Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
Программа "Юные художники" предназначена для учреждения дополнительного образования. Отличительные особенности программы заключаются в широком применении жизненного опыта воспитанников: регулярные выставки детских работ, посещения Городского выставочного зала, Дома художников, встречи с художниками - все это повышает интерес к изобразительному творчеству, является мощным стимулом для обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программ по изобразительному искусству | 150.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»
«Утверждено» методическим советом № «» 2012 года МОАУДОД «ЦРТДЮ Директор ЦРТДЮ «Созвездие» _____________ С.Ю. Наследова |
Дополнительная образовательная
Программа по изобразительному искусству
«Юные художники»
Срок реализации: 3 года
Возраст воспитанников: с 7-15 лет
Автор-составитель: Япарова Екатерина Олеговна, педагог дополнительного образования 2 квалификационной категории |
г. Орск, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1 | Пояснительная записка | 4 | |
2 | Учебно-тематические планы | 19 | |
Учебно-тематический план первого года обучения | 18 | ||
Учебно-тематический план второго года обучения | 21 | ||
Учебно-тематический план третьего года обучения | 23 | ||
3 | Содержание деятельности | 25 | |
4 | Методическое обеспечение программы | 37 | |
5 | Список литературы | 39 | |
6 | Приложение | 41 | |
«Каждый ребенок – художник.
Трудность состоит в том, чтобы остаться
художником, выйдя из детского возраста.»
Пабло Пикассо
Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления детей является художественно – творческая деятельность. Изобразительное искусство – это занятие для детей совершенно разного возраста. ИЗО - студия дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирование.
Направленность программы – художественно-эстетическая. Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Воспитанники получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Занятия различными видами изобразительной деятельности способствуют самовыражению воспитанника, развитию его творческих способностей и обогащению его представлений об окружающей действительности.
В современном мире ребенок окружен цифровыми технологиями и познает все с помощью телевидения, интернета. Такой ребенок практически лишен «живого творчества», а дополнительные занятия детей в различных изостудиях, кружках декоративно-прикладного творчества могут в полной степени удовлетворить потребности в творчестве. В настоящее время существует несколько программ по предмету «Изобразительное искусство», составленные под руководством Б. М. Неменского, В. С. Кузина, Т. Я. Шпикаловой. У каждой программы свои отличительные особенности, цели и задачи. Эти программы получили общественное признание и многочисленных почитателей, имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских школах искусств.
Данная программа ориентирована на образование у каждого ребёнка творческого потенциала и художественных способностей воспитанников разных возрастных групп за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности и использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с воспитанниками в свободное от учебы время в кружке изобразительного искусства, где каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром искусства более близко. Программа «Юные художники» ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления воспитанников с изобразительным искусством планируются посещения выставок, встречи с художниками города, поездки в музеи и в Дом Художника. Все это в целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.
Данная программа является актуальной для детей младшего и среднего школьного возраста. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению традициям русского народного творчества.
Программа направлена на практическое применение полученных знаний и умений. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на занятиях работы воспитанниками могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении кабинета. Каждый воспитанник видит результат своего труда, получает положительные эмоции.
Педагогическая целесообразность программы «Юные художники» очевидна, так как воспитанники получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств, краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка.
Вид программы – модифицированная.
Цель программы: формирование базовых компетенций в области изобразительного искусства, создание возможностей для творческого развития воспитанников и условий для их социализации в будущей жизни.
Это определило следующие задачи программы:
Обучающие:
- формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;
- расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном искусстве;
- помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной деятельности;
- формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной жизни человека;
- формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности;
- формировать умения по изодеятельности в части исполнения творческого продукта разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению, по воображению);
- формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;
Развивающие:
- Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной жизни.
Воспитывающие:
- Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства;
- развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом воспитаннике.
Занятия строятся в соответствии с системой следующих принципов:
Гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребенка, формирование его личности – это главный смысл педагогического процесса. Это принцип, диктующий необходимость бережного отношения к каждому ребенку: каждая личность неповторима, каждый ребенок это чудо. Согласно этому принципу взаимодействие «педагог-воспитанник» на занятиях базируются на уважении и любви к ребенку, понимании и знании ребенка, на вере в его возможности;
От простого – к сложному, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы, а также определяющий соблюдение установок «от частного – к общему» в процессе обучения детей;
Единства индивидуального и коллективного, предполагающий развитие индивидуальных черт и способностей личности в процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий соотношение коллективного и индивидуального начал позволяет каждому ребенку как члену своеобразного творческого коллектива максимально проявлять свои творческие возможности;
Творческого самовыражения, предусматривающий организацию такого взаимодействия педагога и воспитанника на занятиях изобразительным искусством, которое позволяет активно вовлекать каждого воспитанника в посильную и интересную деятельность. Соблюдение этого принципа позволяет реализовать потребность ребенка в самовыражении, стимулирует стремление личности активно реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, т.е. формирует активную сознательную позицию.
Психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессо-образующих факторов учебного процесса, создание на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
Принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать. Принцип активности может быть осуществлен при наличии следующих условий:
- развитие активной мыслительной деятельности
- мотивации и интереса;
- развитие навыков и умений самостоятельной работы , использование разных техник и материалов.
Индивидуализация обучения – выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия воспитанников, уровнем их творческих способностей.
Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужна активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. Принцип наглядности осуществляется при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры.
Принцип дифференцированного подхода требует четко разграничивать обучение, предполагает использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений, этапа обучения, художественного материала, возраста учащихся, их способностей и качеств.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно развитию творческих способностей и возрастным особенностям воспитанников.
Так как программа рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста, для более качественного обучения необходимо знать психологические особенности воспитанников этих возрастных групп.
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет. Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается
Средний школьный возраст (11 – 15лет) лет является своеобразным мостиком между беззаботным детством и юностью с ее проблемами в виде начинающегося переходного возраста. Школьники постарше переживают определенные физиологические изменения, перестройку нервной системы и гормональные взрывы: все это довольно таки определенным образом сказывается на состоянии психики ребенка, которая имеет свои особенности. Средний школьный возраст характеризуется тем, что восприятие подростка более планомерно, организованно и целенаправленно в сравнении с тем, как воспринимает жизнь и учебу младший школьник. Характерной чертой ребенка данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные уроки являются очень увлекательными для ребят, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном. Но в то же время все еще имеет место быть непроизвольное переключение внимания, к которому приводят интерес к яркому и необычному и легкая возбудимость. Организация процесса учебы и воспитания должна быть таковой, чтобы у подростка не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела. Необходимо также отметить, что в данный период дети среднего школьного возраста гораздо острее воспринимает происходящее вокруг него, гораздо большее влияние на школьника оказывают не педагоги и родители, а общество.
Срок реализации программы – 3 года. Всего 576 часов.
1 год обучения – 144 часа
2 год обучения – 216 часа
3 год обучения – 216 часа
На первом году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа-всего 144 часа, на второй и третий года – 2 раза в неделю по 3 часа – всего 216 часов. Начиная с четвертого года, программа предполагает обучение по индивидуальным маршрутам. На каждого воспитанника составляется индивидуальный маршрут, в котором планируется и прослеживается развитие и достижения воспитанника. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (всего 72 часа в год).
Также в объединении возможно обучение детей – инвалидов, которые по заключению медико-педагогической комиссии находятся на домашнем обучении. Работа с такими воспитанниками проводится согласно программе, по индивидуальному плану с учетом их заболевания.
Набор детей в группы производится в начале учебного года. Дополнительный набор осуществляется в течение всего учебного года по результатам тестирования. По количественному составу группа первого года обучения – до 15 человек, второго года – 12, третьего – 10 человек.
Ожидаемым результатом освоения программы является повышение уровня исполнения воспитанниками работ в технике живописи, рисунка и декоративных поделок, развитие творческих способностей, которые проявляются в овладении техникой рисования, в знании основ избразительной грамоты, в освоении воспитанниками образовательных нормативов.
К концу года воспитанники осваивают определенный уровень художественных знаний:
- первичных представлений о видах художественной деятельности;
- приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства;
- развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;
- - развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.
и навыков
- осваивают основы с использованием различных художественных материалов;
- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
- осваивают выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;
- учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников, учатся использовать художественные термины и понятия;
- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;
- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений, животных, человека;
В группу второго года обучения предполагается набор воспитанников, прошедших курс первого года обучения. Однако возможен набор и новых воспитанников после прохождения опроса и тестирования и при наличии определенного уровня знаний и умений.
К концу второго года обучения воспитанники второго года обучения воспитанники должны знать:
- о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека.
- виды художественной деятельности с использованием различных художественных материалов;
- выразительные возможности художественных материалов: живописных и графических (гуашь, акварель, пастель, карандаши), пластилина;
- конкретные произведения выдающихся художников,
Уметь: -
- работать в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладных и народных формах искусства, дизайне;
- наблюдать, анализировать, воплощать свои идеи на бумаге;;
- приобретают навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, понимание особенностей образного языка разных видов искусства;
- анализировать произведения искусства, приобретают знания - овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;
-выполнять изображения предметного мира, природы, животных;
- использовать художественные термины и понятия.
К концу третьего года обучения воспитанники должны
знать:
- основные виды и жанры изобразительного искусства
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах, пейзажа и натюрморта
- основные средства художественной выразительности
- разные художественных материалы, техники и их значение в создании художественного образа
- место и значение изобразительных искусств в культуре (жизни общества и человека)
уметь:
- пользоваться различными художественными материалами;
- обладать первичными навыками художественных техник (коллаж, граттаж и др.)
- владеть первичными навыками плоского и объемного изображения
-применять правила построения изображения предметов на плоскости, животных, человека, природных форм
- пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах
-активно воспринимать произведения искусства, понимать изобразительные метафоры.
По окончании всего курса обучения на основе результатов экзамена по пройденной программе воспитанники получают свидетельства «Об окончании курса изобразительного искусства».
Учет результатов и оценки работ воспитанников осуществляется по следующим критериям:
- Возраст воспитанника
- Год обучения
- Содержание работы
- Техника и качество выполнения
- Уровень сложности
- Самостоятельность
- Оригинальность
Для оценки личностных качеств воспитанников проводится диагностика: входная, промежуточная, итоговая по пятибалльной системе. Итоговая оценка определяется как средний балл. Результаты диагностики заносятся в таблицу.
Педагогический контроль
| Сроки | Задачи | Формы оценки ожидаемого результата |
Предварительный этап | сентябрь-октябрь | - выявить исходный уровень подготовки детей | наблюдение, собеседование |
Текущий | по итогам темы | - выявить степень усвоения детьми учебного материала; | просмотр работ, составление карты наблюдений |
Итоговый |
| - диагностика усвоения детьми образовательной программы за год; | выставка внутри учреждения; |
Система оценивания:
1 – низкий уровень образования, 2 – уровень ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – уровень выше среднего, 5 – высокий уровень.
