Авторская программа «Добро пожаловать в шахматное королевство!»
рабочая программа по теме
Направленность дополнительной образовательной программы «Добро пожаловать в шахматное королевство!» по содержанию является спортивно-технической; по функциональному предназначению – специальной; по форме организации – группой; по времени организации – длительной подготовки.
Программа разработана с учетом требований Единой Российской спортивной квалификации, а также на основе методических рекомендаций «Подготовка юных шахматистов IV – I разрядов» .
Шахматы, как и жизнь, требуют самостоятельную, творчески развитую личность. Это важнейшая проблема обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_mololkina_v.a._versiya_2008.doc | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Ленинский детско-юношеский центр»
УТВЕРЖДЕНА С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ: | |
Проток. № 2 от « 18 » октября 2012 г | |
Директор ДЮЦ_____________А.М.Захарова. |
«Добро пожаловать в шахматное королевство!»
Программа дополнительного образования детей от 7 до 17 лет
Срок реализации 4 года.
Автор: Мололкин Виктор Александрович,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Ленинск 2012 г.
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы «Добро пожаловать в шахматное королевство!» по содержанию является спортивно-технической; по функциональному предназначению – специальной; по форме организации – группой; по времени организации – длительной подготовки.
Программа разработана с учетом требований Единой Российской спортивной квалификации, а также на основе методических рекомендаций «Подготовка юных шахматистов IV – I разрядов» .
Шахматы, как и жизнь, требуют самостоятельную, творчески развитую личность. Это важнейшая проблема обучения и воспитания.
Новизна программы состоит в том, что впервые использована система самостоятельной работы, направленная на более быстрое достижение образовательных результатов обучающихся, разработанная автором данной программы. Группы формируются не по возрастному критерию, а по силе и пониманию шахматной игры – на основе спортивной подготовки.
Актуальность программы обусловлена тем, что сегодня шахматы являются едва ли не единственной альтернативой бездуховным компьютерным играм. В процессе занятий шахматами обучающиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всех лет обучения юные шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с шахматной литературой, самостоятельной исследовательской работой, умение пользоваться справочной литературой и др.
Педагогическая целесообразность программы объясняется в использовании авторской методики системы самостоятельной работы обучающихся, которая заключается в организации индивидуальной работы с юными шахматистами с целью развития самостоятельной творческой деятельности и подготовки высококвалифицированных шахматистов. Данный подход связан с единой системой преподавания шахмат во внешкольных учреждениях (ДЮСШ И ДЮЦ). Работа в этом направлении постепенно сформировалась в тренерскую систему.
Организуя самостоятельную индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях теории шахмат. Для этого нужно вскрыть перед учениками причины их отставания, указать пути ликвидации пробелов. А главное вселить веру ребят в свои силы, помогать им на занятиях в ДЮЦ и в домашней работе, отмечать их малейшие успехи. Необходимо организовать индивидуальную помощь таким образом, чтобы юные шахматисты постоянно чувствовали свое продвижение вперед: объем и трудность заданий следует увеличивать постепенно, по мере роста учащихся. Как показывает опыт, часто даже незначительное продвижение вперед окрыляет ребят, побуждает их работать интенсивнее и повышает у них интерес к занятиям.
Каждый юный шахматист имеет план самостоятельной работы на месяц, на год. Очень важна самостоятельная работа, которую проводят юные шахматисты по всем стадиям партии: заводятся специальные тетради по дебюту, миттельшпилю, эндшпилю. Они постепенно пополняются в течение всего года наиболее важной информацией из творчества сильнейших шахматистов мира и творчества самих кружковцев. Так постепенно вырабатывается профессиональное отношение к делу, формируется характер.
Настоящая программа – это результат многолетней работы автора (26 лет - руководитель шахматного кружка ДЮЦ г.Ленинска).
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но и по учебным возможностям, одна из сложных задач, стоящих перед тренером. И решить ее невозможно без индивидуального подхода к обучению каждого ребенка.
Чтобы добиться положительных результатов в этом направлении, прежде всего, необходимо выяснить, насколько у ребенка сформированы навыки самоконтроля. Умение выделить главное, сравнивать, уровень развития внимания и тип памяти каждого ученика. Только учитывая реальные возможности всех обучающихся, можно организовать продуктивную деятельность всех групп кружка, осуществить дифференцированное обучение на занятиях.
Принципы обучения:
- систематичности и последовательности;
- дифференцированного подхода;
- создание ситуации успеха;
Данная программа предусматривает использование не только традиционных форм и методов обучения (лекция, беседы, анализ турнирных партий, соревнование, сеанс одновременной игры, квалификационные турниры внутри объединения), но и нетрадиционные формы: «Брейн - ринг», встречи с коллективами юных шахматистов других образовательных учреждений области, участие обучающихся во взрослых городских турнирах, самостоятельная работа обучающихся. Воспитательная работа предусматривает родительские собрания, походы, экскурсии по местам боевой славы, чаепития.
Методы контроля и управления образовательным процессом являются шесть квалификационных турниров внутри объединения, каждый их которых длится в среднем 12 занятий на первом этапе обучения; 18 занятий – на втором этапе обучения; 27 занятий – на третьем и четвертом этапах обучения.
Для качественной реализации данной образовательной программы необходимы следующие средства обучения:
- шахматные доски, шахматы по количеству обучающихся;
- демонстрационная шахматная доска;
- шахматный игровой компьютер «Мефисто»
- шахматные часы
- раздаточный материал «Диаграммы для решения» для самостоятельной работы обучающихся, разработанные автором программы.
- тетради, ручки для каждого обучающегося
- специальная литература
То есть в основе педагогической работы лежит необходимость индивидуального, продуманного подхода к каждому ребенку.
Неоднократный чемпион мира по шахматам М.М.Ботвинник подчеркивал: «В шахматы нельзя научить играть, в шахматы можно только научиться играть». То есть основная цель обучения – научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки, самостоятельно выполнять практические задания, при этом творчески подходить к выполнению нестандартных заданий.
Поэтому, главная цель программы – научить ребенка работать самостоятельно, работать вдумчиво и творчески, а главное – полюбить самостоятельную работу.
Задачи:
1) образовательная – расширить кругозор ребенка, развить его мышление;
2) воспитательная – формировать профессиональное отношение к делу и помочь становлению характера, учить бороться и побеждать;
3) эстетическая – научить ценить красоту и глубину шахмат;
4) физическая – показать, что шахматист обязан иметь крепкое здоровье; показать пути его формирования.
Задачи 1-го этапа обучения:
- обучение основам самостоятельной работы в изучении шахмат;
Задачи 2-го этапа обучения:
- получение навыков самостоятельной работы;
Задачи 3 этапа обучения:
- ознакомление с характеристикой современных дебютов, овладение принципами составления дебютного репертуара, формирование личного дебютного репертуара;
Задачи 4 –го этапа обучения:
- изучение основ стратегии и тактики шахмат;
- формирование индивидуального подхода к шахматам, совершенствование методов и приемов самостоятельной работы.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в данной области заключается в широком использовании разгадочного материала по решению типовых позиций, группы формируются не по возрастному критерию, а по силе и пониманию шахматной игры - на основе спортивной подготовки. Увеличение количества часов в группах IV, II и I разрядов является еще одной особенностью моей программы. В группе IV разряда количество часов увеличивается с 4 до 6 часов. А в группах II и I разрядов – с 6 до 9 часов. Увеличение числа часов объясняется тем, что эти 2 группы являются группами спортивного совершенствования. В них значительно увеличивается объем теоретической и практической работы, формируется профессиональное отношение к делу. Возникает необходимость углубленной индивидуальной работы с каждым учеником по пониманию им проблем стратегии и тактики шахмат, отработки личного дебютного репертуара, по подготовке к ответственным соревнованиям первенства области и первенства России.
В группе IV разряда увеличение числа часов необходимо для индивидуальной работы с начинающими, обучения их основам самостоятельной работы.
В типовой программе для внешкольных учреждений (спортивные кружки и секции) на выполнение спортивного разряда уходит 2 года. Большинство моих кружковцев (около 90%) выполняет очередной разряд за 1 год, а наиболее способные ребята намного раньше. Так что небольшое увеличение числа часов вполне целесообразно и оправдано.
Все дети изначально талантливы. Задача педагога – помочь раскрыться таланту ребенка. Путь к этому - найти индивидуальный подход к каждому ребенку в изучении шахмат, помочь раскрыться сильнейшим сторонам шахматного дарования каждого ребенка.
Шахматный кружок состоит из 4-х групп.
Группа 1-го года обучения – начинающие шахматисты и шахматисты 4-го разряда;
группа 2-го года обучения – шахматисты 3-го разряда;
группа 3-го года обучения – шахматисты 2-го разряда;
группа 4-го года обучения – шахматисты 1-го разряда.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. В каждой группе решаются соответствующие задачи.
I группа (1-ый год обучения): привитие кружковцам интереса к занятиям шахматами, знакомство с законами и элементами шахматной игры (стратегия), ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, работа с книгой, запись и анализ турнирных партий, ознакомление с историей шахмат, получение первоначальных навыков участия в соревнованиях.
II группа (2-ой год обучения): развитие интереса к занятиям шахматами, развитие тактического зрения, (заводятся специальные тетради для анализа своих турнирных партий, составление элементарного дебютного репертуара в своих рабочих тетрадях, работа с шахматной литературой), усвоение понятий о гигиене и тренировке шахматиста, получение знаний по истории шахмат, изучение элементарных основ судейства и организации шахматных соревнований, участие в соревнованиях. За основу теоретического курса 2-го года обучения взята тема «Атака на короля». К концу учебного года кружковцы 1-го года обучения должны выполнить норматив IV спортивного разряда, а кружковцы 2-го года обучения – норматив III разряда.
III группа (3-ий год обучения): формирование устойчивого интереса к занятиям шахматами, расширение полученных знаний, изучение приемов эндшпиля и стратегических приемов миттельшпиля, углубленное самостоятельное изучение темы «Атака на короля», изучение сложных комбинаций, ознакомление с характеристикой современных дебютов, овладение принципами составления дебютного репертуара, формирование личного дебютного репертуара, составление плана самостоятельной работы на год и годового индивидуального тренировочного плана (завести тетради по дебютному репертуару и постоянно работать с ними, продолжить работу с тетрадями по миттельшпилю и эндшпилю, приобретение сведений о спортивном режиме и тренировке шахматиста, изучение истории шахмат, практическая деятельность по организации и судейству соревнований, регулярное участие в соревнованиях). К концу учебного года юные шахматисты должны выполнить норматив II спортивного разряда.
