Формирование мировоззренческой культуры учащихся на уроках обществознания
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
Актуальность изучения общественных дисциплин для современного поколения школьников – это возможность уже со школьной скамьи определить свою профессиональную направленность как ответственного гражданина нашей страны, будущего предпринимателя своего трудового потенциала.
Поставленные задачи федерального государственного стандарта, направляют педагога не только на обучение, но и на воспитание подрастающего поколения, формирование мировоззрения разносторонне развитой личности, где на первый план выходят самообразование и самоорганизация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ
«Формирование мировоззренческой культуры учащихся
на уроках обществознания»
конкурсный материал по тематическому направлению
«Формирование мировоззренческой культуры у обучающихся и воспитанников»
Автор работы:
Боронова Елена Николаевна,
учитель экономики,
1 квалификационная категория
г.Балахна
2020
Содержание
Стр.
Введение …………………………………………………………………………3
Пояснительная записка…………………………………………………………...5
Заключение………………………………………………………………………...8
Список используемых источников и литературы………………………….….10
Приложение………………………………………………………………………11
Введение
Для научного развития необходимо признание
полной свободы личности, духа,
ибо только при этом условии
может одно научное мировоззрение
сменяться другим…
В. И. Вернадский
Актуальность изучения общественных дисциплин для современного поколения школьников – это возможность уже со школьной скамьи определить свою профессиональную направленность как ответственного гражданина нашей страны, будущего предпринимателя своего трудового потенциала.
Поставленные задачи федерального государственного стандарта, направляют педагога не только на обучение, но и на воспитание подрастающего поколения, формирование мировоззрения разносторонне развитой личности, где на первый план выходят самообразование и самоорганизация.
Обращаясь к энциклопедическим словарям можно найти следующее определение термина «мировоззрение», которое трактуется как система человеческих представлений и знаний о мире, месте человека, выраженное в ценностных установках личности. Оно, мировоззрение, возникает как сложный результат практического взаимодействия человека с внешней действительностью, определяет социальное самочувствие и самосознание личности. Мировоззрение часто называют высшим уровнем самосознания индивида; выступает как социокультурное образование, понимание которого так важно и актуально с точки зрения продуктивности урочной и внеурочной деятельности педагога.
Способность к профессиональному росту, социальной мобильности в условиях всеобщей информатизации и цифровизации становится определяющей. Формирование потребности в получении новых знаний, информации связано с происходящими переменами в политической, экономической, культурной и социальной сферах. Реальная жизнь не стоит на месте, «все течёт и изменяется», нравственные ценности приобретают новую окраску с точки зрения добра и зла, в поведение человека важна критическая составляющая.
В своей работе я рассматриваю конкретную контактную аудиторию школы в рамках своей педагогической деятельности: 5-10 классы.
Цель работы: формирование мировоззренческих навыков рационального поведения в современной жизни, создание необходимых учебных условий.
Задачи:
- создание системы урочной и внеурочной деятельности, способствующей развитию личности;
- мотивация «проблемного» обучения;
- развитие навыков самообразования и самореализации учащихся;
- воспитание ответственности в области социальных и экономических отношений;
- приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения вопросов на практике (в жизни, быту).
Возраст: 11-16 лет (урочная и внеурочная деятельность в рамках курса преподаваемых предметов: обществознание, экономика, финансовая грамотность, основы безопасности жизнедеятельности)
Пояснительная записка
В настоящее время средствами формирования мировоззрения является как процесс обучения, так и внеурочная деятельность, самостоятельная работа учащихся. Усвоение мировоззренческих аспектов обеспечивается отбором информации, методами преподавания, выделением фундаментальных идей, межпредметными связями интегрированных уроков. Это даёт гарантированный результат, ученики видят связь предметных областей, выделяют закономерности развития событий, стараются применить полученные знания на практике. Выявляется: нравственное, трудовое, эстетическое воспитание как форма общественного сознания в индивиде через сумму правил, требований и норм, регулирующих отношения и поведение людей.
