Дополнительная образовательная программа «Общефизическая подготовка» для обучающихся 11-12 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по теме
Дополнительная образовательная программа «Общефизическая подготовка» направлена на разностороннюю физическую подготовку обучающихся с УО преимущественно оздоровительной направленностии. Включает большое количество подвижных игр, что позволяет большую часть занятий проводить на свежем воздухе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sektsiya_ofp.docx | 42.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное автономное
общеобразовательное учреждение
«Котовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждена приказом от 29.08.2017г. № 180 - ОД Директор ____________ | Рассмотрено На заседании педагогического совета Протокол № 7 От « 29 » 08 2017 г |
Дополнительная образовательная программа
«Общефизическая подготовка»
для обучающихся 11-12 лет с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Срок реализации: 1 год
Составитель: Магомедова Е.В.,
учитель физической культуры
г. Котовск
2017 год
Пояснительная записка.
Направленность программы:
В группе «Общефизическая подготовка (ОФП)» осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы дополнительного образования:
В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Педагогическая целесообразность программы по ОФП заключается в том, что занятия по ней дисциплинируют, воспитывают волю, целеустремленность, являются хорошей школой движения. Программа разработана для желающих заниматься ОФП на основе современных научных данных и практического опыта тренеров и является отображением единства теории и практики. А так же на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры.
Основные цели и задачи программы «Общефизическая подготовка»:
Целью программы является создание условий для развития физических качеств, привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом посредством физических упражнений.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
Образовательные:
- обучение основам техники различных видов двигательной деятельности (бег, прыжки и др.);
- формировать знания об основах физкультурной деятельности.
Развивающие:
- развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
- развивать физические качества (выносливость, быстрота, скорость, координация, гибкость).
Воспитательные:
- формировать устойчивый интерес, мотивацию к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
- воспитывать смелость, преодоление страхов и чувства неловкости;
- воспитывать морально-этических и волевых качеств.
Отличительная особенность программы по общей физической подготовке заключается в организации учебного процесса, который включает большое количество подвижных игр, что позволяет большую часть занятий проводить на улице.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 11 до 13 лет.
Срок реализации программы 1 год. Учебный процесс организован в форме практических занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительностью 40 мин. Программа ОФП, рассчитанная на 34 часа, будет пройдена в объеме 33 часа (1 час – праздничный день).
На занятиях применяются традиционные методы обучения: словесные, методы наглядного восприятия и практические методы.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. C его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание, описывается техника выполнения упражнений и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
- рассказ,
- беседа,
- обсуждение,
- объяснение и др.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению обучающимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей. Всё это способствует формированию двигательного навыка.
Практические методы основаны на активной деятельности самих обучающихся. Это метод разучивания упражнения в целом, метод разучивания упражнения по частям, игровой метод.
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Игровой метод используется при проведении подвижных игр. Этот метод основан на элементах соперничества обучающихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на обучающихся.
Прогнозируемые результаты и способы определения их результативности.
Учитывая специфику развития физических качеств детей с УО, очень важно сохранить соразмерность развития основных физических качеств у занимающихся, что позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха.
Участие в соревнованиях помогает занимающимся совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей и уровня их психосоматического развития. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки занимающихся.
Формой подведения итогов данной программы могут быть мониторинги, контрольные испытания физического развития обучающихся, участие в соревнованиях.
Программа обеспечит достижение обучающимися с УО следующих личностных и предметных результатов:
Личностными результатами освоения обучающимися с УО содержания программы ОФП являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности; взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и интересы;
- проявлять дисциплинированность. упорство и трудолюбие в достижении поставленных целей;
- активное включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Предметными результатами освоения обучающимися с УО содержания программы являются следующие умения:
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
- выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики;
- передвигаться на лыжах в медленном темпе до 1 км;
- пробегать дистанцию 30 м на результат; выполнять прыжок в длину с места на результат; метать на дальность на результат.
Содержание программы.
Учебный план.
