Образовательная программа "Роспись по стеклу и керамике" для учащихся 1-4 классов 68 часов в год, 2 часа в неделю, срок реализации программы - 1 год
рабочая программа на тему
В программу "Роспись по стеклу и керамике" для учащихся начальной школы на 1 год обучения входят:
пояснительная записка;
учебно-тематический план;
содержание программы;
материалы и принадлежности;
методическое обеспечение;
поурочный план;
список литературы для учащихся и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
гимназия № 498
Невского района Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованию Педагогическим советом ГБОУ гимназии № 498
Протокол от________ №____. | «Утверждаю» Приказ от _____ № ___ Директор гимназии ___________ Н.В.Медведь |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ И КЕРАМИКЕ
для учащихся 1-4 классов
68 часов в год/2 часа в неделю
срок реализации программы – 1 год
воспитателя ГПД
Макаровской Ольги Александровны (ВКК)
Срок реализации программы 2014-2015 учебный год
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Роспись по стеклу и керамике» является модифицированной дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности.
Программа знакомит с современными изобразительными средствами, приобщает к миру дизайна, служит поддержкой при изучении изобразительного искусства и художественного труда.
Цель занятий:
Научить учащихся расписывать изделия из стекла и керамики акриловыми
красками « DECOLA», витражными красками «DECOLA», а также красками по стеклу и керамике других производителей; развить творческие
способности детей, художественный вкус.
Задачи:
1.обучающие:
- Обучить учащихся рисованию с натуры растительных форм, предметов
объемной формы; научить стилизовать их.
- Научить учащихся выполнять композиции по памяти и впечатлениям,
используя теоретические сведения, данные учителем.
- Познакомить с законами симметрии, ритма, цветовых отношений.
- Обучить учащихся приемам работы росписи по стеклу и керамике,
выполнять декоративные композиции в материале.
2. развивающие:
- Развить у детей эстетическое восприятие действительности,
художественный вкус и бережное отношение к природе.
- Развить творческие способности учащихся.
- Развить зрительную память, пространственные представления, творческое
воображение.
- Развить гармоничную личность.
3. воспитывающие:
- Воспитать у учащихся интерес и любовь к декоративно-прикладной работе
и на этой основе сформировать трудовые умения и навыки.
- Сформировать у детей интерес и любовь к изобразительному искусству.
- Воспитать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Отличительные особенности программы
Программа «Роспись по стеклу и керамике» знакомит учащихся 1-4 классов
с новыми изобразительными материалами – красками по стеклу и керамике, а
также с контурами по стеклу и керамике «DECOLA», с витражными
красками по стеклу «DECOLA». Происходит развитие творческих способностей способностей учащихся, формирование художественой культуры и вкуса как неотъемлемой части культуры духовной, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.
Методы обучения:
Словесный – беседа, рассказ, объяснение.
Наглядный – показ готовых работ, иллюстраций, таблиц, схем, наблюдение
Практический – выполнение практических заданий по темам программы.
Адресность: программа адресована учащимся 1-4 классов.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.
Условия набора: в коллектив принимаются дети по желанию, без ограничений, в ГПД.
Формы и режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа в неделю, всего в год –68 часов. Продолжительность академического часа – 45 минут. Наполняемость группы – 15 человек.
Формы обучения:
Традиционные занятия, работа в парах, группах, беседы, дискуссии.
Ожидаемый результат:
Научатся рисовать с натуры растительные формы, предметы
объемной формы, стилизовать их; выполнять композиции по памяти и впечатлениям, используя теоретические сведения; расписывать изделия из стекла и керамики; выполнять декоративные композиции в материале.
Познакомятся с законами симметрии, ритма, цветовых отношений.
Овладеют новыми изобразительными материалами – акриловыми красками, витражным лаком и контурами по стеклу и керамике «DECOLA», красками других производителей, например, «ГАММА».
Расширят кругозор, смогут воплощать творческие замыслы в декоративно-прикладной работе.
Разовьют зрительную память, пространственные представления, творческое воображение, творческие способности.
Сформируют интерес и любовь к декоративно-прикладной работе, трудовые умения и навыки.
Способы проверки и формы подведения итогов реализации программы:
Отзывы детей и родителей, наблюдение педагога, анализ готовых работ, выставки, конкурсы. В конце учебного года проводится выставка работ учащихся. Используются следующие формы подведения итогов реализации
программы: выставка, конкурс, фестиваль.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Беседы по технике безопасности | 2 | - | 2 |
2. | Работа с натуры | - | 4 | 4 |
3. | Работа по наблюдению, памяти, тематическая композиция | - | 24 | 24 |
4. | Декоративная работа. Роспись изделий. | - | 26 | 26 |
5. | Беседы об искусстве | 10 | - | 10 |
6. | Выставка. Итоговая беседа. | 2 | - | 2 |
Всего: | 14 | 54 | 68 |
Содержание программы
- Беседы по технике безопасности.
- знакомство с группой и режимом занятий;
- инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам техники безопасности в чрезвычайных ситуациях;
- правила поведения в школе (на уроке, на перемене), дома, в гостях, на улице, на экскурсии.
2. Работа с натуры.
Изображение растительных форм (живые и засушенные листья, цветы, ветки). Натюрморт, состоящий из 2-3 предметов. Выполнение линейных рисунков трав, травяных соцветий, цветов.
3. Работа по наблюдению, памяти, тематическая композиция.
Работа по памяти на тему «Осень в парке». Роспись стеклянного бокала или бутылки на тему «Новый год» акриловыми красками по стеклу и керамике. Роспись горшочка на тему русской сказки акриловыми красками по стеклу и керамике. Композиция на тему «Праздничный город». Эскиз в круге.
Самостоятельный эскиз на любую тему для росписи по стеклу и керамике на изделии любой формы.
- Декоративная работа. Роспись изделий.
Декоративная композиция из растительных элементов в прямоугольнике. Роспись изделия (бутылки, графина) акриловыми красками по стеклу и керамике на тему «Осень в парке». Роспись тарелки на тему «Фрукты» акриловыми красками по стеклу и керамике. Роспись тарелки или блюдца на тему: «Осенний букет» акриловыми красками по стеклу и керамике. Роспись стеклянного бокала или бутылки на тему «Новый год» акриловыми красками по стеклу и керамике.
Роспись горшочка на тему русской сказки акриловыми красками по стеклу и керамике. Роспись в прямоугольнике витражными красками внутри контуров на стекле на тему: «Весенние цветы». Роспись стеклянной бутылки или баночки в графической манере. Перенос эскиза «Праздничный город» на тарелку, блюдце; роспись тарелки акриловыми красками по стеклу и
керамике. Перенос эскиза на изделие на свободную тему, при необходимости – обводка контуром по стеклу и керамике. Работа в цвете над изделием на свободную тему акриловыми красками по стеклу и керамике или витражными красками.
5. Беседы об искусстве.
Беседа об искусстве и его видах. Декоративное искусство. Что мы будем делать на занятиях кружка. Принадлежности и материалы. Беседа о свойствах цвета. Цвет в произведениях декоративно-прикладного искусства. Беседа об искусстве. Выразительные свойства линии. Ритм линий.
6. Итоговая беседа
Просмотр работ за учебный год. Подведение итогов выставки.
Материалы и принадлежности
- Акриловые краски для росписи по стеклу и керамике, витражные краски, контуры для стекла и керамики («DECOLA», краски для декоративно-прикладного творчества, завод художественных красок «Невская палитра»), глянцевые акриловые художественные краски «DECOLA» для декорирования деревянных и пластиковых рамок, краски на водной основе ОАО «Гамма» для стекла и керамики (у «DECOLA» контур более тонкий и краска подается аккуратнее в отличие от «Гаммы») и краски других производителей.
- Изделия для росписи из стекла и керамики (деревянные , пластиковые рамки со стеклом для фото 10x15 или больше, керамические или стеклянные тарелки, блюдца, керамические или стеклянные вазы, графины, бутылки, банки, подсвечники красивой, необычной формы).
- Тонкие фломастеры для переноса эскиза на стекло или керамику.
- Простой карандаш HB или ТМ, стирательная резинка.
- Кисти беличьи или колонковые №1-2, №3-4, №5-6.
- Акварель или гуашь для эскизов.
- Папка для рисования, черчения ФА4.
- Палитра (пластиковая одноразовая, например, крышка от сметаны, майонеза и т.д.)
- Скотч шириной 1-1,5 см для крепежа стекла (крепить скотч крест-накрест маленькими кусочками, чтобы эскиз оставался неподвижным под стеклом), канцелярские ножницы.
- Тряпочка для кистей и пальцев (кисть должна быть сухой перед набором краски).
- Трафареты цветов, растений, животных, птиц, бабочек, всевозможных других изображений (трафареты пластиковые, бумажные, пластмассовые).
- Непроливашка.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
художественно-эстетической направленности
«Роспись по стеклу и керамике»
для учащихся младшего школьного возраста на 1 год обучения
№ | Раздел программы или темы | Формы занятий | Приемы и методы организации учебно- воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Теоретические занятия | Беседы, дискуссии. | Приемы: устное изложение, беседа, диалог, урок вопросов и ответов, работа с изобразительными материалами, творческие работы. Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, фронтальный, индивидуально-фронтальный. | Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, шкафы. Дидактический материал: репродукции картин, схемы орнаментов, композиционные схемы, примеры выполнения декоративных композиций в декоративно-прикладном искусстве. ЭОР: Электронное учебное издание «Изобразительное искусство». 1-4 класс, изд-во «Дрофа», 2011-14 гг. Электронные приложения к линии учебно-методических комплексов по изобразительному искусству для 1-4 классов В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной (РИТМ). | Выставка, конкурс |
2. | Практические занятия | Традиционные занятия, работа в парах, группах, беседы, дискуссии. | Приемы: беседа, показ педагогом, работа по образцу и самостоятельная творческая работа учащихся, творческие домашние задания, викторины, кроссворды, сообщения учащихся, работа с литературой. Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, фронтальный, репродуктивный, групповой. | Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, шкафы. Дидактический материал: репродукции картин, схемы орнаментов, композиционные схемы, фотоматериалы, примеры выполнения декоративных композиций в декоративно-прикладном искусстве. ЭОР: Электронное учебное издание «Изобразительное искусство». 1-4 класс, изд-во «Дрофа», 2011-14 гг. Электронные приложения к линии учебно-методических комплексов по изобразительному искусству для 1-4 классов В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной (РИТМ). Компьютер, мультимедийный проектор, доска для показа электронных приложений и изданий. | Выставка, конкурс |
Поурочное планирование
1 четверть
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Беседа. Результаты выставок и конкурсов 2013/14 у. г. и творческие планы Гимназии на 2014/15 у.г. Беседы по технике безопасности. | 1 1 |
2 | Беседа об искусстве и его видах. Декоративное искусство. Что мы будем делать на занятиях кружка. Принадлежности и материалы. | 2 |
3 | Работа с натуры. Изображение растительных форм (живые и засушенные листья, цветы, ветки). Рисунок, живопись. | 2 |
4 | Декоративная композиция из растительных элементов в прямоугольнике. Эскиз. | 2 |
5 | Перенос предварительно подготовленной композиции на стекло, обводка контуром. | 2 |
6 | Роспись витражными красками внутри контуров декоративной композиции. По желанию – декорирование рамки. | 2 |
7 | Работа по памяти на тему «Осень в парке». | 2 |
8 | Эскиз «Осень в парке» для росписи по стеклянной бутылке | 2 |
Итого: 16 часов
Поурочное планирование
2 четверть
№ | Тема | Кол-во часов |
9 | Роспись изделия (бутылки, графина) акриловыми красками по стеклу и керамике на тему «Осень в парке». | 2 |
10 | Работа с натуры. Натюрморт, состоящий из 2-3 предметов. Рисунок, живопись. | 2 |
11 | Эскиз росписи «Фрукты» в круге. | 2 |
12 | Роспись тарелки на тему «Фрукты» акриловыми красками по стеклу и керамике. Декор контуром. | 2 |
13 | Эскиз росписи «Осенний букет» в круге. | 2 |
14 | Роспись тарелки или блюдца на тему «Осенний букет» акриловыми красками по стеклу и керамике. Декор контуром.
| 2 |
15 | Эскиз росписи стеклянного бокала или бутылки, подсвечника на тему «Новый год». | 2 |
Итого: 14 часов
Поурочное планирование
3 четверть
№ | Тема | Кол-во часов |
16 | Роспись стеклянного бокала или бутылки на тему «Новый год» акриловыми красками по стеклу и керамике. Декор контуром. | 2 |
17 | Беседа о свойствах цвета. Цвет в произведениях декоративно-прикладного искусства. | 2 |
18 | Тематическая композиция. Иллюстрирование русской сказки. | 2 |
19 | Эскиз росписи на тему русской сказки для украшения горшочка под комнатные растения. | 2 |
20 | Роспись горшочка на тему русской сказки акриловыми красками по стеклу и керамике. Украшение контуром. | 2 |
21 | Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна и его выразительные возможности. Беседа. | 2 |
22 | Эскиз росписи в прямоугольнике на тему «Весенние цветы». | 2 |
23 | Перенос эскиза росписи «Весенние цветы» на стекло, обводка рисунка контуром по стеклу и керамике. | 2 |
24 | Роспись витражными красками внутри контуров на стекле на тему «Весенние цветы». Декор рамки. | 2 |
25 | Беседа об искусстве. Выразительные свойства линии. Ритм линий. | 2 |
26 | Выполнение линейных рисунков трав, травяных соцветий, цветов, насекомых. | 2 |
Итого: 22 часа
Поурочное планирование
4 четверть
№ | Тема | Кол-во часов |
27 | Роспись стеклянной бутылки или баночки в графической манере (рисунки трав, травяных соцветий, цветов, бабочек) тонкой кистью и контурами. | 2 |
28 | Композиция на тему «Праздничный город». Эскиз в круге. | 2 |
29 | Перенос эскиза «Праздничный город» на тарелку, блюдоо; роспись тарелки акриловыми красками по стеклу и керамике. | 2 |
30 | Украшение росписи «Праздничный город» контурами по стеклу и керамике. Декор полей тарелки, блюда. | 2 |
31 | Самостоятельный эскиз на любую тему для росписи по стеклу и керамике для изделия любой формы. | 2 |
32 | Перенос эскиза на изделие на свободную тему, при необходимости – обводка контуром по стеклу и керамике. | 2 |
33 | Работа в цвете над изделием на свободную тему акриловыми красками по стеклу и керамике или витражными красками. | 2 |
34 | Просмотр работ за учебный год, выставка. Итоговая беседа. | 2 |
Итого: 16 часов
Список литературы
для учащихся и родителей:
- Вачьянц А.М. «Введение в мировую художественную культуру», М.: Айрис Пресс, 2004.
- Гжель, Наглядно-дидактическое пособие, Мир в картинках, Мозаика-Синтез, 2004.
- Даниэль С.М. «Искусство видеть», М., Амфора, 2006.
- Дорожин Ю.Г. «Простые узоры и орнаменты». – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Логунова Т. «Первые уроки дизайна», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», Титул, 2005.
- Сокольникова Н.М. «Основы композиции», Титул, 2005.
- Фриман Джулиан «История искусства», М.: АСТ, Астрель, 2003.
- Хохлома, Наглядно-дидактическое пособие, Мир в картинках, Мозаика-Синтез, 2004.
для педагогов:
- Деревянко А. «Вечное стекло», журнал «Крестьянка», февраль 2007.
- Дорожин Ю.Г. «Простые узоры и орнаменты», Москва, Мозаика-Синтез, 2007.
- Крупенина И. «За стеклом», журнал «Крестьянка», май 2007.
- Куревина О.А., Лутцева Е.А. «Прекрасное рядом», М., Баласс, 2005.
- Логунова Т. «Первые уроки дизайна», Москва, Мозаика-Синтез, 2005.
- Павлова О.В. «Изобразительное искусство в начальной школе», Волгоград, Учитель, 2008.
- Свиридова О.В. «Изобразительное искусство», Волгоград,Учитель, 2007.
- Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», Титул, 2005.
- Сокольникова Н.М. «Основы композиции», Титул, 2005.
- Шмелева Т. «Властелин эмоций», журнал «Крестьянка», июнь 2006.
- Шмелева Т. «Лед и пламя», журнал «Крестьянка», май 2006.
- Шмелева Т. «Смешаем краски», журнал «Крестьянка», май 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года
Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.
Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года
Образовательная программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная, трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год
Рабочая программа учебного курса «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности по футболу Для детей 7- 14 лет. Срок реализации программы- 6 лет.
физкультура и спорт...
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А учебного предмета «Родной язык (русский). 6 класс» Класс: 6 - А Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы - 2021 /2022 гг. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/н
Планирование составлено в соответствии сФедеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв.приказомМинистерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с и...