Конспект учебного занятия по теме «Традиционная обрядовая кукла»
план-конспект занятия по теме
Тип занятия: учебное занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками
Возраст детей: 8-9 лет
Время проведения: 1 час
Место проведения: учебный кабинет
Необходимое оснащение:
• Обрядовые народные куклы (каждой по 2 штуки) – Владимирская столбушка, Лихоманки (12 штук), Мартинички, Коляда, Крестец;
• 2 корзины;
• Лоскутное одеяло, символизирующее календарный год (круг, разделённый цветами-символами на четыре времени года);
• Нитки белого и красного цвета, ножницы;
• Магнитофон, диски с записями народной музыки
Цель занятия: содействие развитию интереса детей к изучению обрядовых кукол в народных традициях.
Задачи:
- познакомить детей с многообразием обрядовых кукол и их ролью в жизни человека;
- раскрыть символическое значение обрядовых кукол в контексте календарного года;
- воспитывать чувство сопричастности к традициям родного края;
- установить взаимосвязь между народными календарными и обрядовыми традициями;
- развивать мелкую моторику в процессе создания куклы «Мартинички».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества имени
А.А. Алексеевой»
Областной конкурс «Педагогический дебют»
Конспект учебного занятия по теме «Традиционная обрядовая кукла»
Семейный клуб «Основа»
Автор: Кристина Васильевна Орлова,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
МБОУ ДОД «Дворец детского и юношеского
творчества имени А.А. Алексеевой»,
г.Череповец, ул.Сталеваров,32
тел.раб.(8202)57-11-64
e-mail: biblddut@mail.ru
г.Череповец
2014г.
Тип занятия: учебное занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками
Возраст детей: 8-9 лет
Время проведения: 1 час
Место проведения: учебный кабинет
Необходимое оснащение:
• Обрядовые народные куклы (каждой по 2 штуки) – Владимирская столбушка, Лихоманки (12 штук), Мартинички, Коляда, Крестец;
• 2 корзины;
• Лоскутное одеяло, символизирующее календарный год (круг, разделённый цветами-символами на четыре времени года);
• Нитки белого и красного цвета, ножницы;
• Магнитофон, диски с записями народной музыки
Цель занятия: содействие развитию интереса детей к изучению обрядовых кукол в народных традициях.
Задачи:
- познакомить детей с многообразием обрядовых кукол и их ролью в жизни человека;
- раскрыть символическое значение обрядовых кукол в контексте календарного года;
- воспитывать чувство сопричастности к традициям родного края;
- установить взаимосвязь между народными календарными и обрядовыми традициями;
- развивать мелкую моторику в процессе создания куклы «Мартинички».
Ход занятия
Организационный этап
Звучит музыка. На столе корзина с разными видами обрядовых кукол.
Приветствие педагога:
- Дорогие ребята, парни и девчата, на кукол посмотрите, себе приглядите. Себе приглядите, да в ручку возьмите (каждый ребенок выбирает себе куклу).
Педагог предлагает желающим ребятам рассказать, почему выбрали ту или иную куклу.
Подготовительный этап
- Наши куколки непростые. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Да, они сделаны своими руками из натуральных материалов. А еще их в традиционной культуре называют обрядовыми. Народ верил, что эти куклы в определенное время приносят удачу и помогают человеку. Поэтому с ними обращались бережно, аккуратно, и ни в коем случае с обрядовыми куклами не играли.
– Есть ли у вас дома куклы, которыми вам не разрешают играть? Что это за куклы? (дорогие коллекционные куклы, семейные, которые передаются из поколения в поколение)
- Давайте посмотрим, а что же лежит на нашем столе? (это одеяло) Чем оно интересно? (сделано из лоскутков; на нем изображен круг, разделённый на четыре части по временам года)
- Покажите, где в этом круге лето, зима, весна и осень (дети показывают и поясняют свой выбор) Наши предки заметили, что всё в жизни, в природе повторяется: распускаются листочки, цветы, появляются плоды, они спеют, вся зелень становится жёлтой, а потом выпадает снег. И как ни странно, всё повторяется сначала. Получается колесо, которое постоянно находится в движении, и катится только вперёд. Поэтому на одеяле изображен календарь в виде круга. И он сегодня здесь не случайно.
- Предположите, почему обрядовые куклы и календарь у нас сегодня на занятии, как они связаны? (в определенные календарные праздники изготовлялись особые обрядовые куклы)
Совместное целеполагание и планирование деятельности:
На магнитной доске расположены картинки (сова с вопросом символизирует новые знания; сундук – практическая прикладная деятельность; деревянные игрушки – игровая деятельность; нотный стан – вокальная деятельность; дети в круге – совместное обсуждение).
- Давайте обратимся к нашим картинкам-помощникам, и как всегда выберем из них те, на которых нарисованы наши возможные действия на занятии сегодня (дети отбирают картинки, в совместном обсуждении определяют последовательность видов деятельности).
- Кто может, опираясь на картинки, сказать нашу основную цель занятия. Остальным можно дополнять (Мы узнаем, какие обрядовые куклы существуют в народной традиции, сами научимся делать одну из них, устроим выставку наших работ и обсудим полученный результат).
Основной этап
- В разных местах России делали самые разные куколки. А зачем же были нужны эти куколки, мы сейчас с вами узнаем. Чтобы нам было удобнее, давайте сядем на полу вокруг нашего лоскутного календаря.
Педагог достаёт из своей корзины куклу Коляду. Просит ребят посмотреть на свою куколку в руках, найти того, кто выбрал в начале занятия именно эту куклу. Спрашивает, знает ли ребенок, как называется в традиции эта кукла? (эти действия повторяются с каждой доставаемой из корзины новой куклой).
- Разрешите представить вам куклу Коляду. Ее имя говорит само за себя и поможет раскрыть ее секрет. Как вы думаете, когда она «оживала», когда приносила пользу человеку? (в Святки) Правильно. А из чего же её делали? (из соломы). Да, именно так. Колядовщиков всегда можно было узнать по предметам, которые они брали с собой. Что именно? (рождественская звезда; мешок или корзина для угощений; санки). А в некоторых областях России с собой брали еще и вот эту куклу. И ведь не случайно, что она из снопа. Что зерно в традиционной культуре символизирует? (богатство, хороший урожай, плодородие).
Педагог предлагает ребенку посадить куклу Коляду на календарь в то место, где она должна быть по времени года (на середину зимы).
- Следующая кукла очень необычна. Кто может сказать чем? (тем, что является символическим изображением мужчины, а в традиционной культуре это редкость). Часто мужская кукла выглядела, как связанные между собой две палочки, т.е. крестик (из корзины достаётся кукла Крестец). В Святки принято рядиться, одевать маски, вести себя не как в обычной жизни. Святочный период заканчивается праздником Крещение. Считается, что вся вода в этот день особенная, святая. Чтобы при омовении в священном источнике злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготовляли куклу заместителя и втыкали в снег на краю проруби. Для того чтобы привлечь внимание злых сил, к крестовине привязывали пёстрые старые ленточки.
Педагог просит положить куклу туда, где ей место (Крестец рядом с Колядой).
- А вот эта кукла, должна быть интересна нашим девочкам постарше. Делали такую куклу во Владимирской области. Посмотрите, из чего сделана куколка, что лежит в её основе? (береста).
- Правильно. В России с берёзой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля «загадывать на жениха» с помощью берестяной куколки. На бересте писали имя суженого. Педагог просит положить столбушку на её место.
Динамическая пауза
Давайте немного отдохнем и покажем движениями историю, которую буду рассказывать.
Жили-были дружные сестренки- Машенька, Дашенька, Катюшенька, Глашенька, Марфушенька (дети на каждое имя загибают пальчики на руке).
Дружно жили(хлопают в ладоши), друг друга любили(обнимаются с соседом справа и слева).
Хороводы все водили (берутся за руки, ведут хоровод в одну и другую сторону).
Сарафаны расправляли (разводят руки в стороны).
И частушки запевали (педагог показывает кому петь частушку).
-Так и куколки, которые сейчас покажутся из нашей корзины, никогда не ходят по одной. А сколько их, вы сейчас сами посчитаете (из корзины по одной достаются куклы и называются их имена (Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша). Дети считают их количество.
– Сколько насчитали? (12). Правильно. А вы не заметили, что имена у них очень странные? Что же они означают? (болезни).
- В народе считается, что самое опасное время для простудных заболеваний конец февраля – начало марта. Люди всячески пытались себя оградить от злых напастей. Именно поэтому знающие люди могли заговорить все эти болезни. Заговор обычно творила самая старшая женщина в семье, либо приглашали ворожею. Во время заговора изготавливали магическую куклу. Считалось, что, увидев куклу, сестрица - трясовица узнает себя и вселится в куклу вместо человека. Поэтому заговорённые куклы ставились рядком за печкою и хранились до праздника Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля. Накануне Благовещения, ночью, куклы Лихоманки сжигались вместе со старыми соломенными постелями. Для изготовления берут лоскут белой ткани и лоскуты тёмной однотонной ткани трёх цветов. Для основы используют только «мёртвое» наколотое дерево – сучёк или ветку, отломанные от сухого полена.
Педагог просит положить Лихоманок на их место на нашем календаре.
- Обрядом закликания весны начинался цикл весенне-летних праздников в русской деревне. Наряду со сложными ритуальными действиями, в которых главными участниками были сельская детвора и молодёжь, обязательным атрибутом являлись маленькие нитяные куколки. Праздник приходился на начало весны, на март, поэтому кукол назвали «мартиничками». Их вязали парами: из белых ниток и из красных.
- Что означают эти цвета? (белые – зиму, красные – весну, лето, солнце).
- Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев, где их раскачивал и вертел весенний ветер.
Педагог просит положить Мартиничек на их место на нашем календаре.
- Вот и кончились куколки в нашей корзине. А места на календаре ещё много свободного. И неудивительно. Ведь не обо всех обрядовых куклах мы поговорили. Наша с вами задача дальше узнавать новое об этих куклах, делать их.
А сейчас, по плану который мы определили, приступим к практической работе и сами сделаем одну из куколок. А какую, вы отгадайте: она к нам ближе всех находится по календарю (мартиничка).
Практическая работа: изготовление куклы Мартинички.
- Вот наши куколки и готовы. Что же нужно с ними сделать? (повесить на дерево).
Дети одеваются, выходят на улицу, выбирают дерево, на которое будут вешать кукол, развешивают.
Итогово - рефлексивный этап
- Ребята, в конце занятия хотелось бы узнать ваше мнение, смогли ли мы выполнить намеченный план и добиться поставленной цели?
Метод «Выбор»: - По правую руку от меня встают те, кто считает, что мы со всеми заданиями справились успешно. По левую, кто считает, что многое не получилось. А прямо передо мной – кто затрудняется с ответом.
После того, как ребята определились, педагог просит пояснить свой выбор нескольких ребят из каждой группы.
- У меня в корзинке осталась одна Мартиничка. Встанем в круг, я передаю ее и задаю свой вопрос по итогам занятия кому-то из вас, после ответа этот человек может задать вопрос следующему.
- Мой вопрос: какой вид деятельности понравился и получился лучше всего?
Молодцы. До следующего занятия, на котором мы продолжим знакомиться с обрядовыми народными куклами.
Литература:
1. Зимина З. И. Текстильные обрядовые куклы / Зимина З. И. – М.: Ладога-100, 2007. – 64 с., ил.
2. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2005. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект учебного занятия по теме "Неизвестное имя известной войны"
конспект учебного занятия по истории России в 10 классе по теме "Неизвестное имя известной войны" (к 200-летию Отечетственной войны 1812 г.)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/10/picture-246553-1489164901.jpg)
Конспект учебного занятия на тему "Виды информации"
Знать виды информации. В процессе объяснения учитель показывает различные виды информации....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/02/picture-429936-1396413174.jpg)
Конспект учебного занятия по теме "Разрешите вас пригласить"
Учебное занятие "Разрешите вас пригласить" может быть использован на уроках развития речи. Данное учебное занятие поможет школьникам научиться составлять текст-приглашения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602266-1425231182.jpg)
Конспект учебного занятия по теме "Вышивка шёлковыми лентами. Материалы, инструменты, приспособления"
Конспект учебного занятия по теме "Вышивка шёлковыми лентами. Материалы, инструменты, приспособления" (8 класс)....
Конспект учебного занятия по теме: «Села за Невской заставой. Прошлое и настоящее»
Занятие адресовано учащимся среднего школьного возраста (13-14 лет), обучающимся по дополнительной общеобразовательной программе «Историческое краеведение», а также может быть реализовано при пр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/20/picture-7743-1542709114.jpg)
Конспект учебного занятия по теме "Лексическая норма и речевая культура" (учебная дисциплина ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи, 2 курс отделения СПО)
Конспект учебного занятия по дисциплине Русский язык и культура речи разработан по теме "Лексическая норма и речевая культура" для обучающихся 2 курса отделения СПО специальности 21.02.01 Ра...