конспект занятия "Гжель. Технология росписи изделий"
план-конспект занятия по теме
Конспект занятия знакомит обучающихся с технологией росписи Гжель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_gzhel.docx | 394.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор и составитель:
методист Косьяненко Ольга Николаевна
Конспект открытого занятия по теме:
«Гжель, технология росписи изделий»
Цели:
- формировать интерес к народным промыслам;
- обучить трудовым навыкам при работе с кистью, карандашом;
- развить образное мышление, творческие способности;
- научить основным навыкам рисования ограниченными цветами.
Задачи:
- воспитать всесторонне творческую личность,
- привить интерес к народным промыслам, к русской культуре и искусству,
- развивать усидчивость к труду.
Приборы и материалы: глиняные или деревянные заготовки, гуашевые краски (синий, белила), палитра, кисти разных размеров № 2, №4, №5-6, простой карандаш, ёмкость с водой, клей ПВА.
Ход занятия
1 часть занятия (45 мин.)
Подготовительная работа: В учебной комнате на доске представлены эскизы и иллюстрации готовых изделий, готовые изделия: чашка, блюдце, тарелка расписанные в технике «гжель», технологическая карта с описанием поэтапной работы. Обучающимся представлены эскизы в цвете (предварительно выполненные).
На столах разложен раздаточный материал: ёмкость с водой, кисти, простой карандаш, гуашевые краски, палитра, клей ПВА.
Инструктаж по технике безопасности.
«А теперь ребята, повторим правила по технике безопасности, как обращаться с остро - колющими предметами? Как правильно передавать острые предметы? и т.д.»
Содержание занятия.
Кто придумал это слово,
Это слово немудрено?
Жгелью раньше гжель звалась,
Была пестрой, а сейчас –
Это чудо синее
На блюдечке раскинуто.
Раз мазок, два мазок,
Завиток и точки…
Расцветут на белой глине
Синие цветочки.
Теоретическая часть 1: «Здравствуйте ребята! Сегодня мы познакомимся с техникой росписи «гжель», и нам предстоит проделать интересную работу. «Гжель, не только старинный русский промысел, а прежде всего – настоящее, народное искусство. Этому виду промысла более 650лет. Выдающиеся мастера не просто производят, а творят пленительную керамику, такие изделия не залеживаются на прилавках. Ведь вместе с ней в наши дома входит сама сказка: бело - голубая сказка Гжели! Историческая Родина «гжели» - Московская область. Первые документальные упоминания о поселении на берегах Гжелки, ученые считают 1339 год. Почему поселенцы взялись за этот промысел? Во-первых крестьяне сеяли рожь, пшеницу, гречиху и просо, но урожаи были скудные. Потому гжельцы и говорили: «Не землей мы кормимся: глина наша – золото!» Второе – большие залежи высококачественных глин. А в третьих – дровяного топлива для обжига было здесь в достатке».
Ребята, а теперь обратите внимание на иллюстрации:
«Ах, эта роспись: синие цветы, синие листья, нежно-голубые бутоны!.. Кажется, далековато от натуральной природы. Но разве думаешь об этом, когда перед тобой настоящий поэтический мир! Гжельский мазок особенный. В нем сразу вся гамма цвета - от самого темного до прозрачного светлого, сквозь который светится основа. Два-три прикосновения кисти - и прямо на глазах рождаются васильки, одуванчики, ромашки. А то - «гжельская роза»… Потом, покрытые глазурью и закаленные в огне, они поражают сочностью синей росписи!»
Теперь представим, что мы юные мастера и наши изделия будут демонстрироваться на выставках, вызывая восхищение и надежду на дальнейший расцвет промысла.
Практическая часть 1.
На прошлом занятии мы с вами подготовили наши изделия из глины (или дерева) к росписи: заготовки из глины покрыли белым грунтом: тарелка, блюдце, чашка, (педагог показывает готовые изделия). Во второй части вы постараетесь расписать изготовленную посуду своими руками в технике «Гжель». А сейчас мы с вами возьмём простой карандаш и нанесём предварительный рисунок на изделия, срисовывая с эскиза (при этом используем карандаш Т2). Теперь отложим заготовку и составим палитру используемых красок. Нам понадобиться кобальт синий и белила гуашевые. Возьмем две ёмкости и разводим в одной белила с добавлением клея ПВА, в другой кобальт синий, доведем краску до однородной массы.
Посмотрите внимательно на иллюстрации и эскизы, представленные на доске. Здесь вы увидите, как правильно наносить мазок, в какую сторону. Затем как какими кистями наносить толщину линий, если линии совсем тонкие, то используем тонкую кисть, если средняя, тогда берем среднюю кисть.
