Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А учебного предмета «Родной язык (русский). 6 класс» Класс: 6 - А Уровень образования: основное общее образование Срок реализации программы - 2021 /2022 гг. Количество часов по учебному плану: всего – 34 ч/год; 1ч/н
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Сеитмамбетова Ление Аблязовна

Планирование составлено в соответствии с

  1. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв.приказомМинистерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);

2. Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9  классов  / под редакцией Используемый учебник: Русский родной язык.7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2021.

3. Основной образовательной программой среднего общего образования (ФГОС СОО)

МОУ «Школа-гимназия №6» г.Джанкоя Республики Крым;  

  1. Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, программ элективных курсов, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования.

 

 

Используемый учебник Учебник для общеобразовательных организаций/ Русский родной язык. 6 класс: О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2021.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_rodnoy_yazyk.docx51.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

города Джанкоя Республики Крым «Школа-гимназия «№6»

РАССМОТРЕНА

на заседании МО                               учителей русского языка и литературы МОУ «Школа-гимназия №6» г. Джанкоя Руководитель МО

                           Кобыш С.И.

(протокол №1 от 24.08.2021)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР МОУ «Школа-гимназия №6»  г. Джанкоя

                         /Жадан О.С./

УТВЕРЖДЕНА

приказом МОУ                         «Школа-гимназия №6»  

г. Джанкоя

от 31.08.2021 № 252

Р А Б О Ч А Я  П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «Родной язык (русский). 6 класс»

     Класс: 6 - А  

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы - 2021 /2022 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 34 ч/год; 1ч/неделю

Рабочую программу составила Сеитмамбетова Ление Аблязовна, учитель русского языка и литературы.

2021 г.

Планирование составлено в соответствии с

  1. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв.приказомМинистерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);

2. Примерной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9  классов  / под редакцией Используемый учебник: Русский родной язык.7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2021.

3. Основной образовательной программой среднего общего образования (ФГОС СОО)

МОУ «Школа-гимназия №6» г.Джанкоя Республики Крым;  

  1. Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, программ элективных курсов, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Используемый учебник Учебник для общеобразовательных организаций/ Русский родной язык. 6 класс: О.М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2021.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский) »

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

•        установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

•        побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

•        привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

•        использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

•        применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  

•        инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

6  КЛАСС (34 часа)

Язык и культура (11 ч)

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы, их национально- культурное своеобразие. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Иноязычные лексические заимствования какрезультатвзаимодействия национальныхкультур.Лексика,заимствованнаярусскимязыкомизязыков народов России и мира. Заимствования из славянских инеславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычнойлексики(общее представление). Роль заимствованной лексики в современномрусскомязыке. Пополнение словарного        состава русского языка новойлексикой.

Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т. п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т. п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).

Культура речи (11 ч)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Произносительные различия в русском языкеобусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме родительного падежа множественного числа существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени мужского рода; ударение в формах глаголов II спряжения на -ить; глаголы звонИть, включИтьи др. Варианты ударения внутри нормы: бАловать – баловАть, обеспЕчение – обеспечЕние.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.    

Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; именительный  падеж  множественного  числа  существительных  на-а/-я    и-ы/-и (директора, договоры); родительный падеж множественного числа существительных мужского и среднего рода с нулевым окончанием и окончанием -ов(баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); родительный падеж множественного числа существительных женского рода на -ня(басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); творительный падеж множественного числа существительных3-госклонения;родительныйпадежединственногочисласуществительных мужского рода (стакан чая – стакан чаю); склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имён существительных в соответствии с типом склонения(в санаторий– не «санаторию», стукнуть туфлей– не«туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду одушевлённости-неодушевлённости (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандариновё; профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имён прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имён существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет. Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий «этика» –«этикет» – «мораль»; «этические нормы» – «этикетные нормы» – «этикетные формы». Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности.Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Текст как единица языка и речи.Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

Функциональные разновидности языка.

