Рабочая программа кружка "Литературная мастерская"
рабочая программа по литературе на тему
Занятия кружка ориентированы для разновозрастных групп – от 9 до 16 лет.
Программа способствует расширению кругозора учащихся, развитию их литературных способностей, помогает выявить одаренных детей и реализовать их индивидуальные творческие возможности. А комплексный характер и интегрированная основа планирования занятий предполагает использование различных видов искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_programma_kruzhuzhka_literaturnaya_masterskaya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ДЖАНКОЙСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ЭКОЛОГО-НАТУРАЛИСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
УТВЕРЖДЕНО ОДОБРЕНО
районным учебно-методическим на заседании методического
центром отдела образования совета ДРЦЭНТУМ
Джанкойской райгосадминистрации протокол №____ протокол №____ от ___ __________ 2013 г.
от ___ ___________ 2013 г. Директор _______ Н.Г.Арсиевич
Заведующая учебно-методическим
центром _______ Л.И.Коршунова
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
кружка «Литературная мастерская»
Автор Дудка О.А.,
руководитель кружка «Литературная мастерская»
Целинновская ош 1-3 ступеней
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Джанкойский район – 2013
Пояснительная записка
Литературное творчество учащихся – это попытка выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делает по-настоящему творческим процесс чтения. От маленького писателя к большому читателю – в этом цель детского литературного творчества. Сегодня у нас осуществляется переход от традиционной авторитарной педагогики к педагогике гуманно-личностной, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала ребенка. Способность к творчеству измеряется уровнем развития личности, и основная цель развивающего обучения состоит в способствовании развитию творческого потенциала ребенка. В этом особую роль играет словесное творчество.
Детское творчество – это свободное выражение ребенком в устной или в письменной форме субъективно значимого для него нового словесного содержания. Словесно-творческая деятельность детей служит в первую очередь общему развитию личности. Смысл и значение детского литературного творчества состоит в том, что оно развивает и «прочищает» эмоциональную жизнь ребенка, позволяет ребенку овладеть человеческой речью.
Каждый человек талантлив. Талант-это труд. Очень часто ребенок не подозревает о своих талантах, способностях. В сегодняшней жизни особенно важно помочь такому ребенку найти ту точку опоры, сферу деятельности, в которой он может ощутить собственную значимость и удовлетворение.
Проблема развития творческих способностей, умений и навыков напрямую связана с развитием личности, мышления, интеллекта, умения понимать прекрасное. Кроме того, приобретая собственный опыт, ребенок учится анализу, сравнению, критическому осмыслению происходящего, что, безусловно, понадобится в дальнейшей жизни. И наконец, создавая литературные творения, человек ощущает собственную значимость, умение делать то, чего не могут другие, и это способствует самореализации личности, созданию атмосферы успешности. Система коллективных творческих дел обеспечивает непрерывность творческого процесса развития личности.
Программа предусматривает развитие самостоятельного творческого опыта школьников. Самовыражение личности ребенка через различные виды деятельности предполагает собственное творчество детей, решение субъективно-творческих задач разной степени трудности и творческого вклада.
В программе учитывается дифференцированный и индивидуальный подход:
каждый учащийся может свободно выбрать направление, форму и темп работы.
Программа предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике работы над высказыванием. Группа формируется из разновозрастных детей с разным уровнем базовых знаний, поэтому большое внимание уделяется индивидуальной работе.
Воспитательные мероприятия кружка направлены на всестороннее развитие личности ребенка, выявление интересов ученика (в основе лежит развитие таких качеств, как коллективизм, активность, сохранение народных традиций (на уровне данного возраста), формирование чувств сознания и поведения детей в их единстве, включение всех детей в разнообразную, целесообразно организованную деятельность, гуманные отношения между детьми в коллективе, развитие творческих способностей.