IV группа (4-ый год обучения): совершенствование и развитие теоретических знаний, дальнейшее совершенствование спортивного мастерства, формирование индивидуального подхода к шахматам, совершенствование методов и приемов самостоятельной работы (завести тетради по типовым позициям миттельшпиля и отработка на этой основе личного дебютного репертуара, подготовка и выступления с рефератами), углубленное изучение творчества чемпионов мира и сильнейших гроссмейстеров, изучение истории шахмат, усвоение основных положений методики спортивной тренировки, изучение психологического аспекта ведения шахматной борьбы, накопление опыта участия в ответственных соревнованиях: областных и республиканских турнирах. К концу года кружковцы должны выполнить норматив I спортивного разряда.
В программе постоянно прослеживаются межпредметные связи с некоторыми темами из курса средней школы по истории, математике, литературе, физкультуре. Беседы на эти темы помогают сформировать у кружковцев активную жизненную позицию, повысить общественную активность.
Через всю программу четко проходит принцип систематичности и последовательности. Все темы строго распределены по годам обучения, каждая тема опирается на ранее изученный и усвоенный материал и создает прочную базу для последующего обучения. Строго соблюдается последовательность учебных задач. Прослеживается четкая взаимосвязь между темами. В разделе «Задачи учебных групп» определена следующая последовательность и системность в изучении темы «Тактика»: группа 1-го года обучения: ознакомление с основными тактическими идеями и приемами;
группа 2-го года обучения: развитие тактического зрения;
группа 3-го года обучения: углубленное самостоятельное изучение темы «Атака на короля», изучение сложных комбинаций;
группа 4-го года обучения: изучение типовых позиций. Аналогичный подход прослеживается и в составлении других тем программы.
Возраст детей, принимающих участие в реализации данной образовательной программы от 7 до 17 лет. Такой возрастной диапазон обучающихся оправдывается желанием и возможностью научиться играть в шахматы в любом возрасте. Однако, обучение, начатое в младшем школьном возрасте (7-10 лет) является более эффективным, так как современные шахматы требуют раннюю специализацию.
В подростковом возрасте формируется необходимость осуществлять наставническую деятельность, каждый из них стремится занять определенное место в жизни, в отношениях со взрослыми, идет бурный рост самооценки и самосознания. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками, завоевание авторитета среди них. В этот период ярко наблюдается стремление к полной самостоятельности ребят, но понимая, что это очень тяжело очень часто они не доводят дело до конца. Шахматная партия не может быть незаконченной, именно этот факт способствует формированию у подростка опыта доводить любое дело до конца.
Современные исследования в области детской психологии показали, что в период переходного возраста, когда детский организм находится в состоянии постоянной перестройки физической, психической, интеллектуальной и духовной, особое значение в формировании характера и интеллектуального уровня ребенка приобретает психологический фактор общения с педагогом. Доброжелательная атмосфера, спокойная обстановка способствуют выработке уверенности у обучающихся и чувства защищенности. Это достигается благодаря дифференцированному подходу педагога в общении и выборе индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка.
Разновозрастной состав учебных групп помогает решить ряд педагогических задач:
- закрепление ранее пройденного учебного материала;
- формирование чувства коллективизма, товарищества;
- формирование у обучающихся младшего возраста желания и потребности достичь более высоких результатов в шахматах.
Срок реализации программы – 4 года, все обучение распределено на 3 этапа: 1 этап – начальный (начинающие шахматисты) – 1 год обучения; 2 этап – основной (2 и 3 годы обучения (IV и III спортивные разряды), 3 этап – итоговый (группа спортивного совершенствования (II – I разряды). Условием перехода с одного этапа на другой является получение обучающимися соответствующих спортивных разрядов.
Порядок изучения тем от общего к частному, от элементов более высокого уровня к элементам более низкого уровня и так до самых мелких деталей, позволяет детям постоянно держать в поле зрения всю систему необходимых для компьютерного музицирования знаний, постепенно углубляя их.
Формы занятий по данной программе делятся на основные и вспомогательные. К основным формам относятся лекции, беседы, соревнования, анализ типовых позиций, самостоятельная работа с раздаточным материалом по развитию комбинационного зрения. К вспомогательным формам относятся такие формы занятий, как экскурсии, встречи с выпускниками объединения, сеансы одновременной игры, походы и чаепития. Каждое занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части, причем, большее время занимает практическая часть и самостоятельная работа обучающихся. По дидактической цели занятия делятся на занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Группы IV разряда комплектуются из новичков. Минимальная наполняемость этих групп 15 человек. Минимальная наполняемость групп III разряда – 10 человек. На практические и теоретические занятия в этих группах отводится по 6 часов в неделю. Минимальная наполняемость групп II разряда – 8 человек, а групп I разряда – 6 человек. На практические и теоретические занятия в этих группах отводится по 9 часов в неделю.
Режим занятий по данной программе соответствует требованиям к организации образовательного процесса начальной подготовке на 1 и 2 годах обучения и учебно-тренировочной спортивной подготовки на 3 и 4 годах обучения.
Занятия 1 года обучения – 3 часа 2 раза в неделю, 216 часов в год;
Занятия 2 года обучения – 3 часа 2 раза в неделю, 216 часов в год;
Занятия 3 года обучения – 3 часа 3 раза в неделю, 324 часа в год;
Занятия 4 года обучения – 3 часа 3 раза в неделю, 324 часа в год.
Ожидаемые результаты освоения программы:
На I этапе обучения
Обучающийся будет знать:
- основные тактические идеи и приемы игры;
- элементарные законы шахматной игры;
Обучающийся будет уметь:
- записать и проанализировать турнирную партию;
- самостоятельно работать с шахматной литературой.
