Образовательная программа дополнительного образования «ВЯЗАНИЕ». Возрастной диапазон - 11 – 14 лет. Срок реализации программы – 3 года.
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) по теме
Дополнительная образовательная программа основного курса «Вязание» является составной частью учебно-методического комплекса МОУ ДОдД «Центр дополнительного образования для детей». Она создаёт условия для приобщения обучающихся к удивительному миру народного декоративно-прикладного искусства, вобравшего в себя вековые традиции, которые не угасают, а, обогащаясь элементами и приемами, навеянными временем, развиваются и используются как в современной одежде, так и в изделиях, украшающих интерьер современного жилого помещения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyazanie_5-8_kl3_goda.doc | 328.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации Южноуральского городского округа
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «Центр дополнительного образования для детей»
Утверждаю.
Директор Н.Ф. Алексеева
30.08.2012 года
Образовательная программа дополнительного образования
«ВЯЗАНИЕ»
Возрастной диапазон - 11 – 14 лет
Срок реализации программы – 3 года
Автор Юркова Дарья
Викторовна, педагог
дополнительного образования
первой категории
Южноуральск
2012 год
Информационная карта
к образовательной программе основного курса « ВЯЗАНИЕ»
ФИО педагога _Юркова Дарья Викторовна
Тип программы: адаптированная.
Целевая установка: комплексная ( учебная, воспитательная, развивающая ).
Образовательная область: искусство, технология.
Направленность деятельности: художественная.
Способ реализации: творческий
Уровень усвоения: углубленный
Направление деятельности: художественно-прикладное творчество - вязание.
Форма реализации: индивидуально-групповая.
Продолжительность реализации: 3 года
Пол обучающихся: девочки (но могут обучаться и мальчики)
Возраст обучающихся: 11 –14 лет
Анализ образовательной программы
№ п/п | Критерии оценивания | Оценка |
1 | Оформление титульного листа | |
2 | Заполнение информационной карты программы | + |
3 | Пояснительная записка: | |
а) обоснование необходимости разработки программы | + | |
б) актуальность программы, ее новизна и отличие от аналогичных программ | + | |
в) преемственность и согласованность ее с программами общеобразовательных школ | + | |
г) цели и задачи курса для каждого года обучения | + | |
д) взаимосвязь целей и задач, реализация цели развития личности ребенка, потребность в саморазвитии | + | |
е) особенности набора детей, их возраст, особенности возрастные/психологические | + | |
ж) этапы, продолжительность реализации программы | + | |
з) ведущие теоретические идеи, подходы, технологии | + | |
и) ключевые определения, важнейшие понятия программы | + | |
к)общепедагогические принципы: научность, системность, доступность, связь теории с практикой | + | |
л) основные методы усвоения детьми материала, развивающие навыки их творческой деятельности | + | |
м) формы работы с детьми (экскурсии, походы, мероприятия) | + | |
н) прогнозируемые результаты (что будут знать и уметь обучающиеся, где они смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей, и как это определяется) | + + | |
о) формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции) | + | |
п) средства реализации программы | + | |
4 | Учебно-тематический план | + |
5 | Содержание программы | + |
6 | Условия реализации программы: | + |
а) перечень учебного, научно-тематического, дидактического обеспечения | + | |
б) материально – техническое оснащение программы, средства обучения | + | |
7 | Механизм оценки получаемых результатов: | + |
а) формы учета ЗУН | + | |
б) формы оценки качества результативность обучения | + | |
в) диагностические методики | ||
8 | Литература: | + |
а) методическая литература для педагога | + | |
б) учебная, познавательная литература для детей (ФИО автора, заглавие, подзаголовок, составит ель, редактор, место издания, издательство, год издания) | + | |
9 | а) перечень тем рефератов, докладов, проектов и других форм самостоятельной творческой деятельности детей | + |
б) репертуарный план (для художественных коллективов) | ||
в) список изделий, прикладных работ | + |
Подпись педагога:
Подпись Заместителя директора по УВР:
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки программы
Дополнительная образовательная программа основного курса «Вязание» является составной частью учебно-методического комплекса МОУ ДОдД «Центр дополнительного образования для детей». Она создаёт условия для приобщения обучающихся к удивительному миру народного декоративно-прикладного искусства, вобравшего в себя вековые традиции, которые не угасают, а, обогащаясь элементами и приемами, навеянными временем, развиваются и используются как в современной одежде, так и в изделиях, украшающих интерьер современного жилого помещения.
Концепция программы базируется на основополагающих документах в области образования:
- «Законе «Об образовании»;
- Положении об образовательном учреждении дополнительного образования для детей;
- Уставе МОУ ДОдД «Центр дополнительного образования для детей»
Актуальность программы, ее новизна отличие от аналогичных программ
Процесс овладения и присвоения обучающимися культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов формирования целостной личности, ее духовности и творческой индивидуальности.
Народное творчество несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
Участие в его познании обеспечивает эмоциональное и духовное благополучие, творческое развитие обучающихся;
способствует формированию навыков организации содержательного и полезного для повышения благосостояния семьи досуга;
создает условия для приобретения подростком на сознательном уровне в процессе творческой деятельности социально значимых черт, качеств личности, помогающих сориентироваться и выжить в современном мире.
Преемственность и согласованность с программами общеобразовательных школ
В программе предполагается более широкое, чем в других программах, знакомство с историческими, экологическими, экономическими основами вязания; выделяется время на формирование культуры и безопасность труда вязальщицы и развитие творческого воображения обучающихся на основе творческой импровизации и проектирования изделий.
Увеличение времени на создание эскизов, отработку навыков построения чертежей, выкроек, схем узоров наиболее употребляемых в быту вязаных изделий с последующим воплощением в материале творческих замыслов углубляет, расширяет и конкретизирует знания, получаемые в общеобразовательном учреждении по программе «Технология».
Особенности набора детей и учет их психологических особенностей
Набор детей – свободный, без конкурса и тестирования. Состав группы: допустимый - 12 человек, оптимальный - 10 человек. В объединении могут заниматься дети 11 – 14 лет.
В этом возрасте дети отличаются более устойчивыми интересами, развитой мелкой моторикой, они достаточно усидчивы и сориентированы на достижение конечного результата, поэтому они могут выполнять вязаные вещи средней сложности и в натуральную величину. Обучающиеся стараются сами усовершенствовать навыки творческой деятельности, увеличить объем потребляемой информации по избранному виду творчества. Из многообразия исторических сведений, специальной информации, технологических приемов и наглядного материала педагог выбирает образовательный материал соответственно возрасту и развитию ребенка и доводит все это до сознания обучающихся доступным языком в доступной форме.
Учащиеся имеют право
после соответствующего тестирования начать обучение как с начала, так и в течение первого, второго или третьего учебного года; проходить программный материал в ускоренном или замедленном темпе, самостоятельно выбирать для исполнения изделия из предложенных педагогом перечня, подборки учебной литературы или журналов по вязанию.
Этапы и продолжительность реализации программы
Программа рассчитана на три года обучения, 195 часов в год, 5 часов в неделю. Целесообразно занятия проводить 2 раза в неделю по 2 и по 3 часа
Пути реализации художественно-прикладного образования представляют собой комплекс организационных, методических и материально-технических условий:
- формирование у девочек и их родителей отношения к вязанию как к особо значимой жизненно необходимой деятельности;
- тесное взаимодействие с методическими отделами Управления образования и культуры, с Общественным детским движением на городском и региональном уровнях на основе межведомственных координационных планов, целевых программ, циклограмм массовых мероприятий;
- совершенствование материально-технической, нормативной базы и поддержание статуса объединения в образовательной системе учреждения;
- непрерывное совершенствование программно-методического обеспечения; обновление содержания, форм и методов образования с учетом передового опыта дополнительного образования;
- охват преподаванием учащихся среднего школьного возраста независимо от уровня подготовки и психо-физического состояния при помощи вариантов разделов программы по видам вязания, по уровням восприятия, по содержанию программного материала;
- активизация художественно-просветительской деятельности через средства массовой информации;
- дополнение программы наглядно-дидактическим и учебным материалами по истории и технологии вязания;
- совершенствование практических (проектных) форм художественно-творческой деятельности;
- использование эффективной системы оценки учебной и творческой деятельности учащихся;
- проведение системного изучения состояния и динамики совершенствования нравственно-эстетической культуры, развития творческих навыков и познавательных стремлений обучающихся.
Ведущие теоретические идеи, подходы, технологии
Образовательный процесс базируется на системном подходе к личности ребенка (целостности процесса его психологического, физического и умственного развития), поэтому общение педагога с ребенком строится
- на изучении психофизических особенностей его личности и социальных условий его семейного воспитания,
- на признании за ребенком безусловного права выбора форм, объема и темпа работы над программным материалом,
- на уважении его человеческого достоинства.
В основе общения педагога и обучающихся лежит личностно-ориентированная педагогика, педагогика сотрудничества и сотворчества, нацеленная на развитие творческих способностей, выявление, поддержку и дальнейшее творческое продвижение одаренных детей. Педагог поддерживает в своем объединении атмосферу творчества и успеха. От выставки к фестивалю оттачивает мастерство ребенка, способность его к самостоятельной творческой деятельности, заканчивающейся обязательным положительным результатом.
Общепедагогические принципы
Освоение содержания программного материала базируется на основе общепедагогических принципов:
- обучение от простого к сложному, научность, системность, доступность, связь
теории с практикой, индивидуальность, преемственность и результативность на всех
уровнях;
- мультикультурный подход, предполагающий включение в программу широкого диапазона стилей и национальных традиций вязания;
- опора на российские культурные особенности;
- комплексный подход к преподаванию на основе взаимодействия различных видов народного творчества;
- разработка и внедрение вариативных образовательных подпрограмм разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося;
- применение педагогики сотрудничества и сотворчества, личностно-ориентированной педагогики и метода проекта в воспитании и обучении художественно-прикладной деятельности;
- индивидуализированный подход к особо одаренным личностям и обучающимся, имеющим ограниченные возможности..
Основные формы и методы усвоения детьми материала, развивающие навыки их творческой деятельности
Методы обучения и воспитания соответствуют возрасту учащихся и образовательным задачам. Предпочтение отдается практическим, творческим. Приветствуется нестандартный подход учащихся к выполнению задания (выбору композиции, цветовой гаммы, материалов, и т.д.). Поощряется импровизация, экспериментальная работа.
Основной формой организации работы с детьми по программе является занятие продолжительностью 45 минут.
На занятии могут использоваться разнообразные виды деятельности, вследствие чего занятия чаще всего носят комбинированный характер.
Форма организации учебной работы - индивидуально-групповая. Применяется индивидуальное и дифференцированное обучение, а также обучение в малых группах, что помогает добиваться высокого качества мастерства юных вязальщиц
Необходимо привлекать учащихся и к коллективному творчеству, что способствует развитию коммуникативных качеств личности. Без этого немыслим процесс создания художественного изделия.
При проведении каждого занятия деятельность педагога направлена на:
- создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях,
- создание положительной познавательной мотивации детей, установление с ними доверительных отношений,
- подбор посильных и интересных заданий, которые способствуют личному развитию и творческому росту,
- активизацию речевого аппарата, обогащение словарного запаса (терминология),
- формирование способов оценки ребёнком собственной деятельности.
Педагог постоянно создает ситуацию успеха ребенка, которая помогает ему справляться с заданием.
Каждое занятие состоит из нескольких этапов:
- Вступительная беседа (формируется познавательный интерес, использование пословиц, поговорок, загадок о творчестве).
- Воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет). Дети учатся быть вежливыми: приходя на занятие, здороваются с педагогом и товарищами, учатся как можно чаще употреблять «волшебные» слова – «спасибо», «пожалуйста». Своим личным примером педагог побуждает воспитанника быть внимательными, добрыми и вежливыми в общении друг с другом. Хорошей традицией стало поздравление обучающихся с днем рождения.
- Организация рабочего места Педагог проверяет готовность детей к занятию. Рабочее место каждый ребенок организует для себя сам. Постепенно дети привыкают к тому, что на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Педагог приучает детей к чистоте и аккуратности. Если у некоторых учащихся отсутствуют необходимые материалы или инструменты, то педагог выдает их из дополнительных запасов.
- Повторение пройденного материала Чаще всего используется фронтальный опрос; при необходимости применяются индивидуальные карточки с вопросами, тесты. В подготовительных группах имеет место практика повторения темы через разгадывание кроссворда.
- Основная часть
Теоретическая часть предполагает проведение бесед по изучению народного творчества и декоративно-прикладного искусства, по истории развития вязания и кружевоплетения, о творчестве народных мастеров и художников, работающих в области декоративно-прикладного искусства. Рассматривание образца, показ приёмов выполнения, последовательность выполнения. Важно умело сочетать наглядный показ приемов вязания с интересным, содержательным рассказом об искусстве художественной обработки пряжи, с демонстрацией соответствующих изделий. Полученные теоретические знания необходимо тут же закреплять, выполняя в материале собственные варианты изделий и украшая их творчески переработанными композициями.
Практическая часть (80 % времени занятия); предполагает работу в нескольких направлениях:
1.Обязателен инструктаж: а) вводный – проводится перед началом практической работы; б) текущий – проводится во время практической работы; в) заключительный;
2. Выбор направления деятельности, рождение творческого замысла невозможны без работы с образцами художественных промыслов, без сбора этнографического материала конкретного региона, без проведения поисковой, краеведческой работы, посещения музеев, выставок, вязальных цехов, творческих встреч с народными умельцами и другими творческими коллективами
3. Разработка творческих эскизов-вариантов изделия, построение чертежей, схем и орнаментов, традиционных для декоративного народного творчества, способствует развитию творческих способностей юных мастериц, их активности, самостоятельности; помогает учащимся находить средства выражения художественного образа, использовать полученные знания в своей творческой работе, видеть связь способов декорирования изделий с их функциональным назначением.
4. Выполнение изделий в материале способствует формированию практических умений и навыков вязания, знакомит учащихся с вопросами материаловедения и технологией художественной обработки пряжи, вырабатывает навыки безопасного и культурного труда, а также - организации содержательного и полезного досуга.
Основное внимание на занятиях уделяется совершенствованию навыков техники вязания и повышению качества выполняемых изделий, зависящего от выбора и подготовки материала. Несмотря на кажущуюся обычность используемого сырья, у каждого народа есть свои тонкости подготовки нитей и своя излюбленная цветовая гамма, свои способы вязания. Все это в комплексе и дает неповторимый декоративный эффект.
Такое обучение дает детям радость творчества, возможность почувствовать значимость и практическую необходимость их деятельности, а созданные предметы занимают место в гардеробе девочек и интерьере их квартир.
6. Программа предусматривает наличие на занятиях валеологических пауз игровых фрагментов, , развивающих игр
Игровые фрагменты строятся на играх, чаще всего соответствующих теме занятия и объекту творчества. Ребенок может придумать свои игры-импровизации и провести их с педагогом и родителями.
Присутствие игровых фрагментов на занятиях педагог считает особенно важным, т.к. игра является естественным состоянием детей, развивает все психические процессы, вызывает у детей желание заниматься творчеством
Валеологические паузы, являются обязательным элементом, так как направлены на улучшение физического и физиологического состояния здоровья детского организма.
Каждая валеологическая пауза организовывается с определённой целью. Так, при работе с мелкими предметами во избежание порчи зрения детям предлагается выполнить упражнения для глаз.
С целью расслабления предусмотрено прослушивание валеологической музыки (звуки моря, птиц, ручья).
Во время валеологической паузы детям в разнообразной форме напоминаются правилами ТБ при работе с режущими и колющими инструментами и материалами.
Физкультминутки у младших школьников, динамические паузы у детей среднего и старшего школьного возраста; проведение гимнастических и пальчиковых упражнений,
7.Заключительный этап подведение итогов, анализ и оценка работ. Подведение итогов предусматривает рефлексию, коллективный анализ изделий в целом и оценку поделки каждого ребенка; осмысление детьми полученных знаний и умений, объективное оценивание своей собственной деятельности; приведение в порядок рабочего места.
Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и структуре.
Основная форма | Образовательная задача, решаемая на занятиях | Методы |
Познавательное занятие | Передача информации | Беседа, рассказ |
Практическое занятие по отработке определённого умения. | Обучение. Выработать умение обращаться с инструментами, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности. | Упражнения |
Самостоятельная деятельность детей. | Самостоятельный поиск решения проблемы | Упражнения |
Творческие упражнения | Применение знаний в новых условиях. Обмен опытом, идеями. | Упражнения |
Игровая форма | Создание ситуации занимательности. | Короткая игра, игра-оболочка. |
Выставки | Массовая и наглядная информация, оценка роста мастерства. | Экспозиция |
Занятие-зачёт. | Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда | Индивидуальное занятие, собеседование. |
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет педагогу быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Основными формами подведения итогов реализации программы являются самоанализ обучающимися своих достижений, применяемые в конце изучения наиболее важных тем. Своеобразным отчетом о достижениях учащихся являются художественные фестивали, конференции, выставки работ учащихся (тематические, полугодовые, годовые). В течение года обучающиеся принимают участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет им видеть свою работу в сравнении с лучшими образцами.
Можно организовать постоянно действующую экспозицию лучших детских работ, периодически заменяя экспонаты.
В системе проводятся зачетные занятия, контрольные работы, которые помогают педагогу проверить динамику совершенствования творческих навыков
Программа предусматривает разноуровневое усвоение содержания учебного материала по годам обучения
- Репродуктивный ( 1 –й год обучения) - общекультурный уровень, рационально-продуктивный, ребенок начинает посещать регулярные занятия, где происходит развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, повышение уровня информированности в области художественно-прикладного творчества, освоение первоначального опыта творческой деятельности. Уровень коммуникации педагога и обучающегося – «делай, как я». Модель обучения основана на репродуктивной деятельности. Цель педагога – увлечь ребенка, закрепить и развить у него мотивацию, желание регулярно посещать занятия.
Эвристический ( 1 –й год обучения) - углубленный уровень интеллектуально-поисковый (эвристический). Обучающийся старается сам усовершенствовать навыки творческой деятельности, увеличить объем потребляемой информации, становится исследователем избранного вида творчества. В основе общения педагога и ребенка лежит личностно ориентированная педагогика, нацеленная на выявление и поддержку одаренных детей. Организационно-педагогические формы : занятие, экскурсии, практическая деятельность, подготовка к выставкам
- Креативный ( 1 –й год обучения) – рефлексивно-созидающий (творческий – креативный) и профессионально – ориентированный, предполагающий реализацию творческого потенциала обучающегося и выражение его собственного «Я» в процессе сотрудничества и сотворчества с педагогом; достижение повышенного уровня образованности; формирование готовности к освоению программ профессионального образования (начального, среднего, высшего). Модель процесса обучения основывается на продуктивной творческой деятельности обучающегося.
Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по уровневой системе: Р- (репродуктивный, уровень) – решение творческих задач по образцу;
Э - (эвристический, ассоциативный) – решение творческих задач с
элементами рационализаторства и изобретательства;
К - (креативный, творческий, продвинутый) – творческое воплощение собственных разработок на основе полученных знаний, умений и навыков.
В конце учебного года проводятся творческие испытания - подготовка и защита проекта или изготовление выставочного отдельного изделия или композиции.
Критерии оценки:
– оценивается идея, название работы, степень самостоятельности, качество исполнения, эстетический уровень;
– оценивается умение описывать композицию в целом и в деталях; умение проводить сравнительный анализ своей работы и работ других студийцев;
– оценивается наблюдательность и фантазия, умение видеть необычное в обычном;
– оценивается интерес к специальной литературе по прикладному творчеству;
– оценивается свободное владение техническими приемами;
– оценивается устойчивость теоретических знаний по предметам обучения;
– оценивается умение проводить самоанализ и самокритику;
– оценивается степень участия в коллективных формах работы.
Суждения, советы высказываются как пожелания воспитаннику в свободном общении. Домашние задания отсутствуют. Однако инициатива, самостоятельность и творчество, проявленные вне занятия, поощряются.
Оценочные формы детских работ:
∙ оценка педагога;
∙ оценка обучающихся;
∙ самооценка своей работы;
∙ отбор работы на выставки;
∙ участие в конкурсах.
Стимулы: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой, ценным призом или поездкой.
Программа предусматривает для каждого ребенка свой индивидуально – образовательный маршрут.
Индивидуальный маршрут непосредственно и в первую очередь учитывает уровень физического и психического здоровья; возможности ребенка (уровень готовности к освоению программы); его и родителей потребности, их интересы и планы; специальные способности.
Общие цели индивидуального маршрута можно сформулировать таким образом:
- открытие новых перспектив перед каждым ребенком;
- обогащение его как личности, помощь в адаптации в обществе;
- развитие уверенности в своих силах;
- поощрение и стимулирование индивидуальных интересов и способностей;
- активное вовлечение родителей в педагогический процесс и превращение их в союзников педагога.
Главная задача педагога в работе с детьми – создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, установление с ними доверительных отношений, подбор посильных и интересных заданий, которые способствуют личному развитию и творческому росту.
Педагог постоянно создает ситуацию успеха ребенка, которая помогает ему справляться с заданием.
Ключевые определения, важнейшие понятия программы
Обучение по программе «Вязание» требует освоение таких понятий, как:
- народное творчество, художественно-декоративное искусство и композиция;
- орнамент (особенности заполнения его пространства, пропорция, соразмерность частей, ритм, симметрия, композиционный центр);
- интерьер, стиль, колорит, гармония, форма и цвет;
- технология подготовки пряжи и вязания;
- экология творческой деятельности, основы экономических знаний и предпринимательства;
- психологическая культура личности, техника безопасности и научная организация труда.
Средства реализации программы
Важнейшим условием реализации программы является создание эстетичной, развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.
Для занятий требуется просторное помещение с мебелью для детей среднего школьного возраста, с хорошим дневным и вечерним освещением.
Для демонстрации и оформления чертежей, схем необходима доска. Не обойтись без наглядного материала (образцов изделий, рисунков вязания, схем узоров); тетрадей для записей, альбома для рисования, цветных карандашей или гелевых ручек; специальных инструментов (вилки, челнока, спиц и крючков различного размера, штопальной иглы, ножниц, моталки пряжи),
Инструменты и приспособления для вязания должны размещаться в удобном для детей месте (шкафы, полки, подставки).
Комплексное учебно – методическое обеспечение программы включает:
1. Информационное обеспечение: специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы о художественно-прикладном искусстве и технологии вязания.
2. Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления вязаных изделий и анализа проделанной работы; демонстрационный материал
3. Контрольно – измерительные материалы: методики контроля, тестовые задания, схемы самоанализа.
Ожидаемый результат
Программа предусматривает углубленный уровень усвоения материала (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ПОИСКОВЫЙ, ЭВРИСТИЧЕСКИЙ), соответствующий СРЕДНЕМУ возрасту обучающихся.
В целом её содержание ориентировано на:
-освоение общечеловеческих ценностей (добро, красота, труд и т.д.) в русле отечественных и мировых культурных традиций;
-использование материалов в целях развития качеств, присущих творческой личности.
Содержание образовательного процесса способствует удовлетворению духовных запросов личности ребенка; соответствует актуальным задачам ее воспитания, обучения и развития, и включает:
- формирование культурно-исторической компетентности в процессе изучения истории и видов народного творчества;
- формирование художественно-практической компетентности в процессе овладения средствами художественной выразительности декоративно-прикладного искусства;
- формирование художественного вкуса и оценочных критериев на основе духовно-нравственных и эстетических идеалов.
Цель и задачи
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
Цель: создание условий для дополнительного обучения, воспитания и развития детей средствами художественно-прикладного творчества, что достигается решением следующих задач:
2. (Развивающая). Развитие у детей эстетических вкусов и творческих потребностей и навыков. 3. (Мотивационная). Создание творческой атмосферы и эстетичного, воспитывающего и развивающего образовательного пространства. 4. (Социально-педагогическая). Развитие чувства значимости своего дела на основе создания ситуации успеха для каждого ребенка. 5.(Обучающая). Обучение пользованию инструментами и приспособлениями для вязания; вывязыванию простейших узоров, изготовлению вязаных вещей для гардероба куклы и для интерьера 6.(Эстетическая). Использование нравственного потенциала народного искусства для формирования и развития эстетических идеалов личности обучающихся 7. (Воспитательная). Воспитание любви к народному искусству, трудолюбия, стремления доводить начатое дело до конца 8. (Оздоровительная). Использование художественно-прикладной деятельности в целях нормализации психофизического состояния обучающихся. | Цель: создание условий для дополнительного образования, творческого развития личности обучающихся по средствам приобщения к самостоятельному художественно- прикладному творчеству, что достигается решением следующих задач:
2. (Развивающая). Развитие эстетических вкусов, творческих потребностей и навыков. 3. (Мотивационная). Создание творческой атмосферы и эстетичного, воспитывающего и развивающего образовательного пространства. 4. (Социально-педагогическая). Развитие чувства самозначимости на основе системы мер по поддержке и творческого продвижения каждого обучающегося. 5.(Обучающая). Обучение пользованию инструментами и приспособлениями для вязания; вывязыванию БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ УЗОРОВ НА ОСНОВЕ НАКИДА, изготовлению вязаных вещей НА МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА И НЕБОЛЬШИХ ПО ОБЪЕМУ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА. 6.(Эстетическая). Использование нравственного потенциала народного искусства для формирования и развития эстетических принципов личности учащихся и коллектива объединения; 7. (Воспитательная). Воспитание любви к народному искусству, уважения к творческому труду и людям труда
| Цель: создание условий для дополнительного образования, гражданского становления, подготовки к труду и семейной жизни по средствам приобщения к осознанной и целенаправленной самостоятельной творческой деятельности, что достигается решением следующих задач: 1. (Познавательная). Приобщение юных граждан к лучшим образцам народного и современного прикладного искусства; 2. Развивающая). Раскрытие творческого потенциала и интеллектуального совершенствования девушки-подростка; 3. (Мотивационная). Создание творческой атмосферы и эстетичного воспитывающего и развивающего образовательного пространства; 4. (Социально-педагогическая). Формирование самосознания мастера и творца на основе практической направленности самостоятельной творческой деятельности 5. (Обучающая). Вовлечение в активную творческую деятельность для освоения базовых художественно-практических навыков. 6. (Эстетическая). Использование нравственного потенциала народного искусства для формирования творческих потребностей и развития эстетических вкусов у детей; 7. (Воспитательная). Воспитание любви к народному искусству, выработка навыков организации содержательного и полезного для повышения благосостояния семьи досуга. 8. (Оздоровительная). Использование художественно-творческой деятельности в целях психофизического оздоровления, профилактики асоциального поведения и саморегуляции психофизического состояния обучающихся. |
Взаимосвязь целей и задач и путей их решения определяет направления и перспективы становления личности обучающегося, как творца и созидателя, поэтому
Программа
- является основой для художественно-технологического образования; нравственно-эстетического воспитания; развития творческой индивидуальности каждого обучающегося на основе изучения и сохранения древнейшего вида народного творчества - вязания;
- обеспечивает его право на участие в культурной жизни и доступ к накопленным художественным ценностям; свободу творчества и охрану его интеллектуальной собственности;
- предполагает раннюю социализацию личности обучающегося, что способствует ее своевременному культурному, гражданскому, а в дальнейшем и профессиональному самоопределению;
- создает условия для выявления одаренных подростков и их дальнейшего творческого продвижения.
- формирование культурно-исторической компетентности в процессе изучения истории и видов народного творчества;
- формирование художественно-практической компетентности в процессе овладения средствами художественной выразительности декоративно-прикладного искусства;
- формирование художественного вкуса и оценочных критериев на основе духовно-нравственных и эстетических идеалов.
Освоение содержания предполагает
- Формирование отношений к народной культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности.
- Формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями народного творчества на основе их адекватной эстетической оценки.
- Формирование навыков самостоятельной творческой деятельности; восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Прогнозируемые результаты
По окончании курса учащиеся должны | 1 года обучения | 2 года обучения | 3 года обучения |
Знать: | Краткую историю возникновения и развития вязания, условные обозначения вязания, ассортимент детской вязаной одежды, основные инструменты для вязания, их назначение, материалы, их свойства, виды петель (лицевые, изнаночные), узоры на основе лицевых и изнаночных петель, иметь представление о народных орнаментах и солярных знаках, правила безопасного труда вязальщицы; | историю возникновения вязания на Руси, ассортимент вязаной одежды, основные термины и понятия, способы изготовления пряжи в условиях русского дома, правила безопасного труда, внутреннего распорядка объединения; иметь представление о выкройках и узорах на основе накида. | специальную терминологию, русские народные промысловые центры, их отличия и сходства. Иметь представление о вязальной мастерской и устройстве современных и народных приспособлений для изготовления пряжи и трикотажного полотна. Понятие об электротехнике, чертежах, схемах, выкройках, условных обозначениях, правилах техники безопасности при вязании; |
Уметь: | вязать спицами или крючком узоры на основе лицевых и изнаночных петель (столбиков с накидом и без накида), изготовить пряжу из старой вязаной вещи, правильно организовывать свое рабочее место, вязать предметы детского ассортимента одежды (носки, варежки, шапочка и шарф, топик) и предметы убранства интерьера жилого помещения( салфетка ; панно из связанных цветов) | выполнять узоры на основе накида, изготовить пряжу в домашних условиях из исходного сырья, ухаживать за вязаными вещами; изготовить вязаные вещи гардероба маленького ребенка или на себя, пользоваться необходимыми приспособлениями для изготовления вязаного изделия; | читать схемы и пользоваться специальной литературой по вязанию, уметь связать любую вещь на взрослого человека, уметь выполнять симеричные узоры и многоцветное вязание, составлять и оформлять деловую документацию мастера-надомника |
разовьют качества личности: | Устойчивый интерес к вязанию. Осознание себя членом творческого коллектива, уважение к его традициям. Бережное отношение к своему труду и к труду свих товарищей. | Ценностные ориентации личности на красоту и творческий труд. Осознание себя творческой личностью – носителем красоты и добра. Уважение к результатам творческой деятельности. | Ценностные ориентации личности на созидательный творческий труд на основе полученных знаний. Осознание себя носителем традиционной народной культуры. Стремление поделиться своими знаниями и умением с другими. |
смогут продолжить свои занятия : | по программе «Вязание» 2-го года обучения. Могут консультировать своих товарищей по изготовлению детского ассортимента вязаных изделий соответственно 1-го | по программе «Вязание» 3-го года обучения. Могут быть консультантами по вязанию в летних и дворовых кружках «Вязание» | в средних профессиональных образовательных учреждениях соответствующего профиля. Могут быть инструкторами по вязанию в кружках детских летних лагерей |
это определяется: | по количеству и качеству выполненных изделий | По результатам участия в творческих выставках и конкурсах | По результатам итоговых творческих испытаний |
освоят термины и понятия | народное творчество условные обозначения, ассортимент пряжи,лицевые и изнаночные петли, столбики с накидом и без накида, рабочее место, интерьер, панно, аксессуары, орнамент, солярны знаки, техника безопасности - психологическая культура личности | художественно-декоративное искусство, мануфактура, сырье, гардероб, выкройка, эскиз, композиция орнамент- (особенности заполнения его пространства, пропорция, соразмерность частей, ритм, симметрия, композиционный центр); экология творческой деятельности, культура труда, культура межличностного общения | Промысловые центры, трикотаж, симеричные узоры, мастер-надомник интерьер, стиль, колорит, гармония, форма и цвет, технология подготовки пряжи, основы экономических знаний, основы предпринимательской деятельности; научная организация труда, основы коллективных производственных отношений |
Учебно – тематический план
№ п/п | Разделы и темы | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | ||||||
Общ. кол-во часов | Из них | Общ. кол-во часов | Из них | Общ. кол-во часов | Из них | |||||
Теор. | Практ | Теор. | Практ | Теор. | Практ | |||||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
2 | История вязания . Краеведение, исследовательская деятельность | 10 | 4 | 6 | 10 | 4 | 6 | 10 | 4 | 6 |
3 | Охрана и культура труда | 6 | 2 | 4 | 6 | 2 | 4 | 6 | 2 | 4 |
4 | Материалы | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
5 | Приспособления и инструменты | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
6 | Электротехника | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
7 | Рисунок и графика | 10 | 4 | 6 | 10 | 4 | 6 | 10 | 4 | 6 |
8 | Основы экономических знаний (экономика семьи и домашнего хозяйства) | 10 | 4 | 6 | 10 | 4 | 6 | 10 | 4 | 6 |
19 | Основы экологических знаний | 6 | 2 | 4 | 6 | 2 | 4 | 6 | 2 | 4 |
10 | Технология вязания | 25 | 5 | 20 | 25 | 5 | 20 | 25 | 5 | 20 |
11 | Изготовление вязаных изделий | 32 | 2 | 30 | 32 | 2 | 30 | 32 | 2 | 30 |
12 | Художественно-декоративная композиция | 20 | 2 | 18 | 20 | 2 | 18 | 20 | 2 | 18 |
13 | Выставочная деятельность | 6 | 1 | 5 | 6 | 1 | 5 | 6 | 1 | 5 |
14 | Психологическая культура личности | 36 | 6 | 30 | 36 | 6 | 30 | 36 | 6 | 30 |
15 | Сплочение детского коллектива | 8 | 1 | 7 | 8 | 1 | 7 | 8 | 1 | 7 |
16 | Информационные технологии | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
17 | Общественно-полезная практика | 14 | 2 | 12 | 14 | 2 | 12 | 14 | 2 | 12 |
20 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Итого | 195 | 40 | 155 | 195 | 40 | 155 | 195 | 40 | 155 |
Содержание программы
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
1. Вводное занятие.(2час) Теория (1 чЦели, задачи, содержание 1-го года обучения по программе . Просмотр литературы и образцов вязаных изделий Адаптация в кабинете. Д.О.: альбомы по вязанию
| 1.Вводное занятие (2 час) Теория (1 час): Итоги летней самостоятельной работы. Цели, задачи и содержание 2-го года обучения по программе Практика (1 час): Анализ работ, выполненных обучающимися летом, просмотр журналов и выбор изделий для вязания. М.О.: Тетради, ручки Д.О.: Изделия, связанные летом. Алгоритм оценки изделий. Литература: весь список для обучающихся. | 1.Вводное занятие (2 час) Теория (1 час): Итоги летней работы в группе «Сувенир». Цели, задачи и содержание 3-го года обучения по программе Практика (1 час): Просмотр образцов, составление индивидуальных творческих планов, обмен личной литературой. М.О.: Тетради, ручки Д.О.: Изделия, связанные летом. Алгоритм оценки изделий. Копилка возможных изделий, собранная обучающимися в предыдущие годы. Новые журналы и литература, приобретенная обучающимися. |
3. Охрана и культура труда (6 час) Теория (2 час): .): Ценностное отношение к своему здоровью. Рабочее место – лицо мастера. Безопасный труд - залог успеха. Инструктаж по ТБ - правила поведения в кабинете; - правила эвакуации из здания в случае ЧП; - правила пожарной безопасности; -правила электробезопасности; -правила антитеррористической безопасности; -правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами; - правила поведения на общем массовом мероприятии Центра; Практика (4 ч.). Оформление Уголка здоровья. Контроль (Зачет по ТБ) М.О.: Стенд, иголки, гвозди, молоток. Д.О.: Инструкции по ТБ | 3.Охрана и культура труда (6 час) Теория (2 час.): Ценностное отношение к своему здоровью – главное условие безопасного труда. НОТ вязальщицы. Инструктаж по ТБ: - правила поведения в кабинете; - правила эвакуации из здания в случае ЧП; - правила пожарной безопасности; -правила электробезопасности; -правила антитеррористической безопасности; -правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами; - правила поведения на общем массовом мероприятии Центра; Практика (4 час.) Оформление Уголка здоровья. Контроль (Зачет по ТБ). М.О.: Стенд, иголки, гвозди, молоток. Д.О.: Инструкции по ТБ | 3.Охрана и культура труда (6 час) Теория (2 час.).Система здоровьесбережения в объединении. Культура, безопасность труда и качество изделия. Инструктаж по ТБ: - правила поведения в кабинете; - правила эвакуации из здания в случае ЧП; - правила пожарной безопасности; -правила электробезопасности; -правила антитеррористической безопасности; -правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами; - правила поведения на общем массовом мероприятии Центра; Практика (4 час.). Оформление Уголка здоровья. Контроль ( Зачет по ТБ) М.О.: Стенд, иголки, гвозди, молоток. Д.О.: Инструкции по ТБ |
2. История вязания, краеведение, исследовательская деятельность(10час) Теория (4час). Зарождение и история развития вязания. Исторические центры вязания и плетения. Инструменты, способы, виды вязания и плетения (спицы, крючок, игла, коклюшки, челнок, шаблон, вилка. Макраме.) Роль этнографического поиска в сохранении культуры своего народа. Организация сбора - поиска «Бабушкин сундук». Рекомендации по сбору и оформлению воспоминаний бабушек о видах женского рукоделия. Практика (6час). Просмотр, систематизация и оформление собранных рассказов, образцов, фотографий, журналов и книг. Творческие встречи с бабушками-рукодельницами Контроль : Собеседование о проделанной краеведческой работе. М.О.: Альбомы, папки, файлы. Д.О.: Образцы разных техник обработки пряжи в материале и в фотографиях. | 2. История вязания. Краеведение. Исследовательская деятельность ( 10 час) Теория (4 час): История возникновения, особенности и виды вязания в России. Крепостные мануфактуры и деревенские мастерицы по изготовлению исконно русского кружева. Первые учебные заведения по подготовке вязальщиц и кружевниц. Южноуральские традиции, виды и способы вязания. Рекомендации по оформлению рефератов об истории и видах вязания. Практика (6 час): Работа в библиотеке Экскурсия в вязальный цех и на рынок. Сбор материала, подготовка и защита рефератов о южноуральских мастерицах. Изготовление наглядного дидактического материала о традициях, видах и способах вязания в России и г. Южноуральске. Выставка и самоанализ подготовленного наглядно-дидактического материала М.О.: Альбомы, папки, файлы. Д.О.: Рефераты предыдущих лет. Работы южноуральских мастериц Литература – библиотека семейного чтения. | 2. История вязания. Краеведение. Исследовательская деятельность ( 10 час) Теория (4час):. История возникновения и особенности русских народных вязаных промыслов: Оренбург, Вологда, Елец, Киров, Скопенские парные кружева, Кирижское кружевоплетение. Влияние этих центров на развитие вязания в г.Южноуральске Рекомендации по оформлению детских исследовательских работ. Практика (6 час): Работа в библиотеке. Сбор и оформление краеведческих материалов; выбор тем, подготовка и защита рефератов и проектов. Экскурсии на выставку народного творчества. Оформление минимузея в кабинете вязания. Подготовка экскурсоводов и проведение экскурсий. М.О.: Альбомы, папки, файлы. Д.О.: Рефераты предыдущих лет. Работы южноуральских мастериц . Литература: КорецкаяТ.Л,Терехова А.Н. Краеведение в Южноуральском регионе вчера, сегодня, завтра.(«региональный компонент содержания непрерывного историко-краеведческого образования: формирование и освоение»),Челябинск-2002 год |
4. Материалы (2 часа) Теория (1ч.). Шерстяная и х/б пряжа, способ изготовления пряжи, отличия и свойства шерстяной и х/б пряжи. Применение шерстяной и х/б пряжи в изготовлении изделий различного назначения. . Практика (1 ч). Определение видов пряжи. М.О.: Шерстяная и х/б пряжа. Инструменты для вязания. Д.О.: Образцы изделий из шерстяной и х/б пряжи Литература: журналы «Валентина», «Сабрина» | 4. Материалы ( 2 часа) Теория (1час): Синтетическая, шелковая, смесовые пряжи, их свойства и отличия, применение синтетической и смесовой пряжи для изготовления изделий различного назначения Практика (1час): Определение вида пряжи. Контрольная работа- письменный ответ на вопросы по теме занятия. М.О.: Синтетическая, шелквая, смесовая пряжа Д.М. Образцы изделий из синтетической, шелковой, смесовой пряжи. Литература – журнал «Школа и производство» | 4. Материалы ( 2 часа) Теория (1час): Новые виды пряжи «Мохер», «Травка», «Велюр» - свойства, отличия, применение. Практика (1час): Определение вида пряжи. Контрольная работа- письменный ответ на вопросы по теме занятия. Экскурсия в магазин, просмотр вещей из новых видов пряжи М.О. Образцы новой пряжи: Д.М. .: Образцы изделий из новых видов пряжи. Литература : журнал «Школа и производство», ж. «Бурда», «Сабрина». |
5. Инструменты и приспособления (2час.) Теория (1ч.): Спицы (виды и назначения). Крючок (виды и назначение), Механическая моталка. Инструменты, облегчающие удержание петель (булавки). Практика (1час): Отличие вязания на крючке от вязания на спицах, перемотка пряжи. М.О.: Спицы, крючок, механическая моталка, булавки. Д.О.: Образцы вязок, выполненных крючком и на спицах. Литература – журнал «Сабрина». Инструкции по безопасной эксплуатации спиц, крючка, булавок и механической моталки | 5. Инструменты и приспособления (2час.) Теория (1час): Виды и назначение инструментов и приспособлений для вязания. Отличие вязания на вилке от вязания на квадрате, вязания на спицах от вязания крючком. Практика (1час): Отличие вязания на вилке от вязания на квадрате. Пробное применение различных инструментов и приспособлений для вязания. М.О.: Вилка (виды и назначение). Квадрат и круг (виды и назначение). Электромоталка. Д.О.: Образцы вязок, Литература – журнал «Сабрина». Инструкции по безопасной эксплуатации вилки. квадрата, круга. электромоталки | 5. Инструменты и приспособления (2час.) Теория (1час): Виды и назначение инструментов и приспособлений для вязания. Вязальный аппарат, коклюшки, челнок – устройство и назначение. Практика (1час): Отличие вязания на коклюшках, челноке и вязания на ручном вязальном аппарате от вязания на спицах и крючком. Пробное применение различных инструментов и приспособлений для вязания. М.О.: Коклюшки, челнок, вязальный аппарат. Д.О.: Образцы вязания на коклюшках, челноке и вязания на ручном вязальном аппарате, Литература – журнал «Сабрина». Инструкции по безопасной эксплуатации вязального аппарата, коклюшек, челнока. |
Теория (1час): Устройство э/утюга, способы безопасной работы с ним. Инструкция по эксплуатации э/утюга с учетом ТБ. Практика (1 час.): Практикум по использованию утюга с учетом ТБ. Зачет по инструкции безопасного использования утюга. М.О: Электроутюг Д.О.: Таблица «Устройство электроутюга». Инструкция по безопасной эксплуатации электроутюга. | 6. Электротехника ( 2 час) Теория (1час): Устройство э/моталки, правила безопасной работы с ней. Инструкция по эксплуатации э/моталки с учетом ТБ. ПрактиКа (1 час.): Практикум по использованию эл./омоталки с учетом ТБ Зачет по инструкции безопасного использования электромоталки. М.О: Электромоталка. Д.О.: Таблица «Устройство электромоталки». Инструкция по безопасной эксплуатации э/моталки. | 6. Электротехника ( 2 час) Теория (1час): Устройство э/прялки, правила безопасной работы на ней. Инструкция по эксплуатации э/прялки с учетом ТБ. Практика (1 час.): Практикум по использованию электропрялки с учетом ТБ Зачет по инструкции безопасного использования электропрялки. М.О: Электропрялка. Д.О.: Таблица «Устройство электропрялки». Инструкция по безопасной эксплуатации электропрялки. |
5. Рисунок и графика(10час) Теория (4 ч аса). Снятие мерок, расчет петель, построение простейшей выкройки изделия на куклу. Легенда знаков при работе с крючком и спицами. Схемы узоров, работа с ними. Практика (6 ч). Чтение схем, зарисовка схем, построение выкроек, рассчет петель. Контроль ЗУН ( Умение снимать мерки, рассчитывать количество петель, строить выкройки на куклу) М.О. Линейка, карандаш, альбом. Д.ОТехнологические карты, плакаты. Литература: журналы для девочек «Лола» и «Волшебный клубок» | 7. Рисунок и графика (10 час) Теория (4 часа) Снятие мерок, расчет петель, построение простейшей выкройки изделия на ребенка или на себя. Легенда знаков при работе с вилкой, квадратом, кругом. Схемы узоров, работа с ними Практика ( 6 час) Чтение схем, зарисовка схем, построение выкроек, рас чет петель М.О.: Сантиметр, линейка, карандаш, калька Д.О. Инструкционно-технологические карты на изготовление вязаных изделий, плакаты. Литература : журналы для девочек «Вяжем на малыша» | 7. Рисунок и графика (16 час) Теория (6 часа) Снятие мерок, расчет петель, построение простейшей выкройки изделия в натуральную вличину. Легенда знаков при работе с коклюшками, челноком. Схемы узоров, работа с ними Практика ( 6 час) Чтение схем, зарисовка схем, построение выкроек, расчет петель. КонтрольЗУН. М.О.: Сантиметр, линейка, карандаш, калька Д.О. Инструкционно-технологические карты на изготовление вязаных изделий, плакаты. Литература: Максимова «Уроки вязания». . |
6. Основы экономических знаний (10час) Теория (4 час) . Понятие бюджета семьи. Понятие цены и цены вещи, связанной самостоятельно. Изготовление пряжи из старой вещи и способы ее обновления. Практика (7 ч). Экскурсия в магазин с целью наблюдения цен вязаных вещей. Расчет цены связанной самостоятельно вещи. Обновление и изготовление пряжи из старой вещи. Контроль ( Изготовление пряжи из б/у колготок и вязание тряпочки для мытья посуды.) М.О.. Калькулятор. Ножницы Д.О. Связанные вещи из пряжи б/у. Литература: журнал «Школа и производство» | 8. Основы экономических знаний (10 час) Теория (4 ч): Уход за вязаными вещами, их хранение, рынок старых вязаных вещей и их использование, способы изготовления пряжи из ненужных вещей. Практика (6 ч) Расчет цены связанной самостоятельно вещи, изготовление игрушки «Медведь» из старого носка. Решение экономических задач М.О.: Ножницы, крючок. Д.О. Инструктивная карта по изготовлению игрушки из старого носка Литература : «Экономика для всех»,ж. «Школа и производство» | 8. Основы экономических знаний (10 ч.) Теория (4 ч): Понятие об индивидуальной трудовой деятельности деловая документация Практика (6 ч) М.О.: Составление деловой документации. Деловая игра «Фирма веников не вяжет». Контроль ЗУН (Защита проекта индивидуальной трудовой деятельности). М.О.: Тетрадь, ручка, калькулятор. Д.О.: Деловые бумаги, устав ЧП, заявление, постановление, смета. Литература: ж. «Школа и производство». Учебники для школы: Леонтьев А.В. Технология предпринимательства., М., «Дрофа»,2000; Симоненко В,Д., Шелепина О.И. семейная экономика, М., «Вита»,2000 |
7. Основы экологических знаний( 6 ч) Теория 2 ч). Культура русского дома и место в нем вязаных вещей. Экология творчества (режим освещенности, проветривания, сохранение осанки, чистота рабочего места). Зона психологической разгрузки. Практика (4 ч). Отработка упражнений и игр физкультминутки и активной перемены. Проветривание, самообслуживание, уборка рабочего места. Уход за зеленой зоной. М.О.Горшки для посадки цветов. Лейка. Опрыскиватель. Д.О.Плакат «Осанка». Комплекс физических упражнений и игр для разминки пальцев рук и плечевого пояса, отработки правильной посадки. Литература: «Этодолжен знать каждый». | 19.Основы экологических знаний (6 ч) Теория (2 ч): Правила здоровьесбережения при вязании. .Экология творчества, зеленая зона кабинета, экологические свойства материалов. Экологическая подготовка к вязанию из различной пряжи. Практика (4 ч) Уход за зеленым нарядом кабинета, физкультурная пауза, самообслуживание и уборка рабочего места. М.О.: Горшочки для посадки растений, лейка для полива цветов, опрыскиватель. Д.О.: Открытки с комнатными растениями. Литература-«Комнатные растения» | 9.Основы экологических знаний (6 час) Теория (2 ч): Правила здоровьесбережения при вязании. Экология творчества, зеленая зона кабинета, экологические свойства материалов. Экологическая подготовка к вязанию из различной пряжи. Практика (4ч): Уход за зеленым нарядом кабинета, физкультурная пауза, самообслуживание и уборка рабочего места. Изготовление полезных вещей их отходов пряжи. Контроль ЗУН. М.О.: Горшочки для посадки растений, лейка для полива цветов, опрыскиватель. Д.О.: Открытки с комнатными растениями. Литература: Кудрявец Д.Б.«Комнатные растения». Инструктивные карты на изготовление полезных вещей из остатков пряжи. |
8. Технология вязания(25час) Теория (5 ч.) Понятие о способах вязания на спицах : набор петель, лицевые и изнаночные петли, кромочные петли, прибавление и убавление петель, окончание вязания. Понятие о вязании крючком: столбик ,полустолбик, столбик с накидом Практическая работа(20 ч.)Отработка приемов вязания. Контроль( Самоанализ детьми своих достижений) М.О.Спицы ,крючок. Пряжа. Д.О.: Плакаты «Набор петель». «Лицевые петли», « Изнаночные петли», «Столбик», «Столбик с накидом». Литература: Максимова «Уроки вязания». | 10. Технология вязания (25 час) Теория (5 час): Изготовление пряжи в домашних условиях. Понятие об узорах на основе лицевых, изнаночных, снятых, перекрещенных петель и накидов. Практика (20 час): Отработка приемов вязания узоров на основе лицевых, изнаночных, снятых и перекрещенных петель. М.О.: Спицы. Крючок. Д.О.: Образцы узоров вязания. | 10. Технология вязания (25 час) Теория (5 час): Изготовление пряжи в домашних условиях. Понятие об узорах на основе лицевых, изнаночных, снятых, перекрещенных петель и накидов. Практика (20 час): Отработка приемов вязания узоров на основе лицевых, изнаночных, снятых и перекрещенных петель. Контроль ЗУН. М.О.: Спицы. Крючок. Д.О.: Образцы узоров вязания. Литература: Симоненко В.Д, Матяш Н.В. Основы технологической культуры. М., Изд.ц. «Вентана –ГраФ»,2003 |
9.Изготовление вязаных вещей (34 час) Теория (4 ч) Понятие о вязаном гардеробе на куклу и элементах интерьера ее домика. Практическая работа (30 ч) Изготовление вязаного гардероба для куклы и элементов оформления. Интерьера ее домика. Контроль ( Самоконтроль по алгоритму) Д.О.: Образцы. Алгоритм самоконтроля. Литература: журнал «Лола» | 11. Изготовление вязаных вещей ( 34 час) Теория (4 ч): Набор, виды и назначение вязаных изделий в гардеробе человека Практическая работа (30 ч) Изготовление вязаного гардероба для маленького ребенка или на себя М.О.: Спицы, крючок Д.О.: Образцы. Литература: журнал «Вяжем на малыша» и другие популярные журналы. | 11. Изготовление вязаных вещей ( 34 ч) Теория (4ч): Набор, виды и назначение вязаных изделий в гардеробе человека Практическая работа (30 ч): Изготовление вязаного гардероба для взрослого человека. Контроль ЗУН (Самоконтроль по алгоритму). М.О.: Спицы, крючок Д.О.: Образцы. Литература: журналы по вязанию. |
10. Художественно-декоративная композиция (20 час) Теория (2ч.). Понятие о цветовой гамме, сочетании цветов, об орнаменте. Узоры на основе лицевых и изнаночных петель. Практика (18ч.). Изготовление образцов вязания. Контроль( Умение вывязывать узоры из лицевых и изнаночных петель.) М.О.. Спицы, Крючок. Пряжа и нитки Д.О.: Образцы и схемы узоров из лицевых и изнаночных петель.. Литература: журнал «Бурда», книга «700 вязаных узоров. Литература: журнал «Бурда», книга «700 вязаных узоров». | 12.Художественно-декоративная композиция (20 час) Теория (2 ч) Понятие об ажурных узорах на основе накида, в круге, в прямоугольнике Практика (18 ч) Изготовление салфетки или шарфа М.О.: Спицы, крючок Д.О.: Образцы и схемы. Литература: журнал «Бурда», «700 вязаных узоров» | 12. Художественно-декоративная композиция (24 час) Теория (2 ч): Понятие о симметричных узорах и многоцветном вязании, счетном вязании на основе лицевых и изнаночных петель. Вышивка в вязаном изделии Практика (18 ч.): Изготовление образцов. Контроль ЗУН. М.О.: Спицы, крючок Д.О.: Образцы и схемы. Литература: журнал «Бурда», «700 вязаных узоров» |
11. Выставочная деятельность (6час) Теория (1 ч). Оформление выставочных экземпляров и выставки в кабинете. Практика (5ч). Подготовка выставочных экземпляров гардероба куклы М.О.Выставочные стенды. Иголки. Д.О.: Выставочные экземпляры работ учащихся. | 13. Выставочная деятельность ( 6 час) Теория (1 ч) Эстетика организации выставки Практика (5 ч) Подготовка изделий и оформление выставочного стенда. М.О.: Стенд, иголки с ушками. Д.О.: Выставочные экземпляры вязаных изделий. | 13. Выставочная деятельность ( 6 час) Теория (1 ч): Роль выставочной деятельности в совершенствовании мастерства вязальщицы. Эстетика организации выставки Практика (5 ч): Подготовка изделий и оформление выставочного стенда. М.О.: Стенд, иголки с ушками. Д.О.: Выставочные экземпляры вязаных изделий. |
12. Психологическая культура личности (36час) Теория (6ч.) Общечеловеческие ценности. Воспитанность и её составные части. Культура общения. Культура внешности. Культура быта. Культура учебного труда. Обобщающая тема: На сцене нашего «Я» Практическая работа (30ч.) Тренинг общения; выполнение режима дня. Практикумы: как вести себя за столом, как красиво одеваться и др. Выполнение памяток :«Как стать внимательным», «.Как стать настойчивым». Выполнение памяток самоконтроля за творческим трудом и поведением. М.О.Тетради Д.О.: Тесты, памятки. | 14. Психологическая культура личности (36 час) Теория (6 ч): Человек как личность, способности, задатки, роль деятельности в развитии способностей. Черты характера: самостоятельность, требовательность, ответственность, трудолюбие. Организация самопознания и самовоспитания. Практика (30 ч) Самоанализ «Мои достоинства», тренинг усидчивости, аккуратности, самоактивизации, самовнушения, саморелаксации, самовосстановления. М.О.: Тетради, ручки Д.О.: Таблицы: «Темперамент» и «Характер». Тесты самопознания. | 14. Психологическая культура личности (36 час) Теория (6 ч): Желание, мечта, выбор, борьба, труд. Могу, хочу, надо. Цель и план жизни человека.Я – механизм самоутверждения личности (деловое, полоролевое, творческое) Я – коммуникативный контакт, структура общения, его средства. Три способа достижения хорошего отношения к вам (по Карнеги) Я- понятие девичьей чести и достоинства Правила жизни и творческой деятельности (из биографии великих людей) Мир профессий – сферы самореализации Вера в себя и подготовка к деловой карьере. Биоэнергетическая саморегуляция, проблемы безопасности человека Практическая работа (30 ч): Тренинг коммуникативных умений, самодиагностика, тренинг индивидуальной трудовой деятельности. Профессиональная проба (Подготовка и самостоятельное проведение занятия по вязанию). М.О.: Тетради, ручки Д.О.: Тесты, плакаты с высказываниями великих людей о способах самоутверждения. Литература: Твоя профессиональная карьера. Под ред.Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И., М., «Просвещение»,2000 |
13. Сплочение детского коллектива (8час) Теория (1 ч). «Ты и коллектив объединения», тест «Коммуникабельный ли ты» Практика (7 ч). День открытых дверей. Родительское собрание с учащимися. День здоровья на природе. Посвящение в подмастерья. Распределение обязанностей между Членами объединения. Участие в мероприятиях Центра, мероприятия в группе М.О.Игровой реквизит. Туристическое оборудование. Д.О.: Разработки детских праздников. | 15. Сплочение детского коллектива ( 8 ч) Теория (1 ч) : Человек среди людей. Где начинается твоя свобода? Практика (7 ч) – день открытых дверей. Собрание учащихся с родителями. День здоровья. Выбор детского актива и распределение обязанностей. Посвящение в подмастерья. Участие в мероприятиях Центра. Организация мероприятий в объединении Самообслуживание. Выпуск тематической газеты. М.О.: Самовар, чайный сервиз, набор русских платков, игровой реквизит Д.О.:Уголок объединения | 15. Сплочение детского коллектива ( 8ч) Теория (1ч): «Расскажи мне о себе». «Научился сам – научи другого». Традиции коллектива – старые и новые. Практика (7 ч): День открытых дверей. Собрание учащихся с родителями. День здоровья. Выбор детского актива и распределение обязанностей. Посвящение в подмастерья. Участие в мероприятиях Центра. Организация мероприятий в объединении Самообслуживание. Выпуск тематической газеты. М.О.: Самовар, чайный сервиз, набор русских платков, игровой реквизит Д.О.: Уголок объединения |
14. Информационные технологии (2час) Теория (1 ч). Библиотека для вязания. Журнал «Лола», «Валентина» Практика (1 ч). Просмотр литературы по теме «Вяжем на Барби». Изготовление дидактического материала из старых журналов и календарей М.О.Папка и файлы. Д.О.: Старые журналы. | 16. Информационные технологии ( 2 час) Теория (1 ч) : Журналы по вязанию. Роль библиотеки в развитии человека. Практика (1 ч) В библиотеке просмотр журналов и книг по вязанию (раздел для детей). Изготовление дидактического материала из вырезок старых журналов и календарей М.О.:Папка с файлами Д.О.: Листовки с описанием вязаных изделий | 16. Информационные технологии ( 2 час) Теория (1 ч) : Журналы по вязанию. Роль библиотеки в развитии человека. Практика (1 ч): (В библиотеке) просмотр журналов и книг по вязанию (раздел для детей). Изготовление дидактического материала из вырезок старых журналов и календарей. Выпуск листовок «Советуем связать». М.О. :Папка с файлами Д.О.: Листовки с описанием вязаных изделий |
15. Общественно-полезная практика(14ч) Теория (2 ч) «Что отдал, то твое». Практика (12 ч). Изготовление новогодних игрушек и игрушек для детского сада. М.О.Ножницы ,коробки, бутылки пластиковые, спицы, крючок, пряжа. Д.О.: Инструкционные карты по изготовлению игрушек из бросового материала. | 17. Общественно-полезная практика(14 ч) Теория (2 ч): «Украсим жизнь вокруг нас» - история и значимость общественно полезных акций: « Мой подарок ветерану», «Новогодний серпантин» Практика (12 ч): Изготовление сувениров и элементов оформления праздничного интеръера. М.О.: Ножницы, остатки пряжи, Д.О.: Образцы сувениров и украшений. | 17. Общественно-полезная практика(14ч) Теория (4 ч): «Долг платежом красен» - история и значимость общественно полезных акций: « Мой подарок ветерану», «Новогодний серпантин» Практика (12 ч): Оставлю память о себе (работа в мастерской«Сувенир»,изготовление сувениров и элементов оформления праздничного интеръера. Контроль качества изделий. М.О.: Ножницы, остатки пряжи, Д.О.: Образцы сувениров и украшений. |
16. Итоговое занятие (2час) Теория (1час). Подведение итогов за год . Награждение учащихся. Практика (1час). Выставка работ учащихся Д.О.: Грамоты. Благодарственные письма родителям. | 18. Итоговое занятие ( 2 час) Теория ( 1 час) Подведение итогов за год. Награждение лучших учащихся. Практика ( 1 час) Выставка работ учащихся М.О.: Стенд Д.О.: Работы обучающихся | 18. Итоговое занятие ( 2 час) Теория ( 1 час) Подведение итогов за год. Награждение лучших учащихся. Практика ( 1 час) Выставка работ учащихся М.О.: Стенд Д.О.: Работы обучающихся |
Список возможных работ обучающихся
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
1.Гардероб для куклы : спортивный костюм платье топик и шорты сапожки-носочки шапочка шарф 2.Вязаные предметыкукольного интерьера
плед коврик салфетка игрушка:
|
1. Гардероб на ребенка шапочка кофточка (платье) ползунки (штанишки) пинетки, носочки варежки 2. Гардероб на себя кофточка (топ) шапочка шарфик 3. Элементы оформления интерьераквартиры коврик , настенное панно, сувенир, салфетка скатерть (платок) |
1. Предметы гардероба кофточка платье костюм комплект (шапочка и шарфик) плед (пончо) 2. Элементы оформления интерьера квартиры настенное панно скатерть (платок) сувенир коврик салфетка
|
Литература для педагога
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
| 1.Зенови ч С. Свитера. – Лениздат, 1965 2.Журнал «Верена»,Журнал «Сандра».
11. Фибих С., Гурская Т. Шерсть, спицы, мода. – Лениздат, 1965 | 1. Фибих С., Гурская Т. Шерсть, спицы, мода. – Лениздат, 1965 2.Зенови ч С. Свитера. – Лениздат, 1965 3.Журнал «Верена», 4.Журнал «Сандра». 5.Закатова И.Н., Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Организация внеурочной деятельности школьников. 6.Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества, Пенза, Научно-методический центр отдела образования,1994 7.Кудрявец Д.Б.Комнатные растения,М., Просвещение,1993 8. Максимова..М. Н. Азбука вязания. М., Просвещение. 1998
|
Литература для обучающихся
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения |
1. Журнал «Лола», «Волшебный клубокк». 2. Максимова В.М. Азбука вязания. – М., 1992 . 3. Пучкова Л.С. Кружок вязания на спицах. – М., Просвещение, 1988. | 1. Пучкова Л.С. Кружок вязания на спицах» - М., Просвещение, 1988 год 2. Максимова М.Н. Азбука вязания. М., «Просвещение»,1998 | 1. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства, М., Дрофа,2000 2. Максимова М.Н. Азбука вязания. М., «Просвещение»,1998 4. Симоненко В,Д,,Матяш Н.В. Основы технологической культуры, М., Вентана- Граф,2003 5. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика, М., Вита,2000 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года
Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.
Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Образовательная программа дополнительного образования детей детского объединения «Вязание крючком»
Программа рассчитана на детей 8-15 лет. Срок реализации 2 года....