«Развитие коммуникативных компетенций у неслышащих школьников как средство успешной социализации в современном обществе".
методическая разработка (11 класс) по теме

Апанасенко Татьяна Викторовна

В данной статье представлено исследование, направленное на изучение сформированности коммуникативных компетенций у неслышащих школьников выпускных классов. Данное исследование рассчитано на широкий круг читателей : работников спец.школ для глухих, студентов коррекционных факультетов, родителей, имеющих глухих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_97_03.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных компетенций у неслышащих школьников как средство успешной социализации в современном обществе".

Т.В. Апанасенко, МБОУС (К) школа-интернат № 37 I,II вида

В данной статье представлено исследование, направленное на изучение сформированности коммуникативных компетенций у неслышащих школьников выпускных классов. Данное исследование рассчитано на широкий круг читателей : работников спец.школ для глухих, студентов коррекционных факультетов, родителей, имеющих глухих детей.

С потерей слуха ещё не всё потеряно в жизни. Как и обычные люди, счастливо трудятся тысячи и десятки тысяч глухих. Многие из них занимают самые различные должности. Это высококвалифицированные инженеры-конструкторы, талантливые механики, печатники, художники…. Да, действительно, компенсация глухоты - сложная проблема. Как вырастить глухого ребёнка добрым, отзывчивым человеком? Как развить в нём способность к самопожертвованию, привить высокие гражданские качества? Эти важные задачи относятся не только к педагогическим, но и к социальным проблемам.

Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций. В процессах социализации определяющее значение имеют опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.

В процессе социализации человек формируется как член общества, к которому он принадлежит. Успешная социализация - это не только эффективная адаптация человека в обществе, но и способность в определённой мере противостоять обществу, части жизненных коллизий, мешающих его развитию и самореализации. Современное общество продуцирует в той или иной мере два типа жертв социализации: человек полностью адаптированный в обществе, но не способный ему противостоять и человек не адаптированный в обществе, противостоящий ему (Мудрик А.В., 1997) [1]

Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. По данным различных исследований, от 10 до 30 % случаев ослабления или полной потери слуха связаны с неблагоприятной наследственностью. Но какими бы, ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же - утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. При тяжёлых формах глухоты вечное молчание плотной стеной окружает человека, лишает его не только возможности общения, но и зачастую подвергает опасности.

Известный французский философ, гуманист Мишель Мотель, в 16 веке писал: "Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".

Известный советский психолог Л.С. ВЫГОТСКИЙ сказал: "С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой - именно поэтому, что он создаёт трудности, он стимулирует повышенное усиленное движение вперёд".[2]

 В наших руках сделать так, чтобы глухой, слепой и слабоумный ребёнок не были дефективными. Человечество сможет победить слепоту, и глухоту, и слабоумие в социальном и педагогическом плане прежде, чем в плане медицинском и биологическом. Слепой останется слепым, глухой - глухим, но они перестанут быть дефективными, потому что дефективность есть понятие социальное. Социальное воспитание победит дефективность. Тогда о слепом ребёнке не скажут, что он дефективный, но скажут что он слепой и о глухом - глухой и ничего больше".

На дворе XXI век, однако,  до сих пор общество не готово принять людей с нарушенным слухом, и они часто замкнуты в своей среде.

Чтобы успешно социализироваться, выпускник должен вести независимый образ жизни и быть конкурентоспособным на рынке труда, поэтому ребята должны овладеть  не только суммой знаний, но и специфическими умениями и навыками: зрительного и слухо-зрительного восприятия устной речи, произносительными навыками для достаточно внятной речи, навыками пользования остаточным слухом, т.е. овладеть коммуникативными компетенциями. Проблема коммуникации приоритетна для школ I,II вида обучения.

Коммуникативные компетенции – это способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения,  слушать и понимать собеседника, вести дискуссию. Это готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях; владение устным и письменным общением. Компетенции не могут формироваться сами по себе, а только в деятельности,  чаще всего на уроках. Мы провели исследование, целью которого было изучить сформированность коммуникативных компетенций у неслышащих школьников старших (выпускных) классов.

 В основу исследования были положены рекомендации Т.С. Зыковой.[3]

На протяжении всех школьных лет в работе по развитию речи большое значение придается обучению глухих детей ответам на вопросы. От сформированности этого умения во многом зависит коммуникативная, коммуникативно-познавательная активность школьников. Мы решили проверить,  на сколько наши выпускники овладели этим умением. Ребятам было предложено письменно ответить на  вопросы,  с которыми часто встречается любой человек в повседневной жизни (вопросы бытового характера,  анкетные вопросы,  вопросы о жизненных планах,  вопросы требующие ответа-рассуждения). При анализе ученических работ отмечалась смысловая точность ответов на все вопросы. Результаты продемонстрировали облученность школьников точно отвечать на поставленные вопросы обиходно-бытового характера. Итог – 85% правильных полных ответов. Вопросы требующие от учеников размышления, выражения собственного мнения так же были понятны. На них даны адекватные ответы.

 При обучении детей разговорной речи в связи с различными видами деятельности большое значение придается развитию мышления, познавательных интересов, желания выполнять поручения учителя. У школьников было проверено умение выполнять задания учителя данные в побудительной форме. Весь материал предъявлялся с/з. Результатом явилось почти 100% безошибочное выполнение заданий. Ошибки отмечены в грамматическом оформлении высказывания (неправильное употребление местоимений,  временных форм глаголов и т п.). Количественный и качественный анализ выполнения данного задания показывают, что ребята достаточно хорошо понимают обращенную к ним речь в виде побудительных предложений.

При выполнении поручений учащиеся не проявляли большой речевой активности,  но это и не предусматривала данная проверка. Поэтому для достоверной оценки развития разговорной речи нами было проведено исследование на умение вступать в диалог с товарищем. Каждый ученик выбирал одну из четырех предложенных ситуаций и партнера для беседы,  готовился к разговору и вступал в диалог. Анализ результатов показал,  что учащиеся умеют вести беседу. Они не только выражают свою мысль, но и контролируют и результат своего высказывания, реагируют на реплики собеседника, выражают свои чувства,  мнения.

Заключительным этапом исследования,  явилось исследование монологической речи учащихся (устной и письменной). Мы предложили ребятам темы на выбор, по которым они самостоятельно письменно составляли небольшой рассказ и зачитывали его. Для нас было важным выявить умения школьников выражать свои мысли свободно,  строить предложения, не прибегая к речевым штампам и заученным фразам. Для речевых высказываний ребят,  были характерны - последовательность, логичность, точность их построения, наличие межфразовых связей.

Итоги проведенной работы свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников владеют как разговорной речью и ее особенностями, так и монологической, которая может служить им средством общения. Мы можем с уверенностью сказать, что за годы обучения по коммуникационной системе с использованием словесной речи,  большинство неслышащих школьников осваивают устную и письменную речь, в объеме, достаточном для полноценной социализации в обществе и ведению независимого образа жизни,  содействует более свободному выбору профессии или учебного заведения для профессионального обучения, включая вузы, а также  трудоустройству и профессиональной карьере,  достижение определенного социального статуса. Таким образом, при соблюдении определенных условий обучения глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное - помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы.


Библиографический список

  1. Мудрик А.В. Социализация человека. М., «Академия», 2006г. 305стр.
  2. Зайцева Г.Л. Диалог с Л.Г.Выготским о проблемах современной сурдопедагогики \\  Дефектология.-1998-№2 .
  3. Зыкова Т.С. Характеристика речевого развития выпускников школ для глухих детей \\ Дефектология.-1994-№3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Воспитание культуры чтения – залог успешного развития коммуникативных компетенций школьника"

Обобщала опыт работы на районной ярмарке методических проектов и идей в 2013 году. Оценена дипломом III степени....

Формирование коммуникативной компетенции воспитанников-выпускников детского дома, как средство успешной социализации в обществе.

Для старших воспитанников обучение и общение являются ведущими видами деятельности, поскольку в ближайшей судьбе воспитанника именно коммуникативная компетентность начинает играть основополагающ...

Развитие коммуникативной компетенции на уроках татарского языка и литературы как средство формирования личностных результатов младших школьников

Материал Всероссийской НПК «Сетевое полилингвальное обучение одаренных детей: проблемы и перспективы»,  2014 г....

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка средствами стилистики

Исследование на тему "Развитие коммуникативной еомпетенции на уроках русского языка средствами стилистики"...

Стратегии обучения говорению как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с целью их подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку

Представленный учебно-методический материал отражает попытку найти ответы на актуальные вопросы методики преподавания иностранного языка. Как эффективно обучать говорению, чтобы способствовать реализа...