Конспект открытого занятия Тема занятия: «Введение в образовательную программу «Вязание»
план-конспект на тему

Усова Елена Викторовна

 

Конспект открытого занятия

педагога дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур г. Ногинска

Усовой Елены Викторовны

 Тема занятия:  «Введение в образовательную программу «Вязание»» Время занятия: 45 минут

Возраст учащихся: 5 класс (11 лет)

Тип занятия: вводное

Введение в программу «Вязание». История вязания. Какие бывают крючки. Выбор крючка для работы. Начало вязания, вязание цепочки.

Цель занятия: дать первоначальное представление о вязании как  о виде  прикладного творчества, развитие   и привитие интереса  у детей к старинному русскому женскому рукоделию.

Задачи занятия:

образовательные:приобретение практических навыков  ручного труда, использование их в жизни,  сообщение познавательных сведений; закрепление первичных навыков вязаниякрючком; дать представление о художественном разнообразии способов украшения изделий;

развивающие: развивать творческие способности детей, склонность к тонкой и точной работе, упорство в достижении цели, мелкую моторику рук, внимание, умение контролировать свои движения, фантазию, эстетический вкус, воображение, память, сообразительность;

воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, уважительное отношение к товарищам, экономное и бережное отношение к материалам, аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.

Оборудование: нитки для вязания, крючки для вязания, ножницы,  бабушки сундучок с готовыми вязаными изделиями.

План

1.Оргмомент. Объявление темы2. Основная часть -  сообщение познавательных сведений.3.Физминутка4.Практическая работа

5.Закрепление нового материала

6.Итог

 

 

Ход занятия

  1. Оргмомент. Объявление темы

Здравствуйте ребята!  Меня зовут Усова Елена Викторовна.

- Я рада увидеться с вами сегодня.

- Какое у вас настроение? (хорошее)

 Заниматься творчеством нужно с хорошим настроением, тогда и изделия получаются красивыми и добрыми.

Издавна женщины на Руси - занимались рукоделием.

- Что такое рукоделие? Рукоделие - это сложное слово состоит из двух «руками» и «делать», то есть трудиться. А знаете ли вы поговорки о труде?

- «Труд человека кормит, а лень портит»;

- «Умелые руки не знают скуки»;

- «Землю красит солнце, а человека труд»;

- «Долог день до вечера, если делать нечего»;

- «Наши пряли, а ваши спали»;

- «Без труда не вынуть рыбку из пруда»;

- «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

- Какие виды рукоделия вы знаете?

Долгими зимними вечерами женщины и девушки собирались вместе - вязали, шили, вышивали, пряли, обменивались узорами , делились своим мастерством. Пели, плясали, рассказывали сказки, легенды. Созданными вещами украшали жилище, изготовляли одежду для себя и своей семьи.

И в наше время женщины занимаются рукоделием, в основном, не по необходимости, а для того, чтобы отвлечься от будничных проблем, отдохнуть, т. е. совмещают приятное с полезным.

Во все времена женщина, занимающаяся рукоделием, олицетворяла собой все самое лучшее - женственность, уют, домашнее тепло и то творческое начало, которое преображало, одухотворяло быт.

- Сегодня мы с вами тоже будем заниматься рукоделием.

 

 

2 Новый материал.
- Своим мастерством поделятся бабушки и мои ученицы. А в этом нам поможет бабушкин сундук.
Сундук необычайный перед вами, 
Волшебный – отнюдь не простой.
Сейчас вы увидите сами 
Сего сундука волшебство.
(Начинаю выкладывать из сундука вышитые полотенца, вязаные изделия : платок, варежки, свитера, шапки, скатерть...)
-Что за дивные узоры , 
Полотенца и подзоры ?
Все в букетах белых роз!
Может вывел их мороз ?
Что за скатерть получилась!
Может, это все приснилось?
Все эти чудесные вещи созданы нашими мастерицами: иные - совсем недавно, но есть вещи и старинные, связанные вашими бабушками и прабабушками.
Вязать вещи умели в каждой русской деревне.

-Понравились ли вам вещи из бабушкиного сундука ?

-А у вас есть бабушки?
-А они хотели бы , чтобы вы научились вязать? 
- Вы сами хотите научиться вязать?
Вязание – один из самых старинных видов рукоделия, он существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции.
О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции: 
«Афина Паллада была одной из почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку – нельзя быть выше богов.
Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук Арахна вечно ткет свою паутину.»

 

 

 

О вязании известно многое: Этот вид рукоделия всегда служил людям, приносил добро в трудную минуту. Например, в годы Великой Отечественной войны в тылу врага женщины вязали теплые вещи для солдат и отправляли посылки на фронт. Этим самым они не только согревали их, но и поднимали боевой дух и стремление к победе. Ручное вязание смело можно причислить к самым старинным видам рукоделия. Оно перестало быть чисто практическим ремеслом: чулки, шапки, кофты, а переросло в настоящее искусство. Учиться вязать это не только полезно, но и интересно.

Вязание - это занятие, которое успокаивает и доставляет удовольствие! Также это прекрасная возможность воплотить свои мечты в жизнь.

Вязание — это творческая работа, к тому же работа приятная и неутомительная. В процессе вязания проявляются способности человека, его вкус. Здесь творческий человек приближается в полном смысле этого слова к художнику. Процесс вязания способствует хорошему настроению. Ведь результат труда — красиво связанная вещь — приносит удовлетворение. Вещь, связанная своими руками, это не только предмет для гордости, она еще делает вас неповторимой и непохожей на других.

В последние годы вязание во всем мире нашло широкое распространение, стало модным

Кстати, этот вид рукоделия доступен не только взрослым, но детям.

- Но давайте вернемся к нашему сундуку, там что – то есть еще.

 Заглядываю в сундук : «А в этой коробочке находятся изделия, связанные моими ученицами. Это – и браслеты на руку. Возьмите, примерьте на себя. (Любуются).
-  Понравились вам браслеты?

 - Хотите научиться вязать такие же?

-  Посмотрите, их можно еще и разукрасить различными бусинками , бисером, вышивкой.(Перечисляют)
-  А что нужно для вязания? (Спицы и крючки, нитки)

- Мы с вами сегодня поговорим о крючках, т. к. будем учиться вязать крючком. Изготавливают их из различных материалов: из металла пластмассы, дерева.

- Крючки бывают разными: большие и толстые, средние,  тонкие и маленькие.

- Как вы думаете, почему они разной величины?(зависит от толщины ниток)

-Вас конечно интересует, из каких ниток можно вязать? 
-Из самых разнообразных: хлопчатобумажных, шерстяных, синтетических,

 

шелковых, полушерстяных и т.д
Прежде, чем начнем вязание, я хочу вас ознакомить с техникой безопасности труда.
Перед началом работы надо, прежде всего, оборудовать удобное рабочее место. При вязании важно, чтобы было хорошо освещено. Свет должен падать на работу с левой стороны. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно составлять 35….40 см.При меньшем расстоянии развивается близорукость, и в глаза попадают частички шерсти.

Кроме крючков вам потребуются ножницы. По окончании работы все инструменты надо обязательно убирать в рабочую коробку.
-Сейчас мы с вами научимся вязать цепочку из воздушных петель. 

Любое вязание крючком  начинают с вязания такой цепочки, которая образует начальный ряд. Он затем становиться нижней кромкой вязания.(Показываю из нее может быть и самостоятельное изделие. (показываю образцы салфеток, картинок, браслетов)
3.Физминутка для глаз:

1. Расслабляем глаза – частое моргание без всякого напряжения.

2. Движения зрачков вниз - вверх, влево - вправо, из угла в угол, по кругу.

3. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, открыть глаза

4. Сосредоточение на кончике носа. Это считается в йоге одним из самых полезных для глаз.

5. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение).

После физминутки продолжение практической работы.

4. Практическая работа и индивидуальная помощь
5. Закрепление материала.

- Как давно появилось вязание?- Какие изделия можно связать?

- Что необходимо для вязания?- Какие крючки бывают? 
- Какие виды пряжи вы знаете?

6. Итог

- Итак, как вы думаете, справились вы со своей задачей? А что вам больше всего понравилось на занятие?

-Я надеюсь, что сегодняшняя встреча оставит свой след. Вы продолжите заниматься вязанием. 


 




 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vvedenie_v_programmu.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

педагога дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур г. Ногинска

Усовой Елены Викторовны

 Тема занятия:  «Введение в образовательную программу «Вязание»» Время занятия: 45 минут

Возраст учащихся: 5 класс (11 лет)

Тип занятия: вводное

Введение в программу «Вязание». История вязания. Какие бывают крючки. Выбор крючка для работы. Начало вязания, вязание цепочки.

Цель занятия: дать первоначальное представление о вязании как  о виде  прикладного творчества, развитие   и привитие интереса  у детей к старинному русскому женскому рукоделию.

Задачи занятия:

образовательные:приобретение практических навыков  ручного труда, использование их в жизни,  сообщение познавательных сведений; закрепление первичных навыков вязаниякрючком; дать представление о художественном разнообразии способов украшения изделий;

развивающие: развивать творческие способности детей, склонность к тонкой и точной работе, упорство в достижении цели, мелкую моторику рук, внимание, умение контролировать свои движения, фантазию, эстетический вкус, воображение, память, сообразительность;

воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству, уважительное отношение к товарищам, экономное и бережное отношение к материалам, аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.

Оборудование: нитки для вязания, крючки для вязания, ножницы,  бабушки сундучок с готовыми вязаными изделиями.

План

1.Оргмомент. Объявление темы2. Основная часть -  сообщение познавательных сведений.3.Физминутка4.Практическая работа

5.Закрепление нового материала

6.Итог

Ход занятия

  1. Оргмомент. Объявление темы

Здравствуйте ребята!  Меня зовут Усова Елена Викторовна.

- Я рада увидеться с вами сегодня.

- Какое у вас настроение? (хорошее)

 Заниматься творчеством нужно с хорошим настроением, тогда и изделия получаются красивыми и добрыми.

Издавна женщины на Руси - занимались рукоделием.

- Что такое рукоделие? Рукоделие - это сложное слово состоит из двух «руками» и «делать», то есть трудиться. А знаете ли вы поговорки о труде?

- «Труд человека кормит, а лень портит»;

- «Умелые руки не знают скуки»;

- «Землю красит солнце, а человека труд»;

- «Долог день до вечера, если делать нечего»;

- «Наши пряли, а ваши спали»;

- «Без труда не вынуть рыбку из пруда»;

- «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

- Какие виды рукоделия вы знаете?

Долгими зимними вечерами женщины и девушки собирались вместе - вязали, шили, вышивали, пряли, обменивались узорами , делились своим мастерством. Пели, плясали, рассказывали сказки, легенды. Созданными вещами украшали жилище, изготовляли одежду для себя и своей семьи.

И в наше время женщины занимаются рукоделием, в основном, не по необходимости, а для того, чтобы отвлечься от будничных проблем, отдохнуть, т. е. совмещают приятное с полезным.

Во все времена женщина, занимающаяся рукоделием, олицетворяла собой все самое лучшее - женственность, уют, домашнее тепло и то творческое начало, которое преображало, одухотворяло быт.

- Сегодня мы с вами тоже будем заниматься рукоделием.

2 Новый материал.
- Своим мастерством поделятся бабушки и мои ученицы. А в этом нам поможет бабушкин сундук.
Сундук необычайный перед вами, 
Волшебный – отнюдь не простой.
Сейчас вы увидите сами 
Сего сундука волшебство.
(Начинаю выкладывать из сундука вышитые полотенца, вязаные изделия : платок, варежки, свитера, шапки, скатерть...)
-Что за дивные узоры , 
Полотенца и подзоры ?
Все в букетах белых роз!
Может вывел их мороз ?
Что за скатерть получилась!
Может, это все приснилось?
Все эти чудесные вещи созданы нашими мастерицами: иные - совсем недавно, но есть вещи и старинные, связанные вашими бабушками и прабабушками.
Вязать вещи умели в каждой русской деревне.

-Понравились ли вам вещи из бабушкиного сундука ?

-А у вас есть бабушки?
-А они хотели бы , чтобы вы научились вязать? 
- Вы сами хотите научиться вязать?
Вязание – один из самых старинных видов рукоделия, он существует более трех тысяч лет. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции.
О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции: 
«Афина Паллада была одной из почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку – нельзя быть выше богов.
Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук Арахна вечно ткет свою паутину.»

О вязании известно многое: Этот вид рукоделия всегда служил людям, приносил добро в трудную минуту. Например, в годы Великой Отечественной войны в тылу врага женщины вязали теплые вещи для солдат и отправляли посылки на фронт. Этим самым они не только согревали их, но и поднимали боевой дух и стремление к победе. Ручное вязание смело можно причислить к самым старинным видам рукоделия. Оно перестало быть чисто практическим ремеслом: чулки, шапки, кофты, а переросло в настоящее искусство. Учиться вязать это не только полезно, но и интересно.

Вязание - это занятие, которое успокаивает и доставляет удовольствие! Также это прекрасная возможность воплотить свои мечты в жизнь.

Вязание — это творческая работа, к тому же работа приятная и неутомительная. В процессе вязания проявляются способности человека, его вкус. Здесь творческий человек приближается в полном смысле этого слова к художнику. Процесс вязания способствует хорошему настроению. Ведь результат труда — красиво связанная вещь — приносит удовлетворение. Вещь, связанная своими руками, это не только предмет для гордости, она еще делает вас неповторимой и непохожей на других.

В последние годы вязание во всем мире нашло широкое распространение, стало модным

Кстати, этот вид рукоделия доступен не только взрослым, но детям.

- Но давайте вернемся к нашему сундуку, там что – то есть еще.

 Заглядываю в сундук : «А в этой коробочке находятся изделия, связанные моими ученицами. Это – и браслеты на руку. Возьмите, примерьте на себя. (Любуются).
-  Понравились вам браслеты?

 - Хотите научиться вязать такие же?

-  Посмотрите, их можно еще и разукрасить различными бусинками , бисером, вышивкой.(Перечисляют)
-  А что нужно для вязания? (Спицы и крючки, нитки)

- Мы с вами сегодня поговорим о крючках, т. к. будем учиться вязать крючком. Изготавливают их из различных материалов: из металла пластмассы, дерева.

- Крючки бывают разными: большие и толстые, средние,  тонкие и маленькие.

- Как вы думаете, почему они разной величины?(зависит от толщины ниток)

-Вас конечно интересует, из каких ниток можно вязать? 
-Из самых разнообразных: хлопчатобумажных, шерстяных, синтетических,

шелковых, полушерстяных и т.д
Прежде, чем начнем вязание, я хочу вас ознакомить с техникой безопасности труда.
Перед началом работы надо, прежде всего, оборудовать удобное рабочее место. При вязании важно, чтобы было хорошо освещено. Свет должен падать на работу с левой стороны. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно составлять 35….40 см.При меньшем расстоянии развивается близорукость, и в глаза попадают частички шерсти.

Кроме крючков вам потребуются ножницы. По окончании работы все инструменты надо обязательно убирать в рабочую коробку.
-Сейчас мы с вами научимся вязать цепочку из воздушных петель. 

Любое вязание крючком  начинают с вязания такой цепочки, которая образует начальный ряд. Он затем становиться нижней кромкой вязания.(Показываю из нее может быть и самостоятельное изделие. (показываю образцы салфеток, картинок, браслетов)
3.Физминутка для глаз:

1. Расслабляем глаза – частое моргание без всякого напряжения.

2. Движения зрачков вниз - вверх, влево - вправо, из угла в угол, по кругу.

3. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, открыть глаза

4. Сосредоточение на кончике носа. Это считается в йоге одним из самых полезных для глаз.

5. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение).

После физминутки продолжение практической работы.

4. Практическая работа и индивидуальная помощь
5. Закрепление материала.

- Как давно появилось вязание?- Какие изделия можно связать?

- Что необходимо для вязания?- Какие крючки бывают? 
- Какие виды пряжи вы знаете?

6. Итог

- Итак, как вы думаете, справились вы со своей задачей? А что вам больше всего понравилось на занятие?

-Я надеюсь, что сегодняшняя встреча оставит свой след. Вы продолжите заниматься вязанием. 






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Вязание на спицах"

Дополнительная образовательная программа "Вязание на спицах"...

Конспект занятия ""Введение в курс образовательной программы"

Конспект открытого   "Введение в курс дополнительной образовательной программы"  для 1 года обучения  по модифицированной дополнительной образовательной программе "ИЗО" Составитель прог...

План - конспект занятия художественно - эстетической направленности по образовательной программе "Вязание крючком"

План - конспект занятия предназначен для 2 года обучения, раздел 2 "Филейное вязание".Формирование практических приемов вязания, крючком применяя технику филейного вязания...

Конспект открытого урока с использованием ЭОР и ИКТ "Вязание декоративной вазочки"

Открытый урок с элементами беседы (презентация), с ознакомлением работ мастериц декоративно-прикладного творчества....

Конспект занятия "Введение в дополнительную образовательную программу «Юный натуралист»"

Как заинтересовать, привлечь ребёнка в объединение дополнительного образования - проведите с ним  другое, отличное от школы занятие. На этом занятии не ставят привычных оценок, можно  свобод...

Конспект занятия Введение в дополнительную образовательную программу изостудии «Зебра»

ЦЕЛЬ. Вызвать интерес к изобразительному искусству и рисованию.Задачи:Обучающие:- научить создавать изображения без предварительного рисунка;- познакомить с жанром пейзаж;- познакомить с понятиям...