11. Творчество как духовная активность личности.
опыты и эксперименты по теме

                                                       Творческая деятельность человека проявляется как духовная потребность в преобразовании окружающего мира по критериям красоты. В этом был замысел Творца мира. И он обеспечил каждого человека духовными задатками для  участия в сотворчестве. Это в идеале. Но в реальности – не все способны жить и творить по духовным заповедям Бога. Поэтому, как добро и зло борются в этом мире за  сердце человека, так и красота и безобразное стремятся овладеть его эстетическим восприятием мира и критериями творчества в культуре. 

                                                       Каждый человек творит свою окружающую среду  то по своему усмотрению и эстетическому вкусу, а иногда – просто следуя требованиям времени. Надо не забывать, что зло часто является в красивой обертке. Хотя людям с искаженным эстетическим вкусом оно заведомо предстает в своем отвратительном естестве.

 

                                                      «Всё духовное в человеке – от Бога.  И только культура – продукт творчества человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11._tvorch_.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Что есть красота?
                             
                                                                             
«Все сотворил Он прекрасным в  свое время».
                                                                                                                                         Екклесиаст 3:11.           

                                                 
«А если так, то, что есть красота? 
                                                 И почему ее обожествляют люди?
                                                 Сосуд она, в котором пустота,
                                                 Или огонь, мерцающий в сосуде?».   
Н. Заболоцкий.


          
       КРАСОТА –  всё то, что вызывает в человеке духовную радость и удовольствие от созерцания и слушания.  Потребность любоваться красотой дарована только человеку.


                 Созерцая окружающий мир, мудрецы человечества определили
критерии красоты, по которым этот мир устроен:

                   -  Целесообразность – соответствие формы содержанию, назначению.


                   -  
Пропорция – соотношение между собой частей целого.


                   -  
Гармония – слаженность, согласованность между собой предметов и   явлений.

 
                   -  
Ритм – повторяемость одинаковых элементов через равные промежутки времени и    

              пространства.


                   -  
Мера – целостность, совершенство: «ни прибавить, ни убавить».

ЗСТЕТИКА – это философское учение о восприятии и переживании красоты человеком, о выявлении законов творчества в культуре. Критерии красоты человек стремится воплотить в своей жизни, в творчестве.


                  ТВОРЧЕСТВО
 –  преобразовательная и созидательная деятельность человека, создающего качественно новые материальные и духовные ценности. 
 
                  Стремление к творчеству – это врожденная потребность человека, поэтому каждый может стать творцом своей жизни. Творчество начинается с удивления и восхищения красотой окружающего мира.  Первозданная природа – абсолютное воплощение  красоты.  Она вдохновляет человека на творчество, развивает эстетический вкус человека. Но отыскать такую природу становится все сложнее. Урбанизация совершенствует интеллект, но притупляет эстетическое чувство человека. В этой ситуации огромная роль принадлежит искусству.

НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО  проявляется в создании уникальных предметов, имеющих утилитарное и художественное значение.  Оно включает все виды непрофессионального  искусства:  зодчество,  украшение интерьера,  художественные промыслы,  фольклор,  иконопись, живопись.  Профессиональное искусство выросло из исконной потребности человека окружать свой быт красотой.

                  
ДИЗАЙН (англ.- проект) – профессиональное творчество, художественное конструирование предметов массового производства, проектирование и оформление промышленных, общественных и жилых интерьеров, формирование целостной среды обитания человека. Дизайн тоже уходит корнями в народное творчество.

                  
Задача дизайнера – соединить в творчестве требования  красоты и пользы.

                 
Польза – это удобство использования,  надежностьэкономичность предмета.
         

                  Красота предмета выражается в следующем:  
                                  - Целесообразность формы
: форма предмета соответствует его    

                                                                                    назначению.
                                  -
Выраженность природных свойств материала:

                                              подделка прозрачной  пластмассы под хрусталь – плохой вкус. 
                                  -
Эмоциональность цвета
                                  -
Декоративные элементы  (декор, - фр. – украшение). 
                                  -
Целостность образа:  «ни добавить, ни убавить»,

                                                                           «глаз не оторвать». 

                  
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС –  развитая духовная способность личности воспринимать и оценивать красоту в окружающем мире, и претворять ее в культуре.                  

Развитый эстетический вкус человека проявляется:
                                                 - В потребности любоваться красотой мира.
                                                 - В бережном отношении к красоте природы.

                            - В свободе эстетических проявлений, оценок и пристрастий.
                                                 - В активном созидании красоты в жизни.


                 
Творить свою жизнь по законам красоты – значит стремиться:
                                                                      • Созидать себя красивым человеком.
                                                                      • Строить красивые отношения с людьми.
                                                                      • Окружить свой быт красотой.
                                                                      • Красиво работать (высокий профессионализм). 
                                                                      • Красиво отдыхать.

                 
Что делает человека красивым?

      = Обаяние – «свет души», нравственность.
                    = Здоровье.
                                  = Осанка, походка, движения.
                                                = Внешние природные данные.
                                                            = Эстетический вкус в одежде, прическе, косметике.
                                                                           = Аккуратность, чистота.
                                                                                          = Культура поведения: воспитанность,  ясная,  выразительная речь, приятные манеры, соблюдение правил "хорошего тона".
                 
 Духовность личности предполагает слияние нравственности и красоты.       
                                                   
                                        
«Этика это эстетика будущего».    М.Горький.

Искусство   как   высшая   форма   творчества.

                                                                                      «Искусство – язык для передачи высших духовных

                                                        ценностей,  мост между душами людей».      И. Глазунов.

                  Существует два способа воспроизведения и объяснения  жизни  человеком:
средствами науки и через художественные образы искусства.

ИСКУССТВО –  способ эстетического освоения мира и воспроизведения его в художественных образах. 
       

                   ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ  ОБРАЗ –  образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника, и выраженный им в слове, звуках, красках, в различных материалах и формах. Художественный образ любого вида искусства  воздействует одновременно и на интеллект человека, и на его эмоции и чувства. 


                 
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ – это мера эстетической ценности произведения искусства.

                                              «Задача искусства – приносить пользу, услаждая».   Гораций.


              
                  Художник выражает своё видение мира и личное отношение к происходящему в жизни, поэтому одно и то же явление разные художники отражают по-разному.  Любое произведение искусства -  уникальное, неповторимое творение художника. Этим и интересно искусство.  

                  Многообразие мира художники отображают разными способами и методами. 
Так возникли разные виды искусства:

     • МУЗЫКА – искусство звука.


     • ТЕАТР – искусство игры актера.


     • ЛИТЕРАТУРА – искусство слова.


     • АРХИТЕКТУРА – искусство формирования пространства.


     • СКУЛЬПТУРА – искусство создания объемных форм.


     • ГРАФИКА – искусство рисования.


     • ЖИВОПИСЬ – искусство цвета.


     • КИНО –  искусство съемки художественных и реальных событий.


     • ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ – искусство украшения.
                                                  

                                       «Искусство – эстетическая школа нравственности».   А. Герцен.


                  Вышеизложенный текст – не искусствоведческий, это  попытка объяснить в продуманной системе свое понимание терминов, связанных с развитием эстетической культуры личности. Но если вдуматься, это опорный план для самообразования в этом направлении. Совсем не обязательно для человека знать теорию искусства. Главное – осмыслить ориентиры в эстетическом  постижении мира и понимать, что можно ожидать от каждого вида искусства. Есть личности, которые всю жизнь ходят в музей к одной и той же любимой картине, и получают мощную духовную подпитку. У всех свои пути.

 Мне сейчас не очень нравится ходить по музеям с экскурсоводом. Для меня искусство уже не возможность получения информации, а школа сопереживания.  Искусство это огромный мир, в котором можно получить всю гамму духовных переживаний: некоторым людям не хватает их  в жизни, а у кого-то  они сплошь негативные. В искусстве можно обрести гармонию чувствования.

                  ПЕРЕЖИВАНИЕ – это духовное состояние, которое выражается в наличии сильных ощущений, впечатлений от различных явлений, событий и предметов окружающего мира. Это не всегда позитивные переживания. Любые переживания обогащают и украшают жизнь человека, оживляют общение между людьми.  Разумеется, если в человеке развито чувство меры в проявлении переживаний.


                  Искусство совершенствует потребность и способность человека к переживанию. Искусство - духовная лечебница, если оно богодухновенно.  Иногда его создают творцы, чей дух наполнен  ненавистью,  пренебрежением к человеку,  коварством,   стремлением к разрушению и самоутверждению.  Но это уже  та сфера,  где сам человек делает выбор:  что смотреть, слушать, читать.  

                   Считаю правильным - помочь ученикам (а родители - своим детям) обозначить ориентиры духовной жизни. А уж творить ее по критериям нравственности и красоты они должны сами,  исходя из духовных задатков, дарованных человеку свыше.  

                   
АБСОЛЮТНЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ человечества прорастают из тех семян «образа и подобия Божьего», которое заложено в духовную сущность человека от рождения:                   БОГ,   МУДРОСТЬ,   ЛЮБОВЬ,   ИСТИНА,   КРАСОТА,   ТВОРЧЕСТВО,    СВОБОДА ВЫБОРА.

                  
Высшая ценность на земле – это развитая духовная личность.  Такие личности создают то, что определяется высоким понятием «культура».  

                   КУЛЬТУРА
 – все то, что создано человечеством для улучшения качества жизни.
                 

                   Кто-то мудрый сказал очень просто и понятно: «Культура это все, что не природа». Короче и точнее о соотношении Божественного и человеческого творения и не скажешь.

                                                       

                   Итак, духовная жизнь человека должна проявляться в «окультуривании» себя и окружающего мира. Но еще в 19 веке поэт Ф. И. Тютчев сокрушался:
                                  «Не плоть, но дух растлился в наши дни.
                                    И человек отчаянно тоскует».

                  Наверное, мало человеку только окультуривать себя. Человек рождается не для того, чтобы отчаянно тосковать. Он хочет быть счастливым! И может быть счастливым! Таков был замысел Творца...

«Человек – кузнец своего Несчастья. Счастье же обретается в послушании Богу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Проблема использования народного творчества для духовного и творческого развития личности»

В единый проект интегрируются знания, умения и навыки, получаемые школьниками на уроках истории, литературы,  изобразительного искусства, трудового обучения...

Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...

Игровая деятельность как способ развития активной личности.

Игра, как известно, является своебразным общим языком для всех ребят, но одновременно она является и инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сдел...

Региональный компонент по литературе как средство формирования духовно – нравственной личности на примере творчества В. Потанина

Герои Потанина пришли в его рассказы и повести из той жизни, которой живет сам писатель. В своих произведениях он рассказывает историю одной человеческой души.  Любовь и ...

Духовное становление личности-основа гражданского воспитания (концепция развития личности)

Описание: Об особой роли школы в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой, бережно относящейся к традициям своей семьи, ...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики

В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...