Игровая деятельность как способ развития активной личности.
статья (английский язык) на тему
Игра, как известно, является своебразным общим языком для всех ребят, но одновременно она является и инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на обущающихся, что способствует активизации деятельности учащихся в процессе обучения, дает больше возможности для самостоятелльной работы и освоения материала через игровую ситуацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_kak_sposob_razvitie_aktivnoy_lichnosti.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая деятельность как способ развития активной личности.
За последние годы число людей, изучающих английский язык, резко увеличилось. То, что без знания иностранных языков современному человеку обойтись сложно, стало очевидным. Знание иностранного языка помогает нам не только в получении престижной работы, но изучая язык, мы, развивая свои лингвистические способности, несомненно, благотворно влияем на развитие нашей личности в целом. Несомненно, происходит развитие логического мышления, формирование способности к абстрагированию и обобщению, расширение кругозора, обогащения словаря в родной речи. Изучение иностранного языка открывает нам большие перспективы как профессионального, так и личностного роста.
Современный мир ставит вопрос о воспитании и подготовке нового человека способного мобилизировать свои силы на дальнейшее саморазвитие и стремление достигнуть нового качества жизни, которое благотворно повлияет на его благополучие и даст способность реализовать себя как личность. Поэтому современный процесс образования должен соответствовать всем требованиям развития современного общества. Развитие технологий нашего времени дает возможность учителю выбора большого количества технологий обучения, а также различных методических материалов, что координально меняет систему образования, предполагая новые модели школы, в которой учитель должен рассматриваться , как основной компонент данного процесса в тесном сотрудничестве с учеником.
В современных условиях развития современного общества перед учителем встает задача не просто научить, а подготовить самостоятельную личность и как можно самостоятельно продолжать, то что начал в школе, проявлять жизненную активность как особый вид деятельности, включающий в себя целенаправленность и мотивацию, осознанность, владение способами и приёмами действий, эмоциональность, а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность. В педагогической практике ещё не изжито представление о том, что обучение предусматривает усвоение учащимися задаваемого материала и своевременное (на опросе, экзамене) воспроизведение сведений и отработанных действий, что обществ, поведение учеников должно состоять в добросовестном выполнении поручений. Результаты такого подхода впоследствии сказываются негативно. Не привыкшие к активному поиску решений познавательных задач, учащиеся оказываются в тупике, когда следует отойти от усвоенных шаблонов решения. Этим, в частности, объясняются столь нередкие неудачи отличников на вступительных экзаменах в вузах, когда условия экзаменационных задач, хотя и построенных только на материале школьной программы, тpeбуют нестандартного подхода к решению. В сфере социальной жизни и обществ, сознания привычка автоматически следовать руководящим указаниям порождает, с одной стороны, конформизм и приспособленчество, с другой - безверие и цинизм. В современных условия жизни человеку всегда необходимо перестраиваться на изменяющиеся условия жизни, труда и даже взаимоотношений, уметь мобилизировать свои силы и правильно направлять энергию, быть способным к действиям, а не плыть по течению соглашаясь на все предлагаемые условия, быть деятельной личностью, значит состояться, т. к. деятельность является основной формой бытия человека, но не всякая деятельность способствует актуализации сущностных качеств личности. Всеобщей характеристикой жизни является активность – деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире, стремление изменить его, творить мир и выражать тем самым свою сущность. Чем больше у человека возможностей изменять вещи и орудия, реализовать, таким образом, свои сущностные, то есть творческие задатки, тем в большей мере он может выразить себя, познать и самосовершенствоваться, а творчество в данном контексте - наиболее адекватный способ проявления активности и самовыражения личности. Личность самоосуществляется только в творчестве через реализацию своих сущностных сил, развивая, преобразуя, таким образом, себя, общество, что предполагает активность личности. Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована изнутри в сторону его отношения к миру, и реализуется во вне – в процессах его поведения. Основные психологические факторы, от которых зависит протекание всех этих отдельных процессов: первым таким фактором всегда, как устанавливает психологический анализ, является потребность человека в приспособлении к окружающей среде. Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никакого основания для возникновения творчества. Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру остается только адаптивным. Поэтому в основе творчества лежит с одной стороны неприспособленность, из которой возникает потребности, желания, а с другой стремление изменить окружающую среду. Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, дает материал для его работы. Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности. Творчество всегда осознанно и целенаправленно, ибо его субъект - человек начинается, как личность с осознания окружающего мира, его оценки и определения своего отношения к этому миру, с осознания потребности в самореализации и саморазвитии. Процесс самореализации личности осуществляется, как известно, в единстве условий ее внутренних особенностей и возможностей. Условия - это внешние по отношению к человеку факторы, не зависящие или почти не зависящие от него в определенный конкретный момент, хотя личность начинает играть определенную роль на изменение реальных условий. Ведь только творческая деятельность обеспечивает, самореализацию личности, а степень реализации ее сущностных свойств зависит от уровня активности личности. По- моему, воспитание активной личности в современных условиях даст человеку способность быть самостоятельным, мобилизованным и не бояться изменяющихся условий жизни. Но, само воспитание такой личности происходит только в процессе организации межличностных отношений в обществе, поэтому новые проявления в поведении школьников происходит тогда, когда они побуждаются не инструкциями, а сформированными внутренними мотивами. Педагогически продуманное поощрение инициативы и находчивости, столь свойственных детям и подросткам, способно привести к перерастанию рутинных мероприятий и процесса учения в праздники творчества и самовыражения. Дать ребенку больше возможности говорить, учитель должен быть наблюдателем, дать возможность детям пробовать свои силы самостоятельно, не предлагать уже готовые , а типичные ситуации предложить учащимся поэкспериментировать с возможными условиями взаимодействия и общения участников в группе. Создать модель реальной ситуации, но не напрягать жестким контролем.
