Дополнительная общеразвивающая программа "Игра- дело серьезное"
рабочая программа на тему
Программа создана для творческого объединения, в котором через игру в настольные игры дети знакомятся с основами психологии, учатся общаться, интересно организовывать свой досуг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-delo_sereznoe.docx | 207.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Темкинский Дом творчества
«Утверждаю» Принята на педсовете
Директор________________ Дома творчества
«___»____________20__ г. протокол №________
От «__»___________ 20__ г.
П Р О Г Р А М М А
« ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ »
Направление:
Социально - педагогическое
Возраст обучающихся: 8 - 16 лет
Сроки реализации : 1 год
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Хохолева Светлана Анатольевна
с. Темкино
Пояснительная записка
Меняется понимание привычных вещей, меняется сам образ жизни общества. И поэтому перед педагогами ставится задача- найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим миром. Детство- это не подготовительный период жизни. И необходимо признавать ценность этого периода развития личности. В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя комфортно, ощущает психологический комфорт, свободу.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Любая игра- это наука побеждать. В игре вырабатываются такие важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.
Игра- вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность.
Одно из определений игры «Игра есть действие, протекающее в определенных рамках места, времени, смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы материальной пользы и необходимости; сопровождающееся настроением и чувствами подъема и напряжения, отрешенности и восторга ( Хёйзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий.- М., 1994)
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Участие ребенка в игре дает ему возможность осмыслить значение собственных поступков. Любая игра позволяет осуществлять пробы нравственной позиции.
Актуальность программы :
Использование игры во внеурочной деятельности школьников обусловлена рядом обстоятельств:
- повышение интерактивности педагогических средств
-необходимость формирования условий, позволяющих регулировать ситуации релаксации, развлечения и активного отдыха
-снижение роли и значения общественных объединений, и как следствие, обеднение опыта взаимодействия у школьников.
В данной программе раскрывается организация и проведение интеллектуальных, коммуникативных и настольных игр. Их значение для формирования психики ребенка и подростка, развития качеств личности:
-активно развивается речь и пополняется словарный запас;
-улучшается мелкая и крупная моторика – повышается скорость реакции, ловкость и аккуратность;
-мышление переходит на новый уровень дети быстрее осваивают счет, начинают лучше осознавать пространственные взаимосвязи;
-творческое начало и воображение подстегиваются разными составляющими игр;
-ребенок становится более социально адаптированным, поскольку в игре постоянно сталкивается с новыми доселе неизвестными ему ситуациями и преодолевает их совместно со сверстниками;
-с помощью настольных игр для детей можно развивать память и сообразительность;
Настольные игры развивают у детей навык мышления, память, учат делиться, проигрывать, развивают внимательность, логическое и образное мышление, учат взаимодействовать с другими игроками, подчиняться правилам.
Важная задача – научить ребенка переживать поражение, но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни. Действовать по правилам – также необходимое умение, ведь жизнь в социуме невозможна без них.
Другое дело, что, даже действуя по правилам, можно добиться победы или поражения. А вот каким образом получить наилучший результат, тоже научит игра. Учитывая разнообразие настольных игр, потенциал у них велик.
. Особенность этой программы состоит в обобщении и структурировании работы по развитию интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей подростков через включение их в интеллектуальную досуговую деятельность как участников и организаторов интеллектуально- познавательных мероприятий путем совместной деятельности взрослых и детей. Любая игра позволяет осуществлять пробы нравственных позиций. Воспитательное значение несет и отношение участников к правилам игры.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в социуме, который позволил выявить сложившиеся противоречия:
-развитие интеллекта зачастую ограничивается рамками школьной программы. А социальная действительность требует более широкого кругозора
- у подростков есть потребность в межличностном общении, но отсутствуют первичные навыки социальных коммуникаций
-противоречие между нереализованностью интеллектуального и творческого потенциала подростков и стремлением к самореализации и самовыражению.
Программа сочетает в себе проведение настольных, коммуникативных, интеллектуальных игр и досуговых программ, обучение детей и подростков проведению таких игр в группах сверстников.
