«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».
статья (физкультура и спорт) по теме
В данной работе еще раз подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной мировоззренческой культуры современного педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».
Ланина В.Д.
Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №3 имени В.Н. Щеголева» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области
(МОУ СОШ №3 им. В.Н. Щеголева ГО ЗАТО Светлый)
«Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В.А. Сухомлинский
Президент РФ Д.А. Медведев, говоря об охране и укреплении здоровья обучающихся, проблемах, связанных с развитием личности, о подготовке Национальной образовательной стратегии - инициативы «Наша новая школа», напоминает, что находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. «…Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления их здоровья».
Решение проблемы охраны здоровья обучающихся в условиях модернизации образования является приоритетным направлением этой стратегии, так как связан, в широком смысле, с качественным итогом современного образования.
Мировоззрение педагога – это его четкая позиция и определение в постоянно меняющемся мире и образовании, это связь духовных традиций нашей страны и твердое убеждение педагога в социальной значимости и правильности своей деятельности.
Работая учителем физической культуры, имея опыт работы, я могу определить основные направления здоровьесбережения на своих уроках:
учащиеся не должны получать готовые знания о здоровом образе жизни, а должны приобретать их в процессе обучения;
каждый обучающийся должен знать себя, возможности своего организма, уметь создать собственную программу здоровьесбережения;
учитель должен привить ученику ценностные ориентации, стойкое проявление интереса к ведению здорового образа жизни;
профессионализм деятельности педагога состоит в умении интегрировать в этой области свой предмет с другими науками, определить взаимосвязь между ними;
учитель должен быть достойным примером для своих учеников.
Сохранять и укреплять здоровье можно по-разному: беседами, стандартными мероприятиями и т.д., но самый действенный метод – каждому современному учителю сделать здоровьесбережение главным стилем своей педагогической деятельности. Но для этого нужна определенная мировоззренческая культура, твердые убеждения и знания.
В нашей школе по данному направлению имеются такие результаты: принята и реализуется программа «Здоровье», проводится мониторинг здоровья и физической подготовленности детей, используется рациональное чередование учебной и внеурочной деятельности, функционирует кабинет психологической разгрузки, учителями проводятся динамические паузы, физкультминутки, соревнования, работают разнообразные кружки и секции, число уроков физкультуры увеличилось до трех уроков в неделю. В рамках тьюторства специалистами в области здоровья и педагогики ведется диагностика и консультирование родителей и учителей.
В школе открыты специальные медицинские группы, по возрастам, где занятия проводятся по специальной программе, с учетом заболеваний обучающихся, куда дети ходят с удовольствием.
В своей работе я придерживаюсь девиза: «Освобожденных от физкультуры быть не должно, каждый ребенок должен заниматься, исходя из своих возможностей и состояния здоровья».
Деятельность любого педагога, в какой школе бы он не трудился, должна быть направлена на основные цели: образование и здоровьесбережение обучающихся, а алгоритмы этой деятельности должны быть таковы:
своевременность и правильность постановки задач в освоении здорового образа жизни;
учет нагрузки, исходя их возрастных особенностей и работоспособности обучающихся;
умение правильно планировать и сочетать компетентности в обучении;
оптимальность распределения учебного материала по мере его освоения;
использование наиболее приемлемых методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью обучающихся;
создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в процессе обучения;
квалифицированное медицинское сопровождение;
моделирование и апробации исследовательской работы по здоровьесбережению в области образования;
воспитание у обучающихся потребности в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании в области здорового образа жизни;
использование ИКТ в области оздоровительных систем;
создание оздоровительных и консультативных центров здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях;
систематическая работа с родителями, коллегами по данному вопросу.
Думаю, учителям, освоившим этот алгоритм действий, станет интереснее и проще работать в достижении конечного результата. Пока еще здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых подростков в наших школах. Но именно современный учитель личным примером и своим мировоззрением должен научить детей с раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье.
Сама жизнь убеждает нас в том, что целенаправленная здоровьесберегающая деятельность педагога – это формирование и совершенствование культуры здоровья ребенка в педагогических системах.
Ведь главное чему должен научиться ученик, выйдя из стен школы – умению адаптироваться в обществе, раскрыться как творческая Личность и быть достойным Гражданином своей страны.
Литература
С.А. Цабыбин «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» - Волгоград: Учитель,2009.- 172 с.
Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Глобус», 2009. – 125 с. – (Управление школой).
Л.Б. Дыхан «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 412, [1] с. – (Библиотека учителя).
М.А. Павлова «Формирование эффективной модели здоровьесберегающего учреждения» (Материалы к педагогическим советам по данным института возрастной физиологии РАО). – Саратов, 2006.
Т.И. Агишева «Здоровье современных подростков и здоровьесберегающие технологии в школе». http:/www.allbest.ru/dip/.
М. Южаков, «Здоровьесберегающие технологии в условиях предпрофессионального образования»// Знание – власть, 2006, №30.
Ю.К. Бабанский «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
Е.В. Советова. «Эффективные образовательные технологии.» –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. «Здоровьесберегающие образовательные технологии.»
http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128717429932656250/Default.aspx
http://osvita.ua/school/technol/3650
http://vio.uchim.info/Vio_69/cd_site/articles/art_3_8.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-173756-1421600224.jpg)
Презентация "Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе" часть 1
Презентация. Начало ."Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-173756-1421600224.jpg)
Презентация "Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе" часть 2 .
Презентация.Продолжение."Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе
Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-546908-1418325882.jpg)
Элементы релаксации на уроках физической культуры, как неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий
Тезисы выступления«Элементы релаксации на уроках физической культуры, как неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий»...
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения
Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/04/picture-114702-1349379444.jpg)
Статья "Двигательная активность- часть здоровьесберегающей деятельности школы".
Образ жизни современных людей, в том числе и школьников, очень близок к "постельному режиму", ведущему к острой гипокинезии. Сидение за партой, за письменным столом, за компьютером, перед телевизором ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/28/picture-1066376-1540731333.jpg)
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».
В данной работе подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной мировоззренческой к...