Духовное становление личности-основа гражданского воспитания (концепция развития личности)
учебно-методический материал

Краснова Ирина Федоровна

Описание: Об особой роли школы в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой, бережно относящейся к традициям своей семьи, своего народа, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей, любящей свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptsiya_razvitiya_lichnosti_krasnova_i.f.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Духовное становление личности-основа гражданского воспитания
(концепция развития личности)


Описание: Об особой роли школы в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой, бережно относящейся к традициям своей семьи, своего народа, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей, любящей свою Родину.

1. Актуальность проблемы.

Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно».

Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности.

А. Солженицын так сказал когда-то об этом: «Русский вопрос к концу XX века стоит очень недвусмысленно: быть нашему народу или не быть? Если дело пойдет так и дальше, то еще через век слово «русский» как бы не пришлось вычеркивать из словарей».

Что происходит сегодня у нас в стране, в России? Каковы же причины бездуховности?

Обратимся к статистике.

Экономический кризис в стране. Более 90% населения - за чертой бедности. Резкое расслоение российского общества по имущественному признаку. 1% богатых и миллионы ведущих нищенское существование на одном полюсе. Доходы 10% самых богатых людей в России в 15-20 раз выше, чем самых бедных граждан, т. е. сформировалась пирамида несправедливости, чем достойнее, культурнее человек, тем он беднее и наоборот: чем безнравственнее поступки человека (вор!), тем он живёт лучше. Эта ситуация входит в противоречие с теми истинами, которым с малых лет мы обучаем в детских садах и школах, на которых построены сказки и басни. Все наши призывы к добру и справедливости бесполезны, если в реальной жизни, те, кто честно и много работает, живут впроголодь, а те, кто должен сидеть в тюрьме разъезжают на дорогих иномарках и покупают футбольные клубы. Эта ситуация является разрушительной для еще несформировавшихся нравственно детских душ. Всем понятно, что на честные заработки прожить трудно, а «красивая жизнь» - для тех, кто умеет нарушать закон. Всё это оказывает отрицательное влияние на подростков: они начинают злоупотреблять алкоголем, наркотиками, приобщаются к сектам, азартным играм, с лёгкостью совершают преступления.

За последние 5 лет в 13,5 раз повысилось количество людей, употребляющих наркотики; в 40 раз возросло число людей, страдающих венерическими заболеваниями. По статистике в России рождается 21% дебилов. Могут быть признаны здоровыми лишь около 20% детей и подростков. В стране 18 миллионов наркоманов и 38 миллионов алкоголиков.

Повседневная речь многих людей - очевидное свидетельство духовно-нравственного кризиса общества, выраженного неблагополучия социального здоровья людей.

Подрастающее поколение всё хуже владеет родной речью, дети затрудняются объединять слова в предложения, правильно строить фразы и выражать свои мысли.

Родители же слишком погружены в свои заботы, и живое общение заменяет телевизор, компьютер. Восприятие информации на слух или из книг становится для ребёнка более сложным, он привыкает к тому, что его развлекают без усилий, и особенно пагубно влияет на его развитие содержание того, что он смотрит. Десятилетний ребёнок проводит больше времени перед телевизором (около 30 часов в неделю). И к 16-летнему возрасту, зритель видит около 13000 убийств и множество актов насилия. Мало на экранах отечественных фильмов, которые воспитывают доверие, взаимопомощь, любовь к родителям. Это все является разрушительной силой для еще несформировавшихся нравственно детских душ.

Мы видим, что происходит вымирание нации: снижена рождаемость, несмотря на правительственные меры; появилась тенденция рождения детей в основном алкоголиками, наркоманами. Мы живем в пространстве всеобщей отчужденности и бессистемности. И все это видят дети, подростки, молодежь. Все это отражается на их моральном состоянии и поведении.

Именно отсюда, из атмосферы бессистемности и всеобщей отчужденности (дети-родители-школа-общество), как из ящика Пандоры (вспомните древнегреческий миф о любопытной красавице Пандоре, нарушившей запрет богов и выпустившей на Землю из ящика с грехами злость, коварство, ненависть, зависть…) вылетают проституция, наркомания, алкоголизм, стяжательство, актуализм (стремление жить только сегодняшним днем) и другие виды и формы бездуховности. Мы видим, что некогда могучая русская духовность пришла в упадок, то же происходит и с нравственностью. Ясно, что человек, отчужденный от общества и от самого себя как личности, выпавший из исторического процесса, привязанный к сиюминутным интересам и заботам, не знающий ни своих родовых, ни национальных, ни общечеловеческих корней, оказавшийся в положении Ивана, родства не помнящего, этот человек не способен стать созидателем жизни. Думается, что именно в нашей всеобщей бездуховности кроется источник всех наших бед - дефицит интеллигентности, милосердия, сострадания, доброты, честности и ответственности, утрата приоритета нравственных ценностей.

2. Цели и задачи.

В Законе РФ «Об образовании» сказано:

- статья 2: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...».

Цель нашей школы:

Создание системы развития личности, направленной на формирование бережного отношения к самому себе, к окружающим людям, к семье, природе и исторической памяти.

Задачи, над которыми работает наша школа:

  • Повышение культурного уровня обучающихся.
  • Формирование личности, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей.
  • Воспитание чувства гражданской ответственности за все происходящее на Земле.

3. Роль педагога -

организующая, направляющая, основывающаяся на свободном творческом взаимодействии ученика с учителем, коллективом и обществом.

Задачи, которые призван решать педагог ежедневно:

  • всемерно развивать творческие способности учащихся, раскрывая творческий потенциал каждого;
  • ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности, интегрировать в систему национальной и мировой культур, направлять в дальнейшем на участие в духовном развитии общества;
  • оказывать помощь ребенку в его самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и самоутверждении в жизни, социуме, в самореализации своих возможностей через опору на общечеловеческие ценности.

Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение. Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, учитель, как творец, всегда найдет оптимальные формы и методы для истинного познания. Процесс познания – творческий процесс, где учитель и ученик - одно целое. Учитель должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель, как носитель духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу. Передача этого опыта предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств. Именно учитель должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать на благо общества.

4. Анализ возможностей учебно-воспитательного процесса школы для решения этих задач.

Н.И. Пирогов утверждал: «Литература более других учебных дисциплин способствует развитию духовно-нравственных ценностей, моральных принципов личности, реализации творческих способностей». Несомненно, богатые возможности в плане духовного становления ребенка, его эстетического развития дают такие предметы гуманитарного и эстетического циклов, как литература, история, ИЗО, МХК, а также спецкурсы, элективные курсы, такие как «Речь и культура общения», «Мир через культуру», «Русская литература. Классика и современность». Но особое место в формировании личности ребенка все же занимают такие предметы как литература и русский язык, так как содержательный компонент данных предметов обращен к гуманистическим идеалам добра, справедливости, сострадания, равноправным отношениям между людьми. Продумывая содержание уроков, учителя предметов гуманитарного цикла нашей школы стремятся создавать условия:

  • для гармонического развития личности,
  • для усвоения учениками системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях,
  • для осмысления нравственно-этических понятий и нравственных позиций,
  • для воспитания гуманистического мировоззрения,
  • для формирования эстетических вкусов, эстетической восприимчивости, интереса к ценностям культуры,
  • для расширения творческого потенциала, кругозора учащихся.

Так и моя методическая проблема «Духовно-нравственный аспект на уроках литературы» охватывает не только учебный процесс, но и связана с задачами воспитательными.

Я хочу, чтобы мои ученики прониклись вечными ценностями: добротой, гуманностью, милосердием, -увидели вокруг себя мир гармонии и красоты. Это бывает не так просто сделать, особенно в нашей противоречивой жизни, в которой преобладают ценности совсем другого характера. Но книга, урок литературы - это надежда, помощь, спасение. Когда я вижу, что мои ребята стали чуть-чуть внимательнее друг к другу, добрее, воспитаннее - радуюсь, значит, не напрасны мои бессонные ночи, позднее возвращение домой, моё горячее желание достучаться до их душ.

Учебный процесс закладывает основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирование эстетического отношения к жизни.

Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности, духовное обогащение их личности.

Обучающиеся нашей школы имеют возможность развивать свои способности в кружках и студиях нравственной направленности как внутри школы, так и в других культурно-образовательных центрах, таких как центр детского творчества «Светлячок», танцевальная студия «Ветер перемен», музыкальная студия «Оле-Лукое», музыкальная школа. Это все дает огромные возможности в плане духовного становления личности.

5. Известный опыт духовно-нравственной направленности, используемый в работе школы.