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.
В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации деятельности учащегося составляют главную идею и ставятся основой эффективности результатов. К таким технологиям отнести игровые технологии.
Для чего нужна игра на уроке? Многие преподаватели считают игру бессмысленным развлечением, потерей времени на уроке и годится только для младших школьников. Все это не так. Игра-вид продуктивной деятельности, мотив, которого заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества игра переплетается с магией, культурным поведением, на всем протяжении развития человечества люди играют в игры, потому что существуют игры, в которые мы играем, абсурд, но это так. Человеческая игра есть изначально мотивированная, генетически и социально запрограммированная, осмысленная и ответственная деятельность, которая включает в себя и предметную, и теоретическую и душевную деятельности. Игра имеет большое значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих и превращает абстрактную и потом неинтересную для них деятельность на уроке (Дж. Брунер) в конкретную и интересную, в свою очередь учитель остается наблюдателем и дает возможность детям проявить свои способности, показать на что они способности в самостоятельной работе.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности:
а) физические (двигательные);
б) интеллектуальные (умственные);
в) трудовые;
г) социальные;
д) психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Игры – это активный способ достичь многих образовательных целей:
Например:
- закрепить только что пройденный материал;
- игра – весьма удачное решение повторить пройденное;
- игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами;
- игра – превосходный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами;
- игра – это приём смены деятельности после трудного устного упражнения или другого утомительного занятия;
- игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно, и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а не считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они бояться не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих;
- быстрая, спонтанная игра повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие;
- игра позволяет учителю исправлять ошибки учеников быстро, по ходу дела, не давая им глубоко укорениться в памяти;
- игры помогают запоминать глубоко и надолго. Учащиеся обычно запоминают то, что им было приятно делать;
-игры делают процесс обучения, порой трудный и утомительный, весёлым, а это усиливает мотивацию к учению;
- ученики очень активные во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпрепровождение быстро закончилось, следовательно, игры заставляют их бороться;
Игры можно использовать в начале или в конце урока для того, чтобы разделить урок на две части, снять напряжение, что решается по усмотрению учителя. Важно, чтобы работа приносила положительные эмоции и пользу, а, кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес и мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
По-моему мнению, урок иностранного языка это социальное явление, когда в классе создается определённая социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определённые социальные отношения друг с другом. И здесь учителю дает широкие возможности для активизации учебного процесса использование ролевых и языковых (речевых) игр. Языковые игры способствуют активизации на занятиях, развивают их речевую инициативу. Игровая форма работы даёт возможность повторить и закрепить усвоенные лексические единицы и типовые фразы, разнообразить формы урока и поддерживать внимание учащихся на уроке. Игра служит средством повышения эффективности урока лишь тогда, когда она педагогически и методически целенаправленна. Необходимо постепенно вводить всё новые типы и виды игр, видоизменять и усложнять их содержание и материал. Играя на уроках иностранного языка, ученики практикуются в речевой деятельности, которая благодаря этому автоматизируется и постоянно расширяется.
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной лич ности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способ ной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности само развивающейся и само реализующейся.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
Формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление специалиста;
Учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика
В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского)....
Методическое пособие:«Игровой элемент как способ формирования активной познавательной деятельности учащихся"
Каждый учитель из года в год решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?» Использование игровых элементов в учебной деятельности даёт уст...
Публичное представление собственного инновационного пеагогического опыта по теме "Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческой личности"
Современнон образование направлено на развитие творческой личности, способной творчески мыслить, способной к самоопределению и самореализации. Важную роль в этом играют проектно-исследовательские техн...
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРАХ УРОКОВ ИСТОРИИ
Учитель истории Бегун Р.В.ГБОУ СКОШИ № 31, г. Москва ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСО...
Статья. Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащегося.
Статья. Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащегося...
Доклад Тема «Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах
Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не об...
Игровые приёмы как средство развития творческой личности на уроках и внеклассных занятиях по географии.
Игровые приёмы как средство развития творческой личности на уроках и внеклассных занятиях по географии....