Дополнительная общеразвивающая программа "Подвижные игры народов мира"
рабочая программа на тему

Демидова  Анна Валентиновна

  Данная программа решает проблему организации внеурочной деятельности младших школьников. 

    Школьники, освоившие программу «Подвижные игры народов мира»  приобретают качества, необходимые им в будущей жизни: приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е.

        Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством  решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания, личности младшего школьника, развития его разнообразных  двигательных способностей и совершенствования умений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx68.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное бюджетное учреждение

 дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского ) творчества

Волховского муниципального района»

Программа рассмотрена                                                                                   Утверждаю:

На методическом совете                                                                                   Директор

Дата______________                                                                                         Дата____________

Дополнительная общеразвивающая

программа

 

«Подвижные игры народов мира»

        

Направленность программы: социально-педагогическая

Возраст детей:  7 -10 лет

Срок  реализации: 1 год обучения

Педагог дополнительного образования

Коротина Анна Валентиновна

г. Волхов

2014 г

Пояснительная записка

   Дополнительная общеразвивающая  программа «Подвижные игры народов мира» относится к  социально-педагогической направленности

Дополнительная общеразвивающая  программа «Подвижные игры народов мира» является модифицированной. 

        Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.       Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей,  их быт, труд, национальные устои,  представления о чести,  смелости,  мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Г.А.Виноградов и др.), заботясь о просвещении, образовании и воспитании народа, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народов, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

    Актуальность программы 

  Данная программа решает проблему организации внеурочной деятельности младших школьников.  

    Школьники, освоившие программу «Подвижные игры народов мира»  приобретают качества, необходимые им в будущей жизни: приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е.

       Педагогическая целесообразность

   Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством  решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания, личности младшего школьника, развития его разнообразных  двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Основная задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.

        Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

    Каждая тема основной части программы начинается с русской народной игры, затем дети изучают и сравнивают  аналоги в играх других народов.

       

Цель программы:  Развитие личности ребёнка, способного к самовыражению через игровую деятельность.

Задачи

Обучающие:

1. Познакомить детей русскими народными играми и  играми народов мира,  пополнить знания об истории и  культуре.

2. Научить детей играть самостоятельно в  подвижные игры с учётом техники безопасности.

3.Расширить словарный запас  обучающихся.

Развивающие: 

1.Развивать: сообразительность,  речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, быстроту реакции  и так же эмоционально-чувственную сферу.

      2.Развивать самостоятельность и творческую инициативность, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг,  активно включаться в коллективную деятельность.

      3. Формировать способность оценивать достоинства и недостатки своей деятельности

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к Родине, уважение к культуре других народов,  ценностное отношение к народным играм как культурному наследию;

2. Воспитывать  волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, культуру игрового общения, честность, скромность.

     3.  Формировать у детей систему нравственных общечеловеческих ценностей,            проявлять положительные качества личности.           

Возраст детей

Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста (7 -10 лет).  Условия приёма: по  желанию детей (заявление от родителей ).

    Формы и режим занятий

Форма обучения – очная. Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторная. Форма организации занятий – всем составом объединения.  

    Программа рассчитана на 1 года обучения. Занятия по данной программе проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу, всего 68 час.

    Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате обучения  дети  должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Обучающиеся, освоившие программу  приобретают следующие личностные, метапредметные  и образовательные результаты:

Личностные:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи,

- проявлять уважение к традициям своей Родины, толерантность;

 - проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

Метапредметные:

- проявлять самостоятельность и творческую инициативность, ,

-  активно включаться в коллективную деятельность.

- оценивать достоинства и недостатки своей деятельности.

Предметные:

- использовать разученные подвижные игры для своего досуга;

- знать  об истории народных игр мира;

- знать названия и правила народных игр мира.

- учитывать  требования безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий в помещении,  сохранность природы во время  занятий подвижными  на улице.

Формы  и порядок проведения промежуточной  и итоговой аттестации  

  • самостоятельное проведение игр;
  • наблюдение;
  • тест;
  • диагностическая карта  (Приложение №2)

Учебно-тематический план

Разделы и темы

Кол-во часов

Всего

теория

практика

1.

Тема № 1 Введение.

1

1

2.

Тема № 2 «Ловишки»

8

2

6

3.