Программа способствует расширению кругозора учащихся, развитию их литературных способностей, помогает выявить одаренных детей и реализовать их индивидуальные творческие возможности. А комплексный характер и интегрированная основа планирования занятий предполагает использование различных видов искусства.
Цели и задачи кружка «Литературная мастерская»:
1. развитие творческих литературных способностей школьников, их литературного дара;
2. через знакомство с аспектами художественного мастерства учиться самим создавать стихи, малую прозу, анализировать произведения собственного сочинения;
3. воспитание нравственно-этической культуры детей, формирование способности и потребности ребенка к саморазвитию, самообразованию, расширению кругозора, повышение интеллектуального уровня;
4. формирование стремления к самореализации личности через собственный литературный труд;
5. упорядочить знания в области литературы, предметов эстетического цикла, через использование художественного слова;
6. совершенствовать навыки сочинения прозаических и лирических произведений;
7. развитие умения художественного оформления своих творческих работ;
8. приобщение к миру искусства;
9. воспитание эстетического вкуса;
10. формирование активной жизненной позиции;
11. обучение умению правильно и красиво выражать свои мысли в устной и письменной форме;
12. стимулировать желание детей работать творчески, пробудить потребности выражать свое отношение к миру средствами искусства в творческой деятельности;
13. развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования» культуры чувств»;
14. развивать у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, пользоваться интернет-ресурсами;
15. совершенствовать навыки диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу;
16. развитие интереса к литературному творчеству;
17. помочь в самовыражении каждому кружковцу;
18. учить общению в разновозрастном коллективе;
19. способствовать экологическому воспитанию и образованию учащихся.
Основные виды деятельности работы в кружке:
- Работа с источниками информации.
- Грамотное оформление информации.
- Творческие работы.
- Выразительное чтение.
- Работа с компьютерными программами.
- Исследовательская деятельность.
- Свободная творческая дискуссия.
- Ролевые игры.
- Литературные гостиные.
- Практическая работа (подготовка докладов, рефератов, материалов для участия в творческих литературных конкурсах).
- Информационно-компьютерные технологии.
- Словотворчество.
- Беседы.
- Конкурсы.
- Творческие отчеты.
- Воплощение сюжетов художественных произведений в иллюстрациях и декоративно-прикладном искусстве.
- Участие в массовых мероприятиях.
- Выпуск газет, бюллетеней, публикации произведений собственного сочинения.
- Художественные мастерские.
- Сообщения, доклады, рефераты.
- Литературные слушания.
- Экскурсии.
Адресат.
Занятия кружка ориентированы для разновозрастных групп – от 9 до 16 лет.
Условиями для реализации программы является следующее:
- подбор необходимой методической литературы для обновления форм и методов работы с детьми в написании творческих работ;
- систематизация и пропаганда знаний о жизни писателей, о значении их труда;
- создание межпредметных связей (ИЗО, художественная культура, технологии, информатика);
- выполнение работы, предполагающей определение динамики творческого развития учащихся при выполнении разного вида творческих работ;
- умение пользоваться интернет-ресурсами.
Прогнозированный результат
1. Реализация творческого потенциала детей.
2. Научить грамотно и доступно формулировать свои мысли.
3. Развить у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству.
4. Научить создавать самостоятельно стихотворные и художественные тексты.
5. Сформировать эстетический вкус как ориентир в самостоятельном восприятии искусства.
Учебно-тематический план
Тема | Количество часов | ||
теоретических | практических | всего | |
Введение | 1 | - | 1 |
Экскурсии | 4 | 12 | 16 |
Литературные чтения | - | 5 | 5 |
Теория литературы | 4 | 4 | 8 |
Подготовка и участие в конкурсах | 4 | 10 | 14 |
Инсценирование | 2 | 8 | 10 |
Исследовательская творческая деятельность | 2 | 10 | 12 |
Воспитательные мероприятия | - | 23 | 23 |
Творческая деятельность | - | 20 | 20 |
Изобразительная, декоративно-прикладная деятельность | 2 | 18 | 20 |
Мероприятия с применение информационно-компьютерных технологий | 2 | 8 | 10 |
Основы журналистики | 2 | 2 | 4 |
Итог | - | 1 | |
Всего | 22 | 122 | 144 |
Содержание программы
Введение (1ч.)
Цели, задачи кружка. Анкетирование по выявлению интересов, наклонностей учащихся. Путешествие в истоки литературы.
Экскурсии (16 ч.)
Экскурсии в Заветленинский дендропарк. Экскурсия в этнографический музей, музей трудовой и боевой славы в с. Целинное. Экскурсии в природу. Экскурсия по г.Джанкою.
Литературные чтения (5ч.)
Литературные чтения, посвященные 90-летию сказкам В.В.Бианки; 60-летию повести Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; 200-летию Т.Г.Шевченко; 180-летию сказки А.С.Пушкина « Сказка о золотом петушке»; 205-летию со дня рождения Н.В.Гоголя.
Теория литературы (8ч.)
Волшебство эпитета, метафоры, сравнения. Советы начинающему поэту. Правила художественной декламации. Ораторское мастерство.
Подготовка и участие в конкурсах (14.)
Районная сессия МАН, конкурс чтецов и чтецких ансамблей. Конкурс «Новогодняя композиция», «Космические фантазии», «Люблю тебя, мой край родной!» посвященном 96-летию г. Джанкоя, «Кормушка», «Великое русское слово», «Человек и лес», «Крым в моем сердце».
Исследовательская деятельность (12 ч.)
Презентации на литературную тему, творческих заданий. Творческие проекты. «Традиции моей семьи», «Фотография из семейного альбома» (сочинения, рассказы, исследовательские статьи).
Творческая деятельность (20 ч.)
Мастерская по развитию речи «Сказки с досказками». Составление вопросов викторины к жудожественным произведениям. «Реализация таланта». Составление текстов к иллюстрациям. Написание сочинений о природе, животных, экологии. Составление стихотворных поздравлений к праздникам. Защита рефератов. Рекламная кампания «Коронация писателя». Составление текстов поэтического (прозаического) характера. Деятельность по итогам экскурсий «Мир вокруг нас». Конкурс «Напишу письмо ветерану». Зарисовки, этюды на экологическую тему.
Основы журналистики (4 ч.)
Профессия журналист. Значение журналистики в современной жизни. СМИ. Жанры журналистики. Сбор информации «Где? Как? Когда?» Написание заметки (статьи, репортажа, интервью, очерка). Фоторепортаж. «Я журналист» - презентация работ.
Инсценирование произведений (10 ч.)
Работа над выразительностью речи, над словом, постановка голоса, дикции; чтение по ролям. Инсценирование сказок, мини-пьес. Новогодние сценки. К 70-летию сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Инсценирование басен И.А.Крылова.
Воспитательные мероприятия (23 ч.)
Беседа о великой силе поэзии. Путешествие по легендам Крыма. Фольклорно-этнографический конкурс «Преданья старины глубокой…» Литературный брейн-ринг. Традиции, обычаи, литературные наследия народов Крыма. Библиотечный час «Экскурсия по книжным полкам». Литературная игра, посвященная творчеству Г.Х.Андерсена. Путешествие в страну Литературию. Викторина по басням И.А.Крылова (к 245-летию со дня рождения баснописца). Конкурс чтецов, посвященный 200-летию со дня рождения Т.Г.Шевченко. «Книжкина больница». Литературная гостиная, посвященная 205-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Виртуальная экскурсия «Япония – страна восходящего солнца. Современное искусство Японии». Литературная гостиная «Поэзия, ставшая подвигом».
Изобразительная и декоративно-прикладная деятельность ( 20 ч.)
Рисование сюжета пословиц, поговорок, загадок. Сказки в рисунках, поделках. Художественное воспроизведение картин природы (рисование, аппликация, мозаика, поделки). Творческая деятельность по итогам экскурсий. Оформление стенгазеты «Проба пера», ко Дню Учителя, к Новому году, 8 марта, на неделю русского языка и литературы в школе. Конкурс рисунков «Люблю тебя, мой Крым родной!». Иллюстрации к художественным произведениям. Рисунки, поделки на районную экологическую конференцию «Планета будущего».
Мероприятия с применением информационно-компьютерных технологий (10 ч.)
Презентации: «Поэты, художники и композиторы. Выражение настроения в произведении изобразительного искусства, музыки и слова», к 195-летию со дня рождения И.С.Тургенева жизнь, творчество писателя), А.С.Пушкин, к 205-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, к 245-летию со дня рождения И.А.Крылова, к 200-летию со дня рождения Т.Г.Шевченко, путешествия по Крыму литературному. Презентации на литературную тему.
Итог (1 ч.)
Творческий отчет работы кружка.
Всего 144 ч.
Литература
1. Белякова О.В. «Большая книга поделок». М,. 2009
2. Бершадская Н.Р. Халимова В.З. «Литературное творчество учащихся в школе» М; Просвещение,1986 г.
3. Бобина М. "Рукоделие", Харьков, 1998.
4. Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся». М. Образовательный центр «Педагогический поиск» 1999 г.
5. Вишневский К. Д. Мир глазами поэта: Начальные сведения по теории стиха. Пособие для учащихся / Под ред. Л. И. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1979 г.
6. Григорьева М.Н. «Учимся сочинять загадки», Начальная школа №3, 2003г, с. 33-35.
7.Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала». М., 1991
8. Жирмунский В. М. Теория стиха. – Советский писатель, 1975.
9. Ильина Н. Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов-на-Дону, 2007.
10. С. В. Калачева Стих и ритм (О закономерностях стихосложения). М., «Знание», 1978
11. Карсалова Е. В. «Стихи живые сами говорят…»: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1990, с.68.
12. Кожинов В. В. Как пишут стихи. О законах поэтического творчества. М., «Просвещение», 1970,с. 9., 37.
13. Л.Н. Яровая. Внеклассные мероприятия. Спектакли. Викторины. М.; Вако, 2004 г.
14. Маранцман В.Г. Времена года. Беседы о поэзии. / Москва 1995г./
15. Наровчатов С. С. Необычная литература – Изд. 3-е, М.: Детская литература 1981
16. Основы творческой деятельности журналиста. / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.
17. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985, с. 18.
18. Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Учебное пособие для студ. филол. фак. ВУЗов – М.: «Академия», 2004.
19. Энциклопедический словарь юного литературоведа. /Сост.Новиков В.И.- Москва 1988г./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Творческая мастерская»
Программа «Творческая мастерская» - это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными...
Рабочая программа кружка "Мастерская журналистики" (1 год обучения, 2 год обучения)
Рабочие программы кружка "Мастерская журналистики" с календарно-тематическим планированием для первого года обучения и второго года обчения соответтвенно....
Рабочая программа спецкурса "Мастерская постановки голоса и выразительного чтения"
Спецкурс «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысления нравстве...
Рабочая программа обьединения "Мастерская чудес"
Образовательная программа объединения дополнительного образования «Мастерская чудес» создана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования. Цель прогр...
Рабочая программа «Творческая мастерская» 2 класс
Актуальность программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:быть мыслящими, инициативными, самос...
Рабочая программа древодельной мастерской (ДПТ, ДПИ)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное творчество» (далее – Программа) технической направленности базового уровня позволяет обучающимся ...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе древодельной мастерской (ДПТ, ДПИ)
В архиве вы найдете таблицу Exel которую привязываете в КТП в Эл.жур и проблемы заполнения тем вручную просто нет.Данное КТП соответствует РП в данном разделе ДО....