Шкала уровней
уровень | Знания | Умения |
1 | Нет правильно выполненных заданий | Нет правильной организации рабочего места; Не соблюдаются основные законы композиции; Работа не закончена |
2 | Много ошибок и исправлений при выполнении заданий | Правильный выбор формата в зависимости от композиции; Ошибки и исправления при выполнении рисунка; Сложности при колористическом решении работы; Работа не закончена |
3 | Есть правильно выполненные задания, грубые ошибки | Велась правильная поэтапная работа над рисунком; Много ошибок при применении законов композиции, цветоведения, перспективы; Работа не закончена |
4 | Есть небольшие исправления, в целом задания выполнены правильно | В целом работа выполнена правильно, есть небольшие недочёты в области композиции или перспективы; Работа полностью закончена |
5 | Задания выполнены правильно, без исправлений | Свободное владение различными художественными материалами для выполнения работы; Применение основных законов композиции; Верное колористическое решение ; передача объёма; Работа полностью закончена |
Для лучшего освоения содержания программы используются различные формы занятий: традиционные занятия (сообщение новой темы, закрепление и проверка ЗУНов, комбинированные занятия, занятие – зачет) и нетрадиционные занятия (занятие – игра, занятие – выставка, мастер – класс, занятие – конкурс…), экскурсия…
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности воспитанников на занятиях изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- – восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- – обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- – изучение художественного наследия;
- – подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
При составлении тематического плана основное внимание сосредоточилось на актуализации следующих аспектов обучения младших школьников:
– развитие образного мышления и изучение национальных культур, использование традиций народного художественного творчества, обучение ребенка видеть мир во взаимосвязи искусства, исторического фона и мировоззрения народа, создавшего высокохудожественные предметы быта;
– воспитание системного видения сущности предметов, умение ощущать связь времен и поколений;
– создание среды, стимулирующей творческую активность учащегося, с опорой на эмоции, на способность к сопереживанию.
Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала – осмысление – усвоение – применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи.
После изучения каждой темы проводится зачёт на усвоение программного материала. При этом педагог опирается на следующие критерии оценивания:
- Целостность восприятия
- Аккуратность в работе
- Возраст воспитанника
- Уровень сложности
- Самостоятельность
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Перечень разделов, тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие «Чем и на чем работает художник?», | 1 | 1 | 2 |
2 | Живопись 2.1.«Все дети любят рисовать» 2.2.«Улица красок - волшебников»
«Обители морских глубин» | 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 20 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 2 1 | 28 2 2 2 2 2 3 2 2 3 3 3 2 |
| Декоративная работа
| 10 2 2 1 1 1 1 1 1 | 30 6 8 4 3 1 3 2 3 | 40 8 10 5 4 2 4 3 4 |
| Рисунок
| 8 2 2 2 1 1 | 22 2 6 6 5 3 | 30 4 8 8 6 4 |
| Композиция
| 7 1 3 1 1 1 | 19 3 6 3 3 4 | 26 4 9 4 4 5 |
| Введение в историю искусства | 8 | 8 | |
| Знакомство с творчеством художников | 8 | 8 | |
9. | Итоговое занятие «Загадки мира искусств»… | 1 | 1 | 2 |
10 | Подготовка к конкурсам и праздникам | 2 | 2 | |
Итого: | 51 | 93 | 144 |
Учебно-тематический план
2 год обучения
№ | Содержание | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие «Добро пожаловать! | 1 | 1 | 2 |
2. | Рисунок
| 10 2 1 2 2 1 2 | 28 4 4 5 4 5 6 | 38 6 5 7 6 6 8 |
3. | Живопись
| 18 2 2 1 2 2 3 2 2 1 | 40 4 4 2 4 6 9 4 4 4 | 58 6 6 3 6 8 12 6 6 5 |
4. | Декоративная работа
| 10 2 2 2 2 4 1 | 30 4 4 4 4 6 5 | 40 6 6 6 6 10 6 |
5. | Композиция 1.«Статика» 2. «Динамика» 3. «Композиционный центр» 4. «Симметрия и ассиметрия» | 6 1 1 2 2 | 20 5 5 6 6 | 26 6 6 8 8 |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
9. | Итоговое занятие «Ярмарка талантов» | 1 | 1 | 2 |
10 | Подготовка к конкурсам и праздникам | 15 | 15 | |
Итого: | 81 | 135 | 216 |
Учебно – тематическое планирование
3 год обучения
№ | Разделы программы | Количество часов | ||
теория | практика | итого | ||
1. | Вводное занятие «Волшебный мир искусства» | 1 | 1 | 2 |
2. | Рисунок 1.«Рисунок – основа изобразительного искусства» 2.«Натюрморт из геометрических тел» 3.«Художники – анималисты» 4.«Зарисовки животных в движении» 5.«Изображение фигуры человека в истории искусств» 6.«Пропорции строения человека» 7.« Портрет друга» 8«Моя семья» 9. «Такие разные лица» 10. «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» | 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 30 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | 40 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 |
| Живопись 1. «Пятно как средство выражения» 2. «Цвет в произведениях живописи» 3. «Этюд. Осеннее настроение» 4. «Декоративный натюрморт» 5. «Композиция как ритм пятен» (натюрморт в технике акварели, построенный на сближенных цветах) 6. «Этюд. Весенние цветы» | 20 3 3 3 4 4 3 | 40 6 6 6 7 8 7 | 60 9 9 9 11 12 10 |
| Декоративная работа 1.Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы» 2.«Живая красота жостовских подносов» 3.«Уральская роспись» «Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.» 4.«Дизайн открытки» | 12 3 3 3 2 1 | 14 3 3 3 3 2 | 26 6 6 6 5 3 |
| Композиция 1.«Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства» 2. « Пейзаж- настроение. Природа и художник» 3. «Основы дизайна» 4. «Милосердие» - задание – размышление | 10 2 3 4 1 | 16 3 3 7 3 | 26 5 6 11 4 |
|
|
|
| |
|
|
|
| |
9. | Итоговое занятие «Мы умеем и мы знаем!» | 1 | 1 | 2 |
10 | Подготовка к конкурсам и праздникам | 20 | ||
Итого: | 216 |
Содержание обучения
1 год
Раздел №1.Вводное занятие.
Теория: Изобразительное искусство в жизни человека. . Роль и место изобразительного искусства. Положительные эмоции как результат воздействия художественного произведения на чувства зрителей и художника. Влияние изобразительного искусства на развитие личности, речи человека.
Практика:
Диагностическое занятие – знакомство с детьми, изучение способности к рисованию.
Раздел №2. Живопись
2.1. «Все дети любят рисовать»
Теория: Знакомство с материалами и приспособлениями для рисования. Начальное представление о живописи».
