Рабочая программа кружка по лепке "Творческая мастерская"
рабочая программа по теме
Рабочая программа кружка по лепке "Творческая мастерская".Данная программа художественно-эстетической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка по лепке. | 44.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа художественно-эстетической направленности. Кружок «Творческая мастерская» постоянного состава. Набор в группу учащихся – свободный. Численность группы 15 человек. В начале занятий проводится инструктаж по ТБ. Для учета и проведения занятий ведется журнал, где записываются пропуски учащихся, тема данного занятия и сведения об учащихся.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания младших школьников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного.
Лепить можно из пластилина, соленого теста, глины и т.д. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка. Повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизируют работу обеих рук; позитивно влияют на психическое здоровье детей, формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи. В последние годы очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей, стало соленое тесто. Этому виду творчества придумали современное название – «Тестопластика». Техника лепки проста, ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука, вода. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму, и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям разного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.
Если на других уроках ручного труда чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, то во время лепки одинаково развиваются обе руки. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки, приобретаемые ребенком благодаря лепке.
Развитию мелкой моторики, развитию «руки», ручной умелости необходимо уделять особое внимание. И необходимость в этом испытывают не только первоклассники, осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов, а также дети других возрастных групп, поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего психического развития.
Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области художественного творчества, на развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, представления детей об окружающем мире.
Особенностью данной программы является сочетание традиционных приемов лепки пластилином и соленым тестом, что активизирует индивидуальную творческую деятельность учащихся.
Программа кружка «Творческая мастерская» рассчитана на детей с 5 до 12 лет. Группа занимается 2 раза в неделю по 2 часа. Срок реализации программы 2 года. Практические занятия составляют основную часть.
Рекомендуемый состав группы – 15 человек.
Цель программы
1. Создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей.
2. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте.
3 научить лепке из пластилина и солёного теста, развивая речь, художественные способности, абстрактное и логическое мышление, воображение, аккуратность и самостоятельность.
Задачи программы
- повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций;
- совершенствование навыков ручного труда средствами лепки.
- развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов.
- развитие конструкторских способностей, мышления, воображения, фантазии.
- формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Методы занятий
- методы обучения: монологический, диалогический, информационно-сообщающий, алгоритмический, эвристический;
- методы преподавания: объяснительный, иллюстративный;
- методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый, проблемный;
- методы воспитания: убеждения, личный пример.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с пластилином и соленым тестом – будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе
• Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.
•Проведение мастер-классов;
•Участие в школьных тематических выставках
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из пластичных масс. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Содержание программы включает следующие разделы:
- материалы и инструменты;
- пластилиновая живопись;
- пластилиновая аппликация;
- пластические фактуры;
- полуобъемные изображения;
- объемные изображения.
Количество детей в группе: 15
Группа – разновозрастная. Срок реализации программы: 2 года.
Продолжительность одного занятия: 2 часа.
Формы деятельности: кружковые занятия.
Учебно – тематический план занятий
кружка «Творческая мастерская»
1 год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Из них | Сроки | |
Теория | Практика | ||||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | 17.09.13 |
2. | Простые композиции по шаблону. | 2 | - | 2 | 19.09.13 |
3. | Композиция из сплющенных шариков (бабочки, рыбки) | 2 | - | 2 | 24.09.13 |
4. | Жгутики(Барашек, дерево, букет цветов) | 6 | 1 | 5 | 26.09.13 01.10.13 03.10.13 |
5. | Композиция из нескольких элементов(часы, домик, машинка) | 6 | - | 6 | 08.10.13 10.10.13 15.10.13 |
6. | Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета Посредством смешивания Пластилина. Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др. | 4 | - | 4 | 17.10.13 22.10.13 |
7. | «Мое любимое животное», «игрушка». | 4 | - | 4 | 24.10.13 29.10.13 |
8. | Применение техники «Пластилиновая живопись» в конкретном изделии. «Карандашница», «Декорированная вазочка».. | 2 | - | 2 | 31.10.13 |
9. | Знакомство с приемом «пластилиновая аппликация». Композиция: «Посудная полка», «Аквариум». | 4 | - | 4 | 05.11.13 07.11.13 |
10. | «Пластилиновый алфавит». Выполнение силуэтов букв с декорированием приплюснутыми кружочками, жгутами и т.д. | 6 | 1 | 5 | 12.11.13 14.11.13 19.11.13 |
11. | Пластилиновая аппликация и Процарапывание «Снежинка». | 2 | - | 2 | 21.11.13 |
12. | Выполнение многослойной композиции: «Пирожное», «Торт». | 4 | - | 4 | 26.11.13 28.11.13 |
13. | Выполнение композиции «Лоскутное одеяло» | 2 | - | 2 | 03.12.13 |
14. | Соединение пластилиновых фактур и природных форм (семечки, крупы, макаронные изделия и др.). «Платье для куклы», «Карнавальный костюм», «Театральный (цирковой) занавес». | 6 | 1 | 5 | 05.12.13 10.12.13 12.12.13 |
15. | «Зоопарк» | 8 | - | 8 | 17.12.13 19.12.13 24.12.13 26.12.13 |
16. | «Домашние животные» | 6 | - | 6 | 03.01.14 06.01.14 08.01.14 |
17. | Знакомство с выполнением Невысокого рельефного изображения. Композиция «Репка», «Свекла», «Морковь» «Яблоко», «Ягоды» и др. | 4 | - | 4 | 09.01.14 14.01.14 |
18. | Композиция «Божья коровка», «Жуки», «Кит».. | 4 | - | 4 | 16.01.14 21.01.14 |
19. | Выполнение тематической композиции: «Праздник», «Новый год», «Рождество». | 6 | - | 6 | 23.01.14 28.01.14 30.01.14 |
20. | Создание сложной формы предмета с последующим декорированием. «Печатный пряник», «Жаворонки» и др. | 6 | 1 | 5 | 04.02.14 06.02.14 11.02.14 |
21. | Лепка геометрических форм. Выполнение задания: « Робот», «Ракета», «Трансформер». | 4 | - | 4 | 13.02.14 18.02.14 |
22. | Изготовление игрушек из пластилина и природных материалов: ежик, лесовик. | 6 | - | 6 | 20.02.14 25.02.14 27.02.14 |
23. | Изделие «Курица с цыплятами», «Петушок», «Индюк» . | 4 | - | 4 | 04.03.14 06.03.14 |
24. | «Морская звезда», «Осьминог», «Рыбка». | 10 | 1 | 9 | 11.03.14 13.03.14 18.03.14 20.03.14 25.03.14 |
25. | «Слон», «Черепаха», «Пальма» | 10 | - | 10 | 27.03.14 01.04.14 03.04.14 08.04.14 10.04.14 |
26. | Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок. «Осеннее небо», «Ночное небо», «Портрет» | 10 | 1 | 9 | 15.04.14 17.04.14 22.04.14 24.04.14 29.04.14 |
Фантазийные занятия. | 10 | - | 10 | 02.05.14 06.05.14 08.05.14 13.05.14 15.05.14 | |
27. | Подготовка к итоговой выставке. | 2 | - | 2 | 20.05.14 |
28. | Итоговая выставка. | 2 | - | 2 | 22.05.14 |
ИТОГО | 144 | 8 | 136 |
Учебно – тематический план занятий
кружка «Творческая мастерская»
2 год обучения.
№ | Тема | Кол-во часов | Из них | Сроки |
Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2. | Полуобъемная композиция «цирк» с применением гуаши. | 10 | - | 10 |
3. | «Театральная кукла». | 10 | - | 10 |
5. | Изготовление магнита на тему: «Времена года». | 10 | - | 10 |
7. | «Пенек с грибами», «Морские камешки». | 14 | - | 14 |
8. | Коллаж «Морские сокровища». | 8 | 8 | |
9. | « Овощная семейка». | 4 | - | 4 |
10. | « Домашние животные» | 4 | - | 4 |
11. | «Животные севера и юга» | 4 | - | 4 |
12. | «Русская народная сказка» (коллективная работа) | 10 | - | 10 |
13. | Продукты питания. | 12 | - | 12 |
14. | Цветы. | 10 | - | 10 |
15. | Изготовление декоративной тарелки. | 10 | - | 10 |
16. | Рамочка для фото. | 4 | 1 | 3 |
17. | Изготовление декоративной вазочки, сосуда с росписью. | 12 | - | 12 |
18. | Работа с каркасом. Динозавр, лошадка, ослик, обезьяна, жираф. | 20 | 1 | 19 |
22. | «Волшебное зеркало» | 14 | - | 14 |
23. | «Паук с паутиной», «Муравейник». | 8 | - | 8 |
24. | «Кот с авоськами» | 20 | 1 | 19 |
25. | «Корзина» | 10 | 1 | 9 |
26. | Фантазийные занятия. | 16 | - | 16 |
27. | Подготовка к итоговой выставке. | 2 | - | 2 |
28. | Итоговая выставка. | 2 | - | 2 |
ИТОГО | 216 | 6 | 210 |
Список литературы.
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990
- Горнова Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества. - Волгоград. 2008г.
- Мосин И.Г. Рисование для обучения детей в семье, детском саду и далее.. У-ФАКТОРИЯ, г. Екатеринбург, 1998
- Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня. – М., «Просвещение», 1995.
- Лепим из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000
- Былкова С.В. Делаем подарки. Ростов – Дону. Феникс 2006г.
- Первое сентября" "Начальная школа" с пометкой "Лепка" Глазова МГ.
- Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры.- Москва. Искусство 1964г.
- Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке- Москва, «Просвещение»1983г.
- Коньшева Н.М. Лепка в начальных классах. -Москва, «Просвещение»1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Литературная мастерская"
Занятия кружка ориентированы для разновозрастных групп – от 9 до 16 лет.Программа способствует расширению кругозора учащихся, развитию их литературных способностей, помогает выявить одаренных детей и ...
Рабочая программа кружка "Литературно-художественная мастерская"
Кружок "Литературно-художественная мастерская"...
Рабочая программа кружка "Литературно-художественная мастерская"
Кружок "Литературно-художественная мастерская"...
Рабочая программа кружка "Мастерская журналистики" (1 год обучения, 2 год обучения)
Рабочие программы кружка "Мастерская журналистики" с календарно-тематическим планированием для первого года обучения и второго года обчения соответтвенно....
Рабочая программа кружка "Волшебная мастерская"
Рабочая программа кружка "Волшебная мастерская" возраст 11-13 лет...
Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"
Данная программа разработана для занятий внеурочной деятельностью по общекультурному направлению. Предназначена для учащихся 5-х классов. Структура документа отвечает современым требованиям к разработ...
Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"для 5-6 классов с УУД
Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"для 5-6 классов с УУД, с пояснительной запиской,с содержанием курса, с календарно-тематическим планированием на учебный год....