Образовательная программа "Роспись по стеклу и керамике" для учащихся 1-4 классов 68 часов в год, 2 часа в неделю, срок реализации программы - 1 год
рабочая программа на тему

Макаровская Ольга Александровна

В программу "Роспись по стеклу и керамике" для учащихся начальной школы на 1 год обучения входят:

пояснительная записка;

учебно-тематический план;

содержание программы;

материалы и принадлежности;

методическое обеспечение;

поурочный план;

список литературы для учащихся и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

гимназия № 498

 Невского района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию Педагогическим советом  ГБОУ гимназии № 498

 

Протокол  от________ №____.   

«Утверждаю»

Приказ от _____   № ___       

Директор гимназии

___________ Н.В.Медведь 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ И КЕРАМИКЕ

для  учащихся 1-4 классов

68 часов в год/2 часа в неделю

срок реализации программы – 1 год

                                                                     

воспитателя ГПД

                                    Макаровской Ольги Александровны (ВКК)

                                   

Срок реализации программы 2014-2015 учебный год

         

Санкт-Петербург

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Роспись по стеклу и керамике» является модифицированной дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности.

Программа знакомит с современными изобразительными средствами, приобщает к миру дизайна, служит поддержкой при изучении изобразительного искусства и художественного труда.  

  Цель занятий:

  Научить учащихся расписывать изделия из стекла и керамики акриловыми

красками « DECOLA», витражными красками «DECOLA», а также красками по стеклу и керамике других производителей; развить творческие

способности детей, художественный вкус.

  Задачи:

  1.обучающие:

  - Обучить учащихся рисованию с натуры растительных форм, предметов

  объемной формы; научить стилизовать их.

  - Научить учащихся выполнять композиции по памяти и впечатлениям,              

  используя теоретические сведения, данные учителем.

  - Познакомить с законами симметрии, ритма, цветовых отношений.

  - Обучить учащихся приемам работы росписи по стеклу и керамике,

     выполнять декоративные композиции в материале.

  2. развивающие:

  - Развить у детей эстетическое восприятие действительности,

художественный  вкус и бережное отношение к природе.

  - Развить творческие способности учащихся.

  - Развить зрительную память, пространственные представления, творческое

    воображение.

  - Развить гармоничную личность.

  3. воспитывающие:

  - Воспитать у учащихся интерес и любовь к декоративно-прикладной работе

  и на этой основе сформировать трудовые умения и навыки.

  - Сформировать у детей интерес и любовь к изобразительному искусству.

  - Воспитать любовь к природе и бережное к ней отношение.

  Отличительные особенности программы

Программа «Роспись по стеклу и керамике» знакомит учащихся 1-4 классов

с новыми изобразительными материалами – красками по стеклу и керамике, а

также с контурами по стеклу и керамике «DECOLA», с витражными

красками по стеклу «DECOLA». Происходит развитие творческих способностей способностей учащихся, формирование художественой культуры и вкуса как неотъемлемой части культуры духовной, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

  Методы обучения:

  Словесный – беседа, рассказ, объяснение.

  Наглядный – показ готовых работ, иллюстраций, таблиц, схем, наблюдение

  Практический – выполнение практических заданий по темам программы.

Адресность: программа адресована учащимся 1-4 классов.

   Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.

   Условия набора: в коллектив принимаются дети по желанию, без ограничений, в ГПД.

Формы и режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа в неделю, всего в год –68 часов. Продолжительность академического часа –     45 минут. Наполняемость группы – 15 человек.

  Формы обучения:

Традиционные занятия, работа в парах, группах, беседы, дискуссии.

  Ожидаемый результат:

  Научатся  рисовать с натуры растительные формы, предметы

объемной формы, стилизовать их; выполнять композиции по памяти и впечатлениям, используя теоретические сведения; расписывать изделия из стекла и керамики; выполнять декоративные композиции в материале.

  Познакомятся с законами симметрии, ритма, цветовых отношений.

 Овладеют новыми изобразительными материалами – акриловыми красками, витражным лаком и контурами по стеклу и керамике   «DECOLA», красками других производителей, например, «ГАММА».

  Расширят кругозор, смогут воплощать творческие замыслы в декоративно-прикладной работе.

 Разовьют зрительную память, пространственные представления, творческое воображение, творческие способности.

  Сформируют интерес и любовь к декоративно-прикладной работе, трудовые умения и навыки.

