Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности объединения «Родословие» «Ты: твой род и твоя семья» возраст обучающихся 10 -12 лет, подпрограмма «История малой Родины в лицах» возраст 13 -14лет
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему
Дополнительная образовательная программа «Ты: твой род и твоя семья», включающая подпрограмму «История малой Родины в лицах», разработана на основе и в соответствии следующих НПА: Конституция РФ, Конституция РТ, закон РФ «Об образовании», закона РТ « Об образовании», Концепция модернизации Российского образования на период до 2015 г.», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», а также учтены требования и рекомендации, содержащиеся в «Примерных программах внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) под редакцией В.А.Горского по краеведческой направленности: модуль 1 «Мой мир»
Актуальность программы заключается в том, что духовно-нравственное воспитание школьников является приоритетным направлением образовательной политики на современном этапе. Краеведческое образование является одним из важнейших ресурсов духовно-нравственного воспитания обучающихся. Одной из задач историко – краеведческого образования в школе является обучение чувственной восприимчивости духовной и материальной культуры человечества, нашедшей отражение в ее памятниках; передаче духовно-нравственных ценностей.
Роль истории как учебного предмета важна в понимании, осознании сущностных вопросов: Кто я? Кто мы? Кто они? Как связано прошлое и современность. Учитывая, что при формировании исторических знаний надо опираться на то, что ученикам близко и знакомо: история своей семьи, историю рода, края и т.д. Еще русский педагог К.Д.Ушинский отмечал, что «русская семья, со всей своей внутренней жизнью, дающей и целебные и ядовитые плоды, есть создание истории». Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Научить видеть историю «вокруг себя» в своей семье, в своем роде, в предметах быта, в семейных реликвиях и т.д.
Исходя из этого, мною было расширено и дополнено содержание пропедевтического курса «Что изучает история?» в пятом классе путем введения тематического блока, посвященного изучению истории семьи и рода: «Ты: твоя семья и твоя родословная». Из десяти часов предназначенных для пропедевтического курса, не менее пяти часов использовалось для изучения семейной истории и рода. Благодаря чему появляется реальная возможность для создания пространства живой истории, условий приближения истории к личности пятиклассника.
В связи с тем, что урочная деятельность четко регламентирована по времени, по ресурсному обеспечению, по способам контроля и оценки результатов на каждом этапе ее достижения, она определенным образом «сковывает» как деятельность учителя, так и обучающихся. Для полной реализации воспитательного потенциала курса «Ты: твоя семья и твой род» явно было недостаточно урочной деятельности, потребовалась острая необходимость во внеурочной деятельности. Интеграция основного и дополнительного исторического образования стала социально востребованной. В связи, с чем была разработана программа дополнительного образования «Ты: твой род и твоя семья»
внеурочной деятельности краеведческой направленности детского объединения «Родословие». Следует отметить, целесообразность изучения родословия соответствует возрастным особенностям 10 -12 летних школьников. Это период характеризуется хорошей мотивацией: открытость, эмоциональная отзывчивость, познавательная активность – позитивный период для изучения истории семьи, рода.
Удивительная атмосфера создается на занятиях: позитивный настрой детей, особое волнение и переживание за выступление, демонстрацию генеалогических таблиц, родословных древ, поколенных росписей. Выступления учащихся всегда сопровождаются искренностью, трогательным волнением, гордостью, уважением и любовью к предкам, ответственностью. Занятия по данному курсу действительно становятся пространством личностной истории, прожитой и прочувственной. Факты и события из жизни предков, прошедшей через эмоции и чувства становятся благодатной основой восприятия истории в дальнейшем как части своей родной, близкой. Кроме того, большую помощь оказывают обучающимся родители, бабушки и дедушки и другие родственники, что сближает семью и родственников. Составление родословной укрепляет семью, повышает ее степень устойчивости, духовной близости.
Изучение родословной, истории семьи и малой Родины носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся овладевают элементарными методами сбора эмпирической информации, у них формируются умения и навыки ведения беседы, интервью с представителями разных поколений; анализа документов из семейного архива; формируется бережное отношение к старинным вещам, фотографиям, письмам; систематизация семейного архива, составление генеалогических таблиц, родословных древ, поколенных росписей и т.д. В результате у обучающихся формируются духовные ценности: уважение и любовь к семье, роду, чувство гордости за предков, земляков, достойного продолжения рода и истории малой Родины.
Для обучающихся 7 -8 классов разработана мною авторская программа «Моя малая Родина в лицах».
Изучение историко-культурного наследия малой Родины и использование его познавательного и воспитательного ресурса является актуальным в процессе формирования Патриота и Гражданина.
Одним из востребованных в последнее время методов формирования исторического сознания является познание истории через личность, главным образом, через изучение биографии. «Персональная история» края позволяет сформировать образ исторического прошлого нашей малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_chast_programmy_dopobrazovaniyu.docx | 30.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБДОУ Центр Детского творчества Менделеевского муниципального района РТ ___________А.А.Талыпова «___» _______2012 г. |
Дополнительная образовательная программа
внеурочной деятельности объединения «Родословие»
«Ты: твой род и твоя семья» возраст обучающихся 10 -12 лет,
подпрограмма «История малой Родины в лицах» возраст 13 -14лет
срок реализации программы: 3 года
Автор: Бондарева Галюза Явдатовна, учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» РТ
Место реализации: г.Менделеевск
год разработки программы: 2010 -2012г.г.
внедрение программы: 2012/2013 -2014\2015 уч.г.
Пояснительная записка
Концепция модернизации российской системы образования определяет важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующего развитию склонностей, способностей, интересов детей. Современное образование, ориентированное на создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, неизбежно встречается с рядом проблем, которые невозможно решить без изменения целей, задач, содержания и методов обучения. Разработанный курс в контексте компетентностного подхода создает деятельностную основу для изучения краеведения и развития исследовательской деятельности у школьников. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность обучающихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта.
Дополнительная образовательная программа «Ты: твой род и твоя семья», включающая подпрограмму «История малой Родины в лицах», разработана на основе и в соответствии следующих НПА: Конституция РФ, Конституция РТ, закон РФ «Об образовании», закона РТ « Об образовании», Концепция модернизации Российского образования на период до 2015 г.», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», а также учтены требования и рекомендации, содержащиеся в «Примерных программах внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) под редакцией В.А.Горского по краеведческой направленности: модуль 1 «Мой мир»
Актуальность программы заключается в том, что духовно-нравственное воспитание школьников является приоритетным направлением образовательной политики на современном этапе. Краеведческое образование является одним из важнейших ресурсов духовно-нравственного воспитания обучающихся. Одной из задач историко – краеведческого образования в школе является обучение чувственной восприимчивости духовной и материальной культуры человечества, нашедшей отражение в ее памятниках; передаче духовно-нравственных ценностей.
Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».
Роль истории как учебного предмета важна в понимании, осознании сущностных вопросов: Кто я? Кто мы? Кто они? Как связано прошлое и современность. Учитывая, что при формировании исторических знаний надо опираться на то, что ученикам близко и знакомо: история своей семьи, историю рода, края и т.д. Еще русский педагог К.Д.Ушинский отмечал, что «русская семья, со всей своей внутренней жизнью, дающей и целебные и ядовитые плоды, есть создание истории». Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей ее граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Научить видеть историю «вокруг себя» в своей семье, в своем роде, в предметах быта, в семейных реликвиях и т.д.
Исходя из этого, мною было расширено и дополнено содержание пропедевтического курса «Что изучает история?» в пятом классе путем введения тематического блока, посвященного изучению истории семьи и рода: «Ты: твоя семья и твоя родословная». Из десяти часов предназначенных для пропедевтического курса, не менее пяти часов использовалось для изучения семейной истории и рода. Благодаря чему появляется реальная возможность для создания пространства живой истории, условий приближения истории к личности пятиклассника.
В связи с тем, что урочная деятельность четко регламентирована по времени, по ресурсному обеспечению, по способам контроля и оценки результатов на каждом этапе ее достижения, она определенным образом «сковывает» как деятельность учителя, так и обучающихся. Для полной реализации воспитательного потенциала курса «Ты: твоя семья и твой род» явно было недостаточно урочной деятельности, потребовалась острая необходимость во внеурочной деятельности. Интеграция основного и дополнительного исторического образования стала социально востребованной. В связи, с чем была разработана программа дополнительного образования «Ты: твой род и твоя семья»
внеурочной деятельности краеведческой направленности детского объединения «Родословие». Следует отметить, целесообразность изучения родословия соответствует возрастным особенностям 10 -12 летних школьников. Это период характеризуется хорошей мотивацией: открытость, эмоциональная отзывчивость, познавательная активность – позитивный период для изучения истории семьи, рода.
Удивительная атмосфера создается на занятиях: позитивный настрой детей, особое волнение и переживание за выступление, демонстрацию генеалогических таблиц, родословных древ, поколенных росписей. Выступления учащихся всегда сопровождаются искренностью, трогательным волнением, гордостью, уважением и любовью к предкам, ответственностью. Занятия по данному курсу действительно становятся пространством личностной истории, прожитой и прочувственной. Факты и события из жизни предков, прошедшей через эмоции и чувства становятся благодатной основой восприятия истории в дальнейшем как части своей родной, близкой. Кроме того, большую помощь оказывают обучающимся родители, бабушки и дедушки и другие родственники, что сближает семью и родственников. Составление родословной укрепляет семью, повышает ее степень устойчивости, духовной близости.
Изучение родословной, истории семьи и малой Родины носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся овладевают элементарными методами сбора эмпирической информации, у них формируются умения и навыки ведения беседы, интервью с представителями разных поколений; анализа документов из семейного архива; формируется бережное отношение к старинным вещам, фотографиям, письмам; систематизация семейного архива, составление генеалогических таблиц, родословных древ, поколенных росписей и т.д. В результате у обучающихся формируются духовные ценности: уважение и любовь к семье, роду, чувство гордости за предков, земляков, достойного продолжения рода и истории малой Родины.
Для обучающихся 7 -8 классов разработана мною авторская программа «Моя малая Родина в лицах».
Изучение историко-культурного наследия малой Родины и использование его познавательного и воспитательного ресурса является актуальным в процессе формирования Патриота и Гражданина.
Одним из востребованных в последнее время методов формирования исторического сознания является познание истории через личность, главным образом, через изучение биографии. «Персональная история» края позволяет сформировать образ исторического прошлого нашей малой Родины.
История в лицах – это история малой Родины через ознакомление и изучение деятельности выдающихся и известных людей города, внесших огромный вклад в историю города. Эти имена на «слуху» у каждого школьника, и они буквально окружают его в повседневной жизни. Одни живут на улице Ушковых, а другие - на улице Фомина или Бурмистрова, у третьих родители работают на химическом заводе имения Льва Яковлевича Карпова, многие школьники занимаются в Культурно – информационном центре имени Сергея Николаевича Гассара.
Кто они – эти люди? Что они совершили выдающегося? За какие заслуги увековечены их имена в названиях улиц, заводов, исторических памятниках?
Курс краеведения «История малой Родины в лицах» имеет практико-ориентированный характер. Выполняя задания практикума, обучающиеся проводят мини - исследования по истории города, улицы, памятников. Первые навыки проведения социального опроса, составление родословия знаменитых людей, умения брать интервью, анализировать исторические документы – «оживляют» историю города, способствуют психологическому восприятию себя, как части исторической судьбы края.
Использование элементов проектной и исследовательской деятельности обучающимися способствует формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, планировать действия, работать в группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.
Использование краеведческого курса «Моя малая Родина в лицах» в качестве дополнительной образовательной программы в системе дополнительного образования, кружковой деятельности по краеведению в рамках проекта «Школа после уроков», представляется наиболее эффективным.
Цель:
- формирование ценностного отношения к Родине, ее культурно историческому прошлому, гражданственности и патриотизма, уважения к семейным ценностям и традициям как основы духовно-нравственного воспитания обучающихся;
- воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства;
-воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.
Задачи:
Образовательные:
- изучение основ родословной; формирование мировоззренческих позиций;
- формирование историко – краеведческих знаний о малой Родине;
- приобретение знаний о жизнедеятельности знаменитых земляков;
- закрепление этих знаний на практике;
- овладение элементарными методами сбора, хранения, первичной обработки и анализа генеалогической информации; формирование навыков исследовательской работы;
- формирование умений и навыков создания упрощенных вариантов родословных таблиц разных видов, поколенной росписи, родословного древа;
- развитие эмоциональной сферы, воображения, радости открытий;
- укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Воспитательные:
- воспитание любви к малой Родине, формирование основ патриотического сознания обучающихся на основе полученных знаний по истории малой Родины;
- воспитание ценностного отношения к культурному окружению города, уважения и гордости за малую Родину, формирование сопричастности к исторической судьбе края;
- формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
- формирование уважительного бережного отношения к историко-культурному наследию малой Родины;
- воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения, гордости за знаменитых людей малой Родины, мотивации духовно-нравственного развития на примере деятельности выдающихся земляков;
Развивающие:
- способствование развитию познавательных психических процессов, развитие коммуникабельности, формирование основ рефлексии.
- развитие творческого мышления, стимулирование нестандартного мышления;
Программы предусматривают организацию активных форм проведения занятий с учащимися. Это и традиционные занятия с применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации. А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии.
Особенность программы состоит в комплексном, системном, деятельностном подходе в реализации целей и задач краеведческого и гражданско-патриотического воспитания и образования, в использовании инновационных технологий, способствующих раскрытию творческих способностей обучающихся и формировании основ гражданской идентичности. «Горжусь прошлым своего рода, дорожу настоящим, верю в будущее России – это духовное завещание предков и я буду достойным потомком!» - лейтмотив основа духовно-нравственной совместной деятельности обучающихся, родителей и учителя на благо Отчизны!
Ожидаемые результаты:
Знать / понимать
- историю происхождения русских и татарских имен, фамилий, отчеств, прозвищ; вспомогательные исторические дисциплины: ономастика, антропонимика, геральдика, генеалогия.
-значение слов: род, предки, потомки, родоначальник, родословная, восходящая генеалогическая таблица, нисходящая генеалогическая таблица, родословное древо, поколенная роспись, генеалогические источники.
Уметь
Рассказывать о важнейших событиях семейной истории, о предках, об уважаемых родственниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, связанных с изучением родословной и семейной истории;
Проводить поиск исторической информации в источниках семейного архива;
давать описание старинных вещей семьи, метрических документов: свидетельства о рождении, свидетельства о регистрации брака;
использовать приобретенные знания при составлении генеалогических таблиц, родословных древ, поколенных росписей, написании творческих работ: сочинений «Семейная реликвия», «История моей семьи», «История моего имени».
Объяснять свое отношение к значительным событиям семьи, рода, к личностям рода.
Высказывание собственных суждений об историческом наследии своего рода, семьи как части истории Татарстана, России, мира.
Осознание себя как представителя семьи, рода, как части российского народа, использование знаний о традициях русского и татарского народов в общении с людьми другой культуры. Национальной и религиозной принадлежности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- факт осознанного продолжения изучения локальной истории в объединении «Родословие» по второму направлению «История малой Родины в лицах» для обучающихся 8 -9 классов;
- участие команды обучающихся в исторических интеллектуальных играх «Колесо истории»;
- в традиционных учебно - исследовательских конференциях: школьного, муниципального, республиканского, федерального уровней;
- участие в социальных проектах, волонтерском движении;
- высокий уровень познавательной активности;
- толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и интернационального самосознания.
Программы дополнительного образования объединения «Родословие»
№ | Название | Количество часов | возраст | Режим занятий |
1 | Ты: твой род и твоя семья | 72 | 5 – 6 класс | 2 часа в неделю |
2 | История малой Родины в лицах | 72 | 7 – 8 класс | 2 часа в неделю |
Итого: 144 |
Учебно – тематический план
Дополнительной образовательной программы «Ты: твой род и твоя семья»
Число часов, | Примерные темы, раскрывающие (входящие в) | Основное | Характеристика основных видов деятельности | ||||||||||||
Всего 72 часа | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||
теория | прак ти ка | ||||||||||||||
4 | 8 | Модуль 1 «Мой мир» Что в имени твоем? | Наука об именах. Имя и родословная. Имя. Фамилия. Отчество. Прозвище. Ономастика. Топонимика. Происхождение русских имен. Фамилий, прозвищ. Происхождение татарских имен, фамилий и прозвищ. Мое имя. Фамилия. | Логические упражнения по выявлению различий имен. Работа со словарями, Интернет ресурсами по истории происхождения имен. Составление схем и таблиц по особенностям происхождения имен, фамилий. Мини –исследовательская работа «Что значит мое имя?». Составить презентацию об известных личностях – тезках. Легенды о происхождениях фамилий обучающихся. | |||||||||||
2 | 4 | Я и моя история. | Рождение: дата, место, первый документ ребенка: Свидетельство о рождении, первые фотографии, главные события в жизни, достижения, планы и мечты. | Изучение первого документа ребенка: свидетельства о рождении, формирование первичных навыков анализа документа. Работа с копией «Свидетельство о рождении», выписать в тетрадь ФИО родителей, дату рождения, национальность. Беседа о бережном отношении к документам. Мотивация о создании личного архива – портфолио: первые документы, фотографии, рисунки. Формирование позитивного отношения к себе: гордиться собой, уважать себя, стремиться к высоким достижениям | |||||||||||
2 | 4 | История старинной вещи моей семьи | Источники знаний об истории семьи, истории рода. Устные источники: рассказы, легенды, были. Письменные источники: письма, документы, фотографии. Вещественные источники: посуда, орудие труда, одежда, утварь и т.д. Реликвия –особо ценная вещь, связанная с памятью о предках, передаваемая из поколения в поколение. | Углубление знаний об исторических источниках, обратить внимание обучающихся на историческую среду обитания, пристальнее вглядись в повседневную жизнь и ты увидишь история рядом. Упражнение на умение определять виды исторических источников. Выступление обучающихся о старинных вещах своей семьи. Рисунки, презентации на тему «История самой старинной вещи моей семьи», «Реликвия нашей семьи» | |||||||||||
2 | 4 | История семьи | Родители. Родители моих родителей. Родственники и друзья семьи. Главные события в истории семьи. Семейные традиции, праздники и интересы, совместные дела. | Актуализировать поговорки, пословицы, посвященные семье. Решение ребусов и кроссвордов о семье. Разработка герба своей семьи, эпиграфа. | |||||||||||
2 | 4 | Известные люди моей семьи | История страны – история семьи. Вклад моей семьи в благосостояние моего города -Менделеевска | Подбор материалов о родственниках по направлениям: «Они защищали Родину», «Мои родственники – герои труда», написание мини – эссе «Ими гордятся родственники», выступление и защита творческих работ. | |||||||||||
2 | 2 | Генеалогия –вспомогательная историческая дисциплина | Родина. Род. Предки. Потомки Родословие. Родословная. Генеалогия. Шеджере. Генеалогия - историческая дисциплина. Практическая генеалогия. Поколение. Краткая история генеалогии. Зарубежная генеалогия. Российская генеалогия. Татарская генеалогия. Современная генеалогия. | Работа в парах: что обозначают термины: род, Родина. Найти однокоренные слова. Участие обучающихся в эвристической беседе: Как вы понимаете выражение «без роду, без племени»? Как вы думаете прав ли А.С.Пушкин. написавший «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности»? проблемном диалоге Расширение словарного запаса обучающихся: введение терминов «генеалогия», «шеджере», «родословная», родовая история. | |||||||||||
2 | 8 | Что такое родословие? Как можно изучать родословную. | Генеалогическая таблица. Вертикальная восходящая генеалогическая таблица. Вертикальная нисходящая генеалогическая таблица. Горизонтальная генеалогическая таблица. Круговая генеалогическая таблица. Правила составления генеалогических таблиц. таблиц. | Ознакомление обучающихся с различными формами наглядного изображения. Практическая работа по составлению восходящих генеалогических таблиц в классе. Совместно с родителями, родными составляется нисходящая генеалогическая таблица. Запоминание особенности заполнения таблиц. соссоставления сосзаполнения генеалогических таблиц: четные цифра обозначает –мужчин, нечетная – женщин. Защита генеалогических таблиц. Практикум по составлению круговых генеалогических таблиц. Усвоение правил заполнения круговых генеалогических таблиц. | |||||||||||
2 | 4 | Родословное древо | Родословное древо (дерево). Значение символа древа (дерева) в мифологии, в декоративно-прикладном искусстве наших предков. Правила составления родословного древа. Практикум по составлению родословного древа. | Участие в беседе: значение символа древа в жизни людей. Практикум по составлению родословного древа с использованием имеющихся знаний по истории семьи. Заполнение четвертого и последующих поколений совместно с бабушками и дедушками как со стороны отца, так и со стороны матери. Презентация и защита родословных древ. | |||||||||||
2 | 4 | Поколенная роспись | Поколенная роспись. Родоначальник. Колена. Нисходящая поколенная роспись. Восходящая поколенная роспись. Родословный счет. Правила по составлению поколенной росписи. | Подбор материалов для составления поколенной росписи. Выполнение заданий на родословный счет. Усвоение правил составления поколенных росписей. Практикум по составлению поколенной росписи. | |||||||||||
2 | 4 | Устные и вещественные генеалогические источники | Генеалогическая информация – сведения о родственных связях, жизни и деятельности близких и дальних родственников. Классификация генеалогических источников: Устные: (предания, легенды). Вещественные: медали, монеты, родовые гербы и т.д.). Письменные: официальные, деловые, семейные | Использование устной генеалогической информации: предания о предках. Систематизация письменных источников в семье: фотографий, грамот, документов умерших родственников. Создание семейных гербов. Презентация гербов семьи. Мини – сочинение на тему: «Старинная фотография – источник знания о прошлом моих родственников» | |||||||||||
2 | 4 | Официальные и деловые генеалогические источники. | Письменные источники: метрические документы: Свидетельства о рождении, о браке, о смерти; Похвальные листы, Почетные грамоты Письма. Дневники. Газеты и журналы. О правилах бережного отношения к старинным документам, вещам. | «О чем говорят документы» - подбор официальных источников, свидетельствующих о трудовых успехах ваших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. | |||||||||||
24 Всего | 2 48 72 | Совместное коллективное творческое дело с родителями: «Я: моя семья и мой род» | История семьи. История рода. Известные люди моего рода. Светлая Память об ушедших…. | Защита презентаций на тему «Мой род –моя гордость». «Мои предки – патриоты Родины», «Я буду достоин своих предков!» |
Содержание изучаемого курса
Имя и родословие. Имя. Фамилия. Отчество. Прозвище. Ономастика. Топонимика. Происхождение русских имен. Фамилий, прозвищ. Происхождение татарских имен, фамилий и прозвищ. Мое имя. Фамилия.
Рождение: дата, место, первый документ ребенка: Свидетельство о
рождении, первые фотографии, главные события в жизни, достижения, планы и мечты.
Источники знаний об истории семьи, истории рода. Устные источники: рассказы, легенды, были. Письменные источники: письма, документы,
фотографии. Вещественные источники: посуда, орудие труда, одежда, утварь и т.д. Реликвия – особо ценная вещь, связанная с памятью о предках,
передаваемая из поколения в поколение.
История страны – история семьи. Вклад моей семьи в благосостояние моего города - Менделеевска
Родина. Род. Предки. Потомки Родословие. Родословная. Генеалогия. Шеджере. Генеалогия - историческая дисциплина. Практическая генеалогия. Поколение. Краткая история генеалогии. Зарубежная генеалогия. Российская генеалогия. Татарская генеалогия. Современная генеалогия.
Генеалогическая таблица. Вертикальная восходящая генеалогическая таблица. Вертикальная нисходящая генеалогическая таблица. Горизонтальная генеалогическая таблица. Круговая генеалогическая таблица. Правила составления генеалогических таблиц. Практикум по составлению генеалогических таблиц.
Родословное древо (дерево). Значение символа древа (дерева) в мифологии, в декоративно-прикладном искусстве наших предков. Правила составления родословного древа. Практикум по составлению родословного древа.
Поколенная роспись. Родоначальник. Колена. Нисходящая поколенная роспись. Восходящая поколенная роспись. Родословный счет. Правила по составлению поколенной росписи. Практикум по составлению поколенной росписи.
Генеалогические источники. Устная генеалогическая информация: легенда, предания. Вещественные источники: медали, монеты, церковные предметы, предметы быта и утвари, одежда, украшения и т.д. Письменные источники: метрические документы: Свидетельства о рождении, о браке, о смерти; Похвальные листы, Почетные грамоты
Письма. Дневники. Газеты и журналы. О правилах бережного отношения к старинным документам, вещам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История моей школы в истории малой родины.
Исследовательская работа на Всероссийский конкурс "Отечество- 2012"....
Исследовательская работа "История села Елховки Шатковского района" в номинации "История малой Родины"
Цель: изучение родного края на примера села Елховки Шатковского района Нижегородской области...
«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».
Статья об исследовательской деятельности в открытом образовательном пространстве как инструменте формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины....
«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».
Исследовательская работа даёт возможность учащимся научиться мыслить самостоятельно, устанавливать причинно-следственные связи, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных обл...
Учебный проект по истории "История малой Родины - история Отечества"
в Современных условиях необходимо выявлять педагогические условия для патриатического воспитания школьников....
Учебный проект по истории "История малой Родины - история Отечества"
в Современных условиях необходимо выявлять педагогические условия для патриатического воспитания школьников....