Дополнительная образовательная программа "Языковед" для обучающихся 13-18 лет.
методическая разработка (9 класс) по теме
Данная образовательная программа является моей авторской программой. Необходимость её создания возникла из-за того, что в 9 - 11 классах недостаточно часов для подготовки обучающихся к итоговым экзаменам. Своей целью я ставила повторение, более углубленное изучение курса русского языка. При разработке Программы больше внимания уделялось темам, неизученным и недостаточно изученным в рамках образовательной программы по русскому языку. Программа предусматривает также развитие навыков комплексного анализа текста. Данная работа требует большого количества времени и на уроках чаще всего носит фрагментарный характер.
Преимущество Программы состоит в том,что навыки русского языка обучающиеся развивают на примере произведений русских писателей- классиков, что позволяет осознать себя носителями великой русской культуры. Курс "Языковед" носит практическую направленность, он призван развивать навыки устной и письменной речи. На итоговых занятиях обучающиеся представляют свои творческие работы.
Программа может быть использована и в качестве элективного курса.
Итак, Дополнительная образовательная программа "Языковед" позволяет качественно подготовить обучающихся к выпускным экзамена по русскому языку и литературе. Она отстаётся актуальной и в настоящее время, когда большое внимание уделяется литературе и разрабатывается проект нового экзамена - сочинения по литературе и его защиты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dop._obr.docx | 50.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человека, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все особенности и секреты. Чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подготовки. Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы свободно владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому призвана способствовать дополнительная образовательная программа «Языковед».
Дополнительная образовательная программа «Языковед» имеет культурологическую направленность.
В программе раскрываются основные вопросы лексикологии, значение и происхождение слов; их употребление в разных стилях речи; система знания в области фонетики, пунктуации, особое место отводится стилистике. Дополнительная образовательная программа характеризуется межпредметностью (литература, искусство, история, и др.); многоуровневостью (овладение различными языковыми средствами). Владение языком повышает уровень гуманитарного образования обучающихся, способствует формированию личности и её социальной адаптации, расширяет лингвистический кругозор обучающихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию обучающихся. Программа призвана совершенствовать орфоэпическое правильное произношение, навыки связной выразительной речи.
Дополнительная образовательная программа «Языковед» предлагает инновационные формы организации занятий, эффективные методы образовательно-воспитательной работы с детьми: беседы, лингвистические игры, игры-путешествия, конкурсы, викторины, презентации, использование на занятиях мультимедийной установки, а также образовательных электронных ресурсов.
Контроль степени результативности реализации образовательной программы проводится в следующих формах: собеседование, зачёт, вопросник по программе, контрольные упражнения, творческие работы, осуществление диагностических процедур.
Цель: развитие духовно-нравственной, художественно-эстетической личности как носителя и хранителя русского языка; утверждение нравственных ценностей на примере произведения русских писателей классиков XVIII – XX веков.
Задачи:
- привить навыки литературно грамотной письменной и устной речи; ознакомить учащихся с корнями русского языка;
- создать условия для самовыражения, адаптации в современном обществе, реализации творческого потенциала растущей личности;
- создать условия для воспитания патриотизма на традициях русской литературы и родного языка.
Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте 13 – 18 лет, соответствует среднему ( полному) общему образованию, срок реализации 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа в год.
Программа «Языковед» предполагает работу по текстам художественных произведений от фольклора до авторов XX века, в том писателей Тульского края, тем самым в ней учитывается региональный компонент.
Знания, умения, навыки
I год обучения
Знать:
-общеупотребительные и необщеупотрепотребительные слова: диалектизмы, профессионализмы, устаревшие слова и неологизмы;
-причины появления иноязычных слов в русском языке;
-фразеологизм и его признаки;
-системность фразеологизмов русского языка.
Уметь:
-использовать общеупотребительные и необщеупотребительные слова в устной и письменной речи;
-употребление фразеологизмов в речи;
-пользование словарями иностранных слов, профессиональных слов, устаревших и новых слов, фразеологическими словарями и справочниками.