Итог обучения на I этапе - выполнение нормы IV спортивного разряда;
На II этапе обучения:
Обучающийся будет знать:
- элементарные основы судейства и организации шахматных соревнований;
- основные стратегические законы игры;
Обучающийся будет уметь:
- составлять элементарный дебютный репертуар в игре белыми и черными фигурами;
Итог обучения на II этапе - выполнение нормы III спортивного разряда;
На III этапе обучения:
Обучающийся будет знать:
- основные стратегические законы эндшпиля;
- принципы составления дебютного репертуара;
Обучающийся будет уметь:
- составлять план самостоятельной работы на год;
- применять систему самостоятельной работы в изучении шахмат;
- Итог обучения на III этапе - выполнение нормы II спортивного разряда;
На IV этапе обучения:
Обучающийся будет знать:
- историю шахмат
- основные положения методики спортивной тренировки;
Обучающийся будет уметь:
- составлять годовой индивидуальный тренировочный план;
- осуществлять судейство и организацию спортивного соревнования;
Итог обучения на IV этапе - выполнение нормы I спортивного разряда.
Формы подведения итогов программы:
1. Соревнования:
а) квалификационные турниры внутри объединения;
б) городские и районные школьные соревнования;
в) первенство города среди мужчин;
г) областные и региональные соревнования школьников;
д) республиканские соревнования.
2. Конкурсы:
а) решения комбинации;
б) анализ типовых позиций;
в) анализ турнирных партий;
3. Сеанс одновременной игры.
4. Блиц - турниры.
5. Тематические дебютные турниры.
Учебно - тематический план первого этапа обучения.
№ п\п | Наименование темы | Кол-во часов. Всего. | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | История развития шахмат | 10 | 10 | - |
2 | Шахматный кодекс | 2 | 2 | - |
3 | Первоначальное понятие о шахматной игре | 20 | 10 | 10 |
4 | Упражнения на мат | 10 | 4 | 6 |
5 | Тактика | 22 | 11 | 11 |
6 | Стратегия | 10 | 5 | 5 |
7 | Эндшпиль | 16 | 8 | 8 |
8 | Дебют | 10 | 5 | 5 |
9 | Изучение творчества чемпионов мира | 6 | 6 | - |
10 | Классификационные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. | 80 | - | 80 |
11 | Сеансы одновременной игры | 15 | - | 15 |
12 | Конкурсы решений этюдов, задач, комбинаций. Контрольные работы | 15 | 1 | 14 |
13 | Итого: | 216 | 62 | 154 |
Программа.
Вводное занятие.
История развития шахмат. Происхождение шахмат. Распространение шахмат на Востоке. Проникновение шахмат в Россию. Шахматы в Киевской Руси. Археологические находки. Шахматы в русском былинном творчестве. Шахматы в Московском государстве. Шахматы как придворная игра.
Шахматный кодекс. Классификационная система. Судейство и организация соревнований. Правила турнирного поведения.
Первоначальные понятия о шахматной игре. Шахматная доска. Фигуры. Ход фигур. Нападение и защита. Значение короля. Шах. Цель игры. Мат. Ничья. Пат. Вечный шах. Нотация. Запись партий. Правила превращения пешки, взятия на проходе, рокировки. Относительная ценность фигур. Тяжелые и легкие фигуры.
Упражнения на мат. Мат одинокому королю. Мат ладьей. Мат ферзем. Мат двумя слонами. Мат слоном и конем. Матовые финалы.
Практические занятия. Упражнения на овладение нотацией. Игра в «морской бой». Турнирная практика с обязательной записью партий. Упражнения на освоение шахматных правил. Упражнения на мат разными фигурами.
Тактика. Понятия о тактике и комбинации. Основные тактические приемы: связка, двойной удар, вскрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. Комбинации с мотивом спертого мата, использование слабости последней горизонтали, разрушение пешечного прикрытия, освобождение поля, линии, перекрытия, блокировки, превращения пешки, уничтожение защиты. Комбинации на сочетание идей.
Практические занятия. Обучение основам самостоятельной работы в изучении шахмат. Работа с книгой, запись и анализ турнирных партий, упражнения на овладение основными тактическими идеями, анализ собственных комбинаций и простейших этюдов и задач.
Стратегия. Определение стратегии. Способы реализации материального преимущества. Основные законы разыгрывания миттельшпиля: целесообразное развитие фигур, мобилизация сил, выбор плана, определение ближайшей и последующей задач, создание слабостей в лагере противника. План игры. Оценка позиции. Центр, централизация.
Практические занятия. Турнирные партии. Анализ типовых позиций миттельшпиля и собственных партий.
Эндшпиль. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Значение активности фигур в эндшпиле. Пешечные окончания. Правила квадрата. Оппозиция Цугцванг. Отдаленная и защищенная проходные пешки. Пешечный прорыв. Ферзь против пешки. Ладейные окончания: король, ладья и крайняя пешка против короля и ладьи. Принцип Таррата. Позиция Филидора. Построение «моста».
Практические занятия. Упражнения на овладение простейшими эндшпильными приемами посредством расчета и нахождения, типичных эндшпильных идей в специально подобранных примерах.
Дебют. Определение дебюта. Влияние дебюта на середину игры. Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов. Основные идеи итальянской партии.
Практические занятия. Проведение дебютных тематических турниров по итальянской партии (записи, анализ, комментирование, выступления у демонстрационной доски).
Изучение творчества чемпионов мира. Знакомство с творчеством М.И. Чигорина (основоположника русской шахматной школы), А.А.Алехина (первого русского чемпиона мира). Самостоятельное изучение комбинационного творчества других чемпионов мира.
Классификационные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. Основной вид практических занятий. Участие юных шахматистов в классификационных соревнованиях. Анализ и комментирование турнирных партий с преподавателем и самостоятельно.
Сеанс одновременной игры. Проведение сеансов одновременной игры с последующим анализом, комментированием и показом партий на демонстрационной доске.
Конкурсы решений завдач, этюдов и комбинаций. Контрольные работы. Понятия о шахматной композиции. Правила проведения конкурсов решений. Письменные контрольные работы по решению задач и комбинаций.
Занятия в недельном цикле состоят из теории и практики. Построения занятий: проверка домашнего задания – 10-15 минут, объяснения теоретического материала (лекция, беседа – 30-35 минут, практическая часть – 80-90 минут, домашнее задание – 5 минут). Практические занятия – это турнирные партии с записью, анализом и комментированием партий, анализ типовых позиций, решение задач и комбинаций, сеансы одновременной игры, блицтурниры, тематические турниры, обучение навыкам самостоятельной работы с шахматной литературой. В течение учебного года я постоянно провожу классификационные турниры, городские и районные соревнования. Сильнейшие кружковцы участвуют в областных и республиканских соревнованиях. При проведении занятий ориентируюсь на лидеров, но работаю так, чтобы и основная масса ребят усвоила данный материал. Добиваюсь, чтобы ребята поняли, что достижение успехов в шахматах возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Необходимо воспитать в себе сильную волю, создать систему в самостоятельных занятиях, заниматься общефизической подготовкой. Это единственный путь, ведущий в профессиональные шахматы. С другой стороны я замечаю и поощряю малейшие успехи ребят – стараюсь создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Учебно - тематический план второго этапа обучения.
№ п\п | Наименование темы | Количество часов. Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | История развития шахмат | 10 | 8 | 2 |
2 | Выдающиеся русские и советские шахматисты | 4 | 3 | 1 |
3 | Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований | 2 | 2 | - |
4 | Тактика | 30 | 15 | 15 |
5 | Стратегия | 18 | 9 | 9 |
6 | Эндшпиль | 17 | 9 | 8 |
7 | Дебют | 8 | 6 | 2 |
8 | Классификационные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций | 80 | - | 80 |
9 | Консультационные партии | 8 | - | 8 |
10 | Сеансы одновременной игры | 14 | - | 14 |
11 | Конкурсы решений задач, этюдов и комбинаций | 9 | - | 9 |
12 | Контрольные работы | 16 | - | 16 |
13 | Итого: | 216 | 52 | 164 |
Программа.
История развития шахмат. Шахматы в странах арабского халифата. Проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Испанские и итальянские шахматисты XVI – XVII вв. Ранняя итальянская школа. Французские и английские шахматисты XVIII – первой половины XIX в. Франсуа Фалидор и его теория. Немецкие шахматисты середины XIX в. Первый международный шахматный турнир. Адольф Андерсен. Пол Морфи. Практические занятия. Самостоятельное изучение творчества выдающихся зарубежных и русских шахматистов.
Выдающиеся русские шахматисты. Шахматы в культурной жизни русского общества XVIII – XIX вв. А.Петров, К.Яниш, И.Шумов, С. и Д.Урусовы, А.Шифферс. Шахматы и деятели русской культуры: И.Тургенев, Н.Чернышевский, Д.Менделеев, Л.Толстой, А.Куинджи.
Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. Основные положения шахматного кодекса. Единая спортивная классификация. Основы судейства.
Тактика. Развитие тактического зрения. Атака на короля противника в центре, при односторонних рокировках, при разносторонних рокировках. Контр удар в центре в ответ на фланговую атаку. Пути развития атаки.
Практические занятия. Разыгрывания с партнером типовых позиций с контролем на обдумывание – 25 минут до конца партии. Упражнения на нахождение способов ведения атаки на короля.
Стратегия. План игры. Оценка позиции. Преимущества в развитии и пространстве. Проблема центра. Типы центра. Центр и фланги. Открытые и полуоткрытые линии. Пешечная структура позиции. Форпост на открытой и полуоткрытой линиях. Вторжение на седьмую (вторую) горизонталь.
Практические занятия. Упражнения на овладение данными стратегическими приемами с помощью нахождения решений в специально подобранных примерах.
Эндшпиль. Мат слоном и конем. Пешечные окончания. Переход в пешечный эндшпиль. Легкая фигура против пешек. Коневые окончания. Слоновые окончания. Сравнительная сила коня и слона в эндшпиле. Ладейные окончания. Активность короля и ладьи.
Практические занятия. Отработка приемов эндшпиля посредством анализа типовых позиций и собственных партий. Разыгрывания типовых эндшпильных позиций.
Дебют. План в дебюте. Гамбиты. Инициатива в дебюте. Жертва пешки за инициативу. Основные идеи гамбита Эванса, королевского гамбита, шотландской партии, защиты двух коней.
Практические занятия. Выявление дебютных вкусов, формирование дебютного репертуара.
Классификационные соревнования. Анализ сыгранных партий и типовых позиций. Участие в классификационных соревнованиях. Развитие навыков самостоятельной работы в анализе и комментировании турнирных партий.
