Развитие технических навыков в работе над гаммами
план-конспект по музыке на тему
Конспект занятия ДО "Развитие технических навыков в работе над гаммами" (Класс гитара)
Цель занятия: освоение, закрепление и развитие основных технических навыков исполнения у ученика в работе над гаммами, практическое применение их в работе над этюдом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия ДО "Развитие технических навыков работы с гаммами" | 20.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №235
с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла им. Д.Д. Шостаковича
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
по специальности «Классическая гитара».
Тема: «Развитие технических навыков
в работе над гаммами
специальности «Гитара»
Автор Емельянов Александр Александрович
педагог ДО по специальности «Гитара»
Цель занятия: освоение, закрепление и развитие основных технических навыков исполнения у ученика в работе над гаммами, практическое применение их в работе над этюдом.
Задачи занятия:
- Вызвать интерес к занятиям по специальности.
- Развитие тактильных навыков техничного исполнения у ученика.
- Направленность на осмысление учеником технических задач как упражнений на развитие определенного звукового результата исполнения.
- Повышение техничности исполнения у учащегося.
- Развитие навыка распознавания, применения полученных знаний в области преодоления технических трудностей в учебном нотном материале: в гаммах, в этюдах, в пьесах.
- Применение навыков преодоления технических трудностей такой форме работы с музыкальным материалом как чтение с листа.
Материально-техническая база: гитары (для учеников, у педагога – для показа), подставки для ноги.
Подробный план занятия:
- Определение понятий «Техника», «Гамма», «Хроматическая гамма», «Тирандо».
Техника (с греч. «искусный») – совокупность приемов, применяемых для получения наибольших результатов при наименьшей затрате человеческого труда.
Гамма - звукоряд неопределённой протяжённости, соседние ступени которого стоят друг от друга на целый тон или полутон. Под гаммой в школьной исполнительской практике подразумевают восходящие либо нисходящие октавные звукоряды.
Хроматическая гамма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы.
Тирандо – прием звукоизвлечения, характеризующийся прожатием струны «без опоры» на соседнюю, играется с ощущением «точки», оставляемой пальцем на струне.
- Определение пассажной техники исполнения как доминирующей при изучении и отработке гамм на гитаре.
- Определение 2-х пальцевой и 3-х пальцевой техники исполнения на гитаре. Показ каждой из них, определение ее возможностей (темповых, ритмических, динамических).
Ссылка на использование каждого вида в разных исполнительских школах страны и зарубежья:
Двухпальцевая техника: доминирует в исполнительских школах Европы. Основана на отработке мелкой техники – активной подвижности пальцев i-m.
Трёхпальцевая техника: широко используется в России. Популярность её обуславливаю исторически сложившимся чутким слышанием и реагированием российского исполнителя на произведения арпеджированной, аккордовой фактуры (идущей от народного творчества). Именно в таких условиях получила активное развитие аппликатура i-m-a в разных вариантах.
Делаю упор на изучение и освоение двухпальцевой техники как первоначальной для освоения на данном открытом уроке.
- Разграничение проблем движений левой руки и движений правой руки.
- Работа над проблемами исполнения гаммы левой рукой:
- позиционная игра гаммы, расположение пальцев левой руки на позицию, положение кисти, локтя,
- техника смены позиции на одной струне («приставление» пальцев при движении гаммы вверх, «перетекание» - при движении вниз, при переходе на разных струнах,
- ощущение наклона струны, проблема важности игры с подставкой с определенным фиксированным углом наклона инструмента,
- проблема постановки большого пальца левой руки за грифом, ощущение его как опоры кисти, как ориентира для положения пальцев в позиции, смена позиции с переносом большого пальца,
- проблема ощущения затраты силы пальца на прожатие струны, упражнения на верное распределение усилий на каждую подушечку пальца,
- проблема экономности движения при прожатии, переступании пальцев,
- проблема исполнение гаммы штрихом «легато» через «переступание» пальцев левой руки, упражнения по данной задаче.