В своей педагогической практике широко применяю технологию проблемного обучения, в которой доминирующим выступает принцип развивающего обучения. Я считаю такую технологию эффективной и продуктивной, так как в процессе обучения формируется мировоззрение учащихся, развиваются универсальные компетенции (взаимодействия, исследования, принятия решений). Данная технология рассматривает обучающего как разносторонне развитую личность, творчески одаренную, коммуникативную, способную осваивать новые виды деятельности, где ожидание научного открытия становится приоритетным принципом, а не непреодолимой трудностью.
«Проблемное» обучение - это те ситуации и задания, которые происходят вокруг школьников; жизненно ориентированы, а поэтому вызывают со стороны учащихся оживленные беседы, дискуссии и размышления. За этим интересно наблюдать, внедряя гуманитарное, экономическое, правовое поле в решение, казалось бы, очевидной учебной проблемы.
Пример, в Москве выигрыш физического лица составил 1 миллиард рублей. Это произошло в рамках телевизионного шоу «Новогодний миллиард» на канале НТВ. Сколько получит на руки счастливчик?
Ответы учащихся могут быть разными: миллиард, миллиард минус налог?!
-А какой? Сколько?
И здесь может быть дилемма: 13% или 35%?!
В рамках Налогового Кодекса РФ- 13%, так как это налог на доходы физического лица.
Учитель: А если физическое лицо – нерезидент (иностранец), то его процентная ставка уже составит 30%. А сколько это в деньгах?!
Ребята постоянно должны быть в поиске определенных ответов, информация должна усложняться, но быть интересной. Можно предложить варианты распределения выигранной суммы с точки зрения важности, полезности, значимости. Попробовать оценить альтернативы со стороны, проставить плюсы и минусы возможным приобретениям, пересмотреть варианты, не спешить с выводами.
Умение читать и строить график/ диаграмму, является одним из важных познавательных универсальных учебных действий. Способность интерпретировать графики, критически относиться к представленной информации,— полезные навыки. Работа с такой информацией подразумевает не только простое извлечение данных, но и анализ, обобщение информации.
Пример из ОГЭ по обществознанию: Дана диаграмма с результатами социологического исследования. На ее основе нужно дать ответы на вопросы.
Технология работы с диаграммой на уроках обществознания:
1.Выявление проблемы (из вопроса задания).
2.Группы опрашиваемых (респонденты).
Формирование конкретных лиц – понимание роли их участия в опросе.
3.Варианты решения проблемы.
Уже заданные параметры (из легенды диаграммы). Позволяют увидеть варианты решения проблем.
4. Сходства – пояснение
Формирование продуктивного мышления с использованием собственного мировоззрения в отношении схожести вариантов, их возможные аргументы/утверждения.
5. Различия – пояснение
Формирование продуктивного мышления с использованием собственного мировоззрения в отношении особых отличий вариантов
* Выводы. Собственное отношение к проблеме.
«Я считаю, что ….…, так как…..»
Особенность подхода решения аналогичных заданий приведена в Приложении № 4 данной работы.
Заключение
Укрепление российского государства связано с воспитанием гражданина, имеющего собственное мировоззрение, основанное на общечеловеческих и национальных ценностях. Не случайно именно личностные результаты образования поставлены на первое место в ФГОС основного общего образования. Это готовность и способность обучающихся к саморазвитию, личностному самоопределению, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, общественной практики. По мнению психологов, мировоззренческое самоопределение начинается в раннем юношеском возрасте, а затем, если человек выбирает личностный путь развития, длится на протяжении всей его жизни.
Результатами моей продуктивной деятельности в рамках развития мировоззренческого потенциала учащихся служат:
- участие и победы учеников в школьных, районных, интернет - олимпиадах; научном обществе учащихся, творческих мастерских, социальных проектах класса, школы;
- индивидуальные беседы и дополнительные факультативные занятия с учащимися;
- встреча с родителями в рамках тематических занятий, разъяснительных бесед по поводу формирования мотивации обучающихся;
- отражение учебной деятельности в контентах: Дневник.Ру, «ВКонтакте», педагогическом сообществе;
- другие.
Отчетная деятельность учителя, распространение собственного педагогического опыта позволяет найти отклик в деятельности школьного сообщества: администрации, родителей, педагогов, и конечно же, наших воспитанников, которые достойно представляют школу в учебном процессе, вне рамок образовательного учреждения.
Таким образом, на уроках создаётся особая среда формирования мировоззрения учащегося; ученики не пассивные слушатели информации, знаний, а исследователи, новаторы и первооткрыватели идей собственного производства, предприниматели своего творческого потенциала, порою так глубоко скрытого от учителя в рамках субъектно-объектных отношений на традиционных уроках в общеобразовательных учреждениях.
Цифровой век диктует новые правила, модернизация образования начинается с мировоззрения не только учащегося, но и траектории его развития и взаимодействия, где особую роль в этой среде играет учитель.
Список используемых источников и литературы:
- Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 208 с.
- Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности / Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. - Омск: ОГУ, 2002. - 296 с.
- Калмыков В.Н. основы философии: Учебное пособие/Мн.:выш.шк..2003.-541с.
- Каратыгина Е. В. Влияние общественных дисциплин на формирование мировоззрения старших школьников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 84-86.
- Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989.
- Плужникова Е.А, Формирование научного мировоззрения школьников средствами межпредметной интеграции. Армавир, 2010, 147 с.
- Чуприна А.А. Духовно-нравственные аспекты формирования современной личности // Материалы второй Международной конференции. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2000. - 333 с.
- Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989.
- https://rosuchebnik.ru/material/rabota-s-grafikami-i-diagrammami/
- https://dnevnik.ru/teachers
- https://vk.com/club156773270
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Мировоззрение
Приложение № 1.
Анкетирование учащихся в рамках решения возможных мировоззренческих проблем
Цель: выяснить, как школа влияет на становление жизненной позиции обучающихся, что нужно изменить, чтобы школьное образование помогало в решении важных мировоззренческих проблем.
1. Существуют вечные проблемы, такие как проблема смысла жизни; выбора своего пути, нравственных ценностей; отношения к вере; проблемы долга, совести и др.
Являются ли эти проблемы важными, актуальными для Вас лично?
А) да; Б) нет.
2. Какие из вечных (мировоззренческих) проблем наиболее значимы для Вас?________________________________________________________
3. С кем вы их можете обсудить?
А) с друзьями; Б) с родителями; В) с учителями;
Г) в социальных сетях; Д) другое (что именно).
4. Что побуждает вас к размышлениям над этими проблемами?
А) желание разобраться и найти свой ответ;
Б) книги; В)фильмы; Г)школьные уроки;
Д) общение с учителями; Е)общение с друзьями; Ж)общение с родителями;
З) СМИ; И)социальные сети; К)другое (что именно).
5. Важны ли эти проблемы для современного человека?
А) важны; Б) можно обойтись и без них.
6. Должно ли школьное образование помогать в их решении,
настраивать на философский поиск?
А) да; Б) нет.
7. Какие события школьной жизни повлияли на ваше понимание
мира?
А) беседы с учителями; Б) школьные уроки;
В) участие во внеклассной работе (поездки, экскурсии, праздники и т.д.);
Г) учебно-исследовательская, творческая деятельность;
Д) вся атмосфера школьной жизни; Е) другое (что именно);
Ж) ничего не повлияло.
8. Чтобы школьный урок располагал к философским размышлениям, помогал в решении важных проблем, учитель должен
А) проводить уроки в форме дискуссии;
Б) организовывать работу в группах, парах;
В) просить учеников высказать свою точку зрения в форме философского эссе, мини-сочинения, творческой работы;
Г) находить в изучаемом материале интересные для учеников проблемы;
Д)приводить примеры из собственной жизни;
Е)открыто высказывать свою точку зрения на обсуждаемые
проблемы;
Ж) выстраивать дружеские, доверительные отношения с учениками;
З) обращаться к личному опыту учеников; И) другое (что именно).
