5. Мировоззренческая культура личности.
опыты и эксперименты по теме
«Формирование мировоззренческой культуры человека». Не могу принять такую формулировку решения очень актуальной проблемы воспитания. Мировоззрение есть плод глубокой мыслительной деятельности самой личности. Учителя и родители призваны, чтобы только помогать детям в этом жизненно важном вопросе, не оказывая психологического воздействия. Дать им объективную информацию о различных мировоззренческих взглядах. А дальше – духовная задача каждого осмыслить собственный жизненный путь: во имя чего жить, во что верить, чем заниматься.
Мировоззренческая культура личности проявляется в широком кругозоре, в способности выработать свой собственный взгляд на мир и происходящие в нем процессы, в умении обосновать свою позицию. Верить или не верить – личное дело каждого, но хорошо, когда в основе выбора лежит личное убеждение, а не чья-то добрая или злая воля. Надо признать, что таким качеством мало кто обладает. Таким было воспитание в СССР: все должны были принимать материалистическое мировоззрение. Хотя я убеждена сейчас, что материалистический взгляд на мир не противоречит вере в Творца этого мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._mirovoz._kultura.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование мировоззренческой культуры человека». Не могу принять такую формулировку решения очень актуальной проблемы воспитания. Мировоззрение есть плод глубокой мыслительной деятельности самой личности. Учителя и родители призваны к тому, чтобы только помогать детям в этом жизненно важном вопросе, не оказывая психологического воздействия, дать им объективную информацию о различных мировоззренческих взглядах. А дальше перед каждым взрослеющим человеком стоит духовная задача - осмыслить собственный жизненный путь: во имя чего жить, во что верить, чем заниматься.
Мировоззренческая культура личности проявляется в широком кругозоре, в способности выработать свой собственный взгляд на мир и происходящие в нем процессы, в умении обосновать свою позицию. Верить или не верить – личное дело каждого, но хорошо, когда в основе выбора лежит личное убеждение, а не чья-то добрая или злая воля. Надо признать, что этим качеством мало кто обладает. Таким было воспитание в СССР: все должны были принимать материалистическое мировоззрение. Хотя я убеждена сейчас, что материалистический взгляд на мир не противоречит вере в Творца этого мира.
В стандарт образования по-прежнему заложена идея атеизма, но свобода мировоззренческого выбора не отвергается. В 1992 году вышел Закон о свободе вероисповедания, была объявлена свобода совести личности. Но не развитая мировоззренческая культура человека не дает ему разумно воспользоваться этой свободой. После разрушения СССР возник духовный вакуум, в который устремилась самая разноликая псевдо духовность, религиозность, не подкрепленная верой .
Посещение богослужений, венчание в церкви, освящение мирских мероприятий и различных проектов стало престижным делом. Происходит массовое крещение людей в различных религиозных деноминациях, хотя далеко не все осознают, что означает крещение и в чем суть веры, которую они принимают. Религиозная всеядность приводит не к духовному очищению, а к фанатизму. Любой проповедник, случайно оказавшийся первым на пути не критически мыслящего человека, способен увлечь его учением своей церкви.
В школе необходимо говорить с детьми не столько о разных религиях, сколько знакомить их с полной мировоззренческой картиной мира. Если бы учителя владели этим знанием, не было бы необходимости вводить в учебную программу школы фактически религиозный курс.
Человек, ориентированный на личностное развитие, не принимает слепо мировоззренческую идею, а вырабатывает свою позицию, анализируя разные взгляды, знакомясь с новейшими открытиями в науке, исследуя свой внутренний духовный мир. Духовно развитый человек не отвергает, не разобравшись, другое мнение, проявляет терпимость к иному миропониманию.
Мировоззренческие споры обычно велись в русле противоборства науки и религии, где религия, конечно же, уступала науке по части доказательств. Но последние научные открытия и археологические артефакты сами подтверждают то, о чем пишется в Библии. Необходимо отделить библейское откровение Самого Бога-Творца от религиозных представлений людей о происхождении мира и человека.
Большинство религий носят субъективный характер, так как основаны на впечатлениях и умозаключениях их основателей. Мы убеждены, что чувство веры присуще человеку от рождения, и оно побуждает его искать свое объяснение тем сверхъестественным явлениям, с которыми он встречается в жизни. Так оформляются разные вероучения, религиозные конфессии и идеалистические философские учения. Где же искать истину?
На протяжении истории человечество выработало четыре мировоззренческие системы: библейская, религиозная, философская и естественнонаучная. Эта идея выражена в схеме «Мировоззренческая картина мира». По ней можно проследить развитие представлений человечества о происхождении мира. http://www.proza.ru/2012/09/25/1882
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».
В данной работе еще раз подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной миров...
«Мировоззренческая культура современного учителя музыки»
Современный учитель музыки, наблюдая сужение пространства высокой музыкальной культуры, снижение степени её влияния на массовое сознание, должен находиться в постоянном поиске, чтобы сделать уро...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».
В данной работе подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной мировоззренческой к...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»
laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, у...
Формирование мировоззренческой культуры учащихся на уроках обществознания
Актуальность изучения общественных дисциплин для современного поколения школьников – это возможность уже со школьной скамьи определить свою профессиональную направленность как ответс...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»
laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, у...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики
В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...