- Работа над исполнением гаммы правой рукой:
- определение счета, подбор «лидирующего» пальца – I или m, ориентир его на сильную долю, счет вслух учеником, педагогом, определение физических ощущений при акцентировке ноты (через нажатие/ бросок) при игре разных ритмических рисунков. Важность схожести по динамике всех нот на сильные доли «раз»,
- исполнение ритмических рисунков : 2-ли, затем – 3-ли, затем – 4-ли, затем – пунктирный ритм. Объединение их в блок (игра в непрерывном порядке). Определение опеваний для совпадения сильной доли с тоникой,
- ознакомление с исполнением 5-лей и 6-лей, подбор словосочетаний для удобства определения первой доли,
- передача динамических оттенков при исполнении хроматической гаммы (крещендо – при игре гаммы вверх, диминуэндо – при игре вниз). Физические ощущения при выполнении данной задачи у ученика,
- сочетание приемов игры «тирандо» и «апояндо» при игре гаммы. Применение «апояндо» разово, для маркатированного выделения крайних нот тоники в гамме или при акценте в ритмических рисунках крупных длительностей (например, 2-лей),
- проблема игры приемом «тирандо» на басовых струнах, определение опоры большого пальца, разворот кисти правой руки перпендикулярно струнам для плотного «нешуршащего» звука,
- проблема нахождения большого пальца p относительно играющих пальцев при игре гаммы на разных струнах. Проблема переноса его при переходе на другую струну,
- применение «контактного» способа игры при исполнении гаммы,
- проблема собранности кисти, неподвижности мостика, использования полусогнутых пальцев в качестве «рычагов» при атаке звука,
- проблема свободы пальца a при двухпальцевой аппликатуре проигрывания гаммы,
- проблема динамической ровности исполнения гаммы через слышание ее учеником как целостного развития музыкального материала, через стабильную равнозначную работу пальцев правой руки по атаке звука,
- тембровое ровное исполнение нот гаммы, особенно при переходе со струны на струну, при использовании открытых струн.
- Работа над координацией рук при исполнении гамм:
- отработка упражнений на пунктирный ритм, на стаккато,
- работа над артикуляцией передачи проигрываемого материала.
- Работа с метрономом как итоговая форма закрепления и проверки ровности игры учеником гаммы. Работа с метрономом для ускорения темпа проигрываемой гаммы.
- выработка навыка умения слушать метроном, играть вместе с ним, не опережая и не отставая от него (у Дениса: четверть в гамме = 80, четверть в хроматической гамме = 92),
- выработка умения «вкладывать» разные ритмические рисунки во временной отрезок доли, отсчитываемый метрономом. Выработка умения «предслышания» и счета у ученика,
- сочетание игры с метрономом и без него.
- Применение навыков пассажной техники в пьесах на примере М.Каркасси. Этюд D-dur.
- выявление пассажей в Этюде,
- определение аппликатуры обеих рук с учетом тембровой целостности и ровности каждого голоса,
- отработка разными упражнениями тяжелых мест,
- работа над темпом, упражнения,
- выбор динамических оттенков, логическое обоснование выбора, слуховой анализ, отработка,
- полностью проигрывание всего этюда, главная задача – целостность формы и содержания через верную передачу выразительных средств.
Использованная литература:
- Гитман А.Ф. Донотный период начального обучения гитариста. М., 2003.
- Тэйлор Д. Звукоизвлечение на классической гитаре. Материалы с сайта http://demure.ru 2009.
- Дудинский К. Комплексный подход в работе над техникой профессора Райнберта Эверса. М., 2010.
- Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991.
- Сеговия А. Моя гитарная тетрадь. М., 1995.
- Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1988.
- Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1989.
- Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание и развитие слуховых и технических навыков в работе над гаммами, упражнениями, этюдами, виртуозными пьесами
Тема урока: Воспитание и развитие слуховых и технических навыков в работе над гаммами, упражнениями, этюдами, виртуозными пьесами, на примере «Этюда» А. Лемуана и пьесы М. Штимца «Рэг-тайм».Цель урока...
Открытый урок на тему: "Работа над формированием и развитием технических навыков на начальном этапе обучения цимбалиста"
В конспекте открытого урока поэтапно описываются основные проблемы в начальном периоде обучения, с которыми сталкиваются педагоги при обучении на таком инструменте как цимбалы.Данный консп...
Открытый урок "Особенности в развитии технических навыков в работе над музыкально - художественным образом в произведении"
В каждом музыкальном произведении есть свои скрытые художественные образы, которые исполнитель должен прочитать в нотном тексте. На примере произведения Гаврилова "Колобок", мы попытались развить и со...
Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»
Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...
Открытый урок "Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ"
Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых движений....
Методическая разработка «Формирование и развитие технических навыков у начинающих пианистов в процессе работы над пьесами подвижного характера»
В методической разработке рассматриваются вопросы формирования и развития технических навыков учащихся в процессе работы над пьессами подвижного характера. В центре внимания - освоение различных...
Методическая разработка на тему «О развитии технических навыков учащихся по классу баяна в ДМШ и ДШИ: значение, навыки и методы развития»
Слово техника является материальной стороной исполнительского искусства, важнейшим средством передачи художественного содержания произведения. В узком смысле технику можно определить как предельную то...