Воспитание и развитие слуховых и технических навыков в работе над гаммами, упражнениями, этюдами, виртуозными пьесами
план-конспект урока по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_dlya_inet.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление культуры Белгородской области
Управление культуры
администрации муниципального района
«Город Валуйки и Валуйский район»
Муниципальное образовательное учреждения
дополнительного образования детей
«Валуйская детская школа искусств №2»
Зональный открытый урок
преподавателя фортепианного отделения Ферстяевой Т.В.
с учащейся 3 класса Баранниковой Аленой
Тема: «Воспитание и развитие слуховых и
технических навыков в работе над гаммами,
упражнениями, этюдами, виртуозными пьесами»
г. Валуйки
Тема урока: Воспитание и развитие слуховых и технических навыков в работе над гаммами, упражнениями, этюдами, виртуозными пьесами, на примере «Этюда» А. Лемуана и пьесы М. Штимца «Рэг-тайм».
Цель урока:
- осмысление взаимосвязи звукового образа с технической стороной
произведения, упражнения, гаммы;
- развитие навыков игры различных технических формул;
- работа над гаммами, упражнениями, разными приемами (стаккато, легато, акценты по 4 и по 8, пунктирный ритм);
- работа над произведениями.
Ход урока:
I. Организационный момент:
- психологическая настройка;
- активация внимания;
- корректировка посадки за инструментом, упражнения на
расслабление игрового аппарата;
- актуализация темы;
- обоснование постановки цели урока (раскрытие практической значимости изучаемого материала, беседа о технике).
И. Подготовка к работе на основном этапе, исполнение технических упражнений и заданий, связанных с активизацией игрового аппарата: гамма d-moll, аккорды, арпеджио, хроматическая; упражнения из кн. №4 «Оригинальная система технического развития юного пианиста» Э.-М. Барнем: «Шпагаты», «Катаем колесо», «Кружимся на цыпочках», «Боксируем», «Ведущий и ведомый»:
- краткая вступительная беседа, определяющая исполнительские задачи;
- определение технических сложностей;
- образность в исполнении гамм, упражнений.
Содержание этапа урока:
а) Игра гаммы d-moll:
- «кантиленным», певучим мягким звуком, в подвижном темпе,
слушая динамическую линию: вверх - крещендо, вниз - диминуэндо (цель:
привитие артикуляционных навыков);
- рр legierro и f раздельным «токкатным» звуком (цель: выработать четкость, ровность, пластичность);
- правая рука играем гамму нон легато вверх и легато вниз, левая рука наоборот (цель: координация движений);
- в прямом движении с акцентами по 4 и по 8 (развитие
независимости пальцев).
б) Арпеджио короткие:
- игра легато кантиленного плана, вес руки переносится с пальца на палец (цель: привитие умения владеть объединяющими движениями игрового аппарата: кисть-локоть-плечо);
- игра раздельным клавесинным звуком рр, portamento, legierissimo (между звуками должен быть «воздух»). Цель: выработать один из способов туше.
в) Длинные арпеджио:
- игра легато по типу коротких (кисть объединяет пальцы). Цель: объединяющие движения, подкладывание первого пальца;
- игра раздельным звуком по позициям. Цель: достигнуть легкости и блеска звучания.
г) Аккорды:
- игра одним пятым пальцем, ощущая центр тяжести в нем,
постепенно прибавляя по одному звуку из аккорда, продолжая ощущать
центр тяжести в пятом пальце;
- играть аккорды, слушая мелодическую линию, исполняемую пятым
пальцем (цель: укрепление пятого пальца, привитие умения распределять вес
руки, играть дифференцированно).
д) Хроматическая гамма:
- игра гаммы с позиции «черной клавиши», контиленным певучим звуком, слушая динамическую линию;
- игра с акцентами по 6 (цель: достигнуть ровности и легкости звучания).
Упражнения:
- «Шпагаты» - это упражнение схоже с расходящейся гаммой, только данное упражнение играется с акцентами по 8 и остановками. Здесь добиваемся четкости, ровности, контиленного звучания, слушаем динамическую линию: расходятся руки - крещендо, сходятся -диминуэндо. Обязателен слуховой контроль.
- «Катаем колесо» - это упражнение предполагает определенную свободу игры, объединяющими, «круговыми» движениями запястья. Название данного упражнения помогает понять и изобразить траекторию движений. Последовательность исполнения: показ -представление звукообраза - исполнение - анализ.
- «Кружимся на цыпочках» - это упражнение обеспечивает подготовку к игре группетто.
- «Боксируем» - данное упражнение предполагает свободные движения от плеча, опору в пятый палец, объединяющие движения кисти («парочки» секстами), а так же подготавливает к игре октав, слуховой контроль направляем на качественное звучание двойных нот по «верхнему голосу».
- «Ведущий и ведомый» - это упражнение направлено на дифференцированное слышание с начала мелодии левой руки, потом
мелодии правой руки, а так же вырабатывает умение играть весом руки.
III. Работа над музыкальным произведением А. Лемуан «Этюд» e-moll.
1. Краткая вступительная беседа о композиторе, определение
исполнительских задач:
- определение типа этюда;
- актуальность выбора произведения;
- определение технических сложностей.
Этюд А. Лемуана взят в работу с целью гармоничного развития игрового аппарата и укрепления 4, 5-го пальцев, привитие объединяющих движений запястья, достижения ровности звучания 16-х, легкости, виртуозности исполнения.
- Исполнение произведения.
- Совместный анализ исполнения, выявление недостатков.
- Работа над звуком: фразировкой, качеством звучания, динамикой, определение кульминационных моментов произведения, активизация слухового контроля для определения звукового баланса между мелодией и сопровождением.
IV. Работа над музыкальным произведением М. Шмитц «Рэг-тайм»
1. Краткая вступительная беседа о композиторе, определение
исполнительских задач:
- определение технических сложностей;
- образность произведения.
2. Исполнение произведения.
- Совместный анализ произведения. Определение положительных моментов и недостатков в исполнении.
- Диалог преподавателя с учащейся о:
- характере произведения;
- средствах музыкальной выразительности;
- жанровых и стилистических особенностях произведения, замысле композитора.
5. Работа над звуком: интонацией, фразировкой, качеством звука,
динамикой; работа над мелодией, звуковой ровностью, акцентами,
определением кульминационных моментов, работа над аккомпанементом:
звуковой баланс между мелодией и сопровождением.
V. Заключение.
- Подведение итогов работы, оценка.
- Определение задач для самостоятельной домашней работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сольфеджио. Развитие ладового чувства. Наглядность для работы над гаммой на уроке сольфеджио.
Мажорные тональности до двух знаков при ключе, буквенное обозначение. Устойчивые, неустойчивые. Разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, опевание устойчивых ступеней неустойчивыми, ступеневые до...
Этюды - важнейшее средство развития музыкально-технических навыков пианиста.
Работа посвящена краткому обзору фортепианной этюдной литературы, вопросам целенаправленной работы над пианистической техникой....
Способы работы над гаммами и этюдами в средних классах
Открытый урок с ученицей 4 класса .Тема урокаСпособы работы над гаммами и этюдами в средних классах. Цель урокаРазвитие у обучающегося самостоятельного контроля, формирование системного подхода в...
Открытый урок "Особенности в развитии технических навыков в работе над музыкально - художественным образом в произведении"
В каждом музыкальном произведении есть свои скрытые художественные образы, которые исполнитель должен прочитать в нотном тексте. На примере произведения Гаврилова "Колобок", мы попытались развить и со...
Развитие технических навыков в работе над гаммами
Конспект занятия ДО "Развитие технических навыков в работе над гаммами" (Класс гитара)Цель занятия: освоение, закрепление и развитие основных технических навыков исполнения у ученика в работ...
Открытый урок по предмету "Специальность и чтение с листа" на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид...
Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид...