Дополнительная общеразвивающая программа "Театральная игра"
календарно-тематическое планирование по теме
Программа для детей 7-10 лет, рапсчитана на 72 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 349
с углубленным изучением английского языка
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено»
Педагогическим Советом «Утверждена»
протокол №____ от________ Приказом________№_____
Директор_______
Г.Н.Прибыткина
Дополнительная общеобразовательная программа «Театральная игра»
Возраст освоения: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель -
Зорабова Анна Валерьевна педагог
дополнительного образования
Санкт-Петербург
2013
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Театральная игра» направлена на удовлетворение эстетических потребностей личности, способствует формированию ее сознания, расширяет жизненный опыт, способствует духовному и социальному становлению личности ребенка.
Образовательная программа «Театральная игра» имеет социально-педагогическую направленность, модифицированная, общекультурная.
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе. В младшем школьном возрасте ребенок наиболее любознателен, открыт для познания нового, поэтому этот возраст благоприятен для развития творческого начала личности ребенка.
Педагогическая целесообразность: в процессе обучения дети в интересной, увлекательной форме учатся совместным действиям и переживаниям, знакомятся с лучшими образцами художественного слова, получают стимул к собственному творчеству. Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Реализация программы позволяет педагогу увидеть ребенка в активной деятельности, сформировать индивидуальный план его развития и своевременно скорректировать издержки.
Целесообразно начинать вводить ребенка в мир народной культуры с раннего возраста, с начальных классов. Ведь именно в этом возрасте ребенок не только способен принять душой принципы о взаимопонимании и сотрудничестве между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, но уже достаточно образован, для того, чтобы их понять. И поэтому, именно детям необходимо предоставить возможность узнать истоки национальной культуры, философии, искусства.
Цели и задачи образовательной программы:
Основная цель: социализация и креативное развитие детей младшего школьного возраста средствами социально-культурной деятельности путем включения их в театральную игру;
Основные задачи:
Образовательные:
- Познакомить с произведениями русского и зарубежного фольклора;
- Ознакомить с многообразием различных видов театрального искусства;
- Обучать основам актерского мастерства, сценического движения, пантомимы.
Развивающие:
Развивать умения выступать публично;
Развивать умения описывать мир, картины, возникающие перед внутренним взором;
Развивать наблюдательность; креативное мышление
Активизировать познавательный интерес
Воспитательные:
Овладеть навыками межличностного общения и совместной деятельности в группе;
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности;
-принцип креативности.
Характеристика программы
Программа предназначена для работы с детьми 7-9 лет без учета состояния здоровья. Специального отбора для детей не существует.
Один год обучения -72 часа
Режим занятий.
2 раза в неделю по 1 часу;
Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие. Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: репетиции и театральные выступления.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Воспитанники будут
знать:
- 7-10 произведений русского фольклора (поговорки, пословицы, потешки, колыбельные и т.д.);
- 5-8 русских народных сказок;
- 5-10 стихотворений, басен русских авторов;
уметь:
- выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего человека;
- показывать индивидуальный этюд по опорным словам, коллективный этюд с 1-3 партнерами;
- находить оправдание любой произвольной позе (бытовой и в пределах сюжета);
- рассказывать о том, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
- рассказывать о своих наблюдениях за миром людей, природы;
- распределяться по площадке, не перекрывая друг друга;
- вспоминать и описывать реальные происшествия и реальное состояние по заданной педагогом теме;
- подключать предлагаемые педагогом обстоятельства к выполнению данного этюда;
- пересказывать 2-3 сюжета из фольклора зарубежных стран.
Проверка освоения программы происходит на открытом занятии в конце учебного года и на занятии – тестировании.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ П.п | Раздел, тема | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда | 1 | 1 | - |
I. | Раздел. Я и мир. | 18 | 4 | 14 |
II. | Я и мир предметов | 18 | 4 | 14 |
III. | Я и мир литературного творчества | 18 | 4 | 14 |
IV. | Репетиционно-постановочная работа | 16 | 2 | 14 |
V. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
ИТОГО | 72 | 14 | 58 |
3.СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I Раздел. Я и мир
Теория: Понятие игра. Возникновение игры. Актуальность игры. Значение игры в театральном искусстве. Понятие жесты, движения, чувства. Значение их в театральном искусстве.