Знания, умения, навыки
II год обучения
Знать:
-разные жанры художественного повествования: описание местности, путевые заметки, портретный очерк, рассуждение проблемного характера, сравнительная характеристика и её особенности, статья в газету, рассказ как один из видов повествовательных произведений.
Уметь:
-выделять тему и идею текста;
-рассуждать на заданную тему в устной и письменной форме;
-собирать и систематизировать материал для творческой работы;
-писать творческие работы в разных жанрах;
-выразительно читать поэтический и прозаический текст;
-инсценировать художественное произведение (или отрывок из него).
Знания, умения, навыки
III год обучения
Знать:
-что такое лексическая синонимия;
-что такое синтаксический синоним;
-средство межфразовой связи;
-функции различных типов предложений в организации целых текстов;
-типы сложных синтаксических целых.
Уметь:
-анализировать семантическое и синтаксическое строение текста;
-производить стилистический анализ текста;
-анализировать межфразовые связи и средства их выражения;
-анализировать смысловые отношения между предложениями, функциональные типы сложных синтаксических целых.
Учебно-тематический план
I год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | В том Теоретич. | числе Практич. |
1 | Вводное занятие. Лексика и фразеология. | 1 | 1 | - |
2 | Словарное и фразеологическое богатство русского языка | 2 | 1 | 1 |
3 | Словарная система русского языка | 8 | 2 | 6 |
4 | Происхождение и употребление слов современного литературного языка | 6 | 2 | 4 |
5 | Фразеология русского языка | 4 | 2 | 2 |
6 | Правила хорошей речи. Лексическая стилистика. | 3 | 1 | 2 |
7 | Устная и письменная речь. | 3 | 1 | 2 |
8 | Как простые слова становятся царственными. Выразительно-изобразительные средства языка (тропы). Способы их образования. | 5 | 2 | 3 |
9 | Итоговое занятие. | 2 | - | 2 |
Итого: | 34 | 12 | 22 |
Содержание программы
I год обучения
1.Вводное занятие – 2 часа.
Теория(2 часа). Лексика и фразеология русского языка.
2.Словарное и фразеологическое богатство русского языка – 2 часа.
Теория (1 час). Богатство и разнообразие словарного состава русского языка, его выразительно-изобразительных средств.
Практика(1 час). Лингвистический анализ текста. Русские писатели о богатстве русского языка.
3.Словарная система русского языка – 8 часов.
Теория (2 часа). Роль слов в языке. Многозначные, однозначные слова. Причины появления полисемии. Изменение значений в слове. Омонимы. Синонимы. Пути возникновения синонимы. Антонимы.
Практика (6 часов). Лексический анализ многозначного слова. Исследование типов переноса значения. Использование многозначных слов в устной и письменной речи. Работа с текстом. Омонимы в пословицах. Использование омонимов, антонимов, синонимов в произведениях художественной литературы. Работа со словарями омонимов, синонимов, антонимов.
4.Происхождение и изменение слов в современном русском языке- 6 часов.
Теория(2 часа). Исконно русские и иностранные слова. Причины появления иноязычных слов. Старославянизмы. Диалектные слова. Профессионализмы. Неологизмы.
Практика(4 часа). Анализ стихотворений поэтов XVIII века. Использование диалектных слов в художественных произведениях. Использование устаревших слов в художественных произведениях. Работа со словарём иностранных слов. Анализ словарной статьи. Словари диалектизмов и профессионализмов.
5.Фразеология русского языка – 4часа.
Теория (2часа). Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизм и его признаки. Возникновение фразеологизмов. Отличие фразеологизмов от слов и свободных словосочетаний. Грамматическое строение фразеологизмов. Многозначность и синонимия фразеологизмов.
Практика (2 часа). Анализ пословиц, в состав которых входит фразеологизм. Анализ фразеологизмов. Фразеологические словари и справочники. Употребление фразеологизмов в речи, обобщение и систематизация изученного.
6. Правила хорошей речи. Лексическая стилистика – 3 часа.
Теория(1 час). Лексическая сочетаемость слов. Стилистическая оценка многозначности. Основные стилистические ошибки. Речевая недостаточность.
Практика (2часа). Устранение стилистических ошибок в деформированном тексте. Устранение тавтологии, плеоназмы.
7.Устная и письменная речь– 3 часа.
Теория (1 час). Устная речь. Жанры фольклора. Особенности лексики фольклорных произведений.
Практика(2 часа). Анализ фольклорных произведений, выявление их жанровых особенностей. Стили речи. Анализ произведений разных стилей речи. Сочинение в разных стилях речи.
8.Выразительно-изобразительные средства языка – 5 часов.
Теория (2 часа). Эпитеты. Образные сравнения. Метафора. Метонимия и синекдоха – «подруги» метафоры. Олицетворение. Гипербола. Перифраз.
Практика (3часа). Роль художественных средств. Определение художественных средств языка в художественной и публицистической литературе.
9.Итоговое занятие - 2 часа.
Учебно-тематический план
II год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | В том Теоретич. | числе Практич. |
1 | Речь. Функциональные стили речи | 2 | 1 | 1 |
2 | Научный стиль речи | 2 | 1 | 1 |
3 | Публицистический стиль речи | 5 | 1 | 4 |
4 | Художественный стиль речи | 4 | 1 | 3 |
5 | Официально-деловой стиль речи | 2 | 1 | 1 |
6 | Разговорный стиль речи | 2 | 1 | 1 |
7 | Текст и его строение. Абзац | 3 | 1 | 2 |
8 | Типы речи | 1 | 1 | - |
9 | Повествование | 3 | 1 | 2 |
10 | Описание | 2 | 1 | 1 |
11 | Рассуждение | 4 | 1 | 3 |
12 | Итоговые занятия | 4 | - | 4 |
Итого: | 34 | 11 | 23 |
Содержание программы
II год обучения
1.Речь. Функциональные стили речи – 2 часа.
Теория (1 час). Язык и речь. Функциональные стили речи, их характеристика. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Практика (1час). Тезисы. Конспект. Аннотация. Выписка. Реферат.
2.Научный стиль речи - 2 часа.
Теория (1 час). Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля речи.
Практика (1час). Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические словари и справочники. Использование учащимися средств научного стиля.
3.Публицистический стиль речи – 5 часов.
Теория (1 час). Особенности публицистического стиля речи, средства эмоциональной выразительности в данном стиле речи. Очерк. Эссе. Дискуссия.
Практика (4часа). Анализ публицистического текста. Дифференцированная работа над путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе.
Устное выступление, дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к её участникам.
4. Художественный стиль речи – 4 часа.
Теория (1час). Общая характеристика художественного стиля речи. Средства выражения эстетического содержания в произведениях других видов искусства: живописи, музыке, театре, балете, прикладных видах искусства.
Практика (3часа). Анализ языковых особенностей жанра. Практикум по выявлению художественных средств языка и фигур речи и их связи с характеристикой персонажа, идейным содержанием произведения, мировосприятием автора. Наблюдение над морфологическими формами, порядком слов, синтаксическими конструкциями. Практикум по анализу текста.
5.Официально-деловой стиль речи – 2 часа.
Теория (1час). Общая характеристика стиля, его лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические особенности, официально-делового стиля речи.
Практика (1 час). Анализ деловых тестов: протоколов, статей, заявлений и т.д. Требования, предъявляемые к текстам делового стиля.
6. Разговорный стиль речи – 2 часа.
Теория (1час). Общая характеристика. Фонетические признаки разговорного стиля речи. Лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические особенности разговорного стиля речи. Особенности говора жителей Тульской области.
Практика (1час). Изобразительные средства языка, используемые в разговорном стиле речи. Разговорный стиль в публицистике и художественной литературе (анализ текстов).
7. Текст и его строение. Абзац – 3 часа.
Теория (1 час). Признаки текста, типы и средства связи между его частями.