Проблема духовности во все времена волновала умы и сердца людей. Вспомним отечественную классическую педагогику с ее общечеловеческим содержанием, непреходящими вековыми гуманистическими ценностями, с ее заботой об «образовании сердца и ума», об органичном слиянии воспитания с развитием на принципах природосообразности, провозглашенной Л.Н. Толстым «идеологией любви» как деятельной нравственности. Великая дидактика Я.А. Коменского еще в средние века включала в себя «вечные основы человечности», «одаренный чувствами ум», «гармонию тела и души». Отечественная классическая педагогика Толстого и Белинского, Добролюбова и Ушинского заботилась «об украшении души, склоняя волю к деланию добра», о «взращивании человеколюбия и любочестия», об охране от тщеславия, сребролюбия и щегольства, означавших «сжатый рассудок». Многие из этих понятий, несущих в себе заряд высокой духовности, ушли из живого языка. Думается, что история мировой школы, богатый опыт отечественной педагогики должны стать путеводной звездой в решении проблемы бездуховности сегодня. У школы единственный выход - обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. Сегодня школа должна строиться на принципах гуманизации, природосообразности, культуросообразности. И по этому пути уже сегодня идут многие школы, строя свои воспитательные системы « на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...». Это и Базисная концепция воспитательного процесса в школе Н.М. Таланчук, основа которой- формирование гармонически развитой личности. Это и Концепция воспитания творческой самодеятельной личности школьника В.М. Коротова, ориентирами которой являются общечеловеческие ценности. Показателен в этом отношении опыт воспитательной концепции доктора педагогических наук, народного учителя В.А. Караковского. Главные ориентиры воспитания в его концепции- общечеловеческие ценности. Как возможную систему таких понятий, к которым необходима выработка ценностных отношений, он в своей концепции выбрал: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек». Цель: максимальное развитие личности обучающегося.

6. Творческое заимствование (для решения задач, стоящих перед школой).

Наша школа, изучив опыт школ, строящих свои воспитательные концепции согласно государственной политике в области образования, изучив современные воспитательные технологии, творчески заимствовала некоторые идеи для решения задачи формирования личности, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей.

7. Теоретическая основа вопроса (терминология, формируемые качества, система).

Сегодня мы говорим о духовном становлении личности как основе гражданского воспитания.

Что такое человек, личность, душа человека? Что происходит с душой человека сегодня? Как сделать так, чтобы душа была «нравственной»? Как сделать так, чтобы личность осознавала приоритет общечеловеческих ценностей? Каким воспитать человека, личность, гражданина?

Эти и многие другие вопросы волнуют сегодня родителей, общество и нас, педагогов.

Начнем с понятий, заглянув в словари.

«Человек» -высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. (Советский энциклопедический словарь).

«Личность» -человек, как носитель каких-нибудь свойств, лицо. (Советский энциклопедический словарь).

«Душа» -внутренний, психический мир человека, его сознание, то или иное свойство его характера. (Словарь русского языка С.И. Ожегова ).

«Воспитание» -навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

«Воспитать»

  1. вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развития, дав образование, обучив правилам поведения;
  2. привить, внушить что-нибудь кому-нибудь. (Словарь русского языка С. И. Ожегова).

«Гражданин»- лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

«Гражданский» -свойственный гражданину как сознательному члену общества. (Словарь русского языка С. И. Ожегова).

Сегодня мы говорим о том, что гражданское воспитание-главная задача государства. Следовательно, воспитание гражданина-это значит воспитание россиянина. Что во все времена являлось главным качеством россиян? Что было всегда предметом их гордости? За что ценились всегда россияне? Во- первых, за широту души. Во-вторых, за бережное хранение своих корней, традиций, культуры. В-третьих, за чувство семейственности. В-четвертых, за бережное отношение к природе, к Земле. Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Вот круг вопросов, которые волнуют педагогов нашей школы

8. Концепция развития личности обучающегося нашей школы

Основной принцип, на котором основывается наша школа-принцип гуманности.

Мы, педагоги, исходим в своей концепции развития личности школьника из понятия слов «гуманизм», «гуманизация», «гуманность». У этих слов общий корень, они происходят от латинского слова «humanitas»-*человечность*. И мы, педагоги школы считаем, что есть только один путь развития личности, человека, гражданина- это путь формирования нравственности.

Что такое нравственность? «Нравственность»- внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. (Словарь рус. Яз. С. И. Ожегова). И нравственность должна основываться на общечеловеческих ценностях. Наша задача –формирование личности, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей, духовно богатой, ведь высшим проявлением нравственности является духовность.