9. Как часто в вашей школьной жизни бывают такие уроки?
А)часто; Б) редко; В) не бывает вообще
10. Были ли в вашей жизни учителя, оказавшие серьезное влияние на становление вашей жизненной позиции?
А) да; Б) нет
11. Какой предмет они преподавали?________________________________
12. В чем заключалось их влияние?
А) интересная, глубокая подача материала на уроках;
Б) интересные формы организации урока (диспуты, работа в группах, парах, индивидуальные задания и т.д.);
В) разговор с учениками на равных;
Г) индивидуальные беседы о проблемах, которые вас волнуют;
Д) внеклассная работа; Е) другое (что именно)_____________________
Приложение № 2.
Анкетирование родителей в рамках решения проблемы
«Формирование мировоззренческого мышления обучающихся»
Цель: выяснить, как школа влияет на становление жизненной позиции обучающихся, что нужно изменить, чтобы школьное образование помогало в решении важных мировоззренческих проблем.
1. Какова, с Вашей точки зрения, степень влияния школы на мировоззрение Вашего ребенка?
А) очень большая; Б) достаточно большая; В) небольшая; Г) школа не оказывает никакого влияния на мировоззрение моего ребенка.
2. Должна ли школа, С Вашей точки зрения, заниматься формированием мировоззрения? А) да; Б)нет.
3. Какие ценности, по Вашему мнению, должны быть заложены
школой в основание мировоззрения современного ученика?
4. Что делается в школе, где учится ваш ребенок, для формирования его жизненной позиции, убеждений, идеалов?
А) мировоззренческие проблемы обсуждаются на уроках;
Б) классным руководителем ведется серьезная воспитательная работа;
В) классный руководитель (учителя, школьный психолог) индивидуально беседуют с учениками; обсуждают их проблемы;
Г) проводятся общешкольные мероприятия мировоззренческой
направленности; Д) в школе работают детские общественные объединения;
5. Есть ли в его жизни учитель, оказывающий на него серьезное
нравственное влияние? А) да Б) нет
6. Если есть, то расскажите, пожалуйста, об этом учителе. В чем
сказывается его влияние на учеников?
7. Нужны ли, с Вашей точки зрения, для современных старшеклассников специальные уроки, занятия, проекты, элективные
курсы, и т.д. мировоззренческой ориентации (философия, психология, религия)? Какие именно?
Приложение № 3.
Анкетирование учителей по проблеме
«Формирования мировоззрения школьников»
Цель: выяснить, как школа влияет на становление жизненной позиции современного старшеклассника и что нужно изменить, чтобы школьное образование помогало нашим воспитанникам в решении важных мировоззренческих проблем.
1. Какова, с Вашей точки зрения, степень влияния современной школы на мировоззрение учащихся?
А) очень большая; Б) достаточно большая; В) небольшая;
Г) школа не оказывает никакого влияния на мировоззрение учеников.
2. Должна ли школа, С Вашей точки зрения, заниматься формированием мировоззрения? А) да; Б)нет; В) не думал(а) об этом.
3. Какие ценности Вы бы хотели заложить в основание мировоззрения ваших учеников?
4. В чем Вы видите сверхзадачу (высший смысл) преподавания
вашего предмета?
5. Ставите ли Вы перед собой задачу помощи ученикам в решении мировоззренческих проблем, пробуждению у них интереса к философствованию? А)да; Б)нет; В)не думал(а) об этом.
6. Если да, то какими средствами Вы решаете эту задачу
А)обращаете особое внимание на уроке на мировоззренческое
содержание учебного предмета;
Б) используете диалоговые технологии;
В) организуете специальную внеурочную деятельность;
Г) выстраиваете доверительный стиль общения;
Д)проводите индивидуальные беседы с учащимися о проблемах, которые их волнуют;
Е) другое, что?