Разговорная речь. Рассказ о событии, бывальщина.

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ- анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6– А КЛАСС

№/п

Наименование разделов и тем

 Учебные часы

Формы контроля

Р.р.

Контр. работ.

1.

Язык и культура

11

1

2.

Культура речи

11

1

3.

Речь. Речевая деятельность. Текст.

12

1

1

Всего:

34

2

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

6  КЛАСС

п/п

План

Факт

Тема

Кол.часов

Примеча

ние

Раздел. Язык и культура

1.

03.09

Из истории русского литературного языка

1

2.

10.09

Национально-культурное своеобразие диалектизмов

1

3.

17.09

Диалекты как часть народной культуры

1

4.

24.09

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур

1

5.

01.10

Особенности освоения иноязычной лексики

1

6.

08.10

Современные неологизмы

1

7.

15.10

Отражение во фразеологии историии культуры народа

1

8.

22.10

Отражение во фразеологии обычаев, истории, быта, культуры народа

1

9.

29.10

Современные фразеологизмы

1

10.

12.11

Повторение по теме «Язык и культура»

1

11.

19.11

Контрольная работа № 1 по теме «Язык и культура»

1

Раздел. Культура речи

12

26.11

Стилистические особенности произношения и ударения

1

13.

03.12

Нормы произношения отдельных грамматических  форм

1

14.

10.12

Синонимы и точность речи

1

15.

17.12

Антонимы и точность речи

1

16.

24.12

Лексические омонимы и точность речи

1

17.

21.01

Особенности склонения имён собственных

1

18.

28.01

Нормы употребления имён существительных

1

19.

04.02

Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений

1

20.

11.02

Речевой этикет

1

21.

18.02

Р.Р. № 1. Практическое занятие «Орфоэпические и лексические нормы русского языка»

1

22

25.02

Проверочная работа по теме «Орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского языка»

1

Раздел. Речь. Текст.

23.

04.03

Эффективные приёмы чтения

1

24.

11.03

Этапы работы с текстом

1

25.

12.03

Тематическое единство текста

1

26.

01.04

Тексты описательного типа

1

27

08.04

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина

1

28

15.04

Научный стиль. Словарная статья

1

29

22.04

Научное сообщение. Устный ответ

1

30

29.04

Р.р. № 2. Построение монологического высказывания на заданную тему

1

31.

06.05

Виды ответов

1

32.

13.05

Повторение по теме «Речь. Речевая деятельность. Текст»

1

33

20.05

Итоговая контрольная  работа № 2 по теме «Речь. Речевая деятельность. Текст»

1

34

27.05

Обобщающий урок. Подведение итогов.

1

Лист регистрации изменений к рабочей программе

учебного предмета «Родной язык (русский) 6класс»

учителя Сеитмамбетовой Ление Аблязовны

класс

Название раздела, темы урока

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведе

ния   по плану

Дата проведе

ния  по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Родной язык(русский)» в 8 классе

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Родной  язык(русский)» в 8 классе   для обучающихся с ЗПР...

Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский)"

Рабочая программа «Родной язык (русский)» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, входит в образовательную область &laqu...

Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 9 класса

Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом р...

Рабочая программа по учебному предмету "Родной язык (русский), 8-9 классы"

Рабочая программа по учебному предмету "Родной русский язык, 8-9 классы". Структура программы: планируемые результаты, содержание, тематическое планирование...

Рабочая учебная программа учебного предмета «Родной язык (русский)» (базовый уровень) 11 класс

Рабочая учебная программа учебного предмета «Родной язык (русский)» (базовый уровень) для учащихся 11а класса разработана на основе программы, утвержденной Министерством образования и наук...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания — построения и анализа разнообра...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Родной язык (русский)» ФГОС (уровень основного общего образования)

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по учебному предмету «Родной язык (русский)» ФГОС (уровень основного общего образования) 8А, 8Б, 8Д класс Базовый уровень...