Реализация Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до 2020 года, противодействие криминализации подростковой среды
статья
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете:
Реализация Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до 2020 года, противодействие криминализации подростковой среды
Подготовила
Социальный педагог
Клочкова Е.С.
Реализация Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до 2020 года, противодействие криминализации подростковой среды
Добрый день, уважаемые коллеги!
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и безопасного детства стало одним из основных национальных приоритетов нашей страны. Защита прав каждого ребенка, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей являются высокоактуальными на сегодняшний день.
Состояние криминогенной ситуации обуславливает необходимость интенсивного развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ее совершенствования с учетом актуальных потребностей семьи, общества и государства.
Обратите внимание на слайде представлены сведения о вовлечении несовершеннолетних в противоправные действия, в масштабе страны: СЛАЙД 2
Показатель | 2014 г. | 2016 г. | 2017 г. |
несовершеннолетние участники преступлений | 54,4 тыс. | 53,7 тыс. | 45,3 тыс. |
совершено преступлений несовершеннолетними | 59,5 тыс. | 53,7 тыс. | 42,5 тыс. |
состоят на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел | 159,8 тыс. | 142,8 тыс. | 140,7 тыс. |
число несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности вследствие недостижения возраста привлечения к уголовной ответственности | 26,3 тыс. | 28 тыс. | 26,9 тыс. |
число преступлений, совершаемых подростками в состоянии алкогольного опьянения | 7,6 тыс. | 6,7 тыс. | 2,6 тыс. |
число преступлений, совершаемых подростками в состоянии наркотического опьянения | 596 чел. | 535 чел. | 204 чел. |
В целом можно отметить положительную динамику – количество несовершеннолетних вовлеченных в противоправные действия уменьшается. Однако, на протяжении ряда лет сохраняется высокая криминальная активность младших возрастных групп.
СЛАЙД 3 Особого внимания также требуют такие антиобщественные действия как буллинг (проявляющийся в издевательствах, унижении, запугивании, травли ребенка со стороны отдельных школьников), моббинг (направленное психологическое насилие, преследование ребенка всем коллективом, целью которого выступает изгнание подростка из социума), кибербуллинг или троллинг (унижение, травля, распространение лживой, порочащей информации в сети Интернет), дресс-кодекс или течение «поясни за шмот» (издевательство, вплоть до побоев за ношение одежды определенных производителей, или определенного типа). Данные течения в подростковой среде нередко воспринимаются как норма не только детьми, совершающими противоправные поступки, но и жертвами такого поведения.
Для борьбы с данными явлениями требуется совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включающей комплекс социальных, правовых, психолого-педагогических, медико-социальных, воспитательных и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
В связи с этим 22 марта 2017 г. распоряжением правительства РФ № 520-р были утверждены Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних до 2020 года и план мероприятий на 2017-2020 по реализации Концепции.
Концепция представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов в профилактической работе с несовершеннолетними, предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленные на достижение основных задач в этой сфере.
Цель и задачи Концепции представлены на слайде: СЛАЙД 4
Цель Концепции: создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни.
Задачи Концепции:
- снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в том числе повторных;
- реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, укрепление института семьи;
- защита прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы;
- совершенствование механизмов управления органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая повышение эффективности межведомственного взаимодействия;
- совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов РФ;
- повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики и правонарушения несовершеннолетних.
С вашего разрешения останавливаться подробно на целях изадачах Концепции не буду, а перейду к опыту работы нашей школы в этой области.
СЛАЙДЫ 5-10 МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» - это отдельная образовательная организация, реализующая адаптированные основные образовательные программы по обучению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Контингент школы – это обучающиеся с различными формами умственной отсталости (интеллектуальных нарушений). Данная категория детей, в силу психофизических особенностей, склонна к совершению правонарушений и преступлений, а также является подверженной негативному влиянию окружающего социума, и может быть вовлечена в совершение противоправных действий. Поэтому особо важным в деятельности нашего учреждения является грамотная организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Работа по реализации Концепции в нашей школе осуществляется согласно программе воспитательной работы «SOS! – «трудный» ребенок, семья, находящаяся в социально-опасном положении», и основывается на личностно ориентированном и системном подходах.
В рамках личностно-ориентированного подхода профилактика правонарушений включает в себя, прежде всего, взаимодействие педагогов и специалистов социально-психологической службы с ребенком и его семьей, с целью выяснения внутренних механизмов и закономерностей, влияющих на противоправное поведение ребенка. В связи с этим профилактическая работа строится с учетом потребностей и интересов обучающегося, направлена на создание условий, позволяющих помочь ребенку определить свою позицию в сфере правовых отношений. Важным в этой работе для обучающихся с умственной отсталостью является формирование у ребенка личностно значимых нравственных, правовых ценностей, мотивов и установок социально приемлемого поведения, развитию личностных качеств, согласовывающихся с нравственно-правовыми нормами общества.
Основой профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в нашей школе является безусловное принятие педагогами ребенка, понимание его внутренних потребностей, переживаний, чувств, создание предпосылок для его саморазвития, самосовершенствования, ситуаций успеха, позволяющих скорректировать негативные линии в его поведении.
Следует отметить, что зачастую ряды «трудных» подростков в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» пополняются за счет вновь прибывших учеников из других образовательных учреждений города. Здесь огромную роль в формировании девиаций играет их длительное нахождение в среде, не учитывающей особые потребности детей с интеллектуальными нарушениями. Причиной этого явления выступают собственные амбиции родителей, страх отдать ребенка в нашу школу или иные факторы.
Однако, в большинстве случаев после перевода ребенка в адекватную его возможностям среду, где он становится принятым и успешным, где его девиантное поведение постепенно корректируется специалистами школы, сглаживается и переходит в приемлемое, родители признают свою ошибку и начинают сожалеть, что не приняли этого решения ранее (ярким примером служат такие обучающиеся как С., Д., Я., А. и др.)
Работа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» носит системный, комплексный характер, предполагает тесное взаимодействие специалистов социально-психологической службы, классных руководителей, педагогов школы по проблемам ребенка и его семьи, а также включает в себя межведомственное взаимодействие, сотрудничество с семьей, и может быть представлена в виде следующей модели (СЛАЙД 11):
Подводя итог, следует отметить, что с целью эффективной реализации мер по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних данная работа должна проводиться систематически, планомерно, последовательно. Также, раннее предупреждение правонарушений предполагает усиление роли семьи и единство коррекционной профилактической работы всех органов и учреждений системы профилактики, потому, что именно это будет способствовать противодействию криминализации подростковой среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исполнение Федерального закона №120-ФЗ от 21.05.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
методические рекомендации...
ФЗ "Об образовании" и ФЗ "О персональных данных"; Закон Алтайского края "О СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ"
Нормативная база федарального и регионального уровня...
Презентация "Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями"
В данной презентации даются основные понятия системы профилактики, правовая основа деятельности органов и учреждений системы профилактики...
«Школа и органы профилактики» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 120-ФЗ ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХОрган профилактики Вопрос, с которым обращаемся Прокуратура - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;К...
Целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 2020 - 2025 гг.
Данная Целевая программа разработана сроком на 5 лет. Основная цель программы - реализация мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, а также профилактику совершения ...
Информация школы в части исполнения ст. 14 ФЗ от 24.06.1999 года №120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Информация школы в части исполнения ст. 14 ФЗ от 24.06.1999 года №120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних&r...
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в соп, и несовершеннолетними, нуждающимися в индивидуальной профилактической работе
Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и несов...