Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"для 5-6 классов с УУД
рабочая программа (5, 6 класс)

Антоненкова Татьяна Валерьевна

Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"для 5-6 классов с УУД, с пояснительной запиской,с содержанием курса, с календарно-тематическим планированием на учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6

имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»

СОГЛАСОВАНО                                                                       Рассмотрено                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по ВР                                                       на педагогическом совете                                                                             Директор школы

_________ Т.В. Антоненкова                                         протокол №1 от ____________г.                                            __________ М.М. Егоренкова

« ___»  сентября  20___г.                                                                                                                                                         «_____»  сентября  20___г.

   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

 «Творческая мастерская»

20___- 20____

 учебный год

Руководитель:  Антоненкова Т.В.

Пояснительная записка

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» разработана для занятий с обучающимися  5-6  классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения.

 Рабочая программа разработана на основе   авторской программы  по «Художественному творчеству» авт. Проснякова Т.Н., учебным планом МБОУ «Средняя школа № 6».

    В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду

    Отличительной особенностью данной программы является изменение  некоторых тем программы: тема  «Оригами» заменена на тему «Работа с тканью» в связи с индивидуальными интересами учащихся.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Программа направлена на достижение следующих целей и задач:

Цель программы:

- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи программы:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Общая характеристика учебного предмета

       Программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» направлена на  активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Творческая мастерская» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

а) патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

б) трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

в) ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития обучающимся  технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Творческая мастерская» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей,  исходя из этого, программа  «Творческая мастерская» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала учащихся  реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение  о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить  предлагаемые материалы на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы  нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, презентации, мастер-классы, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах,  ресурсах Интернет. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

Место и роль учебного предмета в учебном плане:

Количество часов в неделю – 1 час

Количество часов в год  – 36  часов

Содержание программы

  1. Вводное занятие.  1 час   Знакомство детей   с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности.
  2. Работа с бумагой и картоном.     10 часов     Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление аппликаций, открыток  и объёмных форм. Изготовление объёмных цветов и фоторамок.
  3. Работа с текстильными материалами.   8 часов.     Теория – первоначальные сведения о тканях, нитках. Технология изготовления поделок. Практика – изготовление салфеток, ковриков, аппликаций, мягких игрушек.
  4. Квиллинг.  11 часов.    Знакомство с правилами работы с квиллингом.  Правила изготовления поделок квиллинга.  Изготовление объёмных поделок и композиций
  5. Декупаж  6 часов.    Изготовление поделок из пластиковых бутылок (бабочки, цветы, вазы, шкатулки)    

Планируемые    результаты обучения

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.

Материально-техническое обеспечение программы

УМК

1. А.М.Гукасова  «Рукоделие». М. Просвещение, 2015г

2. А.М.Гукасова «Бисероплетение». М.Просвещение, 2009г

3.  Г.И.Перевертень «Квиллинг». М.Просвещение, 2015г

4. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов». М.Просвещение, 2010г

5. Т.Н.Проснякова «Уроки творчества», М.Просвещение, 2010г

ТСО

  1. Персональный компьютер
  2. Ресурсы Интернет:   http://stranamasterov.ru     http://school-collection.edu.ru      http://www.proshkolu.ru/club/ventana/
  3. Презентации
  4. Мастер - классы
  5. Видеофильмы, СД - диски

Инструменты и материалы:

  1. Ножницы
  2. Клей, акварельные краски, витражные краски,гуашь,кисти
  3. Цветная бумага, картон
  4. Ткань, нитки, пряжа
  5. Лента атласная, бисер, тесьма
  6. Пластиковые бутылки, коробочки

Формы контроля уровня достижений учащихся

Текущая и итоговая проверка знаний учащихся включает следующие формы контроля при проведении внеурочной деятельности:

  • Рефераты
  • Презентации
  • Конкурсы поделок
  • Выставки работ учащихся
  • Участие в районных,  российских конкурсах

Критерии оценок:

Презентация:

  • В презентации должна быть полностью раскрыта тема
  • Показана актуальность данной темы и её применение
  • Содержать как теоретическую так и практическую части
  • Эстетическое оформление презентации

Реферат:

  • Тема реферата должна быть раскрыта полностью
  • Показана актуальность данной темы и ее практическое применение
  • Приведены необходимые чертежи и рисунки
  • Реферат выполнен печатным шрифтом № 14 на ПК
  • Творческие выставки.

Выставки работ учащихся

  • Работа выполнена с учетом требований
  • Актуальность темы
  • Художественное оформление (рамки, композиции…)

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов

Форма                   Виды   контроля

организации

учебной

деятельности                      

По программе

По рабочей

программе

Беседа

Практика

Мастер - класс

Выставка

Коллективный проект

Индивидуальная  работа

1.

Вводное занятие

1

1

+

+

2.

Работа с бумагой и картоном

10

10

+

+

+

+

+

+

3.

Работа с текстильным материалом

8

8

+

+

+

+

+

4.

Работа с квиллингом

11

11

+

+

+

+

5.

Декупаж

6

6

+

+

+

+

+

+

Итого часов

36

36

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ кружка

«Творческая мастерская»

п/п                          

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Дата

 

Планируемые результаты  (базовые понятия)

    по плану

по факту

Работа  с  бумагой и картоном    ( 10 часов )

1

Вводное занятие.

ТБ при работе с ножницами

1

Уметь обращаться с ножницами, знать ТБ

Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.

Проведение анализа изображения, умение сделать

выбор, исходя из имеющихся материалов.

Создание моделей по предложенным образцам.

Уметь оформлять проект

2

Аппликация и моделирование

1

3.

Работа с цветной бумагой

1

4.

Аппликация «Ваза»

1

5.

Аппликация «Цветы»

1

6.

Аппликация «Подсолнух»

1

7.

Объемные цветы, мастер-класс на ПК

1

8.

Композиция из цветов

1

9.

Составление композиций

1

10.

Оформление проекта

1

11.

Выставка работ

1

Работа с текстильным материалом     (8 часов)

12.

ТБ при работе с тканью, ножницами, иглой

1

Усвоение правил по технике безопасности при работе с текстильными материалами и инструментами (ножницы, иголка).

Умение работать с шаблоном при изготовлении деталей для аппликации из ткани.

Знакомство с видами швов.

Знакомство с видами вышивки.

Изготовление салфеток,  шкатулок используя шаблоны

13.

Подушечки из ткани

1

14.

Ёлочки из ткани и тесьмы

1

15.

Игрушки на ёлку из бантов

1

16.

Выставка ёлочных игрушек

1

17.

Декорирование баночек тканью

1

18.

Проектные работы

1

19.

Выставка работ

1

Работа с квиллингом      ( 11 часов)

20.

Презентация.  Мастер-класс по квиллингу.

1

Знать основные элементы деталей, изготовляемых в технике квиллинг.

Уметь выполнять основные элементы, составлять композиции, декорировать различные предметы квиллингом.

Работать в парах, группах

21.

Основные элементы квиллинга

1

22.

Кружочки и лепестки

1

23.

Цветы из квиллинга

1

24.

Композиции из квиллинга

1

25.

Открытка

1

26.

Фоторамка

1

27.

Декорирование фоторамки

1

28.

Коллективная проектная работа «Наша фотография»

1

29.

Коллективная проектная работа «Наша фотография»

1

30.

Выставка работ

1

Декупаж    (6 часов )

31.

Мастер-класс: декупаж

1

Умение совмещать разные материалы для

изготовления композиций.

Уметь выполнять различные предметы из пластика

(бабочка, ваза, шкатулка, цветок)

32.

Изготовление вазы

1

33.

Изготовление кашпо для цветов

1

34.

Изготовление шкатулки.

1

35.

Изготовление шкатулки Художественное оформление.

1

36.

Выставка работ

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Творческая мастерская»

Программа «Творческая мастерская» -  это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа кружка "Мастерская журналистики" (1 год обучения, 2 год обучения)

Рабочие программы кружка "Мастерская журналистики" с календарно-тематическим планированием для первого года обучения и второго года обчения соответтвенно....

Рабочая программа спецкурса "Мастерская постановки голоса и выразительного чтения"

Спецкурс «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысления нравстве...

Рабочая программа обьединения "Мастерская чудес"

Образовательная программа объединения дополнительного образования «Мастерская чудес» создана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования. Цель прогр...

Рабочая программа «Творческая мастерская» 2 класс

Актуальность программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:быть мыслящими, инициативными, самос...

Рабочая программа древодельной мастерской (ДПТ, ДПИ)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное творчество» (далее – Программа) технической направленности базового уровня позволяет обучающимся ...