
Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаге. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами порядком выполнения аппликации.
Примерные задания:
рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги;
составление сюжетной аппликации на темы: «Узор из кругов и треугольников», «Мой любимый цветок», «Коврик».
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Аппликация из простых по форме предметов | Аппликация из сложных по форме предметов | Составление сюжетной тематической аппликации |
Работа по образцу | Работа по образцу | Творческая работа |
7.Итоговое занятие – 2 часа
Опрос учащихся (мониторинг умений и навыков учащихся объединения).
Выставка работ учащихся в школе и музее русского быта (декоративно-прикладное искусство). Анализ работ учащихся.
Подведение итогов работы объединения за год. Праздник.
Второй год обучения
(144 часа)
1.Введение в предмет – 2 часа
Основы цветоведения.
Повторение правил изображения с натуры, работы акварельными и гуашевыми красками. Повторение названий красок, возможностей цвета.
2.Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 40 часов.
Рисование с натуры по памяти и представлению несложных по строению предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, пытаться передавать в рисунках пропорции, цвета изображаемых предметов.
Примерные задания:
Рисование с натуры:
бабочек;
простых по форме листьев деревьев и кустарников (липа, яблоня, сирень); цветов (тюльпан, ромашка, фиалка и т.д.);
книги, дорожного знака, воздушного шара, мяча, овощей, фруктов;
елочных игрушек (хлопушки, гирлянды);
игрушечных машин.
Выполнение графических и живописных упражнений.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Рисование с натуры простых по форме предметов | Рисование с натуры сложных по форме предметов | Составление натюрморта из простых предметов |
Работа по образцу | Работа по образцу | Творческая работа |
3.Тематическое рисование – 24 часа.
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции.
Примерные задания:
рисунки на темы: «Мы рисуем осень», «Мы рисуем любимую сказку», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;
иллюстрирование русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений А. Пушкина, А. Плещеева, С. Есенина, С. Маршака; рассказов Е. Чарушина и т.п.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Правильное размещение изображения на плоскости бумаги | Правильное размещение изображения на плоскости бумаги | Передача смысловой связи между объектами композиции |
Работа по образцу | Работа по образцу | Творческая работа |
4.Декоративно-прикладное рисование – 36 часов.
Знакомство с художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой, глиняной игрушкой. Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, приемы кистевой росписи.
Примерные задания:
выполнение простейших узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные»;
выполнение коллективной работы «Весна-красна»;
выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев;
раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Выполнение простейших узоров в полосе | Выполнение простейших узоров в круге, квадрате | Выполнение сложных узоров, составление своего орнамента |
Работа по образцу | Работа по образцу | Творческая работа |
5.Лепка – 18 часов.
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Примерные задания:
лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти и по представлению;
лепка птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению;
лепка по мотивам народных игрушек несложной формы.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Лепка листьев, фруктов, овощей | Лепка предметов быта, животных и птиц | Лепка простейших тематических композиций |
Работа по образцу | Работа по образцу | Творческая работа |
6.Аппликация – 18 часов.
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т.п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов и их смешение.
Примерные задания:
рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги; составление сюжетной аппликации на темы: «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Аппликация из простых геометрических и растительных форм | Составление декоративных композиций и приклеивание на картон | Составление сюжетной тематической аппликации |
Работа по образцу | Работа по образцу | Творческая работа |
7. Беседы об изобразительном искусстве – 4 часа.
А. Саврасов «Грачи прилетели»
И. Левитан «Золотая осень»
И. Шишкин «Рожь»
В. Васнецов «Аленушка»
8.Итоговое занятие – 2 часа
Опрос учащихся (мониторинг умений и навыков учащихся объединения).
Выставка работ учащихся в школе и музее русского быта (декоративно-прикладное искусство). Анализ работ учащихся.
Подведение итогов работы объединения за год. Праздник.
