5. Мировоззренческая культура личности.
опыты и эксперименты по теме

 

                     «Формирование мировоззренческой культуры человека». Не могу принять такую формулировку решения очень актуальной проблемы воспитания. Мировоззрение есть плод глубокой мыслительной деятельности самой личности. Учителя и родители призваны, чтобы только помогать детям в этом жизненно важном вопросе, не оказывая психологического воздействия. Дать им объективную информацию о различных мировоззренческих взглядах. А дальше – духовная задача каждого осмыслить собственный жизненный путь: во имя чего жить, во что верить, чем заниматься.

 

                      Мировоззренческая культура личности проявляется в широком кругозоре, в способности выработать свой собственный взгляд на мир и происходящие в нем процессы, в умении обосновать свою позицию. Верить или не верить – личное дело каждого, но хорошо, когда в основе выбора  лежит личное убеждение, а не чья-то добрая или злая воля. Надо признать, что таким качеством мало кто обладает. Таким было воспитание в СССР: все должны были принимать материалистическое мировоззрение. Хотя я убеждена сейчас, что материалистический взгляд на мир не противоречит вере в Творца этого мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5._mirovoz._kultura.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

              «Формирование мировоззренческой культуры человека».  Не могу принять такую формулировку решения очень актуальной проблемы воспитания. Мировоззрение есть плод глубокой мыслительной деятельности самой личности. Учителя и родители призваны к тому, чтобы только помогать детям в этом жизненно важном вопросе, не оказывая психологического воздействия, дать им объективную информацию о различных мировоззренческих взглядах. А дальше перед каждым взрослеющим человеком стоит духовная задача - осмыслить собственный жизненный путь: во имя чего жить, во что верить, чем заниматься.

              Мировоззренческая культура личности проявляется в широком кругозоре, в способности выработать свой собственный взгляд на мир и происходящие в нем процессы, в умении обосновать свою позицию. Верить или не верить – личное дело каждого, но хорошо, когда в основе выбора  лежит личное убеждение, а не чья-то добрая или злая воля. Надо признать, что этим качеством мало кто обладает. Таким было воспитание в СССР: все должны были принимать материалистическое мировоззрение. Хотя я убеждена сейчас, что материалистический взгляд на мир не противоречит вере в Творца этого мира.

              В стандарт образования по-прежнему заложена идея атеизма, но свобода мировоззренческого выбора не отвергается. В 1992 году вышел Закон о свободе вероисповедания, была объявлена свобода совести личности. Но не развитая мировоззренческая культура человека не дает ему разумно воспользоваться этой свободой. После разрушения СССР возник духовный вакуум, в который устремилась самая разноликая псевдо духовность, религиозность, не подкрепленная верой .

             Посещение богослужений, венчание в церкви, освящение мирских мероприятий и различных проектов стало престижным делом. Происходит массовое крещение людей в различных религиозных деноминациях, хотя далеко не все осознают, что означает крещение и в чем суть веры, которую они принимают. Религиозная всеядность приводит не к духовному очищению, а к фанатизму. Любой проповедник, случайно оказавшийся первым на пути не критически мыслящего человека, способен увлечь его учением своей церкви.

              В школе необходимо говорить с детьми не столько о разных религиях, сколько знакомить их с полной мировоззренческой картиной мира. Если бы учителя владели этим знанием, не было бы необходимости вводить в учебную программу школы фактически религиозный курс.

              Человек, ориентированный на личностное развитие, не принимает слепо мировоззренческую идею, а вырабатывает свою позицию, анализируя разные взгляды, знакомясь с новейшими открытиями в науке, исследуя свой внутренний духовный мир. Духовно развитый человек не отвергает, не разобравшись, другое мнение, проявляет терпимость к иному миропониманию.

              Мировоззренческие споры обычно велись в русле противоборства науки и религии, где религия, конечно же, уступала науке по части доказательств. Но последние  научные открытия и археологические артефакты сами подтверждают то, о чем пишется в Библии. Необходимо отделить библейское откровение Самого Бога-Творца от религиозных представлений людей о происхождении мира и человека.

              Большинство религий носят субъективный характер, так как основаны на впечатлениях и умозаключениях их основателей. Мы убеждены, что чувство веры присуще человеку от рождения, и оно побуждает его искать свое объяснение тем сверхъестественным явлениям, с которыми он встречается в жизни. Так оформляются разные вероучения, религиозные конфессии и идеалистические философские учения.  Где же искать истину?

               На протяжении истории человечество выработало четыре мировоззренческие системы: библейская, религиозная, философская и естественнонаучная. Эта идея выражена в схеме «Мировоззренческая картина мира». По ней можно проследить развитие представлений человечества о происхождении мира.         http://www.proza.ru/2012/09/25/1882

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».

В данной работе  еще раз подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной миров...

«Мировоззренческая культура современного учителя музыки»

Современный учитель музыки, наблюдая сужение пространства высокой музыкальной культуры, снижение степени её влияния на массовое сознание, должен находиться в постоянном поиске, чтобы сделать уро...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».

В данной работе  подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной мировоззренческой к...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, у...

Формирование мировоззренческой культуры учащихся на уроках обществознания

Актуальность изучения общественных дисциплин для современного поколения школьников  – это возможность уже со школьной скамьи определить свою профессиональную направленность  как ответс...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, у...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики

В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...