Способы проверки и формы подведения итогов реализации программы:

 Отзывы детей и родителей, наблюдение педагога, анализ готовых работ, выставки, конкурсы. В конце учебного года проводится выставка работ учащихся.  Используются следующие формы подведения итогов реализации

программы: выставка, конкурс, фестиваль.

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

теория

практика

всего

1.

Беседы  по технике безопасности

2

-

2

2.

Работа с натуры

-

4

4

3.

Работа по наблюдению, памяти, тематическая  композиция

-

24

24

4.

Декоративная работа. Роспись изделий.

-

26

26

5.

Беседы об искусстве

10

-

10

6.

Выставка. Итоговая беседа.

2

-

2

Всего:

14

54

68

Содержание программы

  1. Беседы  по технике безопасности.
  • знакомство с группой и режимом занятий;
  • инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам техники безопасности в чрезвычайных ситуациях;
  • правила поведения в школе (на уроке, на перемене), дома, в гостях, на улице, на экскурсии.

2.  Работа с натуры.

Изображение растительных форм (живые и засушенные листья, цветы, ветки). Натюрморт, состоящий из 2-3 предметов. Выполнение линейных рисунков трав, травяных соцветий, цветов.

3. Работа по наблюдению, памяти, тематическая  композиция.

Работа по памяти на тему «Осень в парке». Роспись стеклянного бокала или бутылки на тему «Новый год» акриловыми красками по стеклу и керамике. Роспись горшочка на тему русской сказки акриловыми красками по стеклу и керамике. Композиция на тему «Праздничный город». Эскиз в круге.

Самостоятельный эскиз на любую тему для росписи по стеклу и керамике на изделии любой формы.

  1. Декоративная работа. Роспись изделий.

Декоративная композиция из растительных  элементов в прямоугольнике. Роспись изделия (бутылки, графина) акриловыми красками по стеклу и керамике на тему «Осень в парке».  Роспись тарелки на тему «Фрукты» акриловыми красками по стеклу и керамике. Роспись тарелки или блюдца на тему:  «Осенний букет» акриловыми красками по стеклу и керамике. Роспись стеклянного бокала или бутылки на тему «Новый год» акриловыми красками по стеклу и керамике.

Роспись горшочка на тему русской сказки акриловыми красками по стеклу и керамике. Роспись в прямоугольнике витражными красками внутри контуров на стекле на  тему: «Весенние цветы». Роспись стеклянной бутылки или баночки в графической манере. Перенос эскиза «Праздничный город» на тарелку, блюдце; роспись тарелки акриловыми красками по стеклу и

керамике. Перенос эскиза на изделие на свободную тему, при необходимости – обводка контуром по стеклу и керамике. Работа в цвете над изделием на свободную тему акриловыми красками по стеклу и керамике или витражными красками.

5.  Беседы об искусстве.

Беседа об искусстве и его видах. Декоративное искусство. Что мы будем делать на занятиях кружка. Принадлежности и материалы. Беседа о свойствах цвета. Цвет в произведениях декоративно-прикладного  искусства. Беседа об искусстве. Выразительные свойства линии. Ритм линий.

6. Итоговая беседа

Просмотр работ за учебный год. Подведение итогов выставки.

Материалы и принадлежности

  1. Акриловые краски для росписи по стеклу и керамике, витражные краски, контуры для стекла и керамики  («DECOLA», краски для декоративно-прикладного творчества, завод художественных красок «Невская палитра»), глянцевые акриловые художественные краски    «DECOLA»  для декорирования деревянных и пластиковых рамок, краски  на водной основе ОАО «Гамма» для стекла и керамики (у «DECOLA» контур более тонкий и краска подается аккуратнее  в отличие от «Гаммы») и краски других производителей.
  2. Изделия для росписи из стекла и керамики (деревянные , пластиковые рамки со стеклом для фото 10x15 или больше, керамические или стеклянные тарелки, блюдца, керамические или стеклянные вазы, графины, бутылки, банки, подсвечники красивой, необычной  формы).
  3. Тонкие фломастеры для переноса эскиза на стекло или керамику.
  4. Простой карандаш HB или ТМ, стирательная резинка.
  5. Кисти беличьи или колонковые №1-2, №3-4, №5-6.
  6. Акварель или гуашь для эскизов.
  7. Папка для рисования, черчения  ФА4.
  8. Палитра (пластиковая одноразовая, например, крышка от сметаны, майонеза и т.д.)
  9. Скотч  шириной 1-1,5 см для крепежа стекла (крепить скотч крест-накрест маленькими кусочками, чтобы эскиз оставался неподвижным под стеклом), канцелярские ножницы.
  10.  Тряпочка для кистей и пальцев (кисть должна быть сухой перед набором краски).
  11.  Трафареты  цветов, растений, животных, птиц, бабочек, всевозможных других изображений (трафареты пластиковые, бумажные, пластмассовые).
  12.  Непроливашка.

Методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы

художественно-эстетической  направленности

«Роспись по стеклу и керамике»

для учащихся младшего школьного возраста на 1 год обучения

Раздел программы или темы

Формы занятий

Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса

Дидактический материал,

техническое оснащение занятий

Формы подведения

итогов

1.

Теоретические занятия

Беседы, дискуссии.

Приемы: устное изложение, беседа, диалог, урок вопросов

и ответов, работа с изобразительными материалами, творческие  работы.

Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный, индивидуально-фронтальный.

Оборудование учебного кабинета:

столы, стулья, шкафы.

Дидактический

материал:

репродукции картин,  схемы орнаментов, композиционные схемы, примеры выполнения декоративных композиций в декоративно-прикладном искусстве.

ЭОР:

Электронное учебное издание

«Изобразительное искусство». 1-4 класс, изд-во «Дрофа», 2011-14 гг.

Электронные приложения к линии учебно-методических комплексов по изобразительному искусству для 1-4 классов В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной (РИТМ).

Выставка, конкурс

2.

Практические занятия

Традиционные занятия, работа в парах, группах, беседы, дискуссии.

Приемы: беседа, показ педагогом, работа по образцу и самостоятельная творческая работа учащихся, творческие домашние задания, викторины, кроссворды, сообщения учащихся, работа с литературой.

Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, фронтальный, репродуктивный, групповой.

Оборудование учебного кабинета:

столы, стулья, шкафы.

Дидактический

материал:

репродукции картин,  схемы орнаментов, композиционные схемы, фотоматериалы, примеры выполнения декоративных композиций в декоративно-прикладном искусстве.

ЭОР:

Электронное учебное издание

«Изобразительное искусство». 1-4 класс, изд-во «Дрофа», 2011-14 гг.

Электронные приложения к линии учебно-методических комплексов по изобразительному искусству для 1-4 классов В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной (РИТМ).

Компьютер, мультимедийный проектор, доска для показа электронных приложений и изданий.

Выставка, конкурс

Поурочное планирование

1 четверть

Тема

Кол-во

часов

1

Беседа. Результаты выставок и конкурсов 2013/14 у. г. и творческие планы Гимназии на 2014/15 у.г.

Беседы по технике безопасности.

1

1

2

Беседа об искусстве и его видах. Декоративное искусство.

Что мы будем делать на занятиях кружка. Принадлежности

и материалы.

2

3

Работа с натуры. Изображение растительных форм (живые и засушенные листья, цветы, ветки).

Рисунок, живопись.

2

4

Декоративная композиция из растительных  элементов в

прямоугольнике. Эскиз.

2

5

Перенос предварительно подготовленной композиции на

стекло, обводка контуром.

2

6

Роспись витражными красками внутри контуров

декоративной композиции. По желанию – декорирование рамки.

2

7

Работа по памяти на тему «Осень в парке».

2

8

Эскиз «Осень в парке» для росписи по стеклянной бутылке

2

Итого: 16 часов                                                

       

Поурочное планирование

2 четверть

Тема

Кол-во

часов

9

Роспись изделия (бутылки, графина) акриловыми красками

по стеклу и керамике на тему «Осень в парке».  

2

10

Работа с натуры. Натюрморт, состоящий из 2-3 предметов.

Рисунок, живопись.

2

11

Эскиз росписи «Фрукты» в круге.

2

12

Роспись тарелки на тему «Фрукты» акриловыми красками

по стеклу и керамике.  Декор контуром.

2

13

Эскиз росписи «Осенний букет» в круге.

2

14

Роспись тарелки или блюдца на тему  «Осенний букет»

акриловыми красками по стеклу и керамике.  Декор контуром.

 

2

15

Эскиз росписи стеклянного бокала или бутылки, подсвечника на тему «Новый год».

2

                                                                               Итого: 14 часов

Поурочное планирование

3 четверть

Тема

Кол-во

часов

16

Роспись стеклянного бокала или бутылки на тему «Новый

год» акриловыми красками по стеклу и керамике. Декор контуром.