. При составлении программы модуля использованы материалы программы «Интеллектуальный клуб « Умники»» ( составитель Е. А. Ципляева),материалы пособия «Программы внеурочной деятельности: ИГРА, ДОСУГОВОЕ ОБЩЕНИЕ» ( авторы Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, М.,-«Просвещение» 2011)
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Освоение детьми культуры общения, развитие нравственных установок личности через игру.
Задачи:
Воспитательные:
-формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе досуговой деятельности и межличностного общения
-придать досуговой деятельности развивающий и воспитывающий характер
-формировать ценностное отношение к интеллекту
Обучающие:
-обучить детей иподростков разрабатывать и проводить интеллектуально- познавательные игры и конкурсные программы
- создать условия для самореализации личности на основе индивидуального и дифференцированного подхода через включение в активную социально- досуговую деятельность.
Развивающие:
-развивать организаторские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного общения
-создавать условия для развития творческих и индивидуальных наклонностей
Здоровьесберегающие:
-создать условия для развития гармоничной личности
-способствовать сохранению физического и психологического здоровья подростков
- приобщать к здоровому образу жизни.
Программа основывается на принципах:
- природосообразности (игровая деятельность согласуется с общими законами развития природы и человека. Воспитывает его сообразно полу и возрасту. Формирует ответственность за развитие самого себя)
-культуросообразности (игра основывается на общечеловеческих ценностях культуры)
-коллективности (игра, как правило, осуществляется в детско- взрослой общности и дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими людьми)
-диалогичности (искренность, взаимопонимание, признание и принятие между педагогом и обучающимся, ориентации на успешную деятельность)
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Специфика данной программы такова, что о ее результатах необходимо судить по трем взаимосвязанным группам показателей:
учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в творческом объединении).
метапредметным (выражающим способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях)
Учебные результаты:- знание основных терминов, определений и свойств психических процессов и качеств, умение анализировать, делать выводы, сравнивать, применять полученные знания в своей интеллектуальной деятельности.
Личностные результаты: - сформированность интеллектуальной культуры, развитие волевых качеств личности. Сформированность первичных коммуникативных навыков.
.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно работать над развитием психических процессов ( памяти, воображения, внимания, мышления, речи и т.д.), психических качеств личности ( характера, темперамента, способностей и интересов);-способность контролировать и регулировать свое поведение в различных жизненных ситуациях;
Программа способствует формированию ключевых компетенций. Таких как: компетентность в сфере взаимодействия школьника с самим собой и с другими людьми (личностная компетенция);
компетентность в сфере взаимодействия с обществом (социальная компетенция);
компетентность в сфере взаимодействия с природой (познавательная компетенция);
компетентность в сфере взаимодействия с человеческой деятельностью (предметно – деятельностная компетенция).
компетентность в сфере работы с различными источниками информации(информационная компетентность)
Контроль за освоением программы предусматривает промежуточный и итоговый контроль.
Для промежуточного контроля за усвоением теоретического материала разработаны тесты, кроссворды, викторины , терминологические карты, терминологические диктанты, опросы, задачи, игровые формы и т.п. По окончании учебного года проводится итоговая аттестация обучающихся.
В приложение к данной программе разработаны «Программа мониторинга освоения образовательной программы», «Программа мониторинга личностного развития обучающегося».
Курс рассчитан на один учебный год. Программа учебного года составляет 144 часа.
Возраст обучающихся 8- 16 лет. Занятия могут проходить в подгруппах в зависимости от возраста обучающихся: 12- 13 лет и 14- 16 лет. Продолжительность занятия-2 часа
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты программы можно распределить по трем уровням:
- первый уровень:приобретение школьником знаний о правилах ведения социальной коммуникации; о принятых в обществе нормах отношения к другим людям; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации
-второй уровень: развитие ценностных отношений к другому человеку как таковому( гуманность); как другому (альтруизм); как иному( толерантность); стремление к свободному,открытому общению в позиционных общностях
-третий уровень: приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности ;опыт управления коммуникацией с другими людьми и принятие на себя ответственности за других людей;опыт позиционного самоопределения в открытой общественной среде.
Мониторинг отслеживания результатов проводится в начале, середине и конце учебного года. Реализовывается через наблюдение, анкетирование, тестирование.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ:
- рассказ, беседа, дискуссия,
-игры, викторины, конкурсы, турниры
- творческие задания
- досуговые и игровые программы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| ТЕМА | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение. Значение игры для развития личности. | 1 | 1 | |
2 | Игры для развития психических процессов: память, внимание, мышление, воображение | 70 | 6 | 64 |
3 | Промежуточная аттестация | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Игры для развития коммуникативных способностей | 70 | 6 | 68 |
5 | Итоговая аттестация | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Итоговое занятие | 1 |
| 1 |
Всего | 144 | 14 | 130 |
СОДЕРЖАНИЕ ИГРОТЕКИ
игры | значение |
Игры с шашками «Мельница» «Уголки» «Джамперс» «Кегли» «Решетка» «Уноретта» «Рендзю» | Развивают логическое мышление, способности к продумыванию стратегии. Воспитывают сдержанность, сосредоточенность, терпение. |
Игры с карточками «Пикчурека» «Головоноги», «Головоноги-2» «Лого» , «Эврика» «Тик-так-бум» «Ответь за 5 сек», «Банни, банни, муз, муз» | Развивают словарный запас, фантазию, реакцию. |
Игры с карточками «Патерностер» «Мнеморина» «Медвед» «Имаджинариум» «Вуду мания», «Пакля-рвакля», «Ку-ква-ре-му», «Большая стирка», «Кто моет посуду?», «Обезьянки- хулиганки», «Котосовы», «Зоомагия», «Геометрика», «Геометрика экстра» «Попался» | Развивают память, образное мышление, интуицию, наблюдательность. Формируют умение сравнивать, анализировать, обобщать. |
Игры с карточками «Уно» «Свинтус» «Мафия» «Активити» «Спич» «Элиас», «Пиратские карты», «Бум», «Эрудит», «Образно говоря», | Развивают внимание, реакцию, умение работать в группе. Формируют навыки общения вербальными и невербальными средствами. |
Игры с карточками «Клац» «Фрукто 10» «Турбосчет»«Зелье- варенье», «Семь на девять», «Котики», «Алхимия», «Ёжик- потеряшка», «Боброугольник», «Крокодите мимо», «Кафе для чудищ», «Арис» | Развивают наблюдательность, формируют навыки мыслительной деятельности, развивают качества мышления |
Игры на игровом поле «Крахморта» , «Буржуй», «Гонки ёжиков», «Перепутаница», «Экспресс-кубик», «Лови мышей» | Формируют навыки стратегии, предусмотрительности. Развивают интуицию, коммуникацию. |
Игры головоломки «Манкала» «Пирамида» «Логические кубики» «Косой узел» «Ханойская башня» «Колючка» «Четыре в ряд. 3D» «Танграм», «Дженга», «Игнис», «Колор-код», «IQ шаги», «IQ энигма»»,»Факир»,»Шоколайт», | Развивают логику, интеллект, воображение и мышление |
Игры- викторины «Четыре цвета» «Умный в гору» «Знайка» «Алфавит» | Развивают навыки самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности |
С предметами «Баклуши», «Микадо», «Ецци», «Твистер» | Развивают умение контролировать эмоции,координацию движений, умение анализировать результаты действий |
Коммуникативные игры «Кто есть кто», «Спич», «Активити», «Бум», «Мамбо мамонтов», «Рожик. Включи эмоции» | Развивают навыки общения, умение поддерживать беседу, устанавливать контакты, вести себя в конфликтных ситуациях |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
ТЕМА «ВВЕДЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.» ( занятие 1)
Беседа об истории игр, их разновидностях. Функции игры в обучении и воспитании.
ТЕМА «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ»
(занятия 2-36)
Краткие беседы об особенностях психических процессов, способах их развития. Перед разъяснением правил игры проводится анализ ее влияния на развитие того или иного процесса.
ТЕМА «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
(занятия 37-70)
Беседы о видах коммуникации, о способах поведения в разных ситуациях, разъснение форм поведения и общения при проведении различных игр
ТЕМА «ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ» ( занятие 71)
Тестовые и практические задания
ТЕМА «ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ» (занятие 72)
Подведение итогов учебного года.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация программы опирается на принципы культуросообразности, единства обучения и воспитания, сотрудничества и сотворчества педагога и обучающихся, доступности, преемственности, дифференциации и индивидуализации.
Образовательные технологии, используемые при реализации программы
технология | результативность |
Личностно- ориентированного обучения | Развитие познавательных способностей, максимальное развитие индивидуальности обучающихся |
Проблемное обучение | Умение самостоятельно искать решение, развитие мыслительной деятельности, самостоятельность в постижении новых понятий и умений |
Разноуровневое обучение | Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями, годом обучения. |
Игровые технологии | Повышение интереса к предмету, мотивация к обучению, формирование коммуникативных навыков, нравственных качеств личности |
Технология витагенного образования ( А.С. Белкин) | Востребованность жизненного опыта, интеллектуально- психологического потенциала личности в образовательных целях |
Технология саморазвития личности ( А.А. Ухтомский- Г.К Селевко) | Сознательное управление своим развитием, осознание личностью происходящих с ней изменений |
Тестовые технологии | Оценка знаний, личностных качеств обучающихся |
Здоровьесберегающие технологии | Сохранение физического и психологического здоровья обучающихся, пропаганда здорового образа жизни |
Технологии рефлексии | Оценка состояния своего развития, оценка продуктивности деятельности |
Информационно- коммуникационные технологии | Расширение возможностей поиска, представления и передачи информации |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Платонов К.К. Занимательная психология.- СПб: Питер Пресс, 1997
- Кузнецов И.Н. Язык мимики и жестов.-Ростов н/Д: Феникс, 2007
- Тесты для всей семьи/ сост.А.П.Краснящих.- Харьков, Книжный клуб семейного досуга, 2006
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
- Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1975
- Психология и педагогика/ Под ред. А.А.Радугина. - М.: Центр, 1999
- Психология для всех и для каждого/сост.В.Б.Шапарь.- Харьков: Торсинг, Ростовн/Д: изд-во «Феникс», 2002
- Практикум по общей психологии/под ред.А.И.Щербакова.- М.: Просвещение, 1979
- Рогов Е.И. Психология человека. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001
- Маленкова Л.И. Человековедение.- М.: Педагогическое общество России, 2000
- Хёйзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий.- М., 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Игра - дело серьезное"
Опыт использования игровых технологий на уроках истории и обществознания. Приведены примеры игровых приемов, театрализованных и ролевых игр....
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный техник (столярное дело)"
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дела житейские»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дела житейские» имеет социально-гуманитарную направленность и предназначена для подростков 14-16 лет. Программа является метод...
Юмор делает серьезное более серьезным
Рассказ написан учащимся 10 класса...
Дополнительная общеразвивающая программа «Швейное дело «Силуэт»» художественной направленности для обучающихся 5-8 классов, срок реализации 3 года
Швейное дело интересует каждую девочку, но в моей группе занимаются и мальчики. Художественная вышивка многим нравится за свою яркость и новизну в работе. Современные швейные машинки имеют очень обшир...
Дополнительная общеразвивающая программа «Выбор профессии – дело серьезное»
Актуальность данной программы состоит в том, что мир профессий широк и многообразен. Некоторые профессии перестают быть актуальными, востребованными, появляется множество новых профессий, расширяются ...
Дополнительная общеразвивающая (общеобразовательная) программа "Швейное дело"
Данная программf направлена на развитие общетрудовых умений и навыков, на эстетическое и нравственное воспитание детей с ментальными нарушениями, через занятия швейному делу. Трудовая деятельность для...