Практика (2 часа). Практикумы. Анализ текста, выявление средств связи между его частями, нахождение ключевых слов. Анализ структуры абзаца. Речеведческий анализ текста.
8. Типы речи – 1 час.
Теория (1 час). Общая характеристика типов речи.
9. Повествование – 3 часа.
Теория (1 час). Типичная композиция повествования.
Практика (2часа). Анализ развития действия на примере рассказов
А.П. Чехова. Составление рассказа на свободную тему.
10. Описание – 2 часа.
Теория (1 час). Характеристика описания, основные признаки описания как типа речи.
Практика (1 час). Анализ композиционных особенностей описания природы. Анализ текстов, где представлено описание.
11.Рассуждение – 4 часа.
Теория (1 час). Что такое рассуждение. Его отличие от описания и рассуждения.
Практика (3 часа). Анализ текстов, где представлено рассуждение. Творческие работы: рассуждение по определённой проблеме.
12.Итоговые занятия – 2 часа.
Практика (2 часа). Анализ текстов разных стилей и типов речи. Написание творческих работ.
Учебно-тематический план
III год обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Язык и речь | 1 | 1 | - |
2 | Определение стилистики | 1 | 1 | - |
3 | Синонимия – основа стилистики | 1 | 1 | - |
4 | Лексическая синонимия | 7 | 3 | 4 |
5 | Стилистические ресурсы словообразования | 3 | 1 | 2 |
6 | Грамматическая синонимия | 6 | 2 | 4 |
7 | Синтаксическая синонимия | 4 | 2 | 2 |
8 | Виды межфразовой связи | 1 | 1 | - |
9 | Сложное синтаксическое целое | 5 | 2 | 3 |
10 | Основные функциональные типы сложных синтаксических целых | 4 | 1 | 3 |
11 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
Содержание программы
III год обучения
1.Вводное занятие – 1 час.
Теория (1 час). Язык и речь.
2. Определение стилистики – 1 час.
Теория (1 час). Что такое стилистика? Разделы стилистики.
3. Синонимия – основа стилистики – 1 час.
Теория (1 час). Лекция. Синонимия – центральная проблема стилистики.
4.Лексическая синонимия – 7 часов.
Теория (3 часа). Определение синонимии. Группы синонимов (абсолютные, идеографические, контекстуальные, однокоренные, стилистические). Диалектизмы. Диалектные слова Тульской области. Собственно лексические диалектизмы, соответствующие литературным словам. И.С.Тургенев об употреблении заимствований. Неологизмы и их характер.
Практика (4часов). Анализ чернового и окончательного вариантов вступления к повести Л.Н.Толстого «Хаджи Мурат». Использование морфологических и фонетических синонимов в текстах художественных произведений. Использование фонетических вариантов синонимов в художественном и публицистическом стилях в целях речевой характеристики героев. (На примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Употребление в устной и письменной речи устаревших, просторечных и многозначных слов. На примере произведений Гоголя, Лермонтова, Тургенева. Лексические инновации: язык интернета, язык современной молодёжи Характеристика неологизмов.
5. Стилистические ресурсы словообразования – 3 часа.
Теория (1 час). Лекция. Система русского словообразования.
Практика (2 часа). Связь аффиксов со смысловым значением слова. Различение оттенков лексического значения и использование их в речевой практике. Использование аффиксов как средств речевой экспрессии русскими писателями в своих произведениях. Анализ отрывков из произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева.
6.Грамматическая синонимия – 6 часов.
Теория (2 часа). Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола.
Практика (4 часа). Использование единственного числа вместо множественного как усиление выразительности речи в произведениях А.С.Пушкина, А. Блока. Использование возможностей прилагательного в художественной и публицистической литературе. Стилистические ресурсы местоимения (предупреждение повторения слов, синонимические формы личных, возвратных и притяжательных, определительных и неопределённых местоимений). Стилистические возможности глагола, Изобразительная сила глаголов. Умение употреблять глаголы в устной ре и письменной речи.
7.Синтаксическая синонимия – 4 часа.
Теория (2 часа). Синтаксические синонимы. Варианты форм сказуемого. Синонимические словосочетания. Стилистические ресурсы односоставных и неполных предложений.
Практика (2 часа). Употребление параллельных форм сказуемого в разговорном и литературном стилях. Уместность и неуместность использования несогласованных и согласованных определений. Употребление неполных предложений со стилистическими целями. Стилистические функции однородных членов.
8. Виды межфразовой связи – 1 час.
Теория (1 час). Основные виды межфразовой связи.
9. Сложное синтаксическое целое – 5 часов.
Теория (2часа). Текст как единое целое высшего порядка и его составляющие. Деление текста на ССЦ. Основные признаки первых предложений. «Свободные» предложения.
Практика (3 часа). Выделение микротемы и межфразовых связей в ССЦ. Анализ текста, выделение в нём ССЦ. Анализ текста со «свободными» предложениями. Анализ смыслового значения первого предложения в текстах научно-популярного стиля речи.
10. Основные функциональные типы сложных синтаксических целых – 4часа.
Теория (1час). Описательные, повествовательные ССЦ и ССЦ типа рассуждения.
Практика(3 часа). Анализ текстов с описательными и повествовательными ССЦ на примере рассказа И.С.Тургенева «Певцы». Смысловая и структурная организация ССЦ типа рассуждения в художественной литературе (рассуждения Л.Н.Толстого в романе «Война и мир»). Смысловая и структурная организация ССЦ типа рассуждения в публицистической литературе (на примере текстов Д.Гранина и Д.Лихачёва). 11.Заключительное занятие – 1 час.
Календарно-тематическое планирование
I год обучения
№ п\п | Дата | Тема | Примеч. |
1-2. | Вводное занятие. Лексика и фразеология русского языка. | Теория. | |
3. | Словарное и фразеологическое богатство русского языка. Богатство и разнообразие словарного состава русского языка, его выразительно-изобразительных средств. | Теория. | |
4. | Лингвистический анализ текста. Русские писатели о богатстве русского языка. | Практика. | |
5. | Словарная система русского языка. Роль слов в языке. Многозначные, однозначные слова. Причины появления полисемии. | Теория. | |
6. | Изменение значений в слове. Омонимы. Синонимы. Пути возникновения синонимы. Антонимы. | Теория. | |
7. | Лексический анализ многозначного слова. | Практика. | |
8. | Исследование типов переноса значения. | Практика. | |
9. | Использование многозначных слов в устной и письменной речи. Работа с текстом. | Практика. | |
10. | Омонимы в пословицах. Использование омонимов, антонимов, синонимов в произведениях художественной литературы. | Практика. | |
11. | Работа со словарями омонимов, синонимов, антонимов. | Практика. | |
12. | Практикум. Лингвистический анализ текста. | Практика. | |
13. | Происхождение и изменение слов в современном русском языке. Исконно русские и иностранные слова. Причины появления иноязычных слов. | Теория. | |
14. | Старославянизмы. Диалектные слова. Профессионализмы. Неологизмы. | Теория. | |
15. | Анализ стихотворений поэтов XVIII века. | Практика. | |
16. | Использование диалектных слов в художественных произведениях. | Практика. | |
17. | Использование устаревших слов в художественных произведениях. | Практика. | |
18. | Анализ словарной статьи. Словари диалектизмов и профессионализмов. Работа со словарём иностранных слов. | Практика. | |
19. | Фразеология русского языка. Фразеология как раздел науки о языке. Фразеологизм и его признаки. Возникновение фразеологизмов. | Теория. | |
20. | Отличие фразеологизмов от слов и свободных словосочетаний. Грамматическое строение фразеологизмов. Многозначность и синонимия фразеологизмов. | Теория. | |
21. | Анализ пословиц, в состав которых входит фразеологизм. Анализ фразеологизмов. | Практика. | |
22. | Фразеологические словари и справочники. Употребление фразеологизмов в речи, обобщение и систематизация изученного. | Практика. | |
23. | Правила хорошей речи. Лексическая стилистика. Лексическая сочетаемость слов. Стилистическая оценка многозначности. Основные стилистические ошибки. Речевая недостаточность. | Теория. | |
24-25. | Устранение стилистических ошибок в деформированном тексте. Устранение тавтологии, плеоназмы. | Практика. | |
26. | Устная и письменная речь. Устная речь. Жанры фольклора. Особенности лексики фольклорных произведений. | Теория. | |
27. | Анализ фольклорных произведений, выявление их жанровых особенностей. | Практика. | |
Стили речи. Анализ произведений разных стилей речи. Сочинение в разных стилях речи. | Практика. | ||
28-29. | Выразительно-изобразительные средства языка. Эпитеты. Образные сравнения. Метафора. Метонимия и синекдоха – «подруги» метафоры. Олицетворение. Гипербола. Перифраз. | Теория. | |
30. | Роль художественных средств. | Практика. | |
31-32. | Определение художественных средств языка в художественной и публицистической литературе. | Практика. | |
33-34. | Итоговые занятия. |
Календарно-тематическое планирование
II год обучения
№п/п | Дата | Тема | Примечание |
1. | Язык и речь. Функциональные стили речи, их характеристика. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | Теория. Лекция. | |
2. | Тезисы. Конспект. Аннотация. Выписка. Реферат. | Практика. | |
3. | Научный стиль речи. Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля речи. | Теория. | |
4. | Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические словари и справочники. Использование учащимися средств научного стиля. | Практика. | |
5. | Публицистический стиль речи. Особенности публицистического стиля речи, средства эмоциональной выразительности в данном стиле речи. Очерк. Эссе. Дискуссия. | Теория. | |
6. | Анализ публицистического текста. | Практика. | |
7. | Дифференцированная работа над путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе. | Практика | |
8. | Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к её участникам. | Практика. | |
9. | Устное выступление, дискуссия. | Практика. | |
10. | Художественный стиль речи. Общая характеристика художественного стиля речи. Средства выражения эстетического содержания в произведениях других видов искусства: живописи, музыке, театре, балете, прикладных видах искусства. | Теория. | |
11. | Анализ языковых особенностей жанра. Практикум по выявлению художественных средств языка и фигур речи и их связи с характеристикой персонажа, идейным содержанием произведения, мировосприятием автора. Наблюдение над морфологическими формами, порядком слов, синтаксическими конструкциями. | Практика | |
12. | Наблюдение над морфологическими формами, порядком слов, синтаксическими конструкциями. | Практика. | |
13. | Практикум по анализу текста. | Практика. | |
14. | Официально-деловой стиль речи. Общая характеристика стиля, его лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические особенности, официально-делового стиля речи. | Теория. | |
15. | Анализ деловых тестов: протоколов, статей, заявлений и т.д. Требования, предъявляемые к текстам делового стиля. | Практика. | |
16. | Разговорный стиль речи. Общая характеристика. Фонетические признаки разговорного стиля речи. Лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические особенности разговорного стиля речи. Особенности говора жителей Тульской области. | Теория. | |
17. | Изобразительные средства языка, используемые в разговорном стиле речи. Разговорный стиль в публицистике и художественной литературе (анализ текстов). | Практика. | |
18. | Текст и его строение. Абзац. Признаки текста, типы и средства связи между его частями. | Практика. | |
19. | Анализ текста, выявление средств связи между его частями, нахождение ключевых слов. | Практикум. | |
20. | Анализ структуры абзаца. Речеведческий анализ текста. | Практикум. | |
21. | Типы речи. Общая характеристика типов речи. | Теория. | |
22. | Повествование. Типичная композиция повествования. | Теория. | |
23. | Анализ развития действия на примере рассказов А.П. Чехова. | Практика. | |
24. | Составление рассказа на свободную тему. | Практика. | |
25. | Описание. Характеристика описания, основные признаки описания как типа речи. | Теория. | |
26. | Анализ композиционных особенностей описания природы. Анализ текстов, где представлено описание. | Практика. | |
27. | Рассуждение. Что такое рассуждение. Его отличие от описания и повествования. | Теория. | |
28. | Анализ текстов, где представлено рассуждение. | Практика. | |
29. | Творческие работы: рассуждение по определённой проблеме. | Практика. | |
30.. | Творческие работы: рассуждение по определённой проблеме. | Практика. | |
31-32. | Итоговые занятия. Анализ текстов разных стилей и типов речи. Написание творческих работ. | Практика. | |
33-34. | Написание творческих работ. | Практика. |
Календарно-тематическое планирование
III год обучения
№ п\п | Дата | Тема | Примеч. |
1. | Вводное занятие. Язык и речь.
| Теория. | |
2. | Определение стилистики Что такое стилистика? Разделы стилистики. | Теория. | |
3. | Синонимия – основа стилистики. Синонимия – центральная проблема стилистики. | Теория. | |
4. | Лексическая синонимия. Определение синонимии. Группы синонимов (абсолютные, идеографические, контекстуальные, однокоренные, стилистические). | Теория. | |
5. | Диалектизмы. Диалектные слова Тульской области. Собственно лексические диалектизмы, соответствующие литературным словам. | Теория. | |
6. | И.С.Тургенев об употреблении заимствований. Неологизмы и их характер. | Теория. | |
7. | Анализ чернового и окончательного вариантов вступления к повести Л.Н.Толстого «Хаджи Мурат». Использование морфологических и фонетических синонимов в текстах художественных произведений. | Практика. | |
8. | Использование фонетических вариантов синонимов в художественном и публицистическом стилях в целях речевой характеристики героев. (На примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»). | Практика. | |
9. | Употребление в устной и письменной речи устаревших, просторечных и многозначных слов. На примере произведений Гоголя, Лермонтова, Тургенева. | Практика. | |
10. | Лексические инновации: язык интернета, язык современной молодёжи Характеристика неологизмов. | Практика. | |
11. | Стилистические ресурсы словообразования. Система русского словообразования.
| Теория. | |
12. | Связь аффиксов со смысловым значением слова. Различение оттенков лексического значения и использование их в речевой практике. | Практика. | |
13. | Использование аффиксов как средств речевой экспрессии русскими писателями в своих произведениях. Анализ отрывков из произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева. | Практика. | |
14-15. | Грамматическая синонимия. Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола.
| Теория. | |
16. | Использование единственного числа вместо множественного как усиление выразительности речи в произведениях А.С.Пушкина, А. Блока. | Практика. | |
17. | Использование возможностей прилагательного в художественной и публицистической литературе. | Практика. | |
18. | Стилистические ресурсы местоимения (предупреждение повторения слов, синонимические формы личных, возвратных и притяжательных, определительных и неопределённых местоимений). | Практика. | |
19. | Стилистические возможности глагола, Изобразительная сила глаголов. Умение употреблять глаголы в устной ре и письменной речи. | Практика. | |
20. | Синтаксическая синонимия. Синтаксические синонимы. Варианты форм сказуемого. | Теория. | |
21. | Синонимические словосочетания. Стилистические ресурсы односоставных и неполных предложений. | Теория. | |
22. | Употребление параллельных форм сказуемого в разговорном и литературном стилях. Уместность и неуместность использования несогласованных и согласованных определений. | Практика. | |
23. | Употребление неполных предложений со стилистическими целями. Стилистические функции однородных членов. | Практика. | |
24. | Виды межфразовой связи. Основные виды межфразовой связи. | Теория. | |
25. | Сложное синтаксическое целое. Текст как единое целое высшего порядка и его составляющие. | Теория. | |
26. | Деление текста на ССЦ. Основные признаки первых предложений. «Свободные» предложения. | Теория. | |
27. | Выделение микротемы и межфразовых связей в ССЦ. Анализ текста, выделение в нём ССЦ. | Практика. | |
28. | Анализ текста со «свободными» предложениями. | Практика. | |
29. | Анализ смыслового значения первого предложения в текстах научно-популярного стиля речи. | Практика. | |
30. | Основные функциональные типы сложных синтаксических целых. Описательные, повествовательные ССЦ и ССЦ типа рассуждения. | Теория. | |
31. | Анализ текстов с описательными и повествовательными ССЦ на примере рассказа И.С.Тургенева «Певцы». | Практика. | |
32. | Смысловая и структурная организация ССЦ типа рассуждения в художественной литературе (рассуждения Л.Н.Толстого в романе «Война и мир»). | Практика. | |
33. | Смысловая и структурная организация ССЦ типа рассуждения в публицистической литературе (на примере текстов Д.Гранина и Д.Лихачёва). | Практика. | |
34. | Заключительное занятие. |
Методическое обеспечение:
-дидактические и лекционные материалы;
-конспекты учебных занятий;
-тематика бесед.
Формы проведения занятий.
- Лекция.
- Практикум.
- Комбинированное занятие.
- Конкурсы.
- Консультации.
Приёмы и методы обучения.
- Словесный:
-лекция;
-рассказ;
-объяснение.
2)Практический:
-выполнение упражнений;
-анализ художественных текстов;
-творческие работы.
3)Наглядный:
-опорные схемы и таблицы;
-иллюстрации к художественным произведениям;
-репродукции.
4)Исследовательский:
-сбор информации по темам занятия;
-работа с документальными источниками, составление рефератов, конспектов, подбор литературы.
Использование ТСО:
-телевизор;
-музыкальный центр;
-компьютер;
-DVD;
-интерактивная доска.
Список литературы
Для педагога
1). Барлас Л.Г..Русский язык. – М.: «Стилистика», 1978г.
2). Бельчиков Ю.А..Лексическая стилистика. – М.;1977г.
3). Верещагин Е.М., Костомаров В.Г..Лингвострановедческая теория слова. – М., 1980г.
4). Кружковая работа по русскому языку. – М.: «Просвещение», 1979г.
5). Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А..Школьный словарь иностранных слов. – М.,1983г.
6). Ожегов С.И., Шведова Н.Ю..Толковый словарь русского языка.- М.,1983г.
7). Петрушевская Е.Ф..Стилистически окрашенная лексика русского языка.- М., 1984гю
8). Шанский Н.М.. В мире слов, 3-е издание исправленное и дополненное. – М., 1985г.
Для обучающихся
1). Барашков В.Ф.. А как в вас говорят? – М., 1986г.
2). Брагина А.А.. Русское слово в языках мира. – М., 1978г.
3).Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А..Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология». – М.,1987г.
4).Крысин Л.П.. Жизнь слова – М.,1980.
5). Ожегов С.И., Шведова Н.Ю..Толковый словарь русского языка.- М.,1983г.
6). Одинцов В.В., Смолицкая Г.П., Голанова Е.И., Василевская И.А..Школьный словарь иностранных слов. – М.,1983г.
7). Развивайте дар слова. – М.,1982г.
8). Розенталь Д.Э.. А как лучше сказать? – М.,1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
оценка уровня усвоения дополнительной образовательной программы обучающимися
Диагностический материаладресованпедагогам, руководителям и специалистам системы дополнительного образования...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности объединения «Родословие» «Ты: твой род и твоя семья» возраст обучающихся 10 -12 лет, подпрограмма «История малой Родины в лицах» возраст 13 -14лет
Дополнительная образовательная программа «Ты: твой род и твоя семья», включающая подпрограмму «История малой Родины в лицах», разработана на основе и в соответствии...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Мир декупажа» для обучающихся с задержкой психического развития.
Дополнительная образовательная программа «Мир декупажа» имеет художественно-эстетическую направленность. Программа является составной частью образовательного процесса, продолжает форм...
Дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Культура питания»
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребе...
Дополнительная образовательная программа «Общефизическая подготовка» для обучающихся 11-12 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Дополнительная образовательная программа «Общефизическая подготовка» направлена на разностороннюю физическую подготовку обучающихся с УО преимущественно оздоровитель...
Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс
Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...