Третий год обучения
1. Введение в предмет – 3 часа.
Цветоведение. Вливание цвета в цвет. Растяжка тона.
Повторение знаний о рисовании с натуры, пропорциях, композиции.
Анализ формы, строения, цветовой раскраски предметов. Сравнение холодных и тёплых цветовых оттенков.
2. Рисование с натуры (рисунок и живопись) – 46 часов.
Рисование с натуры различных объектов действительности, простых по очертанию и строению. Рисование домашних и диких животных, птиц, рыб, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертания, общего пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет».
Примерные задания:
Рисование с натуры, а также по памяти и представлению (включая наброски):
- листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);
- веточек деревьев с почками (верба, тополь);
- цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);
- фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);
- насекомых (майский жук, стрекоза, кузнечик, шмель);
- птиц (скворец, утка, снегирь, голубь);
- животных (заяц, кролик);
- предметов быта (лейка, расписная глиняная кружка, миска, ведерко, детская лопатка);
- игрушек (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом и т.п.);
- народных игрушек (глиняные свистульки – Филимоново, Дымково, деревянные свистульки, грибки – Полхов-Майдан);
- выполнение графических и живописных упражнений.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Рисование с натуры | Рисование по памяти и представлению | Рисование по памяти и представлению, выполнение графических и живописных упражнений |
Работа по образцу | Работа по образцу | Творческая работа |
3.Тематическое рисование – 22 часа.
Совершенствование умений выполнять рисунки композиций на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.
Примерные задания:
- рисунки на темы: «Осень в саду», «На качелях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце», «Старый замок», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;
- иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказок «Сивка-бурка», «Репка», «Петушок-золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; сказок «Красная шапочка», «Сказка о царе Салтане», «Дедушка Мазай и зайцы», «Серая Шейка», «Федорино горе», «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; басни «Стрекоза и муравей».
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Выполнение рисунков на темы, предложенные учителем | Рисование по памяти и представлению тематических композиций | Рисование по памяти и представлению, составление тематических композиций |
Работа по образцу | Творческая работа | Творческая работа |
4.Декоративно-прикладное рисование - 23 часа.
Знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства; художественной росписи по дереву, народной вышивкой.
Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известнейших центров художественных народных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).
Примерные задания:
- выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и животных; эскизов узора для коврика, закладки для книг; декоративной тарелочки, очечника, сумочки, салфетки и т.п.;
- выполнение эскизов росписи игрушки-матрешки, игрушек – украшений для елки (расписные шарики, гирлянды, флажки, хлопушки, любимые сказочные герои и т.п.);
- выполнение эскизов карнавальных принадлежностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т.п.);
- выполнение эскизов предметов быта, украшенных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т.п.);
- раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда;
- выполнение эскизов сувениров, сконструированных из пустых коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т.п.);
- упражнение на выполнение простейших приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Выполнение эскизов предметов с применением росписи | Раскрашивание изделий декоративной росписью по образцу | Раскрашивание изделий росписью, составленной самостоятельно |
Работа по образцу | Работа по образцу | Творческая работа |
5. Лепка – 18 часов.
Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных и птиц с натуры, по памяти или представлению. Лепка тематических композиций.
Примерные задания:
- лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта с натуры и по представлению;
- лепка птиц и животных с натуры, по памяти или представлению;
- лепка фигурок по мотивам народных игрушек;
- лепка тематических композиций.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Лепка предметов по образцу | Лепка предметов по памяти и представлению | Лепка тематических композиций по памяти и представлению |
Работа по образцу | Творческая работа | Творческая работа |
6. Аппликация – 20 часов.
Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.
Примерные задания:
- составление мозаичного панно на темы: «Осеннее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежинок», «Весенняя сказка цветов»;
- составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских народных сказок – «Гуси-лебеди», «Репка», басни И.А.Крылова.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Составление простейших мозаичных панно по образцу | Составление аппликаций на темы по памяти и представлению | Составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно по памяти и представлению |
Работа по образцу | Творческая работа | Творческая работа |
7. Беседы об изобразительном искусстве – 10 часов.
С.Герасимов. Лед прошел.
В.Васнецов. Ковер-самолет.
М.Врубель. Царевна-лебедь.
В.Серов. Рисунки животных.
Русская матрешка. Народные игрушки. Жостовские подносы. Хохломская роспись.
Русская вышивка и кружево.
8.Итоговое занятие – 2 часа
Опрос учащихся (мониторинг умений и навыков учащихся объединения).
Выставка работ учащихся в школе и музее русского быта (декоративно-прикладное искусство). Анализ работ учащихся.
Подведение итогов работы объединения за год. Праздник.
Четвёртый год обучения (4 класс)
- Введение в предмет – 4 часа.
Основы объёмного изображения предметов (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень).
Понятие перспективы. Воздушная и линейная перспектива.
Начальные сведения о средствах выразительности рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит).
2.Рисование с натуры (рисунок, живопись)-48 часов.
Рисование с натуры отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) призматической, цилиндрической, шаровой, комбинированной формы; с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе); с проведением доступных детям объяснений к заданиям:
- круг в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта),
- фронтальная перспектива,
- угловая перспектива.
Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой
гармонии.
Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.
Примерные задания:
- рисование с натуры и по памяти (в том числе наброски) отдельных предметов (коробок, бидон, шар, ваза, кувшин, чайник простой формы, барабан), цветка в вазе, двух-трех листьев на ветке дерева или кустарника, бабочки, стрекозы, жука (по коллекциям), овощей, фруктов;
- рисование с натуры натюрмортов из овощей, фруктов, предметов быта (из двух предметов разной окраски);
- рисование с натуры (в том числе и наброски) фигуры человека;
- рисование с натуры и по памяти птиц и животных;
- рисование с натуры и по памяти грузовых и легковых машин;
- выполнение графических и живописных упражнений.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Рисование с натуры отдельных предметов | Рисование с натуры и по памяти групп предметов | Рисование с натуры и по памяти групп предметов, рисование с натуры фигуры человека |
Работа по образцу | Творческая работа | Творческая работа |
3.Тематическое рисование (композиция)-26 часов.
Совершенствование умений отражать в тематически рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Обобщение знаний, полученных об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).
Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.
Развитие воображения, творческой фантазии детей. Умение образно представлять задуманную композицию.
Примерные задания:
- рисунки на темы: «Летний пейзаж», «Восход солнца на море», «Портрет дерева», «Осень в саду», «Осень в городе», «На уборке урожая», «Ребята на экскурсии», «Катание с гор», «Детская железная дорога», «Лесные тропинки»;
- иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказок «По щучьему веленью»; «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, «Растрепанный воробей» К. Паустовского, «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Золушка» Ш.Перро, «Маленький мук» В. Гауфа, «Путешествие Гулливера» Д. Свифта, «Удалой портняжка» и «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Пеппи Длинный чулок» А. Линдгрен, и др.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Рисование на темы и иллюстрирование художественных произведений, предложенных учителем | Рисование на темы и иллюстрирование художественных произведений по памяти и представлению | Рисование на темы и иллюстрирование художественных произведений по памяти и представлению |
Работа по образцу | Творческая работа | Творческая работа |
4.Декоративно-прикладное рисование-26 часов.
Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства:
- художественная народная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта);
- русский пряник;
- произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок;
- примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.).
Выполнение эскизов простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.
Примерные задания:
- выполнение эскизов памятного кубка;
- выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия;
- выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделочной доски, роспись готового изделия.
- Примерные сюжеты: «Сказочные птицы», «Веселые звери», «Богатырские кони», «Любимый сказочный герой» и т. д.;
- выполнение эскиза игрушки «Веселая карусель»;
- моделирование игрушки из бумаги с последующим ее выполнением на уроках труда;
- выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочных птицы или зверя и роспись готового изделия.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Выполнение эскизов предметов и роспись готового изделия. | Раскрашивание изделий декоративной росписью по образцу. Выполнение эскиза сюжетной росписи по образцу. | Раскрашивание изделий росписью, составленной самостоятельно. Выполнение эскиза сюжетной росписи. |
Работа по образцу | Работа по образцу | Творческая работа |
5.Лепка-12 часов.
- лепка птиц и домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролики т. д.);
- лепка фигурок по мотивам народных игрушек;
- лепка героев русских народных сказок;
- лепка тематических композиций;
- лепка декоративных композиций.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Лепка предметов по образцу | Лепка предметов по памяти и представлению | Лепка тематических и декоративных композиций по памяти и представлению |
Работа по образцу | Творческая работа | Творческая работа |
6.Аппликация-16 часов.
Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной, бумаги, засушенных листьев на темы: «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».
Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему веленью», «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
Практическая работа:
1-й уровень | 2-й уровень | 3-й уровень |
Составление простейших мозаичных панно по образцу | Составление аппликаций на темы по памяти и представлению | Составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно по памяти и представлению |
Работа по образцу | Творческая работа | Творческая работа |
7.Беседы об изобразительном искусстве –10 часов.
Основными темами бесед являются:
- люди труда в изобразительном искусстве;
- прославленные центры народных художественных промыслов;
- искусство России;
- общее представление о видах и жанрах изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, портрет, натюрморт, пейзаж и др.)
8.Итоговое занятие – 2 часа
Опрос учащихся (мониторинг умений и навыков учащихся объединения).
Выставка работ учащихся в школе и музее русского быта (декоративно-прикладное искусство). Анализ работ учащихся.
Подведение итогов работы объединения за год.
Праздник.
Вручение дипломов об окончании четырёхгодичного курса занятий в объединении «ИЗО-студия».
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Формы занятий
Чаще всего используется комбинированная форма занятия, которая включает в себя теоретическую часть (беседа, просмотр книг и образцов изделий, учебная игра) и практическую часть – освоение приёмов работы, изготовление образцов и изделий на их основе.
Все изготовленные учащимися образцы фиксируются на индивидуальных картах. Это даёт возможность педагогу визуально наблюдать за ростом мастерства каждого учащегося, а ребенку – самому анализировать свою работу.
Программа включает в себя и мастер-классы, конкурсы мастерства, экскурсии.
Освоение программы сопровождается созданием выставок детских работ как тематических (например, «Рождество», «Пасхальные подарки»), так и итоговых. Итоговое занятие в конце учебного года включает в себя праздник, на котором учащимся вручаются грамоты, благодарности, подарки. Организуется чаепитие.
Необходимые формы занятий – посещение Государственного музея «Эрмитаж», Государственного этнографического музея, Русского музея, выставок изобразительного искусства в ЛенЭкспо и других выставок.
- Приемы и методы организации
- учебно-воспитательного процесса
Для успешного освоения учащимися программы используются различные методы обучения. Основной метод, используемый на 1 году обучения – репродуктивный. Кроме того, применяются объяснительно-иллюстративный метод (в начале занятия), частично-поисковые методы (для активизации творческого подхода к выполнению заданий). На втором году обучения большое внимание уделяется самостоятельной и творческой работе детей. Научившись основным приемам изобразительного искусства, учащиеся пытаются самостоятельно их выполнять.
Рисование – работа трудоёмкая, кропотливая, требующая аккуратности и внимания. Освоение различных приемов идет от простого к сложному на основе изучения теоретических основ изобразительного и декоративно-прикладного искусства, ознакомления с народными традициями, правилами лепки и аппликации, знакомства с произведениями известных художников.