Что такое духовность? «Духовность»- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных, интеллектуальных интересов над материальными. (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова). Очень важно для каждого человека жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. И потому перед нами стоит проблема, как помочь духовному становлению наших школьников?

Мы поставили перед собой цель: Создание оптимальной системы развития личности, любящей свою Родину, бережно относящейся к традициям своего народа, экологически грамотной, адаптированной к условиям жизнедеятельности региона, осознающей приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. (Модель выпускника).

В достижении этой цели мы исходим из понятия слова «экология». «Эко»-в переводе с греческого языка-«дом», «жилище», «место пребывания».

Экология- наука об отношениях между различными существами, населяющими наш общий «дом»- планету Земля. Отсюда перед нами вытекает задача создания культурно-образовательной среды развития личности (школы), в которой будет царить дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви.

А ориентирами в этой среде стали: душа ребенка, его семья, историческая память, природа.

Какова же наша система формирования положительных нравственных ориентиров?

Мы определили 4 основных направления развития личности учащегося:

1. Экология души:

  • отношение ребенка к самому себе, без любви и уважения к самому себе невозможна любовь и уважение к другому человеку;
  • осознание ребенком ценности своей жизни, общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • научить ребенка жить в ладу с самим собой,
  • научить ребенка понимать язык искусства (помочь стать вдумчивым читателем, слушателем, зрителем),
  • развить творческие способности ребенка.

2. Экология семьи:

  • отношение ребенка с окружающими его людьми: родителями, близкими, друзьями, одноклассниками, учителями,
  • отношения в семье- основа формирования личности, фундамент благополучия; если ребенок счастлив в семье, то он строит свои отношения с другими людьми по принципу семейных.

Задачи:

  • научить ребенка строить отношения с другими людьми на принципах взаимоуважения, взаимопонимания, доверия, заботы и любви,
  • сформировать у ребенка нравственно-этические нормы поведения.

3. Экология памяти:

  • отношение ребенка к культурному наследию и прошлому своего народа, к народным традициям,
  • осознание ребенком того, что человек- главный хранитель и продолжатель народных традиций.

Задачи:

  • научить ребенка бережному отношению к культуре и истории своего народа,
  • сформировать у ребенка стремление сохранить и продолжить традиции своего народа,
  • развить творческие способности ребенка.

4. Экология природы:

  • отношение ребенка к природе, Земле - как к общему дому Человечества и всего живого,
  • осознание ребенком того, что человек-главная ценность природы.

Задачи:

  • воспитывать в ребенке бережное отношение к природе, научить любить все живое на земле, охранять природу,
  • формировать у ребенка стремление к ведению здорового образа жизни,
  • помочь ребенку раскрыть свои физические способности.

9. Прогнозирование своей деятельности.

У любой школы есть мечта. Мечта нашей школы- построить такой дом, в котором всем было бы комфортно и радостно. В любом доме складывается определенная система ценностей, так и в нашем школьном доме складывается система педагогических ценностей:

  1. Принимай и понимай ребенка таким, каков он есть.
  2. Помогай ребенку, когда он нуждается в твоей помощи.
  3. Не сравнивай одного с другим, а сравни его вчерашнего с ним сегодняшним.
  4. Не учи ребенка, а развивай его, поддерживай его позитивные устремления.
  5. Твори, заботься о его физическом и душевном здоровье, но не навреди.

Атмосферу дома определяет его дух. Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система нравственного развития личности учащегося нашей школы принесет свои плоды. Говорят, что, если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу-школу воспитания добрых чувств». Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, станут оплотом для России!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России....

Школьный музей – центр духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания

Все чаще и чаще в последние годы мы задаемся вопросом о низком уровне духовности, нравственности подрастающего поколения. Характерными особенностями молодежной среды сегодня называются такие как &laqu...

Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»

Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся...

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Ф.И.Тютчев      Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тос...

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Внутренняя культура, внутреннее содержание, наполнение духовного мира человека часто уходят на второй план. Послание Президента России Федеральному собранию РФ  звучит как государственный заказ у...

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка. Воспитание творчеством

Не плоть, а дух растлился в наши дни,И человек отчаянно тоскует…Ф.И.Тютчев      Эти слова, написанные еще в позапрошлом веке, актуальны и сегодня. И сегодня человек тос...