11. Творчество как духовная активность личности.
опыты и эксперименты по теме
Творческая деятельность человека проявляется как духовная потребность в преобразовании окружающего мира по критериям красоты. В этом был замысел Творца мира. И он обеспечил каждого человека духовными задатками для участия в сотворчестве. Это в идеале. Но в реальности – не все способны жить и творить по духовным заповедям Бога. Поэтому, как добро и зло борются в этом мире за сердце человека, так и красота и безобразное стремятся овладеть его эстетическим восприятием мира и критериями творчества в культуре.
Каждый человек творит свою окружающую среду то по своему усмотрению и эстетическому вкусу, а иногда – просто следуя требованиям времени. Надо не забывать, что зло часто является в красивой обертке. Хотя людям с искаженным эстетическим вкусом оно заведомо предстает в своем отвратительном естестве.
«Всё духовное в человеке – от Бога. И только культура – продукт творчества человека».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11._tvorch_.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Что есть красота?
«Все сотворил Он прекрасным в свое время».
Екклесиаст 3:11.
«А если так, то, что есть красота?
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?». Н. Заболоцкий.
КРАСОТА – всё то, что вызывает в человеке духовную радость и удовольствие от созерцания и слушания. Потребность любоваться красотой дарована только человеку.
Созерцая окружающий мир, мудрецы человечества определили критерии красоты, по которым этот мир устроен:
- Целесообразность – соответствие формы содержанию, назначению.
- Пропорция – соотношение между собой частей целого.
- Гармония – слаженность, согласованность между собой предметов и явлений.
- Ритм – повторяемость одинаковых элементов через равные промежутки времени и
пространства.
- Мера – целостность, совершенство: «ни прибавить, ни убавить».
ЗСТЕТИКА – это философское учение о восприятии и переживании красоты человеком, о выявлении законов творчества в культуре. Критерии красоты человек стремится воплотить в своей жизни, в творчестве.
ТВОРЧЕСТВО – преобразовательная и созидательная деятельность человека, создающего качественно новые материальные и духовные ценности.
Стремление к творчеству – это врожденная потребность человека, поэтому каждый может стать творцом своей жизни. Творчество начинается с удивления и восхищения красотой окружающего мира. Первозданная природа – абсолютное воплощение красоты. Она вдохновляет человека на творчество, развивает эстетический вкус человека. Но отыскать такую природу становится все сложнее. Урбанизация совершенствует интеллект, но притупляет эстетическое чувство человека. В этой ситуации огромная роль принадлежит искусству.
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО проявляется в создании уникальных предметов, имеющих утилитарное и художественное значение. Оно включает все виды непрофессионального искусства: зодчество, украшение интерьера, художественные промыслы, фольклор, иконопись, живопись. Профессиональное искусство выросло из исконной потребности человека окружать свой быт красотой.
ДИЗАЙН (англ.- проект) – профессиональное творчество, художественное конструирование предметов массового производства, проектирование и оформление промышленных, общественных и жилых интерьеров, формирование целостной среды обитания человека. Дизайн тоже уходит корнями в народное творчество.
Задача дизайнера – соединить в творчестве требования красоты и пользы.
Польза – это удобство использования, надежность, экономичность предмета.
Красота предмета выражается в следующем:
- Целесообразность формы: форма предмета соответствует его
назначению.
- Выраженность природных свойств материала:
подделка прозрачной пластмассы под хрусталь – плохой вкус.
- Эмоциональность цвета.
- Декоративные элементы (декор, - фр. – украшение).
- Целостность образа: «ни добавить, ни убавить»,
«глаз не оторвать».
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС – развитая духовная способность личности воспринимать и оценивать красоту в окружающем мире, и претворять ее в культуре.
Развитый эстетический вкус человека проявляется:
- В потребности любоваться красотой мира.
- В бережном отношении к красоте природы.
- В свободе эстетических проявлений, оценок и пристрастий.
- В активном созидании красоты в жизни.
Творить свою жизнь по законам красоты – значит стремиться:
• Созидать себя красивым человеком.
• Строить красивые отношения с людьми.
• Окружить свой быт красотой.
• Красиво работать (высокий профессионализм).
• Красиво отдыхать.
Что делает человека красивым?
= Обаяние – «свет души», нравственность.
= Здоровье.
= Осанка, походка, движения.
= Внешние природные данные.
= Эстетический вкус в одежде, прическе, косметике.
= Аккуратность, чистота.
= Культура поведения: воспитанность, ясная, выразительная речь, приятные манеры, соблюдение правил "хорошего тона".
Духовность личности предполагает слияние нравственности и красоты.
«Этика это эстетика будущего». М.Горький.
Искусство как высшая форма творчества.
«Искусство – язык для передачи высших духовных
ценностей, мост между душами людей». И. Глазунов.
Существует два способа воспроизведения и объяснения жизни человеком:
средствами науки и через художественные образы искусства.
ИСКУССТВО – способ эстетического освоения мира и воспроизведения его в художественных образах.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ – образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника, и выраженный им в слове, звуках, красках, в различных материалах и формах. Художественный образ любого вида искусства воздействует одновременно и на интеллект человека, и на его эмоции и чувства.
ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ – это мера эстетической ценности произведения искусства.
«Задача искусства – приносить пользу, услаждая». Гораций.
Художник выражает своё видение мира и личное отношение к происходящему в жизни, поэтому одно и то же явление разные художники отражают по-разному. Любое произведение искусства - уникальное, неповторимое творение художника. Этим и интересно искусство.
Многообразие мира художники отображают разными способами и методами.
Так возникли разные виды искусства:
• МУЗЫКА – искусство звука.
• ТЕАТР – искусство игры актера.
• ЛИТЕРАТУРА – искусство слова.
• АРХИТЕКТУРА – искусство формирования пространства.
• СКУЛЬПТУРА – искусство создания объемных форм.
• ГРАФИКА – искусство рисования.
• ЖИВОПИСЬ – искусство цвета.
• КИНО – искусство съемки художественных и реальных событий.
• ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ – искусство украшения.
«Искусство – эстетическая школа нравственности». А. Герцен.
Вышеизложенный текст – не искусствоведческий, это попытка объяснить в продуманной системе свое понимание терминов, связанных с развитием эстетической культуры личности. Но если вдуматься, это опорный план для самообразования в этом направлении. Совсем не обязательно для человека знать теорию искусства. Главное – осмыслить ориентиры в эстетическом постижении мира и понимать, что можно ожидать от каждого вида искусства. Есть личности, которые всю жизнь ходят в музей к одной и той же любимой картине, и получают мощную духовную подпитку. У всех свои пути.
Мне сейчас не очень нравится ходить по музеям с экскурсоводом. Для меня искусство уже не возможность получения информации, а школа сопереживания. Искусство это огромный мир, в котором можно получить всю гамму духовных переживаний: некоторым людям не хватает их в жизни, а у кого-то они сплошь негативные. В искусстве можно обрести гармонию чувствования.
ПЕРЕЖИВАНИЕ – это духовное состояние, которое выражается в наличии сильных ощущений, впечатлений от различных явлений, событий и предметов окружающего мира. Это не всегда позитивные переживания. Любые переживания обогащают и украшают жизнь человека, оживляют общение между людьми. Разумеется, если в человеке развито чувство меры в проявлении переживаний.
Искусство совершенствует потребность и способность человека к переживанию. Искусство - духовная лечебница, если оно богодухновенно. Иногда его создают творцы, чей дух наполнен ненавистью, пренебрежением к человеку, коварством, стремлением к разрушению и самоутверждению. Но это уже та сфера, где сам человек делает выбор: что смотреть, слушать, читать.
Считаю правильным - помочь ученикам (а родители - своим детям) обозначить ориентиры духовной жизни. А уж творить ее по критериям нравственности и красоты они должны сами, исходя из духовных задатков, дарованных человеку свыше.
АБСОЛЮТНЫЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ человечества прорастают из тех семян «образа и подобия Божьего», которое заложено в духовную сущность человека от рождения: БОГ, МУДРОСТЬ, ЛЮБОВЬ, ИСТИНА, КРАСОТА, ТВОРЧЕСТВО, СВОБОДА ВЫБОРА.
Высшая ценность на земле – это развитая духовная личность. Такие личности создают то, что определяется высоким понятием «культура».
КУЛЬТУРА – все то, что создано человечеством для улучшения качества жизни.
Кто-то мудрый сказал очень просто и понятно: «Культура это все, что не природа». Короче и точнее о соотношении Божественного и человеческого творения и не скажешь.
Итак, духовная жизнь человека должна проявляться в «окультуривании» себя и окружающего мира. Но еще в 19 веке поэт Ф. И. Тютчев сокрушался:
«Не плоть, но дух растлился в наши дни.
И человек отчаянно тоскует».
Наверное, мало человеку только окультуривать себя. Человек рождается не для того, чтобы отчаянно тосковать. Он хочет быть счастливым! И может быть счастливым! Таков был замысел Творца...
«Человек – кузнец своего Несчастья. Счастье же обретается в послушании Богу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Проблема использования народного творчества для духовного и творческого развития личности»
В единый проект интегрируются знания, умения и навыки, получаемые школьниками на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, трудового обучения...
Педсовет на тему: "Создание личностно ориентированной образовательной системы, направленной на формирование социально и творчески активной личности".
Материал можно использовать для проведения педсовета....
Проектная деятельность и личностно-ориентированный подход с использованием информационных технологий при формировании творчески активной личности на уроках английского языка.
Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Русские педагоги-классики неоднократно подчеркивали ведущую роль ...
Игровая деятельность как способ развития активной личности.
Игра, как известно, является своебразным общим языком для всех ребят, но одновременно она является и инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сдел...
Региональный компонент по литературе как средство формирования духовно – нравственной личности на примере творчества В. Потанина
Герои Потанина пришли в его рассказы и повести из той жизни, которой живет сам писатель. В своих произведениях он рассказывает историю одной человеческой души. Любовь и ...
Духовное становление личности-основа гражданского воспитания (концепция развития личности)
Описание: Об особой роли школы в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой, бережно относящейся к традициям своей семьи, ...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики
В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...