Открытый урок с ученицей 4 класса .
Тема урока
Способы работы над гаммами и этюдами в средних классах.
Цель урока
Развитие у обучающегося самостоятельного контроля, формирование системного подхода в работе над гаммами и этюдами.
Задачи урока
Приобретение и закрепление различных пианистических навыков.Развитие внимания и слухового контроля.
Структура урока
I Организационный момент.
II Работа над гаммами.
III Работа над этюдами К.Черни под редакцией Г.Гермера.
IV Домашнее задание.
V Подведение итогов.
I Приветствие. Ученица садится за инструмент,мы корректируем высоту стула. Настраиваемся на активную работу на уроке.
II Биана играет гамму Ми Мажор в 4 октавы в прямом и расходящемся движении.
Cыграла в хорошем темпе,но немного поверхностным звуком. Необходимо погружение веса всей руки от плеча через палец в клавишу. Нажим пальца в клавишу должен происходить без толчка, плавное переступание с пальца на палец. Следим, что бы кисть двигалась за звуком. Так же следим, что бы неиграющие пальцы не напрягались, а следовали за играющими. Запястье должно "дышать"
Следующая гамма до минор, гармонический вид. Прошу сыграть "форте".Предлагаю ученице представить, как "шагает большой,грузный слон'',но "надев мягкие тапочки" .В результате звук получился сильным, но не грубым.
А теперь сыграем "пиано", мелодический вид. Старайся играть легко и прозрачно,но с точным прицелом пальцев.Тихое звучание соответствует образу "маленьких росинок на нежных лепестках".
Следующая динамическая задача - крещендо и диминуэндо. Биана играет вверх < , а вниз > . Вверх забираемся на гору, при подходе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем больше энергии, что ведет к большему напряжению и нажиму руки на клавиатуру.
В гамме Ля Мажор мы покажем, как решаем артикуляционные задачи. Ученица играет гамму кистевым стаккато. Представляем себе, как " град стучит по крыше ". Воспроизвести этот образ на инструменте нам поможет верное движение : отскок кисти с одновременной опорой и отталкиванием от клавиши.
Теперь играем гамму пальцевым стаккато. Можно применить следующее движение : цепким пальцем, как бы " стираем пятнышко с клавиши" , делая резкое движение под ладонь.
Биану при выступлении на сцене из-за волнения иногда подводит чувство ритма . Поэтому в работе над гаммами мы прибегаем и к ритмическим задачам. Играем До Мажор дуолями с акцентом на первый звук, затем на второй. Далее играем триолями, квартолями, секстолями. Увеличивая количество звуков в ритмической группе, после акцента мы играем в более быстром темпе.
III " Избранные фортепианные этюды " под редакцией Г.Гермера. В этих этюдах К.Черни обобщил все основные виды техники, а Г.Гермер систематизировал этот материал. В сборнике 2 части. В 1 части 50 этюдов, во 2 части 32 этюда. В первой части хорошо систематизированны разделы мелкой техники,трели, группето ,короткие арпеджио. В этих этюдах мы встречаем триоли , квинтоли, ,пунктирный ритм.
Во 2 части виды техники усложняются: гаммообразные пассажи даются в разных интервалах ( терции, децимы),короткие и длинные арпеджио, ломанные октавы ,хроматические гаммы. Преобладают этюды с малым количеством знаков.
Я в своей работе очень часто использую данный сборник т.к считаю, что в нем очень хорошо подобран материал для развития техники у обучающихся.
Ученица играет Этюд № 6.Этюд написан в тональности Соль Мажор. Это один из образцов инструктивных этюдов.Исполнение в достаточно подвижном темпе, но в средней части были неровности в левой руке и в конце исполнения не хватило звука . Весь этюд построен на гаммообразных пассажах в стремительном движении на форте и требует у учащегося выносливости аппарата. Поэтому мы в ходе работы определяем моменты "отдыха" во время скачков , перелетов руки. Неровности в левой руке возникли из-за недостаточного слухового контроля. Играем эти такты в медленном темпе, находим удобное положение руки и вслушиваемся в ровность звучания. Еще обращаем внимание на басы в 1 части этюда, их надо выдерживать до конца каждой фигуры , а средний голос на второй и третьей долях играть отрывисто. Прорабатываем отдельно левую руку. В конце этюда не хватило звука .В сопровождении появились аккорды и их надо сыграть достаточно ярко. Это будет способствовать яркому завершению этюда.
Этюд №12. Биана играет этюд .Темп пока умеренный. Не во всем этюде получалось ровное и певучее звучание шестнадцатых нот, хотелось бы большей координированности в обеих руках. Весь этюд построен на согласованных движениях обеих рук .Движение пальцев регулируем всей рукой, путем плавного колебания запястья. Прошу ученицу сыгать более выпукло , ярче партию левой руки. Левая рука должна быть ведущей и помочь в этом должен хороший слуховой контроль. Пассаж в конце этюда мы проучили контрастной динамикой. Правая рука - форте, а левая -пиано. Затем наоборот. В данном этюде первостепенная задача - качество исполнения , а не быстрота.
IV Домашнее задание. Оценка.
V Подведение итогов.
Список используемой литературы:
1. Тимакин Е. "Воспитание пианиста"
2. Шмидт-Шкловская А. "О воспитании пианистических навыков"
3. Милич Б. "Работа над фортепианной техникой"
4. Либерман Е. "Работа над фортепианной техникой"