Практика: навыки работы с кистью, гуашью, правила ухода за своими художественными принадлежностями.
2.2.«Улица красок - волшебников»
Теория: знакомство с понятиями «Основные цвета» и «Дополнительные цвета», «Палитра»
Практика: игровое упражнение «Получили новый цвет».
2.3.«Какого цвета осень?»
Теория: знакомство с понятием «Теплые цвета»
Практика: рассматривание осенних листьев, передача их цветовой окраски.
2.4. «Листопад»
Теория: знакомство с техникой «Набрызг», «Печатание», закрепление понятия «Теплые цвета»
Практика: навыки работы с кистью, палитрой.
2.5«Дары осени»
Теория: знакомство с Натюрмортом как жанром изобразительного искусства
Практика: выполнение изображения с натуры, анализ формы предметов и их цветовой окраски.
2.6 «Осенний пейзаж»
Теория: знакомство с пейзажем как жанром изобразительного искусства, с творчеством И. И. Левитана.
Практика: навыки композиционного решения рисунка на бумаге.
- «Осенний вальс»
Теория: знакомство с аппликацией, техника безопасности при работе с ножницами.
Практика: приемы выполнения аппликации.
- «Дождливый день»
Теория: знакомство с техникой работы «По – сырому»
Практика: закрепление навыков работы с китью, гуашью, приемов смешивания красок.
- «Сказка про осень» - итоговое занятие по блоку.
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа на тему.
2.10«Первые заморозки»
Теория: знакомство с понятием «Холодные цвета», «Мазок», с творчеством И. Э. Грабаря.
Практика: упражнения на передачу состояния природы, получение нужного тона и цвета способом раздельного мазка.
2.11«Зимняя сказка»
Теория: знакомство с техникой фотокопии, закрепление понятия «Холодный цвет»
Практика: навыки работы с нетрадиционными материалами
2.12 «Обители морских глубин»
Теория: знакомство с техникой эстампа, творчеством Н. А. Тырса.
Практика: навыки работы в нетрадиционной технике – пальчиковая живопись, оттиски картоном.
Раздел 3 Декоративная работа
3.1 «Веселые узоры»
Теория: знакомство с народным декоративным творчеством, понятиями «Орнамент», «Ритм», «Композиция», видами орнамента.
Практика: построение орнаментов в квадрате, круге, в сложной форме.
3.2 «Дымковская сказка»
Теория: знакомство с понятием «Промысел», с традициями изготовления и росписи дымковской игрушки.
Практика: лепка игрушки и ее роспись по традициям дымковского промыла.
3.3 «Волшебный мир оригами»
Теория: знакомство с техникой оригами, историей ее возникновения, основными понятиями.
Практика: приемы работы в технике оригами, базовыми фигурами, чтение схем.
3.4 «Спешим поздравить с новым годом!»
Теория: знакомство с историей возникновения открытки, ее видами
Практика: изготовление открытки с использованием различных техник.
3.5 «Снегирь на веточке»
Теория: познакомить с техникой рваной аппликации
Практика: правила работы с клеем, выполнение работы в технике рваной аппликации в сочетании с работой красками, карандашами (на выбор воспитанников)
3.6. «Одуванчики:
Теория: знакомство с техникой «Торцевание»
Практика: выполнение объемной аппликации с элементами торцевания.
3.7 «Весенние цветы»
Теория: знакомство с различными приемами работы с бумагой – скручивание, сминание, техника «Силуэтного вырезания»
Практика: техника безопасности при работе с ножницами, правила работы с бумагой, выполнение композиции с использованием различных техник.
3.8 «Бабочки на лугу» - итоговое занятие по блоку
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 4.Рисунок
4.1 «Прилетают птичьи стаи»
Теория: знакомство с техникой графики, понятиями «Линия», «Штрих», «Пятно».
Практика: приемы работы гелевой ручкой, простым карандашом.
4.2 «Природа родного края»
Теория: закрепление понятий «Линия», «Штрих», знакомство с творчеством Шишкина.
Практика: упражнение на линии, различные по характеру, линейный рисунок различных деревьев.
4.3 «Кошачья семейка»
Теория: знакомство с художниками – анималистами, творчеством Серова, Чарушина.
Практика: упражнения на усиление и ослабление тона, схема рисования кошки.
4.4 «Рисование с натуры»
Теория: закрепление знаний о натюрморте
Практика: закрепление навыков работы с карандашом, навыков работы с натурой.
4.5 «Я рисую….» - итоговое занятие по блоку
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 5. Композиция
5.1«Чудо своими руками – мандала»»
Теория: знакомство с понятием «Мандала», историей ее возникновения, традициями выполнения, с понятием «Композиция» и «Композиционный центр»
Практика: выполнение мандалы в соответствии с законами ее построения, выделение композиционного центра.
5.2«Мои любимые сказки»
Теория: знакомство с понятием «Иллюстраия», «Формат», с творчеством Васнецова.
Практика: иллюстрирование сказки по своему выбору, построение композиции.
5.3«Мамочка родная, для тебя!»
Теория: закрепление понятий композиция, композиционный центр
Практика: построение работы на заданную тему в соответствии с законами композиции.
5.4 «Зоопарк» - итоговое занятие
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 6. Введение в историю искусств
Теория: знакомство с различными видами искусства, рассказы о крестьянском быте, отдельных народных промыслах
Раздел 7. Знакомство с творчеством художников.
Теория: . Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь, Шишкин, Левитан)
Итоговое занятие. «Загадки мира искусств"
Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Содержание обучения
2 год
Раздел №1. «Добро пожаловать» - Вводное занятие.
Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.
Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.
Раздел 2. Рисунок
2.1 «Учись рисовать с натуры»
Теория: повторение и закрепление понятий «Натюрморт», познакомить с понятиями «Тень падающая, тень собственная, блик, рефлекс, ось симметрии»
Практика: навыки работы с натурой, построение композиции на бумаге.
2.2 «Осенний букет»
Теория: закрепить понятия «линия, штрих, пятно»
Практика: закрепить умения работать карандашом, с натурой, расположение изображения на бумаге.
2.3 «Искусство создавать гравюры»
Теория: знакомство с новым видом искусства Гравюрой, с известными художниками, работавшими в этой технике.
Практика: выполнение гравюры
2.4 «Народное творчество – лубочные картинки»
Теория: знакомство с лубочным творчеством
Практика: навыки работы с цветными карандашами.
2.5 «Натюрморт»
Теория: закрепление знаний о натюрморте, знакомство с творчеством Машкова
Практика: навыки работы с натурой, построение изображения на листе бумаги.
2.6 «В мире животных» - итоговое занятие по блоку
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 3. Живопись
3.1 Пасмурный денек»
Теория: знакомство с понятием «Пленэр», «Колорит», знакомство с творчеством Куинджи
Практика: навыки передачи цветом состояния природы, навыки работы с различными материалами.
3.2 « На рассвете»
Теория: знакомство с понятиями « Контраст», «Нюанс», закрепление понятия колорит.
Практика: навыки работы акварелью, передача цветом времени суток.
3.3 «»Цвет и чувство»
Теория: закрепление понятий «контраст, колорит, нюанс»
Практика: навыки передачи цветом своего настроения, акцент на целостности цветового решения.
3.4 «Первый снег»
Теория: закрепление понятия раздельного мазка
Практика: навыки работы акварелью, передача цветом состояния природы
3.5 «Рисуем драпировку»
Теория: закрепление понятий колорит, контраст.
Практика: изображение одного и того же предмета на двух контрастных по цвету драпировках.
3.6 «Мозаика»
Теория: знакомство с понятием «Мозаика», историей ее возникновения.
Практика: выполнение работы в технике мозаики, подбор цветов, получение необходимых оттенков.
3.7 «Пушистые зверята»
Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах, знакомство с техникой работы сухой кистью
Практика: выполнение работы в технике сухой кисти, выполнение схемы построения животных.
3.8 «Весна пришла»
Теория: закрепление понятия пейзаж, знакомство с творчеством Саврасова.
Практика: закрепление навыка работы по – сырому, построение композиции.
3.9 «Распускаются цветы» - итоговое занятие по блоку.
Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 4. Декоративная работа.
4.1 «Мозаика»
Теория: закрепление понятия мозаики, знакомство с понятием «Витраж»
Практика: выполнение витража пластилином на стекле.
4.2 «Городецкая роспись»
Теория: закрепление понятия промысел, знакомство с городецкой росписью, ее историей, традициями, основными элементами
Практика: выполнение росписи дощечки в традициях городца.
4.3 «Золотая хохлома»
Теория: знакомство с хохломой, историей ее возникновения, традициями письма, основными элементами, цветами.
Практика: выполнение хохломской росписи
4.4 Голубая сказка Гжели»
Теория: знакомство с промыслом гжели, основными элементами, цветами, традициями
Практика: выполнение гжельской росписи на блюдце.
4.5 «Мои любимые сказки»
Теория: закрепление знаний о лубочном творчестве, иллюстрации
Практика: иллюстрирование сказки в традициях лубочной живописи.
4.6 «Смешные кляксы»
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам, знакомство с нетрадиционной техникой рисования – кляксографией..
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 5. Композиция
5.1«Статика»
Теория: изучение понятия «Статика» на примере художественных произведений.
Практика: выполнение упражнения на передачу статики в изображении .
5.2 «Динамика»
Теория: изучение понятия «Динамика» на примере художественных произведений
Практика: выполнение упражнений на передачу динамики в изображении.
5.3«Композиционный центр
Теория: закрепление понятия композиционный центр
Практика: выполнение упражнений на выделение композиционного центра цветом, расположением.
5.4 «Симметрия и ассиметрия»
Теория: знакомство с понятием симметрии и асимметрии
Практика: Выполнение графических упражнений
Раздел 6. Введение в историю искусств
Теория: виды и жанры изобразительного искусства. Остановка на произведениях отдельных художников в разных жанрах и видах искусства. Беседы об отдельных народных промыслах.
Раздел 7. Знакомство с творчеством художников.
Теория: . Знакомство с творчеством художников (Васнецов, Грабарь, Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов)
Итоговое занятие. «Ярмарка талантов»
Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Содержание обучения
3 год
Раздел 1.Вводное занятие
«Волшебный мир искусства»
Теория: Правила поведения и работы на занятиях, техника безопасности, подготовка к учебному году.
Практика: закрепление навыков работы с кистью, правила работы с красками, уход за своими принадлежностями.
Раздел 2 Рисунок
2.1 «Рисунок – основа изобразительного искусства»
Теория: закрепление понятий «линия, штрих, пятно»
Практика: графические упражнения, закрепление навыков работы карандашом
2.2 «Натюрморт из геометрических тел»
Теория: закрепление понятий «свет, тень, полутень, тень падающая, рефлекс, нюанс, тень собственная».
Практика: выполнение натюрморта в карандаше, расположение изображения на бумаге.
2.3 «Художники – анималисты»
Теория: закрепление знаний о художниках – анималистах
Практика: выполнении е рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных.
2.4 «Зарисовки животных в движении»
Теория: : закрепление знаний о художниках – анималистах
Практика: выполнении е рисунка животных гелевой ручкой, схема построения животных в движении.
2.5 «Изображение фигуры человека в истории искусств»
Теория: знакомство с понятием «Портрет», видами портрета, с творчеством Кипренского
Практика: выполнение схемы строения человека
2.6 «Пропорции строения человека»
Теория: закрепление понятия портрет.
Практика:, изучение пропорций, сравнение схемы изображения ребенка и взрослого.
2.7 «Портрет друга»
Теория: закрепление понятия портрет.
Практика: выполнение изображения определенного человека. Техника – по выбору.
2.8 «Моя семья»
Теория: закрепление понятия портрет, знакомство с творчеством Боровиковского.
Практика: выполнение группового семейного портрета.
2.9 «Путешествуя по улицам города или рассказ старого дома» - итоговое занятие по блоку.
Теория: : выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
Раздел 3 Живопись
3.1 «Пятно как средство выражения»
Теория: закрепление понятий «локальный цвет, цветовая гамма»
Практика: выполнение упражнений.
3.2 «Цвет в произведениях живописи»
Теория: закрепление знаний о цвете, цветовой гамме
Практика: монотипия
3.3 «Этюд. Настроение»
Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс»
Практика: передача состояния природ через цвет.
3.4 «Декоративный натюрморт»
Теория: «Что такое декоративный натюрморт? В чем его особенность?»
Практика: выполнение декоративного натюрморта гуашью.
3.5 «»Композиция как ритм пятен»
Теория: закрепление понятий: локальный цвет, цветовая гамма, контраст, нюанс»
Практика: выполнение натюрморта, построенного на сближенных цветах в технике акварели.
3.6 «Этюд. Весенние цветы» - итоговое занятие по блоку
Теория: выявление уровня знаний по пройденным темам.
Практика: работа в единой цветовой гамме и в цветовой гамме, построенный на контрастных сочетаниях. Рисование с натуры.
Раздел 4. Декоративная работа
4.1 «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»
Теория: закрепление знаний о народных промыслах, символах росписей
Практика: составление росписи с учетом народных традиций.
4.2 «Живая красота жостовских подносов»
Теория: знакомство с историей жостовской росписи, ее традициями и основными элементами.
Практика: выполнение жостовской росписи на тарелке.
4.3 «Уральская роспись»
Теория: знакомство с историей возникновения уральской росписи, ее значением, основными элементами.
Практика: Выполнение макета русской избы с элементами уральской росписи.
4.4 «Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн»
Теория: знакомство с понятием «Дизайн», историей развития дизайна
Практика: графические упражнения, шрифтовая композиция.
4.5 «Дизайн открытки»
Теория: закрепление знаний об истории открытки, ее видах
Практика: изготовление открытки в технике декупаж.
Раздел 5. Композиция
5.1 «Пейзаж – большой мир»
Теория: закрепление знаний о пейзаже, видах пейзажа, о композиции, композиционном центре знакомство с творчеством Айвазовского.
Практика: организация изображаемого пространства
5.2 «Пейзаж – настроение. Природа и художник»
Теория: закрепление знаний о пейзаже, законах композиции, знакомство с творчеством Васильева.
Практика: передача своего настроения через цветовое решение пейзажа.
5.3 «Основы дизайна»
Теория: закрепление знаний о дизайне, знакомство с понятием «Стиль», «Стилизация»
Практика: выполнение графических упражнений, стилизация природных форм.
5.4 «Милосердие» - итоговое занятие – размышление.
Теория: выявление уровня знаний по пройденным темама.
Практика: выполнение графического упражнения на заданную тему, выставка детских работ.
Раздел 6. Введение в историю искусств
Теория: беседы о художниках – графиках, живописцах. Русские иконы. Творчество Андрея Рублева, Феофана Грека.
Раздел 7. Знакомство с творчеством орских художников.
Теория: . посещение художественного музея, выставок детского творчества, выставок профессиональных художников.)
Итоговое занятие. «Мы умеем и мы знаем!»
Теория: выявление уровня знаний воспитанников по пройденным темам.
Практика: самостоятельная работа, выставка детских работ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В процессе обучения используются несколько основных типов занятий:
- Занятие – изучение нового материала.
- Занятие выполнения практической работы.
- Комбинированное занятие.
Структура занятий:
Занятие - изучение нового материала.
- Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы и цели занятия).
- Основная часть. (Изучение новой темы. Могут применяться такие методы обучения, как рассказ, беседа, использование различных наглядных пособий).
- Закрепление. (Проверка степени усвоения материала в форме индивидуальной и фронтальной беседы по основным положениям прослушанного материала. Возможно проведение самостоятельной проверочной работы).
Занятие - выполнение практической работы.
- Организационный момент. ( Приветствие, сообщение темы и цели занятия).
- Основная часть.
- Повторение материала, необходимого для выполнения работы.
- Рассмотрение порядка выполнения работы, разбор вопросов, вызывающих у
воспитанников затруднения.
- Выполнение работы.
- Формулировка вывода, сравнение его с поставленной целью работы.
3. Подведение итогов.
Комбинированное занятие - используются элементы занятий рассмотренных типов в различных сочетаниях как по времени, так и по сочетании применения.
Для реализации учебно-воспитательного процесса программа укомплектована методическими, дидактическими и демонстрационными материалами.
- Конспекты занятий
- Словари художественных терминов (их ведут все обучающиеся, начиная с первого года обучения)
- Стихи о рисовании (Приложение №.1)
- Загадки о рисовании и художественных инструментах (Приложение №4)
- Подшивка журналов «Русские художники» - год выпуска 2011 – 2012 с иллюстрациями и биографиями известных художников
- Экзаменационные билеты (Приложение № 2)
- Тесты по изучаемым темам
- «Найди пару» (Приложение №3)
Список литературы
- Алексеева, В.В. Что такое искусство? / В.В. Алексеева [текст] - М.: «Советский художник», 1973. – 162с.
- Грек, В.А. Рисую штрихом. / В.А. Грек [текст] - Минск: «Скорына», 1992 . – 41 с.
- Грунтовский, А.В., Назарова А.Г. Ефим Васильевич Честняков. / А.В. Грунтовский, А.Г. Назарова [электронный ресурс] // Русская земля. Журнал о русской истории и культуре http://www.rusland.spb.ru/is I 1htm - Язык русский: доступ свободный.
- Демакова, Т.И. Развитие креативности младшего школьника на уроках изобразительного искусства [электронный ресурс] http:// festival. 1 september.ru /articles / 312879/ - Язык русский : доступ свободный.
- Клиентов, А.Е. Народные промыслы. / А.Е. Клиентов [текст] - М.: «Белый город», 2003. – 50 с.
- Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства. / С.К. Кожохина [текст] - Ярославль: «Пионер», 2001. – 120 с.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации [электронный ресурс] http:www.google.ru/url?sa=t&source=web&ct=res&cd=4&ved=0CAwQFjAD&url=http%3A%2F%2Fgzalilova - Язык русский : доступ свободный.
- Марысаев, В.Б. Рисование: теория. 3-5 кл. / В.Б. Марысаев [текст] - М.: «Рольф», 1999.
- Мосин, И.Г. Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. / И.Г. Мосин [текст] И.Г. Мосин [иллюстрации] - Екатеринбург: «У-Фактория», 2000. – 120с.
- Немов, Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 психология образования. / Р.С. Немов [текст] – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 608с.
- Основы, народного и декоративно-прикладного искусства. Программа I-IV кл. для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. / Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1992.
- Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с.
- Рутковская, А.А. Рисование в начальной школе. \ А.А. Рутковская [текст] - СПб.: «Нева»; М.: «Олма-Пресс», 2003. – 192с.
- Савенков, А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. \ А.И. Савенков [текст], А.А. Селиванов [иллюстрации] – Ярославль: Академия развития, 2004. – 128с.
- Тюфанова, И.В. Мастерская юных художников. Конспекты занятий. \ И.В. Тюфанова [текст] - СПб.: «Детство-Пресс», 2002. – 80 с.
- Уатт, Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. / Ф. Уатт [текст] М.Д. Лахути [перевод с англ.] - М.: «Росмэн», 2002. – 96с.
- Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство во втором классе. Пособие для учителей. \ Т.Я. Шпикалова [текст] - М.: «Просвещение», 1984.
Литература для родителей воспитанников
- Аксенов, Ю. А. Практические советы самодеятельным художникам./ Ю. Аксенов - Малоярославецкая городская типография., 2011
- Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.Выготский - М., 1991.
- Джин Фрэнкс. Рисунок карандашом. / АСТ, Астрель. 2007
- .Лободина, С. Как развивать способности ребенка. / С.Лободина - СПб., 1997.
- .Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. / А.И. Савенков - М., 1999
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. Пейзаж. / Сокольникова, Н. М АСТ, Астрель., 2010
- Хосе М. Паррамон. Как рисовать. Путь к мастерству./ АРТ – Родник, 2001
- Эймис Л. Дж. Рисуем 50 животных./ ООО «Поппури», 2000.
Приложение
Приложение №1
Стихи о рисовании
До чего же хороши
У меня карандаши!
Не мешайте мне, прошу:
Нарисую – покажу.
На лугу зеленый клён,
Черный грач сидит на нём.
Речки синий поясок,
Жёлтый рядышком песок.
Белый парус, как плакат,
Солнца красного закат
И коричневые тропки
По овражку, где ручей…
Вынимаю из коробки
Семь цветных карандашей.
Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ах, какая красота!
Нарисую я тропинку,
На тропинке – мама,
Нарисую я малинку,
А в малинке – папа.
Нарисую я лужок,
На лужке том – я,
Нарисую я лесок,
А в нём – мои друзья.
Получилась у меня
Вот такая красота!
И друзья здесь, и семья,
И любовь, и доброта!
Был ярко-красный человек
Весёлым
И здоровым,
Но встретил
Тёмно-синего -
Сразу
Стал лиловым.
А тёмно-синий человек
В лесу,
Под старым клёном,
Вчера увидел
Жёлтого -
И сразу
Стал зелёным.
Не веришь
Этой сказке?
Смешай
На блюдце
Краски.
Начинаем рисовать
Рисовать, как всем известно,
Очень-очень интересно!
Открывай альбом, тетрадку,
Начинаем по порядку.
На листочке я рисую,
Я рисую, как умею:
То вверху я, то внизу я,
То правее, то левее.
На меня глядят, красуясь,
Загогулинки, кружочки…
Потому что я рисую,
Их рисую на листочке.
Я трудилась до обеда,
Карандашики сломала…
Надо бы спросить у деда:
Что я здесь нарисовала?
Я художник хоть куда,
Нарисую поезда
И железные дороги
Проведу сквозь города.
И не просто рельсы-шпалы,
А шлагбаумы, вокзалы.
Жалко, для моей картины
Не хватает стен в гостиной,
Ничего – я в коридоре
Нарисую сине море…
Пластилин я в руки взял,
Мял, давил, крутил, слеплял.
Перемазал им все руки,
Своей воле покорял.
Вроде бы всё так легко,
Взял кусок, потом ещё,
Вместе их соединил,
Вот и что-то получил.
Гладил, форму улучшал,
Где неровно поправлял,
Руки вытер, оценил,
Наконец-то завершил.
