Рабочая программа кружка "Мир глазами художника"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Вус Юлия Викторовна

Рабочая программа кружка "Мир глазами художника" (художественно-эстетическое направление)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_glazami_hudozhnika_3_klass.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ

«ООШ №2» Энгельсского муниципального

района

_______________________/Сливина А.В./

                                                     __________г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ООШ №2»

Энгельсского муниципального района

____________________/Лихачева О.Н./

Приказ №__________ от __________ г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Смотрю на мир глазами художника»

художественно-эстетическое направление

для обучающихся 3 класса

МБОУ «ООШ №2»

Энгельсского муниципального района

на 2015/2016 учебный год

Составитель:

Вус Ю.В.

учитель начальных классов

первой квалификационной

категории

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения), Примерной программы по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

Класс – 3

Количество занятий в неделю – 1

Количество часов в год - 34

Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (изобразительное искусство, музыка, хореография, театр и т. д.).

Задачи:

•  развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

•  научить приёмам исполнительского мастерства;

•  научить правильно, использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

   Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

- умении видеть и  воспринимать проявления  художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания  и  выразительных средств произведений искусства;

- активном использовании языка изобразительного искусства  и  различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

   Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

   в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

   в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой "деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художестве нно – творческой  деятельности;

- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.

Формы и методы

На занятиях используются методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
  • Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
  • Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).
  • Эвристические (методика ТРИЗ).

Ведущие формы организации занятий:

  • Групповые (творческие мастерские).
  • Индивидуальные (самостоятельная работа).
  • Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).

В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы

3 год обучения

1

Живопись

11

2

Графика

9

3

Скульптура

4

4

Аппликация

4

5

Бумажная пластика

3

6

Работа с природными материалами

2

7

 

Организация и обсуждение

выставки детских работ

1

 

Итого

34

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование

раздела и тем

Часы учебного времени

Дата  по плану

Дата  по факту

Содержание занятий

Узор в круге из семян и пластилина.

1

02.09.15

Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм.

Создание композиции «Любимый уголок природы» из шишек, косточек, семян и т.д.

1

09.09.15

Летнее настроение. Фабрика пятен.

1

16.09.15

Знания учащихся расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Изображение с натуры объектов природы — цветов, веток, фантастических фигурок.

Рисование на тему: «Цветочная поляна».

1

23.09.15

Рисование с натуры: «Букет цветов в вазе».

1

30.09.15

Создание натюрморта «Кувшин и фрукты».

1

07.10.15

Рисование на тему: «Дом для моей семьи»

1

14.10.15

Изображение фантастического животного, похожего на зверя, птицу или рыбу».

1

21.10.15

Изображение композиции на тему: «День и ночь» гуашью.

1

28.10.15

Изображение волшебного цветка в технике воскографии.

1

11.11.15

Работа восковыми мелками.

Трава и деревья в лесу.

1

18.11.15

Коллективная композиция на тему: «Корабли в море».

1

25.11.15

Создание пейзажей: «Солнечный день и пасмурное утро».

1

02.12.15

Графика – 9 часов

Изображение ракушки с натуры простым карандашом или гелиевыми ручками.

1

09.12.15

Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью».

Изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей.

Зарисовки карандашом насекомых.

1

16.12.15

Изображение фактуры различных тканей цветными карандашами.

1

23.12.15

Изображение узоров на камнях фломастерами или цветными карандашами.

1

13.01.16

Создание портрета человека простым карандашом.

1

20.01.16

Рисование на тему: «Домашние любимцы" фломастерами или гелиевыми ручками.

1

27.01.16

Изображение сказочного подземного города гелиевыми ручками светлых тонов на тёмном фоне.

1

03.02.16

Изображение различных звуков в природе восковыми мелками или фломастерами.

1

10.02.16

Изображение простым карандашом предмета быта в объёме как художники-графики.

1

17.02.16

Аппликация- 4 час

Изготовление поздравительной открытки к 8 марта.

1

24.02.16

Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы.

Обрывная аппликация «Бабочка».

1

02.03.16

Создание любимого сказочного героя в технике аппликации.

1

09.03.16

Изготовление бус из бумаги цветных журналов.

1

16.03.16

Бумажная пластика - 3

Изготовление из бумаги домашних животных в технике оригами.

1

23.03.16

Закрепление навыков работы с белой бумагой, совершенствование приёмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над объёмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической композицией, в которой используются различные приёмы сминания бумаги.

Изготовление цветка из бумаги в технике квиллинг (бумагокручение)

1

06.04.16

Орнамент из фантиков на картоне (свободная композиция).

1

13.04.16

Скульптура – 4 часа

Лепка фантастического животного подводного мира.

1

20.04.16

Активное закрепление навыков работы с мягкими скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).

Украшение вазы пластилином.

1

27.04.16

Лепка из пластилина сюжетной скульптурной композиции из двух фигур на тему: «Мама и ребёнок».

1

04.05.16

Коллективная композиция из пластилина «Прогулка в парке или в лесу».

1

11.05.16

Организация и обсуждение выставки детских работ

1

18.05.16

Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ   ЛИТЕРАТУРА

  1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
  2. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
  3. Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе.
  4. И. П. Волков. Художественная студия в школе
  5. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для                         учителя. - М.: Просвещение,  1991.-159с.
  6. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе.
  7. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

 Просвещение,2006

  1. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

 Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

  1. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

  1. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
  2. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.  

 3-е изд. М., 1998.

  1. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
  2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

 учебник. 3-е изд. М., 1997.

  1. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..
  2. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

  1.   ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ http://www.rusedu.ru/detail_8395.html

  1. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ http://www.rusedu.ru/detail_8394.html

  1. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА http://www.rusedu.ru/detail_8393.html

  1. ИМПРЕССИОНИЗМХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОДЭДУАРД МАНЕ,БАТИНЬОЛЬСКАЯ ГРУППА
  2. http://www.rusedu.ru/detail_8348.html
  3. ИМПРЕССИОНИЗМХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОДЭДУАРД МАНЕ,БАТИНЬОЛЬСКАЯ ГРУППА
  4. http://www.rusedu.ru/detail_8347.html
  5. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯКУЛЬТУРА http://www.rusedu.ru/detail_8228.html
  6. РИСУНКИ С ТОЧКАМИ http://www.rusedu.ru/detail_8145.html
  7. МОНОТИПИЯЦВЕТЫЛИСТЬЯТРАВАРИСОВАНИЕhttp://www.rusedu.ru/detail_8142.html
  8.     РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ - ПОРТРЕТИСТЫ (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)http://www.rusedu.ru/detail_8126.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка Юный художник

программа кружка Юный художник для детей 7 - 13 лет....

Рабочая программа кружка "Юный художник"

Программа кружка «Юный художник» рассчитана на 3 года. Она ориентирована на обучающихся 2 и 3 ступени. На первом году обучения рассматриваются темы, вызывающие наибольшие трудности у детей при ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности  по художественно-эстетическому  направлению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов...

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ «Смотрю на мир глазами художника» для 1-4 классов

ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по внеурочной деятельности  по художественно-эстетическому  напралению «Смотрю на мир глазами художника»  для 1-4 классов...

рабочая программа кружка "Смотрю на мир глазами художника"

Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа "Мир глазами химика"

Данный курс предполагается реализовывать во внеурочной работе с учащимися 7 класса. Курс рассчитан на один год - 68 часов (2 часа в неделю)....