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | ||||
1 | Теоретическая подготовка | 3 | 3 | Беседа, рассказ | Самостоятельная работа | |
2 2.1 2.2 | Практическая подготовка ОФП СФП | 6 | 5 1 | Практическое занятие, круговая тренировка | Соревнование Контрольные тесты | |
3 3.1
3.2
3.3 3.4 3.5 3.6 3.5 | Техническая подготовка ОРУ без предметов. ОРУ с предметами. Подвижные игры, включающие бег, прыжки, метания. Футбол Баскетбол Лыжная подготовка Физические упражнения для коррекции ходьбы и бега. Физические упражнения для коррекции мелкой моторики рук | 25 | 2 3 3 3 2 10 1 1 | Практическое занятие Игры, эстафеты Игры-соревнования. Практическое занятие | Участие в соревнованиях | |
Итого часов: | 34 |
№п/п | Содержание разделов и тем | Количество часов |
1 | Теоретическая подготовка | 3 |
1.1 | Правила безопасности при выполнении физических упражнений; - общие требования безопасности; - требования безопасности перед началом занятий; - требования безопасности во время занятий; - требования безопасности после занятий. | 1 |
1.2 | Режим дня и личная гигиена: - режим дня; - уход за телом; - уход за зубами. | 1 |
1.3 | Основные правила игры в баскетбол | 1
|
1.4 | Основные правила игры в футбол | |
2 | Практическая подготовка | 6 |
2.1 | ОФП: - упражнения с преодолением собственного веса: -выталкивания туловища разгибом в локтевых суставах в наклоне от стены, от скамейки, от пола; - поднимания на носки; - приседания на двух ногах при разном положении ног; -приседания на одной ноге; - пружинистые покачивания в выпаде со сменой ног; - находясь в полуприседе, ноги широко расставлены – перенос веса тела с левой ноги на правую; - подъём ног за голову с касанием носками пола за головой из положения лёжа на спине; - подъём туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лёжа на спине; - упражнения с набивными мячами (вес до 1 кг) (броски двумя руками из-за головы); - из положения виса на гимнастической стенке (или перекладине) подъём согнутых и прямых в коленях ног до прямого угла ног по отношению к туловищу;
- упражнения на гимнастической скамейке (сгибание и разгибание рук в локтевых суставах, руки на скамейке; ноги на скамейке, руки на полу; в упоре лёжа сзади; прыжки через скамейку). | 5 |
2.2 | СФП: Упражнения для воспитания скоростных качеств: - ловля и отбивание мяча (волейбольного, баскетбольного); - различные виды функционального бега: на месте, бег на короткие дистанции на время – 10, 15, 20 метров, челночный бег 3х10 метров, бег со сменой направления (зигзагом), бег скрестным шагом в различных направлениях, бег спиной вперёд. Для воспитания скоростно-силовых качеств: - прыжки: с места толчком обеих ног, через гимнастическую скамейку (через линию, нарисованную мелом на полу), боком вправо-влево, со скакалкой; - выпрыгивания из приседа; - прыжки "кенгуру" с подтягиванием колен к груди; - многоскоки на одной и двух ногах, с ноги на ногу; - прыжки в приседе вперёд, назад, влево, вправо. Упражнения для развития координационных способностей: - из упора присев, поочередно переставляя руки, прийти в положение упора лежа и обратно; - кувырки вперед, назад, в стороны; - различные прыжки: на месте; на скамейку со скамейки; с продвижением вперед и перепрыгиванием через препятствие и т.п. | 1 |
3 | Техническая подготовка | 25 |
3.1 | ОРУ без предметов: - упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног: cжимание, разжимание, сгибание, разгибание, вращения в лучезапястных, локтевых, плечевых суставах, сгибание и разгибание, вращения голеностопных суставах, затем коленных и тазобедренных; - упражнения для мышц живота и спины: повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях; - общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движений – махи руками, ногами – вперед-вверх, в стороны вверх. - ОРУ с гимнастической палкой
ОРУ с мячами
| 2 1 2 |