Перерыв. Во время перерыва можно поиграть в подвижные игры на воздухе (15мин).
2 часть занятия (45 мин.)
Подготовительная работа: На доске педагог выставлены иллюстрации с изображением изделий расписанных в технике «Гжель».
На столах разложены краски ограниченная палитра: (белила, кобальт синий), ёмкость с водой, кисти. В учебной комнате звучит тихо приятная мелодия.
Практическая часть 2.
Приступим к самой интересной и творческой части нашего занятия.
Рисунок можно придумать самостоятельно, можно срисовать с иллюстраций, выбор за вами.
На палитре разводим синюю краску и немного добавляем белил так, чтобы получился голубой цвет, кистью наносим мазки на изделие. После высыхания разводим синий цвет и наносим соответственно по рисунку. Таким образом, у нас получилась тоновая растяжка от самого светлого до самого тёмного. Итак, наносим мазки по рисунку, создавая цветы и листья получая интересный орнамент! После высыхания покроем изделие прозрачным лаком.
(Пока дети выполняют работу, педагог рассказывает о значимости народного и прикладного творчества, а также об использовании декоративных изделий в быту):
- «В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия из солёного теста популярны и используются человеком в быту, часто для оформления интерьера. Для украшения кухни в наших домах можно использовать хохломские ложки, гжельские чайники, изделия из керамики, дерева, рушники с народной вышивкой и т.д. Наша с вами деятельность относится к народному творчеству, в котором выражается исконная тяга человека к красоте».
Подведение итогов. Обучающиеся выставляют свои изделия на просмотр. Педагог делает выводы: «Мы с вами выполнили поставленные перед нами цели занятия, вы ребята молодцы! Ответственно отнеслись к работе, проявили фантазию, вот поэтому ваши изделия получились красивые и оригинальные, не похожие друг на друга. Я благодарю вас за хорошую дисциплину и за ваш труд. До свидания!»
Приложение 1
Технологическая карта к занятию по теме:
«Гжель – техника росписи изделий»
Этапы выполнения работы | Изображение действий | Приборы и материалы |
-Возьмём загрунтованную заготовку (грунтуем водоимульсионной краской с добавлением клея ПВА). | -Заготовка из глины или из дерева -краска водоимульсионная -клей ПВА
| |
-Простым карандашом Т2 наносим рисунок на изделие (можно использовать ластик). | -Простой карандаш Т2 -ластик | |
-Разводим белила белые с водой, добавляя немного клея. -Также разводим кобальт синий. | -Емкость с водой -емкость для красок -гуашевые белила -кобальт синий -кисти разных размеров | |
-На палитре смешиваем немного кобальт и белила, -Кистью наносим мазок так, чтобы он ложился по форме и содержал в себе тоновую растяжку от светлого к темному. | -Краски гуашевые -кисти -палитра | |
-На изделие с рисунком накладываем мазки, -Прорисовываем детали. | -Емкость с водой -краски гуашевые -кисти -палитра | |
-Готовое и высушенное изделие покрыть акриловым лаком или бесцветным мебельным. | -готовое изделие -кисть для лака -лак акриловый |
Приложение 2 Презентация Роспись изделий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока технологии по теме: "Оработка низа изделия" с применением ИКТ.
Тема урока: «Обработка низа изделия». Задачи: Коррекционно-образовательные: Ознакомить обучающихся со способами обработки низа изделия. Научить обрабатывать низ изделия и совершенствовать приемы...
конспект открытого занятия "Технология росписи тканей: Узелковый батик"
Конспект открытого занятия«Технология росписи тканей: Узелковый батик»Педагога дополнительного образования Юдиной Марины НиколаевныСП ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с. Большая Глу...
План-конспект урока технологии по теме "Построение чертежа плечевого изделия". 7 класс.
План-конспект урока относится к модулю «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», раздел: «Проектирование и изготовление плечевой одежды». К разработке урока прилагается ег...
Конспект урока технологии по теме "Соединение отложного воротника с горловиной в изделиях с застежкой до верха"
Конспект урока технологии по теме "Соединение отложного воротника с горловиной в изделиях с застежкой до верха"...
План- конспект урока технологии по теме": Обработка боковых срезов. Вторая примерка. Окончательная отделка изделия".
Предназначен для учителей, работающих по учебнику В.Д. Симоненко....
Конспект урока технологии в 5 классе. Тема: Конструирование изделий из тонколистового металла.
Урок направлен для обучения учащихся методам конструирования простых изделий из тонколистового металла, обратив внимание формирование умения опред...
"Хохлома (виды росписи изделий)"
Знакомство с видами росписи изделий. К «верховой» росписи принято относить «травку» - роспись, включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и парной краск...