Учитывая различный начальный уровень умений и творческих способностей учащихся, - главное в обучении – индивидуальный подход к каждому ребёнку, его эмоциональному состоянию, психологическим особенностям и всяческое поощрение желания учиться. Не зря народная мудрость приравнивала желание трудиться к умению.
Обучая изобразительному искусству, в группе следует поддерживать соревновательный дух, сочетая его с взаимовыручкой, доброжелательным и дружелюбным отношением друг к другу.
Педагогический подход ориентирован на сотрудничество с учащимися, создание ситуаций успеха, поддержки, взаимопомощи, достижения конкретных результатов, преодоление трудностей на пути творческого самовыражения и самореализации личности ребёнка.
- Дидактический материал
- Поэтапное построение по различным темам занятий.
- Наброски птиц и животных.
- Фонд детских рисунков.
- Репродукции, иллюстрации, фотографии, альбомы, книги как наглядные пособия.
- Творческие проекты детей.
6. Индивидуальные карты динамики развития мастерства учащихся:
образцы основных приёмов рисования;
образцы получения различных оттенков при помощи смешивания основных цветов;
образцы выполнения аппликации;
образцы орнаментов;
7. Фотоальбомы:
«Жизнь объединения «ИЗО-студия»
«Наши лучшие работы»
«Материалы, собранные в экспедициях и творческих командировках»
- «Наши экскурсии по музеям города»
8. Видеоматериалы:
Видеофильм «10 уроков рисования»;
Видеофильм «Акварельные краски»;
Видеофильм «Работа гуашью»
- Техническое оснащение занятий
Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освещённом помещении. У каждого учащегося – своё место.
Для занятий необходимо:
Оборудование:
столы;
стулья;
- учебная доска;
- мольберт (для учителя);
- стаканчики для воды (по количеству учащихся);
- клеёнка на столы (15 шт.);
- пластиковые доски для работы с пластилином (15 шт.);
- муляжи фруктов и овощей для натюрмортов;
- подставка для натюрмортов;
- чучела птиц и животных для рисования с натуры;
- объёмные геометрические тела;
- наборы предметов посуды, расписанных под «Гжель», «Хохлому», «Городец», «Полхов-Майдан», «Жостово»;
- образцы «Дымковской игрушки»;
- таблицы по цветоведению, перспективе, светотени;
Инструменты:
кисти (№ 1-9);
ножницы;
стеки для пластилина;
- карандаши (Т, ТМ, М);
- цветные карандаши и фломастеры;
ластики;
кисть для клея;
Материалы:
- акварельные и гуашевые краски;
- пастель, сангина, цветные мелки, уголь;
- калька белая и цветная;
- бумага для акварели;
- бумага для набросков и гуаши;
- копировальная бумага;
- цветная бумага и картон;
- бумага (тетради в клетку);
- пластилин;
- клей ПВА;
- мел (белый и цветной).
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Энциклопедия рисования. Перевод с англ. Т. Покидаевой. Москва «РОСМЭН», 2003.
- Виноградова Г. Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1980.-144 с., ил.
- Александров В. Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2004.-736 с.
- Ю. Г. Дорожин. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Москва «Мозаика-синтез», 2004.
- Необыкновенное рисование. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства. Художник О. Соловьёва. Издательство Мозаика-Синтез, 2005.
- Подборка журналов «Художественная галерея» и «Искусство рисования и живописи», 2006-2007 г.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
Программа "Юные художники" предназначена для учреждения дополнительного образования. Отличительные особенности программы заключаются в широком применении жизненного опыта воспитанников: регулярные выс...
Дополнительная образовательная программа "Юный художник" (на 2012-13 учеб. год)
Программа по изобразительной деятельности для детей 7-17 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный художник"
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана на основе федерального закона (утв. приказом Минобрнауки РФ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Фе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Дополнительная общеразвивающая программа "Лайфхаки художника"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лайфхаки художника» состоит из одного модуля «Мастерская арт - идей» и предназначена для детей, желающих развивать...