3.2 | Подвижные игры, включающие бег, прыжки, метания: «Ручей», «Вызов номеров», «Догони обруч», «Самый ловкий», «Кто дальше», «Челночный бег», «Точно в цель». | 3 |
3.3 | Игровые задания с элементами футбола: «Мяч в сетку», «Порази цель», «Кто больше» Основные приёмы игры в футбол: удары по мячу ногой; остановка мяча | 3 |
3.4 | Основные приемы игры в баскетбол: Основная стойка, передвижения, остановка прыжком; Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте; Ведение мяча правой и левой рукой. Подвижные игры и игровые задания с элементами баскетбола: «10 передач», «Охотники и утки», «Выручалка», «Живая корзина», «Встречная эстафета». | 2 |
3.5 | Лыжная подготовка: -скользящий шаг без палок; - попеременный двухшажный ход с палками (координация работы рук и ног); - спуски со склона и подъём на склон «лесенкой» с полками и без них; - передвижение в медленном темпе до 1,5 км. Подвижные игры и игровые упражнения на лыжах: «Пятнашки на лыжах», «Наклонись и подними», «Займи место», «Танки». | 10 1 2 2 3 2 |
3.6 | Физические упражнения для коррекции ходьбы и бега: - «Рельсы» (ходьба с перешагиванием линий расположенных на разном расстоянии друг от друга); - «Не сбей» (ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, гимнастическую скамейку и т.п.); - «Лабиринт» (ходьба со сменой направления между стойками, кеглями); - «Гусеница» (ходьба в колонне, положив правую руку на плечо впереди идущего); - «Хоп» (ходьба с остановками по сигналу); - ходьба, ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу; - бег на месте с высоким подниманием бедра со сменой темпа; - бег «змейкой», не задевая предметов; - бег по ориентирам. | 1 |
3.7 | Физические упражнения для коррекции мелкой моторики рук: С баскетбольными, волейбольными мячами: - перекатывание мяча партнеру напротив в положении сидя; - катание мяча вдоль гимнастической скамейки; - подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками; - подбрасывание мяча над собой и ловля после того. Как он ударился об пол; - бросок мяча в стену и ловля его; - перебрасывание мяча двумя руками снизу, из-за головы партнёру и ловля двумя руками; - ведение мяча на месте правой, левой. С малыми мячами: - перебрасывание мяча из одной руки в другую; - подбрасывание мяча вверх и перед ловлей, выполнение различных движений (хлопки, повороты); - удары мячом об пол и ловля его двумя руками; - удары мяча о стену одной рукой и ловля двумя; - метание в горизонтальную цель с 4-6 метров; - то же в вертикальную цель. | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Подвижные игры |
1 | 5.09 | Техника безопасности на занятиях Игры с элементами легкой атлетики | «К своим флажкам» |
2 | 12.09 | Разновидности прыжков Эстафеты | «Два мороза» |
3 | 19.09 | Равномерный медленный бег до 10мин Разновидности прыжков Игры | «Пятнашки» «Метко в цель» |
4 | 26.09 | Игры с прыжками с использованием скакалки Бег с ускорением от 10-15м | «Прыгающие воробушки» |
5 | 3.10 | Кросс по слабопересеченной местности до 1км. Метание малого мяча | «Точный расчет» |
6 | 10.10 | Челночный бег3х5;3х10м Игры на развитие ловкости | «Лисы и куры» |
7 | 17.10 |
Упражнения с предметами на развитие координации движений | «Метко в цель» «Слушай сигнал» |
8 | 24.10 | Упражнения на развитие гибкости Группировка Перекаты в группировке | «Делай как я» |
9 | 7.11 | Игры на развитие быстроты реакции | «Делай как я» «Повтори за мной» |
10 | 14.11 | Упражнения с гантелями | «Волк во рву» «Зеркало» |
11 | 21.11 | Упражнения со скакалкой | «Салки в приседе» |
12 | 28.11 | Упражнения с волейбольными мячами | «Салки» |
13 | 5.12 | Упражнения с различными мячами
| «Слушай сигнал» |
14 | 12.12 | Силовые упражнения Упражнения с партнером | «Смена мест» |
15
| 19.12 | Техника безопасности при игре с мячом Игры с мячом | «Играй, мяч не теряй» |
16 | 26.12 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди | «Мяч водящему» |
17 | 16.01 | Лыжная подготовка. Развитие выносливости Техника безопасности на занятиях по лыжной подготовке. | « Игра в снежки» |
