Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"
рабочая программа по технологии (5 класс)
Данная программа разработана для занятий внеурочной деятельностью по общекультурному направлению. Предназначена для учащихся 5-х классов. Структура документа отвечает современым требованиям к разработке программ по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Творческая мастерская" | 36.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к ООП основного общего образования
Принята на педагогическом совете
Протокол от _______________№______
Утверждено
Приказом директора МАОУ «Школа № 58»
От __________№_________
«Творческая мастерская»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению
для обучающихся 5- классов
срок реализации программы – 1 год
Составитель –
Пудовкина НадеждаАлександровна, учитель технологии первой категории
г. Нижний Новгород
2018
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа для творческого объединения в рамках внеурочной деятельности в основной школе для учащихся 5-6х классов составлена на основе примерных программ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования и написана на основании следующих нормативных документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения)
2.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
3. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
5. Методические рекомендации по разработке рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной общеобразовательной программы
Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования.
Актуальность программы: в наш век новых технологий развиваются и прикладные технологии по декоративно- прикладному искусству. Большое количество прикладных техник, мастер – классов, видеоуроков в интернете дают возможность осваивать современные технологии и доступно обучать детей прекрасному и востребованному.
Новизна программы: включены новейшие технологии, которые не входят в программный материал учащихся, при реализации программы формируются ИКТ-компетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в интернете, расширение межнационального опыта в области прикладного творчества.
Цель программы: воспитание интереса к ручному творчеству, вовлечение детей в активную творческую деятельность, формирование навыков и умений работы с материалами различного происхождения.
Задачи:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Программа рассчитана на 35 час0в (1 час в неделю), имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. Продолжительность одного занятия – не более 45 минут.
Отличительные особенности курса
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), ИЗО, литература - раздел народное творчество, география (изучение видов рукоделия мировых культур).
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, участие в конкурсах.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать аналогичные заданным материалы.
Основными методами преподавания являются наглядный и практический. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, в виде работы с образцами, видеоматериалами (мастер-классы). Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе практической деятельности по каждой технологии. В программу включена тема по работе с вторичным сырьем. Она направлена на воспитание бережливости, умение давать вещи «вторую жизнь» и на развитие творческого воображения.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
При прохождении курса внеурочной деятельности «Творческая мастерская» в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
• формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты
• самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Регулятивные универсальные учебные действия
• умение принимать и сохранять учебно-творческую задачу; учитывать выделенные в пособиях этапы работы; планировать свои действия; адекватно воспринимать оценку учителя; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
• умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества;
•формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой;
• умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в соотнесении с другими участниками художественной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детского творчества;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся;
• умение учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
• умение формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера;
• умение осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
Познавательные универсальные учебные действия
• умение осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
• использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
• проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы;
•использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Способы определения результативности работы по программе
Опрос
Наблюдение
Диагностика создаваемых проектов
Промежуточная аттестация - выставки и конкурсное движение
Условия реализации программы
- Материально-технические: видеофильмы, интерактивный комплекс.
- Методическая литература, художественная литература.
- Внешние: участие в конкурсах школьного, городского уровней, проведение выставок, изготовление подарков на праздники.
Предполагаемая результативность курса
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны
знать:
- Историю и приемы изготовления изделий по некоторым технологиям в рамках программы (Вышивка, Вязание крючком, Декупаж, Лоскутная пластика, Канзаши, и пр.)
- Приемы работы с различными материалами и инструментами. Технику безопасности при работе с данными инструментами.
Уметь:
- Работать с природными материалами, бумагой.
- Работать в технике «Декупаж»
- Работать в технике «Вышивка крестом»;
- Работать в технике «Вязание крючком» (уметь вязать цепочку из воздушных петель, столбики без накида, с 1 накидом, прямое и круглое полотно);
- Работать в технике «Канзаши».
- Работать в технике «Лоскутная пластика»
- Изготавливать сувениры и поделки из бросового материала.
Обучающиеся должны приобрести
навыки:
- Практических приёмов художественной обработки бумаги;
- Планирования и выполнения индивидуальных и коллективных творческих работ;
- Культуры труда: аккуратность, бережливость, экономное использование рабочих материалов.
Содержание программы
Вводное занятие(1 час)
Материалы и технологии.Презентация «Чему мы будем учиться. Какие я знаю материалы». Разнообразие творчества многонационального народа.
Раздел «Работа с природными материалами» (2часа)
Экскурсия. Правила сбора природного материала. Сбор природного материала. Правила подготовки и хранения материала. Правила техники безопасности. Понятие «флористика». Икебана. Правила, техника работы с сухими листьями Изготовление «сухого» букета. Изготовление осеннего панно, поделок из природного материала. Подготовка работ к выставке на праздник
Раздел «Работа с бумагой » (4 часа)
Изделия из салфеток для сервировки стола. Особенности работы с бумагой для салфеток. Виды салфеток: однослойные или трехслойные салфетки. Техника «Роза», «Гвоздика».Принцип изготовления цветка.
Декупаж.Роль вида и фактуры объекта в выборе мотивов. Подготовка объекта декупажа, грунтовка. Техника вырезания мотивов, наклеивание на объект декупажа. Прорисовка дополнительных элементов. Оформление объекта декупажа объёмными контурами. Покрытие лаком.
Раздел «Работа с лентами» (7 часов)
Из истории складывания Канзаши. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности. Способы складывания лент в цветок. Подготовка лепестков. Особенности технологии сборки лепестков. Окончательное оформление изделия.
Аксессуары в одежде.