Приложение №2
Билеты к итоговому занятию
- год обучения
Цвета бывают: А) теплые Б) прохладные В) холодные | Зелёный цвет можно получить, смешав: А) красный и синий Б) синий и желтый В) желтый и красный |
Эскиз – это А) название жанра изобразительного искусства Б) инструмент художника В) быстрый набросок | Белый цвет – это: А) нейтральный Б) тёплый В) холодный |
Укажи графический инструмент художника А) кисть Б) палитра В) карандаш | Пейзаж – это: А) изображение природы Б) изображение человека В) изображение моря |
Марина – это А) женское имя Б) литературный термин В) жанр изобразительного искусства | Ближе к линии горизонта изображаемые предметы должны быть А) крупнее Б) одинаковые В) мельче |
Палитра нужна для того, чтобы: А) рисовать на ней Б) смешивать краски В)для поряжка на рабочем месте | Художник Айвазовский писал А) природу Б) портрет В) море |
Назови 7 цветов радуги | Назови 3 основных цвета |
Васнецов – это А) художник Б) писатель В) артист | Расскажи о промысле Дымковской игрушки |
Чем отличаются и чем похожи Жостовская роспись и Гжель? | Что такое иллюстрация? Какой художник знаменит своими иллюстрациями? Назовите эти картины |
Назови известные вам художественные материалы и расскажи об их свойствах | Что такое натюрморт? Кто был родоначальником натюрморта как самостоятельного жанра искусства? |
Расскажи все, что ты знаешь о цветовом круге | Расскажи об истории возникновения Уральской росписи |
Какие основные элементы встречаются в уральской росписи? Что они обозначают? | Кто такие художники – анималисты? Приведите примеры. |
Как изобразить кувшин на листе бумаги? | Что такое портрет? Назовите виды портрета |
Приложение №3
Найди пару
Итен | Цветовой круг | Основные цвета | Красный Желтый Синий |
Ахроматические цвета (нейтральные) | Белый Чёрный Серый | Васнецов | Апполинарий |
Васнецов | «Аленушка» | Сказочно – былинный жанр | «Богатыри» |
Марина | Айвазовский | Холодная цветовая гамма | Синий Фиолетовый Голубой |
Пейзаж | Жанр или отдельное пройзведение искусства, предметом которого является изображение природы | Натюрморт | nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве |
Портрет | Жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение конкретного человека | Шишкин | «Утро в сосновом бору» |
Куинджи | «Березовая роща» | Архипов | «Прачки» |
Светотеневая градация | Блик Свет Полутень Тень | Караваджо | Натюрморт |
Приложение №4
Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается.
(Ответ: карандаш)
Разноцветные страницы
заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
носит воду бородой.
(Ответ: краски и кисть)
Для меня резинка, братцы, лютый враг!
Не могу я столковаться с ней никак.
Сделал я кота и кошку - красота!
А она прошлась немножко - нет кота!
С ней хорошую картинку не создать!
Так во всю ругал резинку . (карандаш)
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я
Башню, дом и самолет,
И большущий пароход!
(Карандаш)
Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится...
(Ответ: Ластик)
В этом домике живет.
Ну а домик всю неделю
Носим мы с собой в портфеле.
(Ответ: Ручка, ластик, пенал).
Коль ему работу дашь,
Зря трудился карандаш
(Ответ: Ластик)
У карандаша простого
Есть помощница одна:
Если сделает ошибку,
Вмиг сотрет ее она.
(Ответ: Ластик - резинка)
Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я.
(Ответ: Ластик - резинка)
Приложение 5
Глоссарий
Акваре́ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).
Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.
Графика (греч. γραφικος — письменный, от греч. γραφω — пишу) — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он традиционно играет вспомогательную роль. В современной графике цвет может быть не менее важен, чем в живописи). При работе в технике графики обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного), в редких случаях — два). Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.
Гуа́шь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска, плеск) — вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый, чем акварель.
Термин первоначально возник в XVIII веке во Франции, хотя техника создания этой краски значительно старше — она использовалась в Европе в средние века.
Гуашью выполнялись книжные миниатюры уже в Средние века, обыкновенно в комбинации с акварелью. В эпоху Возрождения художники применяли технику гуаши для эскизов, картонов и других подготовительных работ, а также для портретных миниатюр. Расцвет техники гуаши приходится на конец XIX — начало XX в. В России художники объединения «Мир искусства» писали гуашью большие станковые произведения, эскизы театральных декораций, костюмов, плакатов, используя её декоративные качества.
Произведения искусства, выполненные гуашью, тоже носят название гуашь.
Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.
Изобразительное искусство — раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Карандаш (тюрк. karadaš, карадаш — чёрный камень)[1] — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля,графита, сухих красок и т. п.) применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.
Композиция — важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.
Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) умений и навыков общения, а также ситуативная адаптивность, то есть способность приспосабливаться к ситуации, выбирать оптимальные средства общения в каждом конкретном случае. Источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт, искусство, общая эрудиция, и специальные научные методы.
Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие отпортретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.
Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа[1].
В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.
Пленэр (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.
Портре́т (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту»[1], устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности[2], в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии,полиграфии)
Ситуация успеха – результат созданных педагогических условий, при которых результаты деятельности ребёнка совпали с ожидаемыми или превзошли их. Следствием ситуации успеха является безусловный стимул к дальнейшей учебной деятельности.
Социализация – (лат.общественный) – присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально-значимые черты личности.
Творческая деятельность детей – это новые оригинальные преобразования известного, комбинации имеющихся в опыте детей художественных образов, идей, музыкальных звуков.
Тесты – стандартизированные задания, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков по определённым параметрам.
Технология активного обучения – такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый воспитанник имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично двигаться, либо от его деятельности зависит количество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.
Фантазия – наиболее выраженное проявление творческого воображения, которому она всегда присуща, но при доминировании создаёт не просто новые, а, казалось бы, неправдоподобные, парадоксальные образы и понятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...
Дополнительная образовательная программа по изобразительному искусству «Юные художники»
Программа направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как к духовному наследию поколений, овладение способами художественной деятельност...
Образовательная программа По изобразительному искусству На 2012/2013 учебный год 1 класс «Мастерская юных художников»
Образовательная программа по изобразительному искусству на 2012/2013 учебный год1 класс «Мастерская юных художников»...
Образовательная программа По изобразительному искусству На 2012/2013 учебный год 2 класс «Мастерская юных художников»
Образовательная программа по изобразительному искусству на 2012/2013 учебный год 2 класс «Мастерская юных художников»...
Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.
Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...
дополнительная общеобразовательная программа "Мир изобразительного искусства"
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "Мир изобразительного искусства", разработана для детей 10-12 лет, срок реализации 1 г...
Дополнительная общеобразовательная программа на летний период «Юные художники» по художественно-эстетическому развитию
Муниципальное казенное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 5 г. Бирюсинска РАССМОТРЕНО На заседании педагогического советаПротокол от 15.05.2024г. № 3 РАССМОТРЕНО...