18 | 23.01 | Катание на лыжах | «Кто быстрее» |
19 | 30.01 | Ступающий шаг без палок | «Пустое место» |
20 | 6.02 | Скользящий шаг с палками | «Скользи дальше» |
21 | 13.02 | Подъемы и спуски под уклон | «Пройди в ворота» |
22 | 20.02 | Подъемы и спуски под уклон | «Пройди в ворота» |
23 | 27.02 | Передвижение на лыжах до 1км | «Кто быстрее» |
24 | 6.03 | Передвижение на лыжах до 2км | «Кто быстрее» |
25 | 13.03 | Передача мяча одной рукой от плеча | «У кого меньше мячей» |
26 | 20.03 | Передача мяча двумя руками из-за головы Передача мяча двумя руками с отскоком от пола | «Школа мяча» |
27 | 3.04 | Ведение мяча ведущей рукой стоя на месте | «Мяч в корзину» |
28 | 10.04 | Ведение мяча правой и левой рукой стоя на месте | «Попади в обруч» |
29 | 17.04 | Ведение мяча правой и левой рукой поочередно стоя на месте и в движении | «Игры с ведением мяча» |
30 | 24.04 | Пионербол. Развитие ловкости Бросок мяча двумя руками снизу и ловля мяча | «Мяч ловцу» |
31 | 8.05 | Бег с ускорением от 10 до 15м Игры с элементами легкой атлетики | «Два мороза» |
32 | 15.05 | Метание малого мяча Игра «Русская лапта» | «Метко в цель» |
33 | 22.05 | Игры на совершенствование навыков прыжков Игры на закрепление навыков бега | «Волк во рву» «Пустое место» |
Программа ОФП, рассчитанная на 34 часа будет пройдена за 33 часа (1час-праздничный день).
Материально-техническое обеспечение.
- Канат для лазанья
- Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
- Мячи: баскетбольные, волейбольные, футбольные
- Скакалка гимнастическая
- Мат гимнастический
- Гимнастические палки
- Стенка гимнастическая
- Кегли
- Обручи
- Флажки
- Рулетка измерительная
- Лыжи
- Ноутбук
Учебно-методическое обеспечение
- Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях. – Минск: Полымя, 1989. – 159 с.
- Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология, 1987. - №3. - С. 3-9.
- Сермеев Б.В. Методика воспитания двигательных качеств аномальных детей. - Горький, 1976. - 76 с.
- Фарфель В.С. Развитие движений у детей школьного возраста. - М.: Из-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 67 с.
5. Шапкова Л.В.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии– М.: Сов.спорт, 2002. – 212 с.
6 .Шипицина, Л.М. Развитие навыка общения лиц с нарушением интеллекта. (Руководство для родителей и программа для педагогов) / Л.М. Шипицина. – СПб.: Ин-т специальной педагогики и психологии, 2000. – 84 с.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.
1. Лях В.И. Мой друг – физкультура: Учеб. для обучающихся 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1999. - 192 с.
Список рекомендуемой литературы для родителей.
1. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с.
2. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья 1 – 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с.
3. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. – М.: Сов. спорт, 2002. – 212 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Речь и альтернативная коммуникация» дополнительный 1 класс (для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАПредмет: «Речь и альтернативная коммуникация»...
Принципы подготовки образовательных электронных презентаций для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В настоящее время в системе образования происходят значительные изменения. В первую очередь это выражается в стремлении перейти от традиционной формы обучения к интерактивной модели преподнесения учеб...
Рабочая программа дополнительного образования «Хореография» для 1-4 классов обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа имеет художественную направленность и предназначена для обучающихся 1-4 классов с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)....
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...
Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальн...