«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»
статья

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

 забота о здоровье – это важнейший труд

 воспитателя. От жизнерадостности,

 бодрости детей зависит их духовная

 жизнь, мировоззрение, умственное

 развитие, прочность знаний, вера в свои  силы.»

 В.А. Сухомлинский

 

Президент РФ Д.А. Медведев,  говоря об охране и укреплении здоровья обучающихся, проблемах, связанных с развитием личности, о подготовке Национальной образовательной стратегии -  инициативы «Наша новая школа», напоминает, что находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. «…Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления их здоровья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_evstratova.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ  СОВРЕМЕННОГО  УЧИТЕЛЯ».

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

 забота о здоровье – это важнейший труд

 воспитателя. От жизнерадостности,

 бодрости детей зависит их духовная

 жизнь, мировоззрение, умственное

 развитие, прочность знаний, вера в свои  силы.»

 В.А. Сухомлинский

Президент РФ Д.А. Медведев,  говоря об охране и укреплении здоровья обучающихся, проблемах, связанных с развитием личности, о подготовке Национальной образовательной стратегии -  инициативы «Наша новая школа», напоминает, что находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. «…Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления их здоровья».

 Решение проблемы охраны здоровья обучающихся в условиях модернизации образования является приоритетным направлением этой стратегии, так как связан, в широком смысле, с качественным итогом современного  образования.

 Мировоззрение педагога – это его четкая позиция и определение в постоянно меняющемся мире и  образовании, это связь духовных традиций нашей страны и твердое убеждение педагога  в  социальной значимости и правильности своей деятельности.

 Работая в школе,  я могу определить основные направления здоровьесбережения на своих уроках:

учащиеся не должны получать готовые знания о здоровом образе жизни, а должны приобретать их в процессе обучения;

каждый обучающийся должен знать себя, возможности своего организма, уметь создать собственную программу здоровьесбережения;

учитель должен привить ученику ценностные ориентации, стойкое проявление интереса к ведению здорового образа жизни;

профессионализм деятельности педагога состоит в умении интегрировать в этой области свой предмет с другими науками, определить взаимосвязь между ними;

учитель должен быть достойным примером для своих учеников.

Сохранять и укреплять здоровье можно по-разному: беседами, стандартными мероприятиями и т.д., но самый действенный метод – каждому современному учителю сделать здоровьесбережение главным стилем своей педагогической деятельности. Но для этого нужна определенная мировоззренческая культура, твердые убеждения и знания.

 В нашей школе по данному направлению имеются такие результаты: принята  и  реализуется программа «Здоровье», проводится мониторинг здоровья и физической подготовленности детей, используется рациональное чередование учебной и внеурочной деятельности, функционирует кабинет психологической разгрузки, учителями проводятся динамические паузы, физкультминутки, соревнования, работают разнообразные кружки и секции, число уроков физкультуры увеличилось до трех уроков в неделю. В рамках тьюторства специалистами в области здоровья и педагогики ведется диагностика и консультирование родителей и учителей.

 В школе открыты специальные медицинские группы, по возрастам,  где занятия проводятся по специальной программе, с учетом заболеваний обучающихся, куда дети ходят с удовольствием.

 В своей работе я придерживаюсь девиза: «Освобожденных от физкультуры быть не должно, каждый ребенок должен заниматься, исходя из своих возможностей и состояния здоровья».

 Деятельность любого педагога, в какой школе бы он не трудился, должна быть направлена на основные цели: образование и здоровьесбережение обучающихся, а алгоритмы этой деятельности должны быть  таковы:

своевременность и правильность постановки задач в освоении здорового образа жизни;

учет нагрузки, исходя их возрастных особенностей и работоспособности обучающихся;

умение правильно планировать и сочетать компетентности в обучении;

оптимальность распределения учебного материала по мере его освоения;

использование наиболее приемлемых методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью обучающихся;

создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в процессе обучения;

квалифицированное медицинское сопровождение;

моделирование и апробации исследовательской работы по здоровьесбережению в области образования;

воспитание у обучающихся потребности в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании в области здорового образа жизни;

использование ИКТ в области оздоровительных систем;

создание оздоровительных и консультативных центров здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях;

систематическая работа с родителями, коллегами  по данному вопросу.

Думаю, учителям, освоившим  этот алгоритм действий, станет интереснее и проще работать в достижении конечного результата. Пока еще здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых подростков в наших школах. Но именно современный учитель личным примером и своим мировоззрением должен научить детей с раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье.

 Сама жизнь убеждает нас в том, что целенаправленная здоровьесберегающая деятельность педагога – это формирование и совершенствование культуры здоровья ребенка в педагогических системах.

 Ведь главное чему должен научиться ученик, выйдя из стен школы – умению адаптироваться в обществе, раскрыться как творческая Личность и быть достойным Гражданином своей страны.

Литература

  1. С.А. Цабыбин «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» - Волгоград: Учитель,2009.- 172 с.
  2. Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. -  М.: Издательство «Глобус», 2009. – 125 с. – (Управление школой).
  3. Л.Б. Дыхан «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». -  Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 412, [1] с. – (Библиотека учителя).
  4. М.А. Павлова «Формирование эффективной модели здоровьесберегающего учреждения» (Материалы к педагогическим советам по данным института возрастной физиологии РАО). – Саратов, 2006.
  5. Т.И. Агишева «Здоровье современных подростков и здоровьесберегающие технологии в школе». http:/www.allbest.ru/dip/.
  6. М. Южаков, «Здоровьесберегающие технологии в условиях предпрофессионального образования»// Знание – власть, 2006, №30.
  7. Ю.К. Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
  8. Е.В. Советова. «Эффективные образовательные технологии.»  –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  9. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. «Здоровьесберегающие образовательные технологии.»
  10. http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128717429932656250/Default.aspx
  11. http://osvita.ua/school/technol/3650
  12. http://vio.uchim.info/Vio_69/cd_site/articles/art_3_8.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕРЕГРУЗКИ ДЕТЕЙ".

«В настоящее время распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей... Существенно  ничего не изменилось, учебные программы, предъявляемые к учащимся, требования и...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».

В данной работе  еще раз подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной миров...

«Мировоззренческая культура современного учителя музыки»

Современный учитель музыки, наблюдая сужение пространства высокой музыкальной культуры, снижение степени её влияния на массовое сознание, должен находиться в постоянном поиске, чтобы сделать уро...

Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."

В данной статье автором  представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова.   Подробн...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».

В данной работе  подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной мировоззренческой к...

«Управленческая культура учителя как системообразующая составляющая общей профессиональной культуры современного учителя»-2016г

Управленческая культура педагога - есть целостное личностное образование, комплекс свойств личности, мера и способ ее творческой реализации, способности осуществлять деятельность по педагогическому уп...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, у...