ПРОГРАММА «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе»
учебно-методический материал на тему
ПРОГРАММА
«Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и
межкультурных отношений, укрепление толерантности
в школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekstremizmu_1.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Приложение к приказу
Приказ №159 от 31.08 2015г
ПРОГРАММА
«Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и
межкультурных отношений, укрепление толерантности
в школе»
Югорск, 2015 г.
«Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и
межкультурных отношений, укрепление толерантности
в школе на 2015-2017 годы»
Паспорт Программы
Наименование Программы | «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе на 2015-2017 годы» |
Разработчик Программы | Пронина Л.В..- директор школы Аксёнова Е.Е. – заместитель директора по ВР Туманова Г.А.. – педагог-организатор Мельник Л.А..- социальный педагог Кузьмина Ю.В.- педагог-психолог школы |
Дата утверждения Программы | Педагогический совет МОСШ №4. Приказ №159 от 31.08.2015 года. |
Обоснование необходимости принятия Программы. | ЦЦелесообразность принятия данной Программы обусловлена основными стратегическими задачами изложенными в постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23 декабря 2010 г. № 367-п и программе «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2017 годы» и в Приложении к постановлению Главы города от 22.10.2013 №1481 «Комплексные меры по гармонизации межэтнических отношений в городе Нижневартовске» |
Цели Программы | Создание в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека. |
Задачи Программы |
|
Ожидаемые непосредственные результаты реализации Программы | 1.Увеличение количества обучающихся и воспитанников, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов России и мира на 5%. 2.Увеличение количества проведенных тематических выставок работ учащихся, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма 3.Увеличение числа специалистов, охваченных курсами повышения квалификации по вопросам формирования установок толерантного отношения на 10% 4.Увеличение количества участников мероприятий по изучению и обмену опытом регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений на 10%. 5.Увеличение количества музейных экспозиций, посвященных национальным культурам проживающих в автономном округе этносов на 5%. |
Сроки реализации Программы | 2015–2017 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели социально-экономической активности) |
4.Увеличение доли детей мигрантов, охваченных в школе программами по социализации (адаптации), от общего числа детей мигрантов в 2 раза. |
Пояснительная записка
Угроза экстремизма продолжает оставаться одним из основных факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку в Российской Федерации, в том числе и на территории ХМАО - ЮГРЫ.
Формирование негативного отношения к такому опасному явлению в обществе, как экстремизм, является комплексной задачей, требующей скоординированных усилий органов государственной власти всех уровней с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.
В последнее время активизировалась деятельность асоциальных молодёжных организаций спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на этнорелигиозной , политической почве. Это приводит к социальной напряжённости и ведёт к усилению экстремистских проявлений. Молодёжь может быть вовлечена в деятельность экстремистских организаций через Интернет, где они могут столкнуться с вредным контентом. Проблема толерантности актуальна для нашего многонационального города. Поэтому в образовательных учреждениях ХМАО возникла необходимость подготовки программы по профилактике экстремистской деятельности и последующей её реализации.
Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Она призвана укрепить основы и методы процесса формирования толерантного сознания и поведения учащихся МСОШ № 30. Реальными механизмами ее осуществления являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма .
Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы нашей школы.
Раздел 1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа.
Программа направлена на укрепление в школе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра сталкивается с рядом ключевых проблем в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений. В Югре растет количество и разнообразие религиозных конфессий и организаций. В настоящее время зарегистрированы 125 религиозных общественных организации, из них 46 религиозных организаций Русской православной Церкви, 27 мусульманских организаций и
52 религиозных объединения различных направлений протестантизма. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занимает 12 место по доле мусульманского населения в России.
В школе немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующая система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма.
Вместе с тем, система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков.
Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Растет число подростков, причисляющих себя к неформальным молодежным течениям. Существенный отрыв молодежной субкультуры от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций и менталитета несет угрозу расшатывания фундаментальной культуры общества.
В средствах массовой информации окружного значения публикуются материалы по недопущению проявлений экстремизма, разжигания расовой и религиозной вражды. Для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет». Этих мер явно не достаточно. Необходимо создать единое информационное пространство для пропаганды ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях, не в полной мере используется потенциал средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индифферентности по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В целом, в округе не сложилась система формирования духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанная на принципах уважения прав и свобод человека, отсутствует согласованность действий в этом направлении различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, государственных и общественных структур, недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности специалистов в вопросах этнокультурных традиций, особенностей этно-психологии, содержания этнокультурных ценностей.
Программа по профилактике экстремизма гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в школе призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения школьников.
Раздел 2. Цели и задачи Программы, целевые показатели
Цели и задачи Программы приведены в паспорте Программы
Целевые показатели приведены в таблице 1.
Раздел 3. Программные мероприятия
Достижение поставленной цели Программы предусмотрено посредством реализации мероприятий, представленных в таблице 2.
Раздел 4. Механизм реализации целевой Программы
Программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2015-2018 годов:
I этап (2015 г.) - разработка методологических, научно-методических и технологических основ гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, воспитания культуры мира, формирования толерантного сознания и поведения; обобщение и развитие имеющегося в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре конструктивного опыта формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; выработка критериев оценки их эффективности; разработка методики комплексной оценки уровня этнокультурной толерантности у школьников.
II этап (2015-2017 гг.) - реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в школе; создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Программы; реализация накопленного Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой опыта формирования толерантного сознания, профилактики ксенофобии, воспитания культуры мира; внедрение разработанных эффективных технологий формирования толерантной среды, толерантного сознания и поведения; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы.
Реальными механизмами осуществления Программы являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.
Механизм реализации Программы включает ежегодное формирование перечня программных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период с уточнением затрат по программным мероприятиям в соответствии с мониторингом фактически достигнутых и целевых показателей реализации Программы, а также связанные с изменениями внешней среды, информирование общественности о ходе и результатах реализации программы, финансировании программных мероприятий.
Конкурсы в рамках Программы проводятся на основании положений, утверждаемых директором школы.
Координатором Программы является администрация школы, которая осуществляет управление и контроль реализации Программы, обеспечивает при необходимости корректировку мероприятий.
При текущем управлении координатор Программы выполняются следующие основные задачи:
анализ эффективности выполнения программных мероприятий;
корректировка мероприятий Программы
мониторинг выполнения показателей Программы, сбор оперативной отчетной информации, подготовка и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы.
Программы запланированы следующие мероприятия:
ежегодная корректировка по результатам исполнения Программы мероприятий и объемов финансирования;
информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий, проведение исследовательских работ, аналитического и экспертного мониторингов общественного мнения, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации Программы;
Целевые показатели программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе на 2015-2017 годы»
Таблица 1
№ п/п | Наименование показателей результатов | Базовый показатель на начало реализации Программы (2010 год) | Значения показателя по годам | Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы | ||
2015 | 2016 | 2017 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Показатели непосредственных результатов | ||||||
Количество обучающихся и воспитанников, охваченных дополнительными образовательными программами по изучению культурного наследия народов России и мира (чел.) | 0 | 0 | 60 | 90 | 90 | |
Количество проведенных тематических выставок работ учащихся, направленных на развитие межэтнической интеграции и профилактику проявлений экстремизма (наим.) | 0 | 2 | 3 | 4 | 4 | |
Количество специалистов, охваченных курсами повышения квалификации по вопросам формирования установок толерантного отношения (чел.) | 0 | 0 | 2 | 5 | 5 | |
Число участников мероприятий по изучению и обмену опытом регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений (чел.) | 0 | 0 | 5% | 10% | 10% | |
Количество музейных экспозиций, посвященных национальным культурам проживающих в автономном округе этносов (наим.) | 1 | 1 | 2 | 4 | 4 | |
Количество общественных воспитателей (наставников), закрепленных за подростками, состоящими на профилактическом учете в КДН, (чел.) | ||||||
Показатели конечных результатов | ||||||
Доля обучающихся, охваченных программами по воспитанию толерантности, от общего количества обучающихся (%) | 0% | 0% | 10% | 15% | 15% | |
Доля молодежи, охваченной профилактическими мероприятиями по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма, от общей численности молодежи (%) | 20 | 20 | 25 | 35 | 35 | |
Увеличение числа социально значимых проектов (акций) общественных объединений, в том числе национально-культурных, направленных на развитие межэтнической толерантности (кол.) | 2 | 2 | 4 | 6 | 6 | |
Доля детей мигрантов, охваченных программами по социализации (адаптации), от общего числа детей мигранов (%) | 30 | 40 | 50 | 60 | 60 |
Основные программные мероприятия программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе на 2015-2017 годы»
Таблица 2
№ п/п | Мероприятия Программы | Ожидаемые результаты |
1 | 2 | 9 |
1.1 | Внедрение в практическую деятельность программы по воспитанию толерантности | обеспечение программами по воспитанию толерантности 50% классных коллективов |
1.2 | Разработка положения о конкурсе программ по воспитанию толерантности среди классных коллективов | |
2 | Организация конкурса дополнительных образовательных программ по изучению культурного наследия народов России и мира образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры | формирование реестра дополнительных образовательных программ, распространение опыта работы в данной области |
3 | Разработка и реализация специальных программ по социализации (адаптации) детей мигрантов, в том числе по конфликтологии. | разработка, апробация и внедрение специальных программ; охват программами не менее 10% классных коллективов |
3.1 | Разработка программ | |
3.2 | Внедрение программ | |
4 | Организация мониторинга по вопросам мультикультурного образования и социокультурной адаптации детей мигрантов в школе выработка соответствующих рекомендаций по совершенствованию учебно-воспитательного процесса | разработка и проведение мониторинга по вопросам мультикультурного образования и социокультурной адаптации детей мигрантов в школе, выработка соответствующих рекомендаций |
5 | Проведение в школе конкурсов и мероприятий, направленных на развитие межэтнической интеграции, воспитание культуры мира, профилактику проявлений ксенофобии и экстремизма | увеличение охвата обучающихся мероприятиями данной направленности до 50% |
6 | Проведение профилактических мероприятий по предупреждению фактов националистического или религиозного экстремизма (круглые столы, диспуты, встречи и др.) | создание школьного молодежного дискуссионного клуба «Диалог». |
7 | Разработка проектов по межкультурному воспитанию детей и молодежи | реализация 6 проектов, в том числе и дистанционных |
7.1 | Реализация проектов по межкультурному воспитанию детей и молодежи (интерактивные тренинги, диспуты, конкурсы) | |
8 | Проведение мероприятий, направленных на воспитание толерантности совместно с подростково-молодежных центрами, клубами по месту жительства | организация системы культурно-досуговых, спортивных, образовательных мероприятий, методические разработки |
8.1 | Проведение социологического исследования оценки уровня социально-политической толерантности молодежной среды в школе | |
9 | Организация отдыха детей и молодежи в пришкольном лагере с учетом создания среды межэтнического взаимодействия | организация одной смены пришкольного лагеря под девизом: «Все различны – Все равны». Охват за два года 100 человек |
10 | Закрепление общественных воспитателей (наставников) за подростками, состоящими на профилактическом учете в КДН, склонным к противоправным действиям экстремистского характера | снижение числа подростков, стоящих на профилактическом учете в КДН |
11 | Реализация стратегии социальной рекламы, формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, через средства массовой информации в школе | Регулярный выпуск школьной газеты «Свой почерк», выход в эфир радиопередач школьного радио «Радуга» (подготовка и трансляция цикла нформационно-публицистических программ с периодичностью не менее 2-х выходов в квартал) |
12 | Создание сетевого проекта в целях формирования единого пространства межконфессионального взаимодействия, через использование ресурсов школьного сайта | разработка информационного проекта в сети интернет на основе школьного сайта |
13 | Подготовка и проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню толерантности | проведение мероприятий, приуроченных к Международному дню толерантности |
14 | Участие представителей школы в городском конкурсе детских социальных проектов, направленных на пропаганду интернационализма, дружбы народов, национальной терпимости "Я – гражданин России" | участие не менее 2 проектов |
15 | Участие представителей школы в городском конкурсе творческих работ, посвящённых Дню народного единства | участие представителей школы в городском конкурсе творческих работ, посвящённых Дню народного единства |
16 | Подготовка и проведение декады правовых знаний среди учащихся школы, направленной на развитие норм толерантного поведения, противодействие различным видам экстремизма | проведение декады правовых знаний среди учащихся школы |
17 | Проведение операции "Школа для всех" по выявлению несовершеннолетних граждан членов семей рабочих-мигрантов и содействию им в получении образования | Проведение операции "Школа для всех" |
18 | Подготовка в школьном музее экспозиций, посвященных позитивному опыту диалога национальных культур в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре | проведение в школьном музее выставок, посвященных культуре и быту этнических групп, представленных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, реализации 2 проектов |
19 | Проведение мероприятий, направленных на распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности, информирование о многообразии национальных культур, представленных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на базе учреждений культуры | реализация 2 проектов, в том числе на дистанционной основе |
20 | Разработка и реализация детских праздников этнокультурного характера на базе школы педагогами дополнительного образования | реализация на базе школы этнокультурных праздников «Рождественская елка», «Вороний день», «Праздник трясогузки», «Масленица». |
21 | Подготовка и проведение фестиваля «Дружбы народов» | проведение фестиваля «Дружбы народов» |
22 | Подготовка цикла выставок, посвященных роли и месту различных религий в культуре народов России библиотекой школы | увеличение числа выставок до 3 |
23 | повышение квалификации специалистов по профилактике экстремизма | |
24 | Принятие предусмотренных законодательством мер по предотвращению проявлений экстремизма при проведении общешкольных мероприятий | обеспечение правопорядка, недопущение экстремистских проявлений при проведении общешкольных мероприятий |
25 | Проведение родительского лектория, по вопросам профилактики ксенофобии, противодействия дискриминации и экстремизму. | повышение правовой грамотности родительской общественности |
26 | Участие представителей школы в мероприятиях (конференциях, семинарах, круглых столах и иных мероприятиях), направленных на гармонизацию межэтнических отношений и формирование толерантности проводимых на муниципальном уровне | ежегодное участие представителей школы |
27 | Подготовка аналитических материалов для классных руководителей на основе сравнительного анализа этносоциальных процессов и опыта их регулирования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, субъектах Российской Федерации, зарубежных странах | подготовка материалов по профилактике экстремизма для использования в работе классных руководителей |
Индикаторы оценки результатов реализации программы:
1. степень осознанности учащимися проблемы терроризма, экстремизма и его угрозы обществу;
2. степень определения возможности возникновения акта терроризма и умения правильного поведения в момент угрозы;
3. степень воспитанности толерантности среди обучающихся;
4. степень постоянной личной ответственности обучающихся и коллектива школы в ходе учебно-воспитательного процесса;
5. степень внимания обучающихся и коллектива школы к присутствию на территории ОУ подозрительных предметов и посторонних лиц;
6. степень готовности ОУ к возможным проявлениям актов терроризма и экстремизма;
7. степень принятия мер на случай экстремальных ситуации
Ожидаемые результаты
В результате осуществления программы ожидается:
- интеграция в образовательном пространстве лицея представителей детей и молодежи различных национальностей, в том числе из числа мигрантов;
- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению работы с учащимися, привлечение школьников к общественным мероприятиям, направленным на распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся;
- формирование у учащихся толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ;
- интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов;
- укрепление атмосферы межэтнического согласия и толерантности, препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок;
- создание необходимой базы материалов и методологической основы для формирования толерантности, внедрение новых форм и методов воспитательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по профилактике экстремизма, терроризма и укреплению толерантности в гимназии №49 Приморского района Санкт-Петербурга
В современной школе специалистов воспитательной службы, преподавателей и родителей волнуют взаимоотношения между учащимися, родившимися в Санкт-Петербурге, и учащимися, приезжающими из разных ко...
Организация работы по профилактике экстремизма, терроризма и укреплению толерантности
Организация работы по профилактике экстремизма, терроризма и укреплению толерантности в гимназии №49 Приморского района Когда кто-то идет не в ногу, не спеши осуждать его, возможно, он...
Программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в школе»
laquo;Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических имежкультурных отношений, укрепление толерантностив школе»...
Программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений школе"
Целесообразность принятия данной Программы обусловлена основными стратегическими задачами изложенными в целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О реализации государственно...
Программа профилактики экстремистской деятельности, гармонизации межэтнических отношений, недопущению проявления фактов национализма и ксенофобии среди несовершеннолетних на 2016-2021 годы
Эта программа по профлактике экстремистской деятельности предназначена для МБОУ "Платово - Ивановская ООШ"...
Фестиваль Дружбы народов, как системообразующий фактор в формировании толерантности подрастающего поколения и гармонизации межэтнических отношений в детской и подростковой среде
В статье представлены проблемы гармонизации межэтнических отношений и профилактики экстремизма в детской и подростковой среде, а так же пути решение данных проблем, через Фестиваль Дружбы народов...
Аналитический отчет о результатах работы по профилактике экстремизма и терроризма, воспитанию толерантности, гармонизации межэтнических отношений в МБОУ СОШ № 7 г. Охи им. Д. М. Карбышева
Одним из основных направлений воспитательной работы школы, целью которого является формирование у обучающихся гражданско-патриотического созна...