Тема № 3 « Салки»

8

2

6

4.

Тема № 4 « Жмурки»

5

1

4

5.

Тема № 5 «Стрелки»

6

1

5

6.

Тема № 6 « Кто быстрее?»

6

1

5

 7.

Тема № 7 « Разрывные цепи»

6

1

5

8.

Тема № 8 «Прятки»

5

1

4

 9.

Тема № 9 «Займи место» 

       6

1

5

10.

Тема № 10 «Фанты»

6

1

5

11.

Тема № 11 Повторение и обобщение.

Проект «Праздник народных игр

« Путешествие по странам»

9

3

6

Итого:

66

15

51

Содержание программы

Тема 1.  ВВЕДЕНИЕ

Знакомство с программой и правилами  поведения на занятиях.

Беседа о правилах техники безопасности и этических норм при проведении подвижных игр. Выработка правил поведения на занятиях.

Тема 2.  ЛОВИШКИ

Теория:  Беседа «Все дети любят играть» (игры разных народов)

Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение  правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

«Гуси-лебеди». Русская народная игра

-«У медведя во бору».  Русская народная игра

-«Волк и ягнята». Бурятская народная игра

- «Стой, олень». Игра народов коми.

«Серый волк». Татарская народная игра.

-«Ловишки». Татарская народная игра.

 «Сокол и лиса». Якутская народная игра.

«Барашек». Молдавская народная игра.

Тема 3.  САЛКИ

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение  правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

 - «Ляпка». Русская народная игра.

- «Липкие пеньки». Башкирская народная игра.

-«Я есть». Карельская народная игра

«Перехватчики». Татарская народная игра.

- «Рыбки». Чувашская народная игра.

-«Защитник». Грузинская народная игра.

«Ласточка». Киргизская народная игра

Тема 4.   ЖМУРКИ

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение  правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

«Обыкновенные жмурки». Русская народная игра.

«-Жмурки». Татарская народная игра.

Тема 5 СТРЕЛКИ

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение  правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

 - «Вышибалы». Русская народная игра.

- «Стрелок». Башкирская народная игра.

- «Ловля оленей». Игра народов коми.

- «Куропатки и охотники». Игра народов Сибири

Тема 6  КТО БЫСТРЕЕ?

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение  правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

-«Займи стул». Русская народная игра.

 «Платок» Дагестанская народная игра.

- «Сажай лен». Белорусская народная игра.

-  «Море волнуется». Эстонская народная игра.

Тема 7 РАЗРЫВНЫЕ ЦЕПИ

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение  правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

- «Разрывные цепи». Русская народная игра.

-«Биляша». Марийская народная игра.

-«Белый тополь, зеленый тополь». Узбекская народная игра

Тема 8. ПРЯТКИ

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение  правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

 -« Прятки». Русская народная игра.

 -«Двенадцать палочек». Русская народная игра.

Тема 9.  ЗАЙМИ МЕСТО

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение  правил игры. Обсуждение игр.

Практика:  Разучивание игр. Проведение игр.

 - «Займи место». Русская народная игра.

- «Продаем горшки». Татарская народная игра. 

- Похожие татарские и латвийская игры.

Тема 10. ФАНТЫ

Теория: Знакомство с содержанием игры. Объяснение содержания игры. Объяснение  правил игры. Обсуждение игр.

Практика: Разучивание игр. Проведение игр.

«Краски.» Русская народная игра. 

«Молчанка». Русская народная игра

«Птичка». Литовская народная игра.

Тема 1 . Повторение изученных игр. 

Теория: Повторение игр. Обсуждение.

Практика: 

 Работа над проектом   «Праздник народных игр « Путешествие по странам»

Выбор самых интересных игр к празднику. Выбор –кто желает самостоятельно проводить игры. Составление сценария – выбор стран которые они желают посетить.

Проведение  игр. Сходство и отличие игр разных народов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Разделы

Программы.

Формы

Методы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический

материал.

Формы

подведения

итогов

1.

Введение

Беседа-рассказ

Словесный,

Наглядный

Картотека игр, считалок

Наблюдение, начальная диагностика

2.

Ловишки

Беседа, рассказ,

практические занятия (игра)

Словесный,

практический,

методы игры,

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм: палка, мел.

Самостоятельное проведение игр обучающимися;

наблюдение

3.

Салки

Беседа, рассказ,

практические занятия (игра)

словесный,

практический

метод игры,

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм: палка, мел.

Самостоятельное проведение игр обучающимися,

наблюдение

4.

Жмурки

Беседа, рассказ,

практические

занятия (игра)

Словесный,

практический

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм: платок, мел.

Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение

5.

Стрелки

Рассказ, беседа,

практические

занятия(игра)

Словесный,

практический

 

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм: мяч, мел.

Самостоятельное проведение игр обучающимися,
наблюдение.

6.

Кто быстрей

Беседа, рассказ, практические занятия (игра)

Словесный,

практический,

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм: стул, платок, мел.

Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение.

7.

Разрывные цепи

Беседа, рассказ,

Практические занятия.

Словесный,

практический,

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм: мел.

Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение

8.

Прятки

Беседа, рассказ

практические

занятия (игра)

Словесный,

практический,

методы игры,

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм: 12 палочек, доска, чурка, мел.

Самостоятельное проведение игр обучающимися,

наблюдение

9.

Займи место

Беседа, рассказ

практические

занятия (игра)

Словесный,

практический,

методы игры,

Картотека игр, считалок

Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение

10.

Фанты

Беседа, рассказ

практические

занятия (игра)

Словесный,

практический,

методы игры,

Картотека игр, считалок

Самостоятельное проведение игр обучающимися, наблюдение

11.

Повторение игр

Беседа,

практические

занятия (игра), праздник

Словесный,

практический,

методы игры,

Картотека игр, считалок

Оборудование к играм.

  Итоговое занятие Тестирование

Праздник игры.

диагностическая карта  

Список литературы для педагога

 Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

 Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.
Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.

«Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги,  Москва. 2003.

Интернет-ресурсы:

http://www.chudopredki.ru

http://detlan.ru

http://festival.1september.ru

Список литературы для детей

  1. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
  2. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
  3. Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
  4. Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М.,  1986.
  5. Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.

 Интернет ресурсы

http://igra-naroda.ru

http://www.pravilaigr.ru

http://azbuka-igr.ru

Приложение  № 1

Алгоритм работы с играми.

  • Знакомство с содержанием игры.
  • Объяснение содержания игры.
  • Объяснение  правил игры.
  • Разучивание игр.
  • Проведение игр.
  • Обсуждение игр.

Приложение № 2

Календарный учебный график

1. Продолжительность учебного года:

- начало учебного года с 10 сентября.

 - окончание учебного года – 31 мая.

2. Количество учебных недель – 66.

Каникулы  

3. Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.

4. Продолжительность и количество  занятий в неделю

  • 2 раза в неделю по 1 часу

Перерыв между занятиями составляет 10 минут.

5.   Формы  и порядок проведения промежуточной  и итоговой аттестации  

  • самостоятельное проведение игр;
  • наблюдение;
  • тест;
  • диагностическая карта  (Приложение №2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по физической культуре "Игры народов мира" для 1 класса.

p { margin-bottom: 0.21cm; } «...У всех народов существует более или менеезначительный запас игр, характеризующих донекоторой степени быт народа.»(Гориневский В.В.) Программа  «Подвижные иг...

Русские национальные виды спорта и игры народов мира

Русские национальные виды спорта и игры народов мира...

Игры народов мира

Дополнительное образование для 5-8, 9, 11 классов на базе подвижной игры: "Снайперы" ("Народный мяч"), углубленного изучения техники и тактики в играх волейбол и баскетбол....

Игры народов мира

Дополнительное образование для 5-8, 9, 11 классов на базе подвижной игры: "Снайперы" ("Народный мяч"), углубленного изучения техники и тактики в играх волейбол и баскетбол....

СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ "ИГРЫ НАРОДОВ МИРА"

Цель:  содействие  всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями Задачи:   Øукрепление здоровья учащихся, ...

Игры народов мира.

мои презентации....

Методическая разработка занятия по программе "Играя, познаем мир", 2-й год обучения (раздел "Игры народов мира")

Методическая разработка занятия из раздела "Игры народов мира" по теме "Игра североамериканских индейцев "Гремучая змея", возраст детей 7-10 лет....