Раздел «Вязание крючком»(8часов)
Основы вязания крючком. Немного истории о вязании крючком. Материалы и инструменты для вязания. Правила техники безопасности.Виды крючков. Основные виды петель при вязании крючком. Столбики без накида. Вязание изделия. Условное обозначение в схеме. Вязание браслета. Техника безопасности.
Раздел «Лоскутная пластика» (9 часов)
Традиционное лоскутное шитье России. Материалы, инструменты и оборудование.Правила техники безопасности.Цветовая гамма. Орнамент.Виды орнаментов. Работа с тканью. Характеристика тканей. Подготовка ткани к работе. Организация рабочего места. Технология лоскутного шитья. Изготовление шаблонов. Изготовление салфетки в технике «колодец». Выкраивание лоскутных деталей. Стачивание лоскутных деталей. Влажно-тепловая обработка (ВТО).
Раздел «Вторая жизнь вещей» (3 часа)
Проблема утилизации отработанного сырья.Изготовление«Солнышка» из дисков. Материалы и инструменты, необходимые для изготовления. Работа с CD – диском и пряжей. Оформление изделия. Техника безопасности.
Раздел «Итоговое занятие» (1 час)
Выставка работ. Презентация своих работ.
Учебно-тематический план
№п/п | Название раздела | Кол-во теорет. часов | Кол-во практ. часов | Всего часов |
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Работа с природными материалами | 1 | 1 | 2 |
3 | Работа с бумагой. Декупаж | 1 | 3 | 4 |
4 | Работа с лентами | 1 | 6 | 7 |
5 | Вязание крючком | 1 | 7 | 8 |
6 | Лоскутная пластика | 2 | 7 | 9 |
7 | Вторая жизнь вещей | 1 | 2 | 3 |
8 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 9 | 26 | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 неделя |
Работа с природными материалами 2часа | |||
2 | Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | 1 | 2 неделя |
3 | Технология работы с природными материалами. Составление осенних букетов. | 1 | 3 неделя |
Работа с бумагой. Декупаж 4 часа | |||
4 | История, направления декупажа. Техника декорирования. Материалы для декупажа. | 1 | 4 неделя |
5-7 | Декорирование изделий. Хранение и уход за готовыми изделиями. | 3 | 5-7 неделя |
Работа с лентами 7 часов | |||
8 | Из истории складывания Канзаши. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности. | 1 | 8 неделя |
9-10 | Способы складывания лент в цветок. Подготовка лепестков. | 2 | 9-10 неделя |
11 | Подготовка лепестков | 1 | 11 неделя |
12-13 | Особенности технологии сборки лепестков | 2 | 12-13 неделя |
14 | Окончательное оформление изделия | 1 | 14 неделя |
Вязание крючком 8 часов | |||
15 | Основы вязания крючком. Правила техники безопасности. | 1 | 15 неделя |
16 | Основные виды петель при вязании крючком. | 1 | 16 неделя |
17 | Элементы вязания. | 1 | 17 неделя |
18 | Условное обозначение в схеме. | 1 | 18 неделя |
19-22 | Вязание изделия. | 4 | 19-22 неделя |
Лоскутная пластика 9 часов | |||
23 | Традиционное лоскутное шитье России. Материалы, инструменты и оборудование. Правила техники безопасности. | 1 | 23 неделя |
24 | Цветовая гамма. Орнамент. Виды орнаментов. | 1 | 24 неделя |
25 | Подготовка ткани к работе. | 1 | 25 неделя |
26 | Технология лоскутного шитья. Изготовление шаблонов | 1 | 26 неделя |
27 | Выкраивание лоскутных деталей | 1 | 27 неделя |
28-30 | Стачивание лоскутных деталей. Изготовление салфетки в технике «колодец». | 3 | 28-30 неделя |
31 | Окончательная отделка изделия. | 1 | 31 неделя |
Вторая жизнь вещей 3 часа | |||
32 | Проблема утилизации отработанного сырья. Материалы и инструменты. Техника безопасности. | 1 | 32 неделя |
33-34 | Изготовление «Солнышка» из дисков. | 1 | 33-34 неделя |
35 | Итоговое занятие.Выставка работ учащихся. | 1 | 35 неделя |
Всего: 35 часов |
Список литературы
1.Цукарь А.Я. Уроки развития воображения. – Новосибирск: РИФплюс,1997.
2.Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
3. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
4. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
6. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2004.
7. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
8. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: «Академия развития», 2001.
9. Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. — Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.
Список литературы для детей:
1. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
2. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «ИД КОН — Лига Пресс», 2002.
3. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. — М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
4. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.
5. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Творческая мастерская»
Программа «Творческая мастерская» - это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными...
Рабочая программа кружка "Мастерская журналистики" (1 год обучения, 2 год обучения)
Рабочие программы кружка "Мастерская журналистики" с календарно-тематическим планированием для первого года обучения и второго года обчения соответтвенно....
Рабочая программа спецкурса "Мастерская постановки голоса и выразительного чтения"
Спецкурс «Мастерская постановки голоса и выразительного чтения» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, осмысления нравстве...
Рабочая программа обьединения "Мастерская чудес"
Образовательная программа объединения дополнительного образования «Мастерская чудес» создана на основе федерального государственного стандарта основного общего образования. Цель прогр...
Рабочая программа «Творческая мастерская» 2 класс
Актуальность программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:быть мыслящими, инициативными, самос...
Рабочая программа древодельной мастерской (ДПТ, ДПИ)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное творчество» (далее – Программа) технической направленности базового уровня позволяет обучающимся ...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе древодельной мастерской (ДПТ, ДПИ)
В архиве вы найдете таблицу Exel которую привязываете в КТП в Эл.жур и проблемы заполнения тем вручную просто нет.Данное КТП соответствует РП в данном разделе ДО....