«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».
статья (физкультура и спорт) по теме
В данной работе еще раз подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной мировоззренческой культуры современного педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_deyatelnost_pedagoga.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».
Ланина В.Д.
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №3 имени В.Н. Щеголева» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области
(МОУ СОШ №3 им. В.Н. Щеголева ГО ЗАТО Светлый)
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В.А. Сухомлинский
Президент РФ Д.А. Медведев, говоря об охране и укреплении здоровья обучающихся, проблемах, связанных с развитием личности, о подготовке Национальной образовательной стратегии - инициативы «Наша новая школа», напоминает, что находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. «…Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления их здоровья».
Решение проблемы охраны здоровья обучающихся в условиях модернизации образования является приоритетным направлением этой стратегии, так как связан, в широком смысле, с качественным итогом современного образования.
Мировоззрение педагога – это его четкая позиция и определение в постоянно меняющемся мире и образовании, это связь духовных традиций нашей страны и твердое убеждение педагога в социальной значимости и правильности своей деятельности.
Работая учителем физической культуры, имея опыт работы, я могу определить основные направления здоровьесбережения на своих уроках:
учащиеся не должны получать готовые знания о здоровом образе жизни, а должны приобретать их в процессе обучения;
каждый обучающийся должен знать себя, возможности своего организма, уметь создать собственную программу здоровьесбережения;
учитель должен привить ученику ценностные ориентации, стойкое проявление интереса к ведению здорового образа жизни;
профессионализм деятельности педагога состоит в умении интегрировать в этой области свой предмет с другими науками, определить взаимосвязь между ними;
учитель должен быть достойным примером для своих учеников.
Сохранять и укреплять здоровье можно по-разному: беседами, стандартными мероприятиями и т.д., но самый действенный метод – каждому современному учителю сделать здоровьесбережение главным стилем своей педагогической деятельности. Но для этого нужна определенная мировоззренческая культура, твердые убеждения и знания.
В нашей школе по данному направлению имеются такие результаты: принята и реализуется программа «Здоровье», проводится мониторинг здоровья и физической подготовленности детей, используется рациональное чередование учебной и внеурочной деятельности, функционирует кабинет психологической разгрузки, учителями проводятся динамические паузы, физкультминутки, соревнования, работают разнообразные кружки и секции, число уроков физкультуры увеличилось до трех уроков в неделю. В рамках тьюторства специалистами в области здоровья и педагогики ведется диагностика и консультирование родителей и учителей.
В школе открыты специальные медицинские группы, по возрастам, где занятия проводятся по специальной программе, с учетом заболеваний обучающихся, куда дети ходят с удовольствием.
В своей работе я придерживаюсь девиза: «Освобожденных от физкультуры быть не должно, каждый ребенок должен заниматься, исходя из своих возможностей и состояния здоровья».
Деятельность любого педагога, в какой школе бы он не трудился, должна быть направлена на основные цели: образование и здоровьесбережение обучающихся, а алгоритмы этой деятельности должны быть таковы:
своевременность и правильность постановки задач в освоении здорового образа жизни;
учет нагрузки, исходя их возрастных особенностей и работоспособности обучающихся;
умение правильно планировать и сочетать компетентности в обучении;
оптимальность распределения учебного материала по мере его освоения;
использование наиболее приемлемых методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью обучающихся;
создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в процессе обучения;
квалифицированное медицинское сопровождение;
моделирование и апробации исследовательской работы по здоровьесбережению в области образования;
воспитание у обучающихся потребности в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании в области здорового образа жизни;
использование ИКТ в области оздоровительных систем;
создание оздоровительных и консультативных центров здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях;
систематическая работа с родителями, коллегами по данному вопросу.
Думаю, учителям, освоившим этот алгоритм действий, станет интереснее и проще работать в достижении конечного результата. Пока еще здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых подростков в наших школах. Но именно современный учитель личным примером и своим мировоззрением должен научить детей с раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье.
Сама жизнь убеждает нас в том, что целенаправленная здоровьесберегающая деятельность педагога – это формирование и совершенствование культуры здоровья ребенка в педагогических системах.
Ведь главное чему должен научиться ученик, выйдя из стен школы – умению адаптироваться в обществе, раскрыться как творческая Личность и быть достойным Гражданином своей страны.
Литература
С.А. Цабыбин «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» - Волгоград: Учитель,2009.- 172 с.
Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Глобус», 2009. – 125 с. – (Управление школой).
Л.Б. Дыхан «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 412, [1] с. – (Библиотека учителя).
М.А. Павлова «Формирование эффективной модели здоровьесберегающего учреждения» (Материалы к педагогическим советам по данным института возрастной физиологии РАО). – Саратов, 2006.
Т.И. Агишева «Здоровье современных подростков и здоровьесберегающие технологии в школе». http:/www.allbest.ru/dip/.
М. Южаков, «Здоровьесберегающие технологии в условиях предпрофессионального образования»// Знание – власть, 2006, №30.
Ю.К. Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
Е.В. Советова. «Эффективные образовательные технологии.» –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. «Здоровьесберегающие образовательные технологии.»
http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128717429932656250/Default.aspx
http://osvita.ua/school/technol/3650
http://vio.uchim.info/Vio_69/cd_site/articles/art_3_8.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе" часть 1
Презентация. Начало ."Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...
Презентация "Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе" часть 2 .
Презентация.Продолжение."Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе
Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка...
Элементы релаксации на уроках физической культуры, как неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий
Тезисы выступления«Элементы релаксации на уроках физической культуры, как неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий»...
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения
Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...
Статья "Двигательная активность- часть здоровьесберегающей деятельности школы".
Образ жизни современных людей, в том числе и школьников, очень близок к "постельному режиму", ведущему к острой гипокинезии. Сидение за партой, за письменным столом, за компьютером, перед телевизором ...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».
В данной работе подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной мировоззренческой к...