7. Считаете ли вы себя достаточно подготовленными для решения этой задачи? А) да; Б)нет;
8. Если нет, то каких знаний вам не хватает
А) философских; Б) религиозных; В) психологических;
Г) предметных; Д) методических.
9. Нужны ли, с Вашей точки зрения, для современных старшеклассников специальные уроки, занятия, проекты, элективные курсы, надпредметные модули мировоззренческой ориентации (философия, психология, религия)? А) да; Б) нет.
10. Если да, то что именно?______________________________________
Приложение № 4.
Технология работы с графиками и диаграммами.
Задание № 12, ОГЭ обществознание
(max 4 балла за правильный ответ)
Данная технология работы с графиками и диаграммами была мною разработана с учетом поэтапного ответа на вопрос № 12 ОГЭ обществознания исходя из сложностей, затруднений, вызванных особенностями задания.
Проведя тестовый замер понимания технологии работы с графиками, я получила положительный ответ от учащихся, что это действительно позволяет понять график более осмысленно, зная специфику работы технологии.
Анализ диаграммы с учетом экономических и социальных знаний учащихся (особого уровня сложности)
1.Выявление проблемы (из вопроса задания).
Формирование условия задачи для анализа.
2.Группы опрашиваемых (респонденты).
Формирование конкретных лиц – понимание роли (мнения) их участия в опросе.
3.Варианты решения проблемы.
Уже заданные параметры (из легенды диаграммы/ графика)
Позволяют увидеть варианты решения проблем, процентное отношение (количество) лиц, согласных с этим вариантом
4. Сходства – пояснение
Формирование продуктивного мышления с использованием собственного мировоззрения в отношении схожести вариантов, их возможные аргументы/утверждения.
5. Различия – пояснение
Формирование продуктивного мышления с использованием собственного мировоззрения в отношении особых отличий вариантов, их возможные аргументы/утверждения
Выводы. Собственное отношение к проблеме.«Я считаю, что …, так как»
ОТВЕТ:
1.Проблема: | Межнациональные конфликты этносов единого государства |
2.Группы опрашиваемых: |
|
3.Варианты решения проблемы: |
|
4.Сходство: Пояснение: | И 30-летние и 60- летние считают, что нужно уважать права и свободы друг друга (на 1-ом месте по диаграмме) Чтобы сохранить мирные отношения, не допустить межнациональных конфликтов, военных действий (размышления) |
5.Различие: Пояснение: | Над вопросами межнациональных конфликтов меньше задумываются 60- летние (15%), чем 30- летние (10%), практически на треть. Связано с особенностями менталитета, особым мировоззрением 60-летних. Осознанно не будут идти на конфликт, волнуют другие проблемы, не отраженные в графике |
Вывод: | Я считаю, что решить проблему межнациональных конфликтов можно, научившись уважать и понимать друг друга, так как это позволит сохранить мирные и дружеские отношения |
Приложение № 5.
Информация для размышления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование правового сознания на уроках обществознания.
Выступление на заседании РМО историков....
Доклад "Формирование правовых знаний на уроках обществознания"
В докладе содержится информация о формировании правовых знаний у умственно отсталых обучающихся на уроках обществознания...
Формирование познавательной самостоятельности учащихсяна уроках истории и обществознания на основе деятельностного подхода.
В работе рассматриваются формы работы на уроке, позволяющие реализовать деятельностный подход в обучении....
Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе и экологической культуры на уроках обществознания.
Три главных правила экологической морали.1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.2. Я не причиню...
Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе и экологической культуры на уроках обществознания
Три главных правила экологической морали.1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.2. Я не причиню...
Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания: урок, мастер-класс
Представлена разработка урока по теме "Социальная структура общества. Социальная мобильность" с использованием методов и приемов по формированию понятийного аппарата....
Урок – семинар, разработанный на основе технологии СДО, как инструмент формирования функциональной грамотности на уроках обществознания
Отличительная особенность семинаров, разработанных в системе СДО – структура, которая обеспечивает наивысшую степень самостоятельности обучаемых при подготовке к нему и реализацию кр...