Практика: Упражнения: «Сказка», «Ассоциация», «Борьба стихий», «Ладонь», «Фотография», «Три точки», «Круги внимания», «Угадать шумы», «Искусственные шумы», «Радио», «Слышать одного», «Узнать запахи», «Ощущения запаха», «Вкусовые ощущения», «Информация через стекло. Дальнее расстояние»;
Упражнения на предлагаемые обстоятельства, «Эмоциональная память», «Цветение и увядание», «А я – чайник», «Лес».
II Раздел. Я и мир предметов
Теория: Понятие предмет, беседы на темы: предметы в моем доме, предметы улиц и городов.
Практика: Упражнения: «Изучение комнаты», «Первая буква», «Любимое место в мире», «Я – предмет», «Изображения предметов», «Внутренний монолог», «Изображение предметов улиц, городов», «Внутренний монолог», «Этюды на предлагаемые обстоятельства».
III Раздел. Я и мир литературного творчества
Теория: Понятие обряда. Возникновение обряда. Понятие фольклор. Возникновение фольклора. Разновидности фольклора. Понятие художественное произведение.
Практика: Подготовка и проведение обряда «Масленицы».
Этюды на поговорки, пословицы, потешки, колыбельные, народные сказки.
Этюды из сказок, стихотворений. Инсценировка небольших стихотворений, сказок.
IV Раздел. Репетиционно- постановочная работа.
Теория: Читка сценария фольклорного праздника. Распределение ролей.
Практика: Репетиции отчетной показательной программы (показательные занятия, игровая программа. Инсценировка стихотворений, этюдов и др)
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Основные формы проведения занятий:
- игра;
- диалог;
- различные виды тренингов
- слушание;
- созерцание;
- импровизация.
Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.
В течение учебного года в каждой группе ставится минимум два спектакля. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется.
На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве.
Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.
Задача тренинга - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.
Занятия лучше всего проводить в просторном, театральном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр.
Программой предусмотрено обязательное выявление интересов, склонностей, потребностей воспитанников, уровень мотивации, а также уровень творческой активности.
Одной из форм фиксации уровня творческих достижений каждого воспитанника является оформление личного дневника наблюдения, который рассчитан на весь период обучения по программе и включает:
- общую информацию о ребенке (дату рождения, состояние здоровья, сведения о родителях, классном руководителе, домашний адрес);
- заполненную ребенком страницу с ответами на вопросы, предлагаемые в анкете для выявления интересов, любимых занятий, учебных предметов, общего кругозора);
- показатели наличия или отсутствия динамики роста уровня знаний, умений и навыков по каждому из учебных предметов, оформленные графически.
Материально-техническое обеспечение
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками театра-студии необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
- наличие учебных и служебных помещений (зала для проведения репетиционных занятий, сцены, гардероба, санитарных комнат);
- стулья;
- маты;
- кубы различных форм;
- реквизиты, костюмы;
- ширмы (стационарные, передвижные);
- магнитофон, акустические колонки;
- видеофонд записей постановок тетра-студии.
5. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
. Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/16/picture-309739-1381901806.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа "Подвижные игры народов мира"
Данная программа решает проблему организации внеурочной деятельности младших школьников. Школьники, освоившие программу «Подвижные игры народов мира» приобретают к...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-606998-1426178102.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. ВОЛЕЙБОЛ»
В процессе изучения данной программы учащиеся смогут восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение ра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-608484-1426441217.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ "СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ"
Данная программа разработана для проведения кружка "Спортивные игры"...
Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения
Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...
Рабочая программа "Спортивные игры"(Волейбол) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения
Актуальность.Занятия волейболом -эффективное средство укрепления здоровья,улучшения физического развития учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/08/picture-1048825-1533727761.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа "Игра- дело серьезное"
Программа создана для творческого объединения, в котором через игру в настольные игры дети знакомятся с основами психологии, учатся общаться, интересно организовывать свой досуг...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СЕКЦИИ «Спортивные игры»
laquo;Спортивные игры»...