Концепция развития программы профилактики экстремизма
рабочая программа по теме
Эта рабочая программа отрабатывается первый год. Если кто-то захочет попробовать ее в действии или дополнить - буду очень рада! Всем спасибо за внимание и надеюсь на дальнейшее сотрудничество!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekstremizm.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция развития программы формирования духовно-нравственных ценностей и профилактики экстремизма у обучающихся в СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец» "Петербург объединяет людей"
- разработчик – Вульф Татьяна Олеговна, педагог - организатор
Разделы: Внеклассная работа
Основание для разработки программы
Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон « О противодействию экстремистской деятельности» от 27.07.2006 № 148-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 10.05.2007 № 71-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 29.04.2008 № 54-ФЗ.
1. Паспорт программы
Наименование программы | ПРОГРАММА формирования духовно-нравственных ценностей и профилактики экстремизма среди старших подростков "Петербург объединяет людей» |
Цель программы |
а) о порочности экстремизма как способа решения отдельных противоречий в сферах межнациональных и межконфессиональных отношений между людьми; б) о несостоятельности терроризма как основного средства достижения целей политическими экстремистами.
а) о правилах поведения в целях предупреждения терактов; б) о правилах поведения при теракте.
|
Задачи программы |
|
Целевая аудитория | Подростки в возрасте 15-20 лет; Родители Педагогический коллектив колледжа отраслевых технологий «Краснодеревец» |
Срок действия программы | Сентябрь 2013 - июль 2014 года. |
Ожидаемый результат | Конечным результатом работы должны стать психологические новообразования в сознании личности, которые могут трансформироваться в стабильные компоненты общественного сознания:
обществу, которое находится в состоянии совершенствования всех сфер своей жизни;
|
Формы мониторинга эффективности программы |
|
2. Пояснительная записка
2.1. Введение
«Пушкин. Тютчев. Некрасов. Блок. Ахматова. Мандельштам…
Это всё — псевдонимы. Автор — Петербург…»
Лидия Чуковская «Прочерк»
Может скажет кто, мол, климат здесь не тот,
А мне нужна твоя сырость.
Здесь я стал мудрей, и c городом дождей
Мы мазаны одним миром.
Александр Розенбаум «Налетела грусть»
Толерантность является составной частью демократического развития общества. С момента объявления ООН 1995 года годом толерантности, проблема преодоления в обществе различных проявлений нетерпимости по различным мотивам (социальным, национальным, религиозным или иным) находится в центре внимания деятельности различных государственных структур, общественных организаций, научных и педагогических работников. Для отечественной педагогики понятие "толерантность" достаточно новое. Латинское слово tolerantia означает терпение или терпимость. Понятие толерантность стало рабочим термином не только на государственном уровне, но и нашло свое применение в различных междисциплинарных исследованиях, разработках научно - образовательных программ.
В настоящее время существует единая государственная политика по формированию толерантности и профилактики экстремизма, о чем свидетельствует принятая Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы", ориентированная на дальнейшее развитие гуманистических традиций.
Проблема поиска эффективных форм и методов противодействия силам терроризма и экстремизма является одной из актуальных социальных проблем, как для международного сообщества, так и для нашей страны. Силовые методы борьбы с терроризмом и экстремизмом необходимы, но они носят чисто тактический характер. Стратегически же решить задачи, связанные с предупреждением конфронтационных процессов, можно лишь на основе системной деятельности профилактического характера, с использованием, в том числе, и возможностей общего, дополнительного и профессионального образования.
Одним из важнейших направлений профилактики терроризма и экстремизма международными документами и научным сообществом признается воспитание толерантности у подрастающего поколения, различных групп молодежи. Толерантность, как ценностно-смысловая характеристика сознания современного человека, составляющая его мировоззрения и установка поведения, может и должна рассматриваться также в качестве составляющей и показателя социального и духовно-нравственного здоровья подрастающих поколений россиян. Угроза экстремизма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации, в том числе и на территории России.
Формирование негативного отношения к такому опасному явлению в обществе, как экстремизм, является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти всех уровней с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.
В последнее время активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на этнорелигиозной, политической почве. Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских проявлений. Молодёжь может быть вовлечена в деятельность экстремистских организаций через Интернет, где они могут столкнуться с вредным контентом. Проблема толерантности актуальна для нашего многонационального города. Поэтому в образовательном учреждении (ОУ) возникла необходимость подготовки программы по профилактике экстремистской деятельности и последующей её реализации.
Концепция развития программы направлена на укрепление в Колледже отраслевых технологий «Краснодеревец» толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия. Она призвана укрепить основы и методы процесса формирования толерантного сознания и поведения обучающихся. Реальными механизмами ее осуществления являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма.
Особое внимание должно быть уделено молодёжи, как категории, наиболее чутко воспринимающей социокультурные изменения в обществе. Психологическая безопасность в молодежной среде во многом определяется уровнем толерантности сознания самой молодежи, а также применением активных мер по обеспечению физической и психологической безопасности подростков и молодёжи. При этом не стоит забывать и о духовном просвещении, которое, прежде всего, заключается в воспитании толерантности.
Важность формирования толерантных отношений у подрастающего поколения обусловлена тем, что вопрос об уровне сформированности толерантности российского общества является сегодня критически важным. Обострение межнациональных конфликтов, сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения и значительные миграционные потоки непосредственно влияют на общественное мнение в области межэтнических отношений и являются одной из основных проблем современной России.
2.2. Актуальность программы
На государственном, окружном и муниципальных уровнях делаются попытки создания эффектных программ национальной политики, необходимых правовых актов, направленных на регулирование различных сторон федеративного и национального законодательства. Начало нового века ознаменовалось как проведение "Международного десятилетия культуры мира и ненасилия для всего мира". Основная цель данной программы была направлена на восстановление и укрепление величайших культурных, исторических и моральных ценностей России в противовес таким явлениям как этническая, религиозная и политическая нетерпимость. Консолидирующим фактором национальной политики может стать образовательная стратегия, учитывающая многонациональную и многоконфессиональную структуру нашего государства.
Город Санкт – Петербург объединяет тысячи людей - очень разных по профессии, возрасту, убеждениям, опыту, отношению к религии, системе ценностей. Это наш большой дом, с большой и интересной историей. Тема Петербурга, особенно в историческом аспекте, довольно хорошо обеспечена научными и обзорными источниками информации. Разнообразный материал позволяет изучать историю города в этнографическом аспекте. Санкт - Петербург - это город, который всегда привечал, принимал людей абсолютно разных национальностей со своими особенностями и привычками. Они приживались в этом городе и становились носителями его культурных традиций, но при этом оставались армянами, грузинами, евреями, татарами, украинцами, немцами и т.д. Культура каждого народа неповторима и самобытна. Поэтому уважение к другим народам способствует формированию у детей и подростков национального и толерантного самосознания.
"У наших народов вырабатывалась определенная культура взаимоотношений друг с другом, уважения друг к другу. И в этом всегда была наша сила", - заявил Путин на встрече с представителями организаций болельщиков. Сегодня, как никогда, становится актуальным вопрос о непростых, подчас проблемных взаимоотношениях в процессе взаимодействия людей. В достаточной ли мере мы владеем навыками общения, сотрудничества, сосуществования в открытом, многоликом, многопроблемном мире? Какими качествами должен обладать современный подросток, независимо от национальностей, религиозной и социальной принадлежности, чтобы найти в этом социуме свое место, "вписаться" в него, стать успешным и востребованным? Поэтому, разработка концепции развития программы формирования духовно-нравственных ценностей и профилактики экстремизма "Петербург объединяет людей" должна стать для педагогического коллектива СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец», стимулом для систематизации накопленного опыта работы, посвященной проблемам толерантности.
Актуальность нашей программы обусловлена еще и тем, что воспитание в российском обществе реализуется сегодня в условиях трансформированного состава и деятельности субъектов воспитания - семьи, государственных структур, образовательных учреждений, религиозных организаций, общественных объединений, средств массовой информации. В связи с этим каждая структура привносит свои законы, принципы, установки в формирование толерантного сознания подрастающего поколения.
Общая жизненная ориентация программы зависит от того, как мы будем относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Таким образом, позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение духа толерантности, формирования отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад в развитие культуры мира в нашем городе и в стране в целом.
2.3. Новизна программы
Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному. Толерантность предполагает принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы нашей школы.
Предупреждение социальных девиаций посредством проведения профилактических мероприятий в целом не ново, однако, на сегодняшний день оно требует анализа и поиска новых программ. И таким является программа "Петербург объединяет людей». Социальная ситуация в России, наряду с вышесказанным, характеризуется еще и увеличением межкультурных, межэтнических контактов и усилением этнической миграции населения. В образовательных учреждениях педагогу все чаще приходится работать в этнически смешанных классах. В подобной ситуации возникает проблема межкультурного взаимодействия, терпимости к "иному" - облику, поведению, языку, в целом к другой культуре.
Новизна программы заключается в том, что она выстроена в русле такой педагогики, которая предполагает стремление педагога к созданию на своих занятиях многокрасочной, полифоничной картины, с точки зрения межнационального единства взглядов всех участников образовательного процесса, где слышен голос каждого подростка, не зависимо от его культурной принадлежности. Новизну программы определяет и то, что занятия проводятся не только с подростками, но и с их родителями, так как только комплексный подход к процессу формирования толерантного сознания может дать положительный результат. Также, в ходе реализации программы мы должны выявлять и обосновывать комплекс организационно-педагогических условий, способствующих целенаправленному формированию толерантной культуры подростков. И наконец, данная программа позволит своевременно и в полном объеме выполнить социальный заказ образовательных учреждений, касающийся решения проблем профилактики экстремизма и развитию толерантности у подрастающего поколения.
3. Этапы реализации программы
1. | Подготовительный этап: | Период проведения |
1.1 |
| Сентябрь – октябрь 2013г. |
1.2 | Подготовка и проведение общего родительского собрания для родителей, поступающих на 1 курс с ознакомлением их с правилами и требованиями поведения обучающихся в ОУ. | 28 августа 2013 |
1.3 | Подготовка и проведение общего поступающих на 1 курс с ознакомлением их с правилами и требованиями поведения обучающихся в ОУ. | 30 августа 2013 |
1.4 | Учеба педагогического коллектива по вопросам профилактики терроризма и экстремизма. | 29 августа 2013 |
2. | Основной этап - реализация программы в образовательном учреждении. | |
2.1 | Взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики терроризма и экстремизма. | договор о взаимодействии на 2013/2014 уч.год |
2.2 | Взаимодействие с Центрами психолого-медико-социального сопровождения районов. | договор о взаимодействии на 2013/2014 уч.год |
2.3 | Разработка сценарных планов занятий по формированию толерантного сознания у старших подростков: 1. Проведение классных часов,
2. Проведение анкетирования в группах по определению психологического климата в коллективе психологом ЦПМСС района (по договору); 3. Проведение классными руководителями на своих уроках пятиминутки
4. Проведение урока информатики и ИТК «Компьютерный вирус. Интернет-зависимость» 5. Проведение конкурса плакатов, направленные на профилактику терроризма и экстремизма, преступлений против личности, общества, государства. 6. Подготовка и проведение общих линеек колледжа с презентациями:
7. Подготовка и проведения военно-спортивного праздника «Мы – одна команда» | В течение 2013/2014 уч. г. 9 сентября 2013 октябрь 2013 ноябрь 2013 декабрь 2013 27 января 2014 7 марта 2014 4 апреля 2014 4 мая 2014 июнь 2014 сентябрь 2013 и июнь 2014 в течении года 4 октября 2013 14 февраля 2014 июнь 2014 в течении года день толерантности 2 сентября 2013 4 октября 2013 29 ноября 2013 27 декабря 2013 27 января 2014 14 февраля 2014 21 марта 2014 1 апреля 2014 8 мая 2014 3 июня 2014 21 февраля 2014 |
2.4 | Подготовка и проведение общего родительского собрания колледжа отраслевых технологий «Краснодеревец» «Требования единой государственной программы по профилактике алкоголизма, наркомании, табакокурения и экстремизма в СПб ГБПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»» | 14 января 2014 |
2.5 | Разъяснительные беседы с родителями и обучающимися
| по необходимости в течение года |
2.6 |
| декабрь 2013, июнь 2014 по мере организованных посещений городских мероприятий |
2.7 | Мониторинг адаптации и социализации детей из семей мигрантов, включённых в систему образования. | сентябрь 2013 |
2.8 | Разработка диагностического инструментария для мониторингового исследования уровня сформированности духовно-нравственных качеств и уровня сформированности толерантного сознания у старших подростков - участников программы. Анкетирование Тестирование Социологическое обследование семьи Проведение индивидуальных бесед с обучающимися и их родителями. | В течение года, совместно с психологами ЦПМСС и правоохранительными органами |
2.9 | Подготовка и проведение семинаров
| сентябрь 2013 ноябрь 2013 январь 2014 июнь 2014 |
2.5 | Создание методической базы (методические разработки, рекомендации, брошюры, наглядные материалы, оформление информационного стенда "Толерантность"). | июль 2014 |
2.6 | Мониторинговое исследование уровня этнического самосознания подростков различных национальностей, их представлений, знаний о культурном наследии собственного и других народов, характер восприятия различных культур и отношение к ним (начальное, промежуточное и заключительное исследование).
| октябрь 2013 г. - начальное исследование. март 2014 г. - промежуточное исследование. июль 2014 г. - заключительное исследование. |
2.7 | Привлечение обучающихся во внеклассную деятельность ОУ: Посещение кружков. Участие в волонтерском движении «Солнышко в ладошке» | в течение учебного года |
3. | Заключительный этап: |
|
3.1. | Оценка результатов. Представление результатов на семинарах и конференциях соответствующей тематики. | июль 2014 |
3.2. | Перспективное планирование последующей деятельности в рамках программы "Петербург объединяет людей"; | июль-сентябрь 2014 |
3.4. | Обобщение опыта работы по формированию толерантного сознания. Разработка буклетов. листовок, памяток по результатам проделанной работы в рамках программы. | июль-сентябрь 2014 |
4. Индикаторы оценки результатов реализации программы:
1. степень осознанности обучающихся проблемы терроризма, экстремизма и его угрозы обществу;
2. степень определения возможности возникновения акта терроризма и умения правильного поведения в момент угрозы;
3. степень воспитанности толерантности среди обучающихся;
4. степень постоянной личной ответственности обучающихся и коллектива колледжа в ходе учебно-воспитательного процесса;
5. степень внимания обучающихся и коллектива колледжа к присутствию на территории ОУ подозрительных предметов и посторонних лиц;
6. степень готовности ОУ к возможным проявлениям актов терроризма и экстремизма;
7. степень принятия мер на случай экстремальных ситуаций.
5. Материальная база для реализации программы
№ п/п | Наименование* | количество |
I. | ||
Видеокамера | 1 | |
Флеш-карта на 16 ГБ | 1 | |
Картридж для ксерокса | 5 | |
Картриджи для МФУ цветные | 8 | |
Многофункциональное цветное устройство (МФУ лазерное) | 1 | |
II. | ||
Бумага для ксерокса А 4 | 6 пачек | |
Бумага писчая А 4 | 6 пачек | |
Бумага "Радуга" А4 (цветная ксероксная 1 пачка - 250 листов, 5 цветов) | 3 пачек | |
Бумага А3 | 3 пачки | |
Ватман | 50 листов | |
Бумага цветная | 12 пачек | |
Файловый лист | 50 шт. | |
Папка скоросшиватель | 6 шт. | |
Фломастеры | 6 упаковок | |
Карандаши цветные | 6 коробок | |
Ручки гелевые | 6 шт. | |
Ручки цветные | 6 шт. | |
Набор маркеров | 15 шт. | |
Карандаши простые | 20 шт. | |
Клей-карандаш | 15 шт. | |
Стикеры | 15 уп. | |
Скрепки канцелярские | 10 кор. | |
Магниты (крупные) | 5 шт. | |
Скотч (ширина 5 см) | 3 шт. | |
Скотч двусторонний (ширина 5 см) | 3 шт. | |
Жидкость корректирующая | 6 шт. | |
Скобы для степлера большого | 5 кор. | |
Скобы для степлера малого | 5 кор. | |
III. | ||
Интернет | 100 час. | |
Сотовая связь |
|
* Примечание: информация дана из расчета на одну площадку колледжа отраслевых технологий «Краснодеревец»
6. Кадровое и ресурсное обеспечение программы (учитывая все 3 площадки колледжа):
1. | Участники программы: |
1.1. | Комитет по молодежной политике и спорту района |
1.2. | Департамент образования администрации города Санкт - Петербурга |
1.3. | ГБОУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения" района Санкт-Петербурга. |
1.4 | Районные отделы полиции УМВД России по Санкт-Петербургу |
2. | Кадровое обеспечение программы: |
2.1 | Педагог - организатор - 3 человека |
2.2 | Педагоги - классные руководители – по количеству групп в колледже |
2.3 | Мастера производственного обучения – по количеству групп в колледже |
3. | Ресурсное обеспечение программы: |
3.1. | Аудитории для проведения мероприятий. |
3.2. | Проектор – 3 ( по 1 на каждую площадку) |
3.3 | Ноутбук – 3 ( по 1 на каждую площадку) |
3.3. | Музыкальный центр – 3 ( по 1 на каждую площадку) |
3.4 | Микрофон – 3 (на каждую площадку) |
3.5. | Интерактивная доска, флипчарт. |
3.6 | Канцелярские товары. |
6.1 Организация управления реализацией программы и контроля за ходом ее исполнения
Ответственными за выполнение мероприятий программы в установленные сроки являются исполнители программы.
В ходе реализации программы отдельные ее мероприятия в установленном порядке могут уточнятся.
6.2 Содержание Программы
Программа содержит 3 блока:
профилактическая работа с педагогами, родителями, обучающимися;
работа социально – психологической службы по предотвращению экстремизма в школьной среде;
работа информационных служб по обеспечению информационной безопасности.
6.3 Реализация Программы позволит:
1. Создать эффективную систему правовых, организационных и идеологических механизмов противодействия экстремизму, этнической и религиозной нетерпимости.
2. Снизить степень распространенности негативных этнических установок и предрассудков в среде обучающихся.
3. Способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан.
4. Сформировать у обучающихся навыки цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикета в чатах и форумах.
5. Обеспечить информационную безопасность.
6. Обеспечить необходимую адаптацию и социализацию детей из семей мигрантов, включённых в систему образования.
7. Предотвратить участие обучающихся в организациях, неформальных движениях, осуществляющих социально негативную деятельность.
8. Предупредить конфликты или разрешить их ненасильственным путём.
7. Заключение
Работа над концепцией программы «Петербург объединяет людей» продолжается. В ходе реализации она будет изменяться и дополняться. Очень хочется надеться, что эта рабочая программа способна открыть новые возможности для развития образования и воспитания старших подростков в духе толерантности в современном обществе.
8. Список использованной литературы.
1. ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ:
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B%2Fweb%2Fitem%2Ftitle%2Cpos%2Cp1%2Csource%2Cweb%2Cpre%2Csitelinks&text=программа профилактики экстремизма&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9
http://festival.1september.ru/articles/615543/
http://www.mirpeterburga.ru/docs/online/conference_1_3_2007.pdf
2. Методические рекомендации АППО
- «Менеджмент качества образования в полиэтнических школах: опыт России и Австрии»(материалы международной научно-практической конференции), Комитет по образованию СПб, ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов СПб АППО, ред. Муштавинской И.В., 2013 г.;
- Материалы конференции «Воспитание потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми, независимо от их национальной, социальной и религиозной принадлежности», проводимой ЦПМСС Калининского р-на СПб, 2014 г.;
- «Мероприятия, направленные на доброжелательное воспитание этнического и культурного многообразия России», выступление зав. организационно-методическим отделом Центральной библиотеки им. В.Г.Белинского Петровой Н.Н.;
- «Система работы по формированию петербургского самосознания детей и подростков», выступление зам.директора СПб ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям» Калининского р-на Яковлевой Е.В.;
- «Первичная профилактика проявлений экстремизма в подростково-молодежной среде. Культура болельщика», выступление гл.специалиста отд. молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Калининского р-на СПб Новопольцевой А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад"Психолого-педагогические основы профилактики экстремизма и развития толерантности в школе"
Ресурс представляет собой разработку выступления для педагогов на заседаниях ШМО, педсоветах по проблеме толерантности...
Программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе»
laquo;Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических имежкультурных отношений, укрепление толерантностив школе»...
ПРОГРАММА «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе»
ПРОГРАММА «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических имежкультурных отношений, укрепление толерантностив школе»...
Программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений школе"
Целесообразность принятия данной Программы обусловлена основными стратегическими задачами изложенными в целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О реализации государственно...
Родительское собрание: «Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание школьника. Профилактика экстремизма( компьютерные игры «Синий кит»)
1. Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание школьника.Профилактика экстремизма( компьютерные игры «Синий кит»2.О комплексных мерах по обеспечению безопасности, сохранности ж...
План работы по реализации комплексной Программы «Профилактика экстремизма и терроризма в подростковой среде»
Сегодня молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера.Тенденци...