Консультационные партии. Проведение партий по консультации между двумя группами кружковцев с подробным анализом после окончания игры.
Сеансы одновременной игры. Проведение сеансов одновременной игры (в том числе тематических по изучаемым дебютам) с последующим разбором партий с кружковцами.
Конкурсы решений задач, этюдов, комбинаций. Эти конкурсы связаны по своему содержанию с изучаемыми темами по тактике, стратегии, эндшпилю.
Контрольные работы. После изучения каждой темы проводятся контрольные занятия, где каждый кружковец получает задание для самостоятельного решения. В теоретической программе второго года обучения почти третья часть учебного времени отводится тактике. Это не случайно. Очень важно овладеть тактическим оружием, чтобы уметь находить скрытые возможности, понимать замыслы противника, изобретательно, творчески проводить миттельшпиль. При изучении дебюта, я считаю, необходимо ознакомить юных шахматистов с общими принципами этой стадии партии. В дальнейшем нужно внимательно следить и помогать становлению индивидуальности каждого ученика. Помочь каждому кружковцу по мере продвижения к более высоким разрядам создать свой личный дебютный репертуар, т.к. считаю необходимым избежать одинакового дебютного репертуара всех воспитанников. Главной задачей второго года является привитие навыков самостоятельной работы над собственными турнирными партиями. По моему глубокому убеждению, серьезное изучение собственных партий является необходимым роста шахматиста.
Учебно - тематический план третьего этапа обучения.
№ п\п | Наименование темы | Количество часов. Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | История развития шахмат | 15 | 15 | - |
2 | Выдающиеся русские шахматисты. Советская шахматная школа. | 12 | 12 | - |
3 | Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований | 3 | - | 3 |
4 | Тактика | 22 | 11 | 11 |
5 | Стратегия | 30 | 20 | 10 |
6 | Эндшпиль | 30 | 20 | 10 |
7 | Дебют | 29 | 19 | 10 |
8 | Основы методики тренировки шахматиста | 4 | 3 | 1 |
9 | Классификационные соревнования. Анализ партий и типовых позиций | 140 | - | 140 |
10 | Сеансы одновременной игры | 20 | - | 20 |
11 | Конкурсы решений задач, этюдов и комбинаций | 12 | - | 12 |
12 | Контрольные работы | 7 | - | 7 |
13 | Итого: | 324 | 100 | 224 |
Программа.
История развития шахмат. Шахматы во второй половине XIX в. Борьба за звание чемпиона мира. В. Стейниц и его учение. З.Таррат. Г.Пильебери. Эм.Ласкер и его творческое наследие. Шахматы в первой половине XX в. А.Рубинштейн. Творчество Х.Р.Капабланки. Гипермодернизм. А.Нимцович. Р.Рети. С.Тартаковер.
Выдающиеся русские шахматисты. М.И.Чигорин – основоположник русской шахматной школы. А.А.Алехин – первый русский чемпион мира.
Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований. Классификационная система. Получение практических навыков по судейству, организации и проведению шахматных соревнований.
Тактика. Защита в шахматной партии. Требования к защите. Перегруппировка сил, экономизм защитительных действий. Тенденция к переходу в контратаку. Стратегическая и тактическая защиты. Ловушки.
Практические занятия. Овладение приемами защиты с помощью игрового метода: кружковцы разыгрывают типичные позиции с разными приемами защиты.
Стратегия. Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного пространства»; выключение фигуры из игры; связка; блокада; торможение освобождающих ходов. Слабые и сильные поля. Пешечные слабости. Пешечные цепи. Пешечный перевес на фланге. Преимущество двух слонов. Компенсация за ферзя, ладью, легкую фигуру. Иррациональные позиции.
Практические занятия. Отработка стратегических приемов с помощью анализа типовых позиций; самостоятельная работа по плану.
Эндшпиль. Сложные пешечные окончания. Сложные легкофигурные окончания. Сравнительная сила коня и слона в эндшпиле. Ферзевые окончания. Многофигурный эндшпиль. Борьба при разнородном материале.
Практические занятия. Усвоение приемов эндшпиля путем разбора и анализа типовых позиций. Игровой эндшпиль.
Дебют. Эволюция взглядов на дебют. Характеристика и обзор современных дебютов. Связь дебюта с миттельшпилем. Основные идеи ферзевого гамбита, французской защиты, защиты Каро-Канн, защита Алехина, английского начала.
Практические занятия. Тематический дебютный турнир. Анализ партий турнира и типовых дебютных позиций. Самостоятельная работа с дебютным репертуаром по плану.
Основы методики тренировки шахматиста. Циклы, периоды, этапы подготовки шахматиста. Тренировочная нагрузка и работоспособность. Структура индивидуального занятия. Спортивный режим и физическая подготовка шахматиста. Советская и зарубежная шахматная литература.
Сеансы одновременной игры. Тематические сеансы одновременной игры с последующим разбором и анализом типовых дебютных позиций.
Конкурсы решений задач, этюдов, комбинаций. Проводимые конкурсы связаны по своему содержанию с изучаемыми темами по тактике, стратегии, эндшпилю.
Контрольные работы. Проводятся, в основном, после изучения каждой темы. Каждый кружковец получает задания для самостоятельного решения. Часть контрольных работ может выполняться дома, самостоятельно – анализ типовых позиций, решение комбинаций.
За 2 года обучения кружковцы получили основательную теоретическую и практическую подготовку по тактике. В программе 3-го года обучения, при сохранении должного внимания к тактике, больше времени уделено вопросам стратегии и эндшпилю. Причем главное внимание уделяется идеям и техническим приемам миттельшпиля и эндшпиля. В основе работы над дебютом лежит самостоятельная работа юных шахматистов по формированию своего дебютного репертуара. Фундаментом же всей самостоятельной работы кружковцев является составление индивидуального тренировочного плана на год и работа по нему.
Учебно - тематический план четвертого этапа обучения.
№ п\п | Наименование темы | Количество часов. Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Исторический обзор развития шахмат | 30 | 30 | - |
2 | Тактика | 15 | 5 | 10 |
3 | Стратегия | 45 | 25 | 20 |
4 | Эндшпиль | 14 | 6 | 8 |
5 | Дебют | 20 | 15 | 5 |
6 | Основы методики тренировки шахматиста | 10 | 8 | 2 |
7 | Классификационные соревнования. Анализ партий и типовых позиций, сеансы одновременной игры | 180 | - | 180 |
8 | Конкурсы решений задач, этюдов, комбинаций | 10 | - | 10 |
9 | Итого: | 324 | 89 | 235 |
Программа.
Исторический обзор развития шахмат. Выдающиеся шахматисты современности. Выдающиеся русские шахматисты. Советская шахматная школа. Плеяда советских гроссмейстеров, их творчество: М.Ботвинник, П.Керес, Д.Бронштебн, В.Смыслов, М.Таль, Т.Петросян, Б.Спасский, А.Карпов, Г.Каспаров. ФИДЕ и борьба за мировое шахматное первенство. Б.Фишер.
Тактика. Принципы экономичного расчета вариантов в турнирной партии. Дерево расчета. Типы позиций. Ходы – кандидаты.
Практические занятия. Упражнения на тренировку техники расчета.
Стратегия. Преимущество во времени. Висячие пешки. Изолированная пешка. Понятие стратегической инициативы. Позиционная жертва: пешки, качества, фигуры. Игра на двух флангах. Маневренная борьба. Планы сторон в типовых позициях.
Практические занятия. Овладение стратегическими приемами с помощью анализа типовых позиций и турнирных партий. Игровой метод – разыгрывания типовых позиций с партнером и в сеансах одновременной игры.
Эндшпиль. Проблема перехода из миттельшпиля в эндшпиль. Переход из дебюта в эндшпиль. Сложные многофигурные окончания.
Практические занятия. Разбор позиций, в которых требуется определить момент и способ перехода в эндшпиль.
Дебют. Методы работы над дебютом. Понятие дебютной «новинки». Принципы составления дебютного репертуара. Концентрический метод изучения дебютных систем. Основные идеи испанской партии, сицилианской защиты, староиндийской защиты.
Практические занятия. Углубленное изучение систем личного дебютного репертуара – анализ, комментирование турнирных партий, игровой метод.
Основы методики тренировки шахматиста. Закономерности тренировки шахматиста. Совершенствование как многолетний тренировочный процесс. Перспективное и годовое планирование. Периодизация спортивной тренировки. Общая подготовка: физическая, морально-волевая и психологическая подготовка, специфическая выносливость. Специальная подготовка: отработанный дебютный репертуар, наличие наигранных миттельшпильных схем, знание основных эндшпильных позиций, быстрый и безошибочный расчет вариантов. Методы совершенствования шахматиста: усвоение шахматной культуры (наследие прошлого и современные достижения), развитие счетных и оценочных способностей, анализ собственного творчества, постоянное участие в соревнованиях.
Система подготовки к соревнованиям. Обзор российской и зарубежной литературы.
Классификационные соревнования. Анализ партий и типовых позиций. Регулярное участие кружковцем в соревнованиях. Самостоятельный анализ турнирных партий и типовых позиций, и с преподавателем.
Конкурсы решений задач, этюдов, комбинаций. Необходимая составная часть практической работы после прохождения каждой темы.
Спортивная цель 4-го года обучения – довести ребят до уровня I спортивного разряда. По итогам различных спортивных соревнований они должны выполнить норму I разряда к концу года. Творческая цель – формирование индивидуального подхода к шахматам, совершенствование методов и приемов самостоятельной работы.
С шахматистами, посещающими кружок более 4-х лет, работа ведется в основном по индивидуальному плану, основанному на рекомендациях лучших тренеров страны. В основе этого плана лежат 5 книг М. Дворецкого «Школа будущих чемпионов» и продуманная самостоятельная система подготовки. Спортивная цель – выполнение нормы баллов кандидата в мастера спорта, а затем и нормы кандидата в мастера. Наиболее талантливые и трудолюбивые идут дальше. Их спортивная задача намного сложнее: стать мастером спорта России, мастером ФИДЕ, международным мастером. В основе этого спортивного продвижения по ступенькам спортивного мастерства лежит продуманный план совместной многолетней работы тренера и его учеников. Фундаментом этого плана является, сложившаяся за годы обучения в шахматном кружке, система самостоятельной работы по изучению шахмат. Главная идея этой системы – развитие сильных, врожденных качеств, ведущих к становлению самобытного шахматного стиля, и постепенная ликвидация слабых сторон шахматного творчества.
Методическое обеспечение программы.
Для успешной работы кружка требуется наличие учебной аудитории и достаточное обеспечение инвентаря. Аудитория должна быть просторной, светлой и вмещать не менее 20 человек. В табельное имущество кружка должно входить: шахматы с шахматными досками (не менее 30 комплектов); шахматные часы (не менее 15 минут); демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур.
К началу учебного года необходимо отпечатать в типографии бланки для записи шахматных партий, турнирные таблицы, протоколы турниров и другую необходимую документацию. В аудитории необходимы: стол для руководителя, шкаф для хранения инвентаря, столы и стулья для кружковцев, доска объявлений. Помещение шахматного кружка нужно оформить портретами чемпионов мира и стендами по истории шахматного кружка. Важным условием полноценной работы кружка является наличие шахматной литературы. Необходимо выписывать периодическую литературу, приобретать шахматные книги, создавать библиотеку. Руководитель шахматного кружка должен обладать квалификацией кандидата в мастера.
Занятия в шахматном кружке должны развивать у ребят общественную активность. Они становятся активными организаторами и пропагандистами шахмат в школе, городе, районе.
ЛИТЕРАТУРА.
Основная литература | ||
1 | А.Постнев | Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.1986. |
2 | В.Голенищев | «Подготовка юных шахматистов IV – I разрядов» М., 1980г., 2005г. |
3 | Г.Богданович | Программа подготовки шахматистов – разрядников: I разряд – КМС. М. 2004. |
4 | А.Костьев | «Уроки шахмат» М. 1984г. |
5 | Ю.Авербах, А. Котов, М.Юдович | «Шахматная школа» М. 1996г. |
Дополнительная литература | ||
1 | М.Дворецкий, А.Юсупов | «Школа будущих чемпионов» 5 т., Харьков, 1996г. |
2 | М.Дворецкий | «Школа высшего мастерства», 4 т., Харьков, 1997г. |
3 | Ю.Авербах, М.Бейлин | «Путешествие в шахматное королевство» М. 1980г. |
4 | В.Зак | «О маленьких для больших» М. ФИС 1973Г. |
5 | «Энциклопедия шахматных дебютов» т.1-5 Белград 1995г. | |
6 | «Современный шахматный дебют» т.1-3 Вена, 1996г. | |
7 | Ю.Авербах | «Шахматные окончания» т.1-5 М. 1980г. |
8 | Н.Журавлев | «Шаг за шагом» М. 1986г. |
9 | А.Котов | «Тайны мышления шахматиста» М. 1980г. |
10 | А.Котов | «Как стать гроссмейстером» М. 1984г. |
11 | И.Мабзелис | «Шахматы» М.1960г. |
Литература для обучающихся | ||
1 | А.Полгар | «Особенности подготовки и воспитания высококвалифицированных шахматистов в условиях семьи» Минск, 1993г. |
2 | Под ред. А.Костьева | «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» М. 1986г. |
3 | Х.Р.Капабланка | «Учебник шахматной игры. Моя шахматная карьера» М. 1980г. |
4 | Р.Рети | «Современный учебник шахматной игры» М. 1980г. |
5 | И.Бондаревский | «Комбинации в миттельшпиле» М. 1965г. |
6 | И.Бондаревский | «Атака на короля» М. 1965г. |
7 | Г.Лисицын | «Стратегия и тактика шахматного искусства» Ленинград, 1952г. |
8 | А.Нимцович | «Моя система» ПСС М. 1984г. |
9 | П.Романовский | «Миттельшпиль. План. Атака». т.1 и 2, М. 1969г. |
10 | З.Тарраш | «Современная шахматная партия» М. 1961г. |
11 | Я.Нейштадт | «Шахматы до Стейница» М. 1961г. |
12 | Р.Шпильман | «Теория жертвы» М. 1995г. |
13 | М.Ботвинник | «Шахматное творчество» т.1-4, М. 1987г. |
14 | А.Волчок | «Стратегий атаки на короля» Киев, 1980г. |
15 | Г.Лисицын | «Заключительная часть шахматной партии» Ленинград, 1956г. |
16 | И.Кан | «Шахматное творчество Н.Григорьева» М. 1954г. |
17 | Ю.Авербах | «Как решать шахматные этюды» М. 1957г. |
18 | В.Зак | «Пути совершенствования» М. 1988г. |
19 | Р.Горенштейн | «Шахматы. Миттельшпиль» т.1 и 2 М. 1997г. |
20 | Я.Эстрин | «Теория и практика шахматной игры» М. 1984г. |
21 | Б.Злотник | «Шахматы: наука, опыт, мастерство» М. 1990г. |
22 | М.Дворецкий | «Школа будущих чемпионов» т.1-8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности "Шахматная школа"
Программа кружка "Шахматы"...
Тема занятия: Введение в образовательную программу «Добро пожаловать в шахматное королевство».
Цель: Формирование интереса к шахматной игре.Задачи:1. Познакомить детей с историей шахмат.2. Знакомство с шахматной доской, фигурами, первы...
Авторская презентация к уроку английского языка по теме "Разработка проекта "Добро пожаловать в нашу станицу"
Авторская презентация к уроку английского языка по теме "Разработка проекта "Добро пожаловать в нашу станицу" к УМК М. З. Биболетовой 5 класс...
Авторская программа "Добро пожаловать в Британию"
Данная программа рассчитана для детей и подростков в возрасте от 11 до16 лет.Апробирована в течение 6 лет.Актуальность программы обусловлена целью современного образования, включающего в себя воспитан...
«В шахматном королевстве» Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей
laquo;Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры»В.А. Сухомлинск...
Дополнительная общеразвивающая программа "Добро пожаловать во Владимирскую область"
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов...
Рабочая программа "Добро пожаловать в Тулу"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности...