Программа дополнительного образования "Юный художник" для 5-7 классов.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс) по теме
Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования связано с задачами духовно – нравственного развития, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся. Обращение к народному искусству России и стран Мира завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением школьных и домашних интерьеров, школьного музея. Так же это прекрасные сувениры для подарков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_hudozhnik.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Катынская средняя школа
Смоленский район Смоленская область
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _________ / Н.В. Байкова / «____» _______________ 201 г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы ___________ / Н.И.Старовойтова приказ № ___от_______201 г. . |
ПРОГРАММА
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
(ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ)
2 часа в неделю – 72 часа в год
Педагог дополнительного образования
Степанькова Светлана Александровна
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Декоративная композиция» относится к образовательной области «Искусство».
Совершенствование эстетического воспитания и художественного образования связано с задачами духовно – нравственного развития, трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся.
Обращение к народному искусству России и стран Мира завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением школьных и домашних интерьеров. Так же это прекрасные сувениры для подарков. Одним из основных изобразительно-выразительных средств изобразительного искусства является КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio-составление, соединение) – соотношение частей художественного произведения в соответствии с какой-либо идеей, ее пластическое выражение. Главная задача композиции – создание целостного художественного образа. Декоративная композиция служит художественному, эстетическому оформлению материальной предметной среды, придает очарование вещам.
Цель программы: изучить основы декоративной композиции и помочь учащимся овладеть элементарными навыками декоративного украшения различных объектов, воспитание у детей интереса к народному искусству.
Задачи программы:
1. Образовательные:
- Cистематизировать и закрепить имеющиеся знания по изобразительному искусству;
- познакомить с разнообразием композиционных приемов;
- продолжить формирование определенных умений и навыков в работе над декоративной композицией;
- продолжить приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов
2. Развивающие:
- способствовать развитию любознательности, расширять кругозор учащихся;
- развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, планировать свою деятельность;
- развивать воображение, художественно-образное мышление на основе наблюдательности и фантазии.
3. Воспитательные:
- воспитывать художественную культуру, как неотъемлемую часть духовной культуры;
- формировать понимание роли искусства в жизни людей; роль искусства в организации форм среды, в которой мы живем; окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми;
- воспитание патриотических чувств, чувство гордости за свою Родину, освоение древних корней искусства;
- воспитывать самостоятельное видение мира, основанного на освоении опыта художественной культуры.
Программа состоит из 6 частей.
- Орнамент и цвет в декоративной композиции.
- Работа над росписью по хохломским мотивам
- Работа над мезенской росписью
- Роспись по стеклу
- Роспись по ткани
- Оформление материальной предметной среды. Творческая работа
Программа рассчитана на 72 учебных часа. Принцип набора учащихся – по интересам. Количество обучающихся в объединении не более 10 человек. Способ подачи информации – репродуктивный.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленной цели предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся.
Методы:
- По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
- По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа.
- По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: репродуктивный, объяснительно – репродуктивный.
Формы: индивидуальная, индивидуально – групповая, кооперативно – групповая, организационная (практическая работа, творческое задание, выставка творческих 2
работ).
Средства обучения: репродукции, фотографии, художественные альбомы, учебники по композиции.
Психологическое обеспечение программы:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- обсуждение творчества учащихся в практической деятельности;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения.
По окончании обучения учащиеся должны:
знать:
- законы композиции: гармония, контраст, симметрия, асимметрия, динамическое равновесие, движение, статика, ритм;
- основные принципы организации декоративной композиции;
- композицию цветового пространства;
- изобразительный язык стилизации;
- графические возможности в декоративном изображении объектов;
- традиционное крестьянское бытовое искусство;
- знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);
- знать значение современного декоративного искусства в жизни человека и общества;
- знать разнообразие видов современного декоративного творчества, материалов, техник (роспись по стеклу, роспись по ткани)
уметь:
- применять знания о декоративной композиции на практике;
- разрабатывать эскизы творческих работ;
- выполнять учебные композиции на плоскости и в объеме;
- выполнять декоративные картины – импровизации;
- изготавливать декоративные поделки, картины, коллажи;
- работать со специальной и дополнительной литературой;
- применять правила безопасности труда;
- вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Обладать базовыми компетенциями:
умением использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:
- для решения простейших задач;
- для выполнения различных действий с бумагой, картоном, природными материалами, подручными средствами.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические:
- умения самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;
- способности задавать и отвечать на вопросы;
- умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы. Умение разделять процессы на этапы, выделение причинно – следственных связей;
- умение действовать по алгоритму. Умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Коммуникативные:
- умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;
- уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
- умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет – ресурсы и другие базы данных
Учебно-познавательные:
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов; умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.
- умение выделять главное и второстепенное, обосновывая свой выбор
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
Оценка результативности учебных занятий.
- Входной контроль – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся (устный, письменный опрос, собеседование с учащимися).
- Текущий контроль – это оценка качества усвоения материала (творческие задания, собеседование). В практической деятельности результативность оценивается количеством и качеством выполнения творческих заданий, работ.
- Итоговый контроль – выставка творческих работ учащихся, оформление класса, школы, своей квартиры; участие в школьных, районных, областных конкурсах детского творчества.
Примерный перечень творческих работ:
Расписные матрёшки. Разделочные доски. Декоративные панно. Волшебные шкатулки.
Разноцветные рамки. Полезные вещицы. Посуда, различные аксессуары для дома, шкатулки, вазы, гребни, браслеты, бусы, серьги, игрушки. Оформление интерьера школы и т. п.
Содержание
Введение (2 ч.)
Цели и задачи курса. Общие сведения о декоративной композиции: основные принципы, цвет в декоративной композиции, декоративное изображение объектов. Охрана труда.
Орнамент и цвет в декоративной композиции. (6 ч.)
Понятие «композиция», способы размещения изображаемых объектов на формате плоскости, их взаимосвязи с учетом оптических (зрительных иллюзий), возникающих при восприятии (равновесие, соотношение форм, ритмическая организация мотивов, доминанта – композиционный центр, явление оверлепинга и его роль в декоративной композиции, способы организации пространства). Цвет в декоративной композиции. Ахроматические и хроматические цвета. Основные признаки цвета. Одновременный световой контраст. Одновременный цветовой контраст. Холодные и теплые цвета. Цветовой круг, как замкнутый спектр. Понятие «стилизация», переработка природной формы в различных видах декоративной композиций. Стилизация и стиль. Стилизация в орнаменте. Стилизация природных форм. Декоративная стилизация в натюрморте. Графические возможности в декоративном изображении объектов.
Работа над росписью по хохломским мотивам (10 ч.)
Рассказ о центре народного промысла - Хохломе. Два характерных приёма росписи «верховая» и «под фон». Способы выполнения элементов «верховой» росписи («травка» и «под листок»). Подготовка поверхности древесины, нанесение защитного покрытия, нанесение грунтовки, роспись по дереву, закрепление росписи. Исполнение композиций с применением хохломских мотивов.
Работа над мезенской росписью (10 ч.)
Специфика образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства. Семантическое значение традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки). Способы выполнения мезенской росписи. Подготовка поверхности древесины, нанесение защитного покрытия, нанесение грунтовки, роспись по дереву, закрепление росписи. Исполнение композиций с применением мезенской росписи.
Роспись по стеклу (14 ч.)
Рассказ о современных видах декоративного искусства. Роль материала в создании художественного образа вещи в декоративном творчестве. Многообразие проявлений современного искусства, взаимосвязь материала, формы и содержания. Роспись по стеклу 6- очень интересное и увлекательное хобби. Выбор мотивов. Инструменты и материалы. Подготовка изделий к работе. Роспись изделий.
Роспись по ткани (16 ч.)
Роспись по ткани - удивительное искусство. Батик: холодный (техника гутта) и горячий, свободная роспись по сухому и по сырому текстилю, узелковая техника, техника шибори и кокэти (использование трафаретов).
Оформление материальной предметной среды. Творческая работа (4 ч.)
Выполнение творческой работы по выбору: «Матрёшки», «Роспись по стеклу», «Роспись разделочной доски»,«Роспись по ткани» и т. п. (осуществляется по выбору учащихся). Выбор мотивов. Инструменты и материалы. Подготовка изделий к работе. Роспись изделий.
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Беседа | Теория, упражнения | Практика | Примечание |
1. | Введение. | 2 | 2 | |||
2. | Орнамент и цвет в декоративной композиции. | 6 | 1 | 1 | ||
3. | Работа над росписью по хохломским мотивам | 10 | 1 | 1 | 8 | |
4. | Работа над мезенской росписью | 10 | 1 | 1 | 8 | |
5. | Роспись по стеклу | 14 | 1 | 7 | 6 | |
Роспись по ткани | 16 | 1 | 1 | 14 | ||
6. | Оформление материальной предметной среды. Творческая работа | 10 | 10 | |||
7. | Оформление выставки | 2 | ||||
Итого 72 ч. |
Литература
- Семенова М. Мы – славяне!: издательский дом «Азбука-классика»,2007
- Чекалов А.К., Полунина В.А.Учебно- наглядное пособие «Русское народное декоративно- прикладное искусство».М.: Просвещение, 1973
- Фокина Л.В. Орнамент.- Ростов н\д : Феникс,2005
- Дорожин Ю.Г. Лубочные картинки Простые узоры и орнаменты–М.:Мозаика- Синтез,1999.
- Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись.- М.: Мозаика- Синтез2003.
- Дорофеев А. Гжель.- М.: Мозаика- Синтез, 2004
- Межуева Ю.А Дымковская игрушка.- М.: Мозаика- Синтез, 2007
- Дорожин Ю.Г. Мезенская роспись- М.: Мозаика- Синтез.1999.
- Искусство батика /Популярное мздание /Ред. Ивахнов. А,- М.: АСТ Внешсигма, 2001
- Макаров К.А. Советское декоративое искусство.- М.: Советский художник, 1974.
- Жегалова С.К Росписи Хохломы: Рассказ.- М.: Дет. лит., 1991
- Наина Вличко Русская роспись: Знциклопедия. –М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2016
- Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения справочник: пер. с анг./Грехем Лесли Маккэлэм. М.: АСТ: Астрель,2007.
- Альбом «Стекло и глина» серия «Многоликая планета», - М.: ООО «Бук Хаус»
Календарно – тематическое планирование
№ п\п | Тема, упражнения, практика | Количество часов | Дата |
1. | Введение. | 2 | |
Орнамент и цвет в декоративной композиции. | |||
2. | Краткие сведения по цветоведению. | 2 | |
3. | Краткие сведения о композиции. | 2 | |
4. | Ознакомление с различными орнаментами, используемыми в росписи материальной предметной среды. | 2 | |
Работа над росписью по хохломским мотивам | |||
5. | Изучение техники росписи хохломских мастеров. | 2 | |
6. | Составление композиций с применением хохломских мотивов. | 2 | |
7. | Обработка древесины. | 2 | |
8. | Исполнение композиций с применением хохломских мотивов. | 2 | |
9. | Лакирование готовых работ. | 2 | |
Работа над мезенской росписью | |||
10. | Изучение техники росписи мезенских мастеров. | 2 | |
11. | Составление композиций с применением мезенских мотивов. | 2 | |
12. | Обработка древесины. | 2 | |
13. | Исполнение композиций с применением хохломских мотивов. | 2 | |
14. | Лакирование готовых работ. | ||
Роспись по стеклу | |||
15. | Инструменты и материалы. Подготовка изделий к работе. | 2 | |
16. | Роспись изделий. | 2 | |
17. | Роспись изделий. | 2 | |
18. | Окончательная обработка изделий. | 2 | |
19. | Выполнение панно «Морское дно», «Рыбки». | 2 | |
20. | Продолжение занятия № 20 | 2 | |
21. | Выполнение панно «Бабочки». | 2 | |
22. | Продолжение занятия № 22 | ||
Роспись по ткани | |||
23. | Инструменты и материалы. Подготовка изделий к работе. | 2 | |
24. | Холодный батик. | 2 | |
25. | Свободная роспись. | 2 | |
26. | Узелковая техника. | 2 | |
27. | Печатная техника. | 2 | |
28. | Творческая работа. Эскиз, перенос рисунка на ткань. | 2 | |
29. | Творческая работа. Роспись по ткани | 2 | |
30. | Оформление работы. | 2 | |
Оформление материальной предметной среды. Творческая работа. | |||
31. | Выполнение декоративной композиции, используя основные принципы организации декоративной композиции. | 2 | |
32. | Выполнение декоративной композиции (продолжение урока № 31). | ||
33. | Выполнение декоративной композиции (продолжение урока № 32). | 2 | |
34. | Выполнение декоративной композиции (продолжение урока № 33). | 2 | |
35. | Окончательная обработка изделий. | 2 | |
36. | Оформление выставки. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования детей 7 - 8 классов "Конструирование и моделирование одежды"
Программа имеет экспертное заключение...
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка»
Авторская образовательная программа дополнительного образования детей для 3 класса «Путешествие в мир английского языка» Правильно организованная система дополнительного образования представляет ...
Примерный тематический план программы дополнительного образования в 4-5 классах.
Данный материал может использоваться для дополнительного образования учащихся 4-5 классов во второй половине дня....
Программа дополнительного образования. Баскетбол 7-9 класс Разработал Бурсин Д.Л.
Представленна программа дополнительного образования по баскетболу, 7-9 класс, с календарно-тематическим планированием....
Модифицированная программа дополнительного образования детей 2-3 класса «Внеклассное чтение»
Настоящая программа создана на основе образовательной программы дополнительного образования для детей И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко «Внеклассное чтение 2-3» и предназначена для использования в раб...
Рабочая программа дополнительного образования для 3-4 классов
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных, общеучебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и ф...