2

17

Беседа о свойствах цвета. Цвет в произведениях

декоративно-прикладного  искусства.

2

18

Тематическая композиция. Иллюстрирование русской сказки.

2

19

Эскиз росписи на тему русской сказки для украшения

горшочка под комнатные растения.

2

20

Роспись горшочка на тему русской сказки акриловыми

красками по стеклу и керамике. Украшение контуром.

2

21

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна и его

выразительные возможности. Беседа.

2

22

Эскиз росписи в прямоугольнике на тему «Весенние

цветы».

2

23

Перенос эскиза росписи «Весенние цветы» на стекло,

обводка  рисунка контуром по стеклу и керамике.

2

24

Роспись витражными красками внутри контуров на стекле

на  тему «Весенние цветы». Декор рамки.

2

25

Беседа об искусстве. Выразительные свойства линии.

Ритм линий.

2

26

Выполнение линейных рисунков трав, травяных соцветий,

цветов, насекомых.

2

                                                                                   Итого: 22 часа  

Поурочное планирование

4 четверть

Тема

Кол-во

часов

27

Роспись стеклянной бутылки или баночки в графической

манере (рисунки трав, травяных соцветий, цветов, бабочек) тонкой кистью и контурами.

2

28

Композиция на тему «Праздничный город». Эскиз в круге.

2

29

Перенос эскиза «Праздничный город» на тарелку, блюдоо;

роспись тарелки акриловыми красками по стеклу и

керамике.

2

30

Украшение росписи «Праздничный город» контурами

по стеклу и керамике. Декор полей тарелки, блюда.

2

31

Самостоятельный эскиз на любую тему для росписи по стеклу и керамике для  изделия любой формы.

2

32

Перенос эскиза на изделие на свободную тему, при

необходимости – обводка контуром по стеклу и керамике.

2

33

Работа в цвете над изделием на свободную тему акриловыми красками по стеклу и керамике или витражными красками.

2

34

Просмотр работ за учебный год, выставка.

Итоговая беседа.

2

                                                                                                Итого: 16 часов

Список литературы

для учащихся и родителей:

  1. Вачьянц   А.М. «Введение в мировую художественную культуру», М.: Айрис Пресс, 2004.
  2. Гжель, Наглядно-дидактическое пособие, Мир в картинках, Мозаика-Синтез, 2004.
  3. Даниэль  С.М. «Искусство видеть», М., Амфора, 2006.
  4. Дорожин  Ю.Г. «Простые узоры и орнаменты». –  М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  5. Логунова  Т.  «Первые уроки дизайна», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  6. Сокольникова  Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», Титул, 2005.
  7. Сокольникова  Н.М. «Основы композиции», Титул, 2005.
  8. Фриман  Джулиан «История искусства», М.: АСТ, Астрель, 2003.
  9. Хохлома, Наглядно-дидактическое пособие, Мир в картинках, Мозаика-Синтез, 2004.

          для педагогов:

  1. Деревянко    А. «Вечное стекло», журнал «Крестьянка», февраль 2007.
  2. Дорожин  Ю.Г. «Простые узоры и орнаменты», Москва, Мозаика-Синтез, 2007.
  3. Крупенина  И. «За стеклом», журнал «Крестьянка», май 2007.
  4.  Куревина О.А., Лутцева  Е.А. «Прекрасное рядом», М., Баласс, 2005.
  5. Логунова  Т.  «Первые уроки дизайна», Москва, Мозаика-Синтез, 2005.
  6. Павлова  О.В. «Изобразительное искусство в начальной школе», Волгоград, Учитель, 2008.
  7. Свиридова О.В. «Изобразительное искусство», Волгоград,Учитель, 2007.
  8. Сокольникова  Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», Титул, 2005.
  9. Сокольникова  Н.М. «Основы композиции», Титул, 2005.
  10.  Шмелева  Т. «Властелин эмоций», журнал «Крестьянка», июнь 2006.
  11.  Шмелева  Т. «Лед и пламя», журнал «Крестьянка», май 2006.
  12.   Шмелева  Т. «Смешаем краски», журнал «Крестьянка», май 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года

Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры  в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.

Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10  лет. Срок реализации программы: 3 года....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года

Образовательная  программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная,  трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А учебного предмета «Родной язык (русский). 6 класс» Класс: 6 - А Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы - 2021 /2022 гг. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/н

Планирование составлено в соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв.приказомМинистерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с и...